Научная статья на тему 'Финансовые инновации в управлении корпоративным капиталом в судостроении'

Финансовые инновации в управлении корпоративным капиталом в судостроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / АУТСОРСИНГ / КОНТРАКТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулимова М.А.

В статье в качестве инновационного инструмента рассматривается лизинг как финансовый рычаг внедрения новой техники. Для ускорения развития практики использования лизинга предлагается изменение лизинговой сделки через подключение к ней факторинговой компании. Применение факторинга несет ряд преимуществ как для поставщиков, так и для покупателей. Раскрываются механизмы факторинга, позволяющие поддерживать устойчивое финансовое положение предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые инновации в управлении корпоративным капиталом в судостроении»

Финансовые инновации

УДК 334.7

ФИНАНСОВЫЕ инновАции

в управлении корпоративным капиталом

в судостроении

М. А. ШУЛИМОВА, старший преподаватель кафедры экономики бизнеса и финансов Е-mail: MShulimovai@mail.ru Астраханский государственный технический университет

В статье в качестве инновационного инструмента рассматривается лизинг как финансовый рычаг внедрения новой техники. Для ускорения развития практики использования лизинга предлагается изменение лизинговой сделки через подключение к ней факторинговой компании. Применение факторинга несет ряд преимуществ как для поставщиков, так и для покупателей. Раскрываются механизмы факторинга, позволяющие поддерживать устойчивое финансовое положение предприятия.

Ключевые слова: финансовые инновации, лизинг, факторинг, аутсорсинг, контрактация.

Эффективное управление корпоративным капиталом является необходимым условием выживания рыночных структур в конкурентной борьбе на мировом рынке. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) только усиливает это условие, поскольку корпорация в нашей стране является основным субъектом рыночного хозяйствования.

Существующая литература по рыночным финансам определяет корпоративный капитал как совокупность паевого (собственного) и заемного (привлеченного) капитала, используемого для финансирования активов корпорации. Задача управления совокупным капиталом состоит в минимизации рисков потерь собственного капитала от привлече-

ния заемных средств, главным образом кредитов коммерческих банков с выплатой процентов.

При этом необходимо иметь в виду, что привлечение заемных средств как необходимое условие нормального функционирования предприятия наряду с «минусами» имеет и «плюсы».

Во-первых, выплачиваемые проценты вычитаются с приращением налогов, что снижает фактическую стоимость займа.

Во-вторых, те, кто предоставляют заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным [7].

Однако, чтобы это случилось, необходимо получить прибыль.

Из теории управления финансами (теория Миллера-Модильяни) известен методологический подход «риск-прибыль», позволяющий максимизировать прибыль, получаемую предприятием, через управление структурой совокупного капитала, используя механизм оценки рисков финансовых потерь в виде величины финансового рычага (левериджа).

Структура капитала - это соотношение краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств и собственного капитала в совокупном капитале корпорации.

Естественно, что соотношение меняется по ходу бизнес-деятельности, но можно говорить о каком-то

«среднем» соотношении за отрезок календарного времени (месяц, квартал, год), когда это соотношение будет отрицательным. При этом обеспечивается максимум финансовой устойчивости предприятия. Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Он рассчитывается по следующей формуле: ЭФР = (1 - Снп) (ROA - ПК) ЗК/СК, где ЭФР - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ROA - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК - средняя сумма собственного капитала предприятия [3].

В зависимости от того, какие у предприятия источники финансирования, различают заемный капитал и собственные средства. Заемные средства имеют два существенных преимущества:

- выплачиваемые проценты вычитаются при расчете налога, что снижает фактическую стоимость займа;

- организации, предоставляющие заем, получают фиксированный доход, и акционеры не должны делиться с ними прибылью, если предприятие окажется успешным.

Однако у заемных средств есть и недостатки:

- чем выше коэффициент задолженности, тем рискованнее предприятие, выше стоимость для фирмы и заемных средств, и собственного капитала;

- если компания переживает тяжелые времена и ее операционной прибыли не хватает для покрытия расходов на выплату процентов, то акционеры сами должны будут восполнить дефицит, а если они не смогут этого сделать, то компания будет объявлена банкротом.

