Научная статья на тему 'Финансовый и налоговый аспекты в системе мер повышения эффективности использования национального интеллектуального капитала'

Финансовый и налоговый аспекты в системе мер повышения эффективности использования национального интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МЕРЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТРАСЛЕВЫЕ ФОНДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР / NATIONAL INTELLECTUAL CAPITAL / MEASURES OF TAX STIMULATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INTELLECTUAL PROPERTY / INDUSTRY R & D FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова С.Е., Жарова Е.Н., Сергеева О.Л.

Целью исследования является анализ эффективности существующих мер налогового стимулирования развития сферы использования интеллектуального капитала и формирование предложений по созданию механизма, сочетающего в себе элемент государственно-частного партнерства создание отраслевых фондов финансирования НИОКР и элемент налогового стимулирования крупного бизнеса, финансирующего данные фонды. В статье представлены результаты оценки экономического эффекта от существующих стимулирующих мер и оценки возможного эффекта от введения в действие предлагаемого механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND TAX ASPECTS IN THE SYSTEM OF MEASURES FOR IMPROVING EFFICIENCY OF USE OF THE NATIONAL INTELLECTUAL CAPITAL[113]

The goal of the study is to analyze the effectiveness of the existing measures of tax stimulation of development of sphere of use of national intellectual capital and the formation of proposals for the establishment of a mechanism that combines the element of public-private partnerships industry R & D funds and the element of tax incentives for big business, financing these funds. The article presents the results of the evaluation of economic benefits of existing incentives and assess the possible effect of the introduction of the proposed mechanism.

Текст научной работы на тему «Финансовый и налоговый аспекты в системе мер повышения эффективности использования национального интеллектуального капитала»

УДК: 338.2

ББК: 65.05

Ушакова С.Е., Жарова Е.Н., Сергеева О.Л.

ФИНАНСОВЫЙ И НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ МЕР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА1

Ushakova S.E., Zharova E.N., Sergeeva O.L.

FINANCIAL AND TAX ASPECTS IN THE SYSTEM OF MEASURES FOR IMPROVING EFFICIENCY OF USE OF THE NATIONAL INTELLECTUAL CAPITAL2

Ключевые слова: национальный интеллектуальный капитал, меры налогового стимулирования, государственно-частное партнерство, малое инновационное предпринимательство, результаты интеллектуальной деятельности, отраслевые фонды финансирования НИОКР.

Keywords: national intellectual capital, measures of tax stimulation, public-private partnerships, small innovative entrepreneurship, intellectual property, industry R & D funds.

Аннотация: целью исследования является анализ эффективности существующих мер налогового стимулирования развития сферы использования интеллектуального капитала и формирование предложений по созданию механизма, сочетающего в себе элемент государственно-частного партнерства - создание отраслевых фондов финансирования НИОКР - и элемент налогового стимулирования крупного бизнеса, финансирующего данные фонды. В статье представлены результаты оценки экономического эффекта от существующих стимулирующих мер и оценки возможного эффекта от введения в действие предлагаемого механизма.

Abstract: the goal of the study is to analyze the effectiveness of the existing measures of tax stimulation of development of sphere of use of national intellectual capital and the formation of proposals for the establishment of a mechanism that combines the element of public-private partnerships - industry R & D funds - and the element of tax incentives for big business, financing these funds. The article presents the results of the evaluation of economic benefits of existing incentives and assess the possible effect of the introduction of the proposed mechanism.

Проблема поиска путей повышения эффективности использования национального интеллектуального капитала остается одной из самых актуальных проблем, стоящих перед отечественной экономикой. В статье Ушаковой С.Е. был представлен комплекс мер, направленных на повышение

эффективности использования интеллекту-3 о

ального капитала . В числе этих мер - реструктуризация системы налоговых льгот

капитала, а также развитие механизма со-финансирования научно-технической сферы через создание отраслевых фондов научно-технической и инновационной деятельности. В данной статье проведен анализ существующих механизмов, направленных на стимулирование малого и среднего предпринимательства России, дана оценка возможного экономического эффекта от введения мер по реструктуризации системы

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка предложений по повышению эффективности использования интеллектуального капитала России» (проект № 15-02-00632).

