Научная статья на тему 'Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода'

Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
976
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT / STATISTICAL PARAMETERS / AGE AND SEX PATTERNS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгиевич, Бадеева Татьяна Владимировна, Ашина Марина Владиславовна, Косюга Светлана Юрьевна

Представлены статистические параметры показателей физического развития современных школьников Нижнего Новгорода. На фоне сохранения основных характеристик ростовых процессов детей и подростков произошли негативные изменения в морфофункциональном развитии школьников: выраженная дисгармонизация развития, склонность к гипертензии и тахикардии. Полученные данные свидетельствуют об изменениях в физическом развитии как на уровне индивидуума, так и на популяционном уровне, и обусловлены увеличением числа и изменением соотношения факторов риска, влияющих на рост и развитие. Проведение массовых исследований физического развития детей в рамках мониторинга дает возможность на региональном и федеральном уровнях выявлять региональные особенности ростовых процессов у детей и подростков, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные профилактические мероприятия при реализации региональных моделей социально-гигиенического мониторинга детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The physical development of Nizhny Novgorod schoolchildren

Statistical parameters of physical development indicators of modern schoolchildren of Nizhny Novgorod are presented. With the preserved basic characteristics of growth processes of children and adolescents, there are negative changes in the morfofunkcional development of schoolchildren: the markedly discordant development, susceptibility to hypertension and tachycardia. Received data are evidenced of changes in physical development, both at the level of the individual and the population level, and due to the increase in number and the change of the ratio of risk factors which influence on the growth and development. The massive research of the children physical development in the framework of the regional and federal monitoring provides an opportunity to highlight the regional particularities of the growth processes in children and adolescents, to predict the physical health and to develop the differentiated prevention activities in the realization of regional models of socially-hygienic monitoring of the children's population.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода»

УДК 613.955f470.3411

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, СЮ. Косюга, А.С. Киселева,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Богомолова Елена Сергеевна - e-mail: olenabgm@rambler.ru

Представлены статистические параметры показателей физического развития современных школьников Нижнего Новгорода. На фоне сохранения основных характеристик ростовых

процессов детей и подростков произошли негативные изменения в морфофункциональном развитии школьников: выраженная дисгармонизация развития, склонность к гипертензии и тахикардии. Полученные данные свидетельствуют об изменениях в физическом развитии как на уровне индивидуума, так и на популяционном уровне, и обусловлены увеличением числа и изменением соотношения факторов риска, влияющих на рост и развитие. Проведение массовых исследований физического развития детей в рамках мониторинга дает возможность на региональном и федеральном уровнях выявлять региональные особенности ростовых процессов у детей и подростков, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные профилактические мероприятия при реализации региональных моделей социально-гигиенического мониторинга детского населения.

Ключевые слова: школьники, показатели физического развития, статистические параметры,

возрастно-половые закономерности развития.

Statistical parameters of physical development indicators of modern schoolchildren of Nizhny Novgorod are presented. With the preserved basic characteristics of growth processes of children and adolescents, there are negative changes in the morfofunkcional development of schoolchildren: the markedly discordant development, susceptibility to hypertension and tachycardia. Received data are evidenced of changes in physical development, both at the level of the individual and the population level, and due to the increase in number and the change of the ratio of risk factors which influence on the growth and development. The massive research of the children physical development in the framework of the regional and federal monitoring provides an opportunity to highlight the regional particularities of the growth processes in children and adolescents, to predict the physical health and to develop the differentiated prevention activities in the realization of regional models of socially-hygienic monitoring of the children's population.

Key words: schoolchildren, physical development, statistical parameters,

age and sex patterns of development.

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VII

Введение

Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социально-экономических условиях относится к числу ключевых проблем профилактической медицины на современном этапе. Показатели физического развития детей и подростков в течение длительного времени используются в качестве индикаторов здоровья населения. Высокая информативность показателей физического развития обусловила их включение во многие информационноаналитические системы социально-гигиенического и эколого-гигиенического мониторинга, контроля физической подготовленности детей и подростков [1, 2, 3].

Физическое развитие как интегральный показатель здоровья ребенка отражает процессы роста и развития в изменяющихся условиях среды обитания, что является основанием для регулярной разработки новых подходов к изучению, обобщению и анализу возрастных особенностей роста и развития, к оценке роста и развития детей на индивидуальном и популяционном уровнях [4, 5, 6]. Для реализации мониторинга роста и развития детей и подростков первостепенное значение имеет наличие комплекса нормативных показателей.

