Научная статья на тему 'Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства: концептуальные основы и инструменты реализации'

Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства: концептуальные основы и инструменты реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / FINANCIAL MECHANISM / ELEMENTS OF FINANCIAL MECHANISM / COMPETITIVENESS / ECONOMIC ENTITIES / ECONOMIC CONTENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенко Оксана Леонидовна, Коваленкова Ольга Георгиевна

Одним из императивов создания конкурентоспособной высокотехнологичной экономики, обеспечивающей высокий уровень развития индивидуального и общественного воспроизводства со стабильной занятостью, традиционно выступает малое и среднее предпринимательство (МСП). Именно малый и средний бизнес в настоящее время выступает драйвером инновационного развития, улучшения отраслевой структуры экономики, а также обеспечения высокого уровня и качества жизни населения. По официальным данным в России за 2017 год количество субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилось на 2,7%. Однако ведение бизнеса всегда сопряжено с рядом трудностей, и особенно это касается вопросов финансирования. В настоящее время продолжается совершенствование, институциональная модернизация финансового механизма развития МСП на основе баланса интересов бизнеса, населения, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савенко Оксана Леонидовна, Коваленкова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: A CONCEPTUAL FRAMEWORK AND IMPLEMENTATION TOOLS

One of the imperatives of creating a competitive high-tech economy, providing a high level of development of individual and social reproduction with stable employment, traditionally acts small and medium-sized businesses. It is small and medium-sized businesses that currently act as a driver of innovative development, improving the sectoral structure of the economy, as well as ensuring a high level and quality of life of the population. According to official data in Russia in 2017 the number of SMEs, including individual entrepreneurs, increased by 2.7%. However, doing business is always fraught with a number of difficulties, and this is especially true of financing issues. Currently, the improvement, institutional modernization of the financial mechanism of SME development on the basis of the balance of interests of business, the population, the state.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства: концептуальные основы и инструменты реализации»

УДК 336.6 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-123-129

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Савенко кандидат экономических наук, доцент экономического факультета,

Оксана Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,

Леонидовна ул. Горького, 88). E-mail: olsavenko@sfedu.ru, kalaberdina_o@mail.ru Коваленкова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Ольга факультета информационно-экономических систем,

Георгиевна Донской государственный технический университет (344010, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: olmoe@rambler.ru Аннотация

Одним из императивов создания конкурентоспособной высокотехнологичной экономики, обеспечивающей высокий уровень развития индивидуального и общественного воспроизводства со стабильной занятостью, традиционно выступает малое и среднее предпринимательство (МСП). Именно малый и средний бизнес в настоящее время выступает драйвером инновационного развития, улучшения отраслевой структуры экономики, а также обеспечения высокого уровня и качества жизни населения. По официальным данным в России за 2017 год количество субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилось на 2,7%. Однако ведение бизнеса всегда сопряжено с рядом трудностей, и особенно это касается вопросов финансирования. В настоящее время продолжается совершенствование, институциональная модернизация финансового механизма развития МСП на основе баланса интересов бизнеса, населения, государства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, финансовый механизм, элементы финансового механизма, конкурентоспособность, хозяйствующие субъекты, экономическое содержание, социально-экономическое развитие, предпринимательская деятельность, инвестиционный климат.

Развитие феномена предпринимательства, детерминирующего в условиях реализации хозяйственного порядка рыночного типа качество среды для осуществления конкуренции и неявное знание [1, с. 6-14], обеспечивает эффективное использование свойственных для расширенного рыночного порядка координационных преимуществ [2, с. 52-53] по реализации ресурсного потенциала российской экономики, ее диверсификации [3, с. 6], созданию новых рабочих мест. Целевая установка стратегии развития российского малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 году - увеличить количество субъектов МСП до 7,7 млн., способных обеспечить до 40% ВВП, а занятость населения в данном секторе повысить с 25% до 32%. В 2016-2017 годы вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в создание ВВП РФ составил примерно 20%, а численность занятых данным видом деятельности - 19 млн. человек. Именно поэтому в условиях сохранения ресурсных и санкционных ограничений актуализируется целый спектр проблем, связанных с концептуализацией и коэволюцией институтов и инструментов, составляющих фундамент финансового механизма развития МСП как драйвера устойчивости российской экономики.

