Научная статья на тему 'Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности'

Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1916
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованов Игорь Анатольевич

В статье раскрывается содержание понятия «фольклорное сознание», устанавливается его структура и функции, рассматриваются основные характеристики как самостоятельного типа художественного освоения действительности, выявляются особенности соотношения с понятием «фольклор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 43-47.

И. А. Голованов

ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается содержание понятия «фольклорное сознание», устанавливается его структура и функции, рассматриваются основные характеристики как самостоятельного типа художественного освоения действительности, выявляются особенности соотношения с понятием «фольклор».

Ключевые слова: фольклорное сознание, фольклор, художественное освоение действительности, фольклорный образ.

В современной фольклористике ясно осознается потребность не только уточнить ряд традиционно обсуждаемых понятий, но и выявить содержание терминов и понятий, которые с известной долей регулярности используются в научной литературе, но пока еще слабо отрефлектированы учеными. К числу таких понятий относится «фольклорное сознание», до настоящего времени не имеющее четкого определения и установленного содержания.

Обращение к этому термину мы встречаем в целом ряде работ признанных ученых-фольклористов. Так, например, Е. А. Костю-хин, рассуждая о специфике художественной системы фольклора, отмечает, что она определяется «особым миропониманием, так называемым “фольклорным сознанием”, корни которого уходят в историческое прошлое человечества» [5. С. 11]. Еще более показательно употребление данного термина одним из апологетов концепции бессознательной природы фольклора - Б. Н. Путилова. Уже в 70-х годах ХХ века он писал: «В основах своих фольклорное сознание (возникшее в глубокой древности) <...> продолжает творчески действовать и в условиях, когда реализм уже открыт как метод искусства» [8. С. 16]. В широко известной и наиболее цитируемой работе «Фольклор и народная культура» Б.

Н. Путилов неоднократно использует термин «фольклорное сознание», тем самым признавая правомерность и даже необходимость его применения для осмысления особенностей фольклора, но нигде не останавливается на его научной трактовке, ср.: «Реальные события, оказываясь в поле зрения фольклора, трансформировались, обретая специфический вид и получая особенную трактовку, перерастали в вымысел, органически преобра-

зовывалось в художественную конструкцию по специфическим законам фольклорного сознания» [9. С. 67].

Цель настоящей статьи - выявить содержание понятия «фольклорное сознание» и установить его основные характеристики как особого типа художественного освоения действительности.

В нашем понимании осознать, в каком отношении к действительности находится фольклорное сознание как часть народного мировоззрения, представляющая собой художественное мышление коллектива-творца (в тот или иной период его развития), - значит лучше представить закономерности в истории самого фольклора. При этом мы отдаем себе отчет в том, что проблема осмысления фольклорного сознания как особого типа художественного освоения действительности

- проблема историческая. Целесообразно выделять два взаимосвязанных аспекта этой проблемы: во-первых, своеобразие фольклорного сознания по сравнению с другими типами художественного сознания (например, с авторским сознанием, репрезентированным литературой) и, во-вторых, качественное содержание фольклорного сознания на различных этапах развития народно-поэтического творчества.

Под фольклорным сознанием мы понимаем идеальный объект как совокупность (систему) представлений, образов, идей, получающих свою репрезентацию в произведениях фольклора. Мы исходим из того, что фольклорное сознание - это качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью и которую невозможно анализировать изолированно от других явлений жизни носителей фольклора. Фольклорное сознание

имеет значимость не только для ориентации человека в физическом и социальном мире, оно служит основой для практической и духовной деятельности людей, придавая ей целенаправленный характер.

Как отмечает философ М. С. Каган, «поведение и деятельность человека не запрограммированы генетически, не транслируются из поколения в поколение стойким наследственным кодом и не передаются поэтому каждому индивиду императивно, от рождения, через ансамбль управляющих его активностью инстинктов, а направляются прижизненно обретаемыми индивидом потребностями, способностями и умениями, опосредуемыми опытом предшествующих поколений и его собственным» [4. С. 71]. В фольклоре и фольклорном сознании как его идеальном аналоге зафиксирован именно этот опыт предшествующих поколений в рамках определенной этнической культуры. Фольклорное сознание, приобщая людей к духовному опыту этноса, формирует необходимые каждому члену сообщества качества. Следовательно, формирование фольклорного сознания можно рассматривать и как особый способ социализации индивида, его национально-культурной идентификации. Творимый этносом фольклор творит и сам этнос, а фольклорное сознание обеспечивает непрерывность этого процесса.