С учетом интеграции страны в мировое сообщество стратегию и тактику профилактики наиболее распространенных заболеваний детей и подростков необходимо выстраивать с учетом международного опыта, рекомендаций ВОЗ. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения невозможно без решения ряда научных задач приоритетного характера, к числу которых прежде всего относится изучение, обобщение и анализ возрастных особенностей роста и развития детей и подростков.

Цель исследования - изучение возрастно-половых закономерностей морфофункционального развития школьников Нижнего Новгорода и разработка нормативов физического развития.

Материалы и методы

Физическое развитие школьников изучалось генерализирующим методом. Объем исследования - 3034 школьника в возрасте от 7 до 17 лет (из них 1431 мальчик и 1603 девочки), обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.

При проведении антропометрического обследования использована унифицированная антропометрическая методика. Программа обследования включала измерение и анализ тотальных размеров тела (длина, масса тела, окружности), физиометрических (мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких, артериальное давление, частота сердечных сокращений) и соматоскопических показателей (степень развития вторичных половых признаков, количество и степень прорезывания постоянных зубов).

Оценка показателей физического развития проводилась в соответствии с методическими указаниями «Оценочные таблицы физического развития школьников Нижнего Новгорода» [7].

Результаты обследования школьника заносили в унифицированную Карту изучения состояния здоровья школьника, которая включила 45 параметров, характеризующих морфофункциональное развитие физического развития.

Формирование и обработка базы данных осуществлялась в СУБД РохРго v.6.0. Статистическая обработка и анализ дан-

ных проведен с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6.0. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий ^Стьюдента, х2, непараметрические методы статистического анализа).

Результаты и их обсуждение

Отличительной особенностью растущего организма является выраженная возрастная изменчивость морфофункциональных показателей, причем фактор возраста перекрывает изменчивость показателей, обусловленную другими факторами.

На основании результатов углубленного медицинского осмотра рассчитали статистические параметры показателей и изучили возрастно-половые закономерности морфофункционального развития современных школьников. Абсолютные значения средних величин морфологических и функциональных показателей увеличиваются с возрастом (таблица 1). Средние показатели длины тела (ДТ) у мальчиков

ТАБЛИЦА 1.

