Научная статья на тему 'Физическое воспитание в оренбуржье в xix в'

Физическое воспитание в оренбуржье в xix в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карцева Ирина Викторовна

В статье представлен материал о развитии физического воспитания в Оренбуржье. Раскрываются особенности физического воспитания в дореволюционный период; содержание и основная направленность физического воспитания в учебных заведениях Оренбуржья XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в оренбуржье в xix в»

6. Вискова! ый, А. В. Краткая история Первого кадетского корпуса. — СПб., 1832.

7. Жесткова, М. Н. История кадетских корпусов и военных гимназий в России // Дис. ... учен, степени кан-та ист. наук. - М., 1944.

8. Зайончковский, П. А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. - М., 1976. -Т. 1.

9. Крылов, В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.

10. Курмышов, В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882—1917 гг.: Дис. ... канд. лед. наук. - СПб., 1997.

11. Леман, А. И. Очерки кадетской жизни. - СПб., 1888.

12. Фисенков, С. Я. Из быта кадетских корпусов// Педагогический сборник. -1914, № 1. - С.59-68.

13. Шевелев, А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVIII - XIX веков в педагогике кадетских корпусов // История педагогики сегодня. -СПб, 1998.-С. 95-119.

УДК 7 а (С] 73)

И. В. Карцева

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОРЕНБУРЖЬЕ В XIX В.

Актуальность исследования. С развитием образования связывается будущее любой страны. Оно все более выступает как субъект модернизации общества, так как в процессе общественного развития образование является основным фактором накопления, передачи и развития интеллектуального и духовного потенциала человечества.

Образование и культура - две стороны единого процесса антропо- и социогенеза. Их гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, передачу, усвоение и потребление ценностей.

В условиях продолжающегося процесса демократизации и реформирования нашего общества отмечается возрастание интереса к проблемам культуры. Выход из кризиса, поиск новых путей развития, дальнейший прогресс, формирование нового общественного сознания связывается с возрождением и дальнейшим развитием культуры. Активно разрабатываются философские, социологические, экономические, исторические аспекты культуры в республиках и регионах бывшей советской страны. Исследователи стремятся выявить, потенциал культуры, ее внутренние резервы в системе образования, возможности активизации в развитии личности и ее культуры. При этом большое внимание уделяется исследованию проблем физической культуры, как неотъемлемой части жизни человека, как части его общей культуры и истории, ценности которой являются весьма действенньми в становлении личности.

Научный поиск может быть успешным лишь в том случае, когда он опирается на почву, подготовленную предшественниками, когда ошибки и приобретения спортивной науки учитываются и анализируются спортивными педагогами, что позволяет расширить границы научного знания, обогащать представления общества о его прошлом, в том числе и в сфере спортивной педагогики.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий. В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые бы не имели хотя бы в самой элементарной форме физического воспитания. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: географической среды, условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил, экономических и социальных факторов.

История физического воспитания в Оренбуржье начинается с XVIII в., когда в гарнизонных школах стали изучать военно-прикладные дисциплины. Именно они положили начало распространению грамотности и обучению военному делу нижних чинов крепостных гарнизонов.

Оренбург, основанный в 1743 г. как форпост России на границе Европы и Азии, сыграл в XVIII и XIX вв большую роль в установлении и развитии дипломатических, торговых, военных, культурных и научных отношений России с народами Средней и Центральной Азии. Особа значима просветительская роль Оренбурга в развитии грамотности приграничного населения, приобщении его к российским и европейским культурам, создании системы образовательных учреждений, подготовке педагогических кадров [2].

Географическое положение Оренбурга обусловило его первостепенную роль в деле распространения влияния России на территорию Средней Азии; в городе вплоть до 1881 г. находилась резиденция главных военных начальников Оренбургского края. С момента создания губернии и в последующие годы в регионе присутствовал значительный воинский контингент, наличие которого требовало создания и поддержания в работоспособном состоянии сети образовательных учреждений соответствующей направленности.

В силу приграничного расположения с оборонительной функцией, авторитета Оренбургского казачьего, Уральского войск, внимание властей Оренбуржья к вопросу физического воспитания было обусловлено необходимостью подготовки резервов для армии.

В 1825 г. основано первое среднее учебное заведение — «Неплюевское военное училище», в которое был открыт доступ детям киргизов Зауральской орды. В 1844 г. оно преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

Изобилие и разнообразие наук, преподававшихся в корпусе (русский язык, всеобщая история, арифметика, гимнастические упражнения, артиллерия, фортификация и проч.), объясняется тем, что кадетский корпус был единственным тогда воспитательным (военно-аристократичным) заведением,

которое должно было подготавливать к службе не только военной, но и гражданской [3].

