Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение здравоохранения республики Саха (Якутия)'

Финансовое обеспечение здравоохранения республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Р. В.

В статье раскрыты особенности финансового обеспечения отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия). Подробно представлены данные по исполнению бюджета отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия). Производится оценка расходов на отрасль здравоохранения Якутии в ценах 1991 и 1992 гг. посредством использования в расчетах среднегодового индекса потребительских цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL PROVISION OF PUBLIC HEALTH SERVICES OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

The features of financial provision of public health services in the Republic Sakha (Yakutia) are presented in the article. The data on outturn of the budget of public health services in Republic Sakha (Yakutia) are submitted in detail. The estimation of all spendings on public health services in Yakutia in the prices of 1991 and 1992 yrs by means of calculations of a mid-annual index of consumer prices is made.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение здравоохранения республики Саха (Якутия)»

3. Дифференциальная диагностика и лечение внут- болезни/Под ред. Е.Л. Насонова, М.И. Балаболкина. М. ренних болезней: Рук-во для врачей / Под ред. Ф.И. Медицина, 2003. 310 с. Комарова. Т.4. Ревматические болезни. Эндокринные

□□□

УДК 614 : 338.46 Р.В. Александров

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Всероссийская государственная начоговая акаде мия Министерства финансов РФ, г. Москва

Под источниками финансирования здравоохранения нонимают совокупные финансовые ресурсы, необходимые для покрытия расходов, предназначенных на функционирование отрасли здравоохранения. Источники финансирования, в свою очередь, ранжированы в зависимости от своего происхождения: бюджетные поступления, средства ОМС, личные средства граждан. С одной стороны, бюджетный источник ассоциирован со всей системой государственных финансов, что обеспечивает его высокую надежность, а с другой стороны, бюджет любого уровня имеет множество направлений расходования средств. В результате этого благополучие здравоохранения в бюджетной системе зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от государственных приоритетов финансирования [3]. Страховые платежи имеют целевой характер, что обеспечивает гарантированное направление собранных средств на финансирование здравоохранения.

Они более скудные, чем те, которые могут обеспечиваться за счет бюджетов. Частные средства как источник финансирования здравоохранения напрямую связаны с экономическими традициями и уровнем развития государства.

Материалы и методы

Материалами исследования являются статистические данные Министерства здравоохранения и Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия). Методология исследования заключается в использовании концептуального наследия отечественных и зарубежных ученых в области здравоохранения, методов вертикального и сравнительного анализа.

Результаты и обсуждение

Структурафинансовых источников отрасли здравоохранения Якутии является типичной, как и в большинстве

Резюме

В статье раскрыты особенности финансового обеспечения отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия). Подробно представлены данные по исполнению бюджета отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия). Производится оценка расходов на отрасль здравоохранения Якутии в ценах 1991 и 1992 гг. посредством использования в расчетах среднегодового индекса потребительских цен.

R.V. Aleksandrov

FINANCIAL PROVISION OF PUBLIC HEALTH SERVICES OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

The All-Russia Stale tax academy of Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow

Summary

The features of financial provision of public health services in the Republic Sakha (Yakutia) are presented in the article. The data on outturn of the budget of public health services in Republic Sakha (Yakutia) are submitted in detail. The estimation of all spendings on public health services in Yakutia in the prices of 1991 and 1992 yrs by means of calculations of a mid-annual index of consumer prices is made.

регионов Российской Федерации, основные финансовые вливания поступают из средств бюджета (табл. 1.)

Данные представленной таблицы свидетельствуют как о числе финансовых источников, так и об их доле в общем объеме финансирования. Доля общей суммы бюджетных средств, начиная с 1997 г., снижается, что также является характерным и для всего российского здравоохранения.

Структура финансовых источников отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия), тыс. руб.

