Научная статья на тему 'Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций'

Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ДОНОРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / CHARITY / NONPROFIT ORGANIZATION / ENDOWMENT FUND / ENDOWMENT / THE MANAGEMENT COMPANY / DONORS / SOCIAL PROJECTS FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Светлана Юрьевна

Среди привлеченных источников финансирования некоммерческих организаций особое место занимает институт эндаумента, широко распространённый за рубежом. Его формирование в России должно привлечь внимание общественности к финансированию социально значимых проектов и сформировать новые экономические отношения в процессе потребления образовательных, медицинских услуг, услуг в сфере науки, культуры, спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Endowment funds in the system of competitiveness of non-profit organizations

Institute of endowment that is widely spread abroad holds a special place among attracted funding of nonprofit organizations. Its formation in Russia should draw public attention to social projects financing and create new economic relationships in the consumption of education, health services, services in the fields of science, culture and sport.

Текст научной работы на тему «Фонды целевого капитала в системе обеспечения конкурентоспособности некоммерческих организаций»

ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Становление социально-ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации предопределило формирование особого отношения к деятельности некоммерческих организаций (НКО), которые вытолняют социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие функции, развивают физическую культуру и спорт, охраняют здоровье граждан и удовлетворяют их духовные потребности, не преследуя получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности1. НКО реализуют социально значимые проекты и потому рассматриваются в качестве важнейшей гарантии существования гражданского общества.

Одним из условий развития НКО, укрепления их материально-технической базы и повышения конкурентоспособности является расширение источников финансирования и повышение эффективности их финансового обеспечения. Финансовые ресурсы НКО представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на их текущее содержание и расширение деятельности. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых НКО, характера их предоставления и способов хозяйствования.

В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» источники финансирования НКО делятся на собственные, государственные и привлеченные средства. Наличие разных источников финансирования в структуре доходов НКО определяется национальными особенностями менеджмента в некоммерческой сфере. Так, в России, Франции и Германии традиционно доминируют собственные и государственные источники финансирования, тогда как в США — привлеченные и собственные средства.

Собственные средства включают членские взносы, доходы от основной и коммерческой деятельности, которая сводится к реализации сувенирной продукции, к предоставлению платных услуг мастерских, ателье, а также к работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок.

Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Прямое финансирование предусматривает выщеление средств из бюджета, а косвенное — предоставление налоговых льгот и льготных условий продвижения на рынке, информационной, консультационной, имущественной и организационной поддержки со стороны органов властей. Мировой опыт взаимодействия некоммерческих организаций с государством предусматривает реализацию принципа субсидиарности, в основе которого равноправное сотрудничество в разработке и реализации приоритетных проектов, проведение открытых тендеров и экспертиз.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты, банковские кредиты. Если благотворительность рассматривается как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц

по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи»2, то спонсорство — вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможность размещения рекламы, проведения РЯ-мероприятий, стимулирования сбыта. В отличие от благотворительности, представляющей форму добровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со стороны физических и юридических лиц, спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами. В ходе спонсирования некоммерческие организации приобретают необходимые для выполнения уставной деятельности материальные и денежные ресурсы, возможность использования современных видов связи, оборудования, а также повышения квалификации сотрудников.

Важную роль в финансировании некоммерческой сферы играют членские взносы. В зависимости от суммы денежного вклада выделяют простых и привилегированных членов, доноров, покровителей некоммерческой организации, что дает вкладчикам разные преимущества — участие в деятельности НКО, бесплатное или льготное приобретение услуг, скидки на продукцию, получение информационных бюллетеней.

Существенный удельный вес в структуре привлеченных источников финансирования российских НКО имеют гранты благотворительных фондов и организаций. Грант — это средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе или предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании3. С помощью грантов поддерживают проекты, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, в том числе науки, образования, в природоохранных мероприятиях.

Особое значение в условиях российской экономики приобретает использование НКО такого распространенного на Западе источника финансирования, как эндаумент-фонд или целевой капитал, который можно рассматривать в качестве гаранта финансового обеспечения деятельности НКО, условие их финансовой стабильности и инструмент повышения конкурентоспособности.