Статистические параметры тотальных размеров тел школьников

Возраст Мальчики Девочки

N M ±m ±о- V, % N M ±m ±(Г V, %

Длина тела, см

7 лет 135 125,7 0,44 5,12 4,07 141 124,6 0,43 5,14 4,12

8 лет 144 130 0,5 5,93 4,56 162 129,4 0,45 5,74 4,44

9 лет 127 136,8 0,54 6,08 4,44 161 134,2 0,47 6 4,47

10 лет 158 140,7 0,45 5,68 4,04 139 140,5 0,56 6,62 4,71

11 лет 126 146,7 0,59 6,65 4,53 145 146,2 0,59 7,1 4,86

12 лет 121 151,8 0,66 7,2 4,74 131 152,7 0,61 6,93 4,54

13 лет 127 158,4 0,74 8,32 5,25 148 158,8 0,59 7,09 4,47

14 лет 143 166,3 0,74 8,86 5,33 153 161,9 0,47 5,84 3,61

15 лет 126 171,9 0,6 6,72 3,91 149 162,5 0,55 6,72 4,13

16 лет 114 174,1 0,66 6,98 4,01 132 163,7 0,52 5,96 3,64

17 лет 110 175,8 0,61 6,4 3,64 142 164,5 0,54 6,42 3,9

Масса тела, кг

7 лет 135 25,3 0,39 4,55 18,03 141 24,5 0,38 4,47 18,22

8 лет 144 27,9 0,47 5,56 19,92 162 27,8 0,55 6,93 24,92

9 лет 127 32,9 0,68 7,65 23,23 161 30 0,46 5,76 19,21

10 лет 158 35,5 0,69 8,67 24,42 139 34,5 0,63 7,43 21,56

11 лет 126 40,2 0,86 9,65 23,99 145 37,6 0,7 8,45 22,51

12 лет 121 44,8 1,08 11,82 26,39 131 44,5 0,99 11,26 25,31

13 лет 127 48 0,93 10,45 21,76 148 49,3 0,87 10,59 21,48

14 лет 143 55,9 1,1 13,16 23,53 153 52,7 0,78 9,64 18,31

15 лет 126 61,8 1,11 12,37 20,04 149 54,5 0,82 10,01 18,38

16 лет 114 62,6 1,07 11,34 18,1 132 54,9 0,73 8,4 15,29

17 лет 110 65,6 1,04 10,86 16,55 142 56,6 0,85 10,14 17,91

Окружность грудной клетки, см

7 лет 135 60,4 0,36 4,12 6,82 141 59,1 0,41 4,87 8,23

8 лет 144 63 0,43 5,14 8,16 162 61,7 0,49 6,24 10,12

9 лет 127 67,1 0,59 6,66 9,91 160 63,3 0,44 5,51 8,72

10 лет 158 68,2 0,59 7,38 10,83 139 66,8 0,58 6,81 10,21

11 лет 126 71,6 0,72 8,09 11,3 145 68,7 0,59 7,05 10,26

12 лет 121 74,5 0,8 8,78 11,78 131 74,4 0,73 8,29 11,14

13 лет 127 75,3 0,66 7,38 9,8 148 76,7 0,62 7,54 9,84

14 лет 143 80,2 0,72 8,63 10,75 153 79,2 0,56 6,91 8,72

15 лет 126 84,8 0,73 8,2 9,67 149 80,5 0,54 6,53 8,11

16 лет 114 85,7 0,67 7,07 8,25 132 81,7 0,49 5,56 6,81

17 лет 110 87,5 0,64 6,67 7,62 142 82,1 0,5 5,9 7,19

ТАБЛИЦА 2.

Статистические параметры функциональных показателей школьников

Возраст Мальчики Девочки

N | M | ±т | ±<г IV, % N | M | ±т | ±<г IV, %

ЖЕЛ, л

7 лет 74 1,38 0,04 0,34 24,86 78 1,19 0,03 0,26 22,18

8 лет 143 1,58 0,04 0,45 28,35 160 1,35 0,03 0,34 25,04

9 лет 126 1,8 0,04 0,46 25,33 158 1,49 0,03 0,42 27,99

10 лет 157 2,03 0,04 0,49 24,33 138 1,72 0,04 0,51 29,48

11 лет 126 2,3 0,05 0,52 22,48 145 1,99 0,05 0,54 26,98

12 лет 120 2,55 0,05 0,59 23,02 131 2,28 0,05 0,6 26,45

13 лет 127 3 0,06 0,7 23,43 148 2,62 0,05 0,66 25,19

14 лет 142 3,54 0,07 0,79 22,29 150 2,81 0,05 0,61 21,64

15 лет 123 3,88 0,09 1 25,82 149 2,71 0,06 0,68 25,13

16 лет 114 4,11 0,1 1,03 24,99 132 2,84 0,07 0,78 27,57

17 лет 109 4,5 0,08 0,85 18,82 141 3,04 0,07 0,77 25,3

Динамометрия правой кисти, кг

7 лет 134 8,3 0,2 2,27 27,28 141 7,3 0,17 2,02 27,54

8 лет 142 10,1 0,21 2,51 24,78 162 9 0,2 2,55 28,32

9 лет 127 12,1 0,28 3,09 25,46 161 10,5 0,19 2,41 23,02

10 лет 158 13,4 0,25 3,13 23,36 138 11,3 0,22 2,6 23,04

11 лет 125 15,4 0,34 3,78 24,63 145 13,5 0,29 3,45 25,59

12 лет 121 19,3 0,4 4,39 22,79 129 17 0,47 5,3 31,21

13 лет 126 23 0,53 5,88 25,54 148 21 0,39 4,71 22,41

14 лет 141 27,8 0,61 7,18 25,86 152 22,6 0,38 4,66 20,64

15 лет 126 33,7 0,66 7,41 22 149 23,7 0,37 4,48 18,93

16 лет 113 35,5 0,67 7,07 19,92 132 25 0,37 4,2 16,78

17 лет 110 39 0,74 7,75 19,9 142 25,9 0,43 5,12 19,81

САД, мм рт.ст.

