_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____
УДК 51-8
Корнева Г алина Николаевна
МБОУ «Ливенская СОШ №1», учитель математики,
с. Ливенка, РФ Е-mail: [email protected]
«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Аннотация
Суть данного приема - это установление связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, обоснование сделанного выбора. Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление.
Ключевые слова
Приём, метод, Фишбоун, математика, схема, обучение.
С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Современному учителю необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы приоритетное место в обучении отводилось самостоятельной познавательной деятельности школьника. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно». Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.
Без сомнения, математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое.[1]. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления. Всё зависит от целей, которые преследуются. Схемы Фишбоун дают мне возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление. С помощью схемы можно найти решение, практически, любой сложной задачи, зачастую, возникают новые идеи.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета [3, с.127]. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы [2]. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи -краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы школьники сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными.
132
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________
Я заранее заготавливаю общую схему - «скелет», спрятав её за шторкой интерактивной доски, и отдельно готовлю схемы для каждой группы учащихся. Группа, выполнившая свою работу первой (или пожелавшая презентовать свою работу первой) на доске или планшете быстро заполняет «скелет», далее, в ходе обсуждения, уточняются отдельные фрагменты, корректируются выводы.
Список использованной литературы:
1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия -режим доступа: http://www.ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05 help pupil.pdf
2. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры.
http: //pedsovet.su/metodika/priemy/5714
3. Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. - 127 с.
© Г.Н. Корнева, 2015
УДК 37.04
Корнева Г алина Николаевна
МБОУ «Ливенская СОШ №1», учитель математики, с. Ливенка, РФ. E-mail: [email protected] Удовина Руслана Владимировна МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода, учитель английского языка
г.Белгород, РФ. E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация
Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников[1.с.3].
Ключевые слова
Приём, метод, обучение, исследовательская деятельность, проект.
133