Научная статья на тему 'Фирмы и корпоративная собственность'

Фирмы и корпоративная собственность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ДОХОДЫ / РЫНОК / FIRM / CORPORATION / CORPORATE PROPERTY / REVENUES / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Д. Г.

В статье исследуется деятельность фирм-корпараций, роль которых в современной рыночной экономике признана ведущей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRMS AND CORPORATE PROPERTY

The article is aimed at investigating the activity of corporations which role has been recognized as the leading in the modern market economy.

Текст научной работы на тему «Фирмы и корпоративная собственность»



ЭКОНОМИКА

Д.Г. ФРОЛОВ

аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли Тел. 8 920 828 54 45

ФИРМЫ И КОРПОРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В статье исследуется деятельность фирм-корпараций, роль которых в современной рыночной экономике признана ведущей.

Ключевые слова: фирма, корпорация, корпоративная собственность, доходы, рынок.

В современной рыночной экономике ведущую роль играют фирмы-корпорации.

В Нобелевской лекции на тему «Институциональная структура производства» (1992 год) Р. Коуз отмечал, что признание экономистами важности роли фирмы в функционировании экономики побудит их пристально исследовать деятельность фирмы. Возникновение и функционирование фирмы он объяснял тем, что «в конкурентной системе должен быть некий оптимальный объем планирования, поскольку фирма - это маленькое плановое сообщество - может продолжать свое

существование, только если она выполняет свою функцию координации с меньшими издержками, чем те, что пришлось бы нести при выполнении той же функции путем рыночных трансакций, а также те, что имели бы место, если бы ту же функцию выполняла другая фирма» [1, с. 344-345].

Анализ пионерной статьи Р. Коуза «Природа фирмы» и материалов научной конференции, посвященной 50-летию ее выхода в свет, позволяет обобщенно дать сравнительную характеристику двух способов координации экономической деятельности: через рынок и фирму (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика рынка и фирмы [2, с.19]

Характеристики Рынок Фирма

Сущность Свободное взаимодействие предпринимателей и потребителей Плановое сообщество

Базовая единица экономического анализа Трансакция Контракт найма

Метод координации Ценовой механизм Административные решения

Вид издержек Трансакционные издержки Издержки управления (координации)

Динамический фактор Конкуренция Стимулы предпринимателя и персонала

Правовая основа и форма согласия Коммерческое право и торговые контракты Гражданское право и контракт найма

Приоритет форме капитала Приобретение и использование материальных ресурсов или физического капитала Приобретение и применение знаний или человеческого капитала

Риски Оппортунистическое поведение (вымогательство) Отлынивание

Стимулы Прибыль как выбор альтернативных трансформационных издержек Экономия трансакционных издержек

© Д.Г. Фролов

шей

Обсуждение данных фундаментальных проблем современной экономической теории на Западе ведется в условиях развитой демократии и продвинутых рыночных отношений. Российская экономика пока находится на начальной стадии формирования рыночных условий, общество и экономика находятся в непрерывных трансформациях перехода от командно-административной системы к политической и экономической свободе. Трансформационные процессы происходят и в рамках каждой фирмы, что требует выработки и учета существенных особенностей теории фирмы в российских условиях.

Сравнительная структура управления фирмами должна учитывать как технологические факторы, выражаемые производственной функцией, так и экономические факторы альтернативных трансак-ционных издержек. Экономия трансформационных и трансакционных издержек становится важным критерием оптимизации размеров фирмы и выбора структуры управления.

Системные соображения предполагают учет юридических и политических факторов функционирования фирм по этапам трансформации общественного строя России. Пробелы в законодательстве и разные толкования законов повышают трансакционные издержки защиты и реализации прав собственности, увеличивают риски оппортунистического поведения и отлынивания. Таков же характер влияния политической нестабильности и неопределенности политического курса. Трансформация правовой и политической подсистем должна опережать реформирование экономики, в т.ч. и рынка, и фирм, создавая благоприятные условия для организации новых предприятий и повышения эффективности действующих фирм.

Гарантии эффективного управления фирмой и соблюдения контрактов по всем трансакциям предполагают повышение культуры труда, управления и деловых отношений. Репутация фирмы и предпринимателя становится специфическим активом снижения трансакционных издержек по всем их элементам. Для России значение института гарантий контрактации более чем актуально.

