Научная статья на тему 'Физиологические основы формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основа охраны и укрепления здоровья'

Физиологические основы формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основа охраны и укрепления здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / CADETS / PHYSICAL TRAINING / ADAPTATION / SPECIFIC LOADS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садиев Н.Н., Кузнецова З.М.

Состояние здоровья курсантов военных вузов в современных условиях службы в Вооружённых Силах Российской Федерации определяется формированием у личного состава способности к проявлению высокой физической работоспособности в условиях ведения боя, а способы укрепления здоровья базируются на сознательном подходе к проблемам физической и функциональной готовности с учетом индивидуального состояния здоровья. В этой связи актуализируется проблема биологического обоснования процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основы охраны и укрепления здоровья. Материалы. Процесс формирования военно-прикладной физической готовности курсантов представляет собой реализацию индивидуального подхода к укреплению здоровья курсантов военных вузов средствами военно-прикладной физической подготовки. В статье рассматривается структура и содержание путей индивидуализации военно-прикладной физической готовности курсантов. Методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, анкетный опрос. Результат. В статье раскрыты биологические и общенаучные основы индивидуализации процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов. В рамках формирования военно-прикладной физической готовности курсантов необходимо рассматривать индивидуальный подход как возможность подбора средств и методов физической и функциональной подготовки. Индивидуальная адаптация курсанта к военно-прикладной физической готовности в условиях обучения в вузе предусматривает повышение эффективности физической работоспособности и укрепление здоровья. Выявлено, что технология индивидуального подхода к контингенту курсантов военных вузов с учетом показателей физической и функциональной подготовленности показала высокую эффективность. Заключение. Технология индивидуального подхода в процессе формирования военно-прикладной физической готовности курсантов мотивирует на более эффективную реализацию средств физической подготовки. Анкетный опрос курсантов показал эффективность такого подхода: 34% курсантов максимально оценили необходимость применения типоспецифических тренировок; на необходимость физиологического обоснования тренировочных нагрузок указали 74.8% курсантов, отметив важное значение изменений физиологических функций организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садиев Н.Н., Кузнецова З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL BASES OF CADETS’ MILITARY-APPLIED PHYSICAL READINESS FORMATION AS THE BASIS OF HEALTH PROTECTION AND STRENGTHENING

Cadets’ health state at military higher educational establishments in terms of military service modern conditions in the Armed forces of the Russian Federation is conditioned by the ability formation to show high level of physical capacity in terms of combat conduct, and the ways of health improvement are based on a realized approach to the problems of physical and functional readiness, taking into consideration individual health state. In this terms the problem of military-applied physical readiness formation biological substantiation process among cadets, as the basis for health protection and strengthening, becomes very urgent. Materials. The process of military-applied physical readiness formation among cadets is presented as an individual approach realization to health improvement of cadets from military higher educational establishments by means of military-applied physical training. The article is about the structure and content of military-applied physical readiness individualization ways among cadets. Research methods: literature analysis, pedagogical observations, questionnaire survey. Results. The article reveals biological and general scientific bases of military-applied physical readiness formation individualization process among cadets. In terms of cadets’ military-applied physical readiness formation it is necessary to consider an individual approach as the opportunity to select the means and methods of physical and functional training. Individual adaptation of cadets to military-applied physical readiness in terms of studying at a higher educational establishment provides physical working capacity effectiveness increase and health improvement. It was revealed that the technology of an individual approach to contingent of cadets at military higher educational establishments, taking into consideration the indices of physical and functional readiness, showed great effectiveness. Conclusion. The technology of an individual approach use in the process of cadets’ military-applied physical readiness formation stimulates to more effective realization of physical training means. A questionnaire survey among cadets showed the effectiveness of such an approach: 34% of cadets gave a maximum estimation of the necessity to use typospecific trainings; 74.8% of cadets defined the necessity of the training loads physical substantiation, mentioning the importance of an organism change physiological functions.

