Научная статья на тему 'Фирма как институт рыночной экономики'

Фирма как институт рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин О. А.

В статье охарактеризовано социально-экономическое содержание современной фирмы как института рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фирма как институт рыночной экономики»

ФИРМА КАК ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Белкин О.А.*

Орловский государственный университет, г. Орел

В статье охарактеризовано социально-экономическое содержание

современной фирмы как института рыночной экономики.

Теория фирмы в ее современном понимании возникла в рамках инсти-туционализма. Большинство историков экономической мысли отдают приоритет в разработке теории фирмы Р. Коузу, которому в 1992 году за цикл работ по институциональному анализу была присуждена Нобелевская премия по экономике. Статья Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованная в 1937 году, впервые описывала специфику фирмы как особого экономического института и ее экономические функции в рыночной экономике. Исследования по теории фирмы активизировались в 60-е годы двадцатого века и ведутся по разным аспектам до сего дня.

Современные исследования сущности, функций фирмы и внутрифирменных отношений в трансформационной экономике России опирается, прежде всего, на методологию неоинституционального анализа с учетом позитивных идей других экономических школ.

В Нобелевской лекции на тему «Институциональная структура производства» (1992 год), Р. Коуз отмечал, что «признание экономистами важности роли фирмы в функционировании экономики побудит их пристально исследовать деятельность фирмы». Возникновение и функционирование фирмы он объяснял тем, что «в конкурентной системе должен быть некий оптимальный объем планирования, поскольку фирма - это маленькое плановое сообщество - может продолжать свое существование, только если она выполняет свою функцию координации с меньшими издержками, чем те, что пришлось бы нести при выполнении той же функции путем рыночных трансакций, а также те, что имели бы место, если бы ту же функцию выполняла другая фирма» [1, с. 138].

Анализ пионерной статьи Р. Коуза «Природа фирмы» и материалов научной конференции, посвященной 50-летию ее выхода в свет, позволяет обобщенно дать сравнительную характеристику двух способов координации экономической деятельности: через рынок и фирму (табл. 1).

Интересный подход к определению целей-функций институтов предложил О.С. Сухарев [3, с. 24-32]. Экономический институт, в том числе фирму он характеризует по семи параметрам:

1. цель существования;

2. область приложения;

3. функциональное наполнение;

4. период времени до изменения;

* Соискатель кафедры «Теория и история экономики».

5. издержки функционирования;

6. степень отторжения или принятия вводимой нормы;

7. устойчивость к мутации.

Сравнительная характеристика рынка и фирмы дана в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика рынка и фирмы [2, с. 19]

Характеристики Рынок Фирма

Сущность Свободное взаимодействие предпринимателей и потребителей Плановое сообщество

Базовая единица экономического анализа Трансакция Контракт найма

Метод координации Ценовой механизм Административные решения

Вид издержек Трансакционные издержки Издержки управления (координации)

Динамический фактор Конкуренция Стимулы предпринимателя и персонала

Правовая основа и форма согласия Коммерческое право и торговые контракты Гражданское право и контракт найма

Приоритет форме капитала Приобретение и использование материальных ресурсов или физического капитала Приобретение и применение знаний или человеческого капитала

Риски Оппортунистическое поведение (вымогательство) Отлынивание

Стимулы Прибыль как выбор альтернативных трансформационных издержек Экономия трансакционных издержек

Но характеристику каждого параметра он дает через дисфункцию, т.е. нарушение исполнения функции. Вряд ли это оправданно в экономике, ибо, что хорошо в медицине, не обязательно соблюдать в экономике.

Наиболее адекватной для условий жесткой конкуренции на насыщенных рынках следует признать теорию фирмы Й. Шумпетера. По его словам «в реальности капитализма значение имеет не ценовая конкуренция, а конкуренция новых благ, новых технологий, новых ресурсов, новых типов организации (например, за наибольшую сферу контроля) - конкуренция, которая определяется решительным преимуществом в издержках или качестве и при которой теряется не только маржа прибыли или выпуска существующих фирм, но само их дальнейшее существование» [4, с. 155].

Целями стратегических действий фирм и предприятий является не просто улучшение качества и снижение издержек выпускаемых длительное время изделий, а более сложные задачи конструирования новых товаров, технологий, новых предприятий и, соответственно, передел рынка.

Наиболее яркое проявление идея Й. Шумпетера об исходной роли инновационной функции фирмы проявилась в 90-е годы XX века с началом революции в электронном бизнесе. Как отмечает Б. Гейтс, наиболее успешный предприниматель в сфере информационного бизнеса: « Если в 80-е годы все решало качество, а в 90-е - реинжиниринг бизнеса, то ключевая кон-

цепция нынешнего десятилетия - «скорость». Здесь и скорость изменения характера бизнеса; здесь и вопросы оперативности управления бизнес-процессами; здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием все большей доступности информации. Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес-процессов будут намного выше, а при достаточно большом значении этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса» [5, с.12].