В российской хозяйственной практике институционально закреплены критерии, определяющие субъектно-объектную структуру МСП. В соответствии с ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в действующей редакции) [4], под категорию субъекта МСП подпадают зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям (часть 1.1 ст. 4 №209-ФЗ), хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (рис. 1). С 1 декабря 2018 г. Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ будут внесены изменения, корректирующие понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства» - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными условиями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов МСП.

Удвоение количественных параметров развития предпринимательского сектора в части создания 40% ВВП России детерминирует системное переосмысление обеспечивающих такой рост механизмов - институциональных, организационно-экономических, финансовых и др. Особенно эта проблема актуализируется в условиях перманентного санкционного давления, усложнения видов и форм ведения бизнеса, ограниченности его ресурсной составляющей, и особенно - в части финансового обеспечения.

Финансовый механизм в целом - это часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью взаимосвязанных видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов, включенных в процесс формирования финансовых ресурсов, образование и использование денежных фондов, предназначенных для определенных целей.

3. Внедряют на практике результаты интеллектуальной деятельности, на которые исключительные права принадлежат учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям или являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

4. Обладают статусом резидента проекта «Сколково» и др.

Рис. 1. Законодательные требования к субъектам МСП в РФ

В состав финансового механизма включены элементы, отражающие экономическое содержание финансов, и эволюция которых выработала как формальные, так и неформальные институциональные формы организации отношений, опосредующих взаимодействие разномасштабных и разноуровневых субъектов экономики по содержанию и характеру совершаемых операций:

- финансовый механизм хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий);

- механизм государственных и муниципальных финансов;

- механизм финансовых посредников (страховой, инвестиционный и кредитный механизм);

- механизм теневого банкинга [5, с. 15].

Применительно к МСП, финансовый механизм его развития можно представить совокупностью следующих взаимосвязанных элементов [6, с. 27-31]:

- бюджетного механизма, в т.ч. прямые и косвенные методы финансовой поддержки развития малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, федеральные целевые программы развития МСП (ФЦП МСП).

- налогового механизма (применение инструментария специальных налоговых режимов; налоговых льгот и «каникул»; упрощенных правил ведения налогового учета и др.);

- кредитного механизма (льготное кредитование, банковский и коммерческий кредит и др.);

- механизма самофинансирования деятельности.

Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства (ФМРМСП) неразрывно связан с реализацией стратегии социально-экономического развития страны, ее регионов и опирается на систему формальных и неформальных институтов.

Сохранение трудноразрешимых проблем, блокирующих эффективные траектории развития МСП, традиционно ассоциируемые с драйверами экономического роста и инновационного развития экономики, связано с:

- дисфункциональностью института частной собственности в России;

- нарастанием неопределенности и риска ввиду действия экзогенных и эндогенных факторов, имеющих политическую, историческую и др. природу (рис. 2).

Рис. 2. Вариативность развития бизнес-среды в современных условиях [7]

В целом, содержательная интерпретация составляющих финансовый механизм развития МСП элементов, представлена в табл. 1.

Экономическое содержание финансового механизма развития малого и среднего предпринимательства понимается нами как совокупность составляющих единую систему элементов - бюджетного, налогового, кредитного механизмов, а также механизма самофинансирования, с помощью которых под воздействием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов обеспечивается коэволюция инструментов и институтов развития МСП и реализации стратегии развития страны.

Принципиально важное, значение для решения накопившихся проблем в развитии малого и среднего предпринимательства в совокупности с применением наиболее эффективных инструментов его финансирования, играет здоровый бизнес-климат, совершенствование налоговой политики и системы страховых платежей, упрощение доступа к инфраструктуре, замедление роста тарифов естественных монополий (до уровня инфляции), а также снижение коррупционной составляющей. За последнее время в РФ произошло усиление позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»: со 124-го места в 2010 году до 35-го места в 2017 году [9], и в настоящее время Россия входит в пятерку стран-лидеров по количеству проводимых реформ.

Всемирным банком отмечены такие ключевые изменения, связанные с предпринимательским климатом, как: упрощение регистрации новых компаний, упрощение и удешевление процесса подключения к электросетям и снижение тарифов на технологическое присоединение, сокращение сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, снижение совокупной налоговой ставки путем исключения движимого имущества из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций.