Текст научной работы на тему «Физиологические основы формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основа охраны и укрепления здоровья»

Назаренко Оксана Сергеевна - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: avnokn@mail.ru. Едышев Денис Викторович — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: edyshev@bk.ru

Для цитирования: Назаренко О.С., Едышев Д.В. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №3. - С. 190-199. DOI 10.14526/03 2017 250

DOI 10.14526/03_2017_251 УДК 378.1

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ КАК ОСНОВА ОХРАНЫ И

УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Н.Н. Садиев - преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Ул. Л.Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001

E - mail: sadievnn@mail.ru

Кузнецова З.М. - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806

E-mail: kzm diss@mail.ru

Аннотация. Состояние здоровья курсантов военных вузов в современных условиях службы в Вооружённых Силах Российской Федерации определяется формированием у личного состава способности к проявлению высокой физической работоспособности в условиях ведения боя, а способы укрепления здоровья базируются на сознательном подходе к проблемам физической и функциональной готовности с учетом индивидуального состояния здоровья. В этой связи актуализируется проблема биологического обоснования процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основы охраны и укрепления здоровья. Материалы. Процесс формирования военно-прикладной физической готовности курсантов представляет собой реализацию индивидуального подхода к укреплению здоровья курсантов военных вузов средствами военно-прикладной физической подготовки. В статье рассматривается структура и содержание путей индивидуализации военно-прикладной физической готовности курсантов. Методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, анкетный опрос. Результат. В статье раскрыты биологические и общенаучные основы индивидуализации процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов. В рамках формирования военно-прикладной физической готовности курсантов необходимо рассматривать индивидуальный подход как возможность подбора средств и методов физической и функциональной подготовки. Индивидуальная адаптация курсанта к военно-прикладной физической готовности в

условиях обучения в вузе предусматривает повышение эффективности физической работоспособности и укрепление здоровья. Выявлено, что технология индивидуального подхода к контингенту курсантов военных вузов с учетом показателей физической и функциональной подготовленности показала высокую эффективность. Заключение. Технология индивидуального подхода в процессе формирования военно-прикладной физической готовности курсантов мотивирует на более эффективную реализацию средств физической подготовки. Анкетный опрос курсантов показал эффективность такого подхода: 34% курсантов максимально оценили необходимость применения типоспецифических тренировок; на необходимость физиологического обоснования тренировочных нагрузок указали 74.8% курсантов, отметив важное значение изменений физиологических функций организма.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, адаптация, специфические нагрузки.

PHYSIOLOGICAL BASES OF CADETS' MILITARY-APPLIED PHYSICAL READINESS FORMATION AS THE BASIS OF HEALTH PROTECTION AND STRENGTHENING

Nazim N. Sadiev - teacher Tyumen Higher Military -Engineering Command School (military Institute) named after marshal of engineering troops А. I. Proshlyakov, Tolstoy str., 1 (10 military campus), Tyumen, Russia, 625001 E-mail: sadievnn@mail. ru

Zinaida M. Kuznetsova — doctor of Pedagogics, professor Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 28, Nizametdinov str., Naberezhnye Chelny, the Republic of Tatarstan, 423806, Russia

E-mail: kzm diss@mail.ru

Annotation. Cadets' health state at military higher educational establishments in terms of military service modern conditions in the Armed forces of the Russian Federation is conditioned by the ability formation to show high level of physical capacity in terms of combat conduct, and the ways of health improvement are based on a realized approach to the problems ofphysical andfunctional readiness, taking into consideration individual health state. In this terms the problem of militaryapplied physical readiness formation biological substantiation process among cadets, as the basis for health protection and strengthening, becomes very urgent. Materials. The process of militaryapplied physical readiness formation among cadets is presented as an individual approach realization to health improvement of cadets from military higher educational establishments by means of military-applied physical training. The article is about the structure and content of military-applied physical readiness individualization ways among cadets. Research methods: literature analysis, pedagogical observations, questionnaire survey. Results. The article reveals biological and general scientific bases of military-applied physical readiness formation individualization process among cadets. In terms of cadets' military-applied physical readiness formation it is necessary to consider an individual approach as the opportunity to select the means and methods ofphysical andfunctional training. Individual adaptation of cadets to military-applied physical readiness in terms of studying at a higher educational establishment provides physical working capacity effectiveness increase and health improvement. It was revealed that the technology of an individual approach to contingent of cadets at military higher educational establishments, taking into consideration the indices of physical and functional readiness, showed great effectiveness. Conclusion. The technology of an individual approach use in the process of cadets' military-applied physical readiness formation stimulates to more effective realization of physical training means. A questionnaire survey among cadets showed the effectiveness of such an

