ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕКУЩАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИРАВНЕННОЙ К КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ
Лабутина Наталья Олеговна, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
E-mail: n.labutina@narfu.ru
Аннотация. В данной статье приведена и проанализирована физическая подготовленность и текущая успеваемость школьников 15-16 лет, проживающих на территории приравненной к Крайнему Северу
Ключевые слова: физическая подготовленность, Крайний Север, текущая успеваемость, школьники.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии неблагоприятных обстоятельств вокруг него, особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок, а это значит, что этим детям недоступно выполнение требований, которые предъявляют к ним на уроках физической культуры [3].
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья, развития физических способностей молодежи, двигательных навыков и усиления профилактики неблагоприятных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Для учащихся школы занятия физической культуры являются основным видом организованной двигательной активности. Помимо этого, многие учащиеся занимаются организованной двигательной активностью в секциях, спортивных школах; самостоятельной двигательной активностью во время лыжных и велопрогулок
[4].
Целью работы: сравнить физическую подготовленность и текущую успеваемость в школе у учащихся с разным уровнем двигательной активности.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
- изучить физическую подготовленность и текущую успеваемость учащихся 15-16 лет с низким уровнем двигательной активности;
- изучить физическую подготовленность и учащихся 15-16 лет с высоким уровнем двигательной активности;
- выявить различия в показателях физической подготовленности и текущей успеваемости у учащихся с разным уровнем двигательной активности.
Исследование проводилось на базе обычной муниципальной бюджетной общеобразовательной школы города Архангельска в течение учебного года. Перед исследованием был проведен анализ и обзор научно-методической литературы по данной теме. Определены цель и задачи исследования, сформированы две группы. Были получены письменное согласие родителей на участие их детей в исследовании. Первая группа - учащиеся 15-16 лет, занимающиеся спортом, помимо занятий физической культуры в школе. По результатам изучения личных дел, устной беседы было выявлено, что учащиеся занимаются в секциях легкой атлетики, карате, фитнесом. Вторая группа -учащихся 15-16 лет, физическая активность которых ограничивается только посещением уроков физической культуры в школе и прогулками на свежем воздухе в свободное время после школы. Проводилось контрольно -педагогическое тестирование для изучения физической подготовленности учащихся в октябре 2014 и марте 2015 года.
За основу взяты тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся [4,5]. Обе группы тестировались в одинаковых условиях по одним и тем же тестам. Бег 100 м для оценки физического качества скорость. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине для оценки силовых качеств. Наклон вперед сидя для оценка физического качества гибкость. Бег 2 км для оценки выносливости. Текущая успеваемость изучалась по классным журналам. Математическая обработка и анализ результатов исследования проводился с помощью пакета прикладных программ Ехсе1-2010.
Результаты изучения физического качества скорость представлены на рис.1. Уже в начале года показатели скорости у учащихся, занимающихся и не занимающихся спортом различались. Они были лучше у учащихся 1 группы, занимающихся спортом, чем у учащихся 2 группы, не занимающихся спортом.
»
95
Рис. 1 Среднеарифметические показатели в тесте бег 100м
В течение года показатели скорости у учащихся изменились. У учащихся 1 группы показатели улучшились с 15,9±0,29сек до 15,1±0,23 сек, а у учащихся 2 группы ухудшились с 17,43±0,12сек до 17,53±0,12сек. Различия между среднеарифметическими результатами у школьников в тесте бег на 100 м в 1 и 2 группах как в начале, так и в конце учебного года достоверны. Улучшение показателей в 1 группе достоверно, ухудшение показателей во 2 группе статистически незначимо. Занятия спортом влияют на развитие скоростных качеств учащихся, что и следовало ожидать, и, напротив, их отсутствие не только не способствует, но даже препятствует развитию скоростных качеств у школьников 15-16 лет.
Изучив и сопоставив результаты в тесте подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (рис.2), мы пришли к выводу, что они изначально были выше у учащихся 1 группы как в начале учебного года 27,08±1,3 раз, так и в конце исследования 30,67±1,05 раз, различия по критерию Стъюдента достоверны.
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Рис. 2 Среднеарифметические показатели в тесте подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
У учащихся 2 группы показатели силы тоже улучшились с 25,73±0,38 раз до 26,6±0,42 раз, но изменения незначимые. В начале учебного года различия в показателе силы между 1и 2 группами были статистически незначимы, в конце года достоверно увеличился разрыв между показателями силы у учащихся, занимающихся и не занимающихся спортом. Уроки физической культуры способствуют развитию силы, но не так эффективно, как дополнительные занятия любимым видом спорта.