7 лет 119 100,9 0,78 8,51 8,44 115 102,2 0,85 9,09 8,9

8 лет 141 104,7 0,81 9,6 9,17 161 103,4 0,79 10,01 9,68

9 лет 126 105,9 0,95 10,57 9,98 161 105,2 0,81 10,29 9,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 лет 155 104,8 0,85 10,55 10,07 139 105,5 0,84 9,85 9,34

11 лет 125 108,7 0,88 9,75 8,97 144 105,9 0,87 10,45 9,87

12 лет 121 110,9 1,02 11,12 10,02 131 111 0,9 10,29 9,27

13 лет 125 114,5 0,99 11,04 9,64 148 114,1 0,73 8,87 7,78

14 лет 143 119,6 1,07 12,69 10,61 148 115 0,8 9,71 8,44

15 лет 125 124,8 1,12 12,45 9,98 147 116,4 0,87 10,53 9,04

16 лет 112 125,5 1,21 12,79 10,19 130 115,4 0,82 9,32 8,08

17 лет 110 126,4 1,38 14,43 11,41 139 115,3 0,82 9,66 8,37

Д АД, мм рт.ст.

7 лет 119 59,3 0,74 8,02 13,53 115 59,7 0,7 7,5 12,57

8 лет 141 59 0,7 8,26 14,01 161 60,5 0,56 7,03 11,63

9 лет 126 60,8 0,73 8,16 13,44 161 61,1 0,63 8,02 13,13

10 лет 155 60 0,61 7,61 12,76 139 61,1 0,7 8,22 13,45

11 лет 125 62,7 0,64 7,12 11,35 144 61 0,66 7,84 12,84

12 лет 121 62,5 0,76 8,33 13,32 131 63,5 0,67 7,62 11,99

13 лет 125 62,7 0,68 7,56 12,07 148 66,1 0,58 7,05 10,68

14 лет 143 65,1 0,79 9,35 14,37 148 66,7 0,56 6,83 10,24

15 лет 125 66 0,64 7,14 10,81 147 68 0,6 7,24 10,65

16 лет 112 68,1 0,74 7,83 11,49 130 67,3 0,58 6,6 9,81

17 лет 110 69,4 0,74 7,76 11,18 139 67,9 0,58 6,81 10,03

ЧСС, уд./мин.

7 лет 120 89,3 0,93 10,1 11,32 115 93,8 1,06 11,3 12,05

8 лет 141 89,2 0,99 11,65 13,07 161 92,4 0,95 11,99 12,98

9 лет 126 91,7 1,1 12,28 13,4 161 90,6 0,96 12,13 13,38

10 лет 155 87 0,97 12,03 13,82 139 92,1 1,13 13,31 14,45

11 лет 125 87,9 1,18 13,08 14,89 144 92,6 1 11,94 12,9

12 лет 121 89 1,07 11,74 13,19 131 92,3 1,06 12,08 13,09

13 лет 125 87,2 1,24 13,84 15,87 148 91,7 1,07 12,93 14,1

14 лет 143 86,5 1,15 13,65 15,77 148 92,4 1,03 12,52 13,55

15 лет 125 86 1,15 12,84 14,93 147 91 1,13 13,64 14,99

16 лет 112 88,4 1,42 14,97 16,94 130 91,5 1,16 13,15 14,38

17 лет 110 83,9 1,35 14,1 16,82 139 88,9 1,34 15,69 17,65

и девочек 7 лет составили 125,7+0,44 см и 124,6+0,43 см, а в 17 лет соответственно 175,8+0,61 см и 164,5+0,54 см. Среднестатистические величины массы тела (МТ) у мальчиков от 7 до 17 лет возросли с 25,3+0,39 кг до 65,6+1,04 кг, у девочек, соответственно, с 24,5+0,38 кг до 56,5+0,85 кг. Средние показатели окружности грудной клетки (ОГК) в 7-летнем возрасте у мальчиков составили 60,4+0,36 см и у девочек - 59,1+0,41 см, а в 17 лет - 87,5+0,64 см и 82,1+0,50 см соответственно.

