Научная статья на тему 'Финансовые аспекты использования информационных моделей изделий для маркетинговых целей'

Финансовые аспекты использования информационных моделей изделий для маркетинговых целей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
100
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васин Л.Л., Ивакина О.В.

Связь между решением финансовых и маркетинговых задач хозяйствующих субъектов известна достаточно давно и вполне обоснована. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта непосредственно связаны с его успехами в маркетинговых исследованиях. Подобная связь является комплементарной, т.е. достижение маркетинговых целей способствует достижению финансовых целей, а достижение финансовых целей способствует достижению маркетинговых целей. Иными словами, богатое предприятие может позволить себе более дорогой и, очевидно, более эффективный маркетинг, который будет способствовать дальнейшему улучшению его экономического положения. Примером подобного достаточно дорогого, но эффективного на определенном сегменте рынка маркетинга является использование электронных информационных моделей изделий для рекламных целей и изучения спроса. Эволюция информационных технологий привела к смене принципов проектирования изделий и взаимодействия специалистов, участвующих в этом процессе. Это проявляется в том, что в технической подготовке производства объектом разработки становится не комплект конструкторской документации, а электронное описание информационная модель изделия. В настоящее время широко распространяются информационные CALS-технологии сквозной поддержки продукции на всех этапах ее жизненного цикла, которые базируются на стандартизованном едином электронном представлении данных и коллективном доступе к ним. Доказав свою эффективность, CALS-технологии начали активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла продукта от маркетинга до утилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты использования информационных моделей изделий для маркетинговых целей»

12 (300) - 2008

Информационные технологии

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛьзОВАНИЯ

информационных моделей изделий для маркетинговых целей

л. А. васин,

доктор технических наук,

о. в. ивакина

тульский государственный университет

связь между решением финансовых и маркетинговых задач хозяйствующих субъектов известна достаточно давно и вполне обоснована. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта непосредственно связаны с его успехами в маркетинговых исследованиях. По мнению А. н. туанова [1], подобная связь является комплементарной, т. е. достижение маркетинговых целей способствует достижению финансовых целей, и, наоборот, достижение финансовых целей способствует достижению маркетинговых целей. иными словами, богатое предприятие может позволить себе более дорогой и, очевидно, более эффективный маркетинг, который будет способствовать дальнейшему улучшению его экономического положения.

Примером подобного, достаточно дорогого, но эффективного на определенном сегменте рынка маркетинга является использование электронных информационных моделей изделий для рекламных целей и изучения спроса. Эволюция информационных технологий привела к смене принципов проектирования изделий и взаимодействия специалистов, участвующих в этом процессе. Это проявляется в том, что в технической подготовке производства объектом разработки становится не комплект конструкторской документации, а электронное описание — информационная модель изделия. В настоящее время широко распространяются информационные CALS-технологии сквозной поддержки продукции на всех этапах ее жизненного цикла, которые базируются на стандартизованном едином электронном представлении данных и

коллективном доступе к ним. доказав свою эффективность, CALS-технологии начали активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла продукта — от маркетинга до утилизации.

современная электронная информационная модель изделия должна обеспечивать:

• представление конструкторской и технологической документации в электронной форме;

• представление эксплуатационной и ремонтной документации в форме интерактивных электронных технических руководств, снабженных иллюстрированными электронными каталогами запасных частей и вспомогательных материалов и средствами дистанционного заказа запчастей и материалов;

• организацию системы интегрированной логистической поддержки изделий на постпроизводственных стадиях их жизненного цикла;

• наличие и функционирование электронной системы каталогизации продукции;

• наличие на предприятиях соответствующих требованиям стандартов систем менеджмента качества и т. д.

