Научная статья на тему 'Фольклоросодержащие печатные СМИ'

Фольклоросодержащие печатные СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
624
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклоросодержащие печатные СМИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 1

И.А. Панкеев

ФОЛЬКЛОРОСОДЕРЖАЩИЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Объектом статьи являются некоторые печатные СМИ как способ отражения фольклора и средство формирования представлений о нем. Фольклоросодержащими мы будем называть издания, в которых целеосознанно, программно, постоянно публикуются фольклорные произведения (в том числе и в журналистских материалах разных жанров — как часть их содержания). Исходя из этого под фольклоросодержащими мы не подразумеваем массовые печатные издания, в которых фольклорные произведения публикуются нерегулярно, от случая к случаю, — таких сотни (например, появление частушек в "Сельской жизни", "Огоньке", "Октябре" или "Молодой гвардии", народных песен в "Музыкальной жизни", пословиц в "Неве", "Звезде", "Байкале", легенд и былин в "Литературной России" и других изданиях было в свое время нередкими, но все же разовыми акциями). Как правило, в массовом издании нет установки на публикацию именно устного народного творчества; каждый такой материал, ко времени напечатанный и умело расположенный в издании, несет такую же смысловую и эмоциональную нагрузку, как и материал литературный. В одной из давних статей В.Д. Пельт, отмечая, что наряду с заметкой, корреспонденцией, статьей, очерком в периодической прессе часто публикуются литературные материалы, подчеркивал: "Появление их в газете вполне закономерно, ибо они служат в конечном счете той же цели, что и публицистический материал"1. Журналов, которые публиковали бы только фольклорные произведения, нет — в противном случае они и назывались бы не журналами, а сборниками; чаще всего под обложкой специализированного издания встречается сочетание фольклорных, разножанровых этнографических и литературно-критических материалов.

Ясно, что термин "фольклоросодержащие" рабочий; он был введен нами в ряде статей в научных журналах "Научно-техническая информация", "Проблемы полиграфии и издательского дела" (серия "Известия высших учебных заведений"), "Мир биб-

1 Пельт АДЛитературные материалы в газете // Вопросы журналистики. М., 1962. С. 100.

лиографии", в монографии "Книга русского фольклора: от устного слова до издания" и с пониманием встречен рецензентами шести изданий. Может быть, со временем термин изменится; важно, чтобы суть его была ясна в рамках данной статьи именно специалистам, занимающимся вопросами печатных СМИ. Уточняем, что речь идет об изданиях, их предметной среде, функциональном назначении, о жанрах журналистики, чтобы написанное не рассматривалось, как это уже было, с точки зрения науки о фольклоре. Например, А.Л. Топорков, являясь представителем другой дисциплины, в опубликованной в "Новом литературном обозрении" рецензии на упомянутую выше книговедческую монографию оценивает ее с позиций фольклористики. В результате осталась непонятой разница между терминами "книга фольклора" и "книга по фольклору" (как между "детскими стихами" и "стихами для детей"); иронично названы "перлами" термины "производное произведение" (этот "перл" — название ст. 12 "Закона об авторском праве и смежных правах") и "комментарийный аппарат" (это словосочетание давно уже активно освоено: "внятный комментарийный аппарат" в журнале GlobalRus.ru; "комментарийный раздел" в Dialogi.lv; "коммента-рийная журналистика" в Газета.ги; "уникальный комментарийный материал" — Г. Пряхин о Собрании сочинений И.А. Бунина; в Сети есть еще комментарийные жанры, СМИ, тексты, передачи, программы, источники и т.д. — всего более 2 тыс. стр.). Давно освоен учеными и термин "публикаторство" (см. хотя бы в статьях Н.В. Гужиевой о публикаторстве В.Я. Брюсова, Н.В. Брагинской об "идеологии публикаторства без комментария", O.A. Ко-ростелёва о комментаторстве и публикаторстве и т.д.), а термин "публикатор" тоже закреплен законодательно (гл. 71 части IV Гражданского кодекса РФ). Названный вычурным термин "собирательство" словарь Д.Н. Ушакова трактует как "деятельность собирателя, коллекционерство"; есть это слово и на сайте СПбФ ИВ РАН: Aegyptica. То же относится и к "перлу" "трёхпико-вая" — он есть как в популярной книге Г. Чхартишвили "Писатель и самоубийство", так и в научном издании Л.Л. Ильиной и А.К. Грахова "Реки Севера", где речь идет также об однопи-ковости, двух-, трех-, четырехпиковости; также есть трехпико-вые горы, кризисы, спектры и т.д. Ничего "непривычного" нет в слове "офольклоривание" (кстати, оно тоже известно: например, «прием сознательного "офольклоривания" литературы» — это слова из научной статьи Н.Г. Пустыгиной о романе Ф. Сологуба, опубликованной на сайте Ruthenia.ru — проекте ОГИ и кафедры русской литературы Тартуского университета). Совсем уж странно, что уважаемый фольклорист высмеивает кни-

