Научная статья на тему 'Финансовые механизмы безопасности социально-ориентированной модели развития экономики РФ (на основе импортозамещения и внедрения инноваций)'

Финансовые механизмы безопасности социально-ориентированной модели развития экономики РФ (на основе импортозамещения и внедрения инноваций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMPORT SUBSTITUTION / INNOVATION / FINANCIAL SECURITY MECHANISMS / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Т.И., Титова Н.Н.

В статье рассмотрены особенности импортозамещения в социально ориентированной модели, определяемой как экономика с высоким уровнем государственного перераспределения дохода субъектов хозяйствования и развитой на этой основе системы социальной защиты. Импортозамещение рассматривается с точки зрения создания новых производств и технологий, которые реализуются за счет собственных и заемных средств инвесторов. Предлагаются финансовые механизмы для внедрения инноваций, способствующие импортозамещению: отраслевые планы и дорожные карты, как наличие ориентиров для создания рациональных объемов бюджетных платежей и финансовых ресурсов предприятий, необходимых для модернизации производств, а также направления финансовых ресурсов для реализации конкретных наиболее важных национальных приоритетов и инновационно инвестиционных проектов. Объем инвестиций в основной капитал, соотнесенный с его стоимостью, заметно вырос с 3,5% в 2003 г. до 11,6% в 2009 г., но значение этого показателя недостаточно, так как степень износа основных фондов в экономике региона составила в 2009 г. 44,9%. Прямые иностранные инвестиции преобладают: в Красноярском крае их доля составила в 2009 г. – 45,4%, Краснодарском крае – 40,5%, Нижегородской области – 84,5%. В Воронежской области функционируют такие предприятия, как КБХА, филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева «Воронежский механический завод», ОАО «Концерн “Созвездие”», обладающие высокими технологиями, составляющими безопасность страны и особо нуждающиеся в инвестициях. В планах актуальной стратегии социально-экономического развития Воронежской области предполагается увеличить удельный вес инновационной продукции таких предприятий и повысить уровень инновационной активности до 2020 г. Социально ориентированная модель, учитывающая импортозамещение отечественной технологий и продукции, нуждается в усилении функции планирования, обеспечивающей ее финансовые механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинникова Т.И., Титова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial mechanisms and social safety-oriented model of development of the Russian economy (based on import substitution and innovation)

In article features of import substitution in the socially oriented model determined as economy with the high level of the state income redistribution of subjects of managing and developed on this basis of system of social protection are considered. Import substitution is considered from the traditional point of view – creation of new productions and technologies which are implemented at the expense of own and borrowed funds of investors. The financial mechanisms for implementation of innovations promoting import substitution are offered: industry plans and road maps as availability of reference points for creation of rational amounts of the budget payments and financial resources of the entities necessary for upgrade of productions, and also the directions of financial resources for implementation of specific most important national priorities and innovative investment projects. The volume of investment into the fixed capital correlated to its cost considerably grew from 3.5% in 2003 to 11.6% in 2009, but value of this indicator isn't enough as degree of depreciation of fixed assets in economy of the region constituted 44.9% in 2009. Direct foreign investments prevail: in Krasnoyarsk Krai their share constituted in 2009 – 45.4%, Krasnodar Region – 40.5%, the Nizhny Novgorod Region – 84.5%. In the Voronezh region such entities as KBHA, Federal State Unitary Enterprise State Research and Production Space Center branch of M. V. Khrunichev the Voronezh Mechanical Plant, JSC Sozvezdiye Concern having the high technologies making safety of the country and especially needing investments function. In plans of urgent strategy of social and economic development of the Voronezh region it is supposed to increase specific weight of innovative products of such entities and to increase the level of innovative activity till 2020. The socially oriented model considering import substitution domestic technologies and products needs strengthening of the planning feature providing its financial mechanisms.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы безопасности социально-ориентированной модели развития экономики РФ (на основе импортозамещения и внедрения инноваций)»

BemHUKjBïyWT/Pmceedmgs of VSUET, № 3, 2016,

Оригинальная статья/Original article_

УДК 336.02

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-3-321-326

Финансовые механизмы безопасности социально-ориентированной модели развития экономики РФ (на основе импортозамещения и внедрения инноваций)