2 Finanzielle und steuerliche aspekte in das system von Maßnahmen zur Verbesserung der auslastung des nationalen intellektuellen kapitals

3 Ушакова С.Е. Меры по повышению эффективности использования интеллектуального капитала России: комплексный подход / С.Е. Ушакова // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 1(19). - С. 67-87.

в сфере использования интеллектуального влияния мер по развитию механизма софи-нансирования, представлен прогноз объема финансовых средств, направляемых на развитие сферы использования национального интеллектуального капитала, в результате реализации этих мер. Для реализации поставленных перед авторами исследования задач были использованы общенаучные методы сравнительного анализа, методы агрегирования и классификации, расчетно-аналитический метод.

Механизмы, направленные на стимулирование малого инновационного предпринимательства в России

Одной из мер повышения эффективности использования национального интеллектуального капитала является налоговое стимулирование малого бизнеса, специализирующегося на инновациях. В настоящее время Правительством РФ оказывается множество мер поддержки, направленных на стимулирование малого и среднего предпринимательства. Необходимо отметить, что в существующей системе мер не проводится различие между малым предпринимательством и малым инновационным предпринимательством. Для целей проводимого исследования согласимся с определением понятия «малое предпринимательство», данным Кошелевой Т.Н.1 Под малым предпринимательством понимается целенаправленная предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, связанная с высоким риском, основанная на использовании инновационной идеи с целью извлечения прибыли от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, государственное стимулирование малого предпринимательства интересует авторов настоящей статьи, как один из способов поддержки тех предприятий, которые заинтересованы в результатах интеллектуальной деятельности с целью их коммерциализации и получения прибыли от таковой. Необходимо отметить, что в России вклад малых предприятий в ВВП существенно ниже, чем в развитых странах. При этом, наибольшее число малых предприя-

налоговых льгот. Далее проведен анализ тий функционирует в торговле и предоставлении услуг»2. Такая структура субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики и по их вкладу в экономику вызывает немалую озабоченность, обусловленную тем, что в развитых странах малое предпринимательство традиционно является «мостиком» между наукой и бизнесом. Приведенные выше данные о сферах деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствуют о том, что в России взаимосвязь между наукой и бизнесом развита слабо. Во многом это обусловлено дефицитом собственных средств или дешевых заемных средств, необходимых для развития малого инновационного предпринимательства.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года закреплен показатель - увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40%) . С этой целью Правительством РФ в 2016 году приняты меры в сфере поддержки государством малого предпринимательства, направленные, в частности, на снижение административной нагрузки; оценку влияния принятия нормативных правовых актов на их деятельность; расширение возможностей малых предприятий по применению специальных налоговых режимов; создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства); расширение сети региональных организаций инфра-

1 Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). - 2009. - № 3. - С. 19.

Юдин Н.С. Анализ специфики развития малого предпринимательства в России в рамках разработки методологии оценки социально-экономической эффективности малых предприятий / Н.С. Юдин, В.А. Черкасов // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т.11. - № 3. - С. 117-123.

3 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.06.2016, № 24, ст. 3549.

структуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В частности, введена норма о применении предупреждения как безальтернативной санкции при выявлении административного правонарушения у предпринимателя, если он относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, и соответствующее нарушение допущено им впервые1. Осуществлён запуск единого реестра субъектов малого предпринимательства, в связи с чем предпринимателям, включенным в реестр, не требуется доказывать свою принадлежность к малому или среднему бизнесу. В процедуры оценки включен механизм анализа влияния последствий принятия нормативных правовых актов на деятельность субъектов малого предприни-мательства2. Увеличен пороговый размер дохода со 120 до 150 млн. рублей3 и предельный размер стоимости основных средств со 100 до 150 млн. рублей4 для применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий. Регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов малым предприятиям. Создан 321 центр компетенций, оказывающих информационно-консультационные, социально ориентированные и финансово-кредитные услуги,

1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. - № 7017 (149). - 08.07.2016.

2 Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830 (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта» // СПС «Консультант-Плюс».

3 Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 7143 (275). - 05.12.2016.

4 Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ

(ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Российская газета,. -№ 7014 (146). - 06.07.2016.

