Научная статья на тему 'Фольклор в контексте гуманистической парадигмы образования'

Фольклор в контексте гуманистической парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMANISTIC VALUES / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / СРЕДСТВА ФОЛЬКЛОРА / MEANS OF THE FOLKLORE / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемкин Андрей Владимирович

В статье рассматривается гуманистически ценностно-ориентирующий потенциал фольклора. В соответствии с представленными актуальными идеями гуманистической парадигмы образования обосновывается необходимость утверждения аксиологической направленности учебно-воспитательного процесса, построенного на применении фольклорных средств, а также необходимость обеспечения развития субъектности воспитанников в процессе их деятельности по освоению фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the humanist value orienting potential of folklore. In accordance with the important ideas of humanist paradigm of education, represented in the article, one can base the importance to consolidate the axiological orientation of the teaching process, built upon the application of folklore means and guaranteeing to improve the pupils' subjectivity in the process of their folklore occupation.

Текст научной работы на тему «Фольклор в контексте гуманистической парадигмы образования»

.....

п

Образование в сфере культуры 149

6. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор: [программно-методические материалы] / Л.Л. Куприянова.

- М.: Мнемозина, 2008. - С. 5-12.

7. Мехнецов, А. М. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры / А.М. Мех-нецов // Музыка устной традиции: [мат. международной научной конф. памяти А.В. Рудневой]. - М.,1999.

- С. 178-183.

8. Мехнецов, А. М. Российский фольклорный союз - десять лет спустя / А.М. Мехнецов //Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. - М.: Российский фольклорный союз, 2000. - С. 119.

9. Михайлова, Н. Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход / Н.Г. Михайлова // Традиционная культура. 2002. - №3. - С. 11.

ФОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Артёмкин

Владимирский областной музыкальный колледж

В статье рассматривается гуманистически ценностно-ориентирующий потенциал фольклора. В соответствии с представленными актуальными идеями гуманистической парадигмы образования обосновывается необходимость утверждения аксиологической направленности учебно-воспитательного процесса, построенного на применении фольклорных средств, а также необходимость обеспечения развития субъектности воспитанников в процессе их деятельности по освоению фольклора.

Ключевые слова: гуманистические ценности, фольклор, средства фольклора, потенциал, субъект-ность.

This article deals with the humanist value orienting potential of folklore. In accordance with the important ideas of humanist paradigm of education, represented in the article, one can base the importance to consolidate the axiological orientation of the teaching process, built upon the application of folklore means and guaranteeing to improve the pupils' subjectivity in the process of their folklore occupation.

Keywords: humanistic values, folklore, means of the folklore, potential, subjectivity.

В центре задач современного образования -формирование и развитие социально ориентированной личности, обладающей готовностью к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, осуществляемой как в интересах общества, так и самой личности, способной в любой ситуации совершать осознанный нравственный выбор и нести за него ответственность. Такая цель может быть успешно реализована в рамках гуманистической парадигмы образования, являющейся личнос-тно-ориентированной и опирающейся на культурологический подход как методологическую основу его развития.

Соответственно, в контексте данной парадигмы актуализируются две взаимосвязанные концептуальные идеи. Во-первых, педагогическая наука исходит из того, что именно культура является средой, обеспечивающей развитие личности, поскольку она предъявляет человеку ценности, выработанные в культуротвор-ческой деятельности общества и закреплённые в его опыте. С этих позиций ценности рассматриваются в педагогике в качестве основы целей воспитания (3). Во-вторых, постулируется, что культура выполняет свои развивающие функции по отношению к личности только в том случае, если сам человек активно включается

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 149-152

.....

I I I ■ M I I I

150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

в культуротворческии процесс, то есть выступает в роли субъекта культуры.

В связи с этим закономерен интерес к традиционной народной культуре, поскольку именно в её недрах впервые возникает и оформляется круг основных нравственных представлений и норм жизни, явившихся основаниями ценностных универсалий, осознаваемых современным обществом как общечеловеческие ценности. По словам Н.А. Бердяева, «культура никогда не была и никогда не будет отвлечённо-человеческой, она всегда конкретно человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своём качестве восходящая до общечеловечности» (2, с. 94). Поэтому ценностно-ориентированная концепция образования строится в соответствии с особенностями менталитета народа и его культурных традиций и опирается на выработанную в них систему ценностей, имеющих непреходящее значение для человека.

