Научная статья на тему 'Флоренция: от Санта-Мария дель Фьоре до палаццо Питти'

Флоренция: от Санта-Мария дель Фьоре до палаццо Питти Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1026
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРЕНЦИЯ / АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / FLORENCE / RENAISSANCE ARCHITECTURE / CULTURAL HERITAGE / SOCIAL DEMAND / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавров Леонид Павлович

Статья построена в форме путевых заметок и сопровождается зарисовками автора. Она посвящена истории возникновения памятников зодчества XIII–XVI вв. во Флоренции, их развитию в последующие времена. Приводятся данные о выдающейся роли этого города в становлении современной европейской культуры. Подчеркивается, что существующая в наши дни градостроительная структура исторического ядра Флоренции (еще в 1982 г. ЮНЕСКО объявил центр Флоренции «наследием человечества»), сохранила реальные признаки застройки, возникшей уже в древнеримскую эпоху. Внимание акцентируется на взаимосвязи архитектурно-строительной деятельности с экономической и политической жизнью общества, что нашло отражение как в развитии типологии зданий и сооружений, так и в судьбе конкретных построек. Вопрос рассматривается на примере небольшого числа выдающихся произведений архитектуры. Высказывается предположение, что при формировании двухслойной конструкции купола собора Санта-Мария дель Фьоре был использован опыт сооружения Баптистерия, где покрытие подобного типа появилось на три столетия ранее. Подчеркивается роль внутренних функциональных связей комплекса Палаццо Веккио — Уфицци — Коридор Вазари — Палаццо Питти, которые обеспечили надежное и безопасное перемещение из правительственного здания Уфицци в семейную резиденцию Палаццо Питти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лавров Леонид Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Florence: from Santa Maria del Fiore to the Palazzo Pitti

The paper is organized in the form of a travelougue and includes brief sketches. It is dedicated to the history of architectural monuments in Florence dated back 13–16 centuries, and traces their development over time. The author writes about the prominent role of the city in the development of modern European culture and emphasizes the fact that today’s urban structure of the historic core of the city retained real signs of development that occurred as early as in ancient Roman era. The author focuses on the relationship of architecture and economic and political life of the society, which is reflected in the development of the typology of buildings and structures, and in the fate of specific buildings. This relationship is examined using examples of a small number of outstanding works of architecture. The author suggests that the experience gained during the construction of the Baptistery where the coating of this type appeared three centuries earlier was used in the formation of the double-layer construction of the dome of the cathedral Santa Maria del Fiore. Special emphasis is placed on the role of the internal functional connections of the complex Palazzo Vecchio — the Uffizi — Vasari Corridor — Palazzo Pitti, which provided safe travelling from the government building Uffizi to the family residence of Palazzo Pitti.

Текст научной работы на тему «Флоренция: от Санта-Мария дель Фьоре до палаццо Питти»

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 15 Вып. 2

MISCELLANIA

УДК 7.067+72.034 Л. П. Лавров

ФЛОРЕНЦИЯ: ОТ САНТА-МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ ДО ПАЛАЦЦО ПИТТИ1

Даже в Италии, известной своим вкладом в развитие европейской культуры, Флоренция заслуженно занимает особое место. В 1265-1321 гг. здесь жил Данте Алигьери, создатель современного итальянского языка, в 1313-1375 гг. — Джованни Бокаччио, автор Декамерона, основоположник итальянской прозы, в 1304-1375 гг. — великий гуманист Франческо Петрарка. Здесь начиналась творческая карьера отца новой живописи художника Джотто (1266-1337).

Расцвет Флоренции — времена кватроченто и чинквеченто (эти сложные для русского уха слова приходилось заучивать по программе истории искусств, а в переводе с итальянского они обозначают всего-навсего четырнадцатое и пятнадцатое столетия). Напомним лишь некоторых из великих деятелей культуры, известных всему миру, которых в эти времена жили и творили:

— замечательный скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти (1378-1455);

— «мастер столетия», руководитель художественной школы раннего Ренессанса Донателло (1386-1466);

— Андреа Вероккио, который стал руководителем этой школой после кончины Донателло (1436-1488);

— великие живописцы Филиппо Липпи (1406-1469) и Сандро Боттичелли (14441510);

— Филиппо Брунеллески, прославивший себя пропагандой наследия античности и работами по формированию теории центральной перспективы (1377-1446);

— живописец, архитектор и скульптор Микелоццо (1396-1472);

— ученый и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404-1466).

