Научная статья на тему 'Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе'

Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / FITNESS / PHYSICAL CULTURE / ADAPTATION / STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлова А. С., Лифанов А. Д., Быкова Н. В., Гейко Г. Д., Кечаев В. В.

В работе рассматриваются вопросы повышения эффективности занятий по физической культуре за счет внедрения фитнес-технологий в учебно-тренировочный процесс. У студентов экспериментальной группы установлена более высокая степень адаптации, по сравнению со студентами контрольной группы, что подтверждает эффективность предложенной модели занятий по физической культуре для адаптации на начальных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлова А. С., Лифанов А. Д., Быкова Н. В., Гейко Г. Д., Кечаев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of increase of efficiency of classes in physical culture at the expence of introduction of fitness technologies in educational and training process are considered in this work. The students of the experimental group have achieved a higher extent of adaptation in comparison with the control group, which confirms efficiency of the offered model of classes in physical culture for adaptation at he initial stages of training at a higher educational institution

Текст научной работы на тему «Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе»

А. С. Павлова, А. Д. Лифанов, Н. В. Быкова,

Г. Д. Гейко, В. В. Кечаев, И. А. Зенуков

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

НАПРАВЛЕНИЯ «БИОТЕХНОЛОГИЯ» НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Ключевые слова: фитнес, физическая культура, адаптация, стресс.

В работе рассматриваются вопросы повышения эффективности занятий по физической культуре за счет внедрения фитнес-технологий в учебно-тренировочный процесс. У студентов экспериментальной группы установлена более высокая степень адаптации, по сравнению со студентами контрольной группы, что подтверждает эффективность предложенной модели занятий по физической культуре для адаптации на начальных этапах обучения в вузе.

Keywords: fitness, physical culture, adaptation, stress.

Questions of increase of efficiency of classes in physical culture at the expence of introduction offitness technologies in educational and training process are considered in this work. The students of the experimental group have achieved a higher extent of adaptation in comparison with the control group, which confirms efficiency of the offered model of classes in physical culture for adaptation at he initial stages of training at a higher educational institution.

Введение

Адаптация студентов младших курсов к процессу обучения в техническом вузе является сложным, многоуровневым физиологическим и социальным процессом, от которого зависит дальнейшая профессиональная деятельность будущих специалистов. В отечественной литературе адаптация рассматривается как «динамичный процесс, имеющий свою структуру,

последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли» [1]. В настоящей работе исследуется социальнопсихологическая адаптация, под которой понимают личностную адаптацию, т.е. «адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, привыкание индивида к новым условиям внешней среды с затратой определенных сил, взаимное приспособление индивида и среды»[2].

Физическая культура, являясь обязательным компонентом высшего профессионального образования, воздействует не только на физиологическую природу человека, но и на его духовную сферу, способствуя формированию личности, а также играет определяющую роль в адаптации студентов к условиям обучения в вузе. В данном случае функция физической культуры направлена на создание условий для гармоничного взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация студентов в техническом вузе требует значительного психофизиологического напряжения [3,4]. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности адаптации студентов младших курсов к процессу обучения в вузе. Неудовлетворенность большей части студентов традиционными формами организации образовательного процесса по физической культуре обуславливает необходимость внедрения новых, вариативных форм проведения занятий по физической культуре.

В последние годы увеличивается

количество работ, посвященных использованию фитнес-технологий на занятиях по физической культуре [5]. Однако отсутствие научнообоснованного подхода и их недостаточная

проработка не способствуют повышению эффективности адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе средствами физической культуры и спорта.

Целью настоящего исследования является экспериментальное обоснование использования фитнес-технологий на занятиях по физической культуре, способствующих повышению

эффективности адаптации студентов младших курсов к обучению в техническом вузе.

Экспериментальная часть

Экспериментальной базой исследования являлась кафедра физического воспитания Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). В исследовании, проведенном в 2011-2012 гг. приняли участие 150 студентов первого курса направления 240700 - «Биотехнология». В зависимости от физкультурно-спортивной специализации студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе занятия строились по принципу последовательности - в процессе аэробной части к каждой отдельной цепочке танцевальных упражнений последовательно прибавлялась еще одна. Все повторялось как единое целое, с последующим включением более сложных элементов. Именно этим обеспечивалась непрерывность занятия и его аэробная направленность.

