Научная статья на тему 'Физиологическая оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся каратэ'

Физиологическая оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся каратэ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / РАЗНЫЕ УРОВНИ НАГРУЗКИ / DIFFERENT LEVELS OF LOAD CAPACITY / УЧАЩИЕСЯ / PUPILS / КАРАТЭ / KARATE / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / EDUCATIONAL PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартышов А.В.

В статье даётся оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся по каратэ и детей, имеющие разные виды физической нагрузки. Сравнительный анализ выявили значимые различия в исследуемых показателях у детей занимающихся каратэ (контрольная группа), детей занимающихся общефизической подготовкой (базовая группа) и детей посещающих занятия по каратэ по специальной авторской методике (опытная группа) в школе № 1432 (Москва). Было отмечен более высокий уровень эффективности воздействия тренингов при адаптации к физическим нагрузкам у учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) школьников опытной группы после физической нагрузки было достаточно 3-х минутного интервала времени для практически полного восстановления работы сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартышов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL EFFICIENCY EVALUATION OF TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN WHO DO KARATE

The article studies the efficiency evaluation of karate training among schoolchildren, who have different types of physical activity. The comparative analysis reveals some significant distinctions in the researched indicators in children who do karate (control group), children who are engaged in all-physical training (basic group) and children attending special karate classes (experienced group) at school № 1432 in Moscow. The work registers a higher level of efficiency of impact of training practice when there is adaptation to physical activities of pupils in the experienced group is done. It is found that for most of the pupils (89,4%) of the experienced group a 3-minute interval after their physical activity was quite enough to recovery their work of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Физиологическая оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся каратэ»

4. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 68 - 73.

5. Glebov V.V. Profilakticheskaya i korrekcionnaya rabota po povysheniyu adaptacii detej i podrostkov. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2014; 1: 83 - 91.

6. Glebov V.V. Sostoyanie 'ekologii i adaptacionnyh processov shkol'nogo naseleniya krupnogo industrial'nogo goroda. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 4: 25 - 32.

7. Glebov V.V., Danacheva M.N., Sidel'nikova N.Yu. Funkcional'noe sostoyanie shkol'nikov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik MGPU. Seriya «Estestvennye nauki». 2012; 2 (10): 72 - 80.

8. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6: 146 - 151.

9. Glebov V.V., Soshnikov E.A., Sidel'nikova N.Yu. [i dr.]. Costoyanie zdorov'ya shkol'nikov v usloviyah megapolisa i sela. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2011; 2: 27 - 38.

10. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3: 565 - 578.

11. Nazarov A.V., Glebov V.V., Chizhov A.Ya. Monitoring social'no-psihologicheskoj adaptacii populyacii shkol'nikov v usloviyah krupnogo goroda (na primere Moskvy). Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). 2010; 3: 166 - 168.

12. Danacheva M.N., Nazarov V.A., Glebov V.V. Vliyanie 'ekologicheskih i gigienicheskih faktorov na psihofiziologicheskoe sostoyanie shkol'nikov v usloviyah megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (1): 90 - 92.

13. Shibkova D.Z., Bajguzhin P.A., Semenova M.V., Shibkov A.A. Morfofunkcional'nye i psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii shkol'nikov k uchebnoj deyatel'nosti: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2016.

Статья поступила в редакцию 06.12.16

УДК 57.042, 57.048

Martyshov A.V., Deputy Director, Secondary School № 1432 "New School" (Moscow, Russia), E-mail: martyshov85@mail.ru

PHYSIOLOGICAL EFFICIENCY EVALUATION OF TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN WHO DO KARATE. The article studies the efficiency evaluation of karate training among schoolchildren, who have different types of physical activity. The comparative analysis reveals some significant distinctions in the researched indicators in children who do karate (control group), children who are engaged in all-physical training (basic group) and children attending special karate classes (experienced group) at school № 1432 in Moscow. The work registers a higher level of efficiency of impact of training practice when there is adaptation to physical activities of pupils in the experienced group is done. It is found that for most of the pupils (89,4%) of the experienced group a 3-minute interval after their physical activity was quite enough to recovery their work of the cardiovascular system.

Key words: physical activity, different levels of load capacity, pupils, karate, educational physical training, physical development.

