Научная статья на тему 'Форматы понимания толерантности: педагогический аспект'

Форматы понимания толерантности: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНЫЕ КАЧЕСТВА / ДЕЛИКАТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ К УЧЕНИКУ / НЕТЕРПИМОСТЬ К ЗЛУ / ЛЮБОВЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТРУДУ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГУМАНИЗМ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE QUALITY / DELICACY / TOLERANCE TO PUPIL / INTOLERANCE TO IRRITATE / LOVE TO PEDAGOGICAL LABOUR / TOLERANCE AND HUMANISM / THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES SHAPING TOLERANCE / THE PEDAGOGICAL MECHANISM OF THE SHAPING TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Полина Геннадьевна

В статье раскрываются толерантные качества обучаемых и учителя, принципы формирования толерантности. Формирование толерантности ученика в образовательном процессе представлено через процессы индивидуализации и социализации, раскрыт педагогический механизм формирования толерантности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Полина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article reveals the tolerance a quality trained and teacher, principles of the shaping tolerance, expansion of the own experience and critical dialogue. Shaping tolerance pupil in educational process is presented through processes individualization and socializations, reveal;open pedagogical mechanism of the shaping tolerance.

Текст научной работы на тему «Форматы понимания толерантности: педагогический аспект»

^ Образование в сфере культуры

5. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. — 3-е изд., испр. — М., 1989.

6. Маслова, Л. В. Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обще-ствознания [Электронный ресурс] / Л.В. Маслова. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/ ягг1се/512797/

7. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников : [учеб. пособие для студ. нач. фак. пед. вузов] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова — М: Издательский центр «Академия», 2001.

8. Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе : [метод. пособие для подготовки педагогических менеджеров]. — М., 1999.

9. См.: Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки Ленингр. ун-та. — 1959. — Вып. 16, № 265. — С. 41—61; Дусавицкий, А. К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.К. Дусавицкий. — М., 1975. — 24 с.; Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. — М.: Знание, 1979. — 48 с.; Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозо ва. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 224 с.; Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.; Щукина, Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — Л., 1967. — 272 с. и др.

ОРМАТЫ ПОНИМАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

П. Г. Горбунова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрываются толерантные качества обучаемых и учителя, принципы формирования толерантности. Формирование толерантности ученика в образовательном процессе представлено через процессы индивидуализации и социализации, раскрыт педагогический механизм формирования толерантности.

Ключевые слова: толерантные качества, деликатность, терпимость к ученику, нетерпимость к злу, любовь к педагогическому труду, толерантность и гуманизм, общепедагогические принципы формирования толерантности, педагогический механизм формирования толерантности. In the article reveals the tolerance a quality trained and teacher, principles of the shaping tolerance, expansion of the own experience and critical dialogue. Shaping tolerance pupil in educational process is presented through processes individualization and socializations, reveal;open pedagogical mechanism of the shaping tolerance.

Key words: tolerance quality, delicacy, tolerance to pupil, intolerance to irritate, love to pedagogical labour; tolerance and humanism; the pedagogical principles shaping tolerance; the pedagogical mechanism of the shaping tolerance.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 169-172 169

И

г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

Истоки понимания толерантности в педагогическом контексте нами усматриваются в педагогическом наследии Л.Н. Толстого, который проповедовал уважение прав детей, утверждая в педагогике принципы народности, гуманности и демократизма. В их практическом становлении и реализации он отводил исключительную роль учителю, полагая, что в его педагогическом воздействии нет места принуждению и жестким дисциплинарным наказаниям, то есть учителя, он видит наделенным толерантными качествами.

Размышляя о совершенном учителе, Л.Н. Толстой пишет: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» (8, с. 95).

Педагогические идеи толерантности Л.Н. Толстого развивает один из самых ярких представителей классической советской педагогики В.А. Сухомлинский. Он провозглашает, что в руках педагога и его созидательной деятельности находится величайшая ценность из всех ценностей мира — Человек (4, с. 78). Поэтому ответственность учителя за формирование личности огромная и «<...> чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению», именно такой совет по развитию толерантности дает учителю педагог-гуманист. Он заключает: «<...> настоящая любовь к воспитанникам — огромное, необратимое желание дать им то, что есть в вас доброго для вас самих» (5, с. 361).

