Научная статья на тему 'Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности'

Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1421
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОТИЗМ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / АДАПТАЦИЯ / NEUROTICISM / ANXIETY / STUDENTS / FUNCTIONAL STATE / CENTRAL NERVOUS SYSTEM / VISUAL-MOTOR REACTIONS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна

В период учебной деятельности с 2014 по 2016 г. проведено исследование физиологического состояния центральной нервной системы (ЦНС) у студентов-добровольцев 1-го и 2-го курсов СВФУ: девушки (n=72) и юноши (n=48). Средний возраст обследованных составил 19,96 ± 0,23 лет. Для изучения физиологических особенностей состояния ЦНС и оценки подвижности нервных процессов использовали метод определения простой зрительно-моторной реакции» на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест». Проведенное исследование выявило снижение функционального состояния ЦНС почти у 50% студентов, обучающихся в условиях Севера, развитие в нервной системе процессов утомления и незначительного снижения работоспособности, что коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности и с низкой эмоциональной устойчивостью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаева Евгения Николаевна, Колосова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physiological Estimation of the State of the Central Nervous System of Students in the Period of Educational Activity

During the academic year period from 2014 to 2016 we studied physiological state of the central nervous system (CNS) of 1st and 2nd year students of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova: girls (n = 72) and boys (n = 48). The average age of the students was 19.96 ± 0.23 years old. For study of physiological features of the CNS condition and evaluation of the mobility of nervous processes, we determined a simple visual-motor reaction (SVMR) using hardware-software complex «NS-Psychotest». The study revealed a decrease in the functional state of the central nervous system at almost 50 % of the students studying in the North conditions, development of fatigue processes in the nervous system and a slight decrease in performance, which correlates with a high level of personal anxiety and low emotional stability of the students.

Текст научной работы на тему «Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2017, №3

УДК 612.821; 57.016

Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности

Е.Н. Николаева*, О.Н. Колосова**

*"Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677013, Якутск, ул. Ойунского, 27, Россия "Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, 677980, Якутск, пр. Ленина, 41, Россия e-mail: kololgonik@gmail.com

Аннотация. В период учебной деятельности с 2014 по 2016 г. проведено исследование физиологического состояния центральной нервной системы (ЦНС) у студентов-добровольцев 1-го и 2-го курсов СВФУ: девушки (n=72) и юноши (n=48). Средний возраст обследованных составил 19,96 ± 0,23 лет. Для изучения физиологических особенностей состояния ЦНС и оценки подвижности нервных процессов использовали метод определения простой зрительно-моторной реакции» на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест». Проведенное исследование выявило снижение функционального состояния ЦНС почти у 50% студентов, обучающихся в условиях Севера, развитие в нервной системе процессов утомления и незначительного снижения работоспособности, что коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности и с низкой эмоциональной устойчивостью студентов.

Ключевые слова: нейротизм, тревожность, студенты, функциональное состояние, центральная нервная система, зрительно-моторные реакции, адаптация.

Physiological Estimation of the State of the Central Nervous System of Students in the Period of Educational Activity

E.N. Nikolaeva*, O.N. Kolosova**

*Medical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, 27, Oiunsky Str. Yakutsk, 677013, Russia "Institute for Biological Problems of Cryolithozone SB RAS, 41, Lenina Ave., Yakutsk, 677980, Russia

e-mail: kololgonik@gmail.com

Abstract. During the academic year period from 2014 to 2016 we studied physiological state of the central nervous system (CNS) of 1st and 2nd year students of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova: girls (n = 72) and boys (n = 48). The average age of the students was 19.96 ± 0.23 years old. For study of physiological features of the CNS condition and evaluation of the mobility of nervous processes, we determined a simple visual-motor reaction (SVMR) using hardware-software complex «NS-Psychotest». The study revealed a decrease in the functional state of the central nervous system at almost 50 % of the students studying in the North conditions, development of fatigue processes in the nervous system and a slight decrease in performance, which correlates with a high level of personal anxiety and low emotional stability of the students.