A.B. Мартышов, зам. директора ГБОУ, учреждение Среднеобразовательная школа № 1432 «Новая школа», Москва,

E-mail: martyshov85@mail.ru

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ

В статье даётся оценка эффективности тренинговых занятий у школьников, занимающихся по каратэ и детей, имеющие разные виды физической нагрузки. Сравнительный анализ выявили значимые различия в исследуемых показателях у детей занимающихся каратэ (контрольная группа), детей занимающихся общефизической подготовкой (базовая группа) и детей посещающих занятия по каратэ по специальной авторской методике (опытная группа) в школе № 1432 (Москва). Было отмечен более высокий уровень эффективности воздействия тренингов при адаптации к физическим нагрузкам у учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) школьников опытной группы после физической нагрузки было достаточно 3-х минутного интервала времени для практически полного восстановления работы сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: физическая активность, разные уровни нагрузки, учащиеся, каратэ, учебно-тренировочные занятия, физическое развитие.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что на современном этапе развития, как в России, так и во всем мире отмечается неуклонный рост дезадаптационных процессов среди школьного населения, которое имеет непосредственную связь с учебным процессом [1 - 5]. В первую очередь это связано с низкой двигательной активностью детей и подростков [6]. В этой связи важным аспектом выступает проблема дозирован-ности физических нагрузок [7]. Необходимость занятий физической культурой и спортом ни кем не оспаривается. Однако в последнее время все чаще появляется информация о патологической реакции сердечно-сосудистой системы учащихся во время соревнований [7]. Интенсивные физические нагрузки, не имеющие научно-обоснованных норм, могут оказывать негативное воздействие на организм детей и подростков и сказываться на функциональной работе систем [7 - 12].

Поэтому важно изучать уровень физических нагрузок. В этой связи представленные противоречия между уровнем физической активностью и эффективностью тренинговых занятий в школе стали отправной точкой нашего исследования.

Организация и методы исследования. Исследуемая выборка составила 131 школьников, обучающихся на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Западного административного округа города Москвы: в центре образования № 1432 «Новая школа». Исследуемая выборка была разделена

три группы занимающихся: опытная, контрольная и базовая

группы (ОГ; КГ; БГ соответственно).

Контрольную группу составили 23 учащихся (занятия по каратэ велись по стандартной методике). В состав опытной группы вошли 25 человек (занятия велись по разработанной автором методике). За основу сравнения были взяты результаты, полученные при обследовании детей, не посещающих занятия каратэ (занимающихся общефизической подготовкой в школе). Они составили базовую группу (83 человека).

Возрастной состав учащихся первого года обучения - 8+ 1,1

лет.

Методики физической подготовки школьников. У учащихся базовой группы (БГ) двигательная подготовка проводилась на уроках физической культуры (в соответствии с программой физического воспитания В.И. Ляха, А.А. Зданевича) в 2007-2008 учебном году по 2-х часовой программе (2 занятия в неделю), а в 2008 - 2011 учебных годах по 3-х часовой программе.

В контрольной группе двигательная подготовка проводилась на занятиях каратэ в соответствии с программой каратэ-до Шотокан.

В опытной группе двигательная подготовка проводилась на занятиях каратэ в соответствии с программой каратэ-до Шо-токан, однако вместо общей физической подготовки была включена методика физической подготовки «тренинговых занятий».

Отличительные особенности представлены следующими «ключевыми компонентами»: комплекс «1», комплекс «2», специальное учебно-тренировочное занятие, режим выполнения и методика сочетания комплексов в циклограмме недельной двигательной нагрузки, домашняя часть комплекса.

Комплекс «1» упражнений, направленный на профилактику и коррекцию нарушений осанки (укрепление мышц живота, шеи и спины), заимствован из курса лечебной гимнастики на 50% для более качественного укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и сводов стопы.

В данный комплекс включены упражнения на расслабление и «самовытяжение», выравнивание на основе принципа Пилате-са. Увеличение дозировки по времени выполнения упражнений комплекса «1» происходило в зависимости от степени овладения данными упражнениями.

Поскольку содержанием предложенной методики физической подготовки являлась не только коррекционно-профилактиче-ская направленность (исправление анатомически неправильной осанки и сводов стопы), но и развитие адаптивных возможностей организма учащихся средствами физических упражнений, был разработан дополнительный Комплекс «2» упражнений направленного воздействия на развитие выносливости. Он имел свою вариативность благодаря направленным физическим нагрузкам как силового, так и скоростного характера. Данный комплекс дифференцировался: по продолжительности в соответствии с возрастом учащихся, уровнем психологической и физической готовности (отдых между упражнениями - 30 сек.).

Таким образом, был представлен принцип вариативности применяемых средств и методов в зависимости от возрастных признаков, физической и психологической готовности занимающихся.

Полученные результаты. Для изучения динамики физической подготовленности учащихся при использовании тренинго-вых занятий по каратэ был проведен комплексный мониторинг адаптационных процессов школьников.

Были проведены следующие виды тестирования:

- Общая выносливость - 6-ти минутный бег на максимальное расстояние (м);

- Скоростная выносливость - 20-ти секундный бег на максимальное расстояние (м).

Анализ полученных данных показал, что в конце исследования уровень скоростной выносливости в контрольной группе вырос на 10,8%, тогда как в опытной группе данный показатель составлял 25%, а в базовой группе на 0,7%.

