Научная статья на тему 'Формирование агрокластеров как перспективный инструмент инвестиционного развития регионального АПК'

Формирование агрокластеров как перспективный инструмент инвестиционного развития регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / АГРОКЛАСТЕРЫ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОКЛАСТЕРОВ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX) / INVESTMENT PROJECTS / AGRO-CLUSTERS / PRINCIPLES OF AGRO-CLUSTER FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Бровкина Лилия Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования агрокластеров в Ростовской области. Представлены наиболее крупные инвестиционные проекты агропромышленной сферы Ростовской области, включенные в перечень «100 губернаторских проектов»; систематизированы основные принципы формирования агрокластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Бровкина Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper focuses upon the formation of agro-clusters in the Rostov region. The authors discuss the largest investment projects of agro-industrial sphere in the Rostov region, included in the list of One hundred governor's projects and systematize the main principles of agro-cluster formation.

Текст научной работы на тему «Формирование агрокластеров как перспективный инструмент инвестиционного развития регионального АПК»

УДК 338.436.33(470) ББК 65.32(2Рос)

З 38

Е.Н. Захарова

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59 39 53, e-mail: zahar-e@yandex.ru.

Л.И. Бровкина

Старший преподаватель филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Ростов-на-Дону. E-mail: brovkina_li@inbox.ru.

Формирование агрокластеров как перспективный инструмент инвестиционного

развития регионального АПК

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования агрокластеров в Ростовской области. Представлены наиболее крупные инвестиционные проекты агропромышленной сферы Ростовской области, включенные в перечень «100 губернаторских проектов»; систематизированы основные принципы формирования агрокластеров.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК), инвестиционные проекты, агрокластеры, принципы формирования агрокластеров.

E.N. Zakharova

Doctor of Economics, Professor of Economy and Management Department of the Economic Faculty, the Adyghe State University. Ph.: (8772) 593 953, e-mail: zahar-e@yandex.ru.

L.I. Brovkina

Senior Lecturer of the Branch of the Moscow State University of Technologies and Management in Rostov-on-Don. E-mail:brovkina_li@inbox.ru.

Formation of agro-clusters as a promising instrument of the investment development of

regional agro-industrial complex

Abstract. This paper focuses upon the formation of agro-clusters in the Rostov region. The authors discuss the largest investment projects of agro-industrial sphere in the Rostov region, included in the list of “One hundred governor's projects” and systematize the main principles of agro-cluster formation.

Keywords: agro-industrial complex (agrarian and industrial complex), investment projects, agro-clusters, principles of agro-cluster formation.

Поиск новых форм финансирования развития агропромышленного сектора, позволяющих объединить различные формы государственной поддержки и усилия частных инвесторов, становится важнейшей задачей в рамках процессов модернизации национальной экономики. Особую актуальность она представляет для крупнейших агропромышленных регионов Юга России, к которым, в частности, относится и Ростовская область.

Ростовская область занимает второе место среди регионов Южного Федерального округа по объемам производства продукции сельского хозяйства, уступая лишь Краснодарскому краю. В общем же объеме продукции сельского хозяйства РФ доля Ростовской области составляет 5,3%.

В сельском хозяйстве занято 13,7% от численности занятых в областной экономике.

По площади сельхозугодий и площади посевов зерновых культур область занимает второе место в Российской Федерации. Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. По выращиванию зерновых область занимает третье место в стране. При этом темпы роста сельскохозяйственного производства в течение последних пяти лет показывали противоречивую динамику, что иллюстрирует рисунок 1.

Рисунок 1. Темпы роста сельскохозяйственного производства в Ростовской области (%) [1]

При этом, несмотря на довольно стабильный рост инвестиций в основной капитал в аграрной отрасли (рис. 2), их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал по Ростовской области демонстрирует динамику снижения, составив 7,4% в 2010 году.

Рисунок 2. Динамика инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий по Ростовской области (млн. руб.) [1]

Важнейшим элементом системы финансирования регионального АПК остается государственная поддержка данной сферы. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в течение 2006-2010 годов на государственную поддержку АПК в Ростовской области было направлено 13,4 млрд. руб. средств федерального и областного бюджетов. В частности, в 2010 году в аграрный сектор области было направлено 5,26 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 3,66 млрд. руб., из областного - 1,60 млрд. руб. Объем финансирования за 5 лет вырос более, чем в 23,6 раза.