Используя позитивные предложения современных школ экономической и управленческой мысли, обобщается система целей-функций фирмы на микро- и макроуровнях функционирования [2, с. 34-37].

I. Микроэкономические цели-функции самовоспроизводства и саморазвития предприятий.

1. Производственная функция фирмы заключается в возможности производства продукции (работ, услуг) в необходимом ассортименте и выражается в объеме произведенной продукции. Технологическим ограничением производственной функции выступает реальная степень загрузки производственной мощности по каждому виду продукци, определяемая по достаточности всех видов ресурсов к нормативу.

2. Коммерческая функция фирмы заключается в ее способности реализовать произведенную продукцию заказчикам или посредникам и выражается в объеме реализованной продукции. При неблагоприятной рыночной конъюнктуре часть продукции может не быть продана или быть продана по более низким ценам по сравнению с расчетными. Умение не только произвести, но и выгодно продать продукцию становится столь же важным в условиях рыночной экономики.

3. Социально-экономическая функция фирмы состоит в производстве и реализации полезной продукции, наиболее полно удовлетворяющей потребности потребителей и выражается в объеме использованной продукции.

4. Воспроизводственная функция фирмы заключается в ее способности получать прибыль, достаточную для инвестиций в обновление физического капитала и в поддержание потенциала человеческого капитала.

5. Инновационная функция фирмы заключается в ее способности обновлять ассортимент продукции, внедрять прогрессивные технологии, обеспечивать гибкость организации и методов управления, учитывая и воздействуя на изменения рыночной среды. Степень выполнения инновационных программ на предприятии зависит от достаточности инвестиционных ресурсов и целенаправленной инновационной активности.

II. Макроэкономические цели-функции фирмы раскрываются через ее взаимодействие с макроэкономическими институтами.

6. Бюджетная эффективность фирмы заключается в ее способности своевременно выплачивать налоги и обязательные платежи в бюджеты всех уровней. Отсутствие задолженности перед бюджетом свидетельствует о качественном выполнении обязательств перед государством и обществом.

7. Опережающая адаптивность фирмы выражает ее способность предупреждать рисковые ситуации и своевременно перестраивать свои функции как реакцию на изменения макроэкономической среды и поведения конкурентов.

8. Динамичность фирмы заключается в наличии потенциала роста через развитие технологии, экономики, укрепление рыночных позиций предприятия. Стратегия развития предприятия ежегодно совершенствуется и неуклонно осуществляется, обеспечивая необходимые темпы обновления и роста.

9. Социально-экономическая состоятельность фирмы оценивается по качеству выполнения всех функций, включая производственно - технологическую, коммерческую, социальную и финансовую состоятельность.

10. Социальная привлекательность (рейтинг) фирмы определяется собственниками - по величине и доле дивидендов на акции (паи), менеджерами -по оплате управленческого труда и доле в прибыли, персоналом - по величине и приросту заработной платы. Социальная стабильность и привлекательность фирмы внешне проявляются в наличии «очереди» инвесторов, менеджеров и работников для участия в его работе.

11. Синергический эффект деятельности фирмы можно оценить по степени удовлетворенности физических и юридических лиц, работающих в фирме или взаимодействующих с ней. Удовлетворенность собственников, менеджеров и персонала положением на фирме, удовлетворенность поставщиков и заказчиков качеством выполнения контрактов, удовлетворенность государственных органов своевременностью выполнения обязательств перед обществом выражает системный эффект деятельности фирмы в статике и динамике.

Можно выделить следующие особенности корпоративной собственности как основы фирмы:

- это частно-коллективная форма собственности, где имеет место, во-первых, коллективное владение реальным капиталом, управление которым делегировано наемному агенту - менеджеру; и, во-вторых, частная собственность на фиктивный капитал, движение которого находится в непосредственном ведении отдельного лица, при этом изменение конкретного состава собственников не меняет сущностные характеристики корпоративной собственности;

- субъектами этих отношений выступает ассоциированный собственник - объединение предпринимателей, стремящихся к максимальной для себя выгоде от реализации собственности, а также менеджеры, осуществляющие управление собственностью, и наемные работники, обладающие специфическими ресурсами, и, следовательно, претендующие на участие в распределении созданного продукта;

- в структуре объекта также происходит удвоение: активы (реальный капитал), принадлежащий корпорации как юридическому лицу, а также фиктивный капитал (ценные бумаги), которые подтверждают обязательства корпорации в отношении акционера, являясь тем самым титулом (представителем) реального капитала.

