Научная статья на тему 'Формальные изобразительные средства графической композиции. . . . . . . . . . . . '

Формальные изобразительные средства графической композиции. . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7420
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формальные изобразительные средства графической композиции. . . . . . . . . . . . »

ФОРМАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Статья рассматривает формальные изобразительные средства графической композиции, такие как точка, линия, штрих, пятно. Оцениваются диапазоны их изобразительных и выразительных возможностей. Графические средства анализируются с точки зрения абстрактных, конкретных форм выражения, их символики, а также психологии восприятия.

Графика - мощное средство коммуникации. Художник, создавая произведение искусства, прилагает свою энергию к выражению собственной или заданной позиции, концепции, философии через объекты реальные или вымышленные средствами графики. Формальные средства графической композиции имеют свои изобразительные и выразительные возможности.

Средства, которые использует график в своей работе, - это «линия, тон, цвет, так и более структурные образования в языке форм, куда входят понятия композиции, ассоциации и т.д.».1 Необходимо знать и осмысленно, рационально использовать возможности изобразительных средств для достижения максимальной выразительности.

Анализ формальных изобразительных средств графической композиции точки, линии, пятна, их абстрактных, конкретных форм выражения, символики и психологии восприятия - задача данной статьи.

Точка

В словаре Ожегова «точка - это маленькое круглое пятнышко». Один из первых параметром объекта - это размер, наиболее важный для графики. Имея минимальные возможности, этот элемент, меняя размер, тон, форму, фактуру, способен изменить восприятие, внести новый смысл, настроение, образ.

Точка как объект хорошо всем известна: это семена растений, кляксы на бумаге, капли дождя, пестрота перепелки, сыпь на коже. Разнообразие форм несет в себе информацию, дает основу для зрительных образов памяти.

В филологии точка - это пауза, интервал, логическое членение текста. Это краткое утверждение, имеющее большое значение для смысла повествования.

'Клее Пауль Педагогические эскизы. М., 2005., с. 12

Точка - это источник вербальной информации в азбуке Морзе, в рельефах Брайля, базовая составляющая единица, из которой формируется система информационных знаков.

Точка - это начало и конец дела. Фразеологическое выражение «точка отсчета» определяет вектор направленности, а «точка зрения» формирует приоритеты.

Прямо или косвенно все эти характеристики объекта могут влиять на восприятие этой знаковой системы.

Точка в графическом выражении - это результат конфликта инструмента рисования с плоскостью бумаги. По словам Кандинского, «В этом столкновении основная плоскость оплодотворяется» [ 4, с. 209]. Энергия точки дает листу бумаги новый смысл. Материальное выражение точки, ее характеристики несут в себе знаковую сущность.

Отдельно рассмотрим параметры точки. В графике наиболее значимой характеристикой является размер. Определяя его как малый, мы можем воспринимать точкой практически любой объект, имеющий минимальный размер по отношению к изобразительной плоскости. Это может быть силуэт одинокого путника на горизонте, небольшая эмблема фирмы на плакате, концевая заставка текста в виде квадрата. Форма может быть любой. Относительность данной характеристики определяется возможностями оптического восприятия.

Размер точки имеет свои изобразительные возможности. Зрительно мы разделяем объекты по размеру на большие, средние и мелкие. Располагая рядом точки разного размера, мы можем создать иллюзию глубины пространства (рис. 1.)

Работая с плоским листом бумаги, можно менять не только размер точки, но и ее тон. Изменяя светлоту точек, не меняя их

размер, создается эффект трехмерности пространства (рис. 2.)

Зависимости различного взаимодействия изобразительных объектов и их восприятия рассмотрены Гештальт-психологией. «Предметы могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажется небольшим» [10, с.279]. Расстояние между точками - еще одна изобразительная возможность формирования различных пространственных, возможно и временных характеристик изображения.

Статичное расположение точек дает ощущение покоя, перераспределение объектов за счет изменения расстояний создает динамическое напряжение, иллюзию движения (рис. 3, 4.)

Форма точки - гладкая или колючая, дает для восприятия изображения свои эмоциональные импульсы. Также форма имеет значение для «фактора сходства» [10,с. 279], по которому группируются элементы, кажущиеся похожими.

Перечисленные возможности изобразительной системы дают безграничный диапазон реализации данного средства.