Анализ гендерных особенностей развития показал различия и характерные соотношения между ДТ и МТ мальчиков и девочек. Однако, обращает внимание факт отсутствия достоверных различий по ведущим соматометрическим показателям у мальчиков и девочек в возрасте 7-13 лет (К1,98, р>0,05). Отчетливые проявления полового диморфизма отмечены лишь с 14-летнего возраста.

В возрастной динамике основных антропометрических признаков имеет место двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма, связанный с разными сроками вступления в процессы полового созревания мальчиков и девочек.

Первый перекрест ростовых кривых ДТ, когда девочки опережают в росте мальчиков, приходится на 12 лет, а в возрасте 14 лет выявляется выраженное превышение ДТ у мальчиков - второй перекрест ростовых кривых. По МТ и ОГК перекресты ростовых кривых составили, соответственно, 13 и 14 лет.

Существенное превышение основных антропометрических признаков у мальчиков сохраняется с 14 лет до завершения ростовых процессов. Максимальная скорость роста ДТ у мальчиков отмечена в 13 , а у девочек - в 12, по МТ и ОГК в 13 и 11 лет у мальчиков и девочек соответственно.

Важнейшими характеристиками роста и развития школьников являются функциональные показатели организма, которые изменяются аналогично тотальным размерам тела - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), увеличение которых наблюдали до 17 лет (таблица 2). В ходе онтогенеза ЖЕЛ у мальчиков нарастает в 3,2 раза, у девочек - в 2,5 раза. Сходные закономерности прослежены по показателям динамометрии правой и левой кистей рук: ДПК у мальчиков увеличивается в 4,7 раза, у девочек - в 3,5 раза.

Отмечены гендерные различия в величинах ЖЕЛ, ДПК, ДЛК (1>2,62, р<0,01) во всех возрастно-половых группах -у мальчиков каждой возрастной группы физиометрические показатели более высокие, чем у девочек. Рост физиометри-ческих показателей более выражен у мальчиков.

Анализ гемодинамических параметров выявил урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом у мальчиков от 89,3+0,93 ударов в минуту в 7 лет до 83,9+1,35 ударов в минуту в 17 лет и у девочек от 93,8+1,06 ударов в минуту в 7 лет до 88,9+1,34 ударов в минуту в 17 лет. У девочек подавляющего большинства возрастных групп ЧСС выше, чем у мальчиков (1>1,98, р<0,05). Артериальное систолическое и диастолическое давление (САД и ДАД) у мальчиков и девочек увеличивалось, достигая максимальных величин в 17-летнем возрасте. Средние величины САД у девочек в 10 и 12 лет превышали таковые у мальчиков, причем с 14-летнего возраста половые различия становились значимыми (1>2,62, р<0,01). Средние величины ДАД у девочек превышали тако-

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VII

вые у мальчиков по большинству возрастных групп, за исключением 11, 16-17 лет. Однако гендерные различия были недостоверны (К1,98, р>0,05).

Важной характеристикой возрастной изменчивости показателей морфофункционального развития школьников являются такие статистические параметры, как среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, позволяющие оценивать вариабельность признака. Проследить четкую изменчивость указанных показателей не удалось. Выявлен слабый разброс вариант ДТ. Средний разброс вариант характерен для МТ, ОГК, ЖЕЛ, ДПК, ДЛК, ЧСС, ДАД. Показатели САД у мальчиков характеризовались большей вариабельностью, чем у девочек. Это свидетельствует о существенном расслоении большинства показателей морфофункционального развития относительно средних значений.

Таким образом, с возрастом прослежено увеличение средних величин изучаемых показателей морфофункционального развития, за исключением частоты сердечных сокращений. По ДТ, МТ и ОГК определен двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма в связи с более ранним созреванием девочек. Определены гендерные особенности развития: у мальчиков каждой возрастной группы регистрируются более высокие физиоме-трические показатели и более выраженный их рост, чем у девочек. Полученные данные не противоречат сложившимся представлениям о возрастно-половой динамике средних величин морфофункциональных показателей и позволяют говорить о сохранении возрастных онтогенетических закономерностей физического развития школьников в современных социально-экономических условиях.

Однако на фоне сохранения основных закономерностей морфофункционального развития у современных школьников существуют особенности процессов роста и развития. Для характеристики соматометрического и физиометриче-ского статуса современных школьников использовали сложившиеся методы на основе непараметрического центиль-ного анализа. За эталонные значения были приняты результаты исследований 2002 года, которые явились основой последнего действующего стандарта.

