Научная статья на тему 'Финансовые аспекты управления интеллектуальной собственностью'

Финансовые аспекты управления интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЗАТРАТЫ / СУБСИДИИ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Е.В.

В статье рассматриваются финансовые аспекты управления интеллектуальной собственностью с точки зрения институционального регулирования. Недостаток финансовых ресурсов российских компаний на эффективное управление интеллектуальной собственностью приводит к глубокому отставанию по показателям инновационной деятельности, прежде всего доле нематериальных активов. Предлагаются меры финансовой поддержки защиты и охраны интеллектуальной собственности, продвижения российских брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты управления интеллектуальной собственностью»

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

© Родионова Е.В.1

ЗАО «Делойт и Туш СНГ», г. Москва

В статье рассматриваются финансовые аспекты управления интеллектуальной собственностью с точки зрения институционального регулирования. Недостаток финансовых ресурсов российских компаний на эффективное управление интеллектуальной собственностью приводит к глубокому отставанию по показателям инновационной деятельности, прежде всего доле нематериальных активов. Предлагаются меры финансовой поддержки защиты и охраны интеллектуальной собственности, продвижения российских брендов.

Ключевые слова интеллектуальная собственность, нематериальные активы, затраты, субсидии, лицензионные соглашения, финансовые ресурсы.

Успешные компании ведущих стран считают непрерывное внедрение инноваций, расширение нематериальных активов стратегическим фактором конкурентоспособности. Кроме того, компании получают дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности в рамках лицензионных соглашений. Расширение нематериальных активов происходит за счет развитой системы управления интеллектуальной собственностью, в которой основными элементами выступает охрана и защита интеллектуальных прав. Компании охраняют свои интеллектуальные права, регистрируют изобретения и средства индивидуализации в отечественных патентных ведомствах и международных структурах по интеллектуальной собственности. Но по результатам исследований: «В большинстве стран, кроме Японии, за последние семь лет значительно увеличилось количество поданных заявок на изобретения... Однако ситуация с патентованием отечественными заявителями своих разработок в России несколько иная. В последние годы в отношении оформления ими прав на РИД наблюдается стагнация» [1, с. 18]. Компании принимают меры по защите интеллектуальной собственности. Это внесение товарных знаков в таможенные реестры, маркирование товаров, отслеживание контрафактных товаров в точках продаж, и другие меры. Тем самым наращивается процент нематериальных активов. Нематериальные активы составляют до тридцати процентов в общей сумме активов предприятий в ведущих странах. К сожалению, в России этот же показатель не достигает и одного процента.

Что же мешает российским компаниям эффективно управлять интеллектуальной собственностью, расширять нематериальные активы? По мне-

1 Эксперт Департамента аудита (Производство и розничная торговля).

нию исследователей, один из значимых барьеров в данном процессе - недостаток финансовых ресурсов, прежде всего у российских малых и средних компаний [2, с. 16]. Это приводит к тому, что компании не регистрируют интеллектуальные права, не осуществляют мероприятия по охране и защите интеллектуальной собственности. Приведем пример фактора, препятствующего эффективной защите интеллектуальной собственности предпринимателей в сфере ВЭД. При формировании ЕАЭС увеличивается возможность проникновения контрафактной продукции с рынков стран-участниц ЕАЭС (например, Киргизии) [3, с. 86]. Участник ВЭД для защиты своего товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров на территории региональной интеграции, должен зарегистрировать средство индивидуализации в таможенных реестрах всех стран-участниц ЕАЭС (сегодня это пять стран). Внесение средства индивидуализации в таможенный реестр должно сопровождаться страхованием ответственности правообладателя или внесением обеспечения на случай нанесения вреда участнику ВЭД при необоснованном приостановлении выпуска товаров (в соответствии с соглашением ТРИПС). Представители российских предприятий, особенно малых и средних, испытывают острый дефицит финансовых ресурсов и зачастую не могут себе позволить затраты на страхование ответственности или внесение обеспечения при защите интеллектуальной собственности таможенными средствами. Следовательно, средства индивидуализации не вносятся в таможенные реестры, и возможность борьбы с контрафакцией при импорте сужается.

Международная регистрация средства индивидуализации по Мадридской системе так же связана со значительными финансовыми затратами. Таким образом, ослабляется охрана и защита интеллектуальных прав.

Российские малые и средние предприятия слабо используют возможности франчайзинга, возможности развития инновационной деятельности путем покупки лицензий. Вспомним опыт послевоенной Японии, которая массово закупала зарубежные лицензии, а затем на базе передового опыта создала собственное высокотехнологическое производство.

Финансовая поддержка инновационной деятельности предпринимательства, в том числе поддержка в сфере интеллектуальной собственности стала трендом антикризисной политики ведущих стран еще со времен кризиса глобальной экономики 2008-2010 года [4]. В чем заключается институциональное регулирование в части финансовой поддержки предпринимательства на современном этапе в Российской Федерации?

В рамках антикризисной стратегии страны разрабатываются направления содействия инновационной деятельности, в том числе защиты правин-теллектуальной собственности. Меры по содействию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне чаще всего реализуются в рамках местных программ государст-

венной поддержки. В зависимости от степени направлений инновационной деятельности, предлагаются различные меры поддержки. Для поддержки регистрации товарного знака, продвижения бренда на рынок во многих региональных программах развития малого и среднего предпринимательства предусмотрены информационные и финансовые меры. В Москве в рамках государственной программы «Стимулирование экономической активности» действует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.». В соответствии с подпрограммой, малым и средним предприятия в городе Москве предоставляются субсидии на участие в выставках и ярмарках. Эту субсидию могут получить предприниматели, заключившие договоры об участии в конгрессно-выставочных мероприятиях. Максимальный размер субсидии - 300 000 рублей, но не более 70 % затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях [5].

В Новосибирской области в рамках региональной финансовой поддержки предусмотрено субсидирование части затрат, связанных с подачей заявки на международную регистрацию товарного знака. При этом представители малого бизнеса могут получить субсидию в размере 50 % затрат на международную регистрацию товарного знака. Но не более 75 тыс. рублей за подачу одной международной заявки [6].

Представляется, что программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства во всех регионах должны предусматривать следующие основные направления: субсидирование патентования, регистрации средств индивидуализации в Российский Федерации, странах ЕАЭС, международных структурах. Необходимо субсидировать участие в выставках и ярмарках, международных форумах, венчурных ярмарках для поиска инвесторов и продвижения на рынок российских брендов. Кроме того, требуется финансовая и информационная поддержка по использованию франшизы, лицензионных соглашений, внесению средств индивидуализации в таможенные реестры.

Указанные меры позволят развивать и инновационную деятельность и повысить конкурентоспособность российских предприятий.

Список литературы:

1. Смирнов Ю. Патентная логистика и модернизация экономики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. -№ 6. - С. 17-30.

2. Гурунян Т.В. Управление интеллектуальной собственностью в системе внешнеэкономической деятельности малого и среднего предпринимательства // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 5. - С. 12-17.

3. Гурунян Т.В., Истомин Л.Г. Таможенные барьеры внешнеэкономической деятельности малого и среднего предпринимательства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1 -С. 289-292.

4. Гурунян Т.В.Антикризисные программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства в зарубежных странах: опыт для России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1(1). - С. 169-174.

5. Электронный ресурс: ГБУ малый бизнес Москвы. Финасовая поддержка. Субсидии для малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mbm.ru/ (дата обращения: 25.07.2016).

6. Электронный ресурс: Малое и среднее предпринимательство Новосибирска. Программы поддержки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mispnsk.ш/pubИcations/example.htшl (дата обращения: 20.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.