Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе'

Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1893
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / КУРС СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННО-САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ / ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / TECHNOLOGY ACADEMIC AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FORM / COURSE OF SPORTS PERFECTION / PHYSICAL CULTURE / HEALTHCARE AND MASS SPORTS WORK / SOCIAL FORMS OF AMATEUR ATHLETIC ACTIVITIES / PHYSICAL PREPAREDNESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталия Леонидовна, Шилько Виктор Генрихович

Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается возможность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Наталия Леонидовна, Шилько Виктор Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education in universities is intended for promoting health, all-round physical development and improvement of professional skills of specialist. There is a possibility of using of physical education technology public forms of amateur sport and sport activities (e.g. tourism) in the study process. A comparative analysis of the effectiveness of lessons developed by the authors of the programs for selected sports, general physical preparations and tourist activities is made. The students, enrolled for the technology of tourism, by the end of the experiment showed evident improvement of indicators of general and special physical training and attendance. The experimental results confirm the high efficiency of complex technological model of physical training and sports activities in the implementation of the main objectives of physical education.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе»

Н.Л. Гусева, В.Г. Шилъко

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается возможность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.

Ключевые слова: технологии; учебные и внеучебные формы занятий; курс спортивного совершенствования; физкультурнооздоровительная и спортивно-массовая работа; общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий; физкультурноспортивная деятельность; физическая подготовленность; физическое развитие; мотивация.

Современная социально-экономическая ситуация и состояние здоровья населения России требуют анализа теоретических положений и практического опыта в вопросах физического воспитания молодого поколения и формирования здорового образа жизни. Существующая система физкультурно-спортивной деятельности в вузе с ее учебной и внеучебной формами организации и управления, на деле лишь декларируя их единство, к сожалению, не решает в оптимальном объеме проблем физической подготовленности, состояния здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.

По данным исследователей [1-3 и др.], активное обращение студентов к внеучебным формам физкультурно-спортивной деятельности в течение всего периода обучения в вузе в различных регионах РФ составляет примерно от 7 до 10%. Многолетние медицинские обследования студентов 1-3-х курсов Томского государственного университета, охваченных процессом физического воспитания, показали, что число респондентов, отнесенных по состоянию здоровья к числу освобожденных от занятий физической культурой, специальной медицинской группе и имеющих хронические заболевания, колеблется в разные годы от 25 до 45%. Причем этот процесс имеет тенденцию роста [3, 4 и др.].

Структура физкультурно-спортивной деятельности в вузах располагает целым комплексом направлений двигательной активности (физическое воспитание, курс спортивного совершенствования, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа во вне-учебное время, общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий и т.д.), которые в методологическом и организационном планах способны успешно решать задачи оздоровления и физического совершенствования студентов [5].

Однако в практическом плане эффективная реализация всего комплекса средств физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время трудно выполнима из-за целого ряда объективных и субъективных причин научно-методического, информационнообразовательного, организационного, пропагандистского, кадрового, ресурсного, правового характера. Одним из путей решения проблемы оптимизации двигательной активности студентов является совершенствование системы физического воспитания в вузе на основе комплексного использования всех форм физкультурно-спортивной деятельности [3, 5]. Для реализации этой задачи необходимы новые технологические

подходы, предполагающие построение адекватной модели физкультурно-спортивной деятельности, оптимально соответствующей требованиям студенческой молодежи в удовлетворении двигательных интересов и потребностей.

Целъ исследования - разработка и внедрение в повседневную жизнь студентов технологий учебной и вне-учебной форм физкультурно-спортивной деятельности.

Материалы и методы исследования. Исследование выполнялось на кафедре физического воспитания и спорта факультета физической культуры Томского государственного университета в период с 2005 по 2008 г. В педагогическом эксперименте принимали участие 642 студента (362 мужчины и 280 женщин в возрасте 17-25 лет) 1-3-х курсов (в течение обязательного курса физического воспитания) 22 факультетов ТГУ; использовались технологии учебной и внеучебной форм физкультурноспортивной деятельности. Были сформированы 3 группы: 2 экспериментальных и 1 контрольная.

В первую экспериментальную группу входили студенты, занимавшиеся физической культурой по разработанным программам технологий баскетбола и атлетической гимнастики.

Вторую экспериментальную группу составили студенты, занимавшиеся физическим воспитанием по разработанным авторами программам технологии общественно-самодеятельных форм занятий. Анализировалась деятельность четырех общественных физкультурноспортивных клубов ТГУ: экспедиционного клуба «Скат»; туристского клуба «Берендеи»; спелеоклуба; альпинистского клуба.

В контрольную группу вошли студенты, занимавшиеся по программе технологии общей физической подготовки (ОФП).

