Научная статья на тему 'Финансовое оздоровление аграрного сектора УРФО через реструктуризацию долгов сельхозтоваропроизводителей'

Финансовое оздоровление аграрного сектора УРФО через реструктуризацию долгов сельхозтоваропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Ф. А., Садыков P. P., Гармс Е. Э.

В мировой практике реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей является довольно часто применяемой мерой. В данной статье разработаны конкретные рекомендации по финансовому оздоровлению отечественных сельских товаропроизводителей на основе реструктуризации долгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычева Ф. А., Садыков P. P., Гармс Е. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL IMPROVEMENT OF AGRARIAN SECTOR OF THE URAL FEDERAL DISTRICT THROUGH RE-STRUCTURING OF DEBTS OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS

In a world practice re-structuring of debts of agricultural commodity producers is often enough applied measure. In given clause concrete recommendations on financial improvement of domestic rural commodity producers on the basis of re-structuring debts are developed.

Текст научной работы на тему «Финансовое оздоровление аграрного сектора УРФО через реструктуризацию долгов сельхозтоваропроизводителей»

Экономика

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА УРФО ЧЕРЕЗ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ДОЛГОВ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Ф.А. СЫЧЕВА (фото),

кандидат экономических наук, профессор Уральская ГСХА P.P. САДЫКОВ (фото),

кандидат экономических наук, Аппарат полномочного представителя Президента РФ по Уральскому федеральному округу Е.Э. ГАРМС,

аспирант, Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург

Ключевые слова: финансовое оздоровление, Уральский федеральный округ, аграрный сектор экономики, реструктуризация долгов сельских товаропроизводителей.

Принимаемые в последние годы меры по поддержке агропромышленного комплекса, такие, как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентной кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села, позволили стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве. Но преобразования в аграрной сфере обособлены от преобразований в иных сферах экономики. Самобытность аграрной экономики обычно объясняется ее невысокой конкурентоспособностью, инерционностью, сезонным и многоотраслевым характером производства, низкой инвестиционной привлекательностью, высоким уровнем ручного физического труда, системной безработицей, неразвитостью инфраструктуры, влиянием природно-климатических условий.

В настоящее время многие проблемы развития аграрного сектора решаются и регулируются российским законодательством недостаточно. Правовая неурегулированность в агропромышленном секторе становится фактором несправедливой конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции.

Отсутствие в Конституции РФ упоминания об аграрном законодательстве свидетельствует о его сложном составном комплексном характере, опирающемся на гражданские, административные, финансовые, экологические и иные требования, установление которых относится как к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, так и к собственному ведению субъектов РФ.

Принятие в 2002 году Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», подавало надежды на грядущее оздоровление агропромышленного комплекса с помощью финансово-правовых мер.

Однако положение остается край-

не сложным: невысокой остается рентабельность производства, медленно сокращается задолженность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы на селе остается самым низким по сравнению со всеми другими отраслями, по прежнему высока доля импортного продовольствия, медленно растут инвестиции в сельское хозяйство.

Но при этом неплатежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей ведет к прекращению их функционирования, через институт банкротства, что, в свою очередь, сокращает потенциальные налоговые поступления. Для обеспечения выплат по просроченным долгам и был принят вышеупомянутый ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002г. (в ред. от 29.06.2004). Данный Закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур реструктуризации.

В мировой практике реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей является довольно часто применяемой мерой. Настоящий законопроект не вводит нового механизма реструктуризации (в сравнении с существующим законодательством по реструктуризации задолженности Постановление от 3 сентября 1999 г №1002 о порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом), а направлен на корректировку уже действующего законодательства на основе опыта его применения в течение последних лет.

Реструктуризация долгов предусматривает как полное списание сумм

пеней и штрафов, так и предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.

Количество сельхозтоваропроиз--водителей, подавших заявление на реструктуризацию долгов, по УрФО составило 614, общая сумма задолженности которых составляет 6,616 млн руб., из них 342 находятся в программе финансового оздоровления. Сумма реструктуризированной задолженности по организациям, подписавшим соглашение на реструктуризации долгов, составила более 1500 млн. руб., в том числе пени и штрафы по налогам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды - около 400 млн рублей. При этом списано, в соответствие с указом Президента РФ №784 от 16.07.03 г., 2,5 млн руб. пеней и штрафов, что составило 37% суммы задолженностей, на которую заключены соглашения.

В целом, по Уральскому федеральному округу из 7306 сельхозтоваропроизводителей 401 имеют задолженность, подлежащую реструктуризации (общей суммой более 5 млн рублей), но не могут быть включены в программу финансового оздоровления из-за несоответствия ее требованиям. Из них 165 (или 42% от общей суммы задолженности) по причине возбуждения против них дел о банкротстве и 132 по причине неуплаты текущих платежей по налогам (53% от общей суммы задолженности).

