Научная статья на тему 'Фольклор как средство социализации учащихся младшего школьного возраста'

Фольклор как средство социализации учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрамко О. А.

В статье рассматривается актуальность проблемы использования фольклорного материала как средства социализации младших школьников. Акцентируется внимание на важности сотрудничества и взаимодействия семи, системы дошкольного и начального образования в процессе воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор как средство социализации учащихся младшего школьного возраста»

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шрамко О.А.*

Глуховский национальный педагогический университет им. Александра Довженко, Украина, г. Глухов

В статье рассматривается актуальность проблемы использования фольклорного материала как средства социализации младших школьников. Акцентируется внимание на важности сотрудничества и взаимодействия семи, системы дошкольного и начального образования в процессе воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: фольклор, социальная среда, социализация, коммуникативная компетентность, социокультурное образование, краеведение, социальная компетентность, социокультурная компетентность, семейное воспитание, семейные ценности.

Важным показателем развития, образованности нации (общества) является ее язык. Язык - не только творение истории общества, но и активный фактор этой истории: не только объект, но и субъект истории. Язык как индивидуальное и социальное явление направлен во внутренний и внешний мир природы и человеческих отношений, на основе чего личность растет, познает культуру родного народа, он играет особую роль на начальном этапе обучения ребенка в школе. Язык, выполняя интеграционную функцию, является важным способом укрепления государственности, обеспечения культурного и экономического развития любой страны.

Именно с помощью средств языка, начальных знаний о диалектических закономерностях его построения, у младших школьников закладываются зачатки мировоззрения, формируется отношение к языку (речи), истории, культуре и литературе своего народа, зарождаются черты гражданина, патриота [1, 4].

Мнение о том, что речь этноса формирует национально-языковую картину мира, отстаивали В. фон Гумбольдт [2], Э. Сепир [3], А. Потебня [4], Г. Колшанський [5], В. Кононенко [6] и др. Исследователи обращают внимание на взаимосвязь между языком и мировоззрением культурно-этнической группы.

Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, важной задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся соответствующего отношения к языку, осознание его исключительной значимости в жизни и деятельности каждого человека. Ведь общее речевое развитие личности в зна-

* Аспирант кафедры Теории и методики начального образования.

чительной степени будет зависеть от того, будет ли в дошкольном и младшем школьном возрасте привит интерес к родному слову, желание постоянно узнавать в родном языке новое, открывать для себя маленькие тайны языковой глубины [1, с. 5].

Для ребенка родной язык является генетическим кодом, который программирует его национальное сознание. В развитии национального сознания ребенка А. Вишневский выделяет минимум три этапа, которые накладывают на это сознание заметный отпечаток, обогащают его содержание:

- этническое самосознание;

- национально-политическое самосознание;

- общественно-государственное самосознание.

На основе культурно-исторического опыта, достижений народа на протяжении многих эпох национальное самосознание воспитывает национально-языковой тип личности, имеющей совершенные лингвистические знания языка в сочетании с ее национальными особенностями, обладающей высоким уровнем коммуникативных умений, выразительными средствами родного языка, умеющий ориентироваться в потоке разнородной, нередко противоречивой информации, способной свободно выражать собственную позицию относительно определенных жизненных явлений, уважающей язык народа.

Учитель должен четко видеть сам процесс становления национального сознания ребенка и глубоко понимать содержание ключевых понятий («национальный», «гражданственность», «патриотизм» и др.).

В процессе обучения учащихся начальных классов целесообразно как можно чаще прибегать к народному творчеству - сказкам, легендам, песням, поговоркам, загадкам, рассказам, притчам и др.

По средством устного народного творчества ребенок не только овладевает родным языком, но и, усваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

Под влиянием различных жанров устного народного творчества происходит интеллектуальное развитие, закладываются основы для развития у школьников патриотических чувств (Н. Самсонюк). В работах А. Сомковой определены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора.

