Научная статья на тему 'Фольклор XXI века: герои нашего времени'

Фольклор XXI века: герои нашего времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
486
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алексеевский Михаил Дмитриевич, Бессонов Игорь Александрович, Громов Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор XXI века: герои нашего времени»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 2

ФОЛЬКЛОР XXI века: ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

В 2011 г. Государственный республиканский центр русского фольклора (ГРЦРФ) принял решение запустить цикл ежегодных научных конференций под общим названием «Фольклор XXI века», посвященных различным аспектам изучения современной фольклорной культуры и новых традиций. Первая конференция «Фольклор XXI века: Герои нашего времени» состоялась 20-21 октября 2011 г. в Москве и была посвящена персонажам современного фольклора и новейшей мифологии.

Открыл конференцию генеральный директор ГРЦРФ А.С. Кар-гин, кратко обрисовавший основные проблемы, связанные с изучением современного фольклора.

Выступление М.Д. Алексеевского (Москва) было посвящено анализу типов связей персонажей современного фольклора с традиционной культурой. По мнению автора, персонажный ряд современного фольклора отличается разнообразием, эклектичностью и многоуровневостью, что не позволяет рассматривать его как целостную систему.

Доклад К.Э. Шумова (Пермь) был посвящен образу «истинных профессионалов» и формированию традиций малых социальных групп в культуре XIX-XXI вв. Как показал докладчик, с одной стороны, ряд переходных ритуалов направлен на то, чтобы «включить» человека в закрытый мир профессионалов; с другой — происходит формирование внешнего образа опытного «знающего», ориентированное на взгляд наблюдателя-профана.

Т.Б. Дианова (Москва) поделилась опытом участия в профессиональной экспертизе фольклорных образов Жар-птицы и Трех богатырей, которые Олимпийский комитет рассматривал в качестве возможных символов Зимних Олимпийских игр в России в 2014 г. Автор доклада продемонстрировала методику проведения подобной экспертизы, отметив особое значение прогноза оценки символа международной аудиторией.

В докладе Н.С. Петровой (Москва) был рассмотрен проект «Сказочная карта России», в котором российским регионам предлагают объявлять «родиной» сказочных персонажей населенные пункты на своей территории для привлечения туристов. Н.С. Петрова обратила внимание на включение в число «сказочных героев» персонажей других фольклорных жанров и литературы, что связано с восприятием всей литературы для детей в качестве «сказок».

211

Н.А. Власкина (Ростов-на-Дону) обратилась к теме конструирования образов казаков и казачьей культуры в Интернете. Как было показано в докладе, факты народной культуры, востребованные посетителями «казачьих» сайтов и форумов, служат целям конструирования идеализированного образа «казачьего народа».

Предметом рассмотрения в докладе Е.Е. Собирай (Москва) стали традиции активных пользователей мобильных телефонов. В этом выступлении была кратко охарактеризована специфическая культура письменности, связанная с передачей sms-сообщений, описаны практики использования мобильных телефонов для создания музыки и любительских видеороликов.

Доклад Е.А. Зайцевой (Москва) был посвящен современным народным целителям Центральной России. Рассмотрены такие современные формы народной медицины, как врачевание людей и животных с помощью трав и кореньев, обращение к силам стихий и металлов, апотропеические действия в рамках магических практик.

Выступление А.С. Архиповой (Москва/Бремен) было посвящено рассмотрению образа Сталина в слухах и толках советской и постсоветской эпохи. Автор доклада обратилась к сравнению встречающихся в них утверждений о наличии у Сталина физических недостатков (шестипалости, второго ряда зубов) с фольклорными представлениями о колдунах, проклятых и связанных с нечистой силой людях.

А.Б. Мороз (Москва) в своем выступлении сопоставил практику написания записок святым в Борисоглебском монастыре в Ростове и в часовне на горе Маура в Вологодской области. Анализ записок показывает, что данная практика представляет собой способ непосредственного контакта с неопределенного характера высшими силами или же прямого воздействия на окружающую действительность.

Тема записок святым была продолжена докладом Д.В. Громова (Москва), который обратился к рассмотрению новой традиции письменного обращения к «святой Софье» — исторической царевне Софье, находившейся в заточении в Новодевичьем монастыре. Было выдвинуто несколько возможных объяснений данного культа: романтизация образа Софьи в советском кинематографе, смешение царевны Софьи с Соломонией (Софией) Сабуровой, существование легенд о Софье как о чернокнижнице в эзотерическом сообществе.