approach: 34% of cadets gave a maximum estimation of the necessity to use typospecific trainings; 74.8% of cadets defined the necessity of the training loads physical substantiation, mentioning the importance of an organism change physiological functions. Keywords: cadets, physical training, adaptation, specific loads.

Актуальность проблемы исследования.

Индивидуальный подход, применяемый в военно-прикладной физической

подготовке курсантов военных вузов, определяется разнообразием проявления физических, функциональных и других показателей, а также разнообразием влияния среды на организм курсантов. Организм курсантов по-разному приспосабливается к влияниям средовых факторов, при этом особо важную роль играет физическая и функциональная подготовленность. Формирование военно-прикладной физической готовности курсантов военных вузов обусловлено достаточно широкой нормой реакции организма и отдельных его признаков, выработанных в ходе разнонаправленной подготовки. Необходимо отметить, что профессиональная деятельность курсантов военных вузов отличается от таковой других специальностей тем, что проходит в условиях, приближенных к военной обстановке. В связи с этим актуализируется проблема изучения биологических основ формирования военно-прикладной физической

готовности. [1,2,3].

Целью данного исследования явилось теоретическое обоснование содержания биологических и

общенаучных основ индивидуализации процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов военных вузов.

Задачи исследования.

1. Выявить особенности биологических и общенаучных основ индивидуализации процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов военных вузов.

2. Определить пути индивидуализации военно-прикладной

физической подготовки курсантов военных вузов.

3. Выявить особенности

применения индивидуального подхода в военно-прикладной физической

подготовке курсантов военных вузов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

педагогическое наблюдение, анкетный опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. Специальная военно-прикладная физическая подготовка решает главную задачу оптимизации физической подготовки курсантов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Она включает в себя весь процесс адаптации к различным прогнозируемым профессиональным

боевым ситуациям, оптимизации реактивности организма курсантов на воздействие экстремальных ситуаций. В связи с этим процесс формирования военно-прикладной физической

готовности рассматривает использование индивидуального подхода с учетом функциональных и психофизиологических показателей. На выбор конкретных средств и методов формирования военно-прикладной физической готовности курсантов существенное влияние оказывает учет проявления

индивидуальных показателей.

В процессе формирования военно-прикладной физической готовности курсантов необходимо рассматривать физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам, которые проявляются в показателях физической, функциональной и психологической подготовки.

Биологическая сущность человека характеризуется морфофункциональными показателями, физиологией функций органов, которые проявляются в

функциональных показателях и

психологических особенностях личности. Способы оценивания индивидуального состояния двигательных возможностей организма и других показателей жизнедеятельности организма курсантов опираются на нормативные показатели. Нормативные показатели являются универсальным способом оценки физиологических функций организма как основа индивидуализации применяемых средств физической подготовки.

Нормативные показатели для курсантов военных вузов применяются преподавателем для оценки

подготовленности и исправления отстающих её сторон.

Повышение эффективности военно-прикладной физической подготовки курсантов военных вузов требует применения индивидуального подхода, от которого существенно зависит физическое и психическое здоровье курсантов.

Одним из путей индивидуализации военно-прикладной физической

подготовки курсантов можно

рассматривать использование типологии телосложения. Индикаторами

телосложения выступают

антропометрические показатели. Учет типологии телосложения курсантов способствует индивидуализации

физического совершенствования

курсантов.