Информационные барьеры активизации деятельности российский фирм увеличивают информационные издержки поиска и освоения знаний как по доступности высоких технологий, так и возможностям привлечения инвестиций. Монополизация высоких технологий и чрезмерные проценты по иностранным инвестициям резко снижают конкурентоспособность российских фирм. Провалы рынка усугубляют организационные провалы. Сильные стороны и преимущества как рынка, так и фирм по-

являются лишь в потенции, как труднодостижимый идеал эффективной экономической деятельности. Все это порождает политическое недоверие к экономическим реформам и государственной экономической политике последнего десятилетия.

Адаптация фирм к рыночным условиям бизнеса в России происходит противоречиво. Резкий переход от централизованного распределения ресурсов к рыночному, неразвитость рыночной инфраструктуры значительно повышают трансакционные издержки поиска информации и партнеров. Маркетинговые службы предприятий и маркетинговые посредники редко используют для оценки эффекта альтернативные трансакционные издержки.

Постсоциалистическое сознание сохранилось у значительной части населения России и наемного персонала. Сравнение условий и оплаты труда в прежней и в рыночной системе чаще не в пользу последней. Это порождает отлынивание от качественного исполнения работ, а значит, и увеличивает трансакционные издержки оппортунистического поведения.

Сочетание микро- и макроэкономического анализа позволяет оценить воздействие положительного развития фирм на экономический рост в стране и наоборот. Микроэкономические факторы экономического роста пока не получили должного теоретического освещения.

Фирма выступает важным узлом переплетения и реализации противоречивых интересов разных социальных групп и хозяйственных субъектов. Потому важную информацию о деятельности фирм могут дать исследования смежных с экономической теорией наук: правоведения, социологии, политологии, международных отношений. Системное отображение роли фирм в обществе важно как для самих фирм, так и для выработки государственной экономической политики.

Назревшая потребность выработки новой теории фирмы проявляется уже в анализе существующего определения организации как юридического лица, данного в Гражданском кодексе РФ (часть 1, статья 48): «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» [3, с.18].

В данном понятии центральным конституирующим признаком предприятия (организации) определена собственность на обособленное имущество.

ЭКОНОМИКА

Дополнительными характеристиками выступают материальная ответственность, правоспособность, наличие баланса или сметы как финансового отчетного документа.

Можно выделить следующие особенности корпоративной собственности:

- это частно-коллективная форма собственности, где имеет место, во-первых, коллективное владение реальным капиталом, управление которым делегировано наемному агенту - менеджеру; и, во-вторых, частная собственность на фиктивный капитал, движение которого находится в непосредственном ведении отдельного лица, при этом изменение конкретного состава собственников не меняет сущностные характеристики корпоративной собственности;

- субъектами этих отношений выступает ассоциированный собственник - объединение предпринимателей, стремящихся к максимальной для себя выгоде от реализации собственности, а также менеджеры, осуществляющие управление собственностью, и наемные работники, обладающие специфическими ресурсами, и, следовательно, претендующие на участие в распределении созданного продукта;

- в структуре объекта также происходит удвоение: активы (реальный капитал), принадлежащий корпорации как юридическому лицу, а также фиктивный капитал (ценные бумаги), которые подтверждают обязательства корпорации в отношении акционера, являясь тем самым титулом (представителем) реального капитала.

В рамках корпоративной собственности трансформируются отношения и правомочия собственников. Рассматривать право собственности как право фактического владения и распоряжения реальными активами становится просто невозможно. Это обусловлено не только большим количеством участников, но и сложностью самих активов, поэтому большинство акционеров просто не в состоянии определить, насколько правильно они используются.

К настоящему времени в экономической литературе можно выделить два подхода к объяснению природы корпораций и особенностей внутрикорпоративных взаимодействий. Первый - так называемое «акционероцентрическое», согласно которому вся деятельность корпораций должна быть подчинена интересам акционера - собственника (shareholder). Второй - сформировавшаяся в последней четверти прошлого века теория заинтересованных лиц (stakeholder theory), рассматривающая корпорацию как объект согласования интересов многих участников.

Поэтому нам кажется более обоснованным подход, сформулированный в теории заинтересованных лиц. Это направление рассматривает корпорацию как особый социальный организм, способный оказывать существенное влияние на общественные процессы. Так, в работах Р. Э. Фримана, Р. Филлипса и других отмечено, что в современной экономике в центре внимания должны находиться не атомизиро-ванные субъекты, конкурирующие за ограниченные ресурсы, но добровольные объединения людей, возникающие в процессе создания стоимости. Также признается тот факт, что мотивация хозяйствующих субъектов более сложная, нежели стремление к максимизации собственной выгоды, и всегда имеет соответствующий социальный контекст. В таком случае бизнес понимается как общественный процесс, и, следовательно, вопросы этики и морали выходят на первый план, т.к. эгоистичное поведение подрывает доверие и разрушает социальные связи.