говеда за использование термина "пучкообразность", который известен именно в фольклористике, так как употреблен проф. В.М. Гацаком в работе "Текстологическое постижение многомерности фольклора" (см.: Современная текстология: теория и практика. М., 1997. С. 105) и цитируется в словаре-справочнике Т.В. Зуевой "Русский фольклор" (С. 255). Речь об этом сейчас не в связи с рецензией как таковой, а лишь из-за необходимости подчеркнуть при таком отношении даже к общепринятым и узаконенным терминам, что определение "фольклоросо-держащие" условное и рабочее (хотя любое определение в гуманитарной сфере — результат творчества; когда-то и широко применяемого сейчас слова "инфосфера" не существовало, и сотен других).

Задача статьи двухпиковая: во-первых, привлечь внимание к журналам этого вида не с точки зрения типологии, а как к изменяющимся моделям, поскольку "периодическая печать — и в том числе журнальное дело — незамедлительно и открыто реагирует на изменения в исторической ситуации и общественном сознании"2, а два из анализируемых изданий относятся к возобновленным; во-вторых, поставить вопрос: является ли книжное издание средством массовой информации?

Активное отражение фольклора в периодике началось в XIX в. благодаря таким журналам и продолжающимся изданиям, как "Библиотека для чтения", "Вестник Европы", "Вестник Императорского Русского географического общества", "Живая старина", "Живописное обозрение", "Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений", "Журнал Министерства народного просвещения", "Звездочка", "Исторический вестник", "Киевская старина", "Молва", "Москвитянин", "Московский телеграф", "Нива", "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русская старина", "Русский вестник", "Северный вестник", "Современник", "Сын Отечества", "Труды Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете", "Этнографический сборник", "Этнографическое обозрение" и многие другие, в числе которых "известия", "ежегодники", "записки", "сборники", "труды", "чтения" и т.д.

В течение этого же столетия фольклорные и этнографические материалы печатались в популярных газетах, среди которых "Литературная газета", "Правительственный вестник", "Русский инвалид", многочисленные "губернские ведомости" — Владимирские, Вологодские, Воронежские, Калужские, Курские,

2 Журнальная периодика России. М., 1996. С. 1.

Московские, Нижегородские, Новгородские, Олонецкие, Пермские, Рязанские, Саратовские, Тамбовские, Ярославские...

За последние двадцать лет позапрошлого века в 125 журналах и 123 газетах было опубликовано в общей сложности более 3000 фольклорных и фольклоросодержащих материалов (в их числе также этнографические очерки, рецензии, обзоры и публикации других жанров, частично включающие фольклорные тексты), а также работ по фольклористике. Естественно, большая часть материалов была опубликована на страницах столичных специализированных этнографических изданий, хотя, например, "Олонецкие губернские ведомости", выходившие в Петрозаводске, за этот период опубликовали около полутора сотен фольклорных и фольклоросодержащих материалов (данные по библиографическому указателю "Русский фольклор").

Перечисленные периодические печатные СМИ можно условно разделить на универсальные, обращающиеся к фольклору (даже при наличии постоянных "фольклорных" рубрик их предметная среда, функциональное назначение, тематическая структура, аудитория в целом оставались гораздо шире; к тому же прекращение публикации фольклорных произведений не меняло самой сути массовых изданий) и специализированные фольк-лорно-этнографические, к которым относится, например, "Живая старина".

Основанный в 1899 г. В.И. Ламанским и выпускавшийся по 1916 г. Отделением этнографии Императорского Русского географического общества (периодичность — 4 номера в год) этот журнал давал глубокие сведения о быте, материальной культуре, экспедициях, о выходивших по теме книгах, одновременно отражая устное народное творчество.

