Научная статья на тему '«Фишбоун», как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики'

«Фишбоун», как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4538
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИЁМ / МЕТОД / ФИШБОУН / МАТЕМАТИКА / СХЕМА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Галина Николаевна

Суть данного приема это установление связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, обоснование сделанного выбора. Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Фишбоун», как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____

УДК 51-8

Корнева Г алина Николаевна

МБОУ «Ливенская СОШ №1», учитель математики,

с. Ливенка, РФ Е-mail: [email protected]

«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Аннотация

Суть данного приема - это установление связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, обоснование сделанного выбора. Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление.

Ключевые слова

Приём, метод, Фишбоун, математика, схема, обучение.

С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Современному учителю необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы приоритетное место в обучении отводилось самостоятельной познавательной деятельности школьника. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно». Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.

Без сомнения, математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое.[1]. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления. Всё зависит от целей, которые преследуются. Схемы Фишбоун дают мне возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление. С помощью схемы можно найти решение, практически, любой сложной задачи, зачастую, возникают новые идеи.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета [3, с.127]. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы [2]. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи -краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы школьники сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными.

132

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________

Я заранее заготавливаю общую схему - «скелет», спрятав её за шторкой интерактивной доски, и отдельно готовлю схемы для каждой группы учащихся. Группа, выполнившая свою работу первой (или пожелавшая презентовать свою работу первой) на доске или планшете быстро заполняет «скелет», далее, в ходе обсуждения, уточняются отдельные фрагменты, корректируются выводы.

Список использованной литературы:

1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия -режим доступа: http://www.ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05 help pupil.pdf

2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры.

http: //pedsovet.su/metodika/priemy/5714

3. Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.

© Г.Н. Корнева, 2015

УДК 37.04

Корнева Г алина Николаевна

МБОУ «Ливенская СОШ №1», учитель математики, с. Ливенка, РФ. E-mail: [email protected] Удовина Руслана Владимировна МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода, учитель английского языка

г.Белгород, РФ. E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Аннотация

Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников[1.с.3].

Ключевые слова

Приём, метод, обучение, исследовательская деятельность, проект.

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.