Научная статья на тему 'Финансовые последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия'

Финансовые последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2352
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ИНДЕКС / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Л. В., Федин Д. А.

В статье рассматривается влияние инфляции на финансовые результаты деятельности промышленного предприятия посредством факторного метода анализа, что позволяет определить механизм действия инфляции и его последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия»

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВАМ ПРЕДПРИЯТИЙ

УДК 332.14

ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ В АНАЛИЗЕ И ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Л.В. Давыдова Д. А. Федин

Государственный университет — учебно-научнопроизводственный комплекс (г. Орел)

e-mail:

dim_hawk@mail.ru

В статье рассматривается влияние инфляции на финансовые результаты деятельности промышленного предприятия посредством факторного метода анализа, что позволяет определить механизм действия инфляции и его последствия.

Ключевые слова: инфляция, факторный анализ, рентабельность, себестоимость, закономерности, индекс, промышленное предприятие, показатели.

Предприятия, функционирующие в сфере материального производства, составляют основу экономики, от их устойчивого и эффективного развития в решающей мере зависит устойчивость и эффективность социально-экономического развития общества в целом. Тем не менее, при анализе проблем, связанных с обеспечением финансовых результатов и устойчивости предприятий в условиях инфляции, необходимо на взгляд авторов, исходить из принципа приоритетности общеэкономических (макроэкономических) условий, или из принципа приоритетности внешней среды. Инфляция, определяемая как всеобщий рост цен, оборачивается для предприятия как бы независящим от него самого, объективно заданным условием, к которому он должен приспосабливаться в своей финансовохозяйственной деятельности.

Задача науки состоит в осмыслении, оценке и определении тенденций инфляционных процессов, измерении влияния инфляции на финансовое состояние предприятий. Исходя из этого авторами приведена разработка - на основе мировых стандартов - методологических подходов к измерению и комплексному анализу влияния инфляции и инфляционных процессов на финансовые результаты производственной деятельности предприятий разных отраслей; предлагается унифицированная схема расчетов и необходимые инструментарии с указанием источников информации. При этом уточняем, что предложенные и методы определения влияния инфляции на финансовые результаты предприятий можно применять и на уровне отраслей и секторов экономики, учитывая при этом содержание и специфику данных показателей на разных уровнях управления [1].

Базовыми показателями, используемыми в измерении инфляции на уровне предприятий, являются результативные показатели работы предприятий и индексы цен. При измерении влияния инфляционных процессов на финансовые результаты производственной деятельности нефинансовых предприятий необходимо исходить в первую очередь из объема и структуры их доходов и расходов.

Кроме того, для проведения расчетов по измерению влияния инфляционных процессов на финансовое положение предприятий необходима дополнительная информация:

- валовой выпуск произведенной продукции, работ и услуг;

- себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (промежуточные затраты (потребление), зарплата с начислениями, амортизационные отчисления, прочие материальные затраты);

- стоимость основных производственных средств на начало и конец года;

- стоимость активов предприятий на конец года (нематериальные активы, материальные запасы и затраты, денежные и прочие средства);

- капитальные вложения, авансы и другие.

Все эти показатели в обычном порядке определяются на всех предприятиях в фактически действующих ценах в отчетный период.

На основе вышеуказанных показателей рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение также в фактических ценах.

Задача состоит в переоценке всех этих показателей в постоянные цены с целью измерения и устранения влияния повышения цен (инфляции) на их рост.

Для определения изменения цен в производственной сфере и в сфере конечного потребления используются следующие категории индексов цен:

- индексы цен на капитальные вложения;

- индексы цен производителей (оптовых цен) на промышленную продукцию;

- индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию;

- индексы потребительских цен;

- индексы средней номинальной заработной платы;

- индексы цен внешней торговли (импорт-экспорт);

Техника проведения расчетов состоит в делении величины каждого показателя в фактических ценах отчетного периода на соответствующий индекс цен. Таким образом определяется величина данного показателя в постоянных ценах. Результат вычитания из стоимостного объема данных показателей, оцененных в фактически действующих ценах, стоимости и объема, определенного в постоянных ценах (то есть объема показателей, рассчитанного без влияния роста цен), показывает объем роста каждого показателя под влиянием инфляции.

