Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительные занятия учащихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр'

Физкультурно-оздоровительные занятия учащихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / PHYSICAL EDUCATION / MOVEMENT QUALITIES / MOVEMENT GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна, Богданов Михаил Юрьевич, Болдырев Константин Вадимович

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна, Богданов Михаил Юрьевич, Болдырев Константин Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETIC AND RECREATIONAL CLASSES OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF MOBILE GAMES

The value of physical culture during the school period of human life consists in creation of the base for full physical development, strengthening of health, formation of various movement skills. All this leads to emergence of objective preconditions for harmonious development of the personality. Various knowledge in the field of the physical culture, acquired by pupils, serves their spiritual enrichment and promotes development of mental capacities, allows to use more effectively means of physical training in sports activity and life, promotes formation of scientific outlook.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительные занятия учащихся младшего школьного возраста средствами подвижных игр»

УДК 796/799

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

© Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected] © Михаил Юрьевич БОГДАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected] © Константин Вадимович БОЛДЫРЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института физической культуры и туристической индустрии, e-mail: [email protected]

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.

Ключевые слова: физическое воспитание; двигательные качества; подвижные игры.

Актуальность. В настоящее время большинство научных исследований в области физического воспитания посвящено практической реализации реформы общеобразовательной школы, основной целью которой является проблема целостного развития личности учащихся. В связи с этим многие из про-

водимых сегодня исследований ориентируются, в первую очередь, на разработку структуры и содержания учебного предмета школьной физической культуры, определения основ методики его преподавания на разных ступенях школьного образования [1, 2].

Одной из функциональных направленностей физического воспитания в общеобразовательной школе, помимо учебного предмета «Физическая культура», является система физкультурно-оздоровительных занятий в режиме учебного дня. Эти занятия по своей функциональной направленности и методической организации соотносятся с решением задач оптимизации учебной деятельности младших школьников - сохранения и укрепления их здоровья [2].

Как свидетельствуют данные научных исследований, негативному влиянию учебных перегрузок наиболее подвержены учащиеся младшего школьного возраста. Именно в этой группе школьников отмечаются значительное число заболеваний, относительно низкие показатели физического развития и физической подготовленности, низкие уровни адаптации организма к физическим и умственным нагрузкам. При этом количество детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянно возрастает; возрастает и число детей, плохо осваивающих учебный материал.

Последнее объективно побуждает к развертыванию научных исследований именно с этим контингентом учащихся, поиску решений в профилактике перенапряжения и переутомления детского организма, повышению его устойчивости к воздействию учебных перегрузок, созданию оптимальных условий обучения, адекватных физическим и психическим возможностям младших школьников. По мнению В.И. Ляха, А.П. Матвеева, Г.В. Хлыстова и других, роль и значение физкультурно-оздоровительных мероприя-

тий в режиме учебного дня нельзя недооценивать.

Таким образом, высказанные суждения и положения свидетельствуют о необходимости и актуальности разработки проблемы по оптимизации учебной деятельности школьников в условиях складывающихся особенностей развития общеобразовательной школы [3].

Цель исследования - содействие оптимизации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. На этой основе осуществить разработку и внедрение научно-обоснованной методики использования физкультурно-оздоровительных форм занятий, учитывающих особенности современного развития учебно-воспитательного процес-

са в общеобразовательных школах города Тамбова.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

Занятия подвижными играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Подвижные игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры [3, 4].

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнеров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Значительное место игры занимают в переходном периоде тренировочного процесса, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряженных соревнований и в то же время сохраняется тренированность организма.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными, обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) еще недостаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанные с естественными движения-

ми, должны занимать у них большее место в общем двигательном процессе.

Следует учитывать анатомо-физиологи-ческие и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки) [1, 4].

Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры - перебежки, например, «Октябрята», «Волк во рву», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочередным участием играющих в движении как, например, «К своим флажкам», «Пустое место».

В этот период детям еще трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения. Внимание детей в младшем школьном возрасте не достаточно устойчиво, в связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долго-

го сосредоточенного внимания. Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры. Недослушав часто объяснение до конца, предлагают свои услуги на ту или иную роль в игре.

В первые два года обучения в школе, в связи с образным мышлением, у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и сообразительности. Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что значительно расширяет их умственный кругозор. В этот период в играх воспитывается основа, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитываются простейшие представления о нормах поведения.

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб., 2000.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. М., 2000.

3. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб., 2001.

4. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.

Поступила в редакцию 12.03.2012 г.

UDC 796/799

ATHLETIC AND RECREATIONAL CLASSES OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF MOBILE GAMES

Vera Borisovna BOLDYREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Mikhail Yuryevich BOGDANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]

Konstantin Vadimovich BOLDYREV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Physical Culture and Tourist Industry Institute, e-mail: [email protected]

The value of physical culture during the school period of human life consists in creation of the base for full physical development, strengthening of health, formation of various movement skills. All this leads to emergence of objective preconditions for harmonious development of the personality. Various knowledge in the field of the physical culture, acquired by pupils, serves their spiritual enrichment and promotes development of mental capacities, allows to use more effectively means of physical training in sports activity and life, promotes formation of scientific outlook.

Key words: physical education; movement qualities; movement games.

1б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.