Офорт, гравюра, литография - печатные техники, в основе которых лежат точечные изображения. Иллюзии объема, глубины, движения достигаются за счет изменения параметров точки, ее размера, формы, тона, расстояния, в результате получается технически уникальное, изображение. В отношении к точке, ее происхождению определяется основное отличие техник печати.

Точка - это первооснова графики. Группировка точек формирует линию, плоскость, задает фактурное разнообразие. Единичная точка не так значима для графики, как структура, сформированная из множества маленьких миров.

Линия

Линия - это особое расположение точек, их группировка. В чистом виде линейного изображения в жизни мы не встречаем. Даже графика ветвей дерева, уходящих в горизонт рельсов, решетки моста в реальности - трехмерна. Линейное изображение опосредовано выражает реальность. В линейной графике сливаются изображение и обобщение. Трехмерный объект имеет объем, глубину,

особое положение в пространстве. Линейное изображение любого объекта - продукт мысли художника. Явление, объект являются в графике следствием интеллектуального, творческого преобразования. Соответственно, несут на себе отношение автора, его эмоции, творческий почерк.

Рисунок 1. Иллюзия глубины пространства за счет изменения размера элемента

Рисунок 2. Иллюзия глубины пространства за счет изменения тона элемента

Рисунок 3. Статичное расположение точек на плоскости

Рисунок 4. Динамичное расположение точек на плоскости за счет изменения расстояний

«Линия в рисунке... берется условно», -пишет Радлов, - «для обозначения границ изображаемого явления, следовательно, она представляет собой определенную форму нашего пластического мышления» [8, с.16].

Часто линией мы обозначаем границу объемной формы. В реальности подобного контура не существует. Объект, изображенный линейно, контурно не только несет в себе авторское отношение, но и демонстрирует знания художественной грамоты, умения и навыки рисовальщика. Линейная контурная линия появляется не вначале рисования, а как конечный результат деятельности, итог творческого процесса в самом его конце. Контур принадлежит объему, членит его, выявляет пластикой характеристики. Профессиональные художники заканчивают обобщающим контуром работу, объединяют в единое целое систему сопоставлений.

Особый подход к линии в искусстве Востока. Там эмоциональная и энергетическая сторона творческого процесса выражены по-своему. Обобщающая линия в китайской живописи может начать работу с формой. Но данное начало работы - результат длительного анализа, не просто созерцания и медитации, а проникновения в сущность объекта, его обобщения. В данном случае - это тоже завершение этапа творческого процесса.

Характер линии, ее пластика неповторимы. Китайский язык несет в себе множество образных названий, характеризующих типы линий: «железо-струна», «ветки ивы», «ветки орхидеи», «головка гвоздя и мышиный хвост» и тому подобное. Китайская традиция графики несла в себе в рамках каждой школы манеру мастера, метод работы, философию осмысления объекта.

То же можно сказать о каллиграфии, в основе которой лежит линейная графика. «Известны определения:

- горизонтальная черта подобна длинной лодке поперек короткого пруда,

- вертикальная черта подобна ростку бамбука, пробивающего высохшую почву,

- крюк подобен дуге натянутого арбалета,

- точка подобна камню, сорвавшемуся с горы, - все носят энергетический харак-

тер. Во всех есть фактор центростремитель-ности»2.

Линия в китайской живописи, каллиграфии стоит между изображением и обобщением, она несет в себе большее - абстрагирующую функцию. Анализ графической первоосновы, установленной каноном, эмоционально адаптированной художником, дают динамику перерождений линий, в результате которой появляется новое выразительное явление.

На плоском листе бумаги развивается «трехмерная» графика, имеющая динамические векторы развития, импульсы и паузы.

Каллиграфия любого языка несет в себе все первоосновы линейной графики. Графологи по начертанию букв способны смоделировать тип личности, характер, состояние человека. Эмоциональный посыл, выраженный в изгибах букв текста, характеру нажима, наклону элементов, не только несет информацию, но и передает душевное состояние автора. Таким образом, линия является самой распространенной знаковой системой коммуникации.

В обиходе с разнообразной линейной графикой человек сталкивается не только в произведениях искусства, тем более сейчас, в огромном потоке визуальной информации. Характер линии, ее пластика несут в себе эмоциональный посыл, информацию, знаковую систему.

Выделяют несколько типов линейной графики, выражающих различные характеристики.

