Научная статья на тему 'Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны'

Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO ECONOMIC SECURITY / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ Н ОБРАЗОВАНИЕ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION AND EDUCATION / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF CORRUPTION OFFENSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорев А.И., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И.

Азрушающее воздействие на экономику страны коррупции свидетельствует об отсутствии необходимых мер ее противодействию. Коррупция противодействует общественным интересам, что приводит к снижению эффективности функционирования государства и создает прямую угрозу безопасности граждан. Одним из приоритетных методов в борьбе с коррупцией, формирования нового сознания, профилактики коррупционного поведения должно стать антикоррупционное правовое воспитание и образование, которое позволит сформировать в обществе мировоззрение, осуждающее коррупцию. Важным аспектом в сфере антикоррупционного образования является повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции. Единая антикоррупционная программа должна найти свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки обучающихся в высших учебных заведениях. Активное внедрение в учебный процесс антикоррупционного образования позволит обеспечить рост правосознания в обществе и поможет сформировать у молодежи нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорев А.И., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of anti-corruption behavior in higher educational institutions as component of ensuring economic security of the country

The destroying impact on national economy of corruption demonstrates lack of necessary measures for her counteraction. Corruption counteracts public interests, which leads to a decrease in the efficiency of the functioning of the state and creates a direct threat to the security of citizens. One of the priority methods in the fight against corruption, the formation of new consciousness, prevention of corruption behaviour should be anti-corruption legal education and education, which will create a worldview condemning corruption in society. An important aspect in the field of anti-corruption education is the improvement of the quality of professional training of specialists in the field of combating corruption. A single anti-corruption program should be reflected in the curriculum, regardless of the specialties and training profiles trained in higher education institutions. Active introduction of anti-corruption education into the educational process will allow ensuring the growth of the sense of justice in the society and will help to create an intolerant attitude towards the corrupt behaviour among young people.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны»

УДК 378:[328.185+351.862.6]

Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны

Formation of anti-corruption behavior in higher educational institutions as component of ensuring economic security of the country

Профессор А.И. Хорев, додент В.В. Григорьева,

(Воронежский государственный университет инженерных технологий) кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга», тел. 8(473)255-37-82 E-mail: al.khorev@gmail.com додент Г.Н. Струков,

(Воронежский государственный университет инженерных технологий) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. 8(473)255-27-10 E-mail: g.strukov@inbox.ru

профессор Е.И. Макринова (Белгородский университет кооперации, экономики и права) кафедра гостинично-туристического сервиса, коммерции и рекламы E-mail: makrinova@bukep.ru

Professor A.I. Horev, Associate Professor V.V. Grigorieva, (Voronezh State University of engineering technologies) chair of economic security and financial monitoring, tel. 8 (473)255-37-82 E-mail: al.khorev@gmail.com

Associate Professor G.N. Strukov, (Voronezh State University of engineering technologies) chair of management, organization of production and branch economy, tel. 8 (473)255-27-10 E-mail: g.strukov@inbox.ru

Professor E.I. Makrinova (Belgorod university of cooperation, economy and right) chair of hotel and tourist service, commerce and advertizing E-mail: makrinova@bukep.ru

Реферат. Разрушающее воздействие на экономику страны коррупции свидетельствует об отсутствии необходимых мер ее противодействию. Коррупция противодействует общественным интересам, что приводит к снижению эффективности функционирования государства и создает прямую угрозу безопасности граждан. Одним из приоритетных методов в борьбе с коррупцией, формирования нового сознания, профилактики коррупционного поведения должно стать антикоррупционное правовое воспитание и образование, которое позволит сформировать в обществе мировоззрение, осуждающее коррупцию. Важным аспектом в сфере антикоррупционного образования является повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции. Единая антикоррупционная программа должна найти свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки обучающихся в высших учебных заведениях. Активное внедрение в учебный процесс антикоррупционного образования позволит обеспечить рост правосознания в обществе и поможет сформировать у молодежи нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