Такие тяжелые времена переживает в настоящее время судостроение - одна из базовых сфер народного хозяйства страны, предприятия которой, лишившись в свое время государственного финансирования, оказались без заемных средств, будучи не в состоянии за счет собственных средств расплачиваться по обязательствам.

Дело в том, что высокий удельный вес заемных средств в структуре капитала обусловлен технологическими особенностями судостроения -длительным периодом постройки, доходящим до нескольких лет, при высокой трудоемкости изготовления изделия. Стоимость живого труда составляет до 60 % стоимости готового заказа. Это заставляет судостроителей требовать предоплаты с заказчиков по мере продвижения постройки судна по этапам технологической готовности. Большинство заказчиков (это судоходные или рыболовецкие компании) таких затрат нести не могут, и спрос на новые суда оказывается неплатежеспособным.

Мировой опыт указывает выход из создавшегося финансового тупика в виде использования финансовой инновации - лизингового финансирования [7].

Лизинг, или финансовая аренда, - особая схема оплаты необходимых поставок морской техники и судов, комплектующих к ним через посредника, минуя прямую оплату. Реальные преимущества лизинга перед альтернативными способами финансирования, строительства или покупки новых судов (собственные средства или банковский кредит) хорошо известны [4]. Среди них можно выделить следующие:

- от лизингополучателя не требуется единовременного отвлечения значительных оборотных средств, кроме выплаты в период строительства авансовых платежей в размере от 15 до 25 % стоимости судна;

- возможность использования ускоренной амортизации судна со специальным коэффициентом к основной норме амортизации (максимальный - 3), что позволяет практически во столько же раз снизить общую величину налога на имущество;

- возможность относить лизинговые платежи в полном объеме на себестоимость своих работ, что обеспечивает значительную экономию налога на прибыль, поскольку платежи по погашению традиционного кредита покрываются за счет чистой прибыли.

К сожалению, за годы развития лизинга в России в области судостроения практически не было

полноценных лизинговых сделок для новых транспортных или других типов судов, когда лизинговая компания за счет привлеченных, заемных или собственных средств организовала бы строительство судна на определенном заводе по выбранным или заказанным судоходными компаниями проектам. В числе главных причин этого отмечается нежелание лизинговых компаний, создаваемых даже с участием государства, кооперироваться с судостроительными предприятиями, поскольку существует высокий уровень риска, связанный с длительным сроком нахождения судов в эксплуатации (периодом амортизации).

Традиционные схемы лизингового финансирования не учитывают специфики организации и технологии судостроительного производства: широкое использование аутсориснга и контрактации. Автором предлагается схема лизингового финансирования с использованием аутсорсинга.

Аутсорсинг (англ. outsourcing) - это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда не критичных для бизнеса функций или частей бизнес-процессов и передача их стороннему подрядчику, профессионально специализирующемуся на оказании таких услуг. Главный принцип аутсорсинга - «оставляю за своей компанией только то, что делаю лучше других, отдаю внешнему подрядчику то, что он делает лучше других» [2]. Аутсорсинг также отвечает на вопрос: покупать на рынке или самому выполнять все, что нужно для эффективного ведения бизнеса. При этом решающими оказываются три критерия:

- затраты на производство продукции или услуг;

- качество продукции или (и) услуг предприятия;

- стратегическое отношение собственников к бизнесу.

Главным критерием для передачи любого бизнес-процесса или бизнес-функции на аутсорсинг является наличие конкурентной среды. Передача в аутсорсинг части функций компании стратегически целесообразна, если:

- независимые партнеры выполняют их лучше и дешевле;

- этот вид деятельности не является конкурентно значимым и его передача в аутсорсинг не угрожает компании;

- повышается гибкость и оперативность принятия решений, сокращается время разработки и

выведения на рынок товаров, снижаются издержки на координацию;

- позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе [2].

Естественно, при решении вопроса о привлечении к бизнес-процессу предприятия-аутсорсера оцениваются все преимущества и риски аутсорсинга, и с учетом экономических преимуществ принимается решение.