Лавров Леонид Павлович — д-р архитектуры, заслуженный архитектор РФ, чл.-корр. Российской академии архитектуры и строительных наук, чл.-корр. Германской академии градостроительства и планирования земель, профессор, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; e-mail: leonid.lavrov@gmail.com

1 В статью включены зарисовки автора. © Л. П. Лавров, 2013

В эти годы здесь учились Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль. В последующем здесь творил выдающийся ювелир и скульптор Бенвенуто Чел-лини (1500-1571). Не будем забывать и о произведениях других, не упомянутых здесь художников, о тысячах безвестных искусных ремесленников.

Когда попадаешь во Флоренцию, то эти сухие даты приобретают реальные очертания. Ты можешь пройтись по мостовой, по которой, вполне вероятно, ходили когда-то эти великие люди, ты видишь те же площади, те же здания. То что Флоренция — город-музей, доказывать, пожалуй и не надо: здесь сохранилось так много исторических памятников, что даже поверхностный осмотр некоторых из них занимает несколько дней. Здесь десятки (а может быть, и более сотни) разнообразных музеев, а также множество постоянно действующих выставок, просто монументов и замечательных построек. Столица итальянского региона Тоскана, насчитывающая около 400 тыс. жителей, привлекает массы туристов. Гостиницы города ежегодно обеспечивают не менее 6 млн ночевок для заинтересованных путешественников. В 1982 г. ЮНЕСКО объявил центр Флоренции «наследием человечества», что еще больше повысило его притягательность.

Началом города Флоренции было поселение этрусков и древнеримский военный городок, известия о котором сохранились с 59 г. нашей эры. От той поры до нас дошли не только записи хроник, но также планировочная схема ядра города: характерная прямоугольная сетка улиц с относительно небольшими кварталами. Интересно, что и система дугообразных улиц вблизи площади Санта-Кроче повторяет контуры древнеримской арены.

Уже в Х1-Х11 вв. начался расцвет города, основанный на развитии ремесел (ткали шерсть и шелк, изготавливали фаянсовую посуду и ювелирные изделия), торговли, а впоследствии и на финансовых операциях. Монета флорин с изображением лилии — символа Флоренции получила хождение по всей Европе. В ХШ-ХУ1 вв. город был одним из ведущих экономических и политических центров континента, был лидером в становлении современной европейской культуры.

Город рос, вступал в союзы с соседями, враждовал с ними. Кровавые события разворачивались в период борьбы гвельфов (сторонников папы) с гиббелинами (сторонниками императора). Именно тогда вокруг Флоренции появилась высокие оборонительные стены для защиты от внешних врагов. Однако требовалось думать и о врагах внутренних. Время было неспокойное, которое мы можем сравнить с периодом наших «лихих девяностых», на улицах «раздавался шум мечей», и наиболее состоятельные горожане воздвигали для себя укрепленные многоэтажные жилые башни (в одной из них сейчас открыт музей «Дом Данте»). Крупные аристократы и богатейшие купцы воздвигали настоящие замки внутри города. Палаццо тех лет рассчитаны на возможность вражеской атаки: они имеют могучие стены, на нижних этажах высокорасположенные небольшие окна с несокрушимыми решетками. Крепкие въездные ворота контролируют доступ во внутренний двор, где все рассчитано на общение с друзьями и многочисленными родственниками. По периметру идут затеняющие от яркого солнца арочные галереи, в центре журчит фонтан, а наверх ведет широкая парадная лестница.

Именно в это время здесь были созданы (и завершены постройкой), многие выдающиеся архитектурные сооружения, появились прославленные работы скульпторов, были написаны великие живописные произведения. Именно они составляют основу того «музейного фонда», который является сегодня достоянием всего человечества.

Рис. 1. Узкая прямая улица Да Серви ведет от площади Аннунциата к Дуомо.

Сосредоточены эти сокровища в основном на северном берегу Арно в пределах транспортного полукольца, проложенного на месте бывших крепостных стен. От них сохранились лишь укрепления Фортецца да Бассо и отдельные сторожевые башни на узловых площадях города. Территория эта относительно невелика, и сегодня здесь существуют транспортные ограничения; некоторые из них вызваны особенностями застройки (улицы такие узкие, что на некоторых трудно разойтись даже пешеходам), другие — стремлением обеспечить больше удобства потокам пешеходных туристских групп. Но главным было желание оградить исторические ценности от нежелательного воздействия транспортных потоков — вибраций, воздействия выхлопных газов и т. д.

