Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство социальной адаптации студентов-сирот'

Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство социальной адаптации студентов-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT-ORPHANS / SOCIAL ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE OF SPORT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Подлиняев Олег Леонидович

В статье анализируются современные проблемы формирования физической культуры у студентов-сирот. Показана значимость социального компонента в процессе педагогической работы со студентами данной категории, в контексте которой проведено анкетирование, раскрывающее ежедневные личностные проблемы, влияющие на их социализацию в обществе (питание, жильё, одежда, учёба, трудная жизненная ситуация и т. д.). Раскрыта проблема участия студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности. Проанализирован потенциал физкультурно-спортивной деятельности как эффективного средства социальной адаптации студентов-сирот в условиях современного высшего образования. Выявлено, что идея полноценного развития личности студентов-сирот до сих пор в полной мере не реализована в образовательном процессе высших учебных заведений. Установлено, что названые негативные тенденции усугубляются отсутствием так называемых «социальных лифтов» для данной категории молодых людей, что приводит к росту наркомании, преступности, суицида и прочих социально опасных проявлений. В статье охарактеризована авторская концепция воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов-сирот в вузе, направленная на решение заявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Подлиняев Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Training and Sport Activities as the Means of the Social Adaptation of the Student-Orphans

The article regards the modern problems of formation of physical culture of student-orphans. The author of the article emphasizes the significance of the social component in the process of the pedagogical work with the students of this category. The questionnaire of the student-orphans revealed the daily personal problems (food, housing, clothes, education, difficult life situations) affecting socialization of the orphans in the society. The problem of the participation of the student-orphans in the sport activity is discussed in the paper. The potential of the sport activity as the effective means of the social adaptation in modern education is analyzed in the article. It is revealed that the idea of the comprehensive and harmonious development of personality has not been realized. It is stated that the mentioned negative tendencies are aggravated by the absence of the so-called "social lifting" for the orphans, and it promotes the growth of drug addiction, criminality, suicide and other socially dangerous manifestations. The article gives the author's conception of the education space of sport activity of student-orphans which is directed for the decision of the given problem.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство социальной адаптации студентов-сирот»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 37.013.78

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-47-51

Владимир Владимирович Исмиянов1,

кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15), e-mail: ismiyanov@yandex.ru

Олег Леонидович Подлиняев2,

доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail:podlinyaev@inbox.ru

Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство социальной адаптации студентов-сирот

В статье анализируются современные проблемы формирования физической культуры у студентов-сирот. Показана значимость социального компонента в процессе педагогической работы со студентами данной категории, в контексте которой проведено анкетирование, раскрывающее ежедневные личностные проблемы, влияющие на их социализацию в обществе (питание, жильё, одежда, учёба, трудная жизненная ситуация и т. д.). Раскрыта проблема участия студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности. Проанализирован потенциал физкультурно-спортивной деятельности как эффективного средства социальной адаптации студентов-сирот в условиях современного высшего образования. Выявлено, что идея полноценного развития личности студентов-сирот до сих пор в полной мере не реализована в образовательном процессе высших учебных заведений. Установлено, что названые негативные тенденции усугубляются отсутствием так называемых «социальных лифтов» для данной категории молодых людей, что приводит к росту наркомании, преступности, суицида и прочих социально опасных проявлений. В статье охарактеризована авторская концепция воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов-сирот в вузе, направленная на решение заявленной проблемы.

Ключевые слова: студенты-сироты, социальная адаптация, физическая культура, воспитательное пространство физкультурно-спортивной деятельности

Вводная часть. Одной из наиболее острых проблем современного российского общества является сиротство. Сирота - человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью. В Международной Конвенции ООН3 о правах ребёнка (1989 г.) определено, что «ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предо-

ставляемые государством» (ст. 20, разд. 1). Высшие учебные заведения Российской Федерации, в которые ежегодно поступают дети-сироты, являются государственными и должны определять свои цели, задачи и направления воспитания студентов данной категории в системе их профессионального образования в полном соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»4.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о фи-

1 В. В. Исмиянов - основной автор: анализ архивных источников, проведение социологического исследование студентов, систематизация результатов исследования, подготовка основного текста статьи.

2 О. Л. Подлиняев - подготовка и редакция текста статьи.

3 Конвенция о правах ребёнка Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. monm.rk.gov.ru (дата обращения: 21.12.2016).

4 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 // Кодексы и законы РФ, правовая навигационная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 10.11.2016).

© В. В. Исмиянов, О. Л. Подлиняев, 2017

47

зической культуре и спорте1 представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [3; 9; 10].

Современные социологические и психолого-педагогические исследования, в том числе проведённые авторами настоящей статьи, позволяют утверждать, что выявленные отклонения в психофизическом состоянии абитуриентов-сирот, поступающих в высшие учебные заведения, а также студентов-сирот, обучающихся в вузах, затрудняют, а нередко и исключают возможность их полноценного личностно-профессио-нального становления [1; 2; 5; 8].