Татьяна И. Овчинникова, Надежда Н. Титова_

mih.goz@gmail.com titovanadya2012@mail.ru

1 кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронеж. гос. ун-т. инж. техн., пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394066, Россия Реферат. В статье рассмотрены особенности импортозамещения в социально ориентированной модели, определяемой как экономика с высоким уровнем государственного перераспределения дохода субъектов хозяйствования и развитой на этой основе системы социальной защиты. Импортозамещение рассматривается с точки зрения создания новых производств и технологий, которые реализуются за счет собственных и заемных средств инвесторов. Предлагаются финансовые механизмы для внедрения инноваций, способствующие импортозамещению: отраслевые планы и дорожные карты, как наличие ориентиров для создания рациональных объемов бюджетных платежей и финансовых ресурсов предприятий, необходимых для модернизации производств, а также направления финансовых ресурсов для реализации конкретных наиболее важных национальных приоритетов и инновационно инвестиционных проектов. Объем инвестиций в основной капитал, соотнесенный с его стоимостью, заметно вырос с 3,5% в 2003 г. до 11,6% в 2009 г., но значение этого показателя недостаточно, так как степень износа основных фондов в экономике региона составила в 2009 г. 44,9%. Прямые иностранные инвестиции преобладают: в Красноярском крае их доля составила в 2009 г. - 45,4%, Краснодарском крае - 40,5%, Нижегородской области - 84,5%. В Воронежской области функционируют такие предприятия, как КБХА, филиал ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева «Воронежский механический завод», ОАО «Концерн "Созвездие"», обладающие высокими технологиями, составляющими безопасность страны и особо нуждающиеся в инвестициях. В планах актуальной стратегии социально-экономического развития Воронежской области предполагается увеличить удельный вес инновационной продукции таких предприятий и повысить уровень инновационной активности до 2020 г. Социально ориентированная модель, учитывающая импортозамещение отечественной технологий и продукции, нуждается

Ключевые слова: импортозамещение, инновации, финансовые механизмы безопасности._

Financial mechanisms and social safety-oriented model of development of the _Russian economy (based on import substitution and innovation)_

Tatiana I. Ovchinnikova, Nadezhda N. Titova,

mih.goz@gmail.com titovanadya2012@mail.ru

1 economical safety and financial monitoring department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394066, Russia Summary. In article features of import substitution in the socially oriented model determined as economy with the high level of the state income redistribution of subjects of managing and developed on this basis of system of social protection are considered. Import substitution is considered from the traditional point of view - creation of new productions and technologies which are implemented at the expense of own and borrowed funds of investors. The financial mechanisms for implementation of innovations promoting import substitution are offered: industry plans and road maps as availability of reference points for creation of rational amounts of the budget payments and financial resources of the entities necessary for upgrade of productions, and also the directions of financial resources for implementation of specific most important national priorities and innovative investment projects. The volume of investment into the fixed capital correlated to its cost considerably grew from 3.5% in 2003 to 11.6% in 2009, but value of this indicator isn't enough as degree of depreciation of fixed assets in economy of the region constituted 44.9% in 2009. Direct foreign investments prevail: in Krasnoyarsk Krai their share constituted in 2009 - 45.4%, Krasnodar Region -40.5%, the Nizhny Novgorod Region - 84.5%. In the Voronezh region such entities as KBHA, Federal State Unitary Enterprise State Research and Production Space Center branch of M. V. Khrunichev the Voronezh Mechanical Plant, JSC Sozvezdiye Concern having the high technologies making safety of the country and especially needing investments function. In plans of urgent strategy of social and economic development of the Voronezh region it is supposed to increase specific weight of innovative products of such entities and to increase the level of innovative activity till 2020. The socially oriented model considering import

Keywords: import substitution, innovation, financial security mechanisms.