услуги по поддержке экспорта и услуги для субъектов малого предпринимательства, занятых в области инноваций и промышленного производства. В 2017 году в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» из федерального бюджета выделено субсидий в объёме 7,5 млрд. рублей на государственную поддержку малого предпринимательства. Выделенные средства распределены между бюджетами 82 субъектов РФ.

К косвенным мерам поддержки относятся меры налогового стимулирования, как для крупных предприятий, так и для предприятий малого и среднего бизнеса. Так, предприятия, инвестирующие в НИОКР, не облагаются НДС, имеют право применения ускоренной амортизации основных средств, уменьшая при этом налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В соответствии со ст. 262 п. 7 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством РФ, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Кроме того, инновационные компании, имеющие статус резидента Сколково, имеют право на освобождение от уплаты налогов на 10 лет, пока их годовой доход ниже 30 млн долл. США. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют право применения налоговой льготы, позволяющей сократить ставку налога на социальные отчисления с 34 до 14% до 2017 года для П'-компаний, соответствующих определённым критериям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правительство уделяет достаточно внимания стимулированию деятельности малого инновационного предпринимательства, однако, вполне очевидно, что принятые правительством меры не приносят должного экономического эффекта. Доля малых и средних предприятий, занимающихся инновациями, остается на стабильно низком уровне5. Учиты-

Юдин Н.С. Анализ специфики развития малого предпринимательства в России в рамках разработки методологии оценки социально-экономической

вая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть дополнены.

Одной из основных проблем малых и средних инновационных предприятий является проблема поиска рынков сбыта инновационной продукции, товаров, услуг. Часто у малых предприятий нет возможностей, в том числе финансовых, провести исследование конъюнктуры рынка, выявить потенциальных потребителей, провести продуманную рекламную компанию, разработать бизнес-план. Весь этот комплекс мероприятий способствует не только снижению рисков для малого предприятия, но и поиску потенциальных инвесторов.

Представляется, что государственная поддержка, направленная на оказание субъектам малого инновационного предпринимательства бесплатных или по льготным ценам качественных услуг по проведению маркетинговых исследований, может оказать положительное влияние на развитие этого сектора экономики.

Исследование взаимосвязи между увеличением затрат предприятий на маркетинговые мероприятия (в том числе предварительные исследования рынков сбыта и потенциальных потребителей и конкурентов) и финансовым результатом показывает прямую положительную зависимость между затратами на маркетинг и ростом валовой прибыли пред-приятий1. Это позволяет предположить, что увеличение государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в части предоставления бесплатных предварительных маркетинговых исследований и других сопутствующих услуг по продвижению их продукции положительным образом может повлиять на развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.

Похожая ситуация, при которой меры

эффективности малых предприятий / Н.С. Юдин, В.А. Черкасов // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т.11. - № 3. - С. 117-123.

1 Бобровская Т.В. Использование корреляционно-регрессионного анализа для оценки взаимосвязи прибыли и затрат на маркетинг / Т.В. Бобровская, В.И. Соколова // Управление экономическими системами. [Электронный ресурс]. - 2017. - № 4. - Режим доступа: ЬИр://иес5.шМех.рЬр?орйоп=сот_Аех1соп1еп1 &view=items&id=4359 (дата обращения: 14.07.2017).

государственной поддержки не имеют должного эффекта, сложилась и в секторе крупного бизнеса России. Налоговые льготы, призванные стимулировать затраты на НИОКР, предусмотрены законодательством, однако не востребованы. В первую очередь, это связано с тем, что в ряде отраслей промышленности сложились такие конкурентные условия, в которых инновационная деятельность не является средством получения дополнительной прибыли. Сложившаяся ситуация является основной причиной низкой востребованности налоговых льгот при стимулировании НИОКР.

На рисунке 1 представлена динамика сумм расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и количества налогоплательщиков, применяющих льготу по налогу на прибыль организаций в части отнесения расходов на НИОКР в отчетном (налоговом) периоде на затраты в том же периоде с применением коэффициента 1,5 за период с 2014 по 2016 годы .