информационная модель изделия лежит в основе информационной интеграции производства. При этом используются также информационные модели жизненного цикла продукта и выполняемых в его ходе бизнес-процессов, а также информационные модели производственной и эксплуатационной среды. Все это обеспечивает информационную поддержку для формирования

финансы и кредит

41

системы управления современным производством на различных его уровнях: информационная модель изделия — на нижнем уровне, модель жизненного цикла — на среднем уровне, а модель среды — на верхнем уровне, уровне взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами.

В качестве ядра электронной информационной модели изделия целесообразно использовать трехмерную геометрическую модель. В этой модели содержится информация как об отдельных деталях, входящих в изделие, так и об изделии в целом. Расширяя подобную модель, можно дополнить ее базами данных, которые будут нести информацию о целом ряде свойств, необходимых для изготовления, контроля, приемки, сборки, эксплуатации, ремонта и утилизации изделия. Такая интегрированная электронная информационная модель изделия будет содержать исчерпывающую информацию о конструкции, принципе действия, характеристиках изделия и его составных частей.

На начальном этапе внедрения CALS-техноло-гий традиционные электронные информационные модели изделий использовались для интерпретации всего составляющего модель набора данных в автоматизированных системах, для визуального отображения конструкции изделия при выполнении проектных и производственных работ, а также при обучении обслуживающего персонала правилам эксплуатации и ремонта изделия и для изготовления чертежной конструкторской документации в электронной или бумажной форме. Однако уже на этом этапе были заложены основы концепции единой информационной модели, которая, для того чтобы служить единым источником информации об изделии, должна удовлетворять ряду требований [3]. Эти требования заключаются в том, что состав данных модели должен соответствовать потребностям в конструкторской информации на всех стадиях жизненного цикла изделия, модель должна обеспечивать возможность поддержки установленных регламентов и процедур процесса проектирования в части доступа к данным, их использования и модификации. При этом средства поддержки модели должны обеспечивать возможность параллельного проектирования, причем состав данных и средства поддержки должны обеспечивать управление конфигурацией изделия. Одновременно эти же средства поддержки модели должны обеспечивать также преобразование информации, получаемой из различных источников в стандартный вид.

Понятие «Электронная модель изделия» стандартизовано в ГОСТ 2.052-2006. При этом выде-

лены три уровня электронных информационных моделей [2]:

1) электронная информационная модель детали;

2) электронная информационная модель сборочной единицы;

3) электронный макет.

Проанализируем использование различных уровней модели для маркетинговых целей. Электронная информационная модель детали является основой для модели изделия в целом. Однако она несет в себе очень много избыточной информации, которая существенно увеличивает объем модели и вряд ли будет полезной при маркетинге. Вместе с тем использование упрощенных моделей деталей позволит использовать в маркетинговых целях такие «эффектные» приемы, как разнесенные сборки или «взрыв-схемы».

Электронная информационная модель сборочной единицы, используемая в маркетинговых целях, также должна быть освобождена от избыточной информации. В то же время она должна давать представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых в сборочную единицу.

В современных условиях широкого развития глобальных сетей электронная информационная модель приобретает новые функции, направленные на облегчение продвижения товара на рынок, которые можно рассматривать как маркетинговые функции. Особенно это касается технически сложных и дорогих изделий, которые нельзя отнести к товарам массового спроса, и покупатели которых обладают высокой квалификацией и знаниями в области их конструкции и эксплуатации. Примерами подобных изделий могут служить металлообрабатывающие станки, железнодорожные транспортные средства, корабли и т. д. Для покупателей подобных изделий достаточно подробная электронная информационная модель, доступная, например, в сети «Интернет», может явиться важным фактором при принятии решения о приобретении продукции данной фирмы.

Здесь возникает проблема оптимизации объема и детализации подобной модели. Естественно, «маркетинговая» информационная модель не должна содержать информацию о технологических процессах изготовления изделия, т. е. технологическая часть модели должна отсутствовать. с другой стороны, и в конструкторской части не требуется излишняя детализация модели. Однако покупатель должен иметь представление о всех особенностях конструкции и функционирования изделия. Например,

маркетинговая информационная модель корабля, естественно, должна содержать все его помещения с возможностью получения информации об установленном оборудовании и его характеристиках.