Ровная линия - это граница, черта, раздел, система членения. Данная линия может быть спокойна, не нести никакой эмоциональной окраски, ее главная функция - ограничение. Подобные линии встречаются в чертежах, схемах, таблицах. Это часть информационного обеспечения любого процесса.

Пунктирная линия несет в себе иную знаковую сущность. Такую линию мы встречаем в построениях аксонометрии, в схемах проектов. Разрывы линейной структуры не мешают ее восприятию, но вводят ее в разряд нереальной. Это линия как бы невидима, она предполагаема проектом, системой, общим ощущением. К примеру,

2Мамаев К.Н. Письмо и речь. Екатеринбург: УрО РАН, 2000, с.7

в комиксах, пунктиром замыкают не реальные диалоги, а мысли персонажа (рис. 5б).

Пульсирующая линия динамичнее по своим характеристикам. Она более выражена графически, характер элементов, расположенных на линии, будь то точки, зигзаги или иные преобразования, их частота и размер задают линейной структуре ту или иную степень пульсации, беспокойства, нервозности. Данная линия передает эмоции автора, его переживания, определяет характеристики объекта, его состояние (рис. 5в).

Зигзаг - линия, состоящая из системы острых углов. Чем острее углы зигзага, тем напряженнее, агрессивнее и динамичнее состояние графики. Тупой угол, формирующий зигзаг, внешне схож с волной, потому передает более спокойное состояние, лишенное внешней агрессии (рис. 5г).

Волнообразная линия, в основе которой плавная, округлая пластика дает изображению особую лиричность, мягкость, умиротворение.

Форма спирали передает состояние движения. Закрученная спираль символизирует развитие, жизнь (рис. 5д)

Различие в восприятии этих систем обусловлено особенностями пластики, углов наклона, диапазоном импульса. Дополнительную энергию всем этим системам задает выраженное изменение толщины линии. Таким образом, состояние динамических характеристик перейдет в разряд трехмерного пространства, что должно усилить эмоциональный посыл.

Изменение толщины линии - особый способ выразительности графики. Кандинский писал: «Помимо разницы характеров. первоначально источник каждой линии неизменно один - сила» [4 с. 283]. Нажим - дополнительный импульс выражения силы. «Утолщения в почерке или живописном росчерке есть одновременно и живописно - ото-бразительный элемент, и «мизансцена» темперамента пишущего в трехмерное пространство под плоскостью листа бумаги»3.

Активная линия, выраженная в своей динамике, благодаря приложенной автором энергии самодостаточна. В этом случае, плоскость, на которой она находится, вторична по восприятию. «Линейная энергия», по словам

я)..........ровная

б)—.— пунктирная

в)

г)^^^зигзаг

д) спиральная

Рисунок 5

Рисунок 6. а). Активная линия б) Эффект плоскости

Клее [ 5, с. 8], ослабляется в том случае, когда эта линия замыкается и образует «эффект плоскостей». Замкнутая линия вторична, поскольку восприятие переходит на форму, рожденную изгибами линий (рис. 6).

Повороты и наклоны линий прорывают плоскость листа, уводя зрителя в глубину пространства. На основании линейной перспективы мы можем моделировать любое глубинно-пространственное изображение, пользуясь только линией, даже не меняя ее толщину. Линия - форма мышления художника. Основа проектирования в дизайне. Первые эскизы конструкций, поиски объемов появляются в линейном виде, а лишь потом преобразуются в более сложную проектную графику.

Положение линии на формате листа, ее направление имеют свои особенности восприятия. «Во всех произведениях искусст-ва...большую роль играют основные пространственные координаты или основные направления» [9, с. 316].

«Громадная роль вертикали и горизонтали и использование их в построении художественных форм» (там же).

Вертикальная линия задает движения глаза снизу вверх или наоборот. Она воспринимается более узкой, вытянутой по отношению к такой же линии, расположенной по горизонтали. Геометрическое деление на равные части вертикали приведет к восприятию более массивной верхней части, по отношению к нижней. При оптическом делении по-

3Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: 2000.- 592 с. ил. Стр. 76

а) б) в)

г) д) е) Рисунок 7.

а) б)

Рисунок 8.

полам вертикаль имеет неравные расстояния: сверху - меньше, снизу - больше.

Горизонталь выражает равномерное «возможно бесконечное движение» [9, с.316]. Если мы хотим остановить это движение, то вычленим часть линии. По отношению к вертикали эта линия более весома, значительна. Верхняя часть формата воспринимается легче, чем нижняя, поэтому очень важно, в какой зоне расположена горизонтальная линия. Располагаясь сверху листа, она - легкая, внизу - тяжелая. Линия на середине формата воспринимается нейтрально (рис. 7, а, б, в).

