Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям'

Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1528
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина М. П., Кравчук А. И.

Рассматривается вопрос дошкольного и начального школьного физического воспитания, состояние физического развития и моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста г.Омска, а также содержание комплексного концентрированного физического воспитания. На основании исследования влияния разработанной методики делаются практические рекомендации по повышению эффективности проведения занятий по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина М. П., Кравчук А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education in pre-school and primary school under conditions of complex concentration of training to motion activity

Physical education of pre-school primary school children in Omsk is considered under conditions of complex concentration of training to motion activity. Based on the research results the methods of physical education are elaborated and recommendations on effectiveness of the training process are developed.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям»

УДК 37.037.1

М. П. МУХИНА Л. И. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Рассматривается вопрос дошкольного и начального школьного физического воспитания, состояние физического развития и моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста г.Омска, а также содержание комплексного концентрированного физического воспитания. На основании исследования влияния разработанной методики делаются практические рекомендации по повышению эффективности проведения занятий по физической культуре.

В настоящее время не может не вызывать тревоги состояние здоровья детей. По данным Н.Ф.Герасименко, Г.К.Зайцева, В.Н.Кузнецова (2000), лишь 10-15% детей России практически здоровы и не имеют отклонений в функционировании жизненно важных систем организма. Более 50-65% детей дошкольников имеют низкий уровень двигательной и физической подготовленности (В.Т.Кудрявцев, 2000; Б.Б.Егоров, 2000; Е.Ю.Смирнова, 2005; Г.Л.Диджи-ева, 2005 и др.).

Анализ состояния здоровья юных омичей (550 детей дошкольного и младшего школьного возраста), проведенный нами в течение двух лет (2003-2005) в рамках работы областной экспериментальной площадки с целью разработки технологии комплексного концентрированного физического воспитания на базе городских образовательных учреждений МДОУ №375, НШДС №7 и 214 (Омск), подтвердил отмеченную выше тенденцию, когда более 68% дошкольников и 72% младших школьников имели нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопие и другие заболевания.

Оценка уровней физического развития дошкольников выявила отставание от возрастных нормативов (ОГМА, 2000), в ддине тела у 2-32% детей, и превышение массы тела - у 5-20%. Причем по обоим показателям положение усугубляется, и наибольшее отставание в физическом развитии отмечалось у детей среднего дошкольного возраста. Можно предположить, что в ближайшем будущем к группе риска по задержке физического развития может быть отнесено от 2 до 32% детей, а вероятность возникновения экзоген-но-конституционального ожирения может наблюдаться у 5-20% детей. Анализ данных выносливости дыхательной системы к недостатку кислорода (задержка дыхания на вдохе и выдохе), выявил наличие возрастного уровня развития лишь 0-28% дошкольников. Следует отметить, что наше исследование проводилось на образцовых образовательных площадках города, имеющих в своей структуре детские плавательные бассейны.

Исследование состояния моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста (267 детей) по методике А.И.Кравчука (1998) в условиях традиционного физического воспитания (ДОУ — Э. С. Вильчковский, 1971; Л.И.Пензулаева, 1983,1986; Л.Д.Глазырина, 1994, 1999 и др.; начальная школа — В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мексон, 1996; Н.И.Алексеев, В.З.Афанасьев, А.И.Бессудновидр.) было направлено на выявление уровней развития и соответствие возрастным нормативам основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.

Было выявлено, что на конец учебного года возрастные нормативы в двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности показывают от 0 до 83% дошкольников и от 6 до 100% младших школьников (табл. 1). В двигательной подготовленности отсутствовали возрастные нормативы у более половины всех дошкольников: в семи основных движениях (за исключением метания в младшей и бега в средней группах) - в младших и средних группах; в пяти движениях (движения ногами, равновесие, лазание, прыжки и метание) - в старших группах; и в четырех (движения ногами, лазание, прыжки и метание) - в подготовительных.