Таблица 1

Элементы финансового механизма развития МСП [8, с. 226]

Элемент механизма ФМРМСП Содержание элемента ФМРМСП Интерпретация элементов механизма ФМРМСП во взаимосвязи со стратегическими ориентирами социально-экономического развития (СЭР) страны, ее регионов

цели предполагаемые результаты, получаемые посредством запуска финансового механизма развития МСП осуществление перехода на расширенный тип воспроизводства финансовых ресурсов, развития инвестиционного потенциала и достижение устойчивого развития региональной экономики посредством МСП.

объекты - экономическая среда; - институциональная среда; - хозяйствующие субъекты. - финансово-кредитные и инвестиционные отношения, в том числе и финансы региона; - отдельные предприятия, определенные отрасли, инфраструктурные объекты, отдельные территории, инвестиционные процессы.

субъект движущая сила, которая приводит в действие финансовый механизм. органы государственной власти федерального, регионального уровня и органы местного самоуправления; представители российского МСП и зарубежные МСП-партнеры; домашние хозяйства; финансовые институты; финансовые посредники.

форма методическое обеспечение механизма. - инвестиции в реальный сектор экономики; - инвестиции в финансовый сектор.

методы инструментарий, способы и технологии достижения цели. позволяют сформировать ресурсы, необходимые для регулирования сектора МСП.

средства источники и ресурсы, которые привлекаются, используются для достижения поставленных целевых установок. стимулирование эффективного использования денежных средств в процессе реализации приоритетных направлений стратегии СЭР РФ и регионов, внедрении инноваций.

Следовательно, экономическое содержание инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства, позволяющих задействовать на практике финансовый механизм его развития, состоит в бесперебойности мобилизации и обеспечения финансовыми ресурсами названных субъектов, создающих добавленную стоимость в процессе воспроизводства индивидуального и общественного капитала на принципах доступности, транспарентности, эффективности. Это определяет необходимость выявления его специфических особенностей на методологическом уровне.

На деятельность предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, оказывает влияние множество факторов, которые могут ограничивать возможности предпринимателей в доступе к внешнему финансированию [10, с. 9-10]: ограниченность собственного капитала; трудности получения достоверной и полной информации; репутационная составляющая и др.

Более 10 лет назад многими учеными отмечалось (среди прочих барьеров развития МСП) низкое качество систематизации информационного обеспечения, которое бы давало исчерпывающее представление о положении отдельных предприятий, относимых к микро-, малым и средним ввиду следующих причин [11, с. 44]:

- высокий удельный вес «семейственности» в секторе МСП, отсутствие необходимого опыта в обработке информации, касающейся бизнеса и её ретрансляции по бизнес-каналам;

- затрудненный доступ к финансовым рынкам;

- недостаточное количество специализированных рейтинговых агентств, оценивающих финансовое положение МСП.

Как показало проведенное нами исследование, этот барьер во многом преодолен: в настоящее время в открытом информационном пространстве содержатся рейтинги, результаты мониторинга лучших практик МСП и т.д.

Финансирование деятельности предприятий малого и среднего бизнеса также осуществляется и при непосредственном участии государства в лице Минэкономразвития РФ, реализующего с 2005 года специальную программу по предоставлению субсидий субъектам МСП на субфедеральном уровне.

По данным Минэкономразвития около 200 тыс. предпринимателей ежегодно получают такую поддержку (в 2017г. более 7,5 млрд. руб.). Важно понимать, что современные реалии ставят новые вызовы не только перед предпринимательским сектором, но и государством в части эффективности программ субсидирования, что выдвигает на первый план необходимость создания нового формата работы сети организаций инфраструктуры поддержки, а также внедрение сервисной модели оказания такой помощи малому и среднему бизнесу.

Таким образом, методологическое обоснование организации финансового механизма в сфере малого и среднего предпринимательства представляет собой триединый процесс [12], в котором представители бизнес-сообщества, инфраструктурные организации и государство должны четко понимать возможности и угрозы осуществления предпринимательской деятельности в данном сегменте с учетом современного состояния и условий его реализации. Оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств региональных и местных бюджетов через механизмы: субсидирования, бюджетного инвестирования, гарантийной поддержки со стороны государства и муниципалитетов по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

К числу основных достижений 2015-2017 годов в сфере развития МСП при непосредственном участии государства можно отнести следующие [13, 14]:

1. Определение стратегических ориентиров государственной политики в сфере развития МСП.