Ученые-этнопедагоги (Г. Волков), исследователи разных видов народного творчества (Т. Бакланова, В. Гусев, М. Некрасова и др.) особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создается за счет обобщенности, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Он, как отмечают исследователи, несет в себе все формы общественного сознания, содержит огромное количество информации, устанавливает взаимозависимость между прошлым, настоящим и будущим. Это делает народное искусство универсальным средством усвоения социальных ценностей.

Наибольшей степени произведения фольклора отражают важные события, характерные аспекты, явлений общественно-политического и социального бытия, быта народа, его переживания, настроения, надежды именно того времени, когда эти произведения собирались, записывались с живого народного бытования [7, с. 24].

Важность познания фольклора для современного человека, и особенно ребенка, в ценностном ядре национальной культуры, поскольку именно в художественных образах, в системе языка, в жанровой определенности явлений фольклора объединились и нашли воплощение духовные основы жизни, морально-эстетический кодекс, продуктивный опыт обрядовой деятельности, связанной с работой, семейным бытом народа. В этом большой потенциал фольклора, невнимание к которому разрушает и культуру, и общество, и личность.

Фольклор является действенным средством социальной адаптации любого школьника. Воспитание средствами фольклора предполагает углубление в его сущность как своеобразного явления, носителя многоплановой информации - исторической, космологической, ритуальной, обереговой, эстетической, культурологической. Самобытность искусства каждого этноса определяется социальными, экономическими, географическими, политическими, социальными условиями труда и быта, а также особенностями природных условий.

На протяжении веков устное народное творчество было чуть ли не единственным средством обобщения жизненного опыта народа, воплощением народной мудрости, мировоззрения и идеалов. Фольклор стал отражением не только важнейших событий в истории, начиная с княжеских времен, но и сохранил многочисленные архаичные языческие мотивы и символы часто скрывающиеся под покровом христианской традиции.

Термин «фольклор» появился в середине XIX в. Его предложил английский ученый В. Томс для обозначения старинной поэзии, верований, обрядов. Но в немецкой научной и художественной литературе, задолго до него, существовали подобные термины [8, с. 24].

Психологические аспекты влияния устного народного творчества на становление личности получили освещены в работах этнографов, фольклористов, литературоведов, языковедов и исследователей из других смежных наук: Н. Алефирека, Л. Золотых, А. Киченко, Г. Пермякова, Б. Путилова, А. Селивановой, С. Евтушенко. Большинство из этих авторов считают, что одной из главных функций устного народного творчества является функция регуляции.

Ознакомление с народным бытом, народными представлениями о мироздании, народным творчеством становится необходимым для понимания значения многих слов-понятий, проникновение в народную психику, народный язык.

Формирование личности происходит посредством собственного опыта становления и развития в непосредственных социальных контактах, в ходе

которых человек испытывает влияние микросреды, а через нее - и макросреды, ее культуры, социальных норм и ценностей.

Среда - совокупность природных и социальных условий и влияний, окружающих человека, это жизненное пространство, активно или пассивно действует на сознание и чувства человека [9, с. 7].

Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Социализация (лат. socialis - общественный) - процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Впервые это понятие было описано в конце 40-х -начале 50-х годов XX-века в трудах американских психологов и социологов Д. Доллерда и Дж. Кольмонта. Процесс социализации раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон), что является процессом вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Вопросам социализации, национального воспитания уделяли значительное внимание выдающиеся педагоги (К. Ушинский, А. Духнович, Г. Ва-щенко, И. Огиенко, А. Макаренко, В. Сухомлинский).

Ушинский К., подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, писал: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к родине, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с ее плохими природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и помощь в живом и сильном чувстве человека, которое влияет намного сильнее убеждения, восприятия только умом, или привычки, укоренившейся страхом наказания. У злодея, у которого погасли все благородные человеческие чувства, может еще проснуться искра любви к родине: поля родины, ее язык, ее пересказы из жизни никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но, сколько любви бывает иногда в этой ненависти!» [10].

Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Одним из путей реализации этой задачи является использование регионального социокультурного материала на уроках родного языка, работа с которым будет способствовать формированию национально-, этнически ориентированной личности.

Учитывая это, современная школа нуждается в разработке и внедрении таких форм и методов работы, которые отвечали бы потребностям развития личности, способствовали раскрытию его духовно-эмоциональных, умственных, эстетических способностей.

Изучение лингвострановедческого материала на уроках родного языка -это путь к познанию прошлого, настоящего и будущего родного края. Крае-

ведческий языковой материал дает возможность понять окружающий мир, ориентироваться в нем, о чем свидетельствуют сохранившиеся традиции семейной и календарной обрядности.

Сосредоточение внимания на отдельных региональных и локальных составляющих фольклорного массива дает возможность глубже познать народную словесную традицию отдельных местностей с учетом географически-территориальных особенностей, культурно-исторических, общественно-политических и национальных факторов. Под их влиянием происходит этико-эстетическое развитие детей: формируются различные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, закладываются основы для развития у школьников патриотических чувств.

О целесообразности изучения народной поэзии в рамках одной народности отмечал М. Драгоманов, его взгляды разделяли И. Франко и В. Гнатюк.

В связи с процессом исторического формирования народа и его этнической территории, в зависимости от природных условий, характера и способа хозяйственных занятий населения, в различных регионах расселения народа формируются определенные особенности быта и традиционной культуры. Общность и однотипность таких локальных особенностей является основой для определения историко-этнографических районов расселения народа и его этнографических групп.

В процессе развития постепенно терялись региональные этнографические особенности народа. Поэтому этнографическая группа не является устойчивой формой общности, ее члены даже не всегда осознают себя кем-то своеобразным. Такие сообщества определяются преимущественно путем этнографических исследований на основе региональных особенностей традиционно бытовой культуры. Региональный краеведческий материала способствует пониманию происхождения названий, которые не только раскрывают многие тайн исторической географии поселения, отражающих развитие промыслов и ремесел, дающих информацию о ряде исторических вопросов, но и указывает на принадлежность населенных объектов учредителям или собственникам, родовой, племенной или этнический признак первых жителей.

Родной язык выполняет социальные функции: является средством развития личности как предпосылки развития народа, используется как средство познания и коммуникации. Именно знание языка является важным условием формирования коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - способность личности применить в конкретном общении знания языка, способы взаимодействия с окружающими и отдаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Современные методисты рассматривают коммуникативную компетенцию как конечную практическую цель обучения, которая предполагает определенный уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, компетентностное обучение направлено на приобретение, кроме знаний, умений и навыков, еще и опыта их практического применения.

Поскольку явление социокультурной компетентности неразрывно связано с процессом формирования личности и социализации ее в современном обществе, чрезвычайную роль в формировании личности играет региональный фольклорный материал. Это сокровищница жемчужин народной мудрости, дошедших до нас из древности, и уже с первых лет жизни зовущих ребенка в волшебный мир прекрасного.

На современном этапе социокультурная компетенция приобретает все большее значение. Она представляет собой понимание национально-культурной специфики речевого поведения, обычаев, правил, норм, социальных условий, социальных стереотипов украинского народа, зафиксированных в языке, и умение видеть общее и различное в разных языках, культурах, ценить свою культуру, знать и уважать культуры других народов.

Социокультурное образование - новый аспект в преподавании школьных предметов, связанный с необходимостью формирования социокультурной компетентности. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму народоведения, национальной культуры. Поэтому в процессе преподавания родного языка особое место следует отводить использованию краеведческого, особенно лингвострановедческого материала Краеведение - одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания. Значительный опыт использования учителями начальных классов регионального материала как средства социализации учащихся убеждает в том, что включение регионального компонента в лингвистическое образование школьников не требует пересмотра традиционного содержания обучения родному языку. Он гармонично входит в процесс изучения фонетического, лексического, грамматического, орфографического, орфоэпического материала.