-Количество налогоплательщиков, произведших расходы, (

Рисунок 1 - Динамика расходов на НИОКР

по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и количество налогоплательщиков, произведших расходы

Представленные на рисунке 1 данные демонстрируют экономический эффект от предоставляемых налоговых льгот в сфере

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_a щ1ута/йнт&'6101819/ (дата обращения: 14.07.2017).

исследований и разработок. По данным Федеральной налоговой службы России, льготой по налогу на прибыль организаций в части отнесения расходов на НИОКР в отчетном (налоговом) периоде на затраты в том же периоде с применением коэффициента 1,5 воспользовались в 2014 и 2015 годах только 64 налогоплательщика, к 2016 году их количество увеличилось на 12 единиц (прирост составил 17%). Сумма расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, имела тенденцию к увеличению за весь исследуемый период. Так, в 2015 году по сравнению с 2014 годом она увеличилась на 24%, а в 2016 году -всего на 6%. Таким образом, рост расходов на НИОКР и количество налогоплательщиков, применяющих данную льготу, происходит очень медленными темпами. Данная ситуация объясняется рядом причин: расхождением периода в бухгалтерском и налоговом учете при совершении и принятии таких расходов в состав прочих расходов при формировании отчетности, поскольку совершение расходов на НИОКР может быть в одном отчетном периоде, а создание РИД - в другом, а также трудностями в подтверждении предприятиями в налоговой службе расходов на НИОКР (трудоемкость и длительность процедуры такого подтверждения). Если первая упомянутая выше причина носит формальный характер, то вторая причина напрямую препятствует полноценному использованию предоставляемой льготы.

Вторая налоговая льгота, подтверждающая ее слабую востребованность предприятиями, применение права ускоренной амортизации основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности (рисунок 2)1.

Правом применения метода ускоренной амортизации с использованием специального коэффициента не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности за весь исследуемый период, воспользовались лишь

1 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_a nalytics/forms/6101819/ (дата обращения: 14.07.2017).

5 налогоплательщиков в 2014 и 2015 годах и

6 налогоплательщиков в 2016 году. При этом сумма начисленной амортизации при применении льготы в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 20,5%, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом - почти на 30%. Таким образом, экономический эффект от данной налоговой льготы, выраженный в количестве воспользовавшихся ею предприятий, можно оценить, как ничтожно низкий. Необходимо отметить, что среди основных причин низкой востребованности налоговых льгот эксперты зачастую называют высокий уровень административных барьеров и низкий уровень знаний в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственном обороте предприятий.

300 / 6 5

258 /

g 205,1 M)})}}}¡i 5 / 185.9

il ■5 i il

¡1 ||

il 11 ¡1

11 II ¡1

2014 2015 2016

■Суша начисленной амортизации при применении к основнойнорме амортизации специального коэффициента не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, млн. руб,

"Количество налогоплательщиков, произведших расходы, ед._

Рисунок 2 - Динамика льготы по налогу на прибыль организаций при применении льготы по ускоренной амортизации

Еще одной стимулирующей мерой является освобождение от уплаты налога на прибыль юридических лиц - владельцев акций высокотехнологичных компаний при их продаже, если они принадлежали владельцу более 5 лет, согласно пп. 2 и 3 п. 2 статьи 284.2 Налогового кодекса РФ. Однако оба подпункта этой статьи заморожены до 2023 года в соответствии с Федеральным законом

от 29.12.2015 № 396-ФЗ1. Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики законодательно установлен постановлением Правительства РФ . Безусловно, «размороз-ка» льготы побудит компании-эмитенты включать свои ценные бумаги в означенный перечень и вполне может стимулировать рост активности потенциальных венчурных инвесторов. Тем не менее, по данным Рос-стата, в 2015 году доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет лишь 8,3% от общей численности предприятий, заполняющих форму федерального статистического наблюдения № 4-инновация. В этой связи, в кратко- и даже среднесрочном периоде ярко выраженного макроэкономического эффекта от льготы по налогу на прибыль с продажи акций высокотехнологичных компаний, специализирующихся на инновациях, который может выражаться в росте инвестиций в высокотехнологичный (инновационный) сектор экономики и в последующем росте доли этого сектора в ВВП, ожидать не следует.