Также нельзя исключить учет разницы потенциальных двигательных возможностей курсантов и темпов их развития. Такой подход к процессу индивидуализации формирования военно-прикладной физической подготовки курсантов позволит расширить

применение разнообразия средств подготовки. Такой подход позволяет разработать типологическую шкалу оценки военно-прикладной физической готовности курсантов на основе проведения расчета сигмальных отклонений. Установлено, что в спортивной практике и в практике физического воспитания различных слоев населения любое стандартное воздействие

или выполнение физических нагрузок различной направленности вызывает неодинаковую адаптивную реакцию. Физическая нагрузка любого типа приводит к типоспецифической реакции организма, которая проявляется в индивидуальных показателях каждого занимающегося. Тип адаптации генетически детерминирован, и это проявляется в вариациях показателей.

Как отмечает В.П. Казначеев (1986) в свое работе «Адаптация и конституция человека» по отношению к атлетам, спринтер лучше справляется с кратковременными нагрузками с максимальной мощностью, а стайер - с меньшими нагрузками по мощности, но очень продолжительно 4]. Адаптация спринтеров к нагрузкам более быстрая, но кратковременная. У стайеров адаптация более длительная и устойчивая, с более выраженными физиологическими

изменениями.

Таким образом, физиологическая адаптация к физическим нагрузкам у курсантов военных вузов также может проявляться в зависимости от телосложения и морфофункционального статуса. Из вышесказанного можно заключить, что наибольший

тренировочный эффект в процессе формирования военной-прикладной

физической готовности может быть достигнут при создании учебно-тренировочных комплексов

типоспецифической физической

тренировки. При этом наиболее привычный вариант индивидуального подхода заключается в выявлении уровня физической и функциональной

подготовленности курсантов и

планировании на этой основе воздействия на менее развитые показатели. Это значит, что необходимо физиологическое обоснование средств, применяемых в физической подготовке курсантов, с учетом закономерностей механизма адаптации к физическим нагрузкам различной направленности. При этом индивидуальный подход в использовании средств физической подготовки является

ключевым в укреплении и сохранении здоровья курсантов как залога их работоспособности в процессе

преодоления трудностей и препятствий.

Педагогическое наблюдение,

проводимое нами, позволило определить ряд особенностей распределения физических нагрузок с учетом типологии телосложения курсантов. Курсантам астено-торкального телосложения

предпочтительно предлагать длительный бег и прыжковые упражнения; курсантам мышечного типа телосложения - больше включать упражнения силового и скоростно-силового характера. В процессе физической подготовки также необходимо уделять особое внимание сильным сторонам подготовки курсантов. Тренировка сильных сторон

подготовленности курсантов позволяет увеличивать физические нагрузки различного характера. Такой подход позволяет сделать механизм

физиологической адаптации более специфичным для каждого курсанта, а также позволяет эффективнее развивать физиологические функции организма.

Для реализации индивидуального подхода с типоспецифической

направленностью применяются в основном индивидуально-групповые способы

проведения занятий.

Заключение.

Таким образом, применение технологии индивидуального подхода в процессе формирования военно-прикладной физической готовности курсантов мотивирует на более эффективную реализацию средств физической подготовки. Анкетный опрос курсантов показал эффективность такого подхода: 34% курсантов максимально оценили необходимость применения типоспецифических тренировок; на необходимость физиологического

обоснования тренировочных нагрузок указали 74.8% курсантов, отметив важность знаний об изменениях физиологических функций организма под влиянием тренировочных нагрузок.

Литература

1. Аюпова, В.К. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / В.К. Аюпова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.

2. Забиров, Р. В. Адаптация членов экипажа армейской авиации в процессе профессионального становления / Р. В. Забиров // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 4 952). - С. 9-13.

3. Казначеев, В. П., Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1986. - 120 с.

4. Кузнецова, З.М. Сколиоз в младшем школьном возрасте / З.М. Кузнецова, А.Н. Кудяшева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Т. 2. - №1. - С. 35-43. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/515. html.

5. Лисицын, Ю. П. Детерминационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования / Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко. -СПб. : Гиппократ, 1992. - 414 с.