При этом наибольший объем средств был направлен на субсидирование части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, привлеченным организациями АПК и малыми формами хозяйствования. В 2010 году объем субсидируемых кредитов составил 24,7 млрд. рублей, что в 7,3 раза больше, чем в 2006 году. Из общего объема кредитов, субсидируемых в 2010 году, инвестиционные кредиты составили 60,3%, краткосрочные - 34%, кредиты, привлеченные малыми формами хозяйствования, - 5,7%. За 2006-2010 гг. из федерального и областного бюджетов выплачено субсидий по кредитам 7,7 млрд. руб. В целом удельный вес субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам составляет более 70% всей господдержки [2].

В этой связи отметим, что реализация программы субсидирования процентной ставки по банковским кредитам агропредприятий за счет бюджетных средств в большой мере способствовала увеличению доли банковских кредитов в составе привлеченных инвестиционных ресурсов. Это рациональный и эффективный инструмент государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Возмещение расходов в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка России осуществляется из федерального бюджета, а остальной части - из регионального.

Администрацией области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с шестью банками были заключены соглашения о сотрудничестве («Россельхозбанк», «Донской народный банк», «Донхлеббанк», Ростпромстройбанк, «Донинвест» и Юго-Западный банк Сбербанка России). В соответствии с ним банки предлагали для участников национального проекта льготные условия кредитования. Так, соглашением предусматривалось, что банки будут устанавливать процентную ставку по кредиту на уровне, превышающем ставку рефинансирования ЦБ РФ не более, чем на три процентных пункта.

Однако финансовый кризис и усиливающиеся риски владельцев капитала требуют от банков трансформации кредитной политики в направлении ужесточения требований к

заемщикам, сокращения наиболее рискованных кредитных программ, что негативно отражается на развитии реального сектора экономики, в частности, субъектов аграрной сферы.

Ставки по кредитам, предоставляемым предприятиям в региональных банках, колебались на уровне от 18 до 25%, что препятствовало формированию заемщиками собственной капитальной базы. Данная ситуация позволяла прийти к выводу о том, что стоимость привлечения при сложившейся экономической конъюнктуре отрицательно влияет на конечный финансовый результат деятельности субъектов АПК [3].

В 2010 году наметилась тенденция к повышению активности областного банковского сектора в сфере кредитования предприятий АПК. Так, Юго-Западный банк Сбербанка России увеличил объемы кредитования предприятий АПК по сравнению с 2009 г. на 20%, доведя их до 68,3 млрд. руб. Значительную часть этой суммы составили кредиты, выданные предприятиям на проведение сезонных работ. Всего на эти цели в 2011 году филиал планирует выделить более 1,76 млрд. рублей по упрощенным условиям выдачи и сниженным процентным ставкам [4].

В марте текущего года администрация Ростовской области и «Россельхозбанк» подписали соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Соглашение предусматривает объединение усилий областной власти и банка в увеличении доступности кредитных ресурсов для донских аграриев, создании системы сельскохозяйственной кредитной потребкооперации и снижении рисков, связанных с финансированием проектов в сфере АПК [5].

Возвращаясь к направлениям государственной поддержки областного агрокомплекса, отметим, что второе по объему инвестированных государством финансовых средств направление - это развитие растениеводства. На субсидирование приобретения минеральных удобрений, элитных семян, закладку и уход за многолетними насаждениями было перечислено 802 млн. рублей.

Кроме того, в 2010 году Ростовская область опробовала новое направление поддержки

- возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники донского производства. На реализацию этой программы было выделено 213 млн. рублей.

На развитие животноводства было направлено почти 190 млн. рублей в виде субсидий на приобретение и содержание племенного скота и птицы, а также как оплата за произведенное молоко, реализованное перерабатывающим предприятиям в Ростовской области. В рамках программы «Социальное развитие села» в 2010 году на улучшение жилищных условий, а также на развитие газификации и водоснабжения было перечислено 743 млн. рублей [6].