Диагонали задают особую динамику графическому произведению. Алпатов М.В. замечает: «Решающее значение. имеют композиционные диагонали. Они гораздо легче воспринимаются глазом и поэтому более усиливают движение» [7, с. 269].

Направление диагонали снизу - слева, вверх - направо считается позитивным, поскольку верхний правый угол формата связывают с образами будущего, надежды (рис 7, г).

Движение линий в противоположном направлении дает более противоречивую ситуацию. Линейное движение слева - направо более привычно для нашего зрения, мы так читаем. Направление из правого нижнего угла в левый верхний задает напряжение, появляется ситуация преодоления (рис 7, д).

Движение линий из правого верхнего угла в левый нижний смотрится менее позитивно. Движение сверху - вниз уже падение само по себе.

А движение от будущего в противоположном направлении имеет более негативную окраску. Нисходящая линия может выражать образы возвращения, принуждения, рока (рис. 7е). Переносы зрительного впечатления из одного угла картинной плоскости в другой, по словам Алпатова М.В., задают произведению особую динамику, драматургию, «смысловое богатство» [7, с. 270].

Группировка линий имеет свои изобразительные возможности. Это способ формирования плоскости за счет изменения расстояния между линиями по «фактору близости» или за счет изменения размера линий. Полосы на плоскости могут быть спокойными, монотонными и ритмически организованными системами.

Изменение толщины линий и расстояния между ними - способ для формирования иллюзии глубины пространства. Эти возможности группировок используются в тональном, штриховом рисовании.

Штрих

Г руппа взаимодействующих линий в графике называется штрихом. Лаптев А.М. в книге «Рисунок пером», анализируя возможности штриховой графики, по отношению к линейной, выделил следующие особенности. «Линия - это протяженное движение пера по бумаге, штрих - короткое. Линия может иметь самостоятельное значение, штрих - лишь в совокупности с другими штрихами» [6 с. 17]. Штрих в графике необходим для передачи тонального состояния изображения. Объем и глубина пространства также могут быть переданы штрихованием. Фактура объекта, особенности светоотражения - это тональный, штриховой рисунок. «Действие штриха очень разнообразно. Оно зависит от толщины штриха, характера его начертания и расположения по отношению к белому листу бумаги, то есть степени густоты наложения» [6, с. 19].

Штрих чаще всего применяется с линией, дополняя ее, неся более подробную информацию об объекте. Являясь производным от линейного рисования, штрих может нести в себе все особенности эмоциональной выразительности линии. Бесчастнов Н.П. в издании «Черно-белая графика» рассматривает характер графического штриха применительно к

изобразительной манере известных художников. Выделяет штрихи разной пластики, динамически напряженные, длинные, короткие, «положенные по поверхности формы» и «поперек». Он утверждает, что штрих - самостоятельное, «убедительное», изобразительное средство, имеющее свои неповторимые «возможности выражения» [1, с.59]. Штриховой рисунок, в отличие от линейного, имеет в своем арсенале средств тоном сформированное пятно. Графическое пятно - самостоятельный элемент графики, который может взаимодействовать с линией и точкой, дополняя изображение. Но это средство имеет свои изобразительные особенности и может формировать свой изобразительный ряд.

Пятно

Группировка точек и линий создает пятно. В изобразительном искусстве применим данный термин, который определяет сформированную различными изобразительными средствами массу, имеющую форму, тон, цвет, силуэт, фактуру. Пятновая графика более активно воздействует на зрителя, чем линейная, за счет большей контрастности. Пятно может плоско располагаться на бумаге, быть абсолютно черным, двухмерным - в этом случае основная эмоциональная роль отводится силуэту, пластике. Возможны внутри пятна тональные градации - тогда оно становится структурным, глубоким, материальным, осязаемым.

Одна из наиболее выразительных характеристик пятна - его форма. Иттен утверждал, что существуют всего три основные формы. «Квадрат, треугольник и круг - создаются при помощи четырех различных пространственных построений. Квадрат основан на горизонталях и вертикалях, отличительным признаком треугольника является диагональ, круг определяется циркульным движением» [3, с.64].

Каждая форма имеет свои особенности восприятия.

