ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37+304.2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВО
© К. Э. НУЖДЁНОВ Московский государственный областной университет, кафедра политологии и права e-mail: [email protected]
Нуждёнов К. Э. - Физическая культура: основы влияния на общество // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 918-921. - В статье анализируется процесс влияния физической культуры на общество. Демонстрируется механизм сращивания спортивной и общественной сфер. Методика исследования строится на рассмотрении ряда элементов оказываемого влияния. От простых - непосредственно игра и другие, до сложных - спортивная социализация и другие. А также на анализе литературы, что включает мнения исследователей, интерпретацию ими событий и факты. Проведённое исследование позволило констатировать наличие проблематики и выявить многочисленные механизмы, с помощью которых физическая культура оказывает процесс влияния на общество.
Ключевые слова: физическая культура и общество, Государственная политика в области физической культуры и спорта, Спортивная социализация, Физическая культура, как фактор воспитания, Спорт - основа социальной политики.
Nuzhdyonov K. E. - Physical culture: impact on the society // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2012. № 28. P. 918-921. - The article analyzes the impact of physical culture on the society, sport and social spheres splicing. Method of research is based on consideration of a number of elements of influence: from simple just like game itself to complex of the sport socialization. Also - on the literature review including researchers views and interpretations of events, and facts. This research notes the existence and shows numerous mechanisms of physical culture impact on the society.
Keywords: physical culture and Society, State physical culture and sports policy, Sport socialization, Physical culture as education, Sports as the basis of social policy.
Влияние сферы физической культуры на общество - одна из наиболее актуальных тем современности, что находит выражение в существовании во многих странах государственной политики в области физической культуры и спорта. Однако какова конструкция данного процесса - основа влияния физической культуры на общество?
Одна из главных характеристик физической культуры - массовость. Подавляющее большинство населения земного шара занималось хотя бы на любительском уровне каким-либо видом спорта, выполняло различные физические упражнения. С момента возникновения соревнований среди клубов, миллионы людей сопереживают футбольным, хоккейным, баскетбольным и другим командам, целым спортивным обществам. Спорт объединяет сотни миллионов людей по всей планете.
Нидерландский историк и культуролог Й. Хёйзинга отмечает: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьёзность. Игру -нельзя» [16. С. 21].
Игра привлекательна для масс простотой. Огромное количество её вариантов позволяет найти каждому занятие близкое, ведь игра не ограничивается мячом или любым другим предметом спортивного инвентаря. Элемент игры - явление для жизни едва ли не повсеместное. Подчас игра служит серьёзным мотиватором даже на производстве. Тяга к игре в той или иной мере живёт в каждом живом существе. Ведь та же прогулка - массовая и доступная разновидность спорта.
«Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и двигательной деятельности. Двигательная деятельность человека состоит из внешних и внутренних форм движения, которые объединяются в целостную форму двигательных действий и физических упражнений» [10. С. 13-14].
Напрямую с игрой связан досуг. Уместно вести речь не только о непосредственно игре человека, но и о времяпровождении на стадионе. Лицезрение игр спортсменов, выявляющих в конкурентной борьбе победителя, равно зрелищности. Вспомним устремления древних римлян: «Хлеба и зрелищ». Приводит на стадионы людей и стремление выпустить эмоции, в
первую очередь негативные, накапливающиеся у масс вследствие каждодневного труда. Немаловажную роль играет общение, благодаря которому возникают общности людей, которые объединены едиными целями. Со временем, через процесс общения, они разрастаются, развивают деятельность на базе общего интереса. данным процессом объясняется зарождение болель-щицкого движения, организация команды, клуба, спортивного общества или коллектива.
«Спортивное соревнование представляет интерес для получателя спортивной информации - любителя спорта - тем, что оно и есть модель реальных жизненных ценностей, реальных взаимоотношений в обществе между людьми и группами людей», -утверждает почётный вице-президент Олимпийского Комитета России В. Родиченко [11. С. 23].
В семидесятых годах XIX века на Кубе в бейсбол играли почти все мужчины. На матчи и тренировки собирались целыми посёлками и районами. Это тревожило испанских колонизаторов. И не зря. Часто игры служили прикрытием для встреч революционеров. Бейсбол запретили. Нарушителей ждали плети и тюрьма [3. С. 104].