По мнению исследователей, одним из таких ценностных конструктов, несущих в себе одновременно важнейшие этнические ментальные характеристики и общечеловеческие начала, является фольклор. В настоящее время преобладающим в отечественной науке становится культурно-экологический подход к пониманию фольклора как целостного явления народной традиционной культуры, когда фольклор осмысливается как «выражение в конкретных текстах народных знаний и представлений о мире и человеке» (8, с. 22).

В русле данного подхода в лаконичной образной форме определила рассматриваемое понятие Л.Л. Куприянова: «Фольклор - своеобразная "копилка" знаний, необходимых человеку для сохранения и продления жизни на Земле» (4, с. 5).

Созвучным с данными дефинициями является также определение, предложенное А.М. Мехнецовым: «Фольклор - своеобразная художественно-философская система, отражающая характер связей этнической целостности (в процессе её исторического развития) с окружающей действительностью, воссоздающая эти отношения в опосредованной художе-

ственными средствами форме» (6, с. 30).

Такое понимание фольклора позволяет преодолеть одностороннее представление о нём как о сумме каких-либо текстов, явлений и действий. Акцентируется внимание не на формальном разграничении различных сфер традиционной народной культуры, а на выделении в этих сферах некоей системообразующей константы, позволяющей охватить фольклор в его целостности и непреходящей жизнеобеспечивающей значимости для социума, понимать его как духовный процесс воспроизводства человеческого в человеке.

Таким образом, фольклор осмысливается в широком бытийном контексте как сложное явление, отражающее равновесное состояние в системе отношений «человек - природа -социум».

Опора на концептуальный аксиологический подход Д.А. Леонтьева, постулирующий понимание ценностей как идеалов, существующих в общественном сознании, структурах личности и предметных воплощениях культуры (5), позволяет обозначить сложившиеся в процессе культуротворческой деятельности русского этноса и отражённые в фольклоре важнейшие ценности, ориентация на которые традиционно обеспечивала гармоничное состояние данной системы отношений.

На основании первичных ценностей русской традиционной культуры, к которым исследователи относят природу, семью и труд, в процессе этногенеза выстраивается этнокультурная ценностная система, имеющая гуманистическую направленность. По мнению Н.Д. Никандрова, её составляют: соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и патриотизм как ценность, которая объемлет остальные (9, с. 5). Данная ценностная система сформировалась также во многом благодаря плодотворному воздействию на традиционную культуру языческой Руси привнесённых ценностей православия, среди которых наиважнейшая - любовь. Результатом процесса такого ценностного взаимообогащения стало формирование гуманистического содержа-

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 151

ния системы ценностей русского этноса. Как подчёркивает Р.Г. Абдулатипов, основу гуманистического содержания российской культуры составляют традиционные духовные идеалы Истины, Добра, Красоты и Любви (1). Опорой на них, в свою очередь, объясняется ориентация на такие человеческие качества, как достоинство, трудолюбие, способность быть в жизни созидателем, стремление действовать сообща, мудрость, здравый смысл, справедливость, уважение к старшим, верность, смелость, доброта и другие.

С помощью фольклора сложившиеся ценностные универсалии получили возможность не только аккумулироваться, сохраняться, но и транслироваться через их предметное воплощение в конкретных текстах, различающихся в зависимости от видов фольклора.

Культурный текст в определении Н.Г. Михайловой - это «семантика и её знаково-сим-волическое и материальное воплощение; то есть соционормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения: вербальные, иконические, музыкальные, жестовые, движенческие, предметно-вещественные» (7, с. 20).

Основываясь на данном определении, в широком культурологическом смысле фольклорный текст, как вид культурного текста, следует понимать в качестве особой целостной знаково-символической макросистемы, которая состоит из ряда подсистем, способна хранить и передавать значимую для народа информацию и совокупность непреходящих традиционных идей, предметно воплощённых в произведениях фольклора или иных его формах, и раскрывать свою сущность в контексте традиционной народной культуры.