Рассуждая о видах человеческой деятельности, М. С. Каган приходит к выводу, что «деятельность человека реализуется в четырех основных формах: в познании действительности, в ее ценностном осмыслении, в ее преобразовании, материально-практическом и проектно-идеальном, и в общении людей в процессе их совместной жизни и деятельности» [4. С. 14]. Художественное освоение действительности, по словам исследователя, «носит синкретический характер, т. е. в нем сливаются воедино, взаимно отождествляясь, все четыре исходные вида деятельности; формой этого слияния является художественный образ» [Там же].

Исходя из того, что фольклор - это специфическая художественно-образная сфера человеческой деятельности, фольклорное сознание имеет образную природу. Образы составляют его основное содержание, вокруг образов группируются мотивы, стереотипы, представления, сценарии и фреймы. Художественный образ, как известно, не просто

отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, случайном сущностное, неизменное, общее. В отличие от понятия, которое разлагает явления на составляющие, образ транслирует целостное и обобщенное впечатление. Фольклорный образ всегда является результатом идеализации действительности: наряду с реальными чертами, он отражает желаемые характеристики. При этом индивидуальные черты изображаемого не столь важны, более значимо то общее, что объединяет объект изображения с определенным типом объектов. Характер вымысла в фольклоре, в отличие от вымысла в других видах искусства и прежде всего в литературе, «это не просто преувеличения, заострения, создания увлекательного сюжета, это принцип «осуществления» идеала, когда иного пути к его достижению не имеется» [6. С. 28].

Поскольку фольклорное сознание получает свое реальное воплощение в фольклоре, именно через анализ и осмысление фольклорных текстов возможна его реконструкция. Фольклорное сознание представляет собой обобщение, «укрупнение» и упорядочение тех концептов, которые присутствуют (реализованы) в фольклорных текстах. Кроме того, фольклорное сознание во многих своих фрагментах выходит за пределы фольклора, смыкаясь с обыденным языковым сознанием (языковой картиной мира) и образуя интегральный феномен коллективного народного сознания. Если с помощью языка человек ка-тегоризует и концептуализирует все многообразие мира, то с помощью фольклора он достигает его целостного понимания для осуществления преобразующей деятельности. Сравните с известным тезисом: знание формируется анализом, но понимание происходит через синтез.

Специфику фольклора составляет не только тесная связь с практической жизнью людей, но и синтетическое, нерасчлененное, недиффиренцированное переживание положительных или отрицательных характеристик тех или иных предметов, процессов и действий. Так, например, понимание красоты в фольклоре сопряжено с представлениями о добре, пользе, святости, истинности. С точки зрения носителя фольклора, нет красоты без пользы, без добра. Возвышенное, комическое и трагическое в фольклоре взаимосвязаны и взаимно переходят одно в другое.

Центральной проблемой фольклорного сознания является отношение «человек -мир». В этом заключается его философская сущность, которая не исключает онтологической, гносеологической, аксиологической и эстетической его природы. К анализу этого отношения фольклорное сознание подходит с точки зрения не отдельного человека, а коллектива, социума. Как писал В. Е. Гусев, в центре образного моделирования действительности в фольклоре оказывается то, что «затрагивает интересы не отдельно взятой личности или выделившейся из общего группы, а непременно всего коллектива как целого» [3. С. 219].

Фольклорное сознание представляет собой многослойную, многоуровневую структуру. Отчетливо выделяются, как минимум два уровня: мифологический и исторический. Названные уровни не изолированы друг от друга, между ними существуют напряженные отношения противоречия и взаимовлияния. Первый уровень является наиболее древним, поскольку возникновение мифологического типа мышления предшествует возникновению собственно фольклорного сознания. Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. Она тесно связана с мифологическим мышлением, которому свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Для мифологического мышления характерна замена объяснения вещи и мира повествованием о его происхождении и творении. Мифологическое событие, как правило, отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перво-действий. Происходящее в мифе выступает своего рода образцом для воспроизведения, повторения в настоящем и будущем. При этом само различение прошлого, настоящего и будущего для мифологического сознания нерелевантно. Мир с позиций мифологического сознания составлен из одноранговых объектов, нерасчленимых на признаки (поскольку каждая вещь рассматривается как интегральное целое). Фольклор как самостоятельная художественная система формируется на основе мифологии.