По экспертным оценкам, в соответствии с Законом реструктуризировать задолженность могут около 40 процентов сельскохозяйственных организаций. Более 11 процентов организаций имеют устойчивое финансовое состояние и практически не нуждаются в проведении реструктуризации. Оставшаяся часть, около 49 процентов организаций, не может реструктуризировать задолженность на основе указанного Закона по причине неуплаты текущих платежей и невыполнения условий реструктуризации. Только из-за невыполнения условий реструктуриза-

Financial improvement, the Ural federal district, agrarian sector of economy, restructuring of debts of rural commodity producers.

Таблица

Параметры реализации ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 г. по Уральскому Федеральному округу на 01.01.2008 г

Субъект РФ Количе- ство* Сумма задолженности, на которую заключены соглашения Сумма погашенной задолженности Сумма списанных пеней и штрафов Расторгнуто соглашение о реструктуризации долгов в связи с невыполнением условий реструктуризации

всего в т.ч. по налогам и сборам, страховым взносам в гос. внебюджетные фонды основ- ной долг плата за предоставленную отсрочку всего

основной долг пени и штрафы количес- тво сумма

Свердлов- ская область 114 1072376 309772 576345 6813 2295 308408 25 204128

Челябин- ская область 137 3162811 946828 1558373 43252 0 1119821 105 1587968

Курганская область 246 1466777 372985 744658 0 0 602105 0 0

Тюменская область 117 913954 205493 50772 0 1837 426500 55 248649

ИТОГО 614 6615918 1835078 2930148 50065 4132 2456834 185 2040745

ции по УрФО приостановлено право на нее у 185 организаций (на сумму более 2 млрд рублей).

Реализация программы финансового оздоровления выявила ряд проблем, которые требуют в первую очередь законодательного решения. Главный недостаток действующего закона о финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей - концентрация внимания на «ликвидации симптоматики, а не лечению причин болезни» финансовой неустойчивости предприятий этой отрасли.

К факторам, сдерживающим ход реализации данного закона и достижения поставленной цели - улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей -можно отнести следующие:

1) включение дополнительных требований к участнику (кроме обязательных прописанных в законе: соответствие документов, представленных должником, перечню документов, прилагаемых к заявлению должника о включении в состав участников программы; в отношении должника арбитражным судом не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве); не нарушен установленный уставом должника порядок принятия решения о подаче заявления о включении его в состав участников программы (для юридических лиц); план улучшения финансового состояния должника содержит перечень мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера, выполнение которых позволит улучшить показатели его финансового состояния; уплата должником текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в полном объеме в течение одного месяца до момента принятия межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей решения о предоставлении права на участие в программе);

2) крайне медленно проводится работа по заключению соглашений по реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно с субъектами естественных монополий РАО «ЕЭС» и ОАО «Газпром», в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Российской Федерации. С вышеназванными акционерными обществами заключено соглашений на реструктуризацию задолженности только на сумму около 1,5 млрд рублей. Решения по участию в программе финансового оздоровления региональных структур названных субъектов естественных монополий носят рекомендательный характер и не дают им права на подписание соглашений на условиях, определенных в нормативных правовых актах;

3) не выполнение в ряде регионов Российской Федерации рекомендации Правительства Российской Федерации по включению в состав комиссий организаций, заинтересованных в реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, на условиях применительно к реструктуризации долгов по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Все вышеназванные процессы ставят под угрозу восстановление платежеспособности должников, ведут к их банкротству и делают напрасными все усилия и работу как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и хозяйствующих субъектов в реализации государственной политики восстановления российского села.

Затягивание процедуры финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей приводит к тому, что многие хозяйства не могут использовать кредитные ресурсы, наращивать производство, создавать новые рабочие места, пополнять бюджеты регионов, рассчитываться с кредиторами и попадают под процедуру банкротства. При этом, как правило,

Экономика

эта «процедура» не приводит к их финансовому оздоровлению, а ведет к ликвидации сельскохозяйственного производства, лишает работы тысячи сельских жителей. Эти хозяйства продаются по бросовым ценам и, как следствие, прежде всего бесхозной остается вся социальная сфера.

Столкнувшись с проблемами в реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», изначально были предложены следующие основные изменения:

1. Корректировка принципа однократного участия в программе - если при завершении участия в программе финансового оздоровления сумма фактически реструктурированной задолженности менее 60% кредиторской задолженности должника, то он имеет право на повторную реструктуризацию задолженности. Равно так же как и при условии, что после первой реструктуризации задолженности сельскохозяйственный товаропроизводитель пострадал в результате чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий или в результате последствий ликвидации очагов особо опасных болезней животных и птиц, что явилось причиной снижения объема производства на 15 % и более.

2. Ужесточение участия акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, не менее 15% акций которых принадлежит государству, в работе федеральной и территориальных комиссий.

3. Исключение возможности субъектов Российской Федерации и органов самоуправления дополнять перечень требований к участнику программы.