В современных условиях необходима разработка других адекватных рыночной экономике методов оценки анализа степени влияния инфляции на результативность производственной деятельности предприятий. Перспективным является факторный метод анализа.

Принципиальные установки применения факторного метода в данной области таковы:

1) выбор системы исходных (базовых) показателей, отражающих все элементы, определяющие прибыльность и рентабельность производственных предприятий, вокруг которых разворачивается весь процесс проведения расчетов и анализ изучаемого процесса. Эта система должна быть полная и гибкая;

Ш

Кр

2) полный учет инфляционных процессов, имеющих место в сфере производства товаров и рыночных услуг, в области затрат и доходов на их производство, реализацию и потребление;

3) четкая система факторов, влияющих на формирование финансовых результатов производственной деятельности предприятий;

4) выбор методов и приемов измерения влияния инфляции на каждый фактор измерения прибыльности и рентабельности и на общую результативность предприятий. Это предполагает составление адекватной программы проведения расчетов и анализ результатов [2].

В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляционных процессов на результаты финансовой деятельности предприятий - прибыль и рентабельность - являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение “продажных цен” продуктов и услуг; изменение “покупных цен” на средства производства; изменение заработной платы под влиянием инфляции и другие) - факторными показателями.

Задача факторного анализа в данном случае заключается, с одной стороны, в определении (выявлении) основных факторов, влияющих на изменение результативных показателей в фактических (текущих) ценах, а с другой - в измерении влияния инфляции на каждый фактор изменения результативных показателей в отдельности и на общую финансовую результативность предприятия в целом. Теперь выделим и определим значимость основных факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность предприятия. Они могут быть сгруппированы таким образом:

1) рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах;

2) изменение себестоимости сравнимой продукции;

3) выпуск новой несравнимой продукции;

4) изменение цен на товары и услуги предприятия;

5) изменение цен на покупные товарно-материальные ценности;

6) изменение оценки основных средств и капиталовложений предприятия;

7) изменение оплаты труда в связи с инфляцией;

8) изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций;

9) изменение стоимости активов предприятия;

10) рост (снижение) собственного капитала предприятия.

Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятий в нашем примере необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов (инфляции), которые применяются в расчетах:

1) индекс изменения “продажных цен” для продукции (товаров и услуг), производимых предприятием: її = 2,31;

2) индекс изменения “покупных цен” для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: І2 = 2,21;

3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: І3 = 1,82;

4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: І4 = 1,96.

Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат.

1) Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг предприятий. Пересчитывается в постоянные цены объем выручки от реализации путем деления данного показателя в фактически действующих ценах в отчетном периоде на индекс цен предприятий. Разница между стоимостью выручки в фактических

ЕІ

Кр

и постоянных ценах будет стоимостью выручки в фактических и постоянных ценах будет определять размер влияния инфляции на данный показатель.

2) Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции, (работ и услуг): материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоцениваются в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен [3].

Определяется разница между объемом данных затрат в фактических и постоянных ценах, которая характеризует влияние инфляции на данные показатели.

Таким же образом определяется влияние инфляции в других отраслях и на другие показатели: стоимость производственных средств и активов, платежи в госбюджет и т.д. В табл. 1 показана методика расчета влияния инфляции на разные показатели:

Таблица 1

Показатели, отражающие финансовое состояние предприятий с учетом и без учета инфляции (тыс. руб.)

Показатели Отчетная величина (с учетом инфляции) Метод пересчета Пересчитанная величина (без учета инфляции)

Выручка от реализации продукции, работ, услуг 130000 130000/2,31 56277

Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции 82000 82000/2,21 37104

Амортизационные отчисления 5125 5125/1,82 2815

Зарплата с начислениями, включаемая в себестоимость 15375 15375/1,96 7844

Себестоимость реализованной продукции -всего 102500 37104+2815 +7844 47763

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг 130000 -102500 = =27500 8514

Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций 2000 Не пересчитывается 2000