Полученные данные выявили неэффективность использования традиционной методики физического воспитания, поскольку она не позволяет большинству детей к концу учебного года качественно освоить жизненно важные двигательные умения и навыки. К причинам такого положения можно также отнести: перенасыщение одного физкультурного занятия несколькими видами основных движений (3-4); недостаточная дозировка упражнений и их повторяемость в течение месяца и года; отсутствие учета взаимовлияния одних движений на другие.

У младших школьников наибольшее затруднение вызывали движения руками в первом классе и прыжки — в третьем и четвертом классах (см. табл. 1). Это согласуется с данными А.И. Кравчука (1998) о том, что нормативный уровень двигательной подготовлен-

Показатели моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях традиционного физического воспитания (2003-2004 гг.), %

Детские1руппы Классы школь*

МП 3 я щ !■■= сч Средняя, п = 52 Старшая, п = 52 Подготовительная, п = 52 1 класс, п= 16 -1 К <о « С ' ..... т 4 класс, п=-20 Размах

ДР 11 40 58 67 19 63 83 95 11-95

АН 12 18 32 '10 100 69 83 100 12-100

X 19 45 60 70 81 100 100 100 19-100

ДП Б 17 61 58 65 81 ' 100 100 100 17-100

Р 31 28 16 56 ва 100 100 85 16-100

Л 14 14 21 20 74 69 74 95 14-95

П 0 2 2 23 68 75 44 35 0-75

М 83 14 14 33 81 100 100 100 14-100

Размах 0-83 2-61 2-60 20-70 19-100 63-100 44-100 35-100

Лк 62 30 25 27 56 56 96 100 25-100

В 42 43 55 41 100 100 100 90 41-100

СгС 0 25 12 9 25 0 9 15 0-25

ФП Бс 20 50 36 29 62 69 25 35 20-69

СкС 31 22 53 71 56 ,56 79 75 22-79

АС 57 70 83 80 93 100 100 90 57-100

Г 59 31 39 27 50 38 54 50 27-59

Размах 0-62 25-70 12-83 9-80 25-100 0-100 9-100 15-100

ДСН 0 3 15 17 88 63 24 65 0-88

ДПП 0 25 40 43 12 25 29 65 0-65

ФДП ОС 76 78 30 61 69 100 100 100 0-100

КС 0 14 14 28 81 100 100 100 0-100

ВД/С 12 6 И 2 25 17 29 17 33 0 0 17 63 56 44 27 0-63

Размах 0-76 3-78 14-40 17-61 12-88 0-100 24-100 27-100

Примечание. МП — моторный потенциал; ДП - двигательная подготовленность: ДР и ДН - движения руками и ногами, X — ходьба, Б - бег, Р - равновесие, Л — лазание, П — прыжки. М - метание; ФП - физическая подготовленность: Лк — ловкость. В - выносливость, СтС - статическая сила, Бс - быстрота, СкС - скоростная сила, ДС - динамическая сила, Г - гибкость; ФДП — функционально-двигательная подготовленность: ДСН и ДПП — дифференцировка силовых и пространственных параметров, ОС - ориентацмонные способности, КС — координационные способности, ВД/С — выносливость дыхательной системы (на вдохе / выдохе)

ности дошкольников в условиях традиционного физического воспитания достигается младшими школьниками в основном к окончанию начальной школы.

В физической подготовленности более половины детей не достигало возрастных нормативов: в четырех физических качествах (выносливость, статическая сила, быстрота и скоростная сила) - в младших группах; в пяти (ловкость, выносливость, статическая и скоростная сила, гибкость) - в средних; в четырех (ловкость, статическая сила, быстрота и гибкость) -в старших; и в пяти (ловкость, выносливость, статическая сила, быстрота и гибкость) - в подготовительных группах. Низкий уровень развития комплекса

основных физических качеств отражает существенные недостатки в распределении программного учебного материала в неделе, месяце и годе, а также слабую организацию самого занятия, построенного без учета целесообразности используемых в нем способов и методов проведения.