Введение

Для эффективного управления экономикой предприятий необходимо достижение целей, определяемых обществом и рынком на соответствующих этапах социально-экономического развития страны. Поскольку цели общества меняются под давлением внешних или внутренних обстоятельств, изменяются и модели управления экономикой, наблюдаются перестроение в содержании функций хозяйствования предприятий. Так, в командно-административной системе большое значение придавалось функции централизованного государственного планирования,

планы предприятий утверждались министерствами; в рыночной экономике эта функция ограничивается зачастую бюджетированием, а также при внедрении инноваций - бизнес-планированием, которые зачастую не созвучны с государственным целеполаганием. Актуальность темы исследования подтверждается тем, что задача импортозамещения решает проблему безопасности экономики страны, а также уточняет финансовые механизмы, вызванные необходимостью эффективности их использования.

Импортозамещение как процесс, позволяющий сделать экономику РФ безопасной, рассмотрено в статье с двух сторон. С одной

Для цитирования Овчинникова Т. И., Титова Н. Н. Финансовые механизмы безопасности социально-ориентированной модели развития экономики РФ (на основе импортозамещения и внедрения инноваций) // Вестник ВГУИТ. 2016. № 3. С. 321-326. 10.20914/2310-1202-2016-3-321-326

For citation

Ovchinnikova T. I., Titova N. N. Financial mechanisms and social safety-oriented model of development of the Russian economy (based on import substitution and innovation). Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 3. pp. 321-326. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-3-321-326

стороны, государственная цель - при импорто-замещении ведется создание новых производств и технологий, которые реализуются за счет собственных и заемных средств инвесторов. С другой стороны, требования свободного рынка обуславливают не только задачи предприятий, но и цели государственного уровня, которые могут также не совпадать. Эффективный путь получения прибыли предприятием является более рациональным, если использовать зарубежные технику и технологии, чем создавать отечественные, начиная их разработку и внедрение с «нуля». На правительственном уровне уже «озвучены» идеи отмены санкций

для отдельных европейских стран, которые не станут препятствовать экспорту продукции и технологии стран свободного рынка.

Критическая оценка соблюдения подхода импортозамещения (рисунок 1) в управлении экономикой предприятий свидетельствует о том, что вследствие отдельных факторов в РФ были упущены возможности развития отечественных технологий и использовались зарубежные техники и технологии. Все это отрицательно повлияло на экономическое развитие предприятий регионов страны.

Положения, усложняющие внедрение импортозамещения The provisions that complicate the introduction of import substitution

—упущены возможности развития отечественных технологии; —рост цен по «сговору» компаний;

—рост цен в результате сужения объема зарубежного рынка;

—отсутствие необходимой, для определения оптимальных объемов импорта из других стран; —нет сбалансированного плана экспорта и импорта технологий товаров из других стран —Missed opportunities for the development of domestic technologies; —The rise in prices on the "conspiracy" of companies; —The rise in prices as a result of narrowing the scope of the foreign market; —There is no need to determine the optimal volume of imports from other countries; —There is a balanced plan of export and technology import goods from other countries

Рисунок 1. Положение РФ, усложняющее внедрение импортозамещения

Figure 1. The position of the Russian Federation, complicating the implementation of import substitution

Рост цен на отдельных предприятиях и рынках стал формироваться стихийно, независимо от конъюнктуры мирового рынка по номенклатуре соответствующей продукции и случаев сговора компаний. Производства, не имея выхода на внешний рынок (в результате санкций), компенсировали потерянную выручку за счет завышения цен на внутреннем рынке что в отдельных случаях приводит к потере ими внутреннего рынка. При отсутствии товарных балансов органы государственного и регионального управления лишаются необходимой информации для определения оптимальных объемов импорта из других стран.

Необходимо разработать и сбалансировать план экспорта и импорта товаров, технологий и услуг на государственном и, региональном и организационном уровнях. Такой план разрабатывается, уже создано «19 утвержденных Минпромторгом отраслевых планов, которые включают 2059 проектов в следующих отраслях: легкая, авиационная, лесная, химическая, радиоэлектронная, автомобильная промышленность, транспортное, сельскохозяйственное и лесное машиностроение...». Министерство промышленности и торговли представило отраслевые планы по импортозамещению, в которых предполагается выделение 1,5 трлн руб. гражданским отраслям перерабатывающей продукции, из них 1,265 трлн руб. частных инвестиций и 235 млрд -государственных. В плане предусмотрено, что до 2020 г. будет создано до 800 изделий и товаров, которые помогут снизить влияние западных санкций на российскую экономику. Однако отсутствие плана товарных балансов в регионах,

к примеру, в Воронежской области, негативно влияет на решение проблемы структурной перестройки ее экономики.