Второй уровень фольклорного сознания

- исторический - соответствует новому (по сравнению с мифологическим) пониманию действительности и ее интерпретации. В отличие от статичного мифологического членения мира на бинарные оппозиции, исторический уровень определяется представлением о текучести, изменяемости мира, его необратимости. Этот уровень соответствует новому пониманию времени: не циклическому, а историческому. Собственно, с возникновением этого уровня категория времени начинает участвовать в структурировании фольклорного сознания. Историческое сознание организует события в причинно-следственный ряд. События прошлого последовательно предстают как результат каких-то других, относительно более ранних событий. Иными словами, историческое сознание предполагает отсылку к некоторому предыдущему, но не первоначальному состоянию, которое, в свою очередь, связано такими же причинноследственными отношениями с предшествующим, еще более ранним состоянием. Если в мифологическом сознании события соотносятся с первоначальным, исходным состоянием, которое «никогда не исчезает», а в процессе времени постоянно повторяется один и тот же онтологически заданный текст, то историческое сознание предполагает линейное и необратимое время. Идея эволюции является системообразующей для данного типа сознания.

Синтез в фольклорном сознании двух типов сознания - исторического и мифологического - создает стереоскопичность видения мира, препятствует одномерному его восприятию. Мифологическое и историческое находятся в нем в комплементарных отношениях, дополняют друг друга.

Как и другие типы сознания, фольклорное сознание характеризуется избирательностью и целенаправленностью. Характер этой избирательности и целенаправленности тра-диционен: традиция выступает важнейшей составляющей фольклора и, соответственно, фольклорного сознания. Однако, как подчеркивает В. П. Аникин, традиция в фольклоре «никогда не бывает абсолютно неподвижной» [1. С. 37], она выступает проявлением его статики и динамики. Отсюда одна из важнейших функций фольклорного сознания - генерирование новых идей, связанных с интерпретацией мира и отдельных его составляющих.

Именно поэтому фольклор выступает живой, динамично изменяющейся системой жанров, сюжетов, образов и мотивов. Его динамику определяет меняющаяся действительность, которая требует корректировки в своем осмыслении, но в фольклорном сознании удерживаются лишь такие новации, которые составляют традицию, допускаются ею.

Выступая в роли коллективной памяти, фольклорное сознание выполняет интегративную функцию, сохраняя и транслируя последующим поколениям заключенный в образах и мотивах духовный опыт (знания и оценки), ценностные ориентиры, критерии поведения, способствуя формированию этнического самосознания, обеспечивая возможность культурного единения живших и живущих. Отсюда основная функция фольклора как средства репрезентации фольклорного сознания - обеспечение устойчивости, стабильности существования социума и человека как его части.

Утрата фольклорного сознания вкупе с отчуждением от природы, отказом от традиционных ценностей чревата разрушительными последствиями для человеческого общества и отдельной личности. Известно, что самосознание личности невозможно без культурноисторической памяти. Благодаря памяти, как писал Д. С. Лихачев, «прошедшее входит в настоящее, а будущее предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим» [7. С. 64-65].

Фольклор - это надиндивидуальная, но не надличностная память культуры. Фольклорный текст, воспроизводимый человеком, обязательно подразумевает его личную сопричастность с изображаемым, его переживания, эмоции, чувства. Это понимал и хорошо выразил в свое время А. Н. Веселовский: «Человек живет в родовой, племенной связи и уясняет себя сам, проецируясь в окружающий его объективный мир, в явления человеческой жизни. Так создаются у него обобщения, типы желаемой и нежелаемой деятельности, нормы отношений; тот же процесс совершается и у других, в одинаковых относительно условиях и с теми же результатами, потому что психический уровень один. Каждый видный факт в такой среде вызовет оценку, в которой сойдется большинство; песня будет коллективно субъективным самоопределением, родовым, племенным, дружинным, народным; в него входит и личность

певца, т. е. того, чья песня понравилась, пригодилась. Он анонимен, но только потому, что его песню подхватила масса, а у него нет сознания личного авторства» [2. С. 213].