В. Родиченко писал: «Многие люди на земле избирают себе какую-нибудь модель, которая отражает все многообразие жизни. две пятых населения земли избрали для себя моделью жизни спорт» [11. С. 23].
В статье А. Воля и Е. Пуделькевича рассматривается, как вовлечение в спорт превращается в процесс социализации. По мнению авторов, вовлечение в спорт означает такую устойчивую позицию людей, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определённые роли в спорте. Активные роли - игроки, участники соревнований, тренеры, судьи, работники спортивных учреждений, пресса. Пассивные роли - зрители, болельщики, читатели спортивных СМИ. Выполнение ролей носит намеренный характер и означает, что люди признают спорт как ценность. Это означает участие в определённых культурных достижениях, создаваемых спортом. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популярность спорта, «замыкая цепь обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы» [4. С. 83-84].
действительно, спорт получил широкое распространение по всей планете. В сферу физической культуры вовлечены миллионы людей: спортсмены-любители, спортсмены-профессионалы, тренеры, инструкторы, методисты, преподаватели, арбитры, научные сотрудники, работающие на благо спорта, спортивные журналисты и медики, служащие государственных спортивных комитетов и сотрудники различной спортивной инфраструктуры, члены спортивных обществ и общественных организаций, болельщики и многие другие лица.
Физкультурное движение представляется мощнейшим средством воспитания масс. К занятиям физическими упражнениями многих людей пристращают с детства, ещё в дошкольных учреждениях. В дальней-
шем процесс физического воспитания сопровождает их на протяжении обучения в школе, техникуме или университете. Многие не отказываются от занятий физической культурой и после окончания образования и даже после выхода на пенсию.
В игре раскрываются и совершенствуются физиологические способности человека, тело достигает красивых форм, подчас - совершенства. Занятия физической культурой являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, укрепления иммунитета, улучшения состояния организма.
Здоровье человека только на 7-8 % зависит от медицины, зато более чем на 50 % от того, какой образ жизни он ведёт [12. С. 3].
В озвученном на IV Всесоюзной научной конференции «Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов» докладе «Физическая культура в системе ценностей студенческой молодёжи» представитель МГУ Б. Новиков отметил: «В общей иерархии ценностей физическая культура представляет одно из средств самовыражения личности, позволяющее удовлетворять потребности в двигательной активности, соревновании, общении, положительных эмоциях, личностном развитии» [1. С. 3].
Наиболее тесным образом физическая культура связана с таким неизменно сопутствующим человечеству явлением как труд. Связь обосновал испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гасет: «Физкультура и спорт требуют больших усилий не только физических, но и волевых, и в этом смысле спорт - это родной брат труда. Отличие лишь в том, что спорт не обусловлен никакой практической потребностью и не является вынужденным, как труд» [8. С. 405-406].
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. древнейшим её компонентом является физическое воспитание, которое возникло ещё в первобытном обществе. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной деятельности и способ удовлетворения этих потребностей [13. С. 15].
В конце 20 века широкое распространение получил культуризм - забота не просто о силе, которая необходима любому спортсмену, но и о пропорциях тела, приближенных к античным образцам [6. С. 12].
П. де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, написал «Оду спорту», первая строчка которой гласила: «О, спорт, ты - Красота!». «Такой взгляд ставит спорт на один уровень с величайшими ценностями человека, ибо независимо от принадлежности к той или иной культуре все мы преклоняемся перед красотой», - полагает профессор кафедры образования американского института Говернорс Б. Лоу [5. С. 9].
В июле 1937 года в СССР прошёл Всесоюзный парад физкультурников. 11 республик делегировали к стенам Кремля 45000 лучших спортсменов. Проведение парада поручили Н. Охлопкову, постановщи-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
ку театрального спектакля «Аристократы». В газете «Известия» он следующим образом оценил прошедшее мероприятие: «Это - истинно народное зрелище. Это новый вид искусства, монументального, грандиозного, в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчи-нясь физкультурному действию» [6. С. 82].
Испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гасет в отношении искусства выражал следующие мысли: «Искусства суть благодарные, чувствительные орудия, с помощью которых человек выражает то, что не может быть выражено никаким другим образом» [7. С. 19].
данная мысль точно характеризует описанный в предыдущем абзаце парад физкультурников. Посредством него, соединив в цепь, подчинённую физической культуре, множество видов искусств, советский народ выражал величество государства, свою определяющую роль в нём.
«Очевидно влияние спорта на образ жизни общества во всех проявлениях жизнедеятельности человека - в труде и в часы досуга, в сфере общественнополитической практики и духовной культуры», -утверждает советский писатель В. Починкин [9. С. 186].
духовные ценности игры раскрыл Й. Хёйзинга: «Игра обнаруживает склонность сочетаться с теми или иными элементами прекрасного. Более примитивные формы игры изначально радостны и изящны. Красота движений человеческого тела находит в игре своё высочайшее выражение. В своих наиболее развитых формах игра пронизана ритмом и гармонией, этими благороднейшими проявлениями эстетической способности, дарованной человеку. Связи между красотой и игрой прочны и многообразны» [16. С. 26].
Согласно выводу Й. Хёйзинга игра имеет в жизни людей столь огромное значение, что находится на одной ступени с культурой:
«Физические, интеллектуальные, моральные, духовные ценности в равной степени могут возвышать игру до уровня культуры. И как только игра приносит с собой красоту, культура тотчас же обнаруживает в игре её ценность. Чем больше способна игра повышать жизненный тонус какого-то одного или группы, тем глубже она входит в культуру» [16. С. 79].
Спорт - особая форма культуры: часть физической культуры; средство и метод общего воспитания и воспитания физического; он выполняет систему социальных функций; это деятельность, и прежде всего соревновательная, подготовка к ней, достигаемые спортивные результаты, имеющие социальное значение; это деятельность, реализующаяся в определённых организационных формах - в спортивнонизовых организациях, спортивных клубах, национальных, региональных, международных объединениях [14. С. 122].
В имеющей отношение к физической культуре и спорту государственной политике присутствие социального содержания обязательно. достаточно вспомнить единый для многих государств лозунг: «Спорт -здоровье нации».
«Взаимосвязи спорта с социальной деятельностью общества можно обнаружить повсюду: в области политики и военного дела, техники и науки, воспитания и производства. Спорт стал значительным социальным явлением, не зависящим от воли отдельных людей, едва ли не самым массовым движением современности, - говорится в книге «Спорт в современном обществе» [13. С. 3].
Физическая культура и спорт способствуют решению ряда общественно важных задач. В книге «Государство и спорт» заведующий лабораторией международного спортивного движения Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта С. Гуськов выделяет следующие:
- Заполняет свободное время населения как с точки зрения активных занятий физической культурой и спортом, так и с развлекательно-зрелищной стороны;
- Поддерживает и укрепляет здоровье населения;
- Помогает физическому развитию молодого поколения в процессе учёбы в школах и ВУЗах;
- Содействует расширению общения людей, социализации общества, выполняет функцию социального контроля за общественным поведением;
- Выявляет потолок возможностей и границ человеческого организма в соревновательной обстановке;
- Поднимает престиж нации и государства;
- Укрепляет международные связи и контакты между людьми;
- Способствует коммерческой рекламе товаров и услуг [2. С. 5-6].
«Основным объектом государственной спортивной политики является социальный институт спорта, включающийся в систему социальных институтов общества, - утверждает исследователь спортивной политики России А. Исаев. - Государство конструирует социальный институт спорта в качестве объекта политики, интегрирует его в систему государственной деятельности, воздействуя не на конкретные спортивные организации, а на соответствующие отношения, складывающиеся в обществе. Предмет спортивной политики включает совокупность специфических проблем спорта для всех, характеризующих его как социальный институт» [4. С. 14].
Таким образом, вырисовывается структура физической культуры в системе социальной деятельности государства.
Новозеландский ученый Р. Томпсон полагает, что спорт охватывает образование, политику, экономику, искусство, средства массовой информации и даже международные дипломатические отношения [15. С. 153].
