Научная статья на тему 'Фокус-группа как качественный метод исследования общественной активности сельских жителей Республики Алтай'

Фокус-группа как качественный метод исследования общественной активности сельских жителей Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ / LEVEL OF SOCIAL ACTIVITY / RURAL RESIDENTS / ФОКУС-ГРУППА / FOCUS GROUP / МЕТОД ФОКУС-ГРУПП / FOCUS GROUP METHOD / МОДЕРАТОР / MODERATOR / ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / GROUP DISCUSSION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РЕСПОНДЕНТ / RESPONDENT / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонохова Т.А., Буханько И.С., Свидерских М.И., Усольцева Е.О.

В настоящее время возрастает интерес к такому методу исследования, как фокус-групп. Он должен проводиться квалифицированно и добросовестно. Метод используется для качественной оценки информации, достижения глубокого понимания явлений и процессов, получения богатого объема данных. Он позволяет организовать взаимодействие участников в си туации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других, сделав этот процесс естественным. Эффективность фокус-групп зависит от реализации методических приемов и принципов, наработанных в других групповых социально-психологических методах. В статье представлены результаты проведения фокус-групп по изучению общественной активности сельских жителей Республики Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гонохова Т.А., Буханько И.С., Свидерских М.И., Усольцева Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOCUS-GROUP AS A QUALITY METHOD OF STUDYING THE PUBLIC ACTIVITY OF RURAL RESIDENTS OF THE ALTAI REPUBLIC

Today there is an increasing interest in such method of research as focus groups. It must be conducted in a qualified and conscientious manner. The method is used for qualitative assessment of information, achieving a deep understanding of phenomena and processes, obtaining a rich amount of data. It allows communicating in a situation, where not only your own opinion is important, but also the opinions of others, making this process natural. The effectiveness of focus groups depends on the implementation of methodological techniques and principles developed in other group socio-psychological methods. The article presents the results of conducting focus groups on the study of social activity of rural residents of the Altai Republic.

Текст научной работы на тему «Фокус-группа как качественный метод исследования общественной активности сельских жителей Республики Алтай»

На каком расстоянии будут эти муравьи через 1 минуту?

При решении этой задачи с детьми полезен схематический чертёж:

Благодаря этой модели задачи, учащиеся смогут обоснованно найти все возможные целочисленные ответы на вопрос этой задачи: От 10 м до 30 м.

Задача 7. Дима после уроков в школе обычно сразу идёт домой. Однако сегодня ему предстоит навестить бабушку, сдать в детскую библиотеку две книги и приобрести в киоске для себя тетради. Как он может всё это сделать?

Как правило, дети в результате обсуждения описанной в задаче ситуации легко соглашаются с тем, что ответов на вопрос задачи довольно много, даже предлагают ряд вариантов. Здесь

Библиографический список

важно обратить внимание учащихся на поиск среди них оптимального решения. Естественно, обоснование такого решения следует связать с взаимным расположением упоминаемых в тексте объектов или с общим настроем Димы или иными причинами, связанными с ним.

Как видим для достижения надлежащего дидактического эффекта при обучении решению дивергентных задач на движение следует широко пользоваться вспомогательными моделями, т. е. приемом моделирования. Умение решать дивергентные задачи на движение - это не только важнейший показатель творческой культуры и креативности младшего школьника, но и серьёзная «заявка» на будущее успешное усвоение математических знаний, умений и навыков в основной и средней школе.

1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва, 2016; 163 - 187.

2. Гашаров Н.Г. Место дивергентных задач в начальном курсе математики. Международный журнал экспериментального образования. 2011; 6: 112 - 113.

3. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи - средство развития творческого мышления младших школьников. Начальная школа. 2014; 2: 29 - 33.

4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Использование дивергентных задач в начальном курсе математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011; 1: 82 - 86.

5. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Магомедов Н.Г. Дивергентные задачи с геометрическим содержанием в начальном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 168 - 171

References

1. Beloshistaya A.V. Razvitie matematicheskogo myshleniya rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya. Moskva, 2016; 163 - 187.

2. Gasharov N.G. Mesto divergentnyh zadach v nachal'nom kurse matematiki. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2011; 6: 112 - 113.

3. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi - sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2014; 2: 29 - 33.

4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Ispol'zovanie divergentnyh zadach v nachal'nom kurse matematiki. Izvestiya Dagestanskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; 1: 82 - 86.