В различных видах фольклора на первый план выходят соответствующие им комбинации структурных элементов традиционной знако-во-символической макросистемы, связанные также с конкретными жизненными ситуациями. Как отмечает Л.Л. Куприянова, «в фольклоре издавна сложились художественно-эстетические системы, сочетающие разнообразные

составные ... Органично объединённые в момент воспроизведения, они не только дополняют, но и дублируют друг друга. Это помогает ... сберечь общую идею воссоздаваемой системы, вызвать у человека соответствующее эмоционально-энергетическое состояние, ведущее его к самопознанию и оптимальному самопроявлению в окружающей среде» (4, с. 7). Другими словами, сложившиеся универсальные зна-ково-символические системы, образующие язык фольклора, в целом являются эффективными ценностно-нормативными средствами освоения мира. Возможностями применения конкретных фольклорных текстов в качестве средств для ориентирования личности на важнейшие жизненные идеалы определяется наличие гуманистически ценностно-ориентирующе-го потенциала фольклора.

Осмысление сущности данного потенциала позволяет выделить его компоненты, составляющие структурное единство:

- когнитивный, состоящий в осознании гуманистических ценностей фольклора, усвоении выработанного в традиционной культуре мировоззренческого, духовно-практического знания;

- эмотивный, заключающийся в обеспечении субъективной значимости процесса инте-риоризации гуманистических ценностей фольклора на основе осознания и переживания художественно-эстетических достоинств его образцов;

- инструментально-деятельностный, предполагающий приобретение необходимых умений и навыков в деятельности, связанной с усвоением и воспроизводством гуманистических ценностей фольклора в современных условиях.

Переосмысление в рамках гуманистической парадигмы образования субъект-объектного подхода к личности и отведение личности активной роли в собственном развитии, признание её субъектом деятельности и формирования собственного опыта позволяют по-новому подойти и к организации в различных образовательных учреждениях воспитательного процесса, основанного на потенциале фольклора.

.....

I I I ■ M I I I

152 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

Содержание педагогической деятельности в данном контексте раскрывается через такие категории, как «взаимодействие», «сотрудничество», «сотворчество», «принятие индивидуальности ребёнка», «педагогическая поддержка», «оказание необходимой помощи». Одной из наиболее важных задач в деятельности педагога становится развитие субъектнос-ти воспитанников в процессе их деятельности по освоению фольклора, что в аксиологическом аспекте означает выражение смыслотвор-ческой активности, способности к обнаружению смыслов и ценностей фольклора и собственной деятельности.

Инициирование педагогом развития данной способности у воспитанников реализуется различными способами и в различных формах в зависимости от имеющихся в каждом конкретном случае средовых, институциональных и личностных ресурсов и в соответствии с избранным направлением воспитательной работы с применением фольклорных средств (этнографически ориентированным или стилизованным). Вариативность таких способов и форм достаточно велика: от предоставления возможности и обучения варьированию предъявляемого фольклорного текста, поощрения индивидуальных эмоциональных прояв-

лений в процессе репродуктивного исполнения записанных фольклорных произведений до организации поисковой и исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной разработки сценариев и подготовки праздников с распределением ролевого репертуара между участниками фольклорного коллектива и осуществления проектной деятельности (разработки индивидуальных, групповых и коллективных проектов, посвящённых проблемам воспроизводства и трансляции гуманистических ценностей фольклора в современных условиях, и их реализации).

Таким образом, реализация обозначенных идей, актуализируемых в рамках гуманистической парадигмы образования, относительно рассматриваемого нами феномена, предполагает, с одной стороны, утверждение аксиологической направленности учебно-воспитательного процесса, построенного на применении фольклорных средств, как в системе общего, так и дополнительного образования детей, с другой стороны, - обеспечение развития субъектности воспитанников в процессе их деятельности по освоению фольклора через применение различных методов и форм работы, активизирующих самостоятельность и творчество.

Примечания

1. Абдулатипов, Р. Г. Традиционная культура и человек информационной эпохи / Р.Г. Абдулатипов // Вестник МГУКИ. - 2010. - №3. - С. 8-15.

2. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М.: Советский писатель, 1990. - 349 с.

3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.

4. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор: [программно-методические материалы] / Л.Л. Куприянова.

- М.: Мнемозина, 2008. - С. 5-12.

5. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 15-26.

6. Мехнецов, А. М. Российский фольклорный союз - десять лет спустя / А.М. Мехнецов // Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. - М.: Российский фольклорный союз, 2000. - С. 30-37.

7. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии; [отв. ред. Н.Г.Михайлова]. - М., 2000. - 219 с.

8. Народное музыкальное творчество: учебник / [отв. ред. О.А. Пашина]. - СПб.: Композитор, 2005. - 568 с.

9. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1998.

- №4. - С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.