В младшем школьном возрасте более чем у половины всех детей отсутствовал возрастной уровень развития в статической силе, атакже в гибкости (второй класс) и быстроте (третий и четвертый классы).

Было выявлено, что традиционная методика физического воспитания не создает условий для развития комплекса основных физических качеств (за исклю-

чением выносливости и динамической силы), в результате чего с возрастом отмечается не только стабилизация развития, но и их регресс.

В функционально-двигательной подготовленности к концу учебного года возрастные нормативы отсутствовали у более половины всех дошкольников во всех способностях, за исключением ориентационной способности в младших, средних и подготовительных группах. Следует отметить, что качество овладения гимнастическими упражнениями имеет прямую зависимость от степени развития функциональных способностей. Чем выше уровень функциональных способностей, тем выше и уровень качества овладения упражнениями (А.И.Кравчук, 1998). Однако, несмотря на благоприятный (сенситивный) период развития функциональных способностей в данном возрасте, активное их развитие нами не было отмечено, что и не позволило большинству детей достигнуть и превысить возрастной уровень их развития.

В начальной школе низкий уровень развития выносливости дыхательной системы отмечался во всех классах, а также в дифференцировке пространственных параметров (с первого по третий классы) и в дифференцировке силовых напряжений - третьем классе. Можно заключить, что использование традиционной методики физического воспитания не позволяет большинству детей качественно осваивать жизненно важные двигательные умения и навыки.

Таким образом, проблема повышения эффективности физкультурных занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте путем изменения их содержания и комплексного использования оздоровительных средств и методов физической культуры на основе учета региональных особенностей, состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, в настоящее время, является весьма актуальной.

Система физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться в строгом соответствии с состоянием здоровья, учете уровня индивидуального физического развития, биологической зрелости, показателей моторного потенциала детей (В . К. Бальсевич, 1988; А. И. Кравчук, 1998; В.К.Спирин, 2003 и др.) и иметь преемственность между собой с исключением дублирования дошкольного учебного материала в начальной школе.

Анализ научной и методической литературы показал, что программа физической культуры начальной школы в первом и во втором классах состоит, в основном, из учебного материала, используемого в дошкольном физическом воспитании. В третьем и четвертом классах учебный материал усложняется только в отдельных разделах программы. В традиционных программах распределение учебного материала осуществляется по четвертям, когда перерыв в изучении и совершенствовании отдельных видов физических упражнений (акробатические упражнения, прыжки, метания, равновесия и т.д.) имеет продолжительное время и составляет от одного до шести месяцев.

Использование нами в течение семи лет в практике дошкольного физического воспитания комплексного концентрированного обучения позволяет 65100% детей достигнуть и превысить возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей (А.И.Кравчук, 1998, 2003; М.П.Мухина, 1998-2005).

Комплексное концентрированное обучение основным движениям состоит в использовании недельных микроциклов (три физкультурных занятия), на-

правленных на обучение определенным видам основных движений. На первом физкультурном занятии микроцикла создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором - идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование, создание представлений или изучение другого основного движения.

В первом микроцикле осваиваются акробатические упражнения, направленного на обучение вращательным, статическим видам действий, необычным положениям частей тела и позам, положениям наклонно и вниз головой.

Второй микроцикл посвящен освоению разновидностей прыжков и равновесия, т.е. обучению отталкивающим действиям ногами, статическому и динамическому равновесию. Сочетание в одном занятии прыжков и равновесия является вариативным. Сложному по технике выполнения прыжку в основной части занятия предшествует выполнение равновесия в подготовительной части и наоборот, сложному по освоению равновесию предшествует выполнение прыжков в соответствующих частях урока. При изучении прыжков и равновесий детям предлагаются цветные зрительные ориентиры. Равновесия выполняются с опорой о гимнастическую стенку, на узкой опоре, с различными предметами.