В области реализуется программа «100 губернаторских инвестиционных проектов», включающая на данный момент 52 наиболее перспективных и важных для регионального развития проекта со сроками реализации с 2011 по 2021 год с общим объемом инвестиций 287,9 млрд. руб. и количеством рабочих мест свыше 30 тыс. человек. При этом 21 проект из их числа относится к сельскохозяйственному производству, пищевой и перерабатывающей промышленности. Наиболее крупные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наиболее крупные инвестиционные проекты агропромышленной сферы

Ростовской области, включенные в перечень «100 губернато рских проектов» [7]

Название проекта Инициатор проекта Стоимость (млн. руб.) Количество рабочих мест

Создание промышленного комплекса по выращиванию индейки ООО «Евродон» 17950 2500

Строительство сви- ООО «Агропромыш- 6890 300

новодческого комплекса ленный комплекс «Станица»

Создание промышленного комплекса по выращиванию утки ООО «Евродон» 5073 900

Строительство завода по производству безалкогольных напитков Компания PepsiСo 4270 150

Увеличение производственной мощности промышленного комплекса по производству мяса индейки ООО «Евродон» 3765 1400

Строительство тепличного комплекса ЗАО «Аркоюг» 3080 500

Строительство комплекса племенного репродуктора 2-го порядка ООО Холдинговая компания «Оптифуд» 3000 400

Создание животноводческого комплекса по производству и реализации свинины беконного качества ООО «УК «Русский агропромышленный трест» 2686 285

Создание животноводческого комплекса по производству и реализации свинины беконного качества ООО «УК «Русский агропромышленный трест» 2569 236

Создание животноводческого комплекса по производству и реализации свинины беконного качества ООО «УК «Русский агропромышленный трест» 2344 200

Строительство промышленного комплекса по производству инкубационного яйца индейки ООО «Евродон» 2100 200

При этом первоначально региональное Министерство сельского хозяйства планировало субсидировать до 90% расходов по данным проектам. Однако после согласования между ведомствами было принято решение о финансировании 50% от общей величины затрат.

В процессе отбора проектов приоритет отдается заявкам с большим количеством патентов и авторских свидетельств. Кроме того, ключевыми факторами являются быстрая окупаемость инвестиций и значительное - до 30% - снижение себестоимости продукции [8].

По нашему мнению, наиболее адекватным сегодняшним условиям является концентрация инвестиционных потоков в рамках создания на территории области нескольких

агрокластеров. Причем первые шаги в данном направлении уже предпринимаются.

В частности, НП «Центр трансфера инновационных технологий» при поддержке региональных властей планирует создать в Ростовской области агропромышленный биокластер, предполагающий строительство нескольких крупных предприятий: завода глубокой переработки зерновых культур, свинокомплекса, птицефабрики, мясокомбината, комбикормового завода. Концептуальная схема организации данного агрокластера приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Концептуальная схема организации агрокластера в Ростовской области [9]

О намерении построить подобный комплекс на территории области заявил также польский многопрофильный холдинг Linter Group. В его состав должны войти ряд сельхоз- и энергопредприятий, кирпичный завод, подразделение по производству пеллет, логистические мощности [10].

В научной литературе существует несколько подходов к определению сущности кластера, излагающих ее следующим образом:

1) регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов [11];

2) вертикально-производственные цепочки, довольно узко определенные сектора, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера [12];

3) отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации [13].

Отметим, что кластер представляет собой определенную группу объектов,

обладающих свойством плотности, дисперсией, отделимостью от других кластеров формой, размером [14].

Для создания агрокластера необходимо наличие предпринимательских структур, которые заинтересованы в кооперации для улучшения доступа к инвестиционным ресурсам. Другой важной составляющей выступают органы управления на разных уровнях, которые заинтересованы в повышении занятости и благосостояния населения. Третья сторона - это научные, образовательные и консалтинговые структуры, информационно-консультационные службы, делегирующие экспертный ресурс на начальной стадии формирования кластера и способные поддержать механизмы инвестиционного развития. При этом преимущества агрокластера по сравнению с обычной вертикально интегрированной структурой иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2

Основные различия вертикально интегрированных структур и структур

кластерного типа [15]

Критерий Вертикально интегрированные структуры Структуры кластерного типа

Основа производства Жесткая специализация, стандартизированная продукция, массовость Инновационный подход, гибкая специализация

Структура производства Корпоративное взаимодействие, централизация Централизованное координирование по согласованным направлениям

