Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт как фактор публичной дипломатии'

Физическая культура и спорт как фактор публичной дипломатии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1095
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЯГКАЯ СИЛА / ПАТРИОТИЗМ / PUBLIC DIPLOMACY / IDEOLOGY / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / "SOFT POWER" / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долматова Тамара Владимировн, Сорокина Л.В.

В статье рассматривается спорт как социальное явление с ярко выраженным идеологическим компонентом. Показано, что в современных условиях именно спортивная составляющая способна выступать неким императивом, определяющим современное развитие государства и российского общества, включая его политическую стратегию. В условиях доминирования в мире политики «мягкой силы» отмечается многократное повышение роли физической культуры и спорта как фактора публичной дипломатии, оказывающей влияние на международный имидж государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the physical culture and sports in the political strategy of Russia

The article considers the sport as a social phenomenon with a pronounced ideological component. It is shown that it is a sport component that is able to act today as a kind of imperative defining the modern development of the state and of Russian society, including its political strategy. During the widespread dominance of «soft power» policy a significant increase of the role of physical culture and sports as a public diplomacy factor with its impact on the international image of the country is noticed.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт как фактор публичной дипломатии»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Т.В. ДОЛМАТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК;

Л.В. СОРОКИНА,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Аннотация

В статье рассматривается спорт как социальное явление с ярко выраженным идеологическим компонентом. Показано, что в современных условиях именно спортивная составляющая способна выступать неким императивом, определяющим современное развитие государства и российского общества, включая его политическую стратегию. В условиях доминирования в мире политики «мягкой силы» отмечается многократное повышение роли физической культуры и спорта как фактора публичной дипломатии, оказывающей влияние на международный имидж государства.

Ключевые слова: публичная дипломатия, идеология, физическая культура и спорт, мягкая сила, патриотизм.

Abstract

The article considers the sport as a social phenomenon with a pronounced ideological component. It is shown that it is a sport component that is able to act today as a kind of imperative defining the modern development of the state and of Russian society, including its political strategy. During the widespread dominance of «soft power» policy a significant increase of the role of physical culture and sports as a public diplomacy factor with its impact on the international image of the country is noticed.

Key words: public diplomacy, ideology, physical culture and sport, «soft power», patriotism.

Публичная дипломатия - устоявшееся политическое понятие, восприятие которого среди политиков и экспертов продолжает оставаться в значительной мере дискуссионным. Тем не менее можно выделить две обобщенных точки зрения, раскрывающие суть данного явления. Одни понимают публичную дипломатию как более активное и умелое использование современных механизмов и средств PR для продвижения и популяризации целей государственной политики. Другие считают, что задача публичной дипломатии - не обслуживание государства, но осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами [1].

Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии Университета Тафтса Э. Галлион в 1965 году. Он отмечал, что «под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения» [2].

Обобщая данное определение, представляется вполне возможным рассматривать публичную дипломатию как совокупность механизмов трансляции положительной информации о нации и государстве. Также отмечается прямая взаимосвязь публичной дипломатии еще с одним политическим феноменом «soft power» (с англ. «мягкая сила», «мягкая мощь»).

Отметим, что феномен «мягкой силы» предполагает способность достижения в политике желаемых результатов на принципах добровольного участия, симпатии

и привлекательности. Это комплекс методов достижения внешнеполитических целей ненасильственными методами, без применения оружия, но за счет повышения привлекательности политики и транслируемых ценностей [3].

Таким образом, целью публичной дипломатии является развитие потенциала «мягкой силы» государства. В качестве проводников такой политики традиционно рассматриваются политические институты, пропагандирующие демократические свободы, права человека, а также ценности массовой культуры, включая музыку, киноиндустрию, моду, культуру питания и пр. При этом, однако, неоправданно из внимания упускается такая важная сфера современной общественной жизни, как спорт.

Деятельность по развитию спортивной отрасли представляется довольно эффективной для осуществления целей российской публичной дипломатии.

Примечательно, что именно сфера физической культуры и спорта служит проводником ключевых общечеловеческих ценностей и в то же время важным инструментом политики «мягкой силы».