Проблема осложняется принятием инвестиционных обязательств инвесторами по модернизации предприятий в целях импортозаме-щения. Что в свою очередь затруднено, поскольку обновление основных фондов и технологий связано с морально устаревшими мощностями почти во всех отраслях экономики и недостаточным уровнем инвестиций в основной капитал. О низком уровне инвестиций свидетельствуют данные об их объеме на душу населения (таблица 1). Воронежская область занимала в 2009 г. по этому показателю 11-е место в ЦФО, уступая всем областям ЦЧР, особенно заметно - Белгородской (в 1,35 раза) и Липецкой (1,9 раза).

О качестве инвестиционного процесса можно судить по сопоставлению объема инвестиций в основной капитал с реальными потребностями предприятий в обновлении производственной базы. Значительная доля инвестиций приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (реализуется проект строительства НВАЭС-2). Несмотря на то что объем инвестиций в основной капитал, соотнесенный с его стоимостью, заметно вырос (с 3,5% в 2003 г. до 11,6% в 2009 г.), значение этого показателя явно недостаточно, поскольку степень износа основных фондов в экономике региона составила в 2009 г. 44,9%.

&emHUKjbZyMT/<Proceedings of VSUET, № 3, 2016_

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал по субъектам ЦФО на душу населения (в фактически действовавших ценах, рублей) [2]

Table 1

The dynamics of investment in fixed assets by the subjects of the CFA per capita (in fact dei isting prices rubles)

Субъекты / Subjects Годы Years

2000 2005 2006 2007 2008 2009

ЦФО / CFA 7956 25744 32869 47859 61350 50378

Белгородская область / Belgorod region 6144 23170 34428 55072 68469 51082

Брянская область / Bryansk region 1984 6345 9409 16001 19399 21020

Владимирская область / Vladimir region 3097 11708 15179 25971 31189 33374

Воронежская область / Voronezh region 3397 12330 16968 28555 41389 37801

Ивановская область / Ivanovo region 1734 10897 13469 16070 24203 28047

Калужская область / Kaluga region 4969 13385 18087 34758 65989 58728

Костромская область / Kostroma region 6116 19745 16753 19894 24253 16099

Курская область / Kursk region 4258 14993 19741 28736 40340 42474

Липецкая область / Lipetsk region 5089 25572 37852 55242 75543 72060

Московская область / Moscow region 7662 27344 35699 60239 71962 48571

Орловская область / Oryol Region 5543 11467 15315 29261 33246 24461

Рязанская область / Ryazan region 4864 19883 22040 28782 45844 33126

Смоленская область / Smolensk region 6143 14195 16034 25474 38380 37101

Тамбовская область / Tambov region 2067 12920 17501 27763 38767 42993

Тверская область / Tver region 6238 16839 17394 26270 36539 49467

Тульская область / Tula region 5889 12915 15320 23012 35496 39963

Ярославская область / Yaroslavl region 5795 31851 28054 33549 42029 39684

г. Москва / Moscow 15585 43782 56562 74182 91754 71114

Иностранные инвестиции заметно снизились. По данным facto.ru, объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Воронежской области в 1 квартале 2015 г., на 69,4% ниже уровня соответствующего периода 2014 г.

Структура иностранных инвестиций в регионе существенно не выгодно отличается от соответствующих в целом по РФ и ЦФО. В регионах-лидерах прямые иностранные инвестиции преобладают: в Красноярском крае их доля составила в 2009 г. - 45,4%, Краснодарском крае 40,5%, Нижегородской области - 84,5%. Однако учитывая, что Воронежская область - старопромышленный центр России и слабо адаптирована к условиям развивающейся конкурентной среды, инвесторы не пытаются вкладывать инвестиции в инновации области.

В регионе функционируют такие предприятия, как КБХА, филиал ФГУП ГкНпЦ им. М. В. Хруничева «Воронежский механический завод», ОАО «Концерн "Созвездие"», обладающие высокими технологиями, составляющими безопасность страны и особо нуждающиеся в инвестициях. Государством планируется не только изменение организационной структуры таких предприятий (они входят в концерн Калашникова), но и увеличение инвестиций, которые в новой организационной форме будут четко контролироваться. В планах актуальной стратегии социально-экономического развития Воронежской области предполагается увеличить удельный вес инновационной продукции таких предприятий

и повысить уровень инновационной активности до 2020 г. (таблица 2).