Толерантность В.А. Сухомлинский (хотя он и не употребляет этого понятия) относил бы к ценностной категории и связывал ее с задачами и направлениями нравственного формирования учащихся. Такие представления базируются на природной сущности ребенка, его психологических осо-

бенностях. Не случайно воспитание рассматривается им как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. При этом он считал, что если к моменту окончания школы, освоив предметные знания, ученик не способен различать добро и зло, а поступки делить на хорошие и плохие, то есть оценивать свое поведение и поведение других в соответствии с оппозицией «хорошо — плохо», то поставленные цели по формированию нравственных качеств личности нельзя считать достигнутыми (2).

В.А. Сухомлинский указывает на границы допустимого в безмерном желании и хотении человека получать от жизни все больше и больше. Он апеллирует к достоинству человека, поэтому восклицает: «Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям» (6, с. 162). Идеи толерантности В.А. Сухомлинского близки к религиозным постулатам христианства, развивают их, придают им более активную окраску. Возможно, в этом заключается их педагогическая сила, привлекательность и в современной российской действительности.

В становление системы воспитания, охватывающей все возрастные ступени развития личности, значительный вклад внес А.С. Макаренко. Он утверждал, что каждое воспитательное учреждение должно вырабатывать свой педагогический тон, воспитательную систему и стиль, то есть оно должно иметь свое лицо (педагогический имидж).

Одним из последователей А.С. Макаренко следует считать А.Г. Петрынина — директора психолого-педагогического учебно-воспитательного учреждения — Центра педагогической реабилитации детей с деви-антным поведением в Хабаровске. Его опыт был обобщен в педагогической литературе (7). Для нашего исследования он представляет интерес, поэтому рассмотрим его более детально.

А.Г. Петрынину удалось создать тип учреждения, который позволяет добиться единства и взаимообусловленности основных сфер личности — познавательной, тру-

Н

Г

довой, социальной и семейно-бытовой. В структурном плане он создал уникальное учреждение, в котором формируется толерантность ученика и учителя. В него входят: общеобразовательная школа, учебно-производственный комплекс, блок внеклассной воспитательной работы, сектор медико-педагогической помощи, детский приют.

Педагоги центра свой педагогический стиль вырабатывают, создавая ситуации успеха, осознанно преодолевая вместе с воспитанниками их психологическую дезадаптацию, Педагог Центра — это доброжелательный советник, тактично помогающий воспитаннику и членам его семьи разобраться в возникающих у них проблемах, готовый найти приемлемый выход и решение в сложных ситуациях. Он толерантен. В результате все больше родителей и воспитанников начинают испытывать друг к другу уважение и доверие, а позитивные результаты их совместной деятельности начинают формироваться, благодаря согласованным усилиям всех участников процесса и, прежде всего, усилиям педагогического коллектива.

Известно, что в коммунарских идеях А.С. Макаренко значительное место отводилось «клубной педагогике», которая в настоящее время трансформировалась в теорию социально-культурной деятельности и концептуальные положения дополнительного образования.

В Центре функционируют кружки, клубные секции, любительские клубы примерно по 20 тематическим направлениям. В этих формированиях дополнительного образования воспитанники нивелируют и закрепляют свои ценностно-ориентационные представления, нейтрализуют проявления и последствия асоциальных явлений, развивают формы формального и неформального общения, формируют социально значимые качества личности толерантной направленности.

Основные педагогические принципы, постулируемые А.С. Макаренко: чем больше уважения к человеку, тем больше требовательности к нему; опора в воспитании человека на положительное в нем; рыцарское отношение к женщине; забота старших о младших; воспитание через пример и др. У

^ Образование в сфере культуры

нас есть основания отнести данные принципы к общепедагогическим принципам формирования толерантности личности.

Понимание толерантности А.С. Макаренко и его последователями не укладывается только в проявления терпимости и снисходительности в педагогическом взаимодействии учителя и ученика. Взаимодействие здесь более активно, поэтому толерантность выстраивается на оппозиции уважения и требовательности, доминировании положительного с учетом отрицательного. Толерантность здесь проявляется как забота и оказание всесторонней помощи воспитаннику, а поэтому в ней большую значимость приобретают ценностные императивы, такие как ценности согласия и ненасильственного разрешения педагогических конфликтов, ценности сострадания, сопереживания, сочувствия во взаимодействии ученика и учителя.