Структура издания не была постоянной. В первые годы оно состояло из четырех-пяти отделов ("Исследования, наблюдения, рассуждения", "Памятники языка и народной словесности", "Критика и библиография", "Вопросы и ответы", "Смесь"; в последнем печатались также легенды, заговоры, материалы о происхождении названий, письма в редакцию). Спустя восемь лет — из двух-трех (при этом в выпуске II за 1898 г. отделы даны без названий: просто "Отдел I", в котором опубликованы очерк Ф. Зобнина об Усть-Ницынской слободе Тюменского уезда Тобольской губернии и материалы М.К. Герасимова по народной медицине в Новгородской губернии; и "Отдел II", вобравший в себя пять материалов — "Сборник рязанских областных слов", "Смерть и душа в поверьях крестьян Рязанской губернии", "Сомринский говор", "Сказка про ерша", "О трех заговорах и о народном воззрении на змей в Могилевской и в Херсонской

губерниях", — последний, кроме собственно текстов, имеет и пояснения). В 1916 г. при объеме 341 с. (и 106 с. Приложений) журнал выходит без деления на отделы. В сущности, журналом его можно назвать условно; это скорее один из "наиболее удачных альманахов того времени"3, но альманахов в понимании В.Г. Белинского, который считал, что подобные издания без журнализма, без злободневности, без прочной структуры — это "сборник хороших статей", "тетради, где сшиваются и дурные, и посредственные, и хорошие, и отличные статьи. Только периодический выход его книжек делает его журналом"4.

"Живая старина", как и другие специализированные этнографические издания того времени, тяготела к фольклорно-эт-нографическому очерку, в котором логично соединялись описание быта, воспроизведение произведений устного народного творчества и комментирование. Называемый бытовым или физиологическим, такой очерк был востребован как в силу читательского интереса к народной жизни, к традициям, обрядам, лирике, так и потому, что при размытости жанровых границ мог использовать все беллетристические и литературно-публицистические возможности. Долгое время к одному и тому же жанру относили как развернутые этнографические заметки и даже отчеты об экспедициях, так и материалы репортажного характера, которые возникали в результате "применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов"5.

К бытовым можно отнести очерк Н. Иваницкого "Сольвы-чегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность". На 70 страницах автор детально описывает устройство избы, заготовку сена, женскую и мужскую одежду, приготовление напитков и еды, лов рыбы, охоту, семейные отношения и т.д. Одновременно материал содержит фольклорные произведения — пословицы, поговорки, поверья, приметы, игры.

Опубликованный в том же номере журнала (выпуск I за 1898 г.) материал М. Успенского "Марипчельская крестьянская свадьба" тоже назван бытовым очерком, хотя в нем явно видны черты и другого жанра — репортажа. Об этом жанре применительно к фольклорно-этнографическим и историко-этнографи-ческим публикациям практически не говорится в силу устоявшейся традиции, но это вовсе не означает, что он не использовался фольклоросодержащей периодикой. В названном материале М. Успенского есть и эффект присутствия, и динамичность, на-

3 Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. С. 114.

4 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 2. С. 49.

5 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2006. С. 86.

глядность, достоверность, что в сочетании с другими характеристиками дает основания говорить о жанре, активно соединившем в себе элементы художественного и документального, очерка и репортажа. Это подтверждено как описанием портрета девушки, подготовки к свадьбе, так и отражением действий (сватовство, рукобитье, вечеринка), и образной прямой речью участников ("ни кур, ни баран, ни в девках, ни замужем"), и фиксацией исполняемых песен.

Вероятно, неслучайно редакция "Живой старины" разместила названные ею бытовыми очерками материалы в разных отделах: первый — в "Исследованиях, наблюдениях, рассуждениях", второй — в "Памятниках языка и народной словесности".

И.Е. Иванова, исследуя фольклор в системе журналистских жанров тверской периодики XIX в., приходит к выводу, что "систематическое обращение к фольклорно-этнографическому материалу в русле основной идейно-эстетической проблемы времени — проблемы народа — способствовало формированию системы жанров периодического издания"6. В то же время автор, анализируя "фольклорно-этнографические, историко-этно-графические очерки, этнографические заметки, фольклорные публикации, проповеди для сельского населения, произведения, адресованные низовому читателю, аналитические статьи о народной религии, устно-письменные свидетельства о чудесных явлениях"7 и т.д., косвенно признает, что система эта далека от стройности (например, "произведения, адресованные низовому читателю", могут быть выполнены в нескольких жанрах). Так, в отличие от "Галицко-русского авгурия XVIII века" Ю. Яворского сложно однозначно определить жанр опубликованного в "Живой старине" материала С.В. Максимова "О сибирских великорусских народных песнях". Анализируя доставленные в отдел этнографии рукописи, автор размышляет о том, как могли попасть в Сибирь конкретные песни (в качестве примера цитирует 34 строки), кто является прототипами героев и т.д. Безусловно, наиболее устоявшимися на тот момент можно считать жанры публикуемых в критико-библиографическом разделе материалов (статья, рецензия, разбор).