Источник финансирования 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Бюджетные средства, всего 1108467000,0 1003397,1 1761200,0 2394643,4 3254776,0 3388075.9 3373090,7 3655475,2 4215957,8 3938260,0

Средства ОМС, всего 415464700 442 386,80 750141,10 1120700,20 1363891 1869539 2568578,70 2867333,60 3348207,1 3515799,0

Итого расходы государства 1523931700,0 1445783,9 2511341,10 3515343,60 4618667,0 5257614,9 5941669,40 6522808,8 7564164,9 7454059,0

Средства населения на оплату мед помоши 20755500,0 21607,3 39607,3 56193,9 83714.0 114357,4 156285,3 206298,5 253675,9 278900,0

Прочие (АЛРОСА) - 91400,0 67 200,0 298000,0 266120,0 14121,2

Итого расходы за счет всех источников 1544687200,0 1558791,2 2618148,4 3869537,5 4968501,0 5386 093,5 6097954,7 6729107,3 7817840,8 7732959,0

Доля в общих расходах на здравоохр - бюджетных средств 71,76 64,37 67,27 61,88 65,51 62,90 55,32 54,32 53,93 50,93

- средств ОМС 26,90 28,38 28,65 28,96 27,45 34,71 42,12 42,61 42,83 45,47

- средств населения 1.34 1.39 1,51 1,45 1,68 2,12 2,56 3,07 3,24 3,61

Доля прочих средс тв 5,86 2,57 7,70 5,36 0,26

В 1997 г. доля бюджетных средств составила 71,76%, в 1998 г. — 64,37%, в 1999 г. — 67,27%, в 2000 г. — 61,88%, в 2001 г. — 65,51%, в 2002 г. — 62,9%. в 2003 г. — 55,32%, в 2004 г. — 54,32%, в 2005 г. — 53,93%, в 2006 г. — 50,93%.

Доля средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг в рамках базовой программы ОМС увеличивается из года в год, но при этом средства обязательного медицинского страхования преодолели 30%-ный барьер своего участия в финансировании отрасли лишь в 2002 г., что привело к снижению уровня бюджетных средств. Доля средств ОМС достигла в 2006 г. почти 46%. Доля средств населения в общей сумме расходов на здравоохранение достаточно мала, но следует отметить устойчивую тенденцию роста— 1,34-3.5%. Исходя из структуры финансовых источников региональной системы здравоохранения, можно сделать вывод, что в республике финансовое обеспечение отрасли пре-

имущественно бюджетное, при том, что темпы прироста доли средств ОМС, начиная с 2003 г., приостановились, что подтверждает тот факт, что половина всей коечной сети здравоохранения республики финансируется за счет бюджетных средств, и распределение средств осуществляется в соответствии с количеством коек.

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению доли расходов средств республиканского бюджета в общем бюджете здравоохранения при одновременном уменьшении доли муниципального (улусного) бюджета (табл. 2). До 2001 г. росли расходы, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а в 2002 г. этот источник резко уменьшился. Причиной столь резкого уменьшения этого источника является сокращение количества федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета (136 — в 2001 г. и 47 — в 2002 г.). Доля поступлений из федерального бюджета с 2002 по 2005 г.— 0,92-1,07%. Сумма незначительная

Таблица 2

Исполнение бюджета отрасли «Здравоохранение», тыс.руб.

Источники финансирования 2002 2003 2004 2005 2006 (план)

Федеральный бюджет 31 023,60 35 779,50 27 042,80 41 335,50

Бюджет здравоохр. РС(Я) (без ведомственных учреждений), в том числе: 3 358 052,30 3337311,20 3 587 692,00 4138291,80 3 938 260,00

- республиканский 1 357 502,20 1 506 397,20 1 672 805,70 2 029 747

- муниципальный (улусный) 2000550.10 1 830914,00 1 915340,00 2 108544,80

- ТФОМС 1 868 539,00 2 459 248,60 2827681,80 3186155,10 3515798,9

Платные услуги ¡14357,40 156285,30 206 298,50 253 675,90

Фонд АЛРОСА 14121,20

Итого по всем источникам* 5 386 093,50 5988 624,60 6648715,10 7619458,30 7454 058,90

Расходы на 1 жителя республики без учета затрат на поддержание системы здравоохр., руб. 5470,89 6097.77 7006,02 8022,20 7900

Доля федерального бюджета в бюджете здравоохр., РС(Я) 0,92 1.07 0,75 1,00

Доля республиканского бюджета в бюджете здравоохр. РС(Я) 40.43 45,14 46,63 49,05

Доля муниципального (ученого) бюджета в бюджете здравоохр РС(Я) 59,57 54,86 53,39 50,95

Уровень расходов на отрасль здравоохранения Республики Саха (Якутия) относительно 1991 н 1992 гг.