Реформы 60-х годов XIX века не могли не коснуться всех сторон общественно-экономического развития России, в том числе и народного образования. В результате этого в Оренбурге, в 1868 г. открылась одна мужская и сразу две женские гимназии, но больше создавалось школ, которые давали начальное образование: 9 мужских и 6 женских приходских училищ.

В Оренбургской мужской гимназии (1868 г.) физическое воспитание не было введено с момента его основания. При анализе архивных источников было выявлено, что процесс физического воспитания носил, так же как и в военных учебных заведениях Оренбуржья, военно-прикладную направленность.

Среди типов учебных заведений составляющих основу среднего женского образования выделялись институты благородных девиц, гимназии Министерства народного просвещения, гимназии ведомства императрицы Марии, епархиальные училища и училища духовного ведомства.

В конце 50-х гг. XIX в. на Урале появились первые женские средние общеобразовательные школы. «Девичье» училище, учрежденное в 1832 г. при Неплюевском военном училище в г. Оренбурге, 30 августа 1855 г. было преобразовано в закрытое образовательное учреждение и переименовано в Оренбургский Институт императора Николая I. Для него была определена воспитательная задача: подготовка девиц «к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они со временем могли быть добрыми женами и полезными матерями семейства».

Оренбургские женские гимназии были созданы в 1868 г. в результате преобразования женских училищ первого и второго разрядов. Женские гимназии - средние учебные заведения с семилетним сроком обучения, по уставу бессословные, но фактически доступны только привилегированным слоям населения.

В основе процесса физического воспитания в женских гимназиях Оренбуржья лежал принцип оздоровительной направленности, отражающий социальную заинтересованность и потребность в сохранении и укреплении здоровья детей - главной ценности любого общества [7].

В целом, физическое воспитание в выше названных образовательных учреждениях числилось как необязательный предмет, а также существовала система дополнительной оплаты для желающих получить знания по таким дисциплинам как гимнастика и танцы.

В 1893 г., заботясь о развитии телесных сил учащихся, Министерство Народного Просвещения ввело в подведомственных ему учебных заведениях преподавание гимнастики как обязательный предмет; отмечалось, что «ежедневные (в учебное время) получасовые гимнастические упражнения освежают учащихся и поддерживают их телесные силы».

Организованное физическое воспитание в учебных заведениях Оренбуржья XIX в. было доступно только детям привилегированного класса. Процесс физического воспитания дореволюционного Оренбуржья носил несистемный характер; все сводилось к отдельным гимнастическим упражнениям под надзором людей, зачастую весьма далеких от знания человеческого организма. Нередко физкультурные занятия проводили офицеры в отставке в промежутках между уроками, так что эти занятия представляли собой лишь пародию на физическое воспитание.

Оренбуржье к началу XX века располагало разнообразными чипами учебных заведений, и выяснить их вклад в становление физического воспитания позволяет сопоставление номенклатуры учебных дисциплин, их содержание и основная направленность учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию [3; 4; 6; 8].

В основу классификации учебных заведений положен объем сведений, сообщаемых по предмету физическая культура (таблица).

Сопоставляя между собой постановку учебного процесса по физическому воспитанию в средних общеобразовательных заведениях Оренбургского края XIX в. следует отметить, что наилучшим образом дела обстояли в кадетском корпусе, реальном у чилище, и далее (но мере уменьшения показателей): женские гимназии, мужские гимназии, частные женские гимназии.

Содержательный аспект физической культуры в дореволюционном Орен-

Содержание и основная направленность физического воспитания в учебных заведениях Оренбуржья XIX в.

Название учебных заведений Средства физического воспитания Основная направленность

1 2 3

Неплюевскоевоенное училище (1825 г.) Гимнастика, подвижные игры, верховая езда, плавание Военно-прикладная

Юнкерское училище (1868 г.) Военная гимнастика, джигитовка, традиционные боевые приемы (владение холодным оружием, арканом, приемы ведения ночных набегов и т.п.). Военно- профессиональная

Оренбургские мужские гимназии (1868 г.) Военно-прикладные упражнения; сокольская и шведская гимнастики, военный строй, военные прогулки и Т.Д. Военно-прикладная

Окончание таблицы

1 2 3

Оренбургские женские гимназии (1868 г.) Г имнастика, ручной труд, танцы, подвижные игры на свежем воздухе Оздоровительная, эстетическая

Реальное училище (1894 г.) Фехтование, физические упр. на снарядах, подвижные игры на свежем воздухе, гимнастические праздники. Всесторонне и гармонически развитая личность

Частная женская гимназия М. Д. Комаровой-Колмаковой Гимнастика и танцы были н еобязательными дисциплинами (существовала система дополнительной отаты для желающих получить знания по выше названным дисциплинам) Семейно-прикладная

буржье в наибольшей степени представлен физическим упражнениями и играми, направленные на совершенствование человека.