В 1994 г. по инициативе Государственного республиканского центра русского фольклора журнал "Живая старина" был возобновлен и, продолжая традиции, "публикует статьи по фолькло-

6 Иванова И.Е. Фольклор в системе журналистских жанров: мифосмыслы и мифотворчество (по материалам провинциальной — тверской — периодики XIX в.: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2006. С. 9.

7 Там же. С. 6—7.

ру, этнографии, традиционной народной культуре, материалы фольклорно-этнографических экспедиций, знакомит читателей с новейшими исследованиями по русской и славянской духовной культуре и изданиями, отражающими эту тематику"8. Основные разделы возрожденного издания — "Статьи, публикации", "Экспедиции", "Обзоры и рецензии", "Научная хроника". Исходя из таких типообразующих параметров, как "характер аудитории — предмет или отражаемая сфера действительности — целевое назначение журнала — характер изложения", возобновленную "Живую старину" можно отнести к специализированным журналам. В отличие от предшественника-альманаха это уже именно журнал, т.е. издание цикличное, несущее "аудитории информацию, не связанную напрямую с необходимостью быстрого отклика на события, но непременно актуальную... Информацию как бы внеоперативную (познавательного, культурологического плана)" и не столько новости, сколько их интерпретацию9. Выходящее тиражом 3000 экз. (объем 8 печ. л.), издание позиционирует себя как "журнал о русском фольклоре и традиционной культуре". В целом проводя основную идею предшественника, издание в то же время не только кардинально изменило структуру, увеличив количество разделов и рубрик, но и отказалось от жесткой привязки к постоянным разделам, что объясняется требованием времени: вся "российская печатная периодика с начала 1990 г. столкнулась с проблемой освоения новых для нее моделей, стандартов мировой журналистики"10. Оставив в качестве постоянных несколько разделов: "Экспедиции" (например, "Из тверских записей". Публикация М.Н. Толстой; "Великий четверг в Лузском районе Кировской области". Публикация Т.В. Ивановой; "Из фольклорного наследия Ни-гижмы". Публикация А.Б. Ипполитовой), "Научная хроника" (о конференциях, семинарах, чтениях), "Обзоры и рецензии", "Памятные даты" (например, С.Ю. Неклюдов о Елеазаре Моисеевиче Мелетинском), "Юбилеи", журнал активно и плодотворно использует возможности разовых рубрик и разделов, освещая широкий спектр современных проблем и научных интересов ("Книжность — фольклор — литература", "Навстречу конгрессу фольклористов", "Современный фольклор"). Часть материалов полностью посвящается обнародованию фольклорных произведений (например, "Солдатские песни из архива Рус-

8 http://www.centrfolk.ru/index.htm

9 См.: Шостак М.И. Журналы // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005. С. 264.

10 Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Рес-нянской. М., 2007. С. 8.

3 ВМУ, журналистика, № 1

ского географического общества, записанные Н. Кибардиным", предисловие и публикация В.А. Поздеева), часть, как это продемонстрировано в опубликованном в разделе «"Наивная литература" и народная традиция» материале о деревенском барде Марии Николаевне Ботовой, содержит не только текст и ноты, но и историю создания песни, очерк об авторе-исполнителе; при этом указано, что тексты публикуются в расшифровке с аудиозаписи. То есть внимание к архивным материалам сопряжено с отражением современного состояния устного народного творчества и его осмыслением.

К возобновленным изданиям относится и начавший выходить в 1992 г. научно-популярный журнал "Народное творчество" (объем 8 печ. л., тираж 7800 экз.). Основанное в 1937 г. как ежемесячный массовый журнал, орган Всесоюзного комитета по делам искусств и ВЦСПС, издание было призвано "показывать лучшие образцы народного творчества и художественной самодеятельности народов СССР, обслуживать кружки: театральные, художественного чтения, хоровые, струнные, танцевальные группы, духовые оркестры и отдельных любителей — баянистов, гармонистов, струнников, певцов, танцоров, рассказчиков..."11. В данном случае "народное" понималось как непрофессиональное, самодеятельное. Видя свою цель в оказании методической помощи, журнал снабжал читателей музыкальным репертуаром, пьесами с комментариями режиссеров, сценариями. Одновременно проводилась просветительская работа: публиковались статьи проф. Г. Нейгауза о международных конкурсах, С. Бирман — о роли Вассы Железновой, А. Александрова — об истории, репертуаре и традициях Краснознаменного ансамбля и т. д. Безусловно, выпускавшийся в то время журнал был идеологизированным, что видно по иллюстрациям, по рекомендуемым театрализованным постановкам "Сказ льноводов и ткачей", "Дозорные нашей страны". В то же время в нем публиковались информационные материалы (отчеты, репортажи, заметки, корреспонденции) о народных промыслах, о лубке, о сказителях как участниках "Театра народного творчества", об исполнителях песен "Дубинушка", "Калинушка", а также фольклорные произведения — "Комар", "Когда будешь большая, отдадут тебя замуж..." (редакция охарактеризовала песню как "мрачную старинную колыбельную"), "Как на тоненький ледок", частушки.