Показатель Год

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Расходы из всех источников в текущих ценах, млн руб. 456,31 9254,9 67832,2 304105,0 746523,3 1193903,3 1544687,2 1558791,2 2618148,4 3869537,5 4968501 5487390,2 6097954.7 6688366,9 7781510,3

Индекс потребительских цен к предыдущему году, % 193,2 1877,2 911,9 596,2 237,8 154,3 112 113,3 164,8 122,2 116 113,48 112 110.3 111,9

Индекс потребительских цен к 1991 г,% 100 1877,2 17118,2 102058,6 242695,4 374479.0 419416,5 475198,9 783127.8 956982,2 1110099.3 1259740,7 1410909,6 1556233,3 1741425,1

Индекс потребительских цен к 1992 г.,% - 100 911,9 5436,7 12928,6 19948,8 22342.7 25314,2 41717,9 50979,2 59135,9 67107,4 75160,3 82901,8 92767,2

Расходы из всех источников в ценах 1991 г. 456,31 493,02 396,26 297,97 307,60 318,82 36829 328,03 334,32 404,35 447,57 435,60 432,20 429,78 446,85

Расходы из всех источников в ценах 1992 г. 9254,90 7438,56 5593, 51 5774,21 5984,84 6913,62 615776 6275,84 7590,42 8401,83 8177,02 8113,26 8067,81 8388,22

Реальный уровень расходов, % -отуровня 1991 г. (1991 г — 100%) 100 108,0 86,8 65,3 67,4 69,9 80,7 71,9 73,3 88,6 98,1 95,5 94,7 94,2 97,9

- от уровня 1992 г. (1992 г. — 100%) 100 80,4 60,4 62,4 64,7 74,7 66,5 67,8 82,0 90.8 88,4 87,7 87,2 90,6

Сравнительный анализ уровня расходов на отрасль здравоохранения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в ценах 1991 г.

Показатель Год Итого за год

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Реальный уровень расходов из всех источников, % - Россия от уровня 1991 г. (1991 1 — 100%) 100,0 81,0 107,8 97,0 72,5 71,0 81,0 68,0 68,3 70,8 74,0 83,5 80,0 - 94.0 -

- Якутия от уровня 1991 г (1991 г — 100%) 100.0 108 86,8 65,3 67,4 69,9 80.7 71,9 73,3 88,6 98,1 93.7 94.7 94,2 97,9 -

Доля расходов Якутии в расходах РФ, % 1,3 1,9 1,1 1,2 1,3 1,5 1,4 1,5 1,5 1,5 1,6 1,2 1,2 - - 1,412

Численность населения на начало года, млн чел. - Россия 148,543 148,704 148,673 148,366 148,46 147,976 147,502 147,105 146,693 146,89 146,304 145,649 144,964 144,168 143,474 146,898

- Якутия 1,1097 1,09 1,0721 1,0509 1,0287 1,0152 1,0025 0,486 0,989 0,988 0,986 0,9829 0,9821 0,949 0,94% 1,003

Доля населения Якутии в РФ, % 0,747 0,733 0,721 0,708 0,693 0,686 0,680 0,670 0,674 0,673 0,674 0,675 0,677 0,658 0,662 0,682

Расходы из всех источников на 1 жителя республики, руб 63270,40388 289375,7731 725695,8297 1176027,679 1507011,902 1580,924138 2647,268352 3916,535931 5039,047667 5470,89 6097,77 7006,02 8022

Расходы из всех источников на 1 жителя РФ, руб. 43533,8 165484,1 388374 522294,1 729481,6 721,9 1172,51 1727.1 2133,3 3021,6 3611,9 4520,4

Превышение расходов на 1 жителя республики над значением по РФ, % ф 145,3 174,8 186,8 225,2 206,6 218,98 225,7 226,7 236,2 181,05 168,82 154,98

Примечание * — 100% расходы ни здравоохранение из всех источников на 1 жителя в РФ

и существенного влияния на финансирование отрасли не оказывает.

Из оценки расходов на здравоохранение Якутии в ценах 1991 и 1992 гг. (табл. 3) следует, что расходы на здравоохранение Якутии в реальном выражении уменьшились в 2003 г. по сравнению с 1991 г. на 5,3% (в 2005 г. — на 2%), тогда как в целом по Российской Федерации наблюдается снижение относительно 1991 г. на20%в2003 г.,на 6%—в 2005 г. (табл. 4).