Конкуренция На внешнем рынке, внутри региона На ограниченной территории

Территориальное размещение Внутри региона, межрегиональное На ограниченной территории

Рынок труда Низкая мобильность рабочей силы Высокая мобильность рабочей силы

Государственное регулирование Меры по регулированию отраслей и предприятий Меры по регулированию кластеров

Механизмы взаимодействия Формальные Формальные, наряду с неформальными

Преобладание в региональной экономике агрокластеров, а не изолированных компаний объективно необходимо для ее развития, так как в региональном АПК существует высокая концентрация взаимосвязанных отраслей. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития агрокластеров является поддержка со стороны государства, активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между различными предпринимательскими группами в регионе.

В этой связи необходимо систематизировать основные принципы формирования агрокластеров, которые можно подразделить на несколько групп:

- во-первых, принципы ресурсной обеспеченности (принцип информационной обеспеченности; принцип законодательной обеспеченности; принцип инвестиционной обеспеченности);

- во-вторых, принципы целеполагания (принцип стратегического целеполагания;

принцип адекватности; принцип комплексности; принцип самофинансирования и прибыльности);

- в-третьих, принципы, обеспечивающие государственно-частное партнерство

(принцип экономического равноправия и ответственности; принцип оптимального учета интересов; принцип селективности);

- в-четвертых, системные принципы (принцип саморазвития; принцип

самоорганизации; принцип коммуникативности; принцип непрерывности функционирования; принцип синергизма; принцип опциона развития; принцип эволюционной направленности);

- в-пятых, организационные принципы (принцип коллективного принятия

решений; принцип легитимности действий; принцип цикличности; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип долгосрочности).

Это позволит разработать концепцию и схему сотрудничества элементов агрокластера, сформировать между ними устойчивые отношения, обеспечить финансирование и привлечение инвестиций. При этом функционирование регионального агрокластера должно удовлетворять следующим требованиям [12]:

1) участники кластера взаимодействуют, формируют и развивают кластерные отношения в рамках общей продуктово-технологической цепочки;

2) при принятии решений участники кластера обладают полной самостоятельностью, выступающей основой конкуренции;

3) в кластере развиваются кооперационные процессы;

4) участники кластера обладают повышенной инновационной активностью;

5) по отношению к внешней среде кластер воспринимается и функционирует как единый организм;

6) в развитии кластера непосредственное участие принимают органы власти и управления соответствующего уровня.

В свою очередь, стратегия управления развитием агрокластеров должна опираться на ряд постулатов, которые можно сформулировать следующим образом [16]:

- целенаправленное и глубоко продуманное создание системы агрокластеров с постепенным наращиванием их многофункциональности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усиление действия закономерности экономии на масштабах производства;

- системносинергетический подход к формированию системы агрокластеров;

- создание условий для самоорганизации кластеров;

- четкий алгоритм формирования системы агрокластеров, особенно в части

создания условий для их самоорганизации.

При этом можно согласиться с С.В. Евсеевым и Е.Ю. Щукиным в отношении того, что создание агропромышленных кластеров в рамах частно-государственного партнерства обладает полным набором инструментов привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Капитал в такой структуре, благодаря её разносторонности, может привлекаться из всех известных источников: от коммерческих кредитов и выпуска ценных бумаг до бюджетного финансирования [17].

Данный механизм позволит обеспечить бюджетное финансирование для объектов, имеющих самые длительные сроки окупаемости и влияющих на уровень жизни населения благодаря участию государства в строительстве инфраструктурных объектов.

Кластерный подход является особой комбинацией территориального и межотраслевого принципов управления, позволяющей стимулировать инвестиционные

процессы в региональном АПК. Во многом это объясняется тем, что при создании агропромышленных кластеров возникает синергетический эффект от взаимодействия его участников такой же, как в интегрированном объединении.

Примечания:

1. Составлено по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.

2. Информация об итогах реализации в 2006-2010 годах ПНП «Развитие АПК» (2006-2007 гг.) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. иЯЪ: www.donland.rU/D efault.aspx?pagei d=98310.

3. Ворошилова И.В., Родин Д.Я. Влияние кризисных явлений на модернизацию финансирования реального сектора экономики // Финансы и кредит. 2009. № 2. С. 27.

4. Столяров А. Крупные банки наращивают объемы кредитования АПК // Город N. 2011. № 5. С. 4.