5. Gasharov N.G., Mahmudov H.M., Magomedov N.G. Divergentnye zadachi s geometricheskim soderzhaniem v nachal'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 168 - 171

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 303.6

Gonokhova T.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tgonohova@yandex.ru

Bukhanko I.S., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: roshdestvo@rambler.ru Sviderskyh M.I., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sviderskikh@rambler.ru Usoltseva E.O., MA student, senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: zhenya_popova@bk.ru

FOCUS-GROUP AS A QUALITY METHOD OF STUDYING THE PUBLIC ACTIVITY OF RURAL RESIDENTS OF THE ALTAI REPUBLIC. Today there is an increasing interest in such method of research as focus groups. It must be conducted in a qualified and conscientious manner. The method is used for qualitative assessment of information, achieving a deep understanding of phenomena and processes, obtaining a rich amount of data. It allows communicating in a situation, where not only your own opinion is important, but also the opinions of others, making this process natural. The effectiveness of focus groups depends on the implementation of methodological techniques and principles developed in other group socio-psychological methods. The article presents the results of conducting focus groups on the study of social activity of rural residents of the Altai Republic.

Key words: social activity, level of social activity, rural residents, focus group, focus group method, moderator, group discussion, interaction, respondent.

Т.А. Гонохова, канд. психол. наук, доц., Гэрно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tgonohova@yandex.ru

И.С. Буханько, ст. преп., Гэрно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: roshdestvo@rambler.ru

М.И. Свидерских, ст. преп., Гэрно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: sviderskikh@rambler.ru

Е.О. Усольцева, магистрант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: zhenya_popova@bk.ru

ФОКУС-ГРУППА КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект №16-13-04003 а(р).

В настоящее время возрастает интерес к такому методу исследования, как фокус-групп. Он должен проводиться квалифицированно и добросовестно. Метод используется для качественной оценки информации, достижения глубокого понимания явлений и процессов, получения богатого объема данных. Он позволяет организовать взаимодействие участников в си-

туации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других, сделав этот процесс естественным. Эффективность фокус-групп зависит от реализации методических приемов и принципов, наработанных в других групповых социально-психологических методах. В статье представлены результаты проведения фокус-групп по изучению общественной активности сельских жителей Республики Алтай.

Ключевые слова: общественная активность, уровень общественной активности, сельские жители, фокус-группа, метод фокус-групп, модератор, групповая дискуссия, взаимодействие, респондент.

За последнее время произошел существенный позитивный сдвиг в повышении интереса к методам качественных исследований. Фокус-группы, как один из них, от этого только выигрывают. При наличии повышенного интереса вокруг фокус-групп следует констатировать, что фокус-групповые исследования должны проводиться квалифицированно и добросовестно.

Фокус-группа является интегральным методом, в наибольшей степени отвечающим запросам практических исследователей.

Сутью данного метода является групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от её участников «субъективной информации» о их восприятии самых различных социальных объектов и явлений. Эта информация дает возможность проникнуть во внутренний мир значений респондентов, понять мотивацию их поведения [1].

Такое интервью носит полустандартизованный характер и объединяет фокусированность на конкретную проблему и свободную форму высказываний респондентов [1].

Особенности метода фокус-групп:

1. Метод фокус-групп является адекватным методическим инструментом для исследования перцептивных и мотивацион-ных процессов в массовой коммуникации.

2. Метод фокус-групп дает возможность оперативно получать богатый индивидуализированный материал, соответствующий категориальному аппарату реципиентов, который более глубоко отражает восприятие аудиторией каналов массовой коммуникации, чем данные количественных исследований.

3. Метод фокус-групп позволяет достигать углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных, и представлять результаты, давать практические рекомендации в доступной, понятной для заказчика форме.

4. Необходимым условием эффективности использования метода фокус-групп является высокая квалификация ведущего (модератора) и строгое соблюдение правил процедуры и методических принципов, которые инвариантны относительно содержательных особенностей исследования.

5. Метод фокус-групп целесообразно использовать в сочетании с другими методами, в частности, с опросом и проективными методиками [2].

Метод фокус-группы используется для того, чтобы:

1) преодолеть субъект - объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное познание;

2) преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т.е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления.

3) получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации;

4) достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных;

5) представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной форме;

6) получать богатый объем данных быстрее и дешевле, нежели традиционными количественными методами [2].