Инновационная система является одним из важных факторов эффективного и динамичного развития региона. Высокий научно-технический потенциал Воронежской области позволяет рассчитывать на активизацию инновационных процессов. Однако для реализации качественного прорыва необходимы иные объемы инновационной продукции (до уровня 40% к 2020 г.).

В настоящее время наблюдается низкая восприимчивость производственной системы региона к инновациям. Занимая лидирующее место в ЦФО по основным характеристикам научного потенциала, область заметно отстает от признанных инновационных центров (Самарской, Нижегородской, Новосибирской и других областей).

Так, по общей численности студентов вузов (в 2009/10 уч. г. - 133,4 тыс. чел.) Воронежская область занимает 3-е место в ЦФО после Москвы и Московской области и 15-е место -в общероссийском рейтинге, а по численности студентов на 10 тыс. жителей (в 2009/2010 уч. г. - 612 чел.) - 3-е место в ЦФО и 8 место в общероссийском рейтинге; по численности аспирантов (в 2009/10 уч. г. 2599 чел.) область занимает 3-е место в ЦФО и 16 место в общероссийском рейтинге, докторантов (в 2009/10 уч. г. - 62 чел.) - соответственно 2 и 13-е места; по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области

Для связи с редакцией: post@vestnik-vsuet.ru

323

в ЦФО составляет 4,3% (без учета Москвы -10%), а по доле докторов наук в численности профессорско-преподавательского состава -2,9% (без учета Москвы - 9,7%); по численности персонала, занятого исследованиями и разработками (в 2009 г. - 14677 чел.). Воронежская область занимает 3 место в ЦФО и 9 место - в России, по численности исследователей,

имеющих ученую степень (в 2009 г. -924 чел.), - соответственно 3 и 12-е места; по количеству выданных патентов на изобретения (в 2009 г. - 547) область занимает 4-е место в ЦФО и 11-е - в России; по числу патентов на полезную модель (в 2009 г. - 94) третье-пя-тое места в ЦФО и находится на 22-24-х местах в России.

Таблица 2

Индикаторы актуализированной Стратегии (заимствованные из действующей Стратегии)

Table 2

Indicators of the updated Strategy (adopted from the current strategy)

Наименование индикатора / indicator title Годы Years Действующая стратегия до 2020 года / The current strategy until 2020

2005 2009 2010 2014 2020

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий, осуществляющих технологические инновации, % / The share of innovative products in the total volume of products shipped innovative enterprises engaged in technological innovation, % - 12,8 - 22,0 40,0 25-35

Уровень инновационной активности организаций, % / Level of innovation activity of organizations, % 12,2 8,6 - 13,32 50 40-50

Собственники предприятий, направляют инвестиции, в первую очередь, на поддержку экспортоориентированных производств,

не уделяя должного внимания производству отечественных товаров народного потребления для внутреннего рынка.

Как следствие, большинство этих предприятий осталось без необходимых финансовых ресурсов для инвестиционной и текущей деятельности.

Задолженность отдельных предприятий, в частности АПК, не позволяет им развиваться инновационно. Прибыль предприятий региона не задействована в формировании оборотных денежных средств, что свидетельствует об ослаблении этого показателя как стимула для дальнейшего развития производства. Для сравнения, в США главным источником обеспечения деятельности промышленности остается нераспределенная прибыль (до 60%), что демонстрирует потенциал эффективного применения либеральной модели экономического развития в этой стране.

В то же время на предприятиях в регионе главным источником финансирования текущих и инвестиционных расходов остается кредиторская задолженность, которая на отдельных предприятиях превышает объемы дебиторской в 1,18-1,32 раза, создавая условия для существования отдельных традиционно убыточных предприятий.

Предприятия реального сектора работают практически при отсутствии в их составе оборотных денежных средств собственных финансовых ресурсов. Поскольку каждое третье промышленное предприятие убыточно, то получение им коммерческого кредита на производственную

деятельность становится проблемным. Если ставка банковского годового процента превышает 17%, то заимствование денежных средств низкорентабельными предприятиями также становится практически невозможным.