6. Иванов, В. П. Формирование личности офицера. - М. : Воениздат, 1986.

7. Chukhraiev N., Zukow W., Chukhraieva E., Unichenko A. Integrative approach to reduction of excess weight. Zhurnal fizicheskogo obrazovaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, DOI:10.7752/jpes.2017.02085, pp. 563-567 (Scopus)

8. Jamila D Michener. People, Places, Power: Medicaid Concentration and Local Political Participation. Zhurnal politiki zdorov'ya, politiki I prava [Journal of health politics, policy and law]. 2017. (Scopus)

References

1. Ayupova V.K., Kuznetsova Z.M. Branding educational services at the University of physical culture and sport: contemporary approaches. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, Vol. 9, No. 1, pp. 20-24. Available at: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.

2. Zabirov R. V. Adaptation of aircraft crew members of army aviation during the process of professional formation. Kazanskij zhurnal pedagogiki [Kazan Pedagogical Journal]. 2007, No. 4 (52), pp. 913. (in Russian).

3. Lisitsyn Y. P., Petlenko V.P. Detarminacionnaya teoriya mediciny: doktrina adaptivnogo reagirovaniya [Determination theory of medicine: doctrine of adaptive reacting]. Saint-Petersburg, Hippocrates, 1992, 414 p. (in Russian).

4. Ivanov V. P. Formirovanie lichnosti oficera [Personality formation of an officer]. Moscow, Voenizdat, 1986. (in Russian).

5. Kaznacheev V. P., Kaznacheev S.V. Adaptaciya I konstituciya cheloveka [Adaptation and a person's constitution]. Novosibirsk, Nauka, 1986, 120 p. (in Russian).

6. Kuznetsova Z.M., Kudyasheva A. N. Scoliosis in primary school age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture

Подано: 27.08.2017 Принято: 31.08.2017

and sports], 2007, Vol. 2, No. 1, pp. 35-43. Available at: http://journal-science.org/ru/article/515.html.

7. Chukhraiev N., Zukow W., Chukhraieva E., Unichenko A. Integrative approach to reduction of excess weight. Zhurnal fizicheskogo obrazovaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, DOI:10.7752/jpes.2017.02085, pp. 563-567 (Scopus)

8. Jamila D Michener. People, Places, Power: Medicaid Concentration and Local Political Participation. Zhurnal politiki zdorov'ya, politiki I prava [Journal of health politics, policy and law]. 2017. (Scopus)

Садиев Назим Низами - преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, ул. Л. Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001, Е-mail : sadievnn@,mail.ru Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, Е-mail: kzm_diss@,mail.ru

Для цитирования: Садиев Н.Н., Кузнецова З.М. Физиологические основы формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основа охраны и укрепления здоровья // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 199-204. DOI 10.14526/03_2017_251

DOI 10.14526/03_2017_252

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. УНИВЕРСИТЕТ МОСТАГАНЕМ

HENNI Elhadj Ahmed -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Faculty of Social Sciences, University of Mostaganem. Algeria SEBBANE Mohammed -Laboratory of Human Movement Sciences (SAMH) - Institute of Physical Education,

Mostaganem-Algéria Mokrani Djamel -

Laboratory of Optimization of Physical Activity (OPAPS)- - Institute of Physical Education,

Mostaganem-Algéria

E -mail: elhadjahmedhenni@yahoo.fr E-mail: mohamed.sebbane@univ-mosta.dz

Аннотация. Консультации необходимы для того, чтобы выразить свои проблемы другому человеку для успокоения, доверия, чтобы он смог преодолеть проблемы и препятствия (Лабиди, 1987). Спортивные психологи заинтересованы в учебном процессе, направленном на формирование сбалансированного подхода к личности спортсмена во всех ее аспектах -физических, интеллектуальных и социальных, для того чтобы он мог приспособиться к различным обстоятельствам жизни и был в состоянии противостоять вызовам времени и его требованиям (Донахью, 1982). Материалы: Целью исследования является изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.