Т.В. Фоломеева полагает, что главной характеристикой фокус-группы является естественность поведения участников. Фокус-группа представляет собой лабораторную группу, максимально приближенную к естественным условиям, в которых реализуется «двухступенчатый характер» восприятия сообщений массовой коммуникации, проявляющийся в потребности аудитории обсудить сообщения средств массовой коммуникации в межличностном общении со знакомыми и даже малознакомыми людьми для окончательного формирования своих суждений о них. Задачей её ведущего (модератора) является повышение

степени самораскрытия участников. Существующая у людей тенденция к самораскрытию реализуется в условиях, когда окружение позволяет им сделать это и не осуждает их. В фокус-группе самораскрытию участников способствует то, что, обсуждая знакомые им предметы и ситуации, они реализуют свой личный опыт. Фокус-групповое обсуждение позволяет сделать естественным взаимодействие и организовать взаимовлияние участников в ситуации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других [2].

В основе успешной работы фокус-групп лежит учет феноменов и закономерностей групповой динамики: внутри личностных, межличностных и экологических переменных, влияющих на «зоны комфорта» участников; лидерства и руководства в группе; групповой совместимости и групповой сплоченности.

Эффективность фокус-групп зависит от реализации методических приемов и принципов, наработанных в других групповых социально-психологических методах. Имеется ввиду:

1) система психотехнических действий, объясняющая закономерности работы психотерапевтических и других психологических групп воздействия: организация совместной деятельности участников группы, организация общения, продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов в их единстве;

2) основные методические приемы и принципы организации групповой.

Состав фокус-группы в зависимости от цели исследования может быть гомогенным, гетерогенным или иметь сложную структуру. Чаще всего состав группы бывает гомогенным. Обычно гомогенность фокус-группы обеспечивают по профессии, социальному положению, образованию, возрасту или семейным характеристикам, чтобы каждый участник чувствовал себя в кругу равных. Как правило, на фокус-группу приглашают незнакомых между собой людей, что способствует спонтанности и искренности их высказываний.

Размер группы зависит от её цели. Если надо получить более глубокую информацию, то предпочтительнее группы меньшего размера. Если же надо выяснить определенный разброс мнений по известному вопросу, то предпочтительнее иметь более крупные группы. Стандартное количество участников фокус-группы 6 - 10 человек.

При определении количества групп руководствуются принципом «порога повторяемости получаемой информации». Суть этого принципа заключается в том, что как только ведущий устанавливает, что проведение новых групп дает в основном повторяющуюся информацию, то он прекращает проведение новых фокус-групп. Обычно первые две группы дают много новой информации.

Существуют различные способы и процедуры подбора участников фокус-группы: списки, телефонные и уличные экспресс-интервью, «метод снежного кома».

Планом работы фокус-группы является план интервью или гайда. Интервью-гайд или топик-гайд - это приблизительный список и порядок вопросов, задаваемых модератором в ходе работы фокус-группы.

Начинать обсуждение в фокус-группе следует с более общих вопросов, постепенно переходя к все более узким, фокусированным. Такая последовательность позволяет преодолеть естественную скованность участников группы, создать свободную благожелательную атмосферу, от которой зависит активность респондентов, а в конечном итоге - и качество получаемой информации.

Анализ результатов фокус-группы предполагает несколько уровней:

1) уровень сознательных, рациональных факторов;

2) уровень личных чувств и эмоций;

3) уровень интуитивных ассоциаций;

4) уровень бессознательных реакций, желаний и отождествлений.

При проведении анализа данных фокус-группы исследователь должен:

- обращать внимание на слова, учитывать контекст;

- принимать во внимание внутреннюю последовательность ответов и поведения участников;

- исследовать специфичность ответов, находить основные идеи.

Эффективность фокус-группы и зависит от тесного взаимодействия между модератором и респондентами, потому что модератор стимулирует и поощряет наиболее правдивые ответы.

Приведённые нами характеристики фокус-группового метода были реализованы в нашем проекте «Социально-психологическое исследование бытовой солидарности и общественной активности сельских жителей Республики Алтай».

В рамках проекта был выявлен уровень общественной активности, измерен уровень притязаний, внедрена технология разработки проектов, повышающих общественную активность и, для изучения внедрения качества технологии был использован метод фокус-групп.

Фокус-группы, проведенные в феврале 2017 года в селах Теньга Онгудайского района и Дьектиек Шебалинского района с целью выявления характеристик общественной активности показали, что жители в этих селах общественную активность описывают и понимают одинаково: «общественная активность - когда каждый житель села участвует во всех начинаниях поселения, не словами, а реальными делами на благо общественности», «когда люди заинтересованы в жизни села», «активная жизненная позиция», «когда участвуют вместе в организации мероприятий», «это единое взаимодействие всех», «это организованная группа людей, которая пытается улучшить жизнь своего села», обе опрашиваемые группы подчеркнули значимость лидера («человек, который ведет», «направляющий») в развитии общественной активности [3].