Сопоставляя уровень расходов республики на здравоохранение в 2005 г. с уровнем 1992 г. — базового «последнего дореформенного» года, мы видим похожую картину: по республике затраты на отрасль в 2005 г. снизились на 9,4%.

Динамика вложений средств в здравоохранение Республики Саха отличается от уровня средних российских показателей: расходы на отрасль 1992 г. были выше расходов 1991 г. на 8%, а в Российской Федерации — ниже на 19%.

Таким образом, реальный уровень расходов на здравоохранение из всех источников в РФ в ценах 1991 г. имеет следующую динамику: наблюдается снижение реального уровня расходов вплоть до 2003 г., но в 2005 г. отмечается рост реальных расходов на здравоохранение в ценах 1991 г. В Якутии наблюдалось снижение реальных расходов на здравоохранение в ценах 1991 г. до 2000 г., а в последние годы отмечается положительная динамика. Также отмечаются значительные колебания расходов на здравоохранение в Якутии относительно 1992 г. — реальный уровень расходов в 2005 г. относительно 1992 г. составил около 90,6% т.е. снизился на 9,4%.

Для получения более полной картины о реальных расходах на здравоохранение необходимо произвести сравнительный анализ совокупных расходов на здравоохранение в течение 1991-2005 гг. в ценах 1991 г. (табл. 4) [1]. При определении уровня финансовых расходов в отрасли в среднем в год в течение исследуемого периода оказалось, что снижение в России превысило средний уровень по Якутии. Так, по Российской Федерации в течение 1991-2005 гг. финансирование в отрасль составило 80,5% от уровня 1991 г., а по Якутии — 83,2%.

Доля расходов на здравоохранение в республике составляла в течение исследуемого периода от 1,1 до 1,9% от всех расходов на здравоохранение Российской Федерации. При сопоставлении расходов на здравоохранение из всех источников на одного жителя в РФ и в Республике Саха (Якутия) выясняется, что уровень расходов на отрасль превышал среднероссийский в течение 1993-2005 гг. в среднем на 96%, что вполне объяснимо уровнем цен в Якутии и наличием в структуре заработной платы таких дополнительных выплат, как районный коэффициент и северные надбавки.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции, выявленные по результатам проведенного анализа,

необходимо отметить следующее: финансовые средства в здравоохранение поступали крайне неравномерно как в среднем по России, так и в Якутии. Так, недофинансирование в отдельные годы частично компенсировалось в последующие годы. Сохранение кредиторской задолженности из года в год является свидетельством крайне тяжелого финансового положения лечебно-профилактических учреждений республики.

В течение 1995-1998 гг. уровень кредиторской задолженности составлял около 26-37% от общей суммы полученного финансирования из средств бюджета республики, в 1999-2002 гг. — 9-13%. По состоянию на 1.01.2006 г., уровень кредиторской задолженности по материальным статьям затрат составил 8,6%, в абсолютном выражении это 288,1 млн рублей. При этом основной объем долга перед поставщиками тех ресурсов, которые обеспечивают саму возможность оказания медицинской помощи, в первую очередь медикаментов, питания, коммунальных услуг. Отказ от данных ресурсов невозможен даже при отсутствии финансовых средств, и лечебно-профилактические учреждения вынуждены брать их в долг.

Выводы

1. Среди источников финансовых поступлений отрасли здравоохранения на первом месте стоит бюджет (муниципальный (улусный), республиканский и федеральный) — около 54%, на втором месте — средства ОМС (-43%), остальные источники финансирования составляют незначительную долю. При этом доля бюджетного источника в общем объеме средств, расходуемых на здравоохранение, имеет устойчивую тенденцию к снижению (за период 1997-2006 гг. почти на 20%). Бюджетное финансирование в абсолютном выражении стабильно увеличивается, только за период 1998-2006 гг. расходы выросли в 8 раз.

2. Уровень расходов на здравоохранение из всех источников в ценах 1991 г. в течение 1991-2005 гг. оказался выше уровня финансирования в среднем по России наЗ%. Финансирование в 2005 г. сохранилось на уровне, близком к таковому в 1991 г. В течение этого периода расходы на душу населения в Якутии превышали этот показатель по России на 96%.