Проведенное исследование востребованности налоговых льгот показало, что этот инструмент не является эффективным в существующих экономических условиях и не выполняет свою непосредственную функцию стимулирования предприятий к вложению средств в НИОКР и тем самым привлечению внебюджетных средств в сектор исследований и разработок. Поскольку

1 Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 7165 (297). - 31.12.2015.

2 Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156 (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики» // Собрание законодательства Российской Федерации. -05.03.2012. - № 10. - Ст. 1244.

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 14.07.2017).

основная доля НИОКР в России финансируется за счет средств государственного бюджета, то проблема привлечения внебюджетных средств в сектор исследований и разработок выходит на передний план.

Авторами предлагается механизм по привлечению внебюджетных средств в сектор исследований и разработок, сочетающий в себе как элемент государственно-частного партнерства, заключающийся в создании отраслевых фондов научно-технической и инновационной деятельности, финансирующих НИОКР, так и систему налоговых льгот для предприятий, осуществляющих отчисления в фонды, и малых инновационных предприятий, выполняющих НИОКР в рамках финансирования отраслевыми фондами. В этих целях авторами проведены исследования в данной области и представлены расчеты, указывающие на преимущества от применения данных предложений.

Отраслевые фонды научно - технической и инновационной деятельности

Многочисленные исследования экспертов, занимающихся проблемами развития инновационной экономики, показали, что в настоящее время крупные российские компании не делают сколь - либо значительные инвестиции в НИОКР и не имеют стимулов приобретать передовые технологии для использования их в производстве. Кроме того, структура венчурных сделок имеет сильный перекос в сторону информационных технологий и компаний поздних стадий развития .

Одним из направлений привлечения финансовых ресурсов в сектор исследований и разработок может служить вовлечение крупных отраслевых предприятий в решение данной проблемы, поскольку именно они являются одной из основных движущих сил инновационной экономики.

В целях определения наиболее крупных секторов российской экономики, авторами был проведен анализ емкости отраслей в части доли их вклада в ВВП по видам экономиче-

Бутрюмова Н.Н. Законодательные барьеры ведения инновационной деятельности в России: результаты исследования / Н.Н. Бутрюмова, М.Г. Назаров, Э.А. Фияк-сель, Памела Мари Иган. // Инновации. - 2016. - № 12. -С. 16-23.

ской деятельности в 2015 году1 (рисунок 3).

14000 -

16

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

18 16 14 12 10 8 6

2 4 2 0

ъ .¿¡г

ЕШЗ млрд. руб.

•Доля в ВВП, %

Рисунок 3 - Доля наиболее крупных отраслей в ВВП в 2015 году, %

Наибольший удельный вес в ВВП занимают рынок недвижимости (16%) и оптово-розничная торговля (14%), то есть 30% доли ВВП формируется за счет сектора услуг. Россия в настоящее время не является постиндустриальной страной, несмотря на то, что Правительство РФ акцентирует свое внимание на поддержке высокотехнологичных производств, задает ориентир перехода от экспортно-сырьевого к инновационному развитию экономики государства. На долю добывающих и обрабатывающих производств приходится лишь 22% ВВП, остальные отрасли имеют долю менее 7%.

Развитая сфера торговли и услуг при низком уровне развития сектора обрабатывающей промышленности свидетельствует о наличии дисбаланса в экономике и ее высокой зависимости от импортных товаров. Вместе с тем, высокая доля потребления по

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 14.07.2017).

сравнению с объемами промышленного производства в сложившихся геополитических и экономических условиях ведет к сокращению потоков промышленных товаров что в свою очередь открывает некоторые возможности для отечественных товаропроизводителей.

В целях привлечения внебюджетных средств в сектор исследований и разработок, предлагается создать отраслевые фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основная функция отраслевого фонда заключается в аккумулировании финансовых ресурсов крупных предприятий и направлении этих средств на выполнение НИОКР. Заказчиками НИОКР могут выступать сами предприятия, а исполнителями - организации научно - образовательного сектора (вузы, научные организации, НИИ, конструкторские бюро, малые инновационные предприятия), а также предприятия, выполняющие научные исследования и разработки. При этом, стимулом для предприятий, финансирующих отраслевые фонды, может являться налоговая льгота по уплате налога на прибыль. Система налоговых льгот для малых предприятий, финансируемых отраслевыми фондами, может быть сохранена. Ниже представлены основные этапы формирования отраслевого фонда.