Именно социокультурный подход формирует у учащихся бережное отношение к родному языку, любовь к Родине, поскольку именно знание языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дают возможность учителю сформировать у них национальное самосознание, чувство достоинства и социального равенства.

Анализ понятия социокультурной компетенции / компетентности, выявление основных подходов к определению его содержания и структуры в современной педагогической науке представлен в общефилософских (О. Карпухин, О. Захарова, О. Астафьева), лингвистических (Ян ван Эк, В. Сафонова, П. Сысоев, И. Бим, Г. Елизарова, Г. Воробьев, Е. Верещагин) и педагогических исследованиях (Г. Егоров, Н. Лавриченко, Т. Жукова, А. Хуторской, А. Вербицкий, Г. Воробьев).

Социальная компетентность - способность личности продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе и команде, выполнять различные роли и функции в коллективе.

Социокультурная компетентность - одна из составляющих коммуникативной компетентности, понимаемой как способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, установления и поддержания социальных контактов с помощью языка (речи). Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, а взаимосвязь развития языка и общества.

Отдельные вопросы становления социокультурной компетенции освещены в работах В. Гумбольдта, А. Потебни, Ф. Буслаева, И. Билодида, И. Франко, В. Виноградова, С. Ермоленко, Л. Мацко, А. Беляева, Н. Вашуленко, О. Савченко, М. Пентилюк и других.

Конечно, одна только социокультурная компетенция не сформирует весь спектр знаний, умений и навыков учащихся, но ее доля в формировании личности учащихся достаточно весома.

Тот факт, что некоторые тысячелетние традиции, поверья и обряды сохранились до наших дней, неопровержимо свидетельствует об их эффективности в системе воспитания, а также о непрерывности культурно-исторического процесса. Опыт воспитания подрастающих поколений отразил фольклор - эффективное и одновременно непринужденное воспитательное средство. Фольклор был устным учебником жизни у славян. Сказки, песни, былины, пословицы, поговорки, передаваясь из поколения в поколение, знакомили детей с реалиями жизни, давали им представления о семейном и общественном воспитании, формировали моральные качества.

В украинских колядках, веснянках, купальских песнях содержится много ценного материала для познания народного мировоззрения, благодаря их эмоциональности и непринужденности выразительных средств они легко воспринимались с раннего детства. Семейные обрядовые песни (колыбельные, свадебные, погребальные) свидетельствуют о чрезвычайно важном месте в славянском обществе семьи, из многих функций которой едва ли не главной была воспитательная. Издавна славяне почитали род как святыню, а воспитание детей считали святой обязанностью родителей.

Главная задача школы заключается в том, чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование полноценной, социально зрелой личности. Опора в учебно-воспитательной работе на региональный краеведческий, лингвострановедческий материал на уроках родного языка дает широкое ознакомление младших школьников с повседневной жизнью, деятельностью народа, календарно-бытовой обрядностью, народными знаниями, общественным бытом, промыслами и ремеслами, устным народным творчеством. При этом краеведческие сведения,

должны быть не отрывочные и разрозненные, а упорядочены в определенную, логически построенную, завершенную систему.

Краеведческий материал на уроке может используется для иллюстрации и конкретизации основного программного материала; актуализации знаний учащихся, их чувственного опыта; возбуждения интереса учащихся к новой теме; проверки прочности и осознанности знаний и умений; закрепление и углубление изученного материала, развития самостоятельности учащихся и повышения их активности; связи обучения с жизнью.

В процессе обработки малых фольклорных форм целесообразно предлагать школьникам записывать устоявшиеся выражения, пословицы, поговорки, песни и другие жемчужины народного творчества [11, с. 81].