На вопрос, что побуждает сельских жителей к общественной активности, опрошенные жители ответили, что к активности побуждает: «самосознание, осознание необходимости жизни села», «интерес», «заинтересованность, личное самосознание», «желание», «привлекательность дела, проекта, неординарность идеи», «любопытство», «неравнодушие к тому, что происходит в стране, малой Родине», «ответственность за себя и за своих близких», «выгода, личная заинтересованность», «желание сделать мир лучше», «хочется изменить вопреки», «кто-то заставил», «стимул: пока начальство не скажет, мы не идём», «заинтересованность человека в результатах, сам гордился бы потом, ставил себя в пример», «надоело так жить, хочется реализовать то, что у него наболело», «должно быть в голове, должны быть светлые мысли, кто, если не я» [3].

Мешает людям быть активными: «пассивность вокруг», «стеснительность, замкнутость», «лень», «разочарование, заниженная самооценка», «сам человек», «чужое мнение», «нехватка времени» и другое.

Участники фокус-групп общественного человека описывали как: «тот, который стремится к лучшему, является примером, -

Библиографический список

лидер, который дал позыв, я смог и вы сможете», «авторитет, неравнодушный», «должен быть в возрасте», «хороший человек», «идёт паровозом, за собой тащит», «тот, который направит в нужное русло», «должен быть балагур, в меру сумасшедший» [3].

Обе группы отмечают позитивные изменения после встреч в рамках проекта: большинство подчеркивают, что «изменилось сознание, задумались о своем селе», осознание того, что «люди могут быть активными от которых и не ждешь», «захотелось собрать все село и обсудить проект», «проект крутится в голове, мысли не покидают», «стремимся быть активными, стараемся проявить себя» [3].

В результате проведённой работы нами выделены и обоснованы следующие преимущества фокус-группы:

1. Процедура фокус-группы естественна, проста и привлекательна для респондентов, так как максимально приближена к условиям повседневного общения людей.

2. Остановка фокус-группы дает участникам чувство безопасности, защищенности. Респонденты более откровенно отвечают на вопросы и могут спонтанно выражать свои эмоции, которые служат для модератора дополнительным источником информации.

3. В фокус-групповой дискуссии респондент высказывается только тогда, когда у него есть определенные чувства или мнения об обсуждаемом предмете, а не потому, что вопрос требует ответа.

4. В фокус-групповом обсуждении комментарий одного человека воздействует на других участников, что дает такие результаты, которые не могут быть получены в индивидуальном интервью.

5. Фокус-группы позволяют исследователю непосредственно взаимодействовать с респондентами и позволяет менять последовательность и содержание вопросов по ходу обсуждения.

6. Открытый характер вопросов и ответов в фокус-группе дает возможность получить большой объем данных, выраженных собственными словами респондентов.

7. Результаты фокус-группы, представленные в виде качественных оценок с примерами высказываний ее участников являются более понятными и достаточно достоверными для заказчиков по сравнению с количественными показателями, представленными в виде сложных шкал или графиков.

8. Фокус-группы недороги по сравнению с другими методами опроса, и они могут давать относительно быстрые результаты, так как для их получения обычно бывает достаточно проведения четырех-пяти групп. По сравнению с индивидуальными интервью они более экономичны по времени.

9. Фокус-группы являются одним из немногих инструментов, пригодных для получения информации от детей и от людей, не имеющих специального образования [2].

Систематизация методов и разработка технологий фокус-группового исследования представляет собой перспективную область социальной практики в развитии общественной активности жителей сельских поселений.

1. Мельникова О.Т. Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники. Диссертация ... доктора психологических наук. 2003.

2. Плешаков С.А. Сопровождение села. Модель сельского развития. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008.

3. Гонохова Т.А. Сопровождение повышения общественной активности сельских жителей через формирование принципов бытовой солидарности (на примере Республики Алтай): монография. Т.А. Гонохова, и др. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017.

4. Технологии формирования толерантности в молодёжной среде: Курс лекций. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2009.

5. Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования массовой коммуникации: Диссертация ... кандидата психологических наук. 1994.

References

1. Mel'nikova O.T. Fokus-gruppy v social'no-psihologicheskom issledovanii: metodologiya i tehniki. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. 2003.

2. Pleshakov S.A. Soprovozhdenie sela. Model'sel'skogo razvitiya. Habarovsk: Izd-vo Tihookean. gos. un-ta, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gonohova T.A. Soprovozhdenie povysheniya obschestvennoj aktivnosti sel'skih zhitelej cherez formirovanie principov bytovoj solidarnosti (na primere RespublikiAltaj): monografiya. T.A. Gonohova, i dr. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2017.