Чтобы лучше сориентироваться в застройке исторического ядра, лучше всего оглядеть его с вершины купола собора Санта-Мария дель Фьоре, главного собора Флоренции (Дуомо), расположенного на самой границе «древнеримской территории». Советую подняться туда как можно раньше, пока у кассы не выстроилась длинная очередь, воздух прозрачен и свеж, а солнце бросает длинные прозрачные тени. На узких улицах центра царит оживление. В просвете улицы Де Серви видна площадь Аннунциата с Воспитательным домом (рис. 1), но нам надо двигаться в противоположную сторону. Автомобилей здесь практически нет — для них доступ в этот район ограничен, лишь редкий громоздкий автобус пытается протиснуться в тесную улочку чтобы забрать группу туристов от гостиницы. Вокруг много спешащих людей — кто торопится на работу, кто — к железнодорожному вокзалу, расположенному на границе исторического ядра и названному в честь соседствующего с ним собора «вокзалом Санта Мария Новелла». Кстати, эта постройка начала 1930-х годов по проекту архитекторов И. Гам-берини, Д. Микелуччи и других тоже занимает достойное место в истории зодчества.

Впрочем, поспешим к пьяцца Дуомо. Церковь на этом месте существовала с 1У-У столетий. В 1296 г. по проекту и под руководстом Арнольфо ди Камбио начали строительство большого городского собора. С 1357 г. ведущую роль взял на себя Франческо Таленти, но лишь в 1436 г. в торжественной обстановке состоялось освящение храма.

Особое значение для строительства играло сооружение в 1420-1434 гг. купола над центральным залом. Его творцом стал Филиппо Брунеллески.

Современный вид здание получило лишь в конце XIX в. Четыре столетия фасады не имели никакого оформления, кирпичные стены стояли необлицованными (что, впрочем, не является редкостью ни для Флоренции, ни для других городов Италии). Лишь в 1875-1887 гг. фасады получили вызвавшую восторги публики пластичную наборную облицовку из разноцветного мрамора по проекту архитекторов Эмилио де Фа-бриса и Луиджи дель Моро.

За образец эти зодчие взяли оформление расположенной рядом колокольни (Ка-паниллы). Ее возведение начал Джотто в 1334 г., а в завершенном виде она предстала в 1359 г. Художественное решение башни высотой в 82 метра было предложено скульптором Донателло, его помощником Россо, а также Андреа Пизано и Лука делла Роб-биа. В верхнем ярусе башни имеется видовая площадка.

Однако мы предпочтем вид с венчающей площадки соборного купола — все же более чем на 10 метров выше! Нелегко подниматься без лифта на высоту 92 метра (это тридцатиэтажный дом!), но желающих очень много. По очереди начинаешь подъем — сначала по узкой лесенке внутри одной из опорных башен, затем переходишь по контуру огромного зала по балкону в основании купола к небольшой дверке в стене, и тут дальнейший путь к вершине лежит в полостях внутрикупольного пространства. В конце концов над тобой оказываются раскрытые створки горизонтального люка, и ты выбираешься на небольшую открытую площадку. Хотелось бы представить, что мы могли бы увидеть с вершины купола Исаакиевского собора — ведь это сопоставимая высота — но от панорам с вершины купола собора Санта-Мария дель Фьоре дух захватывает. За тобой мраморные устои венчающего здание павильона-латерны (фонарика), возведенного через 25 лет после сооружения купола, благодаря которому общая высота собора достигла 107 метров. Перед тобой тонкие стержни легкого ограждения, а вокруг круговая панорама изумительной красоты и информационной насыщенности. Отсюда мы можем выбрать те объекты, которые сможем осмотреть сегодня.

Видно почти всю Флоренцию, лежащую на плоской равнине долины реки Арно. Ее охватывают пологие холмы и невысокие дальние горы. Если приглядеться, то с северной стороны в дымке можно увидеть ближайший пригород Фьезоле, известный своим римским театром и памятниками Средневековья. К сожалению, сегодня туда мы не успеем, придется довольствоваться наброском, который был сделан там несколько лет назад (рис. 2). Внизу, под нами, море черепичных крыш: весьма плотная однородная городская застройка, поднимающаяся на высоту до 15-20 метров, практически не оставляет места для дворов и сохраняет свободными лишь узкие ущелья улиц. Над нею поднимаются знакомые силуэты старинных церквей и жилых башен. Современных построек совсем не видно — их в центральной (исторической) части Флоренции почти нет.