Процесс социализации, формирования национально-языковой личности начинается с первых дней рождения в семье. Кроме школы, именно семья занимает одно из ведущих мест в воспитании национально ориентированной языковой личности, поскольку именно в семье закладывается первооснова дальнейшей социальной адаптации ребенка.

Семейное воспитание - первая естественная и постоянно действующая система воспитания, без улучшения содержания которой нельзя добиться определенных изменений в дальнейшем гражданском воспитании подрастающих поколений. В семье закладывается основа личности, ее мораль самобытности национального мироощущения и миропонимания.

В младшем школьном возрасте формируется культ родного дома, семьи, родного города или села (деревни), что является основой для дальнейшего осознания ребенком себя как части нации. Это условие реализуется через проведение уроков, семейных воспитательных мероприятий, активное участие у посильной общественно полезной деятельности.

Семейные ценности - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, забота о детях, память о предках и др.

Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их воздействие связано, во-первых, с сильными переживаниями, во-вторых, они более постоянные, в-третьих, у них закладываются основы всех нравственных отношений человека к обществу, труду, другим людям.

Именно семья является первым и главным центром языковой социализации ребенка, овладения элементами духовной культуры родной этнографической группы. Язык, на котором общаются мать, отец, навсегда останется для ребенка родным, наиболее привлекательным. Семья является основой социального комплекса «семья - язык - народ».

Семья - естественное и наиболее устойчивое формирование человеческого общества, аккумулирует в себе все его признаки. Семья всегда была лучшим коллективным воспитателем, носителем высших национальных идеалов. Но сейчас все заметнее становятся проявления семейного кризиса,

родители все реже занимаются с детьми, перекладывая обязанности по воспитанию на школу и учителей. Современное общество должно повысить роль семьи в воспитании детей, помочь молодым людям сохранить семью, сохранить значимость института семьи для всего общества в целом. Сейчас самое время обратиться к неоценимой сокровищнице народного педагогического опыта, к исторически сложившимся тенденциям формирования и развития семьи. Стоит вспомнить, что традиционно воспитание было первоочередным делом семьи, а не школы, окружающей среды. Глубокое исследование исторического развития и устройства традиционной семьи непременно приводит к пониманию ее значительного педагогического потенциала. Большое разнообразие подходов и средств воспитания может быть использовано и должно стать частью педагогики настоящего. Главная ценность и специфика семейного воспитания в том, что оно не относится к каким-то выделенным педагогическим явлениям, а происходит в контексте жизни самой семьи, на основе примера родителей и прежде всего на основе традиционной семейно-бытовой культуры. Поэтому все большую актуальность приобретает обращение к неисчерпаемой сокровищнице народной педагогики и исследования исторически сложившихся средств воспитания в семье, которые реализуются в народных традициях, обычаях и обрядах. Только совершенное их изучение поможет в решении сегодняшних семейных проблем и задач родительской педагогики, формировании национальной системы семейно-школьного воспитания, научного прогнозирования перспектив укрепления семьи и повышения его роли в воспитании детей и молодежи. Современная молодая семья должна осознать свою ответственность за будущую судьбу своих детей.

Говоря о народной педагогике, нельзя не вспомнить слова М. Рыльско-го: «Нет мудрее, чем народ, учителей, у него каждое слово - это жемчужина, это труд, это вдохновение, это человек».

С помощью народной педагогики мы возвращаемся к своим национальным истокам, к духовной сокровищнице нашего народа. Изучение народных традиций, обычаев, обрядов, народного быта, фольклора, детских народных игр в области семейного воспитания способствует формированию национальных чувств, национальной гордости. Во-первых, устное народное творчество сохраняет и транслирует опыт этнической группы, с него помощью закрепляются типичные ситуации взаимодействия и поведенческие реакции. Во-вторых, устное народное творчество содержит средства оценки ситуации и отношений. В частности, Н. Алифиренко и Л. Золотых подчеркивают, что особая функция фразеологических единиц: «... состоит в обозначении сложных общественно-образных представлений в типичных ситуациях общения. Структура фразеологической системы обусловлена необходимостью целого комплекса многоплановых смысловых (эмоционально-оценочных) отношений» [12, с. 8]. В-третьих, устное народное творчество

