Научная статья на тему 'Форма государственного правления в доктрине М. А. Бакунина'

Форма государственного правления в доктрине М. А. Бакунина Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
517
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черепанова В. В.

Статья раскрывает понятия государства и формы его правления, как элемент для построения анархического государства. Особое внимание автор уделяет описанию республики в работах М.А. Бакунина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форма государственного правления в доктрине М. А. Бакунина»

вет и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелонов»[1, с. 222].

Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка.

Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия [4, с. 234].

Изучение правопорядка потому актуально, т.к. он образует правовую основу демократического общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Исследование правопорядка актуально, потому как состояние стабильности, уравновешенности и соразмерности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда.

Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Список литературы:

1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. -Юрист, 2004. - С. 52.

2. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - Юрист, 2007. -С. 633.

3. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. - ТГТУ 2009. - С. 304.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. - С. 233.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ В ДОКТРИНЕ М.А. БАКУНИНА

© Черепанова В.В.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Статья раскрывает понятия государства и формы его правления, как элемент для построения анархического государства. Особое внимание автор уделяет описанию республики в работах М.А. Бакунина.

* Аспирант.

На сегодняшний день в мире насчитывается 194 государства и каждое из них уникально по форме государственного устройства, политическому режиму и форме правления. Они переживают войны, политические кризисы, революции и часто причиной, которых становится недоверие власти, что подтверждает несовершенство существующих политических систем.

Форма государственного правления является ведущим элементом в политико-правовой оценке государства, определяющим содержание власти в государстве и механизм ее осуществления. И сегодня когда мы стоим на пороге модернизации политической системы очень важно выбрать правильную форму политического реформирования, чтобы не довести страну к очередной войне или революции.

Это побуждает к поиску новых концепций, теорий, доктрин, которые смогли бы разработать нестандартный подход в сложившейся политической ситуации, поэтому на наш взгляд актуально обратиться и исследовать анархический взгляд М.А. Бакунина.

В своих работах М.А. Бакунин анализирует историю становления и развития форм государственного правления, делая политический прогноз устройства государства будущего.

Об отношении М.А. Бакунина к государству теоретики говорят не одно столетие. Остаются актуальными вопросы, что вкладывал в понятие власти, какой вид государственного правления он принимал, как основу для построения государства нового времени.

В теории государства и права природа государственного правления и его форма заключаются в организации высшей власти в государстве, степени и порядке участия населения, в формировании ее структуры, способа взаимодействия органов между собой и населением страны [5, с. 296].

Бакунин М.А. использует философский подход к понятиям государства и его форм, ведь сущность государства он считал абстрактным, а формы это рамки, в которые мы пытаемся его заключить. Доказательством этого является многовариантность трактовок определения государства и противоречивость его взглядов, выражающаяся в непоследовательности их изложений.

Выбор вида правления зависит от многих факторов: территории государства, национального состава, религии, менталитета, исторических традиций.

В теории существует четкий перечень форм правления с конкретными характеристиками и признаками. Исследователи, анализируя государство в своих работах, накладывают его на конкретную форму, пытаясь доказать ее совершенность, но « формы или вернее этикеты нашего государства могут измениться, - писал М.А. Бакунин А.И. Герцену и Н.П. Огареву, но сущность его неизменна» [3, с. 286] и данное явление мы можем проследить по ходу истории нашего государства, где раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной, далее предпочтение отдали абсолютной

монархии, сменившую неабсолютизм, перешедший в конституционную монархию, а уже в результате революции в России была провозглашена республика, но природа Российского государства осталась неизменна.

И это доказывает, что с точки зрения глобального исторического развития, существующие формы государства оказываются сменными явлениями и взаимозаменяемы друг другом, а сама его природа абстрактна.

Бакунина М.А. в XIX в. предвидел исход становления политического устройства в России и убеждал, что «идея республики есть высшее и чистейшее выражение гражданского самоуправления и равноправия» [1, с. 90], но построение, которой возможно на почве конституционной-монархии» [1, с. 90]. Будущего он в ней не видел, считая необходимостью со временем «уничтожить монархическое правление» [2, с. 151], а значит пройдет время и республику сменит новая форма государства?

Анархисты предлагали модернизацию республиканской формы правления, через первоначальное строение политического устройства государства, которое видели во «всеобщей и единодушной воли граждан» [1, с. 90].

В основе построения формы государственного устройства лежит институт власти, который так же подлежал модернизации в идеях анархистов XIX в.

Путь реформирования зависел от выбранной формы республики: парламентской, президентской или смешанной.

Образ парламентской республики был нарисован как «представительное правление, конституционная форма, парламентская аристократия и так называемое равновесие властей» [4, с. 173].

Бакунин М.А. показывал иллюзорность данной формы политического устройства, которая, по его мнению, начинается с «призрачных, антидемократических» [3, с. 34] выборов органов власти и недоверия передачи власти в руки парламента.

Удивляет тот факт, что на фоне антигосударственности анархист делает акцент на «диктаторскую власть» [2, с. 153], которая может являться элементом президентской республики, в своих работах ссылается на авторитет государственных органов, как на постоянный взаимный обмен власти и подчинения, временный и, что особенно важно, добровольный» [3, с. 168], но данный вид власти он вводит, как понятие необходимое для построения нового государства.

Таким образом, в основу республиканской власти он закладывает принцип выборности, горизонтального функционирования, контрольность и отчетность, сочетая элементы как президентской, так и парламентской республики.

Для большей устойчивости государства буржуазия, считал М.А. Бакунин, стремится сочетать эту диктатуру с народно-представительными формами, «которые бы ей позволили эксплуатировать народные массы во имя самого народа» [7, с. 96].

Отец анархии писал, что «внешне его правление будет соответствовать президентству в федеративной республике с человеческой властью» [6, с. 333-334]. Подтверждение этим замыслам мы находим в работах Ю. Стек-лова, Г. Волкова, Н. Канева, С. Потапова.

Таким образом еще в XIX в были сделаны выводы, что государство является исторической формой общества и для того чтобы обеспечить прогресс развития государственного устройства необходимо создать новую форму организации, которая бы представляла собой саморазвивающуюся систему.

Проанализировав работы М.А. Бакунина в части его взгляда на форму государственного правления, мы приходим к выводу о плодотворности идей М.А. Бакунина и перспективах претворения результатов ее анализа в современных условиях развития общества и науки.

Он не призывал к хаосу, в его теории и программе были противоречия, но направление было выбрано верно, сконструировано и имело свою систему.

Список литературы:

1. Бакунин М.А. Государственность и анархия [Электронный ресурс]. -М.: Правда, 1989. - Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_ 0050.shtml.

2. Бакунин М.А. Исповедь. Июль-август 1851 г. // Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. - М., 1935. - С. 151-153.

3. Бакунин М.А. Письмо А.Герцену и Н.Огореву. 7 ноября 1860 г. Иркутск // Письма Н.А.Бакунина к А.И. Герцену и Н.П.Огареву. - СПб., 1906. -С. 286.

4. Бакунин М.А. Материалы для биографии М.Бакунина. - М.; Пг., 1923. - Т. 1. - C. 173.

5. Борисов Г.А. Теория государства и права. - Белгород.: БелГУ, 2008. -300 с.

6. Марксу К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. - М., 1965. - Т. VIII. -С. 333-334.

7. Archives Bakounine. III. - Leiden, 1967. - Р. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.