Взгляд устремляется к основанию собора, где выделяется восьмигранное здание Баптистерия ди Сан-Джованни (рис.3). С высоты оно кажется небольшой, изящно украшенной шкатулкой, но на самом деле представляет собой капитальное сооружение, пролет перекрывающего его купола составляет 25,6 метра. Во времена строительства Баптистерия (1059-1128) это было чудом строительной техники! Конструкция купола — двухслойная, как и у купола Санта-Мария дель Фьоре. Как тут отказаться от предположения, что гениальный конструктор и архитектор кватроченто Филиппо Брунеллески

Рис. 2. Фьезоле. Отсюда начинается дорога к историческим памятникам и панорамной площадке с видом на Флоренцию.

Рис. 3. Баптистерий Сан Джованни — самое старое сооружение на Пьяцца дель Дуомо; о нем вспоминал в своем изгнании Данте.

мастерски использовал опыт своих предшественников. Архитектурно-художественное решение Баптистерия претерпело в XIV и XV вв. существенные изменения, значительно повысившие его выразительность. В 1330-1336 гг. появились южные ворота, творцом которых был Андреа Пизано, а в 1403-1424 и 1425-1452 гг. — северные ворота и открытые к собору главные, восточные Райские ворота, созданные Лоренцо Гиберти.

Посмотрим с высоты купола собора в южном направлении, где сконцентрировано наибольшее количество исторических памятников — там выделяется башня Синьории, за нею комплекс Уффици и далее, чуть в стороне, в глубине, на другом берегу Арно — палаццо Питти.

Расстояния тут не большие, и мы можем пешком добраться до каждого из этих объектов. Преодолеваем путь от вершины купола к уровню земли, и в путь!

Надо учесть, что на пути к желанной цели нам придется преодолеть немало соблазнов. Фасадный строй улиц образуют репрезентативные фасады старинных палац-

Рис. 4. Фасады городских домов, с их многочисленными надстройками и перестройками, часто рассказывают о своей сложной многовековой судьбе.

цо, подражающие им постройки в духе историцизма, обывательские дома со следами многочисленных надстроек и реконструкций (рис.4). На этом живописном фоне выделяются притягивающие к себе внимание своеобразные «магниты» памятников зодчества, знакомые ранее только по путеводителям и учебникам. На пути к палаццо Веккио наше внимание привлекает угловая Лоджия дель Бигалло, а затем мы останавливаемся у Орсанмикеле, потом у Старого рынка с его бронзовой скульптурой кабана... Отвлекаясь по пути лишь на недолгие зарисовки, добираемся до площади Синьории.

На протяжении столетий она была центром общественной жизни города. В основном площадь сформировалась к 1386 г. Здесь проходили многолюдные собрания горожан, с Лоджии деи Ланца звучали речи ораторов, тут же устраивались и городские праздники, и публичные казни (например, в десятке метров от находящегося на площади фонтана Нептун в 1498 г. было сожжено тело популярного общественного и религиозного деятеля Савонаролы).

Главным сооружением на площади, бесспорно, является Дворец Синьории, построенный в 1298-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио специально для размещения городского правительства. С 1434 г. к власти приходит семья Медичи. В 15401565 г. в этом здании находилась резиденция правящего Козимо I Медичи. Когда он перенес ее во дворец Питти, то здание на площади Синьории стали называть «Старым дворцом» (Палаццо Веккио). В 1865-1871 гг. здесь проходили заседания правительства Италии.

В типологическом отношении эта постройка аналогична другим укрепленным замкам-палаццо своего времени. Однако существенные особенности связаны с ролью сооружения как места размещения государственной власти: приняты дополнительные меры по усилению оборонительной функции (в частности, характерно использование машикул — специфического типа бойниц в венчающей части стен); в качестве символа власти возведена башня высотой 96 метров, самая высокая в городе. В 1495 г. для проведения больших заседаний во втором этаже был устроен «Зал пятисот» длиною

53 метра. Большое внимание было уделено художественному оформлению, которое продолжалось столетия и не всегда с ожидаемым эффектом. Например, у специалистов сложилось отрицательное мнение по поводу выполненного в 1565 г. дополнительного обогащения декоративным орнаментом колонн внутреннего дворика,

Для истории искусства важно, что в здании и вблизи него находятся художественные произведения мирового класса. Здесь можно полюбоваться бронзовой скульптурой мальчика с дельфином (Вероккио) и мраморной группой «Гений победы» работы Микеланджело, представительной грандиозностью богато оформленных парадных интерьеров.