Анализ физического развития школьников показал существенные отклонения от эталона в распределении тотальных размеров тела. Современных школьников отличает правосторонняя асимметрия распределения оценок ДТ, МТ и

ТАБЛИЦА 3.

Центильное распределение показателей физического развития школьников, %

Центильные интервалы Эталон в % Длина тела/ Возраст Масса тела/ Возраст ИК2

3 ? Все 3 ? Все 3 ? Все

і 3 2 2,9 2 1,8 2,4 1,8 2,9 2,9 2,9

2 7 5,7 6,2 5,7 4,2 4,1 4,2 3,1 4,3 3,1

3 15 13,1 15,5 13,1 10,5 13,8 10,5 10 12,4 10

4 25 20,8 26 20,8 19,3 21,7 19,3 20,8 23,4 20,8

5 25 25,5 21,5 25,5 24,2 26,3 24,2 26 24,5 26

6 15 19 15,8 19 19,4 14,7 19,4 17,6 17,7 17,6

7 7 9,9 7,3 9,9 11 10,1 11 7,3 6,7 7,3

8 3 4 4,8 4 9,6 6,9 9,6 12,3 8,1 12,3

Статистика: X2 =29,8, сс=7, р=0,0001 X2 =27,4, сс=7, р=0,0003 X2 =22,5, сс=7, р=0,0020

Индекса Кеттле 2 (ИК2, ВМ1), с превышающим эталон представительством школьников с повышенной и высокой ДТ,

МТ и ИК2 (таблица 3).

Однако, особенностью распределения оценок Индекса Кеттле 2, отражающего гармоничность соотношения длины и массы тела, является большая доля школьников с очень высокими значениями (в 3 раза выше эталона), что свидетельствует о выраженном избытке массы тела у 10,1% детей. Гендерные различия оказались значимыми для всех распределений изучаемых показателей.

Результаты групповой оценки физического развития показали более низкую, по сравнению с эталоном, долю школьников с нормальным развитием (таблица 4). Доля детей с отклонениями в физическом развитии превысила эталонные значения в группе с повышенной и высокой массой тела и высокой длиной тела. Данный факт свидетельствует о дисгармоничности развития современных школьников.

ТАБЛИЦА 4.

Распределение школьников по группам физического развития, %

Группы физического развития Эталон, Доля школьников, %

% 3 ? Все

1. Нормальное физическое развитие 75,2 70,8 72,2 71,5

Отклонения в развитии:

2. Повышенная и высокая МТ 9,4 17,7 13,6 15,5

3. Сниженная и низкая МТ 9,4 5,5 6,6 6,1

4. Высокая ДТ 3 4 4,8 4,4

5. Низкая ДТ 3 2 2,9 2,5

Статистика: X2 =12,9, сс=4, р=0,0119

Особенностью центильного распределения всех функциональных показателей у школьников является правосторонняя асимметрия с большой долей очень высоких значений (таблица 5).

ТАБЛИЦА 5.

Центильное распределение функциональных показателей школьников, %

Центильные интервалы Эталон ЖЕЛ ДПК ДЛК САД ДАД ЧСС

1 3 14,7 0,1 0 0,1 2,7 2,8

2 7 9,4 0,4 0,3 0,3 5,7 3,6

3 15 12,1 1,6 1,6 2,1 13,1 12,3

4 25 12,8 9,2 8,8 10,7 24 19,9

5 25 14 16,3 19 23,1 27,4 25

6 15 13,2 32,1 34 26,6 14,7 17, 4

7 7 9,5 23,2 19,4 15,4 5 6,3

8 3 14,3 17,1 16,9 21,7 7,4 12,7

Всего 100 100 100 100 100 100

Более чем у 70% детей динамометрия правой и левой кистей рук оценивается как повышенная, высокая и очень высокая, со значимыми гендерными различиями (х2 =216,98, р=0,000 и х2=158,71, р=0,000 соответственно). У 37% школьников отмечена склонность к гипертензии и у 19% - склонность к тахикардии, причем гендерные различия также оказались значимыми (х2=36,7, р=0,000 для САД; х2 =18,4, р=0,010 для ДАД; х2 =17,4, р=0,016 для ЧСС).