Методология и методы исследования. Многолетняя педагогическая деятельность, осуществлённая нами на протяжении 1991-2003 годов с детьми-сиротами и продолженная в период 2003-2010 годов со студентами-сиротами, дала возможность изучить состояние проблемы социального положения выпускников школ-интернатов и детских домов Иркутской области, в частности, их занятость в физкультур-но-спортивных секциях [6; 8]. Это позволило определить приоритетные направления психолого-педагогической работы с социально незащищённой категорией молодых людей.

В рамках выявления эффективности педагогической работы со студентами-сиротами в физкультурно-спортивной деятельности, в частности, социального компонента, мы провели исследования (2004-2010 гг.) среди студентов из благополучных семей Иркутского государственного университета путей сообщения. В процессе исследования было выявлено, сколько раз в день студенты связываются с родителями для решения каких-либо личных и бытовых проблем. В исследовании участвовало 1750 респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведённое анкетирование по

1 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legalacts. шШс^ега1пу^акоп-о^04122007-п-329^-о/ (дата обращения: 10.11.2016).

выявлению названных проблем (питание, жильё, одежда, учёба, трудная жизненная ситуация и т. д.) у студентов из благополучных семей показало, что количество студентов, связывающихся с родителями 1 раз в день, составляет 90 % (1575 чел.), обращающихся к родителями не менее двух-трёх раз в неделю - 10 % (175 чел.), менее 1 раза в неделю - 0 %. Данные результаты подтвердили, что студенты из благополучных семей имеют ежедневную социальную помощь и поддержку от близких родственников.

У студентов-сирот ежедневная социальная помощь и семейная поддержка отсутствует, что ведёт к их социальной дезадаптации. К сожалению, необходимо констатировать факт, что в нашей стране, как в условиях детских домов, так и школ-интернатов воспитывается иждивенческая позиция у детей-сирот, что приводит к неспособности жить самостоятельно. В результате студенты-сироты оказываются в состоянии дезаптационного синдрома, ведущего к негативным эмоциональным переживаниям, социальной дезориентации и депрессивному состоянию.

Для решения проблемы социальной дезадаптации студентов-сирот нами был разработана и внедрена концепция воспитательного пространства физкультур-но-спортивной деятельности студентов-сирот в вузе [4].

По нашему мнению, именно физкуль-турно-спортивная деятельность наиболее эффективно позволяет решать проблемы социального характера у студентов-сирот, поскольку положительно влияет на состояние их психологического и физического здоровья, приучает бороться и преодолевать трудности, развивает самостоятельность и организованность, а также может явиться тем «социальным лифтом», который в ряде жизненных ситуаций позволяет выйти на определённый уровень достижений, общественного признания и статуса.

Актуальность и значимость физической культуры и спорта в жизнеустройстве молодых людей данной категории подтверждается тем фактом, что студенты-сироты практически не привлекаются к участию ни в спорте высоких достижений, ни к физкуль-турно-спортивной деятельности на уровне массового спорта [7].

К примеру, в основном составе олимпийской сборной команды Российской Фе-

дерации отсутствуют сироты-спортсмены. Также это подтверждается нашими исследованиями занятости детей-сирот и студентов-сирот (всего 0,3 %) в физкультур-но-спортивной деятельности (на примере Иркутской области) [6].

Количественный и качественный анализ результатов исследований, проводимых на протяжении более чем 15 лет, доказывает остроту выявленных проблем и позволяет констатировать низкий уровень сформированности физической культуры у студентов-сирот, что проявляется в следующем:

- несформированность навыков саморазвития и самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для успешной социализации;

- нереализованность в полной мере права студентов-сирот на свободный доступ к физкультурно-спортивной деятельности, что является необходимым условием развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Признавая физкультурно-спортивную деятельность эффективным средством социальной адаптации личности студентов-сирот, нами была разработана концепция [8], направленная на решение названной задачи, предполагающая построение единого воспитательного пространства, ориентированного на их позитивную социализацию.

Названная концепция включала авторскую программу куратора-педагога для работы со студентами-сиротами; структу-

ру и содержание подготовительного курса «Здоровье - основа всей жизни»; специально разработанные и внедрённые в образовательный процесс вуза организационно-педагогические условия социальной поддержки воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов-сирот; модернизированный электронный паспорт здоровья студентов-сирот; методики формирования адаптивно важных личностных качеств у студентов-сирот за счёт интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.

Выводы. Таким образом, педагогическая работа со студентами-сиротами в вузе должна опираться не только на законодательные и нормативные документы Правительства и Министерства общего и профессионального образования, Российского союза ректоров, но и на теоретические и научно-методические разработки и рекомендации учёных, на обобщение передового педагогического опыта.

На этом основании можно сделать заключение о том, что разработанная нами научно обоснованная и внедрённая в практику авторская концепция, создающая социально-педагогические условия для эффективной социализации и полноценного развития личности студентов-сирот, отвечает цели и задачам Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура», поэтому может быть внедрена в высших учебных заведениях Российской Федерации по предмету «Физическая культура и спорт».