Перпендикулярно главному фасаду Палаццо Веккио в 1376-1383 гг. была построена Лоджия деи Ланци. Ее фасад решен как три арки, поднимающиеся на всю высоту здания. Выразительность этого ясного приема вызвала (и вызывает) много подражаний. Прямые аналоги можно видеть в Мюнхене (Фельдхеррнхалле на Одеон-плац) и в Санкт-Петербурге (Дом Мертенса на Невском проспекте). Пространство Лоджии и участок площади Синьории перед нею, примыкающий и к Палаццо Веккио, представляют собой настоящий музей ренессансной скульптуры под открытым небом. Правда, в последнее время некоторые из оригиналов заменены прекрасно выполненными копиями. Наибольшую известность получили скульптуры Давида (выполненный Микеланджело) и Персея с головой Медузы (произведение Бенвенуто Челлини). Во конце XVI столетия Лоджия деи Ланци стала частью нового комплекса служебных зданий городского управления, построенного в эти годы по заданию Козимо I Медичи, который был тогда и великим герцогом Тосканским.

Бюрократии эпохи Возрождения, как и современной, была свойственна склонность к постоянному расширению и приумножению. Для нужд все увеличивающейся

армии чиновников к Палаццо Веккио со стороны южного фасада был пристроен новый корпус. Также возведен комплекс, протянувшийся от площади Синьории к берегу реки Арно и известный как Уфицци (слово ы^ШаЬ в итальянском языке означает чиновник, должностное лицо. Отсюда произошло слово офис) и предназначавшийся для так называемого Третьего магистрата. Строительство осуществлялось в 1560-1580 гг. под руководством Вазари, а после его смерти (1574) — Бернардо Буонталенти и впоследствии Альфонсо Париджи. Два параллельных корпуса с практически симметричными фасадами образуют прямую меридионально ориентированную улицу, эффектно раскрывающуюся и в южном направлении, к реке Арно, и в северном, с видом на башню Синьории (рис.5).

Сейчас здесь расположился всемирно известный музей, экспонируется более 4000 полотен известных мастеров. Основу коллекции положило собрание Медичи, переданное в музей его наследниками в 1743 г.

Рис. 5. В просвете улицы Уффици вырисовывается башня Палаццо Веккио — самая высокая во Флоренции.

Рис. 6. С южного берега р. Арно хорошо видна основная часть Коридора Вазари, в том числе и идущая в верхнем уровне Понте Веккио.

Рассматривая планы Уфицци, приходишь к выводу, что строительством этого комплекса Медичи не только давал крышу над головой чиновникам своей администрации, но решал и важную личную проблему. Как уже подчеркивалось в начале статьи, времена были неспокойные, и приходилось думать о личной безопасности. Обсуждая с Ва-зари свои архитектурные затеи, Козимо I Медичи нашел возможность обеспечить себе надежный путь эвакуации из Дворца Синьории на случай опасной ситуации. Было решено соорудить в верхнем уровне переход из Палаццо Веккио на другой берег Арно, в Палаццо Питти. Начальной частью этого пути стали галереи Уфицци, а дальнейшее продвижение обеспечивал так называемый Коридор Вазари. Он выходит из здания Галерей, небольшим участком идет над набережной Арно, далее, в верхнем уровне Понте Веккио, обходит пьяцца Санта Феличита, после чего подходит к желаемой цели (рис.6). Проект эффективный, но он потребовал немалых затрат, тем более, что был реализован в кратчайшие сроки. Сооружение протяженностью 400 метров удалось возвести всего за пять месяцев. Впрочем, чего не сделаешь ради личной безопасности! Подобный коридор над улицами и крышами связывает в Риме папскую резиденцию и укрепленный Замок Ангела.