2. Реализацию ряда мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию МСП:

- внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности позволило снизить число плановых проверок по трем видам надзора на 45 тыс.,

- осуществлена замена административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение.

3. Реализацию антикризисного плана Правительства РФ (1/3 его мероприятий касалась МСП).

4. Осуществление запуска проектного подхода в реализации мер поддержки МСП:

- приоритетный проект по основному направлению стратегии развития РФ «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (01.12.2016-01.03.2019гг.);

- ведомственный проект «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству»;

- целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ». Вообще, следует отметить, что в 2017 году предложен новый механизм внедрения необходимых изменений на региональном уровне и оценки работы региональных управленческих команд - целевые модели регулирования и правоприменения. В настоящее время в России утверждено 12 таких целевых моделей.

5. Снижение избыточных требований и рисков санкций: вместо штрафа - предупреждение; кадровое делопроизводство для микропредприятий; иммунитеты от антимонопольного контроля (в соответствии с №264-ФЗ1 не признается доминирующим положение ИП, а также МП, если его учредители - физические лица, а выручка не более 400 млн. руб. в год. Кроме того, с 250 до 400 млн. руб. повышен порог активов в целях контроля слияний со стороны ФАС, что обеспечит гибкость слияний среднего бизнеса.

Внеплановые проверки МСП должны быть согласованы с прокуратурой), чек-листы для проверок МСП с утвержденным в них списком вопросов; МСП-тест (позволяет учитывать воздействие на МСП при проектировании нормативно-правовых актов в части оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и фактического воздействия (ОФВ).

6. Обеспечение предсказуемой налоговой политики в отношении малого бизнеса (увеличен пороговый размер дохода для применения УСН - до 150 млн руб.; продлено действие ЕНВД до 2021 г.).

7. Расширение имущественной, финансовой и информационно-консультационной поддержки субъектов МСП:

- совершенствуется порядок передачи объектов недвижимого имущества в аренду;

- расширен доступ к закупкам (заключены контракты на 1 трлн. руб. по номенклатуре свыше 100 тыс. позиций);

- реализуется программа «6,5» (увеличен лимит до 125 млрд. руб.; снижены ставки; снижен минимальный размер кредита до 5 млн. руб. без изменения отраслевых приоритетов [15]) и т.д.

8. Улучшение качества регуляторной среды для ведения предпринимательской деятельности как приоритетное направление реализации политики поддержки предпринимательства в России, обеспечиваемое посредством:

1 Нормы документа не распространяются на финансовые организации, а также субъекты естественной монополии.

- реализации мероприятий Национальной предпринимательской инициативы [16] по улучшению инвестиционного климата в РФ;

- внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестклимата в регионе;

- формирования Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ [17];

- внедрения механизмов тиражирования лучших практик по улучшению инвестклимата.

Обозначенные выше проблемы и достигнутые положительные результаты в части содействия

развитию МСП должны быть переосмыслены с ориентацией на определение перспективных направлений и соответствующих им инструментов поддержки МСП [18, с. 66-72] на современном этапе развития российской экономики.

Литература

1. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.

2. Вольчик В.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблема институциональных барьеров / / Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2012. Т. 3. № 3. С. 52-62.

3. Белокрылова О.С. Институциональный механизм функционирования малого бизнеса: структура и направления совершенствования // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2014. Т. 5. №2. С. 6-13.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант-Плюс.

5. Ханниг А., Швецов С.А. Материалы сессии 5 «Параллельная банковская система vs. банковская система» Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге, состоявшейся 2 июля 2014 г.// Деньги и кредит. 2014. №9. С. 15-25.

6. Меркушев А.И. Методология координации развития малого предпринимательства: монография / А.И. Меркушев. - Киров: ВГСХА, Интеллект-бизнес-групп 2007.- 196 с.

7. Зотова А.И., Савенко О.Л., Савенко М.Н. Особенности финансирования малого и среднего предпринимательства в турбулентной экономике // Экономика и социум. 2015. №1 (14). Режим доступа: http://iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_14/Zotova).pdf

8. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов и стратегия его реализации: монография. - Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 304 с.

9. Доклад «Ведение бизнеса» за 2018 год Европа и Центральная Азия: Справка // http://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Fact-Sheets/DB18/DB18_ECA_Factsheet_RU.pdf

10. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий // Актуальные вопросы экономики управления. 2014. №3 (061). С. 9-13.