1. Создание нормативно-правовых условий. В нормативных правовых актах, регулирующих деятельность создаваемых отраслевых фондов, должно быть предусмотрено регулирование трехсторонних отношений между фондом, предприятиями, финансирующими фонд, и организациями, получающими средства от фонда на выполнение НИОКР. Для каждой отрасли должен создаваться свой отраслевой фонд поддержки исследований и разработок, такой подход обеспечит наилучшее взаимодействие между предприятиями отрасли -заказчиками НИОКР и образовательными и (или) научными организациями.

2. Созданию отраслевых фондов должно предшествовать решение крупных отраслевых предприятий на добровольной основе принять на себя обязательства по ежегодному перечислению финансовых

ресурсов в создаваемый отраслевой фонд на поддержку НИОКР. Размер финансирования отраслевого фонда крупными предприятиями отрасли может быть закреплен, например, на уровне от 0,5 до 3% от доходов от реализации. Данный интервал весьма условен и требует проведения дополнительных расчетов для поиска оптимального значения, приемлемого для предприятий -«доноров».

3. Определение организаций - исполнителей заказов на НИОКР, получающих финансирование. Такими организациями могут быть научные организации, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, научно -исследовательские институты, опытные заводы, конструкторские бюро, малые инновационные предприятия и другие организации, занимающиеся исследованиями и разработками, имеющие необходимую материально - техническую базу и научный коллектив, обладающий необходимыми компетенциями. Требования к организациям-исполнителям заказов на НИОКР определяются фондом по согласованию с предприятиями-заказчиками.

4. В целях мониторинга и контроля перечисления и распределения денежных средств, а также полученных за счет этих средств РИД, авторами предлагается создание единого информационного реестра, в котором будут зафиксированы перечни организаций, перечисляющих финансовые средства в фонд, организаций, получающих средства фонда на проведение НИОКР, а также который будет содержать поэтапные (промежуточные) и итоговые отчеты о ведении НИОКР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Выработка мер стимулирования предприятий отчислять средства в отраслевые фонды финансирования НИОКР. В целях стимулирования предприятий, перечисляющих средства в отраслевые фонды финансирования НИОКР, авторы предлагают предоставлять этим предприятиям льготу по уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму перечисленных средств и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Соответствующие изменения в налоговый кодекс могут быть внесены, в случае если

будет принят федеральный закон о порядке создания и деятельности отраслевых фондов поддержки научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Для оценки возможного экономического эффекта от введения предлагаемого комплекса мер по созданию отраслевых фондов научно-технической и инновационной деятельности и налоговому стимулированию компаний - «доноров» финансовых средств был смоделирован сценарий, согласно которому крупнейшие компании в шести отраслях экономики добровольно делают отчисления в созданные отраслевые фонды.

Для отбора компаний - отраслевых лидеров были использованы данные рейтинга, представленного РБК, содержащего финансовые показатели крупнейших компаний по объему выручки, осуществляющих свою деятельность на российском рынке1. В каждой отрасли приведены данные по пятерке компаний-лидеров.

Для оценки экономического эффекта для компаний-лидеров была рассчитана сумма их экономии на налоговых платежах в случае исключения из налогооблагаемой базы добровольных отчислений в отраслевой фонд финансирования НИОКР в размере 3% от выручки (таблица 1).

Необходимо учитывать, что в случае введения в действие налоговой льготы, имеет место уменьшение собираемых в бюджет средств по уплате налога на прибыль предприятий. Тем не менее, объемы собираемых отчислений в отраслевые фонды финансирования НИОКР в разы превосходят суммы недосбора налога на прибыль, что может компенсировать недополученные в государственный бюджет средства.

1 Интернет-портал РБК. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rbc.ru/rbc500/ (дата обращения: 14.07.2017).

Таблица 1 - Объем добровольных отчислений компаний-лидеров (верхняя пятерка рейтинга РБК-500) в отраслевые фонды финансирования НИОКР в разрезе шести отраслей экономики и размер экономии на отчислениях по налогу на прибыль (размер недополученных средств в бюджет по налогу на прибыль в результате действия льготы)_

Отрасль экономики Доход (выручка), млрд руб. Сумма добровольных отчислений в отраслевые фонды, млрд руб. (3%) Сумма налога на прибыль (недополученные средства в бюджет), млрд руб.