П.В. Куприянов (Москва) обратился к вопросу о роли исторического деятеля в локальной истории. В рассмотренном им примере локальный текст поселка Ныроб (Пермская область) концентрируется вокруг одной исторической личности: боярина М.Н. Романова, который был сослан туда по приказу Бориса Годунова в 1600 г. Докладчик рассказал об отражении образа в разных жанрах местного фольклора, художественной самодеятельности, городских традициях, отметив общую значимость «тюремного текста» для Ныроба.

212

В докладе А.Ф. Балашовой (Москва) было рассмотрено бытование легенды о мистической связи между происходившими в июне 1941 г. раскопками гробницы Тамерлана советским археологом Герасимовым и началом Великой Отечественной войны. Автор доклада предложила рассматривать сюжет этой легенды в контексте общемировых сюжетов о пробуждении духа зла и наложении проклятья на открывшего определенный предмет.

Доклад А.А. Петровой (Москва) был посвящен трансформации традиций праздничного ряженья в современной городской культуре. Докладчица отметила сильное влияние западного карнавала на современную традицию ряженья, ее интенсивную коммерциализацию, отмирание ряда традиционных народных практик.

В выступлении В.А. Липатова (Екатеринбург) был рассмотрен образ «деда» в армейской субкультуре. По мнению автора, возникновение дедовщины связано с принятием приказа о всеобщей воинской службе, когда была разрушена поэтапная система подготовки армейских специалистов низшего звена.

А.Г. Кулешов (Москва) посвятил свой доклад современным народным мастерам. На многочисленных примерах докладчик рассмотрел ситуацию, в которой народный мастер оказывается в ситуации выбора между следованием изобразительной традиции и угождением вкусам заказчика и потребителя; выбор второго пути часто приводит к созданию китча.

В докладе Р.Н. Абрамова (Москва) были рассмотрены сообщества шахматистов и волейболистов, которые собираются в московском парке «Царицино». Как показал автор доклада, участники сообществ наделяют символическое и социокультурное пространство парка альтернативными смыслами и контекстами.

Рассмотрению традиций одного из современных профессиональных сообществ посвящен доклад И.Н. Райковой (Москва). В нем были проанализированы слухи и толки, бытующие в среде артистов балета, профессиональные приметы и запреты. В выступлении была проанализирована их связь с другими молодежными и профессиональными субкультурами, детским и «взрослым» фольклором.

Традициям группы увлекающихся соционикой был посвящен доклад Д.Б. Писаревской (Москва). В нем речь шла о досуговом сообществе, которое предполагает разделение людей на 16 личностных типов, каждый из которых можно рассматривать как своеобразного фольклорного героя, собирательный образ, фигурирующий в субкультурных текстах.

Е.В. Сафронов (Ульяновск) привел данные исследования современных экстрасенсов — людей, подающих себя как обладателей необычных способностей. В самопрезентациях экстрасенсов прослеживается влияние как традиционных представлений о «знающих», так и образов современной массовой культуры.

213

В докладе М.В. Ахметовой (Москва) речь шла об устойчивых нарративах о Петре Денисовиче Матвееве, жившем в Боровске после войны. В локальном тексте города Матвеев — городской чудак, окруженный ореолом легенд, в которых он представляется как сумасшедший, колдун, мастер, но при этом своеобразный «двойник» другого известного жителя Боровска — основателя современной космонавтики К.Э. Циолковского.

В докладе Д.А. Костиной (Екатеринбург) был рассмотрен феномен мифологизации Старика Букашкина, художественного игрового образа, созданного андеграундным художником Евгением Малахиным. В образе Старика Букашкина художник устраивал эксцентричные хэппенинги на улицах Свердловска, так что в городе сформировался устойчивый миф о нем, актуальный до сих пор.

Предметом рассмотрения в докладе Э.Ф. Шафранской (Москва) стал образ Зинаиды Морковкиной, воображаемой «музы» представителя петербургского андеграунда Владимира Яшке. По мнению автора, биография Морковкиной была сконструирована художником из устойчивых клише фольклорно-литературного происхождения.

Т.Б. Щепанская (Санкт-Петербург) в докладе описала ситуации, в которых местный житель представляет себя приезжему как проводника. Автором было высказано предположение о влиянии устойчивой номадической модели общественной жизни на создание образов персонажей «дорожного фольклора».

Н.В. Петров (Москва) рассмотрел записи устных рассказов о «необычных персонажах» (снежный человек, инопланетяне и др.), случайно полученных в экспедиции. В докладе был поставлен вопрос о необходимости выделения таких рассказов в особый поджанр быличек — «новички».

В докладе В.В. Виноградова (Санкт-Петербург) были рассмотрены надписи, которые делаются анонимными «графферами» на грязных машинах. Надписи на машинах автор предложил рассматривать как своеобразные визуальные анекдоты, предполагающие диалог между машиной и ее водителем или же обращение к водителям других машин.