Key words: neuroticism, anxiety, students, functional state, central nervous system, visual-motor reactions, adaptation.

НИКОЛАЕВА Евгения Николаевна

- к.б.н., доцент; КОЛОСОВА Ольга Николаевна - д.б.н., в.н.с.

Введение

Эффективность и характер адаптации студентов к учебному процессу зависят от множества как субъективных, так и объективных факторов. К основным объективным факторам можно отнести огромные информационные нагрузки, часто связанные с коротким временем для их переработки, а в условиях Якутии к ним прибавляются еще и экстремальные климатогеографи-ческие и гелиогеофизические условия [5-13]. К субъективным факторам можно отнести эмоциональное напряжение, которое испытывают студенты, нарушение режима питания и у части студентов несоответствие индивидуально-типологических особенностей личности выбранному профессиональному направлению. Эти и многие другие факторы не только негативно отражаются на работоспособности и успеваемости студентов, но также способствуют развитию длительного стрессирования организма, что обусловливает снижение адаптационных ресурсов и в итоге провоцирует развитие психосоматических заболеваний [6, 8,12,14-16].

Исследование физиологических особенностей состояния центральной нервной системы (ЦНС), которая объединяет различные системы организма в единый механизм - функциональную систему, имеет большое теоретическое и практическое значение. У студентов функциональное состояние ЦНС характеризует готовность учащихся к учебному процессу, состояние когнитивной деятельности [6,7]. Чрезвычайно важным фактором в этом отношении является способность ЦНС быстро организовывать функциональную систему необходимой структуры и устойчиво удерживать ее оптимальное состояние [9,13-16]. Утомление или эмоциональное напряжение, развивающиеся в процессе учебной деятельности, могут приводить к изменению физиологических параметров функционального состояния ЦНС [8, 17].

Цель данной работы - исследование физиологического состояния ЦНС у студентов в период учебной деятельности в условиях Севера.

Материалы и методы

Работа выполнена на базе Мединститута СВФУ им. М.К.Аммосова и Института биологических проблем криолитозоны СО РАН в период с 2014 по 2016 г. Объектом исследования являлись студенты-добровольцы 1-го и 2-го курсов: девушки (п=72) и юноши (п=48), средний возраст которых составил 19,96±0,23 лет. На момент проведения исследований все испытуемые были признаны практически здоровыми.

Для изучения физиологических особенностей состояния ЦНС и оценки подвижности нервных

процессов использовали метод определения простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест» («НейроСофт», г. Иваново, Россия). Проводили оценку статистических параметров ПЗМР, отражающих достаточно объективно возбудимость и лабильность нервной системы. Согласно критериям Т.Д. Лоскутовой [4,13], определяли следующие параметры текущего функционального состояния ЦНС: функциональный уровень системы (ФУС, величина этого показателя тем больше, чем выше функциональный уровень ЦНС); устойчивость реакции (УР), отражающую степень концентрации внимания; уровень функциональных возможностей (УФВ), определяющий способность организма формировать адекватную заданию функциональную систему. Определяли следующие психофизиологические параметры организма: уровень нейротиз-ма, экстраинтроверсию по опроснику Айзенка EPI (А), уровень ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру [1,4,13].

Исследование проводилось в полном соответствии с этическими рекомендациями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.).

Для обработки данных исследования использовалась статистическая программа StatSoft STATISTICA Automated Neural Networks 10 for Windows Ru. Проверка законов нормального распределения осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.

Результаты и обсуждение

Индивидуально-личностные параметры организма человека оказывают влияние на особенности формирования адаптивных физиологических и психических реакций организма, на эффективность и результативность когнитивных процессов. Исследование уровня нейротизма, отражающего уровень эмоциональной неустойчивости, студентов выявило 59% студентов с высоким уровнем нейротизма и 17% студентов с низким нейротизмом (табл.1). При этом среди юношей больше лиц с эмоциональной неустойчивостью (р<0,05), чем среди девушек.