Судостроение - сложная и стратегически важная для страны сфера промышленности, характеризующаяся особенностями производства и бухгалтерского учета. В ее развитии заинтересованы как Правительство РФ, так и руководство предприятия, собственники и инвесторы, в том числе иностранные. Рост инвестиционной привлекательности судостроения и возникновение новых условий хозяйствования требуют изменений в системе финансирования [6].

Надо отметить, что в судостроительном производстве при постройке судна традиционно специализированным организациям передаются работы по монтажу, наладке и пуску в эксплуатацию электро-и радиооборудования, навигационных систем, рефрижераторных установок, технологического оборудования, что составляет примерно 10-15 % технологической трудоемкости постройки морского самоходного судна.

С переходом на рыночные формы кооперации эти работы выполняют специализирующиеся на постройке и ремонте флота малые предприятия, которые и приобретают за счет собственных средств необходимое комплектующее оборудование и приборы в судовой модификации. При этом широко используется потенциал западных фирм.

Таким образом, использование аутсорсинга предполагается самой технологией постройки судна. В условиях рыночного хозяйствования можно выделить преимущества и недостатки аутсорсинга относительно конкретных судостроительно-судо-ремонтных предприятий.

Работы, выполняемые предприятиями-аутсор-серами, производятся техническим персоналом и с использованием материалов и оборудования этих предприятий.

Оплачивает услуги предприятий-аутсорсеров предприятие-заказчик за счет собственных или привлеченных средств - в виде предоплаты от покупателя, лизингодателя или кредиторов. Предприятию-заказчику эти работы обходятся дешевле,

нежели при выполнении их самостоятельно, сметным образом - за счет специализации и меньших налогов, поскольку аутсорсеры (как правило, малые предприятия) работают по упрощенной системе налогообложения (рис. 1).

Необходимый размер оплаты по аутсорсингу 88аут определяют по следующей формуле:

+ Sмт) Кя • ]+НДС,

1=1

где 8аут - стоимость трудозатрат выполнения технологически однородных работ / согласно смете, руб.;

51 - стоимость материально-технического обеспечения, руб.;

Кн - коэффициент, учитывающий уровень накладных (условно-постоянных) расходов предприятия-аутсорсера;

Кпр - коэффициент, учитывающий норму прибыли предприятия-аутсорсера; НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятием-аутсорсером [4]. Следует отметить, что работы по аутсорсингу в данном случае - дорогостоящие трудоемкие, выполняемые высококвалифицированными специалистами и с использованием импортных материалов, приборов, оборудования. Их несвоевременная оплата приводит не только к удлинению периода постройки судна, но и к срыву сроков получения коммерческих доходов за поставки иностранными и отечественными контрагентами.

Поставляемое оборудование и приборы в большинстве своем - уникальны, поскольку производятся для судов индивидуальной или мелкосерийной постройки. Отсутствие оплаты грозит судостроительному предприятию большими денежными штрафами. Схема оплаты бизнес-процессов с использованием лизинга выглядит определенным образом (см. рис. 1).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ни гарант, ни лизинговая компания не в состоянии обеспечить предприятие-кредитора лизинговыми платежами в полном объеме и (самое главное) в определенные сроки, ибо вовремя собрать необходимую сумму лизингополучатель просто не в состоянии, поскольку свободных денег, как правило, нет.

Ускорению развития практики использования лизинга поможет предлагаемое изменение схемы лизинговой сделки через подключение к ней факторинговой компании.

Применение факторинга:

- ускоряет получение платежей;

- снижает расходы по ведению бухгалтерского учета;

- обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя [5].

Факторинг - это финансовая операция, в ходе которой осуществляется финансирование текущей деятельности предприятия за счет выкупа у него различных долговых обязательств покупателя товаров (услуг) [1]. Причем - это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчетов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики.