Автомобилистам же был посвящен доклад А.Д. Соколовой и А.Б. Юдкиной (Москва) о памятных знаках на месте автомобильных аварий. В докладе были рассмотрены ритуальные практики, бытующие в различных странах мира, и сделан вывод о героизации погибших участников ДТП, которые получают статус особо значимых умерших родственников.

О.И. Васнева (Пермь) рассмотрела гендерную специфику интернет-ников (имен пользователей), отсылающих к мифологии и мифологическим персонажам. Рассматривая ники как средство

214

самопрезентации, автор отметила, что имена-мифонимы часто тесно связаны с мускулинными и феминными стереотипами.

Предметом анализа в докладе Е.Н. Горшковой (Москва) стали устойчивые иронические клише, касающиеся выделяемых в Интернете различных женских типов, таких как «Духовно Богатая Дева», «блондинко», «овуляшка» и т.п. Е.А. Горшкова описала предпосылки к формированию подобных женских «масок», отчасти обнаружив их в традиционном фольклоре.

Доклад Д.А. Радченко (Москва) был посвящен процессам трансформации героев интернет-мемов при переходе из англоязычного сегмента Сети в русскоязычный на примере Гипножабы, героя мультсериала «Футурама», ставшего популярным интернет-персонажем. В новом культурном поле Гипножаба, изначально являющаяся символом зомбирующей силы телевидения, обретает новые смыслы, и в итоге становится прототипом для «протестного» символа Олимпиады-2014 Жабы Зойча.

В выступлении Н.М. Клим (Москва) была проанализирована динамика развития визуального интернет-мема про «манулов» (породу диких котов), бытующего в форме демотиваторов (забавных картинок на черном фоне со смешными подписями-слоганами). Как показала автор доклада, «мануломания» проходила несколько стадий: от периода взрывной популярности мема до периода его угасания, когда изготовление сюрреалистических коллажей с манулами стало уделом немногочисленных фанатов.

М.Д. Алексеевский (Москва) в своем докладе предложил ввести термин «видеолор» для обозначения серийных любительских видеороликов, объединенных одной темой и бытующих в Сети. Автор указал на международную популярность подобных роликов, но отметил, что они имеют национальную специфику как по тематике, так и по форме.

В докладе М.А. Манокина (Пермь) речь шла о кидалтах, взрослых людях, которые осознанно ведут себя как дети (смотрят мультфильмы, играют в видеоигры, собирают игрушки). Автор отметила, что кидалты являются почти «виртуальной» социальной группой, однако существует развитая индустрия, рассчитывающая на них как на целевую аудиторию.

В выступлении О.Е. Фроловой (Москва) были выделены три категории новых героев анекдотов из Интернета с различным уровнем индивидуализации: а) новый социальный тип; б) обладатель определенного статуса; в) герой, обладающий индивидуальным ярким поведением. В зависимости от уровня индивидуализации героя источником для появления новых текстов становятся либо типовые ситуации, либо яркие особенности его поведения.

215

И.А. Бессонов (Москва) представил слушателям доклад про цикл анекдотов о блондинке, имеющий интернациональный ареал бытования. По мнению автора, анекдоты о блондинках стали ответной реакцией на засилье гламура в современной массовой культуре.

Совместный доклад А.А. Панченко (Санкт-Петербург) и А.С. Ильченко (Тарту, Эстония) был посвящен миграции сюжетов анекдотов. На примере анекдота о профессоре-похабнике авторы рассмотрели генезис и вариативность реализаций сюжета, а также высказали предположение, что его актуальность и популярность могли быть связаны с подъемом феминизма.

В выступлении Н.В. Кургузовой (Орел) речь шла о женских образах в девичьих рукописных рассказах. Проанализировав большой корпус текстов, автор вычленила типовые элементы в описании героинь и проинтерпретировала их в сравнении со стереотипными чертами женских образов в традиционном фольклоре.

Завершилась конференция докладом М.Л. Лурье (Санкт-Петербург) о трансформации знаменитой блатной песни «Мурка». Используя методы текстологического анализа, докладчик выделил несколько основных типов сюжета песни и высказал ряд предположений относительно его генезиса и вариативности.

М.Д. Алексеевский, И.А. Бессонов, Д.В. Громов

Сведения об авторах: Алексеевский Михаил Дмитриевич, канд. филол. наук, заведующий отделом современного фольклора ГРЦРФ. E-mail: alekseevsky@yandex. ru; Бессонов Игорь Александрович, канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник отдела современного фольклора ГРЦРФ. E-mail: himins@yandex.ru; Громов Дмитрий Вячеславович, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник отдела современного фольклора ГРЦРФ. E-mail: gromovdv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.