В педагогической литературе первое упоминание о включении физических упражнений в процесс обучения государственных учебных заведений относится к концу 60-х гг. XIX в., т. е. после проведения школьной реформы, в результате чего было разрешено преподавание гимнастики для всех желающих во внеурочное время,

В учебных заведениях Оренбуржья на обязательный урок гимнастики отводился 1 час в неделю, причем при определении его содержания учителя отдавали предпочтение не гимнастическим упражнениям на снарядах, которые начали подвергаться критике со стороны специалистов, а вольным упражнениям и играм. А гимнастика из-за отсутствия необходимых условий не проводилась совсем, либо преподавание велось без всякой последовательности, выбор снарядов и физических упражнений не обуславливался ничем, кроме «усмотрения» и опыта учителя. Специальных и научно обоснованных методических рекомендаций в те годы практически не было.

Переломным событием в практике учебных заведений, непосредственно относящимся к физическому воспитанию, было издание Министерством народного просвещения циркуляра и инструкции 1888-1889 гг., регламентирующих введение обязательного преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях. С этого времени направленность содержания физического

воспитания в государственных школах стала носить ярко выраженный военный уклон: было рекомендовано проводить обязательные занятия гимнастикой в мужских учебных заведениях; к работе в школе стали привлекаться отставные унтер-офицеры, солдаты, урядники, прошедшую военную службу; в инструктивных документах для школ акцент делался на строевые упражнения, принятые в русской армии.

Теоретический анализ исторической литературы и архивных материалов позволил выявить особенности физического воспитания в Оренбуржье в XIX в.:

~ социальная недооценка значимости физического воспитания для формирования гармонически развитой личности;

- малочисленность и избирательность контингента, имеющего доступ к изучению и освоению физической культуры;

- признание гимнастики основным и наиболее эффективным средством физического развития личности.

Анализ научно-педагогической литературы, архивных источников позволил сделать следующие выводы:

1. Физическому воспитанию не уделялось большого внимания в учебных заведениях Оренбуржья. Очень хорошо был поставлен процесс физического воспитания в военных учебных заведениях, это было обусловлено необходимостью подготовки резервов для армии, и поэтому официальная политика в этом вопросе имела в целом военный уклон, что проявлялось в содержании физического воспитания учебных заведений.

2. В практике гражданских и военных учебных заведений было распространено проведение гимнастики. Признание гимнастики наиболее эффективным средством физического развития личности в учебных заведениях Оренбуржья уже само по себе явилось существенным прогрессивным шагом в педагогической области. В исследуемый период отдавалось предпочтение шведской гимнастической сис теме, основанной на общеразвивающих и вольных упражнениях, а также в учебных заведениях преобладали «военный строй» и сокольская гимнастика, дополняемые подвижными играми, прогулками, различными видами спорта.

3. Основными формами физкультурной работы в учебных заведениях Оренбуржья были: школьные (урок гимнастики (1 ч. в неделю), подвижные перемены, проулки и экскурсии, гимнастические праздники, соревнования) и внешкольные (организованные занятия физическими упражнениями в различных формах: на площадках парков и скверов, в обществах физического развития) занятия.

4. Основными направлениями учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в различных типах учебных заведениях Оренбуржья являются: военно-прикладная (мужские и военные учебные заведения); оздоровительная и эсте тическая (женские учебные заведения); направленность на всесторонне и гармонически развитую личность (реальные училища).

Библиографический список

1- Абрамовский, А, А. Во славу государства Российского...(начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске) / А. А. Абрамовский, В. С. Кобзов. - Челябинск, 1994. 181 с.

2. Болодурии, В. С* История образования в Оренбуржье // B.C. Болодурин, -Оренбург, 2002 — 226 с.

3. Сведения предметов, изучаемых в Иеплюевском училище. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) Ф. р-6 оп. 7д. 778. С. 91.

4. Переписка с попечителем Оренбургского учебного округа об организации для учеников 7 и 8 кл. занятий военной гимнастикой. ГАОО. Ф. Р-79. Оп, 1 Д. 263. Л. 3, 17-18,21,27, 49 об, 50, 58.

5. Переписка с попечителем Оренбургского учебного округа о введении в гимназии уроков Сокольской гимнастики. ГАОО. Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 185. JI. 1, 10, 22-23.

6. Дело канцелярии о реальном училище. Сведения о мерах к физическому развитию учащихся. ГАОО Ф. р-82 оп. 1д. 102 C. 27-29oS.

7. Доклад председателя педагогического совета Оренбургской женской гимназии о физическом воспитании учащихся, прошения учащихся и родителей об освобождении их. дочерей от экзамена. ГАОО Ф. р-85 оп. 1 д. 100 С. 73-74А°б.

8. Учебный план женской частной гимназии М. Д. Комаровой-Колмаковой. ГАОО Ф.-89 оп. 1 д. 87 С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.