«Спортивная жизнь влияет на настроение, поведение, мировоззрение широчайших кругов населения, посещающих многочисленные состязания, следящих за ходом соревнований с помощью современных технических средств, переживающих успехи и неудачи полюбившихся клубов, национальных команд. Спорт,
развиваясь под влиянием определённой идеологии, господствующей в каждом конкретно-историческом обществе, сам стал мощным каналом активного воздействия на умы и сердца людей, причём воздействия целенаправленного, рассчитанного на пропаганду и утверждение мировоззрения, образа жизни, общественно-политического строя. Спорт, как заметное явление общественной жизни, в той или иной мере в каждой стране контролируется государством и политическими партиями [9. С. 29-38]», - утверждает исследователь В. Починкин.
Спортивную политику А. Исаев интерпретирует следующим образом: «Определяется как самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства. В спортивной политике интегрируются социальные, экономические, образовательные, медицинские, культурные, правоохранительные, оборонные, внешнеполитические цели проведения политики государства в отношении спорта и где активизируется его субъектная роль» [4. С. 14].
Исходя из данного определения, физическую культуру можно назвать базисом, фундаментом не только социальной политики, но и жизни государства. Ведь спорт сосредотачивает в себе большое количество жизненно важных для общества и государства процессов. Спорт выступает проводником социальной политики государства, что исходит из его медицинской, образовательной, культурной, правоохранительной и оборонной функций. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, как следствие, возрастает экономический потенциал государства. Внешнеполитическая цель спорта сводится к утверждению посредством побед правильности государственного курса, проводимой политики. Спорт также имеет объединительную с другими народами и интегративную функции. Ведь в рамках спортивных соревнований устанавливаются контакты, служащие укреплению сотрудничества между народами и государствами. Спортивные связи совершенствуются, благодаря чему приобретают более широкий характер, что отражается на отношениях между населениями государств и властными органами.
Близость спорта и общества заложена в определении «политика», которая в переводе с греческого языка («ро1Мка») означает государственные или общественные дела. Возможно, древние греки не подразумевали под «общественными делами» сферу
физической культуры. Однако в наше время спорт
является неотъемлемой частью общественных дел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. IV Всесоюзная научная конференция Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов (Львов, 18-20 ноября 1987 г.). Тезисы. Львов: Львовский ордена Ленина политехнический институт, 1987. 226 с.
2. Гуськов. С. И. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Государство и спорт, 1996. 176 с.
3. Долгополов Н. М. По ту сторону спорта. М.: Мол. Гвардия, 1988. 300 с.
4. Исаев А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 518 с.
5. Лоу Б. Красота Спорта. / Пер. с англ. И. Л. Моничев. М.: Радуга, 1984. 256 с.
6. Нилин А. П. ХХ век. Спорт. М.: Молодая гвардия, 2005. 548 с.
7. Ортега-и-Гасет Х. Запах культуры / Пер. с исп. В. В. Симонов. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 384 с.
8. Пленков О. Ю. Тайны Третьего Рейха. Культура на службе вермахта. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 480 с.
9. Починкин В. М. Физическая культура и спорт. Идеологическая борьба в современном мире. М.: ФиС, 1985. 192 с.
10. Родиченко В. С., Контанистов А. Т. II Международный форум Молодёжь - Наука - Олимпизм. Х! Конференция Олимпийское движение и социальные процессы (Москва, 15-18 июня 2002 г.). М.: Советский спорт, 2002. 304 с.
11. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного). М.: Советский спорт, 2004. 246 с.
12. Скрыпник А. П. Государственное руководство физической культурой и спортом в СССР. Харьков: Выща шк. Изд-во. при ХГУ, 1989. 111 с.
13. Спорт в современном обществе / Под ред. В. М. Выд-рина. М.: ФиС, 1980. 272 с.
14. Степовой П. С. Спорт. Политика. Идеология. М.: ФиС, 1984. 128 с.
15. Томпсон Р. Спорт и идеология в современном обществе // Спорт и образ жизни / Сб. статей. Сост. В Столяров., З Кравчик. М.: ФиС, 1979. 278 с.
16. Хёйзинга Й. Человек играющий / Пер. с нидерланд. Д. Сильвестров СПб.: Азбука-классика, 2007. 384 с.