Возобновленное "Народное творчество" на новом качественном уровне в целом сохранило концепцию предшественника, поддерживая самодеятельность и ремесла, рассказывая о фести-

11 Народное творчество. 1937. № 4. С. 63.

валях, ансамблях, собирателях частушек, об истории воронежской матрешки и барановских платков, о глиняной игрушке и русском народном костюме. Развивая традиции, журнал печатает научно-методическое приложение "Студия", в котором даются практические советы (рубрики «Ремесло из "Красной книги"», "Уроки мастера", "Умелые руки") и предлагается репертуар (например, в 2005 г. это были сценарии "Вербное воскресенье", "Масленица", "Новогодние колядки", якутский танец "Узор" и т.д.; в 2006 г. — "Танцевальный венок Кубани", "Но-волетье. Заклинание весны", инсценировка "Маша и три медведя" и т.д.). В то же время это совсем иной вид издания, которое одновременно выполняет культурно-просветительские, методические, рекреативные, эстетические функции. На это направлено и обилие красочных цветных иллюстраций, и многоплановая тематика публикаций (о летних праздниках на Белго-родчине и в старой Москве, об омских хороводах, об этнопе-дагогике, о собирателях и просветителях, о народных молитвах и похоронных причитаниях), и информационно-рекомендательная направленность (рубрики "Советуем побывать", "Библиотека фольклора. Книжная лавка" и др.). При попытке определить его тип вспоминается мысль проф. Б.И. Есина о том, что "каждое конкретное издание может иметь свое лицо при некоей типологической общности... Выделение типов, типологической общности подчас требует достаточно высокой степени абстрак-ции"12. В данном случае, оставаясь, как и положено журналу, "сборником сведений", издание воспринимается, скорее, как популярное практически-рекомендательное. Что касается целевого назначения, то журнал, как и "Живая старина" (но с учетом характера реальной и потенциальной аудитории), удовлетворяет "профессиональные и приватные запросы личности, связанные с различиями в возрасте, характере увлечений и занятий, потребности в самообразовании и т.д."13.

Этот же центр (при участии Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия) выпускает научное издание — альманах "Традиционная культура". Начинавшийся в 2000 г. с двух выпусков в год, а с 2002 г. выходящий ежеквартально (объем 6 печ. л.), альманах, поставивший целью "рассмотрение традиционной культуры как уникального синтетического и синкретического образования, в котором все составляющие функционируют в неразрывной связи друг с дру-

12 Есин Б.ЖРусская газета и газетное дело в России. М., 1981. С. 111.

13 Типология периодической печати. М., 1995. С. 34.

гом"14, решает намеченные задачи, оптимально используя жанровую полифонию. Основной раздел — научные статьи по теории и истории фольклора ("Филологическая фольклористика (ее предмет, страницы истории, отношение к смежным наукам)" В.П. Аникина, "Песенный текст в пространстве традиционной культуры" Т.Б. Диановой, "Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты" С.Ю. Неклюдова, "Игра в истории культуры" Н.А. Хренова и др.). Информационно насыщены разделы "Научные центры" (сообщения о деятельности кафедр, лабораторий, о работе семинаров, о собирании и изучении фольклора в регионах и т.д.), "Библиография", "Рецензии", "Обзоры". В разделе "Публикации" представлены письма, причитания, заговоры, пословицы, устные рассказы о войне в современных записях, фронтовые песни, полевые дневники и другие разножанровые материалы, основой которых служат непосредственно произведения устного народного творчества. Палитра аналитических жанров дополнена в альманахе публиковавшимися в трех выпусках (18—20) материалами круглого стола "Что такое фольклор?"