11. Шпынова А.И. Источники формирования финансов малых и средних предприятий // Банковское дело. 2007. №4. С. 44-47.

12. Игнатов В.Г., Игнатова Т.В. Взаимодействие государства и бизнеса на Юге России: экспертные оценки и посткризисное регулирование // Известия КБНЦ РАН. 2013. № 1.

13. Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг. Доклад Минэкономразвития РФ. М., 2016. - 80 с.

14. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. М., 2018.

15. Минимальная сумма кредита по «Программе 6,5» снижена до 5 млн. руб. [Электронный ресурс]. -URL: http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/17800.html

16. Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», АСИ 2017, [Электронный ресурс]. - URL: http://asi.ru/investclimate/

17. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, АСИ 2017, [Электронный ресурс]. - URL:http://asi.ru/investclimate/rating/

18. Коваленкова О.Г. Концентрация кластеров и устойчивых бизнес-структур как способ повышения конкурентоспособности регионов / Личность в социокультурном пространстве: перспективы и проблемы Материалы научной конференции. Южно-Российский гуманитарный институт. -Ростов-н/Д.: Антей, 2012.

Savenko Oxana Leonidovna, Candidate of economic Sciences, assistant professor of the Faculty of Economics, Southern Federal University (88, M. Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: kalaberdina_o@mail.ru, olsavenko@sfedu.ru

Kovalenkova Olga Georgievna, Candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of Economics, faculty of information and economic systems, Don state technical University (1, Gagarin square, Rostov-on-don, 344010, Russian Federation). E-mail: olmoe@rambler.ru

FINANCIAL MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: A CONCEPTUAL FRAMEWORK AND IMPLEMENTATION TOOLS

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

One of the imperatives of creating a competitive high-tech economy, providing a high level of development of individual and social reproduction with stable employment, traditionally acts small and medium-sized businesses. It is small and medium-sized businesses that currently act as a driver of innovative development, improving the sectoral structure of the economy, as well as ensuring a high level and quality of life of the population. According to official data in Russia in 2017 the number of SMEs, including individual entrepreneurs, increased by 2.7%. However, doing business is always fraught with a number of difficulties, and this is especially true of financing issues. Currently, the improvement, institutional modernization of the financial mechanism of SME development on the basis of the balance of interests of business, the population, the state.

Keywords: small and medium-sized enterprises, financial mechanism, elements of financial mechanism, competitiveness, economic entities, economic content, social and economic development, entrepreneurial activity, investment climate.

УДК 314.17 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-129-133

КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Садовникова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и Юлия природопользования, Южно-Российский институт управления - филиал

Юрьевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: julia-js16@mail.ru Тимейчук старший преподаватель кафедры экономики, финансов

Людмила и природопользования, Южно-Российский институт управления - филиал

Николаевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: timeichuk@mail.ru

Аннотация

Социально-экономическое развитие территории определяется многими параметрами как экономического, так и социального характера. В статье раскрываются подходы к понятиям «качество населения» и «качество жизни», предлагаются различные методики расчета показателей, характеризующих качество населения, интегрирование которых позволяет показать степень их влияния на социально-экономическое развитие территории.

Ключевые слова: качество населения, уровень жизни, качество жизни, индикатор, население, территория, показатель, муниципальное образование, российская экономика.

Формирование современной инновационной модели российской экономики невозможно без осознания взаимосвязи социально-экономического развития страны и качества жизни всего общества и качества самого населения.

В настоящий период социально-экономическая ситуация требует разработки эффективной модели экономического развития на всех уровнях (национальном уровне, на уровне субъектов, муниципальных образований), в рамках которой необходимо рассматривать широкий и комплексный круг экономических, экологических и социальных факторов развития территории. В рамках такой модели повышения качества жизни одним из приоритетных критериев может выступать развитие качественных характеристик населения.

Говоря о таком феномене, как качество населения, следует отметить, что данный термин прочно укрепился в понятийном аппарате общественных и экономических наук. Синтезируя многочисленные взгляды на подходы к определению данной категории, можно выделить общие положения сущности и содержания данного понятия. Качество населения может выражаться через набор качественных и количественных характеристик. Так, по мнению Н.М. Римашевской, данную категорию стоит трактовать через популяционный и индивидуальный уровни [1], при этом решающее значение для межстрановых исследований имеют популяционные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.