В большинстве случаев для подобной маркетинговой электронной модели достаточен уровень электронного макета [2]. Электронный макет является разновидностью электронной информационной модели и предназначен для оценки взаимодействия составных частей макетируемого изделия, или изделия в целом, с элементами производственного (эксплуатационного) окружения. Электронный макет разрабатывается на проектных стадиях и не предназначается для изготовления по нему изделий и, как правило, не содержит данных для изготовления и сборки. Особенный интерес представляют электронные макеты, выполненные на основании электронной информационной модели с использованием мультимедийных технологий, показывающих динамику перемещений и крайние положения выдвигаемых и перемещающихся частей. Точность построения электронного макета должна быть необходимой для того, чтобы определить габаритные размеры изделия, установочные, а также присоединительные размеры. Естественно, что для маркетинговых целей разработка и использование электронного макета особенно эффективны для весьма сложных и габаритных изделий, для которых полная модель слишком объемна и содержит много излишней информации.

Наличие и возможность доступа потенциальных покупателей к подобным моделям позволят также повысить престиж и укрепить конкурентные преимущества фирм-производителей. Анонсирование подобных моделей изделий, естественно, предварительно зарегистрированных как промышленные образцы, может служить также эффективным способом исследования потенциального рынка потребителей подобной продукции. Особенно удобной может быть подобная стратегия при рекламировании продукции, изготавливаемой по заказам потребителей. При этом в онлайновом режиме возможна также комплектация оборудования по желанию заказчика с иллюстрацией результата с помощью информационной модели.

Финансовые аспекты применения электронных информационных моделей для маркетинговых целей связаны, прежде всего, со стоимостью подобных моделей. При этом следует рассматривать два варианта формирования таких моделей, характеризующиеся различными затратами на их подго-

товку. В первом случае проектирование изделий осуществляется с использованием современных информационных технологий, когда электронная информационная трехмерная модель уже имеется на стадиях разработки и изготовления изделия. Тогда затраты на маркетинговую модель сводятся к затратам на упрощение имеющейся модели, или превращение ее в электронный информационный макет. Эти затраты относительно невелики, и в данном случае использование электронной информационной модели для целей маркетинга экономически обосновано.

Во втором случае разработка изделия осуществляется традиционными способами без использования современных компьютерных систем, или с использованием только двухмерного моделирования. Очень часто в подобных случаях на предприятиях вообще отсутствуют специалисты, которые обладают достаточной компетенцией, чтобы разработать трехмерную электронную информационную модель изделия, пригодную для целей маркетинга. В таких условиях приходится заказывать разработку подобной модели в сторонних организациях, что еще более увеличивает ее стоимость. Для подобных хозяйствующих субъектов применение электронных информационных моделей для маркетинговых целей может оказаться экономически не обосновано, так как затраты на ее разработку могут быть весьма существенны.

Таким образом, электронная информационная модель на современном этапе развития CALS-тех-нологий является не только основой для управления процессом производства и поддержки жизненного цикла изделия, но и мощным маркетинговым средством для исследования рынка потенциального потребления и продвижения продукции на рынки в конкурентной среде, но только в том случае, если предприятие обладает достаточными финансовыми ресурсами для разработки модели и ее использования в рекламных целях.

Литература

1. Туманов Н. А. Маркетинг и финансы: связь комплементарная (на примере оборонно-промышленного комплекса страны) //Финансы и кредит. 2004. №19 (157). — С. 25 — 36.

2. ГОСТ 2.052-2006. Электронная модель изделия. — Введ. 01.09.2006. — М. : Изд-во Стандар-тинформ, 2006. — 12 с.

3. ХорафасД. Конструкторские базы данных. — М. : Машиностроение, 1990. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.