Summary. The destroying impact on national economy of corruption demonstrates lack of necessary measures for her counteraction. Corruption counteracts public interests, which leads to a decrease in the efficiency of the functioning of the state and creates a direct threat to the security of citizens. One of the

(С Хорев A.M., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И., 2017

priority methods in the fight against corruption, the formation of new consciousness, prevention of corruption behaviour should be anti-corruption legal education and education, which will create a worldview condemning corruption in society. An important aspect in the field of anti-corruption education is the improvement of the quality of professional training of specialists in the field of combating corruption. A single anti-corruption program should be reflected in the curriculum, regardless of the specialties and training profiles trained in higher education institutions. Active introduction of anti-corruption education into the educational process will allow ensuring the growth of the sense of justice in the society and will help to create an intolerant attitude towards the corrupt behaviour among young people.

Ключевые слова: коррупция, угрозы экономической безопасности, антикоррупционное воспитание и образование, профилактика коррупционных правонарушений

Keywords: corruption, threats to economic security, anti-corruption education and education, prevention of corruption offenses

В настоящее время проблема коррупции затронула все сферы общественной жизни не только в России, но и во всем мире. Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу экономической безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества, государства в целом. Коррупционными процессами поражены все сферы общественной жизни, в том числе экономическая. Зачастую из-за коррупции эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими, сотрудниками правоохранительных органов своих обязанностей, служебных полномочий и функций значительно снижается. Следовательно, коррупционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства в правовой, политической, экономической и социальной сферах общественной жизни [4].

Как отмечает Клим A.M., на сегодняшний день коррупцией поражены многие социальные институты, в том числе институты социализации подрастающего поколения [2]. Рукина И. М., Петросян Д. С. считают, что молодежь, сталкиваясь с проявлением коррупционной деятельности, привыкает с ее помощью решать свои проблемы, считает ее естественной частью социальной среды. Достигнув при помощи коррупции тактических успехов и принимая их за стратегические, данная социальная группа становится ядром коррупционных действий, укореняя и умножая ее негативные последствия [6].

Нормативно-правовые и организационно-методические основы для разработки и осуществления антикоррупционных мероприятий в высшем учебном заведении составляют нормы, определяющие общие признаки и сущность коррупции, порядок выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений, регламентирующие выявление и устранение причин коррупции.

В качестве одной из мер по профилактике коррупционного поведения Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусматривается формирование в обществе негативного отношения к коррупционным проявлениям. Общая практика формирования подобного отношения включает в себя на государственном уровне активную антикоррупционную информационную кампанию, в которую входят различные сюжеты по телевизионным каналам, публикации статей в газетах и журналах, на страничках новостных агентств в Интернете. Затраты в этой сфере составляют десятки и сотни миллионов рублей, но следует отметить, что несмотря на заложенный в мероприятиях позитивный позыв, он может быть малоэффективен и даже иметь негативный эффект. Это может быть обусловлено тем, что активная пропаганда в этой сфере озлобляет население, формирует не отрицательное отношение к коррупции, а лишь создает мнение, что в государстве власть тотально коррумпирована. Таким образом, в обществе формируется стойкий негативный образ государственных и муниципальных служащих [7]. Из этого можно сделать вывод, что на уровень бытовой коррупции влияют стереотипы, формируемые средствами массовой информации. Следовательно, одним из путей борьбы с коррупционным сознанием граждан может являться формирование иных представлений.

Одним из приоритетных методов в борьбе с коррупцией, формирования нового сознания, профилактики коррупционного поведения должно стать антикоррупционное правовое воспитание и образование [5]. Антикоррупционная направленность правового воспитания населения должна быть основана:

- на повышении среди населения в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению;

- повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению и формированию представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений;

- формирование антикоррупционной культуры, под которой понимается качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления [1].