Было бы серьезным упрощением представлять корпорацию только как единицу, производящую поток товаров и услуг. Напротив, её особая роль определяется теперь способностью накапливать коллективный опыт решения тех или иных задач, генерировать потоки формальных и неформальных норм, определенных ценностей, объединяющих людей.

Следовательно, корпорация как организационный механизм реализации корпоративной собственности становится важнейшим элементом социальной структуры, обеспечивающей воспроизводство, как самого человека, так и условий его существования.

Социоструктурирующая роль корпораций проявляется в том, что корпоративная культура определяет статус человека, его положение в системе общественных отношений и те социальные роли, которые он выполняет. В целом, влияние корпораций на социально-экономические процессы осуществляется по следующим направлениям:

1. Как правило, корпорация - это крупное предприятие, обладающее возможностями управлять рыночным спросом и ценами, т.е. сегодня именно корпорации, во многом, задают параметры потребительского выбора.

2. Принятие корпорацией социальных обязательств определяется тем, что будучи крупными налогоплательщиками и создавая стабильные рабочие места, корпорации становятся опорой развития всего общества.

3. Специфическая культура, формируемая внутри корпорации множеством индивидов, транслированная вовне, оказывает значительное влияние на формирование системы общественных ценностей.

4. Концентрируя значительные ресурсы, корпорации содействуют научно-техническому прогрессу, обеспечивая, тем самым, преобразуя технологический компонент базиса экономической системы.

Это означает, что цели существования подобной фирмы не укладываются в рамки неоклассического требования максимизации прибыли.

Традиционная корпорация была способна обеспечить экономическую эффективность производства только тогда, когда работники не могли владеть средствами производства: разделение функций позволило профессиональным менеджерам добиться динамичного развития традиционной индустриальной корпорации за счет эффективного использования ресурсов и новых технологий. Но дальнейшая эволюция современной экономики требует не разделения функций наемного работника, собственника, менеджера, но соединения труда и управления. Тогда проблема реализации корпоративной собственности усложняется: если сливаются в одном лице принципал (собственник) и агент (менеджер), то модифицируется вся система взаимоотношений «собственник - менеджер - наемный работник».

Стремление к экономической эффективности в сочетании с эффективностью социальной (а именно так сегодня стоит вопрос о целях развития хозяйственной системы), не может быть достигнуто в таком случае без вовлечения всех членов общества в систему распределения выгод. Корпоративная

форма позволяет решить эту проблему, создавая широкие возможности для участия большого числа субъектов в распределении результатов экономической деятельности, решая задачу повышения мотивации труда работника и развития его творческого потенциала.

Адаптация фирм к рыночным условиям бизнеса в России происходит противоречиво. Резкий переход от централизованного распределения ресурсов к рыночному, неразвитость рыночной инфраструктуры значительно повышают трансакционные издержки поиска информации и партнеров. Маркетинговые службы предприятий и маркетинговые посредники редко используют для оценки эффекта альтернативные трансакционные издержки.

Список литературы:

1. Коуз Р. Фирма. Рынок. Право: пер. с англ. / Р. Коуз. - 1999.

2. Романчин В.И. Интерактивная теория фирмы / В.И. Романчин. - М.: Изд-во «Машиностроение-1», 2003. - 272 с.

3. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. Книга 1 / О.С. Сухарев. - М.: ИЭ РАН, 2001. - 576 с.

4. Шумпетер И. История экономического анализа: в 3-х т. / пер. с англ.; под ред. В.С. Автономова. - СПб: Экономическая школа, 2001.

5. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2001. - 480 с.

К ВОПРОСУ О ЦИКЛАХ КОНДРАТЬЕВА

© Кульков В.В.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Данная статья посвящена вопросу длинных волн Кондратьева, а именно существующих на сегодня разных точек зрения ученых экономистов относительно истинности этого экономического явления.

Длинные волны в экономике или «большие циклы конъюнктуры» начали анализироваться экономистами в середине XIX века. В 1847 году английский ученый Х. Кларк отметил, что между двумя крупными экономическими кризисами 1793 и 1847 годов прошло 54 года, и предположил, что такой интервал не случаен и должны существовать какие-то «физические» причины этого явления. Далее английский ученый В. Джевонс заметил повторяющиеся длительные периоды роста и падения в анализировавшихся им рядах цен. Однако он не смог найти объяснения этому явлению, причины общей для всех случаев. В 60-х годах того же века была разработана теория циклических кризисов К. Марксом. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных

* Стажер-исследователь Управления научных исследований, студент Российско-Американского факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.