Особенностью распределения оценок ЖЕЛ является расслоение в сторону крайних вариантов - очень высоких значений, преимущественно у мальчиков (21,2%) и очень низких значений с большей долей у девочек (18,8%), (х2 =133,6, р=0,000). Выявленная значимая дисгармония физи-

ческого развития в сочетании с очень высокими значениями ЖЕЛ можно расценивать как проявление хронической гипоксии у детей - жителей промышленных центров, каковым и является Н. Новгород.

Индивидуальный темп созревания детей и подростков, или биологическая зрелость, учитываемый при организации профилактической работы и различных видов деятельности детей и подростков, определяется по ведущим критериям, имеющим высокую информационную значимость в школьном возрасте - развитию постоянных зубов и половой зрелости.

Изучение возрастно-половой изменчивости числа постоянных зубов показало, что максимальный темп прорезывания отмечается как у мальчиков, так и у девочек в возрасте 11-12 лет, после 13 лет темпы прироста числа постоянных зубов резко снижаются (таблица 6). Коэффициент вариации показывает выраженную вариабельность числа постоянных зубов у мальчиков и девочек, особенно в возрасте 10-12 лет.

ТАБЛИЦА 6.

Показатели биологической зрелости школьников

Возраст Количество постоянных зубов, М±<г Показатели полового созревания, баллы

Мальчики

7 лет 8,22+2,61 Р0 ^, Ах0

8 лет 10,96+1,82 V* Рс, Ах0, Р0

9 лет 12,97+2,62 V* р0, Ц), Ах0, Р0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 лет 15,23+3,93 У0, р0, Ц0, Ах0,

11 лет 19,46+5,18 У0, р0, Ц0, Ах0 р0

12 лет 24,04+4,13 У0-1, Р 0, Ц0, Ах0, р0

13 лет 25,89+3,21 У0-1, Р0-2, Ц0-1, Ах0-1, р0

14 лет 27,37+1,36 У1-2, Р2-4, Ц1-2, Ах1-4, р0-1

15 лет 27,75+0,77 У1-2, Р3-4, Ц1-2, Ах3-4, р0-2

16 лет 27,97+0,64 У2, Р3-5, Ц2, Ах3-4, р1-2

17 лет 28,03+0,88 У2, Р4-5, Ц2, Ах4, р1-3

Девочки

7 лет 8,53+2,63 Ма0, Р0, Ах0, Ме-

8 лет 11,39+2,42 Ма0, Р0, Ах0, Ме-

9 лет 13,80+3,12 Ма0, Р0, Ах0, Ме-

10 лет 16,80+4,43 Ма0-1, Р0, Ах0, Ме-

11 лет 19,99+4,73 14-1 ^ Ме"

12 лет 24,47+3,79 Ма1-2, Р1-2, Ах0-2, Ме-

13 лет 26,69+2,02 Ма2-3, Р2-3, Ах2-3, Ме+

14 лет 27,48+1,20 Ма2-3, Р3, Ах2-3, Ме+

15 лет 27,71+0,86 Ма3, Р3, Ах3, Ме+

16 лет 27,85+0,76 Ма3, Р3, Ах3, Ме+

17 лет 27,85+0,89 Ма3, Р3, Ах3, Ме+

Выявлены достоверные гендерные различия (р=0,000). Среднее число постоянных зубов у девочек выше, чем у мальчиков, что свидетельствует о более раннем прорезывании постоянных зубов у девочек. Половые различия прослеживаются лишь до 14-летнего возраста, после которого они становятся незначимыми.

Пубертат - завершающая стадия развития организма в начальном онтогенезе, в течение которой наряду с соматическим ростом и формированием всех органов и систем достигается репродуктивная зрелость. Связанные с этим изменения в организме подростка являются определяющими среди показателей биологической зрелости, а темповые

характеристики роста, показатели морфологической зрелости костной ткани и т. д. приобретают второстепенное значение. В пубертатном возрасте ведущим критерием биологического развития и показателем становления репродуктивной функции становится уровень полового созревания.

Начало и продолжительность пубертатного периода варьируют в зависимости от пола. Половое развитие современных девочек начинается с развития молочной железы, которое отметили у 13,0% девочек в 9-летнем возрасте, далее на год позже начинает развиваться оволосение лобка и подмышечных впадин и появляется менархе.