Трудно переоценить роль университетов в формировании правовой личности. В вузе происходит не только формирование профессионалов в какой-то определенной области, но и граждан, уважающих закон, обладающих высокой правовой и нравственной культурой. Основными задачами учебных заведений по осуществлению комплекса антикоррупционных мер являются:

- формирование в вузе негативного отношения работников и студентов к коррупционному поведению;

- организация неукоснительного исполнения нормативных актов в области противодействия коррупции;

- создание условий, обеспечивающих снижение уровня коррупции и затрудняющих возможность возникновения коррупциогенных ситуаций;

- обеспечение выполнения, как работниками так и студентами, норм антикоррупционного поведения.

Комплекс традиционных антикоррупционных мероприятий включает в себя:

- информирование профессорско-преподавательского состава и обучающихся об уголовной ответственности за коррупционное поведение;

- разъяснение работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении конфликта интересов, обязанности об уведомлении работодателя об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений ;

- закрепление в локальных правовых актах вуза этических норм поведения профессорско-преподавательского состава и обучающихся, процедур и форм соблюдения работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;

- обеспечение открытости деятельности органов управления и структурных подразделений вуза;

- проведение бесплатных юридических консультаций по вопросам профилактики коррупционных проявлений для обучающихся, их родителей и сотрудников вузов;

- организация научно-практических конференций, семинаров, в том числе с приглашением сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры с целью формирования нетерпимого отношения к коррупции;

- проведение систематического контроля за организацией и проведением занятий, успеваемостью, промежуточной аттестацией обучающихся, государственной итоговой аттестацией выпускников и процедурой ликвидации академических задолженностей;

- широкое использование тестовых тренажеров, в том числе с применением дистанционных технологий, исключающих контакт обучающегося и преподавателя при проведении промежуточных аттестаций и ликвидации академических задолженностей;

своевременное и регулярное размещение и обновление на сайте вуза информационной базы об успеваемости, открытой для родителей и обучающихся;

- организация и проведение опросов среди обучающихся, профессорско-преподавательского состава и других сотрудников вуза с целью выявления фактов коррупции и эффективности принимаемых антикоррупционных мер и др.

Во ВГУИТ профилактику коррупционных и иных правонарушений координирует комиссия по противодействию коррупции [8]. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации и размещается на сайте университета. В вузе действует «Кодекс корпоративной этики». Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ректора, а также членов его семьи в установленные сроки размещаются на официальном сайте университета. Оформлены стенды с антикоррупционной тематикой и размещены в общедоступных для работников и обучающихся местах. Постоянно осуществляется обучение, консультирование и антикоррупционное воспитание работников и обучающихся. Своевременно предотвращаются и урегулируются конфликты интересов участников образовательного процесса.

В университете соблюдаются запреты, ограничения и требования, установленные в целях противодействия коррупции. Проводится работа по формированию у работников антикоррупционного поведения и негативного отношения к коррупции. На заседаниях ученого совета университета, советов факультетов, кафедр, ректорских совещаниях регулярно обсуждаются вопросы по противодействию коррупции. Два раза в год проводятся встречи сотрудников университета с проректором по учебной работе, ознакомление сотрудников университета с памяткой по вопросам противодействия коррупции, разработанной в университете с участием работников правоохранительных органов. На кураторских часах и старостатах проводятся профилактические беседы по предупреждению коррупционных проявлений среди студентов. При проведении текущей и промежуточной аттестации используется тестирование, исключающее субъективность оценки успеваемости. На сайте университета размещены: актуальная информация об успеваемости, расписании занятий и текущей аттестации; документы нормативно-правовой базы по организации учебного процесса; раздел по вопросам противодействия коррупции; кнопка «Сигнал о фактах коррупции». Выполняется мониторинг социальных сетей и форумов, направленный на предотвращение коррупционных проявлений.