Как и другие типы сознания, фольклорное сознание позволяет человеку наполнить свой мир смыслом, выйти за рамки индивидуального существования, пережить процесс самоидентификации. С точки зрения фольклорного сознания, индивидуальное вписано в родовое, а исторически изменчивое - в вечное. Приобщение к духовному космосу составляет смысл жизни для носителя фольклорного сознания.

Фольклорное сознание выступает самобытной системой эстетического освоения действительности. Как отмечает В. Е. Гусев, «в фольклоре непосредственно и активно выражается эстетический идеал масс, или точнее - разных социальных коллективов, составляющих народ, на разных стадиях его исторического развития. Уже одно это обстоятельство побуждает специально рассмотреть фольклор как источник познания эстетического сознания и эстетических взглядов народа» [3. С. 268]. Специфика эстетического отношения к действительности в искусстве состоит в качественно иной роли субъективного фактора: в отличие от научного познания искусство в большей мере ценностно, чем познавательно. Если в научном познании важна истинность, то в искусстве - аксиоло-гичность.

Один из главных признаков фольклорного сознания - его целостность, единство. Целостность фольклорного сознания обеспечивается двумя важнейшими категориями

- пространства и времени. Категория пространства имеет системообразующий характер в пределах фольклорного сознания. Благодаря этой категории организуется, структурируется и интерпретируется реальный мир, воспринимаемый человеком. Моделирование пространства различается в текстах разных жанров и видов фольклора. Целесообразно различать пространство локальное (замкнутое) и космологическое (разомкнутое), освоенное и неосвоенное («свое» и «чужое»), сакральное и профанное, социальное («внешнее») и личное («внутреннее» - пространство внутреннего мира человека). Цель структурирования пространства сознанием в данном случае - возможность ценностной ориентации в нем для осуществления дея-

тельности. Человеку важно ориентироваться в окружающем географическом пространстве, но не менее важно ему ориентироваться в пространстве социальном (пространстве социальных отношений), а также в пространстве психологическом (пространстве взаимоотношений человека с самим собой и другими людьми).

Поскольку фольклор - явление по своему генезису социокультурное, его функционирование и развитие предполагает процессы самоуправления, саморегуляции и «самореф-лектирования», для чего он должен обладать не только «сознанием», но и «самосознанием». Эти функции и выполняет фольклорное сознание. Требуется многоаспектное видение этой системы, с учетом всех ее граней (не только философской, но и познавательной, аксиологической, творчески-преобразовательной и коммуникативной). Именно система связей придает объекту устойчивую целостность и качественное своеобразие.

Фольклор и фольклорное сознание можно отнести к саморазвивающимся системам. С одной стороны, изменение такой системы подчинено имманентной логике ее самодвижения, самосовершенствования, саморазвития, а с другой - необходимостью реагирования на изменения внешней среды, взаимодействие с которой определяет своеобразие фольклора как открытой системы. Для художественной сферы, к которой относится фольклор, такой средой является и природа, и социальные отношения, и все другие области культуры, динамика которых обусловливает изменение существенных параметров эстетического отношения людей к действительности.

Рамки настоящей статьи не позволяют нам остановиться на всех проблемах, связанных

с осмыслением специфики фольклорного сознания и его соотношения с фольклором. Данное исследование открывает широкие перспективы выявления интегративных черт художественной системы фольклора, вне зависимости от особенностей их реализации в конкретных видах и жанрах, выявления комплекса присущих ей функций и доминант. При этом наиболее значимым представляется исследование ключевых констант и категорий фольклорного сознания на материале русского фольклора в историческом аспекте.

Список литературы

1. Аникин, В. П. Теория фольклора : курс лекций. М. : Изд-во МГУ, 1996. 408 с.

2. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика. М. : Высш. шк., 1989. 406 с.

3. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора. Л. : Наука, 1967. 320 с.

4. Каган, М. С. Эстетика как философская наука. СПб. : Петрополис, 1997. 544 с.

5. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору : учеб. пособие для вузов. М. : Дрофа, 2004. 336 с.

6. Лазарев, А. И. О художественном методе фольклора : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 52 с.

7. Лихачев, Д. С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. М. : Наука, 1985.

8. Путилов, Б. Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. М. : Наука, 1975.

9. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура; 1п тетойат. СПб. : Петерб. востоковедение, 2003. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.