Балансовая (валовая) прибыль 29500 10514

Немобильные активы предприятия 39000 39000/1,82 21429

Материальные активы (запасы и затраты) 16000 16000/2,21 7240

Денежные средства и дебиторская задолженность 7500 7500/2,31 3247

Общая стоимость активов предприятия 62500 21429+ +7240+ +3246 31916

Рентабельность к общей стоимости активов, % 47,2 10514/31916 х100 32,9

Рентабельность к стоимости собственного капитала, % 70,8 32,9х1,5 49,4

ш

Кр

н

Кр

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность предприятия увеличилась по отношению к общей стоимости активов на 14,3 пункта, коэффициент инфляционного роста составил 1,96. Особенно существенно инфляционные факторы повлияли на валовую прибыль - коэффициент инфляционного роста достиг 2,8 [4].

На основе данных табл. 2 можно определить влияние инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятий.

Таблица 2

Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятий под воздействием инфляции (тыс. руб.)

Наименование фактора Код Отчетная величина Пересчи- танная величина Величина фактора (гр.04-гр.05) Доля инфляции, % (гр.06: гр.04)

1. Изменение цен на продукцию предприятия 01 130000 56277 73723 56,7

2. Изменение цен на материальные затраты 02 82000 37104 44894 54,8

3. Изменение оценки основных фондов и капиталовложений 03 5125 2815 2310 45,1

4. Изменение средней заработной платы в связи с инфляцией 04 15375 7844 7531 49,0

5. Себестоимость -всего 05 102500 47763 54737 53,4

6. Прибыль от реализации продукции 06 27500 8514 18986 69,0

7. Доля прибыли в себестоимости продукции, в % (стр.0б:стр.05) 07 26,8 17,8 - -

Из данных табл. 2 вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятий повысилась на 9 пунктов. Отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 54737 тыс. руб. было меньше, чем положительное влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятий в размере 73723 тыс. рублей, то есть на 34,7% [4].

В конкретных условиях предприятия можно продолжить анализ влияния инфляционных процессов на общую рентабельность и рентабельность собственного капитала, материалоемкость и фондоемкость продукции, производительность труда и эффективность производства.

Изложенный выше метод анализа инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий имеет широкий круг применения. Его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях, включенных по международной концепции СНС ООН в секторе “Нефинансовые предприятия”.

По этой концепции в группу нефинансовых предприятий включаются государственные и муниципальные промышленные предприятия, строительные и

торговые организации, предприятия общественных объединений (организаций), предприятия потребительской кооперации, индивидуальные (семейные) частные предприятия (с применением наемного труда), акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия (организации), арендные предприятия и другие предприятия, а также объединения предприятий всех форм. Таким образом, в эту категорию входят все производственные организации независимо от специфики их деятельности и от того, являются ли они государственными или частными.

Обычно при проведении статистических работ нефинансовые предприятия группируются по отраслям экономики, что расширяет возможности их исследова- ния: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт, от- расли, производящие непроизводственные рыночные услуги и т.д [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная авторами методика комплексного анализа и оценки совокуп- ного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия позволяет определить механизм действия инфляции и его последствия.

1. Березовская М., Райская Н., Френкель А., Горячева И. Агрегированный индекс -эффективный измеритель инфляции // Вопросы статистики. -1996. - № 12, с.22-25.

2. Экономическая теория / Под ред А.И.Добрынина, Л. С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ. "Питер", 2000,387 с.

3. Камаева.- 5-е изд. перераб. и доп. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 640 с.

4. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Издательство “Перспектива”, 1995. - С. 18.

5. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. —

Список литературы

1995. - № 5.

FINANCIAL CONSEQUENCES OF INFLATION IN THE ANALYSIS AND A MARK OF FINANCIAL RESULTS OF ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

L.V. Davidova D.A.Fedin

Orel State Technical University

e-mail: dim_hawk@mail.ru

In article it is considered influences of inflation on financial results of activity of the industrial enterprise to means of a factorial method of the anal- ysis that allows to define the mechanism of action of inflation and its consequence.

Key words: inflation, the factorial analysis, profitability, the cost price, laws, an index, the industrial enterprise, indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.