4. Исключение возможности «требовать от должника предварительного выполнения каких-либо условий о погашении задолженности по текущим платежам в бюджеты всех уровней или погашения просроченной задолженности».

5. Исключение одного из требований к участнику программы «в отношении должника в арбитражном суде возбуждено дело о банкротстве».

6. Упразднение единогласного принятия решений на заседании территориальных комиссий.

7. Снижение размера платы за отсроченную (рассроченную) задолженность на 0,2%.

Данные поправки были представлены в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», они направлены на упрощение процедуры включения в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, возврат их в сферу активного производства и восстановление их нормального функционирования и осуществлять налоговые платежи. Из

перечисленных выше предложений в ходе рассмотрения законопроекта уже исключены пункты 2, 3, 5.

Кроме того, существуют и другие предложения, например:

1. Единовременно списать задолженности по пеням и штрафам перед ФНС РФ по всем видам налоговых платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды, особенно по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

2. Исключить негативное влияние фактора сезонности на ход реализации программы: увеличить срок, в течение которого право реструктуризации задолженности приостанавливается, но не прекращается (90 дней либо до 1 декабря текущего календарного года, в том случае, если 90-дневный срок истекает ранее этой даты).

3. Поощрить сельхозпроизводителей, исправно исполняющих все усло-

вия соглашения в течение двух лет путём списания 50% общего объема реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам.

4. Стимулировать крупных кредиторов сельскохозяйственных организаций - естественные монополии, которые в настоящее время не заинтересованы в подписании соглашения о реструктуризации долгов сельскохозяйственного товаропроизводителя, путем снижения налоговой базы по налогу на прибыль организаций компаниям в определенной пропорции к сумме и на срок этой реструктуризации.

Все указанные выше предложения позволили бы значительно улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, они направлены не только на совершенствование процедуры реструктуризации, что в итоге позволит остаться в программе финансового оздоровления 6-7 тысячам сельскохозяйственных то-

Экономика

варопроизводителей по всей России, которые в противном случае стали бы банкротами. В итоге должны привести к снижению вероятности дальнейшего накопления невозвратных долгов сельскохозяйственными производителями, а это означает повышение устойчивости результатов программы финансового оздоровления, начатой в 2003 году. Это дает определенную гарантию того, что в среднесрочной перспективе перед государством не станет задача еще одной кампании по реструктуризации задолженности, что не только снижает нагрузку на бюджет, но и содействует укреплению финансовой дисциплины в аграрном секторе.

Учитывая, что законопроект решает только часть проблем финансового оздоровления сельского хозяйства, его эффективность зависит от реализации всего комплекса мер аграрной политики в стране - государственной программы развития в целом.

Литература

1. Федеральный закон о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей № 83-ФЗ от 9 июля 2002 года (вред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).

2. Постановление от 30 января 2003 года № 52 о реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2003 № 535 от 02.10.2003 № 611).

3. Постановление от 3 сентября 1999 г. № 1002 о порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а так же задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

4. Проект № 184714-4 в первом чтении Федеральный закон о внесении дополнений и изменений в федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

5. Проект № 184714-4 во втором чтении Федеральный закон о внесении дополнений и изменений в федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

6. Проект № 184714-4 в третьем чтении Федеральный закон о внесении дополнений и изменений в федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

7. http://www.mcx.ru. 01.02.08 г.

ФАКТОРЫ НЕУСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

A.A. АСКАРОВ,

кандидат экономических наук, доцент,

Башкирский ГАУ, г. Уфа

Ключевые слова: факторы устойчивости, сельскохозяйственное производство, социальная сфера села, государственная поддержка.

В работах, посвященных развитию мирового сообщества, приводятся бесчисленные свидетельства, показатели и признаки неустойчивости во всем мире. Напротив, примеров положительного свойства встречается очень редко. К тому же эти немногочисленные положительные решения носят локальный характер, то есть, направлены на ликвидацию условий возникновения неустойчивости в узких границах отдельных государств и реализуются, в лучшем случае, без учета последствий для других госу-

дарств. В большинстве же случаях направленность принимаемых решений не вызывает никаких сомнений: «богатые» и «сильные» страны Запада и в дальнейшем намерены строить свое благополучие за счет «бедных» и «слабых» стран. Как не прискорбно это сознавать, в числе последних, вне всякого сомнения, они хотели бы видеть и Россию, которая в этом историческом отрезке времени именно по их «воле» (господствующих в мире сил) оказалась на грани социальной, демографической, экологической и прочих

S. h

видов катастроф.

В крайне неустойчивом экономическом положении находится наше сельское хозяйство, где происходящие в последние годы и накапливающиеся изменения условий (систематическое сокращение по разным причинам посевных площадей и поголовья скота, катастрофическое истощение плодородия почв, вымирание сельского населения, доведенного до нищеты) могут рано или поздно привести к скачкообразному от-

Factors of stability, agricultural production, social sphere has sat down, the state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.