Педагогическое понимание толерантности значительно расширяется при сопоставлении понятий «толерантность» и «гуманизм». Понятия «толерантность» и «гуманизм» находятся в диалектической связи, выявление которой осуществлено в работах ряда российских философов и педагогов: А.Г. Асмолова, В.П. Розанова, М.К. Мамардашвили, В.А. Лекторского и др. Эти исследователи развивают идеи толерантности, формулируя принципы формирования установок толерантного сознания, тем самым расширяют направления понимания толерантности.

В.А. Лекторский рассматривает «терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог» (3). В его представлении толерантность заключается не только в уважении чужой позиции, но и в изменении своей в результате критического диалога. Как мы считаем, понимание толерантности в соответствии с содержательным наполнением принципа расширения собственного опыта и критического диалога является наиболее существенной для осознания толерантности в профессиональной деятельности любого специалиста социально-культурной сферы, включая и педагога-хореографа.

Педагогическая идеология расширения

И

Г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь :

собственного опыта и критический диалог в образовательном процессе ориентирована на ряд ценностей: оценка учеников по их конкретным результатам и поступкам без учета их национальных и религиозных характеристик; каждый ученик имеет право на любые проявления национальных, религиозных чувств и действий в своем поведении и высказываниях в тех случаях, если они не противоречат социальным нормам и морали доминирующей национальной общности; ориентация в педагогическом процессе на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам воспитанников, если они не нарушают морально-правовые нормы социума.

Обращение к архетипам толерантности характерно и для педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, которые ратуют за гуманное отношение к воспитанникам. Они видят в них исключительную ценность и концентрируют свое внимание на развитие у них оригинальных мыслетехник и в конечном счете направляют свои педагогические усилия на развитие интеллектуального потенциала обучаемых.

В толерантном аспекте характерно введение Ш.А. Амонашвили в организационную основу педагогического процесса безусловных правил. Среди них: принятие личности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей детей, воспитание и обучение с позиций уважения, достоинства и веры в

ресурсы ребят, совместное строительство атмосферы сотрудничества, соразвития, сотворчества и др. (1, с. 149).

Для более глубокого понимания толерантности особое значение имеет выделение педагогического механизма ее формирования. В нашем исследовании он рассматривается как совокупность двух различных, в чем-то оппозиционных процессов — социализации и индивидуализации обучаемых.

Педагогический механизм формирования толерантности, в нашем представлении, достаточно сложен и неоднозначен. Неоднозначность процесса обусловлена тем, что существует несколько предположений, в частности предположения, содержащиеся в теории К. Лоренца и Э. Фромма. В соответствии с их предположениями ранним системообразующим и биологическим по своему содержанию является состояние терпимости личности, тогда как развитие социальной структуры и взаимоотношения в ней формируют у нее нетерпимость.

Индивидуализирующий эффект образования в контексте решаемой проблемы нам видится в реализации в образовательном процессе системы средств, способствующих осознанию человеком своего отличия от других; выявлению своих сильных и слабых сторон, способностей, направленных на духовное, профессиональное и нравственное самосовершенствование, на понимание себя и, главное, на выбор собственного смысла жизни и своего жизненного пути.

Примечания

1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели / Ш.А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1987. — 206 с.

2. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. — Оренбург, 1996.

3. Лекторский, В. А. О толерантности / В.А. Лекторский // Философские науки. — 1997. — № 3—4.

— С. 14—19.

4. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. — М., 1981.

— Т. 3.

5. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. — М., 1981. — Т. 3.

6. Сухомлинский, В. А. Павлышевская средняя школа / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. — М., 1981. — Т. 2.

7. Стурова, М. П. Живое наследие А.С. Макаренко / М.П. Стурова // Педагогика. — 2000. — № 3. — С. 53—58.

8. Толстой, Л. Н. Соединить в себе любовь к делу и ученикам / Л.Н. Толстой // Л.Н. Толстой — Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. — М., 1991.

И

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.