1. Рынок коммерческой недвижимости 238,9 1 7,2 1,4

2. Оптово-розничная торговля 2865 86 17,2

3. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 17 045 511,4 102,3

4. Химическая и нефтехимическая промышленность 1192 35,8 7,2

5. Транспорт 2714 81,4 16,3

6. Строительство 774 23,2 4,6

Итого: 24 828,9 745 149

Источник: Рейтинг РБК 500, собственные расчеты

На рисунке 5 представлены доходы, суммы перечислений и суммы экономии предприятий-лидеров в разрезе отраслей

экономики по видам экономической деятельности.

Рисунок 5 - Доходы, суммы перечислений и суммы экономии предприятий-лидеров в разрезе отраслей экономики по видам экономической деятельности, млрд руб.

1 Данные по крупным организациям сектора недвижимости предоставлены только в части дохода, полученного от аренды (РБК https://realty.rbc.ru/news/5889c3b59a79479iDdeb7014). Перерасчет дохода от аренды в рубли проводился по среднему курсу доллара за 2016 год 67,3 руб. к 1 долл. США (http://www.kursvaliut.ru/cредний-курс-валют-за-месяц-2016).

Из рисунка 5 видно, что пятерка компаний-лидеров, оперирующих на рынке коммерческой недвижимости, демонстрируют наименьший доход, и, соответственно наименьшую сумму отчислений в отраслевой фонд и сумму экономии по налогу на прибыль. При этом рынок коммерческой недвижимости занимает наибольший удельный вес в ВВП по данным 2015 года (рис. 3). Такая ситуация объясняется, во-первых, тем, что в доходах этих компаний учтен только доход от аренды, во-вторых, тем, что на рынке недвижимости функционирует множество компаний, а поскольку при выборке примера для расчета были использованы данные только пяти крупных компаний, то можно предположить, что их доля в доходах всей отрасли не велика. Однако прогнозируемая сумма их отчислений в отраслевой фонд в объеме 7,2 млрд руб. достаточно внушительна.

Сектор оптово-розничной торговли также лидировал в 2015 году по доле в ВВП в разрезе видов экономической деятельности (рис. 3), однако при расчете суммы перечислений находится на втором месте после предприятий сферы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, что также объясняется тем, что доля пятерки компаний-лидеров мала в общих доходах по отрасли.

Наибольший доход, согласно рейтингу РБК 500, приходится на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности с государственным участием (ОАО «Газпром», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть), а следовательно, и отчисления в отраслевой фонд данных предприятий также будут наибольшими. Сумма отчислений в отраслевой фонд финансирования НИОКР только этими предприятиями составляет 511 млрд руб. в год, а их экономия на налоге на прибыль - 102,3 млрд руб.

Для сравнения можно привести данные объемов финансирования крупных системообразующих научных фондов РНФ и РФФИ в 2015 году (15,5 и 11 млрд руб. соответственно). Финансирование фонда содействия развитию малого предпринимательства (ФСРМП) в 2015 году составляло

8,533 млрд руб.1 Необходимо отметить, что РНФ и РФФИ оказывают поддержку фундаментальных исследований по приоритетным направлениям и инициативным тематикам. При этом результатом законченного фундаментального исследования в основном является публикация, которая зачастую не имеет практической направленности. ФСРМП поддерживает проекты, как на посевной стадии, так и на стадии коммерциализации. Основной массой проектов поддерживаемых этим фондом являются прак-тикоориентированные исследования и разработки. Необходимо отметить, что данные организации финансируются в основном за счет государства.