На рис. 3 представлены результаты теста на гибкость. В начале учебного года между группами не наблюдалось достоверных различий по физическому качеству гибкость, в конце учебного года зафиксированы достоверные различия. За период наблюдения у учащихся 1 группы результаты теста на гибкость достоверно улучшились с 10,69±0,76 см до 12,73±0,55 см; у учащихся 2 группы результаты в тесте на гибкость практически не изменились с 9,73±0,65 см до 9,67±0,73 см.
В возрасте 15-16 лет только школьных занятий физической культурой недостаточно для развития физического качества гибкость. Дополнительные занятия любимым видом спорта способствуют развитию гибкости у школьников 15-16 лет
На рис. 4 рассмотрим среднеарифметические показатели в тесте на выносливость.
октябрь
март
-1 групп
2 групп
Рис. 3 Среднеарифметические показатели в тесте на гибкость
Рис. 4 Среднеарифметические показатели в беге 2 км
Показатели физического качества выносливость в беге на 2 км, как и следовало ожидать, достоверно лучше у учащихся 1 группы, однако, значимых изменений внутри группы не произошло (10,08±0,56 мин в октябре и в марте 9,42±0,48 мин). У учащихся 2 группы результаты в беге на 2 км остались на том же уровне: в октябре 11,85±0,1 мин и в марте 11,9±0,13 мин. В возрасте 15-16 лет занятия физической культурой в недостаточной мере способствуют развитию выносливости. Дополнительные занятия спортом в секциях способствуют
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
развитию выносливости.
Что же касается текущей успеваемости в школе, ситуация меняется на противоположную. Практически по всем предметам успеваемость достоверно выше у школьников 2 группы. У школьников 1 группы успеваемость в основном удовлетворительная. В результате устных бесед и анкетирования выяснилось, что школьники 1 группы не ставили перед собой цель повысить успеваемость по школьным предметам. Оказалось, что большинство школьников считают несовместимым успехи в спорте и отличную учебу. Хотя у совсем небольшого количества школьников все-таки это получалось.
Конечно же речь идет о школьниках одной школы и понятно, что успехи учащихся зависят от профессиональной работы всего педагогического коллектива. Результаты проведенного исследования косвенно указывают на недостаточную взаимосвязь в педагогическом процессе между учителями предметниками и учителями физической культуры [1,2].
Таким образом, в результате проведенного исследования и на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. У учащихся, не занимающихся спортом (2 группа), изменения физических качеств, произошедшие в течение года, не являются значимыми. То есть, ограничение физической активности уроками физической культуры в возрасте 15-16 лет влияет на развитие физических качеств, но их влияния недостаточно для видимых изменений физической подготовленности. Текущая успеваемость в этой группе высокая, на подготовку домашнего задания школьники тратят 3-4 часа в день.
2. Уже в начале года показатели скорости и выносливости были значимо лучше при р<0,05у учащихся 1 группы, занимающихся спортом (15,9±0,29 сек; 10,08±0,56 мин), чем у учащихся, не занимающихся спортом (17,43±0,12 сек; 11,85±0,13 мин). Эти различия обусловлены тем, что учащиеся занимаются спортом не первый год, они практически не пропускают занятий физической культурой, систематически посещают секции и занимаются самостоятельной физической активностью. К сожалению, текущая успеваемость у большинства школьников 1 группы удовлетворительная.
3. В конце года у учащихся, занимающихся спортом, были значимо выше при р<0,05 показатели уже по всем физическим качествам, чем у учащихся, не занимающихся спортом. Если сравнить результаты в начале и конце года, можно сделать выводы, что у учащихся, занимающихся спортом, в течение года улучшились такие физические качества, как гибкость и сила (скорость и выносливость были выше уже в начале года).
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Литература:
1. Виноградов П.А. «Основы физической культуры и здорового образа жизни». Москва, 1996. - 167с.
2. Жолдак В.И. «Социология физической культуры и спорта». Кн. I. Москва.,1992. - 450с.
3. Куценко Г.И. «Книга о здоровом образе жизни». СПб., 1997. - 210с.
4. «Настольная книга учителя физической культуры». Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998. - 150с.
5. Лях В.И. «Концепция физического воспитания детей и подростков». // «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». -1996. -№1. - С. 5