Применительно к лизинговой процедуре операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел кредитного учреждения покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80 % от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки (независимо от поступления выручки от дебиторов). Если должник не оплачивает в срок счетов, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинг позволяет поставщику сконцентрироваться на основной деятельности, ускорить оборот капитала, повышая в нем доли производительного капитала, тем самым увеличивая его доходность [7]. Он уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капиталов.

Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.

Схема организации лизинговой операции с использованием механизма факторинга приведена на рис. 2.

Преимущества факторинга по сравнению с другими кредитными инструментами заключается в следующем:

- задолженность погашается не клиентом, а его дебиторами. Это происходит постепенно - по мере оплаты ими поставленного товара, оказанных услуг, поэтому не возникает необходимости экстренной мобилизации денежных средств на расчетном счете в момент погашения финансирования;

рис. 1. Использование аутсорсинга в механизме лизинга сублизинга морской техники

судоходными компаниями

рис. 2. Схема организации лизинговой операции с использованием механизма факторинга: 1 - договор лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и поставщиком оборудования;

2 - договор о поставке продукции; 3 - получение кредита в случае нехватки средств у лизингодателя;

4 - возврат кредита с процентами лизингодателем коммерческому банку; 5, 6 - гарантии областной администрации коммерческому банку и лизингодателю; 7 - платежное поручение от поставщика факторинговой компании на поставку продукции; 8 - оплата факторинговой компанией платежного поручения продавца продукции;

9 - факторинговая компания выставляет дисконтированные счета лизинговой компании;

10 - лизингодатель оплачивает счета факторинговой компании; 11 - лизингодатель выставляет платежное требование покупателю; 12 - покупатель оплачивает лизингодателю требование об оплате по полученному оборудованию; 13 - продавец выставляет платежное требование лизингодателю; 14 - при наличии средств

лизингодатель оплачивает платежное требование продавцу; 15 - при отсутствии средств лизингодатель перенаправляет платежное поручение факторинговой компании; 16 - факторинговая компания оплачивает платежное поручение по поставленному оборудованию.

- финансирование предоставляется на срок фактической отсрочки платежа и погашается в день оплаты дебитором поставленного товара, оказанной услуги, что помогает избежать уплаты «лишних» процентов за пользование денежными средствами;

- отсутствие залогов влечет отсутствие расходов на оценку, страховку и оформление залоговых документов;

- совокупный размер финансирования может расти по мере роста объемов продаж клиента, а не ограничивается залогом или оборотом по расчетному счету;

- затраты по оплате факторингового финансирования относятся на себестоимость полностью;

- факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью

[4].

Лизинговая схема приобретения имущества вполне может быть использована для получения поставок по кооперации у судостроительных предприятий, имеющих крупные специализированные производства, например: литейное, электродное, цепно-техническое, гальванических покрытий или оплаты услуг предприятий-смежников и др.

Таким образом, предложенная автором модель финансирования бизнес-процессов в судостроении и судоремонте с использованием лизинга позволит решить ряд проблем, связанных со спецификой данной сферы.

Задействование аутсорсинга в механизме лизинга сублизинга морской техники судоходными

компаниями с внедрением преимуществ факторинга дает возможность расширить практику применения данной модели при формировании конкурентного кластера как на уровне региона, так и на более высоком уровне, а также ускоряет отдачу от формирования подобных образований за счет синерге-тического эффекта

Список литературы

1. Газман В. Д. Финансовый лизинг. М.: ГУ ВШЭ. 2003.

2. Киселев А. А. Современные тенденции международных рынков капитала: аспект глобализации // Вестник Финансовой академии 2002. № 1.

3. Любушин Н. П. Экономический анализ: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит и «Финансы и кредит». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.

4. Ступаков B.C., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2005.

5. ТактаровГ. А., ГригорьеваЕ.М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. М.: КноРус. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Тараскина А. В. , Симоненко Л. Г. Проблемы определения финансовой ситуации предприятия судостроительной отрасли в условиях рыночного окружения // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 20.

7. Финансовые инновации: зарубежный опыт / под ред. М. В. Лычагина, В. И. Суслова. Новосибирск: Наука. 1997.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-ной скидкой.

(495) 989-96-10 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.