В конце исследования уровень общей выносливости в контрольной группе вырос на 12,5%, в опытной группе - на 30,2%, а в базовой группе остался без изменений.

При анализе уровня развития силовой выносливости у учащихся опытной группы в конце исследования прирост составил 17,5%, тогда как в контрольной группе - 5,3%.

При наблюдении за изменениями силы у учащихся опытной группы в конце исследования были получены следующие результаты: прирост составил 3,5%, в контрольной группе -1,5%, в базовой группе - 1%.

Все полученные результаты были статистически достоверными (р<0,05).

При анализе уровня развития специальной выносливости у учащихся опытной группы в конце исследования прирост составил 4,8%,в контрольной группе - 3,4 %, а в базовой группе прирост был равен 0,1%.

Данные исследования показали, что при относительно равных показателях тестируемых физических качеств у школьников

Библиографический список

трех групп в начале занятий происходит значительное повышение уровня развития физических качеств в конце исследования у учащихся опытной группы.

Важное место в физическом развитии детей и подростков занимает опорно-двигательная система, к которой в первую очередь относят позвоночный отдел (формирует осанку) и скелет нижних конечностей (влияет на состояние своды стопы или от состояния которых зависит состояние сводов стопы).

Число детей школьного возраста с признаками отклонения в состоянии здоровья постоянно увеличивается, причём нарушение формы осанки является наиболее распространенным. Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребёнка, который приходится на младший школьный возраст. Анатомически неправильная осанка создаёт условия для проявления заболеваний позвоночника и других элементов опорно-двигательного аппарата, приводящих к расстройствам деятельности внутренних органов.

С целью изучения эффективности воздействия тренинговых занятий по каратэ на формирование опорно-двигательного аппарата у младших школьников были проведены наблюдения за состоянием осанки.

У младших школьников костная ткань еще не сформирована, поэтому возрастает вероятность исправления и коррекции неправильной осанки, проведения профилактики нарушений.

При контрольном обследовании учащихся трёх групп, проведенном в конце исследования, была отмечена положительная динамика в исправлении нарушений осанки.

Целенаправленное использование специального комплекса корригирующих упражнений на занятиях по каратэ позволило исправить нарушения осанки в сагиттальной плоскости у 64% учащихся опытной группы. Положительный прирост величины изгибов позвоночника в контрольной группе составил 8%, а в базовой - всего 2%.

К концу учебного года не было выявлено ни одного дополнительного случая нарушений осанки у учащихся (как в контрольной, так и в опытной группах). Это говорит об эффективности профилактической работы по формированию правильной осанки у детей при повышении двигательной активности на занятиях по каратэ с помощью предложенного подхода.

Представленный нами авторский метод практически универсален и не требует особых условий и квалификации преподавателя. Комплекс можно выполнять в домашних условиях (не требует от учащихся специальной подготовки и содержит простые упражнения).

Выводы. Сравнительный анализ применяемых методов по эффективности воздействия на физическое развитие детей, занимающихся общефизической подготовкой, детей, посещающих занятия по каратэ и детей, занимающихся по авторской методике в системе дополнительного образования (ДО) в школе № 1432 (Москва) выявило значимые различия в исследуемых показателях.

Эффективность занятий по авторской методике дала более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам у учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) школьников опытной группы 3-х минутного интервала времени после физической нагрузки было достаточно практически для полного восстановления сердечно-сосудистой системы. Контрольные измерения ЧСС в конце исследования демонстрировали снижение этих показателей у младших школьников опытной (82,4%) и контрольной группы (38,4%) и практически не снижались данные показатели у учащихся базовой группы.

1. Назаров В.А, Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 24 - 27.

2. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Технология живых систем. 2015; 3: 13 - 17.

3. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; Т. 3: 565 - 578.

4. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 68 - 73.

5. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека». Учеб. пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.

6. Мартышов А.В., Горюнова С.В., Глебов В.В. Мониторинг функциональных состояний московских детей с различной физической нагрузкой. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5(60): 276 - 2278.

7. Мартышов А.В., Горюнова С.В., Глебов В.В. Эколого-физиологическая оценка двигательной активности и адаптации младших школьников в условиях среды мегаполиса: монография. Москва: РУДН, 2013.

8. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6: 146 - 151.

9. Даначева М.Н., Назаров В.А., Глебов В.В. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (1): 90 - 92.

10. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 135 - 136.

11. Шибкова Д.З., Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Семенова М.В., Шибков А.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016.

12. Павлова В.И., Павлов Б.С., Сарайкин Д.А. Здоровье и физическая культура населения как основа воспроизводства человеческой общности. Сборник: Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2016: 121 - 125.

References

1. Nazarov V.A, Glebov V.V., Mar'yanovskij A.A. Dinamika informacionnyh nagruzok v shkole i psihofunkcional'noe razvitie detej stolichnogo megapolisa. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya ibezopasnost'zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 24 - 27.

2. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V. Sravnitel'nyj analiz umstvennoj rabotosposobnosti i intellekta detej mladshego shkol'nogo vozrasta, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah stolichnogo megapolisa. Tehnologiya zhivyh sistem. 2015; 3: 13 - 17.

3. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3: 565 - 578.

4. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 68 - 73.

5. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka». Ucheb. posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.

6. Martyshov A.V., Goryunova S.V., Glebov V.V. Monitoring funkcional'nyh sostoyanij moskovskih detej s razlichnoj fizicheskoj nagruzkoj. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5(60): 276 - 2278.

7. Martyshov A.V., Goryunova S.V., Glebov V.V. 'Ekologo-fiziologicheskaya ocenka dvigatel'noj aktivnosti i adaptacii mladshih shkol'nikov v usloviyah sredy megapolisa: monografiya. Moskva: RUDN, 2013.

8. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6: 146 - 151.

9. Danacheva M.N., Nazarov V.A., Glebov V.V. Vliyanie 'ekologicheskih i gigienicheskih faktorov na psihofiziologicheskoe sostoyanie shkol'nikov v usloviyah megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (1): 90 - 92.

10. Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podhody izucheniya adaptacionnyh mehanizmov cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 135 - 136.

11. Shibkova D.Z., Shibkova D.Z., Bajguzhin P.A., Semenova M.V., Shibkov A.A. Morfofunkcional'nye i psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii shkol'nikov k uchebnoj deyatel'nosti: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2016.

12. Pavlova V.I., Pavlov B.S., Sarajkin D.A. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura naseleniya kak osnova vosproizvodstva chelovecheskoj obschnosti. Sbornik: Zdorov'esberegayuschee obrazovanie - zalog bezopasnoj zhiznedeyatel'nosti molodezhi: problemy i puti resheniya. Materialy IX Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 121 - 125.

Статья поступила в редакцию 05.12.16

УДК 57.04

Pitkevich M.Yu., postgraduate, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),

E-mail: asklepiya@gmail.com

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF STRESS FACTORS' INFLUENCE OF VARIOUS GENESIS ON THE LEVEL OF STUDENTS' STRESS RESISTANCE. The research provides a psychophysiological assessment of impact of a complex of factors of the environment on the level of resistance to stress of first-year students. 132 students, who have been divided into experimental and control groups, participated in the research. 64 students belong to an experimental group: 33 girls and 31 young men (18,7+0,4 years of age), and the control group has 68 students: 34 girls and 34 young men (18,4+0,5 years of age). The research is conducted with the use of the PEAKOP electroencephalograph (Research Center Mediakom, Taganrog). The research has shown that the used method of the increase in resistance to stress of students has shown the efficiency. Physical training of students increases stress resistance of one modality and reduces a susceptibility to stressor of other modality. The examinees of the experimental group have been subject to stress factors (pain) and they showed resistance to a complex of environmental factors (acoustic, visual, psychosocial and emotional stressor). An impact of physical factors of the environment on a psychophysiological condition of the examinees reveals two levels of resistance to stress in students: stress-related unstable students (26%) and stress-resistant students (74%).

Key words: stress factors, physical training, resistance to stress, students, psychophysiological assessment.

М.Ю. Питкевич, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Экологический факультет РУДН,

Москва, E-mail: asklepiya@gmail.com

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТРЕСС-ФАКТОРОВ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА НА УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье дана психофизиологическая оценка воздействия комплекса факторов окружающей среды на уровень стрессоу-стойчивости студентов первого курса. В исследовании принимало участие 132 студентов, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу вошло 64 студентов: 33 девушек и 31 юношей (возраста 18,7+0,4 лет), а контрольная группа составила 68 студентов: 34 девушек и 34 юношей (возраста 18,4+0,5 лет). Исследование проводились с использованием электроэнцефалографа РЕАКОР (НИЦ «Медиаком», г. Таганрог). Исследования показали, что используемая методика по повышению стрессоустойчивости студентов доказала свою эффективность. Выявлено, что тренинговые занятия студентов могут повышать стрессоустойчивость к стрессору одной модальности, и снижать восприимчивость к стрессорам другой модальности. Показано, что в тренинговых занятиях воздействие на испытуемых с помощью стресс фактора (болевого) была отмечена резистентность у испытуемых экспериментальной группы к комплексу факторов окружающей среды (акустические, зрительные, психо-социальные и эмоциональные стрессоры). Воздействие физических факторов окружающей среды на психофизиологическое состояние испытуемых выявило два уровня стрессоустойчивости учащихся: стрессонеустойчивые студенты (26%) и стрессоустойчивые студенты (74%).

Ключевые слова: стресс факторы, тренинговые занятия, стрессоустойчивость, студенты, психофизиологическая оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.