Как известно, структура занятия определяется динамикой работоспособности студентов - ее повышением в начале занятия (30% от общего объема работы), поддержанием в ходе тренировки (от 15 до 50%) и снижением в

заключительной части (30-35%) занятия. Продолжительность подготовительной части (разминки) составляла 7-10% отводимого на занятие времени. В этой части занятия решались задачи организации студентов и активизации их внимания, знакомства студентов с поставленными целью и задачами, создания соответствующего

психологического настроя и положительного эмоционального состояния, подготовки организма к предстоящим нагрузкам. Первая фаза разминки состояла из изолированных движений отдельных частей тела (головы, стопы, кистей рук и т.д.). Во второй фазе выполнялись простые и медленные движения, ограниченные по интенсивности и амплитуде (полуприседания, приставные шаги). Исключались глубокие выпады, бег и прыжки. Эта часть занятия состояла из одного блока, в который входили: ходьба на месте, ходьба с передвижением и разминкой голеностопного и коленного суставов, т.е. изолированные движения частями тела. Постепенно к вышеописанным упражнениям добавлялись простейшие движения на координацию, способствующие разминке мышц плечевого пояса. Образовавшийся блок из совмещенных движений представлял собой вводную часть занятия, продолжительность которой составляла не более пяти минут. Короткая серия упражнений для растягивания мышц (стретчинг1) составляла заключительную фазу разминки.

Продолжительность основной части занятия составляла 80-85%. В содержание аэробной серии включались различные варианты ходьбы, бега, подскоков и прыжков. Для достижения большего физического и эмоционального эффекта добавлялись танцевальные шаги (полька, галоп, самба, мамба, ча-ча-ча и т.д.) с постепенным увеличением музыкального ритма до 150 музыкальных акцентов в минуту. Разучивалось восемь блоков, основанных на базовых шагах аэробики с последующим их усложнением путем добавления сложных движений руками, поворотов вокруг оси и с продвижением, что, по мнению специалистов, способствует развитию

координационных способностей и постепенно вызывает увеличение ЧСС.

Как правило, исходя из целей и задач занятий, методы их построения несколько отличались. Со студентами контрольной группы занятия проводились в традиционной форме в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Физическая культура». В КНИТУ по предмету «Физическая культура» действует балльно-рейтинговая система оценки физической подготовленности. Данная методика позволяет объективно и дифференцированно подходить к оценке успеваемости студентов.

Диагностика психолого-педагогических черт личности проводилась по методике Ч.Б.Спилберга «Исследование тревожности». С целью выявления способов реагирования студентов в конфликтных

1 Stretching (от англ.) - растягивание.

ситуациях проводился тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» по методике К. Томаса. Для выяснения ситуаций, в которых возникает стресс, и факторов, влияющих на возникновение и появление чувства тревоги у студентов, проведено анкетирование. Мотивационные индивидуальные потребности в занятиях физической культурой определялись с помощью беседы и анкетирования. Оценка физической подготовленности осуществлялась с помощью стандартных педагогических тестов:

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) (тест А).

- подъем туловища из исходного положения «лежа на спине» (кол-во раз) (тест В);

Результаты и их обсуждение

В работах отечественных и зарубежных исследователей представлены многочисленные примеры использования фитнес-технологий, направленных на развитие основных физических качеств. Однако недостаточно внимания уделяется развитию психологических качеств личности на занятиях по физической культуре. Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые к нему требования и рассмотрение его в качестве общего адаптационного синдрома.

В ходе анкетирования выявлено, что у большинства студентов экспериментальной группы(45,5%) причиной тревоги является затруднение в реализации своих планов. У студентов контрольной группы причиной тревоги чаще всего является эмоциональный стресс (47,5%). У студентов экспериментальной группы наиболее частой причиной возникновения эмоционального стресса являются противоречивые и неопределённые требования со стороны преподавателей (36,0%). В контрольной группе причиной стресса является недостаточность учебной информации (32,0%). На втором месте у студентов экспериментальной группы причиной стресса

является монотонность работы (27,8%), а у студентов контрольной группы - противоречивые и нечетко сформулированные требования со стороны преподавателей (26,4%). В обеих группах не

вызывает стресс чрезмерное разнообразие информации.

Сравнительный анализ исследования уровня тревожности в обеих группах в начале эксперимента показал отсутствие достоверной разницы в уровне ситуативной (СТ1) и личностной (ЛТ1 и ЛТ2) тревожности. В конце эксперимента наблюдаются достоверные различия в положительной динамике улучшения уровня состояния тревожности в экспериментальной группе по сравнению с

контрольной (таблица 1). Показатели тревожности оценивались по уровням: высокий (В), средний (С) и низкий (Н).

Таблица 1 - Динамика уровня тревожности студентов первого курса

повышении основных показателей физической подготовленности (рис. 1, 2).