Проходим улицу Уфицци, минуем высокую арку и оказываемся на набережной Арно. Справа от нас Понте Веккио (Старый мост). Он действительно стар, его основание соорудили еще древние римляне, выбравшие для строительства то место, где русло Арно имеет наименьшую ширину. Сейчас сохраняется та конструкция моста, которая была осуществлена в 1345 г. (Нери ди Фиорованте?). Через мост проходила масса народу, что привлекало торговцев. Сначала здесь разрешили размещать палатки для торговли мясом. Разделывали туши, отходы бросали в воду. Из-за шума и вони в 1593 г. Великий герцог Фердинанд позволил оставить на мосту только лавки золототорговцев. Традиция сохраняется и в наши дни. Знаком профессиональной ориентации торговцев стал бюст самого известного ювелира Флоренции — Бенвенуто Челлини, установленный посредине моста в 1900 г. В годы Второй мировой войны отступающие немецкие войска взорвали все мосты, но Понте Веккио чудом сохранился. Когда идешь по отпо-

Рис. 7. Размещение Палаццо Питти удачно использует особенности рельефа. Перед его главным фасадом оказалась часть склона холма Боболи, что придает сооружению дополнительную представительность и повышает оборонительный ресурс.

лированным многими поколениями каменным плитам проезжей части моста, возникает ощущение, что Средневековье здесь остановилось...

Выходим на южный берег Арно и вскоре подходим к основанию холма Боболи. Над мощеным участком склона тянется массивный фасад Палаццо Питти. Сейчас он имеет длину 205 метров и высоту до 36 метров — самое большое палаццо Флоренции (рис. 7). А когда в 1458 г. строительство начиналось, то под руководством Лука Фран-челли здесь возвели весьма компактную постройку — всего семь осей по фасаду. Тогда заказчиком был банкир Лука Питти, имя которого сохранилось в названии дворца.

Позже владение перешло в руки семьи Медичи, и через сто лет (строительство 1558-1577 гг. под руководством Бартоломео Амманати) была создана представительная великогерцогская резиденция. Существовавшая до того постройка была включена в центральную часть фасадного корпуса. Расширение здания продолжилось впоследствии в период с 1619 по 1650 г. (Джулио Париджи). В 1864-1871 гг. здесь была резиденция короля Италии. Сейчас в Палаццо Питти действуют несколько музеев. Особую ценность представляет расположенная в левом крыле галерея Палатина, основу которой составляет собрание Медичи с работами Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Андреа дель Сарто, Филиппо Липпи, других мастеров. Кроме того, в здании размещены экспозиции музеев серебра, костюма, современного искусства, карет.

Обращенные во двор окна музеев позволяют бросить взгляд на сады Боболи, которые составляют важную часть комплекса. Палаццо Питти принципиально отличается от других дворцовых построек Флоренции не только своими огромными размерами, но и типологической структурой. Оно не представляет собой замкнутую пространственную композицию, противостоящую внешней среде. Если с главного фасада оно предстает как вариация крепостной стены, то его обращенная в противоположную сторону часть раскрывается к зелени, органично соединяется с обширным парком. Сказывается и размещение на периферии городской застройки, и могущество владельца, и изменение образа жизни Флоренции в XVI в.

Сады Боболи сформировались около 1550-1588 гг. (Николо Периколи и Бернардо Буонталенти) и занимают территорию в 4,5 гектара. Мастерски использована особенность рельефа — главная ось регулярного сада поднимается по склону холма на отметку 36 метров, включая в парковую композицию обширные партеры, подпорные стенки и лестницы, фонтаны, скульптуру и, конечно, разнообразную зелень. Здесь имеется видовая площадка, откуда открывается вид на центр города.

Тем временем день подходит к концу, солнце снижается над горизонтом. Самое время совершить прогулку вдоль сохранившихся на южном берегу Арно городских стен и подняться на холм Микеланджело. Во многих разноязычных путеводителях говорится, что наиболее представительная панорама Флоренции открывается именно отсюда. Местные жители этих путеводителей, вероятно, не читали, но полюбоваться замечательным видом города в лучах заходящего солнца сюда приходят многие из них. Взгляд охватывает почти всю Флоренцию. На фоне силуэта дальних гор над застройкой поднимаются купол и колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре, башня Синьории. Чуть ближе, справа за зеленью, просматривается шпиль собора Санта-Кроче, а слева, сосем близко, тянется сохранившийся отрезок старинной городской стены. Если приглядеться, можно увидеть и протянувшееся внизу русло Арно с рядом домов на набережных, и мосты над рекой — в том числе знаменитый Понте Веккио. Большую часть этих исторических памятников мы смогли посетить сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.