Дезавуирование статуса собственника в отношениях корпоративной собственности не представляется возможным, ибо важнейшей функцией акционера является сохранение и приумножение общественного богатства. Реализация данной функции и, следовательно, сохранение корпорации требует разрешения конфликтов между заинтересованными сторонами, что обеспечивается социальными структурами: как внутренними - система ценностей, корпоративная культура, так и внешними - рынки корпоративного контроля, ценных бумаг, труда, а также законодательство и судебная система.

Было бы серьезным упрощением представлять корпорацию только как единицу, производящую поток товаров и услуг. Напротив, её особая роль определяется теперь способностью накапливать коллективный опыт решения тех или иных задач, генерировать потоки формальных и неформальных норм, определенных ценностей, объединяющих людей.

Следовательно, корпорация как организационный механизм реализации корпоративной собственности становится важнейшим элементом социальной структуры, обеспечивающей воспроизводство как самого человека, так и условий его существования.

Социоструктурирующая роль корпораций проявляется в том, что корпоративная культура определяет статус человека, его положение в системе общественных отношений и те социальные роли, которые он выполняет. В целом, влияние корпораций на социально-экономические процессы осуществляется по следующим направлениям.

1. Как правило, корпорация - это крупное пред-

приятие, обладающее возможностями управлять рыночным спросом и ценами, т.е. сегодня именно корпорации, во многом, задают параметры потребительского выбора.

2. Принятие корпорацией социальных обязательств определяется тем, что будучи крупными налогоплательщиками и создавая стабильные рабочие места, корпорации становятся опорой развития всего общества.

3. Специфическая культура, формируемая внутри корпорации множеством индивидов, транслированная вовне, оказывает значительное влияние на формирование системы общественных ценностей.

4. Концентрируя значительные ресурсы, корпорации содействуют научно-техническому прогрессу, обеспечивая тем самым, преобразуя технологический компонент базиса экономической системы.

Это означает, что цели существования подобной фирмы не укладываются в рамки неоклассического требования максимизации прибыли, но дополняются определенными социальными обязательствами. Дж. Ходжсон обращает внимание на то, что у фирмы есть гибкие способы реакции на неопределенность внешней среды - в частности, речь идет о создании системы масштабной отношенческой контрактации, формированию долговременных связей с контрагентами и т. п. Внутренняя среда фирмы также будет вынуждена реагировать на подобные изменения. Работник будет стремиться к разнообразию внутренней среды (наращивая человеческий капитал и гибко адаптируя его к потребностям фирмы) или расширять сферу своего влияния (участвуя в управлении фирмой).

Традиционная корпорация была способна обе-

спечить экономическую эффективность производства только тогда, когда работники не могли владеть средствами производства: разделение функций позволило профессиональным менеджерам добиться динамичного развития традиционной индустриальной корпорации за счет эффективного использования ресурсов и новых технологий. Но дальнейшая эволюция современной экономики требует не разделения функций наемного работника, собственника, менеджера, но соединения труда и управления. Тогда проблема реализации корпоративной собственности усложняется: если сливаются в одном лице принципал (собственник) и агент (менеджер), то модифицируется вся система взаимоотношений «собственник - менеджер - наемный работник».

Стремление к экономической эффективности в сочетании с эффективностью социальной (а именно так сегодня стоит вопрос о целях развития хозяйственной системы) не может быть достигнуто в таком случае без вовлечения всех членов общества в систему распределения выгод. Корпоративная форма позволяет решить эту проблему, создавая широкие возможности для участия большого числа субъектов в распределении результатов экономической деятельности, решая задачу повышения мотивации труда работника и развития его творческого потенциала.

В интерактивной теории фирмы под предприятием (фирмой) понимается совокупность бизнес-процессов, обеспечивающих получение прибыли или достижение других уставных целей, на основе рационального использования человеческого капитала и имущества при согласовании интересов собственников капитала, персонала и общества [2, с.27].

Библиографический список

1. Природа фирмы. Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360с.

2. Романчин В.И. Интерактивная теория фирмы. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-1У по состоянию на 15 сентября 2007 г. М.: ТК Велби. Издательство «Проспект», 2007. 544с.

D.G. FROLOV

FIRMS AND CORPORATE PROPERTY

The article is aimed at investigating the activity of corporations which role has been recognized as the leading in the modern market economy.

Key words: firm, corporation, corporate property, revenues, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.