В 12 лет у 80,1% девочек имела место 1-2-я стадия развития молочной железы, у 56,4% девочек - 1-2-я стадии развития оволосения лобка и у 83,2% - оволосения подмышечных впадин. К 14 годам большинство девочек имели 2-3-ю стадии развития молочной железы, оволосения лобка и подмышечных впадин. Ведущим критерием полового созревания является возраст первой менструации (менархе), с появлением которой в организме девочек начинается циклическое функционирование системы гипоталамус-гипофиз-яичники, отражающее переломный момент в созревании организма. Средний возраст менархе составил 12,66+1,24 г.

Половое развитие отдельных мальчиков начиналось в 10-11-летнем возрасте с развития щитовидного хряща гортани, изменения тембра голоса, оволосения лобка и подмышечных впадин, а в 12 лет начинало развиваться оволосение лица. Мужской тембр голоса у 97,4% мальчиков и 3-4-я стадии оволосения лобка у 87,3% мальчиков определялись к 15-16 годам. В 15 лет 79,4% мальчиков имели 3-4-ю стадию оволосения подмышечных впадин, а 96,2% - 2-ю стадию развития щитовидного хряща гортани. Самый поздний из изучаемых признаков - оволосение лица: 1-2-ю стадию развития к 16 годам имели 68,7% мальчиков.

Индивидуальное половое созревание, как по срокам начала, так и по длительности, у подростков может значительно варьировать. Развитие вторичных половых признаков при-урочено к определенному паспортному возрасту и происходит в строгой последовательности, нарушение которой может свидетельствовать об отклонениях в нормальном ходе развития и служит основой диагностики серьезных нейро-эндокринных нарушений. Сравнительный анализ позволяет говорить о сохранении последовательности появления вторичных половых признаков у мальчиков и девочек Нижнего Новгорода. Полученные данные позволяют говорить о том, что выявленные возрастно-половые закономерности полового созревания изученного контингента в целом типичны для современных городских школьников.

По результатам проведенного исследования разработаны оценочные таблицы физического развития для детского населения Нижнего Новгорода в возрасте от 7 до 17 лет. Новые нормативы представлены в виде одномерных оценочных шкал для показателей морфофункционального развития, а также таблиц для диагностики уровня развития постоянных зубов, половой зрелости и биологического возраста ребенка.

Заключение

Описанный статус физического развития подрастающего поколения неоднозначен для трактования. Приведенные

результаты свидетельствуют, что на фоне сохранения основных характеристик ростовых процессов детей и подростков

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VII

произошли негативные изменения в морфофункциональном развитии современных школьников, а именнно: выраженная дисгармонизация развития, особенно за счет увеличения числа детей с избытком массы тела, склонность к гипертензии и тахикардии, в результате чего морфофункциональная адаптация выходит за рамки оптимальной. Полученные данные свидетельствуют об изменениях в физическом развитии как на уровне индивидуума, так и на популяционном уровне и обусловлены стремительным увеличением числа и изменением соотношения факторов риска, влияющих на рост и развитие. Это диктует необходимость детального изучения комплекса факторов, влияющих на рост и развитие школьников с установлением причинноследственных взаимосвязей (социальные, средовые факторы) в системе «здоровье - среда обитания».

Таким образом, проведение массовых исследований физического развития детей в рамках мониторинга и отражение их результатов в официальных статистических документах дает возможность на региональном и федеральном уровнях выявлять региональные особенности ростовых процессов у детей и подростков, сформировавшиеся в условиях соответствующей среды обитания, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференци-

рованные профилактические мероприятия разных уровней при реализации региональных моделей социальногигиенического мониторинга детского населения.

Ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916.

2.Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2008. 216 с.

3. Матвеева Н.А. Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г. и др. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Нижегородский медицинский журнал. 2005. № 1. С. 138-144.

4. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. 316 с.

5.Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия. Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 65-68.

6.Суханова, Н.Н. Физическое развитие школьников к концу ХХ века: анализ и прогноз. Российский педиатрический журнал. 1999. № 2. С. 36-41.

7. Богомолова Е.С. и др. ценочные таблицы физического развития детей и подростков Нижнего Новгорода : методические указания. Н. Новгород: КиТиздат, 2004. 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.