5. Россельхозбанк идет на контакт // Молот. 2011. 17 мая. С. 2.

6. Донской Минсельхозпрод подвел финансовые итоги года // Приазовье. 2011. № 7.

С. 3.

7. Составлено по данным Официального портала Правительства Ростовской области. URL: www.donland.ru.

8. Сурженко С. Донским аграриям подкинули на технологии // Коммерсантъ. Ростов н/Д, 2011. 11 марта. С. 7.

9. Ханова В. Кластер со многими неизвестными // Эксперт-Юг. 2011. № 30-32. С.12.

10. Клочкова М. Зерно и свиней смешают в биокластере // Коммерсантъ. Ростов н/Д, 2011, 21 июня. С. 3.

11. Грушевский Д.В. Кластерные технологии в парадигме устойчивого развития. ЦКЬ: www.rambler.ru/invest/98/ §т 7_1.htm

12. Семина Л.А. Кластер как приоритет инвестиционного развития региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. № 7. С. 92.

13. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. С. 22.

14. Иваненко А.А. Современное социально-экономическое состояние регионов. Процессы кластеризации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Сер. Экономика. 2010. № 8. С. 16.

15. Сухова М.Ю. Значение кластерного подхода в управлении агропромышленного

комплекса // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 1. С. 123.

16. Хухрин А.С., Бундина О.И., Настин А.А. Концепция развития аграрных кластеров в Российской Федерации // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2011. № 1. С. 19.

17. Евсеенко С.В., Щукин Е.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент создания агропромышленного кластера в Омской области // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 115.

References:

1. This is made up from data of the Ministry of Agriculture and Food Production of the Rostov region.

2. The information on realization results in 2006-2010 of Priority National Projects “The Development of Agrarian and Industrial Complex” (2006-2007) and the Government program of development of agriculture and regulation of the market of agricultural production, raw materials and the foodstuffs for 2008-2012. URL: www.donland.ru/Default.aspx?pageid=98310.

3. Voroshilova I.V., Rodin D.Ya. Influence of the crisis phenomena on modernization of financing the real sector of economy // Finance and Credit. 2009. No 2. P. 27.

4. Stolyarov A. Big banks upgrade volumes of crediting the agrarian and industrial complex // City N. 2011. No.5. P. 4.

5. The Russian agrarian bank goes in contact // Molot. 2011. May, 17th. P. 2.

6. The Don Ministry of Agriculture and Food Production has brought financial results of the year // Priazovye. 2011. No. 7. P. 3.

7. This is made up on the basis of data from the Official portal of the Government of the Rostov region. URL: www.donland.ru.

8. Surzhenko S. The Don landowners have been thrown money for technology // Kommersant. Rostov -on-Don, 2011. March, 11th. P. 7.

9. Khanova V Cluster with many unknown data // Expert-Yug. 2011. Nos. 30-32. P.12.

10. Klochkova M. Grain crop and pigs will be mixed in biocluster // Kommersant. Rostov -on-Don, 2011, June, 21st. P. 3.

11. Grushevsky D.V Cluster technology in a sustainable development paradigm. URL: www.rambler.ru/invest/98/ gru 7_1.htm

12. Semina L.A. Cluster as a priority of investment development of the region // the Bulletin of the Altay State Agrarian University. 2010. No. 7. P. 92.

13. Lavrikova Yu.G. Clusters: a strategy of formation and development in economic space of the region. Ekaterinburg: Institute of Economy of the Ural Department of the Russian Academy of Sciences, 2008. P. 22.

14. Ivanenko A.A. A modern social and economic condition of regions. Processes of clusterization // the Bulletin of the Volga Region State University of Service. Ser. Economy. 2010. No. 8. P. 16.

15. Sukhova M.Yu. Significance of the cluster approach in management of agro-industrial complex // Bulletin of TGU. 2010. Issue 1. P. 123.

16. Khukhrin A.S., Bundina O.I., Nastin A.A. A concept of development of agrarian clusters in the Russian Federation // Economy, work and management in agriculture. 2011. No. 1. P. 19.

17. Evseenko S.V., Schukin E.Yu. The state-private partnership as a tool of creation of agroindustrial cluster in the Omsk region // the Bulletin of the Omsk University. 2011. No. 2. P. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.