Институтами инновационного развития (группа «Роснано», ОАО РВК, Фонд «ВЭБ-инновации», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), Фонд развития промышленности, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Сколково) поддерживаются проекты на определенных стадиях инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий. Большинство таких проектов являются высокорисковыми и направлены на поддержку значимых для становления инновационной экономики отраслей или продвижения прорывных технологий на мировой рынок. При этом лишь небольшая доля заявок, зарегистрированных для рассмотрения и получения финансирования, получают поддержку от этих организаций. Источниками финансирования данных институтов являются как средства государства, так и средства из других источников. Таким образом, в настоящее время в России уже имеются организации, деятельность которых направлена на поддержку развития сферы создания и использования национального интеллектуального капитала, однако такая поддержка осуществляется в основном за счет бюджетных средств (69,5% в 2015 году2). Пред-

1 Федеральный закон от 31.10.2016 № 377 - ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год) // Российская газета. - № 7116 (248). - 02.10.2016.

2 Индикаторы науки 2017: статистический сборник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.rU/data/2017/06/21/1170250021Л№%20 2017.%203 .%20Finansirovanie%20issledovanij%20i%2 0razrabotok.pdf (дата обращения: 14.07.2017).

лагаемый авторами механизм, сочетающий в себе софинансирование научно-технической сферы через создание отраслевых фондов и систему налоговых льгот для предприятий, финансирующих подобные отраслевые фонды, является дополнительным к уже имеющимся инструментам поддержки сферы создания и использования национального интеллектуального капитала, направленный на привлечение внебюджетных средств.

Выводы

В настоящее время существует целый комплекс мер налогового стимулирования малых и средних инновационных предприятий, однако должного эффекта на развитие инновационного бизнеса, занятого в сфере создания и использования национального интеллектуального капитала, он не оказывает. Аналогичная ситуация складывается и в сфере крупного бизнеса. В этой связи в целях развития сферы создания и использова-

ния национального интеллектуального капитала предлагается создать механизм, который будет сочетать в себе элемент государственно-частного партнерства в части создания отраслевых фондов финансирования НИОКР и элемент налогового стимулирования крупного бизнеса, финансирующего отраслевые фонды. Для малых предприятий, выполняющих НИОКР, предлагается сохранить существующие льготы, а также дополнить их помощью в продвижении научных результатов малых предприятий (финансирование маркетинговых исследований, бизнес-планов и т.п.). Деятельность отраслевых фондов будет способствовать росту спроса на продукцию малых инновационных предприятий. В свою очередь рост спроса на НИОКР придаст импульс для развития малого инновационного предпринимательства, а существующие налоговые льготы будут выполнять дополнительную стимулирующую функцию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 31.10.2016 № 377 - ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год) // Российская газета. - № 7116 (248). - 02.10.2016.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. - № 7017 (149). - 08.07.2016.

3. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 7143 (275). - 05.12.2016.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Российская газета. - № 7014 (146). - 06.07.2016.

5. Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 7165 (297). -

31.12.2015.

6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации,

13.06.2016, № 24, ст. 3549.

7. Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830 (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156 (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инве-

стиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2012, № 10, ст. 1244.

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6101819/ (дата обращения: 14.07.2017).

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 14.07.2017).

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ sta-tistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 14.07.2017).

12. Бобровская, Т.В. Использование корреляционно-регрессионного анализа для оценки взаимосвязи прибыли и затрат на маркетинг / Т.В. Бобровская, В.И. Соколова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id= 4359 (дата обращения: 14.07.2017).

13. Бутрюмова, Н.Н. Законодательные барьеры ведения инновационной деятельности в России: результаты исследования / Н.Н. Бутрюмова, М.Г. Назаров, Э.А. Фияксель, Памела Мари Иган // Инновации. - 2016. - № 12. - С. 16-23.

14. Индикаторы науки 2017: статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2017/06/21/1170250021/IN%202017.%203.%20Finansirovanie %20issledovanij%20i%20razrabotok.pdf (дата обращения: 14.07.2017).

15. Интернет-портал РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ rbc500/ (дата обращения: 14.07.2017).

16. Кошелева, Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). - 2009. - № 3 - С. 19.

17. Ушакова, С.Е. Меры по повышению эффективности использования интеллектуального капитала России: комплексный подход / С.Е. Ушакова // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 1(19).

18. Юдин, Н.С. Анализ специфики развития малого предпринимательства в России в рамках разработки методологии оценки социально-экономической эффективности малых предприятий / Н.С. Юдин, В.А. Черкасов // Социально-экономические явления и процессы. -2016. - Т.11. - № 3. - С. 117-123. - С. 67-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.