Третий микроцикл направлен на обучение детей навыкам метания, т.е. отталкивающим действиям руками, броскам и ловле, когда необходимо сочетать движения ногами, туловищем и руками. Обучение разновидностям метания рекомендуется проводить фронтальным или групповым способами, в постоянно меняющихся условиях выполнения упражнений, с использованием различных предметов. При изучении метания, бросков и ловли применяются малые, средние, утяжеленные (до 500 гр.), с шипами (массажные) мячи, платочки и другие предметы, резиновые и пластмассовые, используются горизонтальные, вертикальные различного цвета и размера цели.

В четвертом микроцикле используется сочетание разновидностей лазания и равновесия, т.е. обучение ловкостным, переместительным действиям, преодолению высоты, статическому и динамическому равновесию. Как и второй микроцикл, он вариативен и зависит от сложности выполнения основных движений. Обучение разновидностям лазания проводится в условиях наклонных и вертикальных лестниц, гимнастической стенки, веревочной лестницы «паутинка».

Пятый микроцикл, содержащий неполную неделю, направлен на контроль за выполнением детьми освоенных основных движений или на их совершенствование, оценку уровня физической и специально-двигательной подготовленности. В этом микроцикле широко используются подвижные игры, эстафеты, игровые задания, развлечения, упражнения в форме активного отдыха по инициативе детей.

Сочетание видов основных движений в недельных микроциклах является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждого микроцикла, в свою очередь, обладает вариативностью. Общей особенностью каждого микроцикла является то, что в конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, которая включает в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям последующего микроцикла. Подвижная играв основной части занятия направлена на совершенствование основных движений предыдущего микроцикла. Для эффектив-

Показатели моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного физического воспитания (2004-2005 гг.), %

Детские группы Классы школы

МП 2 младшая Средняя -1 Старшая я О 'О И X з < 0) О н с 1 1 « и 2 класс т и с 1С1 3 П и и ГО й т Размах

ДР 87 92 85 97 100 83 87 93 83-100

ДН 80 89 80 100 91 94 87 100 80-100

X 90 98 85 100 100 100 100 100 85-100

ДП Б 90 87 84 100 100 . 100 100 100 84-100

Р 83 80 89 93 100 100 100 93 83100

Л 86 92 86 84 100 100 100 100 84-100

П 78 80 58 76 70 90 100 100 58-100

м 85 87 86 97 100 100 94 100 85-100

Размах 78-90 80-98 58-89 76-100 70-100 83-100 87-100 93-100

Лк 91 92 79 93 91 88 100 100 88-100

В 74 92 89 96 100 100 100 100 74-100

СтС 73 87 85 63 27 33 44 15 15-87

ФП Бс 82 84 62 89 46 94 75 93 46-94

СкС 81 84 ВЗ 98 100 ■ 97 100 100 81-100

АС 84 94 98 100 100 100 100 100 84 100

Г 87 84 80 84 90 85 93 67 67-90

Размах 73-91 84-92 62-98 63-100 27-100 33-100 44-100 15-100

ДСН 100 100 100 100 100 88 94 100 88 100

ДПП - 95 83 72 40 56 67 67 40-95

ФДП ОС - 87 84 76 90 100 100 100 76-100

КС - 95 94 100 100 100 100 100 94-100

ВД/С 90 ВО 89 89 93 85 87 90 88 93 93 90 85:93 87-93

Размах 90-100 80-100 83-100 72-100 40-100 56-100 67-100 67-100

Б (30 м) - - - 100 97 93 90 93-100

ФП Лк (340 м) - - - - 100 97 100 94 94-100

ОбВ - - - - 100 100 94 97 94-100

С - - - 100 100 100 100 100

Размах - - - 100 97-100 93-100 90-100

Примечание. См. табл. 1. ОбВ — общая выносливость, С — сила.

ной организации проведения физкультурных занятий, создания творческой атмосферы, а также воспитания самостоятельности у дошкольников, используются карточки с графическим изображением упражнений. Применение карточек возможно также и на этапе совершенствования выполнения движений в подвижных играх.