Общепризнанно, что спортивные организации, спортивные объединения и сами спортсмены являются субъектами публичной дипломатии. Спортивная атмосфера международных соревнований, характер межличностного общения, пронизанность общими спортивными интересами позволяют рассматривать спортсменов как участников межкультурных коммуникаций. Добиваясь спортивных высот, доказывая свое спортивное мастерство и стремясь быть лучшим в своем виде спорта, они

тем самым представляют свою страну и способствуют ее положительному восприятию среди других участников.

Велико влияние спортивной составляющей и в качестве ценностно-ориентирующего идеологического компонента. В отличие от других сфер «мягкой силы» мир спорта уникален своим содержанием - здоровым спортивным духом, проявлением достоинства и уважения к спортивной деятельности, чувством дружелюбия и сопереживания и, наконец, чувством единения и сплоченности в понимании цены успеха. Не случайно спорт и физическое воспитание во всем мире общепризнанно рассматриваются как важный компонент идеологии развития общества и государства. Спорт и идеология в действительности тесно взаимосвязаны, и эти связи многогранны. Как отмечает российский академик и признанный политолог Б.Ф. Славин, «пожалуй, нет сферы общественной жизни, не испытывающей на себе влияния идеологии, - будь то экономика, образование, культура и даже спорт» [4].

Обращаясь к истокам становления спортивного движения, отметим, что оно изначально зарождалось как социальное явление с ярко выраженным идеологическим компонентом. Сегодня, в условиях, когда в мировой политике усиливается роль публичной дипломатии, влияние спорта на государственную идеологию также значительно возрастает.

Сфера спорта рассматривается как эффективный инструмент вовлечения молодежи в социальную активность, формирования у детей, подростков и молодежи таких качеств, как ответственность, доброта, отзывчивость, самостоятельность и целеустремленность. Оно является способом выражения и неотъемлемым правом юных граждан и каждого молодого человека на свободу выбора активной жизненной позиции, дающей людям чувство сопричастности к процессам общественного развития, солидарности и своей социальной значимости. В силу ряда обстоятельств традиционная модель воспитания в семье нарушилась, а школа отказалась от воспитательной функции, оставив себе лишь образовательный процесс. Между тем именно спорт становится все более значимым воспитательным ресурсом развития современной молодежи.

Мировой опыт показывает, что уровень развития массового спорта, развитая инфраструктура специализированных спортивных учреждений, наличие квалифицированных спортивных сборных команд и достижение ими высоких спортивных результатов является неизменным индикатором благосостояния и социально-экономического развития государства и региона [5]. По убеждению известного российского социолога, профессора Ю.А. Фомина, сам спорт продуцирует идейные установки, касающиеся нравственности, ценностей и образа жизни, что неизбежно выводит его на политическую идеологию [6]. Отмечается и обратный процесс. Колоссальная распространенность и популярность спортивного движения во всем мире незаметно превращают его в средство политического инструментария для пропаган-

ды политического и экономического строя, господствующих ценностей, обоснование и оправдание политики государства, воспитание у подрастающего поколения важных нравственных качеств.

Идеологический компонент в спорте проявляется также и в том, что в нем реализуется патриотическая идея [7]. Наглядным выражением этого являются состязания на высоком международном уровне, где спортсмены, показывая свое мастерство, отстаивают престиж родной страны и заставляют гордиться своими победами. Исполнение гимна и поднятие флага, без всяких сомнений, возводит патриотические чувства в абсолют. По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей в рамках государства. Ощущение всеобщего единства вместе с тем обуславливает противопоставление себя, своей общности политико-культурным общностям других государств, что выступает духовным фундаментом сплоченности нации через усиление патриотических чувств. Характерно, что по своему индивидуально-психологическому механизму патриотизм представляет собой чувство и осознание органической связи с судьбами родины. Его фундаментом являются национальные интересы, национальное сознание, направленное на сохранение этнического своеобразия, особенностей традиционного уклада, характера и видов деятельности этноса, общей ответственности за судьбы страны. Во многом основу чувства патриотизма закладывает спорт.

Принципиально важно и то, что спорт тесно взаимосвязан с таким социальным институтом как добровольчество или волонтерство. Опыт проведения Олимпийских зимних игр в Сочи с участием более 25 тысяч волонтеров это доказывает на практике [8]. Отметим, что вовлечение и участие подрастающего поколения в добровольческой деятельности, является залогом ее успешной социализации, способствует минимизации рисков роста негативных явлений в молодежной среде, создает условия для формирования гражданской идентичности личности и ее готовности к продуктивным социальным действиям.