метафорическое по своей сути, по этому способно донести необходимую информацию, несмотря на культурные, социальные и даже возрастные различия между людьми. В-четвертых, устное народное творчество использует специфические лингвистические и паралингвистические средства. Лаконичность, рифмованость, яркие образы, фольклорная лексика, интонирование обусловливают легкость его поминания и воспроизведения. Специфика языковой организации устного народного творчества позволяет апеллировать к когнитивной сфере личности и влиять на ее эмоциональную сферу. Информация, которая затронула чувств детей, закрепляется и сохраняется значительно дольше, чем эмоционально нейтральная. Готовые вербальные формы, которые предлагает устное народное творчество, способствуют развитию рефлексии различных аспектов деятельности и межличностных отношений.

На основе этого можно сделать вывод, что в настоящее время семья как первичная форма социализации, передачи общественного опыта, в связи с глобализацией общества, заметно утратила основные исконные основы формирования личности. И эта ситуация не может оставаться без внимания общества, особенно государства, поскольку, теряя свои корни, мы обрекаем своих детей на жизнь без понимания принадлежности к нации (социальная дезадаптация). И нашим долгом заключается в том чтобы сделать все возможное для того, чтобы грядущие поколения воспитывалось на традициях и обычаях родного края, чтобы наши потомки гордились своим родом. И средствами воздействия в этом процессе является семья, система дошкольного и начального образования.

Хочется завершить эту мысль народной мудростью: «Бессмертие народа - в его детях».

Список литературы:

1. Вашуленко М.С. Укра!нська мова i мовлення в початковш школг Метод. поаб. / М.С. Вашуленко. - К.: Освгта, 2006. - 286 с.

2. Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. -М.: Прогресс, 1985. - 378 с.

3. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир. - М.: Наука, 1993. - 389 с.

4. Потебня А.А. Мысли и язык / А.А. Потебня. - К.: СИНТО, 1993. -192 с.

5. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 289 с.

6. Кононенко В. Етноли-водидактика. Навчальний поабник для студента педагопчних шститупв та ушверситепв / В. Кононенко. - Кт'в; 1вано Франшвськ: Плай, 1998. - 255 с.

7. Кутковець С.Б. Оргашзащя фольклорно пошуково! роботи / С.Б. Кут-ковець // Початкова школа. - 1996. - № 6. - С. 24.

8. Русин М.Ю. Фольклор. Традици i сучастсть / М.Ю. Русин. - К.: Ли-б1дь, 1991. - 294 с.

9. Савченко О.Я. Яшсть початково! освiти: сутнють i чинники впливу / О.Я. Савченко // Формування ключових i предметних компетентностей мо-лодших школярiв: теоретичнi аспекти: Дайджест 1 / Укл. О.В. Онопрieнко. -Донецьк: Каштан, 2011. - 98 с.

10. Ушинський К.Д. Вибраш педагопчш твори: в 2-х т. Пер. з рос. / К.Д. Ушинський / Редкол.: В.М. Столетов (голова) та шш^ - К.: Радянська школа, 1983. - Т. 2. - 270 с.

11. Пономарьова К. I. Соцюкультурна складова у змюп початкового курсу укрансько! мови / К.1. Пономарьова // Формування ключових i предметних компетентностей молодших школярiв: теоретичнi аспекти: Дайджест 1 / Укл. О.В. Онопрiенко. - Донецьк: Каштан, 2011. - 98 с.

12. Алифиренко Н.Ф. Проблемы фразеологического значения и смысла / Н.Ф. Алифиренко, Л.Г. Золотых. - Астрахань: Изд-во Астр. гос. пед. ун-та, 2000. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.