К фольклоросодержащим мы не относим такие издания, как профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал "Встреча" ("Культурно-просветительная работа") (объем 5,6 печ. л., тираж 1200 экз., учредитель — Министерство культуры); ежемесячный иллюстрированный журнал "Клуб" (учредитель — Международный союз общественных объединений работников культуры, туризма и спорта, объем 6 печ. л., тираж 5600 экз.). Не обращаясь к фольклору специально, "Клуб" наряду с материалами другой тематики публикует также репортажи и отчеты о фестивалях (например, "Любо, казаки!"), в которые включены тексты песен ("Я напьюсь воды студеной...", "Черный ворон"), загадки, скороговорки, рекомендации по проведению календарных народных праздников, интервью с комментариями — о студенческом фольклорном театре МГУ им. М.В. Ломоносова "Братыня", его репертуаре, диалектной речи и т. д. Группа таких журналов популяризирует фольклор в некоторых его формах более активно, чем универсальные издания, но он не является основным предметом отражения, о чем косвенно свидетельствует и существовавшее ранее указание на титуле: "массовый общественно-политический иллюстрированный журнал".

Ограниченный объем статьи не дает возможности остановиться на ряде других изданий ("Этнографическое обозрение"

14 http://www.centrfolk.ru/index.htm

и др.). Из 14 тыс. выходящих сейчас в России журналов одни постоянно, в значительном объеме, целеосознанно отражают устное народное творчество (фольклоросодержащие), другие лишь изредка обращаются к пословицам, поговоркам, приметам, сказкам, песням, частушкам и произведениям иных жанров, реагируя на конкретные календарные поводы (Святки, Масленица, пост и т.д.).

Но ни "предметно-специализированные" журналы, объединенные общей тематикой (М.И. Шостак определяет их как «массовые с узким диапазоном информации ("для всех" — "о конкретном")»15, ни прочие не отражают одни только фольклорные произведения, что естественно: это, как говорилось ранее, не задача журнальной периодики. В полной мере фольклорным произведениям как таковым может быть посвящено только книжное издание. Возникает теоретический вопрос, который может иметь и практическое значение (от составления указателей до определения области исследования в рамках специальности): можно ли считать книгу (в том числе и фольклоросодержащую) средством массовой информации? Гельмут Киппхан16, относя к печатным средствам информации книги, журналы, газеты, разделяет их по принципу периодичности выпуска. Но, во-первых, есть ежегодные книжные издания (а закон "О средствах массовой информации" считает периодическим печатным изданием любое, выходящее не реже одного раза в год); во-вторых, многие сериальные издания выходят в свет с четкой периодичностью; в-третьих, есть и продолжающиеся издания, которые ГОСТ 7.60-2003 определяет как "сериальные издания, выходящие через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие"17. Тот же ГОСТ к периодическим справочным изданиям относит календари (книжного типа, отрывные (перекидные), листовые (табель-календари) и т.д. Следовательно, часть книжных изданий может считаться периодическими. Некоторые исследователи вообще выводят книгу за пределы средств массовой коммуникации на том основании, что к газете читатель обращается чаще, чем к книге. Здесь необходимо уточнить, о каком читателе и о какой книге речь; значительная часть аудитории находится в ежедневном обще-

15 Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и "ниши" изданий // Типология периодической печати. М., 2007. С. 81.

16 См.: Киппхан Г. Печатные средства информации. М., 2006. С. 6—8.

17 Стандарты по издательскому делу / Сост. A.A. Джиго, С.Ю. Калинин. М., 2004. С. 192.

нии с учебными, научными, справочными, досуговыми книжными изданиями, в то же время не прибегая к услугам газет. Часть специалистов делает акцент на многотиражности СМИ, хотя многие журналы имеют тираж 1000 экз., в то время как серии (особенно для детей) выходят тиражом более 10 тыс. экз. Вероятно, и характер текста не может быть доминирующим; например, если серия очерков или репортажей, публиковавшихся в газете или журнале, без изменений печатается в книжном издании, то меняется лишь форма презентации текста, но не сам текст, который остается журналистским, поскольку изначально был предназначен для периодики.

Определение категории "книга" как "средство информации" давали многие известные ученые. Тем не менее в современных научных работах и в учебных пособиях по журналистике книжные издания или рассматриваются без учета их периодичности, или вовсе не рассматриваются. На наш взгляд, введение этой части книжных изданий (в том числе и посвященных фольклору) в предметную область журналистики как отрасли научного знания, расширит исследовательские возможности.

Поступила в редакцию 21.06.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.