В соответствии с ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» целевой капитал представляет собой особую форму привлечения средств физических и юридических лиц в некоммерческую организацию, которые находятся на счетах банков и инвес-тиционнык институтов с целью получения стабильных доходов. Главной особенностью целевого капитала является запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов НКО. Некоммерческая организация вправе распоряжаться только накопленными процентами с этой суммы, причем взнос никогда не возвращается вкладчику. Контроль за использованием средств целевого капитала и доходов от него осуществляет совет попечителей НКО, который ежегодно определяет лимит капитальных и текущих расходов фонда.

Преимущества целевого капитала по сравнению с другими привлеченными источникам финансового обеспечения НКО:

• учреждены параметры для финансирования социально значимых сфер — образования, здравоохранения, культуры, спорта;

• созданы условия для стратегического развития социальной сферы и реализации благотворительных программ;

• сформирована возможность эффективно аккумулировать средства частных жертвователей и организаций в благотворительных целях;

• повышена независимость НКО от текущего состояния дел у доноров;

• образован потенциал для внедрения стандарта прозрачности в деятельность НКО;

• для НКО определена возможность менять подход к реализации социальных проектов, учиться зарабатывать средства, а не только выступать в роли просителей. Тем самым решены вопросы повышения устойчивости и конкурентных позиций бизнеса;

• сформированы способы привлечения профессиональных кадров в НКО, осуществляющих социально значимую деятельность.

Модель целевого капитала еще не распространена в России, объемы эндаумент-фондов скромны по сравнению с западными аналогами. В США и Канаде зарегистрировано 863 эндаумент-фонда, самый крупный из которых эндаумент Г арвардского университета превышает $26 млрд. В России из 51 фонда целевого капитала выделяется эндаумент МГИМО, размер которого в феврале 2010 г. составлял 505 млн руб.4

Среди проблем, возникающих в связи с формированием и использованием фондов целевого капитала в нашей стране выделим такие, которые имеют фундаментальный и технический смысл.

Технические проблемы связаны с особенностями законодательного регулирования эндаументов в России. Так, для создания эндаумент-фонда требуется регистрация отдельного юридического лица — НКО, утверждение ее устава, выбор членов совета по управлению целевым капиталом, а также доверительного управляющего. НКО, финансируемая за счет эндаумент-фон-да, связана финансовыми потоками как минимум с двумя другими юридическими лицами, контролировать деятельность которых она может частично и лишь посредством жертвователей и учредителей фонда. Если инициатором создания фонда выступает сама НКО, то ее руководство в большей или меньшей степени изолировано от процесса принятия финансовых решений.

Проблема формирования фондов целевого капитала в России связана с особенностями экономической ситуации в стране и социальными приоритетами потенциальных жертвователей: в первую очередь трудно сформировать эндаумент на минимальную сумму (3 млн руб.) без использования личных контактов и связей в бизнес-сообществе. Кроме того, годовой доход от доверительного управления эндаументом не может генерировать достаточные для НКО финансовые потоки. Учитывая ограничения на доступные инструменты инвестирования, маловероятно, что чистая реальная доходность российского эндаумента превысит 10-15% годовых (с учетом инфляции). При невысокой доходности и запрете на реинвестирование более 50% номинальных доходов фонда его активы будут постепенно истощаться, тогда как возможность дополнительных денежных поступлений существенно ограничена.

ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», регулирующий порядок формирования и использования целевого капитала, имеет недостатки, которые тормозят создание фондов в нашей стране5.

Во-первых, в законе перечислены активы, в которые управляющая компания может инвестировать средства целевого капитала, но не регламентирована структура, в рамках которой рекомендуется формировать портфель.

Во-вторых, согласно действующему законодательству допускается возможность потери части имущества целевого капитала, переданного в доверительное управление. Это либо 50% его суммы за один год без учета расходования средств, либо 3 0% за 3 года подряд, также без учета расходования активов за этот период, после чего целевой капитал расформировывается. Но данная возможность в корне противоречит основной идее создания целевого капитала.

В-третьих, закон не допускает жертвовать фонду ничего иного, кроме денежных средств, что сужает возможности жертвователей.

В-четвертых, в законодательство Российской Федерации введено следующее ограничение: НКО не вправе передавать на формирование или пополнение своего целевого капитала собственные денежные средства. За рубежом это один из основных источников формирования эндаументов и квази-эндаументов, которые играют роль буферов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры.

В-пятых, передача средств между НКО и управляющей компанией, а также между двумя управляющими компаниями должна осуществляться в национальной валюте. Управляющая компания в случае прекращения договора обязана в течение одного месяца передать часть имущества, составляющего целевой капитал, другой управляющей компании. Если в этот момент на рынке произошло изменение курса валюты, ей придется зафиксировать убыток, исключая возможность передачи имеющихся активов по балансовой стоимости.