Литература

1. Акчурин P.C., Улумбекова Г.Э. // Недофинансированное здравоохранение — удел слаборазвитого государства. Финансирование здравоохранения в России должно быть увеличено до 6% ВВП. http: // etnocid. netda.ru/analitika/akchurin.htm# 1

2. Здравоохранение в России. М.: Росстат, 2006. 390 с.

3. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы. М.: Изд-во «Юрайт», 2000. 520 с.

4. Женщины и мужчины России. М.: Росстат, 2004. 219 с.

□□□

УДК 615.12 : [338.242 + 339.18] Г.А. Федоренко, П.А. Осипов

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Успех современной организации предполагает наличие стратегии развития предприятия, соответствующей философии и миссии организации. Выработка стратегии позволяет четко сформулировать цели, обеспечить эффективное использование ресурсов, в том числе информационных, и добиться конкурентного преимущества в условиях фармацевтического рынка.

Информация на современном этапе развития стала играть решающую роль при организации управления. Ключевыми факторами успеха любой фармацевтической организации становятся:

1) способность получать необходимую внутреннюю и внешнюю информацию;

2) наличие в организации эффективных аналитических процедур по преобразованию данных в полезную информацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) наличие способов распространения этой информации по подразделениям;

4) наличие методов использования информации в процессе принятия решений [1].

Материалы и методы

Объектами исследования явились 113 фармацевтических организаций Дальневосточного федерального округа. Был осуществлен анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности, проведены социологические исследования по вопросам использования информационных ресурсов аптечными учреждениями. При сборе и обработке данных использованы следующиеметоды: социологических исследований, непосредственного наблюдения, сравнения, логического и статистического анализа. Исследованиями охвачен период 1997-2006 гг.

Результаты и обсуждение

Исследования, проведенные на базе аптечных учреждений Дальневосточного региона, показали, что работа с информационными потоками занимает все больший удельный вес в трудовой деятельности работников аптечных учреждений, в то же время предприятия не имеют четкой стратегии развития информационных ресурсов. Отсутствие стратегии информатизации приводит к формированию разрозненных информационных потоков, не структурированных и не систематизированных в интересах организации. Практически все руководители (93%) испытывают потребность в дальнейшем совершенствовании работы своих предприятий. Большую заинтересованность руководители (100%) аптечных учреждений проявляют к информационной логистике, без внедрения и развития которой предприятие проиграет в конкурентной борьбе по вопросам оперативности получения и обработки информации.

Отмечая острую заинтересованность (отметили 100% руководителей) в получении всесторонней информации о

Резюме

Информация в современных условиях развития экономики стала концептуальным ресурсом развития для большинства хозяйствующих субъектов. В то же время в большинстве фармацевтических организаций развитие информационных ресурсов происходит бессистемно, в отрыве от миссии и стратегии организации. Постоянное увеличение объемов информационных потоков и снижение удельного веса полезной информации затрудняет принятие управленческих решений и требует внедрения внутрифирменных стандартов отбора, анализа, распространения и использования информации, адекватных современному уровню развития организации и конкурентной среды.

G.A. Fedorenko, Р.А. Osipov

ASSESSMENT OF MANAGERIAL PERFORMANCE INFORMATION RESOURCES IN PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

Information under current conditions of economic development has become a conceptual resource for the development of many companies and institutions. At the same time in the majority of pharmaceutical organizations the development of information resources occurs unsystematically without being linked to either the mission or the organization strategy. The continuous increase of information flow and decrease of the useful information amount makes it difficult to implement managerial decisions and requires implementation of internal standards of selection, analysis, distribution and usage of information adequate to the up today level of organization development in the environment with strong competition.

хозяйственных процессах, протекающих в аптечных учреждениях, руководители, в то же время, часто не видят четких механизмов решения такой задачи (76% опрошенных) в условиях ограниченности ресурсов. Исследования показали, что 60% аптечных учреждений имеют ПК и только 7% развернули у себя информационные сети. В то же время КПД использования вычислительной техники остается достаточно низким в силу ограниченного доступа к ПК и неподготовленности кадров, поэтому 72% респондентов недовольны информационным обеспечением хозяйственных процессов.

Одним из основных факторов, тормозящих развитие, руководители фармацевтических организаций (64%) называют огромный разрыв между информационными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.