Список литературы

1. Байер Е. А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 45-49.

2. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2008. 194 с.

3. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. М.: Гардарики, 2008. 366 с.

4. Исмиянов В. В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путём организации физкультурной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 1. С. 13-16.

5. Исмиянов В. В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Педагогика. 2014. № 1. С. 59-62.

6. Исмиянов В. В. Анализ количества детей-сирот, занимающихся спортом в Иркутской области // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 8. С. 79-83.

7. Исмиянов В. В. Жизнеустройство студентов-сирот на основе формирования психофизического здоровья средствами физического воспитания // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 11. С. 107-110.

8. Исмиянов В. В. Социально-образовательная адаптация студентов-сирот в физкультурно-спор-тивной деятельности вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Красноярск, 2016. 231 с.

9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт: СпортАка-демПресс, 2008. 544 с.

10. Физическая культура студентов в техническом вузе / М. М. Колокольцев [и др.]. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. 320 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.2017; принята к публикации 17.03.2017

Библиографическое описание статьи

Исмиянов В. В., Подлиняев О. Л. Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство социальной адаптации студентов-сирот // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 47-51. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-47-51.

Vladimir V. Ismiyanov1,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Irkutsk State University of Railway Engineering (15 Chernyshevskogo st., Irkutsk, 664074, Russia), e-mail: ismiyanov@yandex.ru

Oleg L. Podlinyaev2,

Doctor of Pedagogy, Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: podlinyaev@inbox.ru

Physical Training and Sport Activities as the Means of the Social Adaptation of the Student-Orphans

The article regards the modern problems of formation of physical culture of student-orphans. The author of the article emphasizes the significance of the social component in the process of the pedagogical work with the students of this category. The questionnaire of the student-orphans revealed the daily personal problems (food, housing, clothes, education, difficult life situations) affecting socialization of the orphans in the society. The problem of the participation of the student-orphans in the sport activity is discussed in the paper. The potential of the sport activity as the effective means of the social adaptation in modern education is analyzed in the article. It is revealed that the idea of the comprehensive and harmonious development of personality has not been realized. It is stated that the mentioned negative tendencies are aggravated by the absence of the so-called "social lifting" for the orphans, and it promotes the growth of drug addiction, criminality, suicide and other socially dangerous manifestations. The article gives the author's conception of the education space of sport activity of student-orphans which is directed for the decision of the given problem.

Keywords: student-orphans, social adaptation, physical education, educational space of sport activity

References

1. Baier E. A. Zhiznestoikost' detei-sirot kak kachestvo lichnosti vypusknika detskogo doma // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2011. № 5. S. 45-49.

2. Zhilina L. A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-sirot v period adaptatsii k obrazovatel'noi srede vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Omsk, 2008. 194 s.

3. Il'inich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta i zhizn'. M.: Gardariki, 2008. 366 s.

4. Ismiyanov V. V. Adaptatsiya studentov-sirot k obrazovatel'noi srede putem organizatsii fizkul'turnoi deyatel'nosti // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2014. № 1. S. 13-16.

5. Ismiyanov V. V. Analiz otchislenii studentov-sirot v kontekste izucheniya problemy ikh adaptatsii k obrazovatel'noi srede // Vestnik Buryat. gos. un-ta. Ser. Pedagogika. 2014. № 1. S. 59-62.

1 The main author of the article is V. V. Ismiyanov. He worked on the following: archives papers were analyzed; a sociological survey of the students was carried out; the results of the investigation were systematized; the main text of the article was prepared.

2 Co-author of the article O. L. Podlinyaev took part in writing of the article and edited the text.

6. Ismiyanov V. V. Analiz kolichestva detei-sirot, zanimayushchikhsya sportom v Irkutskoi oblasti // Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta. 2014. № 8. S. 79-83.

7. Ismiyanov V. V. Zhizneustroistvo studentov-sirot na osnove formirovaniya psikhofizicheskogo zdorov'ya sredstvami fizicheskogo vospitaniya // Uchenye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta. 2015. № 11. S. 107-110.

8. Ismiyanov V. V. Sotsial'no-obrazovatel'naya adaptatsiya studentov-sirot v fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti vuza: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.04. Krasnoyarsk, 2016. 231 s.

9. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury. M.: Fizkul'tura i sport: SportAkademPress, 2008. 544 s.

10. Fizicheskaya kul'tura studentov v tekhnicheskom vuze / M. M. Kolokol'tsev [i dr.]. Irkutsk: Izd-vo IRNITU, 2016. 320 s.

Received: January 15, 2017; accepted for publication March 17, 2017

Reference to the article

Ismiyanov V. V., Podlinyaev O. L. Physical Training and Sport Activities as the Means of the Social Adaptation of the Student-Orphans // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, № 2. PP. 47-51. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.