Подытоживая отметим, что сфера спорта оказывается отнюдь не столь узкоспециализированной как может представляться на первый взгляд. Напротив, она чрезвычайно многогранна и вбирает в себя функции воспитания подрастающего поколения и его социализации, развития чувства патриотизма и нравственных качеств, активной жизненной позиции и участия в общественной жизни. Наконец, развитая спортивная инфраструктура свидетельствует о высоком уровне экономического развития государства и его социальном благополучии.

Таким образом, физическая культура и спорт выступают важным фактором публичной дипломатии, способствуя укреплению гражданского общества, модернизации и инновационного развития страны, усилению национального единства внутри страны и формированию ее привлекательного политического имиджа на международной арене.

Литература

1. Лукин А.В. Публичная дипломатия: государственная пропаганда или гражданская инициатива? «Дипломатический Ежегодник-2012». - М.: Весь мир, 2013. - С. 56-86.

2. Gullion E. Murrow Center Institutional Brochure, Fletcher School of Law and Diplomacy. In: ISIA Alumni Association : What is Public Diplomacy? / Tufts University, 1965 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// uscpublicdiplomacy.org/blog/060418_public_diplomacy_ before_gullion_the_evolution_of_a_phrase

3. Най Дж. С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - Нью-Йорк: Паблик афферз, 2004. - 192 с.

4. Славин Б. Россия в поисках идеологии / Б. Славин // Свободная мысль. - 2008. - № 5. - C. 21-34.

5. Долматова Т.В., Гаркавенко В.А. Формирование спортивно-оздоровительной индустрии на принципах государственно-частного партнерства - приоритетное

направление развития / Т.В. Долматова, В.А. Гаркавенко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. -С. 49-51.

6. Фомин Ю.А. Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: закономерное и случайное / Ю.А. Фомин // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 8. - С. 18-19.

7. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры / Н.И. Пономарев // Физическое воспитание. -1983.- № 4. - С. 26-31.

8. Dolmatova T.V., Kalinkin L.A., Malashenkov D.K., Michel M.G. Employing the Olympic Legacy in Sochi -A Promising Component Sochi-Way / T.V. Dolmatova, L.A. Kalinkin, D.K. Malashenkov, M.G. Michel // European Journal of Physical Education and Sport. - 2014. - № 1 (3). -P. 20-22.

References

1. Lukin A.V. Public diplomacy: state propaganda or civil initiative? in "Diplomatic Bulletin 2012". - M.: Ves mir, 2013. - P. 56-86.

2. Gullion E. Murrow Center Institutional Brochure, Fletcher School of Law and Diplomacy. In: ISIA Alumni Association : What is Public Diplomacy? / Tufts University, 1965 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// uscpublicdiplomacy.org/blog/060418_public_diplomacy_ before_gullion_the_evolution_of_a_phrase

3. Nye J.S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. - New York: Public Affairs, 2004. -192 p.

4. Slavin B. Russia in search of ideology / B. Slavin // Svobodnaya mysl. - 2008. - No. 5. - P. 21-34.

5. Dolmatova T.V. Garkavenko V.A. Formation of the sports and health industry on the principles of public-private

partnerships as a priority for development / T.V. Dolmatova, V.A. Garkavenko // Sports science bulletin. - 2014. -No. 6. - P. 49-51.

6. Fomin Y.A. Physical culture and sport in contemporary socio-economic transformations in Russia: natural and accidental / Y.A. Fomin // Theory and practice of physical culture. - 1993. - No. 8. - P. 18-19.

7. Ponomarev N.I. Social functions of physical culture / N.I. Ponomarev // Physical education. - 1983. -No. 4. - P. 26-31.

8. Dolmatova T.V., Kalinkin L.A., Malashenkov D.K., Michel M.G. Employing the Olympic Legacy in Sochi -A Promising Component Sochi-Way / T.V. Dolmatova, L.A. Kalinkin, D.K. Malashenkov, M.G. Michel // European Journal of Physical Education and Sport. - 2014. - No. 1 (3). -P. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.