Поскольку традиционная методика физического воспитания в начальной школе не справляется с предъявляемыми к ней требованиями по достижению детьми качества освоения жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению возрастных нормативов развития физических качеств и функционально-двигательных способностей, мы

Интенсивность ГТР основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей при комплексном концентрированном физическом воспитании, у.е.

МП/ Группы Средняя Старшая Подготовительная 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

АР 2,9 3,2 0,6 0 0 -0,5 0,7

АН 2,6 2.В 1,5 0,1 0,1 -0,1 0,2

X 2,3 2,8 1,8 0 0,2 0,4 -0,4

дп Б 2,4 3,0 1,4 0,1 0,1 0,3 -0,4

Р 2,9 3,9 1,6 -1,3 1,3 -1,1 -0,4

Л 2,5 2,5 1,9 0,5 0,2 0 -0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п 1,9 2,9 1,8 -0,2 0,4 0,2 0.1

м 1,5 3,2 2,3 0,2 0,3 -0,3 -0,2

ФП Лк 1,9 1.9 1,7 0,9 0 1,8 -1,3

В 3,4 1,5 1,3 0,6 -0,3 0,7 -0,2

СтС 3,3 3,В 2,0 -2,4 0,9 0,4 -0,7

Бс 2,4 1,8 2,2 0,3 0,9 -0,8 0,1

СкС 2,0 1,5 0,9 0,3 0,5 1,4 0,4

дс 1,6 1.0 0,9 1,2 0,6 0,7 1,0

Г 1,2 0,8 1,6 1,2 0,4 1,3 0,5

ФДП ДСН - 4,2 2,1 2,2 -2,5 -0,9 0,9

дпп 2,9 4,1 -0,7 2,0 -0,8 -1,6

ОС 1,7 1,4 1,1 0,6 0.6 0,7 0,9

КС 2,1 1,7 1,1 1,1 0,3 0,2 0,5

ВД/С Ш 2,5 Ы 2,2 № 1,4 Ь5 0,7 М 0,5 су. 2,9 ш -3,3

ФП Б (30м) - - 0,2 1,0 1,2 1,6

Лк (З'Юм) - 2,2 0,5 0,4

ОбВ - 9,2 0,7 0,8 1,4

С - - 1,2 1.2 0,9 0,7

Примечание. См. табл. 1

предположили, что использование комплексного концентрированного физического воспитания позволит детям достигнуть и превысить возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.

Рациональное распределение программного материала в уроке, предполагающее определенную периодичность в использовании видов основных движений (базовых, профилирующих и объемных) позволит преодолеть периоды стабилизации в их освоении, а также повысить эффективность занятий. Однако более приемлемая длительность микроцикла в начальной школе - две недели, с повторением микроцикла в каждой четверти. Первый микроцикл направлен на освоение разновидностей бега и прыж-

ков; второй - метания; третий - акробатических упражнений; четвертый -лазания и равновесия. Сопутствующие основным движениям физические качества и функционально-двигательные способности формируются в соответствии с рекомендациями В.А.Гу-ляйкина, А.И.Кравчука (1985), Л.Т.Майоровой (1986), В.Л.Мустаева (1996), В.Г.Хромина (2002).

Использование комплексного концентрированного распределения программного материала в каждом микроцикле позволяет повысить уровень двигательной подготовленности у 78-100% дошкольников (за исключением прыжков в старшей группе) и 83-100% младшим школьникам (табл. 2). Возрастных нормативных уровней физической подготовленности во всех физических качествах к концу года достигли

62-100% дошкольников, причем 81-100% из них - в гибкости, скоростной и динамической силе.

В начальных классах 85-100% детей в шести физических качествах имели возрастные нормативы, за исключением статической силы, быстроты в первом классе и гибкости — в четвертом. Видимо, это связано с трудностями в их развитии с возрастом, а также недостатком их воспитания.