На основании имеющихся теоретических данных и практического опыта в реализации примерной программы по дисциплине «Физическая культура» была разработана комплексная технологическая модель физкультурноспортивной деятельности в вузе (рис. 1). В структуру модели были включены учебные программы и планы проведения академических занятий по технологиям атлетической гимнастики, баскетбола, ОФП, а также положения и технологии факультетских, университетских и других физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, положения и технологии занятий различными видами туризма в общественно-самодеятельных физкультурно-спортивных клубах ТГУ.

Рис. 1. Комплексная технологическая модель физического воспитания студентов

Двукратное ежегодное тестирование позволило оценить эффективность учебных занятий в избранных технологиях по видам спорта и двигательной активности, проанализировать результаты контрольных испытаний (показатели физической подготовленности перед началом и после окончания учебного года), а также определить уровень двигательной активности студентов в течение трехлетнего периода обучения.

Результаты исследования. Внедрение разработанной комплексной технологической модели физкультурноспортивной деятельности в повседневную жизнь студентов позволило реализовать деятельностный подход к освоению ценностей физической культуры и обеспечить реальное включение занимающихся в процесс физкультурного самообразования и самосовершенствования.

Реализация учебной формы физкультурно-спортивной деятельности в вузе осуществлялась с использованием технологий избранных видов спорта и общефизической подготовки в соответствии с требованиями примерной программы дисциплины «Физическая культура» в рамках 408 академических часов. Внеучебная деятельность студентов была представлена экспери-

ментальными технологиями спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и общественно-самодеятельной (на примере туристской деятельности) форм физического воспитания.

После 3 лет занятий различными формами физкультурно-спортивной деятельности по программам экспериментальных технологий значительные успехи отмечены в формировании скоростно-силовых качеств (темп прироста составил от 3,6 до 6,1%), силы (от 9,6 до 24,8%) и гибкости (от 6,8 до 18,4%). Выносливость и быстрота являются более «проблемными» качествами (темп прироста от 1,2 до 4,7% и от 0,2 до 2,9% соответственно), успешное формирование которых, по нашему мнению, возможно лишь при условии вариативного подхода в распределении количественных и качественных показателей объема и интенсивности физической нагрузки в недельном цикле жизнедеятельности [6]. Значительные успехи достигнуты в развитии специальных физических качеств. Величины сдвига показателей после окончания эксперимента у студентов обеих экспериментальных групп по сравнению с исходными данными составили от 3,5 до 49,2%.

В целом применение комплексной технологической модели физкультурно-спортивной деятельности позволило добиться положительных изменений в физической подготовленности студентов. За период эксперимента в 70% показателей зафиксирован достоверный прирост результатов (р<0,05), характеризующих развитие основных физических качеств, и лишь в 3% отмечено их снижение.

У студентов, вовлеченных в различные формы физкультурно-спортивной деятельности, отмечается положительная динамика в формировании мотивационной сферы (к 3-му курсу количество мотивов возрастает в 2 и более раз), в показателях учебной деятельности [7]. Повышение посещаемости занятий по физическому воспитанию (с 65,6% в начале до 93,5% к окончанию эксперимента) свидетельствует об успешном формировании позитивных мотиваций к физкультурно-спортивной деятельности [2]. По нашим данным, до 40% студентов, принимавших участие в эксперименте, продолжали использовать в повседневной деятельности различные формы занятий физическими упражнениями и принимали активное участие в физкультурно-спортивных мероприятиях факультетского, общеуниверситетского, районного и других масштабов на 4-5-м курсах обучения.

Результаты педагогического эксперимента доказывают, что высокая эффективность учебного процесса возможна и при использовании общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов. Респонденты, занимавшиеся в общественно-самоде-

ятельных клубах, показали во многих тестах, характеризующих физическое развитие, лучшие результаты среди всех участников эксперимента.

Это подтверждают и результаты ежегодных тестирований уровня физической подготовленности студентов, занимающихся в этих клубах. Показатели развития таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, в целом были выше, чем у их сокурсников, занимающихся по программам технологий избранных видов спорта (табл. 1-3). Это и не удивительно, поскольку программа занятий различными видами туризма наряду с физическим совершенствованием включает комплекс дополнительных мероприятий (психологические тренинги, техникотактическая подготовка, учитывающая внешние факторы, например, тип скалы, страховку, погодные условия а также состояние здоровья, умения и навыки восхождения на скалу и т.д.) [8].