Уро- вень показа- теля Наименование показателя

СТ1 ЛТ1 ЛТ2

Начало семестра Конец семестра а 5 & (Ґ « Д з Не с Конец семестра а 5 & Сґ « Не с Конец семестра

Экспериментальная группа

В 37,8 25,4 22,5 18,4 32,4 36,5

С 37,7 42,1 70,0 67,1 49,4 47,9

Н 24,5 32,5 7,5 14,5 18,2 15,6

Контрольная группа

В 26,2 12,5 16,8 21,5 36,7 34,5

С 45,2 60,0 64,3 88,5 48,3 53,2

Н 28,6 27,5 18,9 - 15,0 12,3

С целью выявления способов реагирования студентов в конфликтных ситуациях проведено исследование по методике К. Томаса. Результаты исследования показали прямую зависимость изменения формы проявления социального поведения от режима двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика формы социального поведения первого курса в конфликтной ситуации

Показате- ли (баллы) До эксперимента После эксперимента

Контрол ьная Экспери мен- тальная Конрол ьная Экспери мен- тальная

соперни- чество 4,78+ 1,12 4,92+ 0,21 6,64+ 1,24 2,54+ 0,12

сотрудни- чество 5,86+ 1,26 6,12+ 0,32 4,75+ 1,05 8,64+ 0,46

компро- мисс 6,63+ 1,32 6,84+ 1,56 5,65+ 0,65 7,21+ 0,75

избегание 6,52+ 0,95 6,75+ 0,84 8,76+ 1,17 2,15+ 0,25

приспособ ление 5,25+ 0,45 5,45+ 1,75 3,82+ 0,34 3,56+ 0,84

Эффективность адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Однако не только факторы окружающей среды определяют уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в которой осуществляется микросоциальное взаимодействие. Результаты исследования показывают, что экспериментальная программа по физической культуре, включающая активное использование фитнес-технологий на занятиях по физическому воспитанию студентов первого курса, способствует повышению эффективности адаптации к процессу обучению в техническом вузе. Это отражается не только в улучшении психоэмоционального состояния студентов, но и в

12

10

8

6

4

2

0

Начало года

Конец года

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис. 1 - Динамика показателей физической

подготовленности студентов первого курса (тест А)

60 50 40 30 20 10 0 4

Начало года Конец года

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис. 2 - Динамика показателей физической

подготовленности студентов первого курса (тест Б)

Положительная динамика физической подготовленности у студенток экспериментальной группы более выражена по сравнению с результатами контрольной группы. Если средний показатель данного теста в контрольной группе увеличился с 37,8+8,4 до 38,9+10,5, то в экспериментальной группе динамика составляла от 37,5+9,2 до 42,7+12,6. Лучшие результаты были у экспериментальной группы и в тесте сгибание рук в упоре лежа.

Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце эксперимента и характеризующих психоэмоциональное и функциональное состояние организма студентов первого курса, свидетельствует о том, что занятия физической культурой оказали положительное влияние на адаптацию экспериментальной группы к обучению. Таким образом, наблюдаемая положительная динамика в конце экспериментальных занятий, происходящая в психическом и функциональном состоянии студентов-первокурсников, свидетельствует об эффективности использования фитнес-технологий на занятиях по физической культуре.

В результате внедрения программы по физической культуре, направленной на адаптацию к обучению в техническом вузе, отмечено достоверное снижение уровня ситуативной и личностной тревожности в экспериментальной

группе по сравнению с контрольной. Выявлено, что эффективность адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. У студентов экспериментальной группы установлен более высокий уровень адаптации, по сравнению со студентами контрольной группы, что подтверждает эффективность использования предложенной модели занятий.

Литература

1. Щуревич, Г.А. Адаптация молодежи к высшей школе / Г.А. Щуревич, А.В. Зинковский, Н.И. Пономарев. -СПб.: Нева, 1994. - 114 с.

2. Витенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.: Нева, 1995. - 336 с.

3. Коломиец, М.В. Проблемы адаптации студентов технических специальностей к профессиональной деятельности/ М.В. Коломиец// Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - №4. - С. 207-210.

4. Наговицын, Р.С. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности/ Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов// Вестн. Казан. технол. унта. - 2011. - Т.14. - №24. - С. 289-294.

5. Сайкина, Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация её упражнений/ Е.Г. Сайкина //Теория и практика физической культуры.- 2004. - № 7.- С. 43-47.

© А. С. Павлова - асс. каф. физического воспитания КНИТУ, alinap81@yandex.ru; А. Д. Лифанов - канд. хим. наук, доц. той же кафедры, lifanov84@mail.ru; Н. В. Быкова - асс. той же кафедры; Г. Д. Гейко - канд. техн. наук, доц. той же кафедры; В. В. Кечаев - канд. техн. наук, доц. той же кафедры; И. А. Зенуков - канд. техн. наук, доц. зав. каф. физического воспитания КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.