В-шестых, российский закон устанавливает, что «некоммерческая организация вправе использовать не весь полученный доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, при условии выполнения обязательств по договорам пожертвования, условий завещаний, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, решений совета по использованию целевого капитала. При этом размер неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, не может превышать 50% такого дохода за два года подряд». Законодательство США стимулирует благотворительные фонды, устанавливая нижний предел благотворительной поддержки не менее 5% текущей рыночной стоимости активов фонда.

Важнейшей проблемой в России остается кризис доверия к фондам целевого капитала и к их управляющим компаниям.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ денежные средства НКО на формирование целевого капитала не облагаются налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций, как и перечисление денежных средств от управляющих компаний (доверительных управляющих). Установлен-

ный налоговый режим, с одной стороны, способствует формированию конкурентной среды и благоприятствует созданию эндаумент-фондов, а с другой—не учитывает налоговые стимулы для жертвователей - физических лиц.

Законодательством не установлены механизмы контроля за деятельностью управляющих компаний. Хотя строго ограниченный круг инвестиционных инструментов препятствует прямым злоупотреблениям, эффективная работа эндаумент-фондов невозможна без постоянного внешнего финансового контроля. Аудиторские организации, привлекаемые к проверке отчетности НКО и их управляющих компаний, решают лишь часть проблемы. Дело в том, что целью аудита, в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», является выражение аудитором мнения о достоверности отчетности и о соответствии ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Эффективность ведения дел руководством фонда выходит за рамки вопросов, подлежащих рассмотрению при ежегодном аудите.

Таким образом, сегодня отечественные эндаументы не решают финансовые проблемы большинства НКО. Даже для крупнейших из них такие фонды могут дать поддержку отдельных программ, что, безусловно, немало, но в ближайшей перспективе они не заменяет ни государственного финансирования, ни финансирования за счет собственных средств.

С другой стороны, у эндаумент-фондов есть более значимая роль — изменить отношение бизнеса и общества к благотворительности, осознать важность поддержки НКО, а также предоставить реальные и прозрачные возможности для финансирования общественно полезных проектов. Требуется проводить активные информационные кампании о преимуществах целевого капитала, привлекать представителей бизнес-сообщества для финансового обеспечения НКО, формировать благоприятный климат и мотивации для жертвователей.

Таким образом, конкурентоспособность НКО в существенной степени зависит от их финансирования и развития института эндаумента, через который проявляется стремление НКО к партнерству с государством и бизнесом. А для этого требуется координация общих и частных интересов.

Проведенное исследование показало, что формирование и использование целевого капитала в России связано как с несовершенством законодательного регулирования эндаументов, так и с особенностями экономической ситуации и социальными приоритетами общества. Необходимо сделать систему финансирования отечественных НКО эффективной, повысить их жизнеспособность и конкурентные позиции.

Примечания

1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // КонсультантП-люс. Версия Проф. http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_4.html

FZ «O necommercheskih organizaciyah» ot 12.01.1996 № 7-FZ // Konsul’tantPlus. Versia Prof. http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_4.html

2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 30.12.2006 № 276-ФЗ //КонсультантПлюс. Версия Проф. http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=64969

FZ «O blagotvoritelnoy deyatel’nosty I blagotvoritel;nyh organizaciyah» ot 30.12.2006 № 276-FZ //KonsultantPlus. Versia Prof. http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=64969

3 Акрамовская A. К вопросу о понятии гранта в российском законодательстве // Деньги и благотворительность . 2004. № 52. С. 15.

Akramovskay A. K voprosu o ponyatii granta v rossiyskom zakonodatelstve // Dengi I blagotvoritelnost’. 2004. № 52. S. 15.

4 Текущий объем фонда развития МГИМО. http://fund.mgimo.ru/specific_ capital.phtml

Tekushiy ob’em fonda razvitiya MGIMO. http://fund.mgimo.ru/specific_capital.phtml

5 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275- ФЗ //Консультант Плюс. Версия Проф. http:// www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94140

FZ «O poryadke formirovaniya i ispolzovaniya celevogo kapitala nekommercheskih organizaciy» ot 30.12.2006 № 275- FZ // Konsultant Plus. Versia Prof. http://www. consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.