Т а б л и ц а 1

Показатели силы у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (X ± sX)

Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей

1-й курс 3-й курс

(пм =66)

Баскетбол 9.7+0.5 54,1+2,3 11.0+0.7 59,3+2,5 1.3+0.3*(13.4%) 5,2+0,9*(9,6%) (пж =45)

0) 2 V м (п

Атлетическая гимнастика 10.1+0.6 51,3+2,4 12.6+0.9 60,9+2,6 2,5+0,4*(24,8%) 9,6+1,7*(18.7%) (пж =101)

(пм =48)

Туризм 10.2+0.5 11.9+0.5 1,6+0,3*(15,6%)

49,4+2,1 60,6+2,4 11,2+0,9*(22,6%) (пж =32)

(пм =128)

ОФП 10.3+0.6 11.5+0.8 1.2+0.3*(11.7%)

48,7+2,2 59,6+2,5 10,9+1.1*(22,4%) (пж =102)

Примечание. Здесь и далее в числителе указано значение показателей у мужчин; в знаменателе - у женщин; пм - число обследованных мужчин, пж - женщин. Звездочкой помечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста показателей.

Т а б л и ц а 2

Показатели выносливости у студентов (бег на 2600 м у мужчин и на 1800 м у женщин ), посещавших учебные занятия

по физическому воспитанию (X ± s2 )

Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей

1-й курс 3-й курс

Баскетбол 11.40±0.14 10.90±0.10 (пм=66) -0,50+0,06*(4,4%)

10,87±0,13 10,50±0,11 -0,37+0,10*(3,4%) (пж=45)

(пм=120)

Атлетическая гимнастика 11.79±0.13 11.50±0.11 -0,29+0,078*(2,9%)

10,67±0,11 10,54±0,06 -0,13+0,08(1,2%) (пж=101)

Туризм 11.72±0.12 11.17±0.09 (пм=48) -0,55+0,08*(4,7%)

10,77±0,13 10,39±0,08 -0,43+0,09*(3.5%) (пж=32)

ОФП 11.82±0.15 11.34±0.12 (пм=128) -0,48+0,08*(4,1%)

10,87±0,12 10,59±0,11 -0,28+0,10(2,6%) (пж=102)

Показатели гибкости у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (X ± s2 )

Вид физической культуры Показатели Темп прироста показателей

1-й курс 3-й курс

(пм=66)

Баскетбол 13.4+0.9 16,1±1,3 15.8+1.3 17,2+1,5 2,4±0,6*(17,9%) 1,1±0,7*(6,8%) (пж=45)

(пм=120)

Атлетическая гимнастика 13.6+1.0 15,8+0,9 16.1 + 1.2 16,9+1,0 2,5±0,7*(18,4%) 1,1 ±0,5*(7,0%) (пж=101)

(пм=48)

Туризм 13.5+2.1 15.7+2.3 2,2±0,6*(16,9%)

15,2+1,3 17,1+1,7 1,9±0,6*(12,5%) (пж=32)

(пм=128)

ОФП 13.0+2.1 15.1+2.3 2,1±1,0*(16,2%)

15,5+1,3 17,0+1,7 1,5±0,6*(9,7%) (пж=102)

Общественно-самодеятельные формы занятий в структуре комплексной модели физкультурноспортивной деятельности в вузе способствуют более эффективной реализации основных задач физического воспитания и могут быть рекомендованы для внедрения в педагогическую практику. Количественный показатель объема двигательной активности студентов, занимающихся туристской деятельностью, к окончанию эксперимента достиг 9 часов в неделю. Это соответствует уровню физиологического норматива, необходимого для поддержания процесса жизнедеятельности студентов в оптимальном состоянии.

Разработанная авторами комплексная технологическая модель физкультурно-спортивной деятельности способствовала приобщению студентов к регулярным

занятиям физическими упражнениями. Ее реализация осуществлялась с учетом физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности занимающихся. Формирование мотивации к регулярному участию в физкультурно-спортивной деятельности достигалось за счет применения технологий следующих учебных и внеучебных форм занятий:

1) академические занятия по обязательной дисциплине «Физическая культура»;

2) индивидуальные и групповые формы двигательной активности;

3) спортивное совершенствование;

4) массовые физкультурно-спортивные мероприятия;

5) общественно-самодеятельные формы реализации двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов

спорта: Учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2005. 173 с.

2. Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Капилевич Л.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность //

Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 213-215.

3. Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: Автореф. дис. ...

канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 24 с.

4. Потовская Е.С., Кабачкова А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи // В мире научных открытий.

2010. № 4(10). Ч. 9. С. 119-120.

5. Радаева С. В., Шилько В. Г. Обязательный курс физического воспитания студентов, реализуемый с применением учебной и внеучебной форм

занятий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300(III). С. 76-78.

6. Потовская Е.С., Кабачкова А.В., Шилько В.Г. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания

студенток // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 13-15.

7. Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник

Томского государственного университета. Томск, 2009. № 322. С. 197-203.

8. Капилевич Л.В.Состояние и перспективы развития туризма в Томской области // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 4(16).

С. 59-61.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.