Квадрат, в основе построения которого лежит прямой угол, считается формой стабильной. Расположенный внизу формата, выглядит весомо и основательно, может быть тяжелым.

В основе равностороннего треугольника лежат острые углы. Эта форма тяготеет к движению. Равнобедренный высокий треу-

гольник выглядит устремленным вверх, динамичен, может быть агрессивным. Развернутый основанием вниз, он воспринимается как устойчивая форма, перевернутый - как сверхнеустойчивая (рис. 8).

Форма круга, в основе которого лежит концентрическое движение, воспринимается в основном позитивно. Круг - солярный знак, он несет в себе понятия добра, тепла, жизни.

Многообразие изобразительных форм в графике можно трактовать производными от базовых элементов или их комбинациями, наложениями.

Любая форма, располагаясь на плоскости, вступает с этой плоскостью во взаимодействие. Особенно это касается локальных пятен в черно-белой графике. Этот вопрос был рассмотрен учеными. Гештальт- психология утверждает, что «фигура и фон в таких неоднозначных ситуациях могут меняться местами в результате переключения внимания. Стоит только сменить «фокус внимания», как фон начинает восприниматься как фигура и наоборот» [10, с.272 ]. Датский психолог Эдгар Рубин выделил фундаментальный принцип связи между фигурой и фоном, которая заключается в следующем: «Если одно из двух однородных, окрашенных в разные цвета полей больше по величине и включает в себя другое, вероятность того, что меньшее поле, включенное в большее, будет восприниматься как фигура, очень велика» [10, с.274]. Количественные отношения фигуры и фона имеют большое значение для восприятия.

Фаворский писал: «Если на бумагу прольется тушь, то лужа будет растекаться...-Получится картина как бы борьбы суши с морем; мы будем чувствовать тяжесть туши, как тяжесть воды, и сопротивление бумаги, как берегов. В силуэте такого пятна победит местами черный, местами - белый цвет.» [ 9, с. 315]. Фигура и фон, особенно в плоскостных, силуэтных изображениях, взаимосвязаны и часто равны по изобразительной значимости. В черно-белой пятновой графике фон такая же важная часть композиции и способен решать задачи общей концепции. К. Коффка утверждает, что неоднозначность восприятия уходит, когда изображение из плоскостно-

го переходит в разряд в глубинно-про-странственного3.

Изобразительное пятно имеет свою фактуру, не материальную, а воспринимаемую зрительно. Она может быть сформирована линейной или точечной графикой, наложением различных средств одно на другое. В любом случае, оптическая фактура - это эмоционально выраженное средство воздействия на зрителя. «Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей» [2, с.33].

В книжной графике нематериальная фактура выражена по-своему. «Точки растра - своего рода частицы поверхности отпечатка, подобные кирпичам составляющим стену. Их оптическое взаимодействие создает своеобразную подвижность, неровное мерцание»4. Любой печатный процесс задает свою неповторимую графическую фактуру, которая также является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составной частью изображения, его выразительным свойством.

Тон пятна имеет большое значение. Чем контрастнее отношения фона и элемента, тем более выразительно воспринимается изображение. Однако система контрастов зависит от образной задачи и логики повествования.

Графическое пятно часто используется в комбинациях с другими изобразительными средствами, линиями и точками. Взаимодействие средств способно создать сложные графически выразительные произведения.

Анализ формальных элементов графики дает возможность оценить значимость и возможности каждого отдельного средства для графического изображения. Изменение их параметров, перегруппировка ведут к изменению восприятия, образного звучания. Клее считал, что произведение искусства -это художественная полифония и общая гармония. Произведение - это результат новой реальности - в основе которой лежат «формальные элементы» [5,с. 5].

3Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию. Психология ощущений и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гип-пенрейтер. М.: 1999.

4Кузнецов Э.Д. Фактура как элемент книжного искусства.- М.; Книга, 1979. - С.36

Список использованной литературы:

1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Изобразительное искусство, 2001.

3. Иттен Иоханнес Искусство формы. -М.: Изд. Д. Аронов, 2001.

4. Кандинский В.Точка и линия на плоскости.- СПб.: Азбука, 2001.

5. Клее Пауль Педагогические эскизы.- М., 2005.

6. Лаптев М.А. Рисунок пером.- М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

7. Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под редакцией В.В.Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2000.

8. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Третье издание. - Л.: Художник РСФСР, 1978.

9. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988

10. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

11. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.