4. Tehnologii formirovaniya tolerantnosti vmolodezhnojsrede: Kurs lekcij. MGGU im. M.A. Sholohova. Moskva, 2009.

5. Folomeeva T.V. Fokus-gruppy kak metod social'no-psihologicheskogo issledovaniya massovoj kommunikacii: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. 1994.

Статья поступила в редакцию 09.12.17

УДК 303.6

Gonokhova T.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tgonohova@yandex.ru

Bukhanko I.S., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: roshdestvo@rambler.ru Sviderskyh M.I., senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sviderskikh@rambler.ru Usoltseva E.O., MA student, senior teacher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: zhenya_popova@bk.ru

SUPPORT OF TECHNOLOGIES OF INCREASE OF PUBLIC ACTIVITY OF RURAL RESIDENTS OF THE ALTAI REPUBLIC.

Supporting a village is a special kind of social practice and a special type of active relationships between villagers and specialists of a Resource Center. Supporting a village is a complex of measures aimed at supporting processes of active life and development of rural residents, their abilities, as well as creating conditions for preventing the development of negative consequences and various social problems, mobilizing residents, activating hidden reserves, training new professions, developing the ability to cope independently with the arising problems. The proposed technologies can be useful for increasing the effectiveness of local government, involving villagers in solving social and economic issues of the community.

Key words: support, support technology, mutual assistance, Resource center, adaptation, social activity, social technologies, level of social activity, social environment, village, rural development.

Т.А. Гонохова, канд. психол. наук, доц., Гэрно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tgonohova@yandex.ru

И.С. Буханько, ст. преп., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: roshdestvo@rambler.ru

М.И. Свидерских, ст. преп., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: sviderskikh@rambler.ru

Е.О. Усольцева, магистрант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: zhenya_popova@bk.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект №16-13-04003 а(р).

Сопровождение села - особый вид социальной практики и особый тип деятельных взаимоотношений сельчан со специалистами Ресурсного центра. Сопровождение села - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития сельских жителей, их способностей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизации жителей, активизации скрытых резервов, обучения новым профессиям, развития способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Предлагаемые технологии могут быть полезны для повышения эффективности местного самоуправления, вовлечения жителей села в решение социально-экономических вопросов сообщества.

Ключевые слова: сопровождение, технология сопровождения, взаимопомощь, Ресурсный центр, адаптация, общественная активность, социальные технологии, уровень общественной активности, социальная среда, село, сельское развитие.

Во время существенных перемен в обществе вопрос сельского развития особенно актуален, потому что без достойного развития села не может быть нормальной экономики, общества, государства. Это развитие предполагает активное участие самих жителей села, которое проявляется через их участие в местном самоуправлении. Для России стратегически важно развивать сельские регионы, исследовать их с точки зрения социально-экономического и социально-психологического подходов.

Как показывает реальность, в настоящее время большинство, отдаленных от районных центров, сел находятся в упадке. Наряду с социально-экономическими трудностями в сельской местности (безработица, бедность, отсутствие инфраструктуры, низкий уровень оплаты труда и т. д.) имеются социально-психологические трудности: разобщенность, отсутствие ответственности за собственное благополучие, зависть, лень, индивидуализм, отчуждение, отсутствие взаимопомощи и поддержки со стороны соседей и односельчан, угасание любви к малой Родине и т. д.

Внедрение одной из эффективных технологий - сопровождение села - развитие общественной активности жителей сопровождается Ресурсным Центром, который находится не на территории села, а за его пределами, например, в городе.

Сопровождение села - особый вид социальной практики и особый тип деятельных взаимоотношений сельчан со специалистами Ресурсного центра.

Сопровождение села - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития сельских жителей, их способностей, а также создание ус-

ловий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизации жителей, активизации скрытых резервов, обучения новым профессиям, развития способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Сопровождение села включает в себя элементы обучения и развития способностей активных жителей к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами Ресурсного центра.

При сопровождении села Ресурсным центром решаются следующие задачи:

1. Адаптация жителей к реальным условиям его жизнедеятельности.

2. Реабилитация и выведение жителей из кризисных ситуаций.

3. Повышение социального статуса жителей села.

4. Нормализация отношений и утверждение себя в сообществе.

5. Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.

6. Создание условий для самореализации жителей в местном сообществе.

Сопровождение села осуществляется специалистами Ресурсного центра: специалистами по социальной работе, психологами, социальными педагогами, экономистами на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.