Распределение студентов по уровню экстра-интровертированности показало одинаковое количество лиц с эктра-, интро- и амбиверсией (табл.1). Более трети студентов (34%) имеют высокий уровень СТ. Не было выявлено студентов с низким уровнем ЛТ. У 48% студентов обнаружен высокий уровень ЛТ, что является свидетельством психоэмоционального напряжения.

Известно, что повышенный уровень тревожности студентов обусловливает нарушение когни-

тивных функций путем невозможности совершения быстрых функциональных перестроек в ЦНС. Постоянный очаг возбуждения в коре больших полушарий и в подкорковых структурах нарушает оптимальность работы структур мозга, снижает подвижность нервных процессов и приводит в итоге, за счет неэкономного расходования энергетических ресурсов, к более раннему утомлению нервной системы и десинхронизации процессов в организме [3, 12, 14].

Т а б л и ц а 1 Распределение студентов по показателям психофизиологических параметров организма (%)

Функциональное состояние ЦНС - это функциональный фон, определяющий в значительной степени поведение организма и его возможности в процессе профессиональной деятельности. Полученные результаты исследования, представленные в табл. 2, свидетельствуют об отсутствии достоверных гендерных различий среднестатистических показателей скорости ПЗМР и функционального состояния ЦНС у студентов.

Скорость ПЗМР находится в пределах физиологической нормы. По сравнению с результатами исследований, проведенных в других регионах, в нашем исследовании отмечается более высокая скорость ПЗМР [2, 14].

Применение метода центильной оценки времени ПЗМР для характеристики функциональной подвижности нервных процессов (ФПНП) выявило у 37 % студентов высокий уровень нервных процессов, у 13 % их инертность. У юношей процент лиц, характеризующихся высокой подвижностью нервных процессов, в 2,3 раза выше, чем у девушек (56 % юношей и 24 % девушек, соответственно).

Известно, что ФПНП играет немаловажную роль в адаптационных механизмах организма. Имеются данные, что студенты, обладающие высокой ФПНП, более успешны в учебной деятельности, устойчивы к воздействию стрессовых факторов и отличаются оптимальным течением адаптационных процессов. В то же время лица с низким уровнем ФПНП предрасположены к более быстрому развитию признаков утомления, являющегося следствием десинхрониза-ции течения физиологических процессов [6,8].

Исследование ФУС выявило (рис.1) преобладание (р<0,05) студентов с низким функциональным уровнем системы (41%).

М высокий Ы средний Ы низкий

Рис. 1. Распределение студентов по показателям функционального состояния центральной нервной системы (%)

Более половины обследуемых студентов (рис.1) имеют высокую устойчивость реакции (56 %). Величина этого показателя тем больше, чем меньше рассеивание латентных периодов реакции. Поскольку разнообразие значений времени реакции связано с непрерывными флюктуациями состояния ЦНС, устойчивость реакции рассматривается как показатель устойчивости ее состояния. У большинства студентов также отмечается высокий уровень функциональных возможностей (46 %).

При этом усредненные показатели ФУС оцениваются как средние, что свидетельствует об оптимальном функциональном уровне системы. Показатели устойчивости реакции и уровня

Т а б л и ц а 2

Средние показатели скорости ПЗМР и функционального состояния ЦНС у студентов (М±m)

Общее (п=120) Девушки (п=72) Юноши (п=48)

ПЗМР, м/с 210,16±2,12 210,99±2,82 208,92±3,22

ФУС, усл.ед. 4,65±0,04 4,62±0,05 4,68±0,08

УР, усл.ед. 2,08±0,05 2,05±0,06 2,13±0,10

УФВ, усл.ед. 3,75±0,06 3,71±0,06 3,81±0,11

Параметры Общее (п=120) Девушки (п=72) Юноши (п=48) Достоверность

Уровень нейротизма:

высокий 56 1 53 2 60 2 1 р < 0,001 2 р < 0,05

средний 17 1 18 17

низкий 27 1 29 23

Экстраверты 32 34 28

Амбиверты 34 32 32

Интроверты 36 34 40

Уровень ситуативной тревожности:

высокий 34 3 34 4 33 5 3 4 р < 0,05 5 р < 0,001

средний 59 3 54 4 65 5

низкий 7 3 12 4 2 5

Уровень личностной тревожности:

высокий 48 50 46

средний 52 50 54

низкий - - -

функциональных возможностей у девушек соответствуют среднему уровню, у юношей - высокому. Снижение ФУС, возможно, связано с высоким уровнем СТ и ЛТ студентов. Высокая устойчивость реакции и высокий уровень функциональных возможностей системы создают оптимальное для успешной когнитивной деятельности состояние ЦНС.

В качестве интегрального показателя уровня работоспособности ЦНС был использован критерий УФВ, который наиболее полно отражает способность формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно долго ее удерживать в данном состоянии (рис. 2). Полученные результаты уровня работоспособности показывают, что у 43 % студентов отмечается «нормальная» работоспособность, у 58 % - «незначительное снижение» работоспособности вследствие развития первых признаков утомления ЦНС.

нормальная незначительно сниженная ограниченная сниженная

Рис. 2. Распределение студентов по уровню работоспособности

«Сниженная» работоспособность, возникающая при переутомлении или начальных стадиях заболевания и характеризующаяся преобладанием тормозных процессов в ЦНС, и «ограниченная» работоспособность, свидетельствующая о процессах глубокого торможения или запредельного возбуждения в ЦНС, зарегистрированы у 1 % и 2 % студентов, соответственно. Анализ результатов показателей функционального состояния и работоспособности в зависимости от гендерной принадлежности не выявил достоверных различий.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование в период учебной деятельности выявило снижение функционального состояния ЦНС почти у 50 % студентов, обучающихся в условиях Севера, развитие в нервной системе процессов утомления и незначительного снижения работоспособности, что коррелирует с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, а также с низкой эмоциональной устойчивостью студентов.

Литература

1. Айзенк Г.Ю. Классические ^ тесты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 192 с.

2. Байгужин П.А. Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции - предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 252-260.

3. Вербицкий Е.В. Психофизиология тревожности. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 192 с.

4. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы: Общепсихологический практикум. М.: Аспект Пресс, 2011. 317 с.

5. Колосова О.Н., Мельгуй Н.В., Скрябина С.Н. Влияние звуковых волн на параметры сердечно-сосудистой системы человека в условиях высоких широт // Наука и образование. 2015. № 4. С. 105-110.

6. Коновалова Г.М., Севрюкова Г.А. Вуз, здоровье и проблемы адаптации. Волгоград: ВолгГТУ. 2011. 158 с.

7. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Томск, 2008. 38 с.

8. Мельгуй Н.В., Колосова О.Н., Николаева Е.Н. Хронобиологические особенности психоэмоционального напряжения студентов в условиях высоких широт // Наука и образование. 2016. №.3. С. 91-95.

9. Муравьева И.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у российских и иностранных студентов к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. биол. наук. Тамбов, 2014. 175 с.

10. Навакатикян А.О., Крыжановская В.В., Кальриш В.В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоровье, 1987. 152 с.

11. Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: Дис. ... канд. биол. наук. Якутск, 2006. 112 с.

12. Николаева Е.Н., Колосова О.Н., Яковлева А.П., Мельгуй Н.В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции // Вестник СВФУ им. М.К.Аммосова. 2012. Т. 9, № 4. С. 25-32.

13. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 с.

14. Семенкова Т.Н., Леухова М.Г., Лесникова С.Л., Блинова Н.Г., Васина Е.В., Кошко Н.Н., Варич Л.А. Особенности психофизиологической

адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2010. № 2 (42). С. 47-52.

15. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 2832.

16. Халидова Л.М. Психофизиологические критерии адаптации студентов к обучению в вузе: Дис. ... канд. биол. наук. Ставрополь, 2016. 157 с.

17. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информ. аспекты медицины. 1999. Т. 2, № 1. С. 59-62.

Поступила в редакцию 05.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.