Возникает замкнутый круг, при котором убыточные и низкорентабельные предприятия не имеют доступа к кредитным ресурсам и возможности увеличить объем производства, снизить себестоимость продукции и обеспечить прибыльность своей деятельности. В то же время коммерческие банки, учитывая высокие риски предоставления кредитов таким заемщикам, блокируют выдачу и направляют денежные средства на цели, не связанные с производством и импортозамещением.

Следствием этого стал низкий удельный вес расходов на финансирование инноваций, которые заменят экспорт техники и технологии. Основная причина существующей ситуации в том, что в рыночных условиях экономика РФ должна была развиваться по принципам либеральной модели, предполагающей, в первую очередь, самоокупаемость расходов на инновации. Однако высокие налоги и расходы на государственное управление не способствуют реализации принципа импортозаме-щения на основе внедрения инноваций.

Цель импортозамещения в либеральной и социально ориентированной модели определяет различные подходы к распределению финансовых ресурсов в экономике. Согласно либеральной модели, прямое вмешательство в деятельность предприятий реального сектора не предусматривается, а условия для финансирования импортоза-мещения и развития должны быть обеспечены

невысоким уровнем перераспределения ВВП через бюджет. В социально ориентированной модели, к которой относим российскую экономику, допускается высокий уровень государственного перераспределения дохода субъектов хозяйствования и развитой на этой основе системы социальной защиты (рисунок 2).

Либеральная модель предусматривает развитие предприятий за счет передачи в их распоряжение значительной части созданных ими доходов и расширения собственных источников самофинансирования, а в социально ориентированной модели изымается доля доходов. Их развитие зависит от государства и от развитости фондового рынка.

Но поставленная цель в исследовании -импортозамещение техники, технологии и необходимость развития инновационной продукции - требуется рассматривать как взаимосвязь инструментов государственной финансовой политики. Ее действие направлено на обеспечение потребностей государства в стабильных поступлениях доходов в бюджет, и на развитие рыночных отношений, т. е. на формирование условий для импортозамеще-ния, что ведет к передаче в распоряжение предприятий необходимых финансовых ресурсов в процессе их первичного распределения.

В производстве импортозамещенных технологий и продуктов необходимо учитывать косвенные методы регулирования норм и правил поведения субъектов хозяйствования, которые обеспечивали реализацию интересов страны и региона, создавали условия для отсутствия коррупции и теневых расходов экономики, способствовали постоянному наращиванию объема налоговых поступлений в бюджет, но в соответствии с ростом доходов предприятий

реального сектора. Усилению действенности использования этой модели может способствовать возобновление практики составления средне- и долгосрочного экономических прогнозов, построенных на реальных товарных балансах производства и реализации продукции.

Рисунок 2. Модель социально-ориентированной экономики с учетом импортозамещения и внедрения инноваций. Figure 2. Model socially-oriented economy based on import substitution and introduce innovationtion.

На ОАО «Концерн "Созвездие"» разработана дорожная карта, способствующая урегулированию проблем в деятельности комплекса и сочетающая государственные, региональные и организационные задачи развития (рисунок 3).

В «Дорожной карте» предполагаются мероприятия государственной поддержки, необходимая помощь в подготовке переподготовке кадров (социальная региональная выгода) и заключение соглашений с региональными органами, в которых предусматриваются объемы и механизмы финансирования концерна.

Рисунок 3. Регулирование проблем государственного и регис Figure 3. Regulation of state and regional development i В социально ориентированной модели, по которой развивается РФ, государству отводится ведущая роль в обеспечении соответствующих условий для импортозамещения товаров и технологий. Известные разработчики этой

ного развития с учетом активизации деятельности комплексов ;, taking into account activation complexes activity

модели экономисты А. Мюллер-Армак, В. Ойкен считали, что при этой модели развивается социально-рыночное хозяйство благодаря проведению активной социальной политики и регулированию их хозяйственной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для связи с редакцией: post@vestnik-vsuet.ru

325

деятельности. Наиболее важные факторы при формировании экономики импортоза-мещения это:

— оптимальная фискально-бюджетная и денежно-кредитная политика государства;

— наличие ориентиров для создания рациональных объемов бюджетных платежей и финансовых ресурсов предприятий, необходимых для модернизации производства и формирования оборотных денежных средств;

— создание условий, при которых на расходную часть бюджета может существенно влиять цель импортозамещения;

— разработка и внедрение механизма направления имеющихся финансовых ресурсов для реализации конкретных наиболее важных национальных приоритетов и инновационно-инвестиционных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Данные сайта URL: www.tpp-inform.ru

2 Составлено по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. С. 934.

