Научная статья на тему 'Финансовый аспект социальной защиты населения в условиях проведения рыночных реформ'

Финансовый аспект социальной защиты населения в условиях проведения рыночных реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильченко К. И.

В статье описана ситуация, сложившаяся в стране относительно социальной защищенности граждан, роль государства в обеспечении социальных благ населения, финансовый аспект социальной защиты в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый аспект социальной защиты населения в условиях проведения рыночных реформ»

5. Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля, одобренный Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 30 сентября 2005 года (в редакции от 27.06.2012 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sprt.ru/ fflesMas270612.pdf (дата обращения: 27.05.2013).

6. Концепция организации системы контроля за деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений, одобренная 20 апреля 2011 года Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sprt.ru/files/zak2012.pdf (дата обращения: 27.05.2013).

7. Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества: одобрены Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан 22.11.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sprt.ru/fi-les/m_kor_risk.pdf (дата обращения: 27.05.2013).

8. Методические рекомендации по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений, одобренные 22 ноября 2012 года Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sprt.ru/files/m_vn_ kon.pdf (дата обращения: 27.05.2013).

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

© Васильченко К.И.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В статье описана ситуация, сложившаяся в стране относительно социальной защищенности граждан, роль государства в обеспечении социальных благ населения, финансовый аспект социальной защиты в стране.

Ключевые слова: финансы, государство, социальная защита, социальное обеспечение.

* Студент кафедры Банковского дела.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества. В любом обществе - феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица. Вместе с тем в обществе и государстве также существует в той или иной форме система мер, которые призвании нивелировать эти риски [5].

Современная система социальной защиты многокомпонентна. Она постоянно совершенствуется, и вполне очевидна необходимость регулирования системы социальной защиты населения со стороны государства. Особенно остро это необходимо в период кризисных явлений в экономике, что подтверждается современным периодом экономического развития нашей страны.

Главный финансовый документ страны - бюджет на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов - можно считать бюджетом повышения качества жизни. Его основные приоритеты - социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, стимулирование инновационного развития страны, повышение безопасности [3].

В следующем году расходы на образование по сравнению с 2011 годом вырастут на 7,8 %, на здравоохранение - на 9,4 %. Особенно заметно

увеличение расходов на социальную политику - 24,3 %. По отдельным статьям рост еще выше. Соответственно объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых обязательств в 2012 году составит 642,9 млрд руб., что на 43,6 % больше объема 2011 года [4].

Одной из важнейших проблем социальной защиты населения является недостаток финансирования. В настоящее время на социальную защиту выделяется 26 % бюджетных средств - это достаточно много, однако меньше, чем в некоторых странах запада. Остро стоит проблема увеличения средств, направленных на социальную защиту, но откуда же их взять?

Реальнее всего искать дополнительные средства на социальную защиту населения в сокращении затрат на содержание органов государственного управления [1].

Однако у государства есть и другая возможность увеличить финансовые средства для социальной защиты - использовать средства в рамках прироста государственных доходов. Согласно Минэкономразвития до 2020 г. расходы на пенсионное обеспечение, являющиеся важной статьей расходов на соцзащиту, - увеличатся с 5,8 % ВВП до 8,1 %, или на 40 %. Причем до половины бюджета ПФР будет дотироваться из государственного бюджета.

Можно найти деньги в частном секторе экономики. Разумеется, без веской причины взять у бизнесменов деньги, являющиеся частью их прибыли,

затруднительно: сложность введения дополнительных поборов усиливается действующей системой налогов и сборов. Она строится на том, что тарифы и платежи для всех примерно одинаковы. Бизнесмен материально не заинтересован вкладывать средства, например, в улучшение условий труда; его не очень волнует, как сказываются на здоровье людей плохие условия труда. Все предприниматели, независимо от того, больше или меньше у них на производстве несчастных случаев, аварий, лиц, получивших профессиональные заболевания, платят одинаковый налог.

Расходы по досрочному пенсионному обеспечению долны нести предприниматели. Аналогичным образом следует сформировать средства на оплату пенсий по инвалидности, полученной в результате несчастного случая на производстве или профессиональной болезни.

Однако, кто будет нести ответственность и соответствующие платежи пенсионерам, если коммерческая структура исчезла, например, в следствие банкротства? Здесь свою роль может исполнить РСПП. Если сегодня эта структура выступает по большей части как профсоюз, то в дальнейшем его компетенции можно было бы расширить. Например, при банкротстве РСПП мог бы выступать как третейский суд, или брать расходы по компенсации на себя. Предварительно было бы целесообразно создать фонд за счет взносов коммерческих структур [2].

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни - начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить кри-

терии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целе-направить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспор-ториентированный, инвестиционно-активный.

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

Список литературы:

1. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Галаганов. -М.: Издательский центр «Академия», 2011.

2. Григорьянц Г.Н., Замарева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. - М.: «Союз», 2010.

3. Еремеева Т.С. Организация системы социальной защиты населения / Т.С. Еремеева. - Благовещенск: Амурский гос. университет, 2010.

4. Листратенко О.А. Некоторые вопросы состояния доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и пути их решения // Аналитический вестник. - 2010. - № 5.

5. Никифорова О. Система социальной защиты населения, ее сущность // РИСК. - 2011 - № 2.

К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ПРЯМЫМИ ДОЛГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Галанский П.А.*

Южно-Уральский государственный национальный исследовательский университет г. Челябинск

В работе рассмотрены основные проблемы управления прямыми обязательствами Челябинской области и ключевые пути их решения. Методики анализа состояния задолженности и управления ей, разработанные в данной работе, применимы для любых регионов РФ.

Ключевые слова: государственный долг, повышение эффективности, субфедеральные займы, региональные облигационные займы.

Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается возрастание общей долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, в том числе и на бюджет Челябинской области, с одновременным сокращением безвозмездных поступлений из других бюджетов РФ. Сумма кредитов, полученных областью от кредитных организаций на начало 2013 года, составила 3 214 млн. руб. (прирост к началу 2012 года более 213 %). В прогнозном бюджете до 2015 года доля дефицита не опуститься ниже 8,2 % от уровня расходов соответствующего года. Тенденция роста банковских кредитов в структуре задолженности является общероссийской, и причин к ее перемене в текущих условиях развития финансовых рынков не предвидится [1, 2].

Целью настоящего исследования явилась разработка, на основе критического анализа управления прямыми долговыми обязательствами регионов РФ, в частности, Челябинской области, а также предложение рекомендации по улучшению управления прямыми долговыми обязательствами.

Исследование результатов размещения займов субъектов осуществлялись на основании 664 зафиксированных в 2012 году аукционов с опорой на ин-

* Студент кафедры Экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.