Развитие основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризуется гетерохронностью и синхронностью. Имеют место сенситивные периоды их развития, отличающиеся величиной годовых и максимальных темпов роста (В.А.Гуляйкин, А.И.Кравчук, 1986; А.И.Кравчук, 1998). В ходе настоящего исследования нами были определены годовые темпы роста (ГТР) основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основании полученных данных определялась интенсивность ГТР основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей в каждом возрасте (табл. 3).

Особенностями динамики двигательной подготовленности детей дошкольного возраста были высокие и умеренные ГТР во всех основных движениях за исключение движений руками в подготовительных группах. Это позволяет предположить о наличии влияния комплексного концентрированного обучения основным движениям на уровень развития жизненно важных двигательных умений и навыков, что выражается в продлении сенситивных периодов их развития. В младшем школьном возрасте в развитии основных движений отмечались замедленный рост и регресс, что можно связать с неблагоприятным периодом для их развития н данном возрасте (см. табл. 3).

Динамика физической подготовленности дошкольников свидетельствуют о наличии благоприятных периодов развития физических качеств за исключением скоростной и динамической силы в подготовительных группах и гибкости — в старших группах. Следует отметить, что использование комплексного концентрированного физического воспитания позволяет дошкольникам преодолеть периоды стабилизации и замедления роста во всех качествах, выявленные А.И.Кравчуком (1998). Младший школьный возраст характеризуется замедленным ростом и его отсутствием за исключением в первом классе динамической силы, гибкости, общей выносливости и силы; во втором — быстроты и силы; в третьем — ловкости, скоростной силы, гибкости и быстроты; в четвертом — динамической силы и общей выносливости (см. табл. 3).

Анализ функционально-двигательной подготовленности показал наличие высоких и умеренных темпов роста в дошкольном возрасте для развития всех способностей, что согласуется с данными А.И.Кравчука (1998), и отсутствием и замедленным ростом способностей в младшем школьном возрасте, за исключением в первом классе дифференцировки силовых напряжений, координационных способностей и выносливости дыхательной системы, во втором классе — дифференцировки пространственных параметров и в третьем — задержки дыхания на выдохе.

Таким образом, использование комплексного концентрированного физического воспитания позволяет 65-100% детей дошкольного и младшего школьного возраста достигать и превышать возрастные нормативы двигательной, физической и функци-

онально-двигательной подготовленности, качественно осваивать основные движения, а также преодолевать стабилизацию и замедление роста.

Практические рекомендации

1. В дошкольных и начальных образовательных учреждениях следует осуществлять концентрированное обучение основных движений в недельных микроциклах:, разработанных с учетом учебной программы базового дошкольного и начального школьного физического воспитания.

2. В каждом недельном микроцикле осваиваются одно или два основных движения. В содержание физкультурного занятия (урока физической культуры) в конце подготовительной части рекомендуется вводить дополнительную подвижную игру, которая включает в себя простые упражнения, изученные прежде, являющиеся подводящими к основным движениям последующего микроцикла. Подвижная игра в основной части занятия должна быть направлена на совершенствование основных движений предыдущего микроцикла. Первое физкультурное занятие (урок физической культуры) в микроцикле используется для создания представлений, изучения или закрепления основного движения. Второе — для дальнейшего изучения или закрепления, а третье и четвертое (начальная школа) — для совершенствования изученных основных движений.

3. Содержание недельных микроциклов в структуре учебного года определяется после проведения педагогических контрольных испытаний в начале и середине учебного года. При этом учитывается индивидуальный уровень двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников и младших школьников, соответствие их возрастным нормативным показателям развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.

Библиографический список

1. Кравчук, А Н, Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) Часть 1./АИ.Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998,- 102с.

2. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и до школьного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2,3. / АИ.Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 -136с.

3. Мухина, М.П. Влияние концентрированного обучения основным движениям на гармоничность физического состояния и здоровье дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2003. С,75-79.

4. МухинаМ.П. Рабочая программа физической культуры для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Научно-методическое пособие/М.П.Мухина. - Омск, СибГУФК,2004. - 129с.

МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса. КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики.

Поступила в редакцию 24.05.06. © Мухина М. П., Кравчук А. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.