3 Bakhshiev Е. The role of state support in agribusiness risk insurance // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2015. T. 44. № 8. C. 11-16.

4 Овчинникова Т. И., Анисимов Ю. П., Кобелева С. В. Производственные инновации и экономический рост предприятий // Регион: системы, экономика, управление. 2015. №1(28). С. 149-156.

5 Овчинникова Т. И., Булгакова И. Н, Серя-ков А. В. Социально-экономические методы управления инновационной деятельностью консолидированных образований//Вестник ВГУИТ. 2013. № 1 (55). С. 182-187.

6 Воронцова Е. И., Падалкин В. Ю. Формирование механизмов устойчивого развития интегрированных структур Воронеж «Цифровая полиграфия», 2014. 63 с.

7 Галкин М. А. Интернационализация инновационных центров как основа успешного развития национальных инновационных систем в современной экономике // Общественные науки. 2012. Т. 1. № 6. С. 367-374.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Татьяна И. Овчинникова д. э. н., профессор, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр. Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, mih.goz@gmail.com Надежда Н. Титова ассистент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, titovanadya2012@mail.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Татьяна И. Овчинникова консультация в ходе исследования Надежда Н. Титова написала рукопись и несёт ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 20.05.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 17.08.2016

Выводы

Социально ориентированная модель, учитывающая импортозамещение отечественных технологий и продукции, нуждается в усилении функции планирования, обеспечивающей ее финансовые механизмы. При таких условиях существенно возрастает роль государства в реализации программы импортозаме-щения, под которой понимается создание новых производств и технологий, реализуемых за счет собственных и заемных средств инвесторов. Изменяется содержание функции планирования отраслевых министерств - от решения проблем развития производства на предприятиях отрасли они должны перейти к обеспечению условий достижения цели импортоза-мещения, связанных, с необходимостью развития отрасли в сфере инвестиционно-инновационной деятельности.

REFERENCES

1 Web-site data URL: www.tpp-inform.ru

2 Compiled according to: Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2010. pp. 934.

3 Bakhshiev E. The role of state support in agribusiness risk insurance. Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2015. vol. 44. no. 8. pp. 11-16.

4 Ovchinnikova T. I., Anisimov Yu. P., Kobeleva S. V. Manufacturing innovation and economic growth of the enterprises. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie [Region: systems, Economics, management]. 2015. no. 1 (28). pp. 149-156. (in Russian).

5 Ovchinnikova T. I., Bulgakova I. N., Seryakov A. V. Socio-economic methods of management of innovative activity of the consolidated entities. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2013. no. 1 (55). pp. 182-187. (in Russian).

6 Vorontsova E. I., Padalkin V. Yu. Formirovanie mekhanizmov ustoichivogo razvitiya integrirovannykh struktur [Formation mechanisms for sustainable development of integrated structures]. Voronezh "Tsifrovaya poligrafiya", 2014. 63 p. (in Russian).

7 Galkin M. A. Internationalization and innovation centres as the basis of successful development of national innovation systems in the modern economy. Obshchestvennye nauki [Social Sciences]. 2012. vol. 1. no. 6. pp. 367-374. (in Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Tatiana I. Ovchinnikova doctor of economical sciences, professor, Voronezh State University of Engineering Technology, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, mih.goz@gmail.com Nadezhda N. Titova assistant, economical safety and financial monitoring department, voronezh state university of engineering technology, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, tito-vanadya2012@mail.ru

CONTRIBUTION

Tatiana I. Ovchinnikova consultation during the study Nadezhda N. Titova wrote the manuscript and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 5.20.2016

ACCEPTED 8.17.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.