Предоставление гражданами информации о коррупционном поведении работников и студентов вуза должно носить конфиденциальный характер. Единая антикоррупционная программа должна найти свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки, так как антикоррупционное образование имеет целью формирование у обучающихся жесткого неприятия коррупционного поведения, повышение антикоррупционной грамотности независимо от того, какую профессию он получает. В вузах вводятся элементы антикоррупционного образования в такие дисциплины как «Хозяйственное право», «Правоведение» и т. п. Во ВГУИТ были организованы лекции заместителя прокурора Центрального района г. Воронежа на темы «Противодействие проявлениям коррупции в образовательной среде» и «Уголовная ответственность за коррупцию в вузе». Не менее важным аспектом в сфере антикоррупционного образования является повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции. Для этого следует разрабатывать и внедрять программы дополнительного образования для профессорско-преподавательского состава ву-за.Во ВГУИТ в 2017-2018 учебном году планируется внедрение программы повышения квалификации «Противодействие коррупции». В разработке программы приняли участие сотрудники университета, имеющие базовое юридическое образование и сотрудники правоохранительных органов. Ряд ведущих доцентов вуза прошел повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции в РАНХиГС. Активное применение элементов антикоррупционного образования позволит обеспечить рост правосознания в обществе и поможет сформировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикеев, И.И. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы [Текст]/ И.И. Бикеев, П.А. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. -2010. - No 3 .

2. Клим, A.M Антикоррупционное образование и воспитание: понятие и сущность [Текст] / A.M. Клим // Криминология научные публикации. - 2015. - № 2 (38).

3. Клышева, А.Е. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (в рамках полномочий органов местного самоуправления) [Текст] / А.Е. Клышева / / Вопросы управления. - 2012. - № 2.

4. Кошкина, И.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность [Текст] / И.А. Кошкина, С. Г. Чибугаева, Р. Р. Сарварова / / Молодой ученый. -2016.-№1.

5. Носакова, Е.А. Роль системы образования в формировании антикоррупционного правосознания обучающихся [Текст] / Е.А. Носакова / / Юридический мир. -2012,-№4.

6. Рукина, И.М. Формирование антикоррупционного сознания [Текст] / И.М. Рукина, Д.С. Петросян / / Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. - Вып. 2.

7. Тороков, Д.А. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении [Электронный ресурс]/ / Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61038 (дата обращения: 28.09.2017)

8. http: / /vsuet.ru/ antiterror/

REFERENCES

1. Bikeyev I.I. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i per-spektivy [Anticorruption education in Russia: state and prospects] Biznes. Obrazovanie. Pravo, 2010, No 3 (Russian).

2. Klim A.M. Antikorruptsionnoe obrazovanie i vospitanie: ponyatie i sushch-nost' [Anticorruption education and upbringing: concept and essence] Kriminologiya nauchnye publikatsu, 2015, No 2 (38) (Russian).

3. Klysheva A.E. Formirovanie v obshchestve neterpimosti k korruptsionnomu povedeniyu (v ramkakh polnomochiy organov mestnogo samoupravleniya) [Formation in the society of intolerance to corruption behavior (within the framework of powers of local self-government bodies)] Voprosy upravleniya, 2012, No 2 (Russian).

4. Koshkina I.A. Vliyanie korruptsu na ekonomicheskuyu bezopasnost' [Influence of corruption on economic security] Molodoy uchenyy, 2016, No 1 (Russian).

5. Nosakova E.A. Roi' sistemy obrazovaniya v formirovanii antikorruptsionnogo pravosoznaniya obuchayushchikhsya [The role of the education system in shaping the anti-corruption sense of justice of students] Yuridicheskiy mir, 2012, No 4 (Russian).

6. Rukina I.M. Formirovanie antikorruptsionnogo soznaniya [Formation of anticorruption consciousness] Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proek-tirovanie, 2011, Vyp. 2 (Russian).

7. Torokov D.A. Formirovanie v obshchestve neterpimosti k korruptsionnomu povedeniyu, kak sposob preodoleniya korruptsii v gosudarstvennom upravlenii [Formation in society of intolerance to corruption-like behavior, as a way of overcoming corruption in public administration] Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2015, No 12, URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61038 (reference date: September 28, 2017)

8. http : / / vsuet.ru / antiterror /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.