Научная статья на тему 'Финансово-кредитное воздействие на развитие АПК в условиях ВТО'

Финансово-кредитное воздействие на развитие АПК в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АПК / ВТО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БАНКИ / КРЕДИТ / КРЕДИТОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / AIC / WTO / STATE FINANCING / BANKS / CREDIT ACTIVITIES / SUBSIDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликов Ю. И.

Рассматриваются вопросы усиления роли финансово-кредитного воздействия на развитие АПК. Показаны проблемы функционирования АПК в условиях ВТО, пути их решения на основе минимизации риска, максимального использования потенциальных возможностей, заложенных в механизме и правилах ВТО, применения финансовых и кредитных (в том числе не традиционных) отходов и мер стимулирования развития АПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial and credit impact on the development of AIC in WTO

The issues of intensifications of the role of financial and credit impact on the development of AIC. The following problems are pointed out: the functioning of AIC in the conditions of WTO, the ways of its solution based on the minimization of risks, maximal use of opportunities in the work and rules of WTO, the application of financial and credit (including non-traditional) approaches and application of different measures to stimulate the development of the AIC.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитное воздействие на развитие АПК в условиях ВТО»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

160 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ АПК В УСЛОВИЯХ ВТО

МЕЛИКОВ Ю.И.,

кандидат экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы усиления роли финансово-кредитного воздействия на развитие АПК. Показаны проблемы функционирования АПК в условиях ВТО, пути их решения на основе минимизации риска, максимального использования потенциальных возможностей, заложенных в механизме и правилах ВТО, применения финансовых и кредитных (в том числе не традиционных) отходов и мер стимулирования развития АПК РФ.

Ключевые слова: АПК; ВТО; государственное финансирование; банки; кредит; кредитование; субсидирование.

FINANCIAL AND CREDIT IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF AIC IN WTO

MELIKOV Y.I.,

Ph.D., professor, RSEU, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

The issues of intensifications of the role of financial and credit impact on the development of AIC. The following problems are pointed out: the functioning of AIC in the conditions of WTO, the ways of its solution based on the minimization of risks, maximal use of opportunities in the work and rules of WTO, the application of financial and credit (including non-traditional) approaches and application of different measures to stimulate the development of the AIC.

Keywords: AIC; WTO; state financing; banks; credit activities; subsidization.

JEL classification: F01, Q14, Q17, Q18.

Аграрный сектор как сырьевой фундамент АПК является важным элементом продовольственного рынка РФ, обладает потенциальными конкурентными преимуществами на мировых рынках. РФ является мировой кладовой полезных ископаемых, обладает 11% пахотной земли, крупными запасами пресной воды, энергоресурсов, квалифицированной рабочей силы.

Отставание РФ от зарубежных стран в разработке и внедрении ГМО в производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия создает дополнительные конкурентные преимущества отечественного АПК.

Вместе с тем, в настоящее время в РФ около 40 млн га не обрабатываются, а свыше 30 млн чел. трудоспособного населения официально не заняты на производстве. В этих условиях резко возрастает роль и значение кредита в ускоренном развитие АПК за счет вовлечения в процесс производства всех не использованных факторов: природных средств производства (в том числе земли), рабочей силы, основных и оборотных фондов, денежного капитала (Меликов, 2005).

Экономика РФ оказалась не подготовленной вступлению в ВТО, хотя переговоры об этом веселись с 1994 г. Ученые и практики активно осуждают неблагоприятные условия вступления РФ в ВТО. Позиции и аргументы зарубеж-

© Ю.И. Меликов, 2013

ных и отечественных сторонников и противников вступления России в ВТО, возникающие в связи с этим отраслевые и микроэкономические риски обстоятельно изложены в научных трудах российских экономистов (Белокрылова, 2012; Крылатых, 2012; Белокрылова, Белокрылов, 2012).

Продуктивный подход к рассматриваемой проблеме предполагает:

1) исходить из факта, что РФ уже является членом ВТО;

2) осуществление разработке и применении возможных мер по минимизации риска функционирования экономики РФ в рамках условий и требований ВТО;

3) максимальное использование потенциальных возможностей ,заложенных в механизме и правилах ВТО;

4) использование нетрадиционных подходов и мер, связанных со специфическими условиями развития экономики РФ, экономической политики в отношении отдельных отраслей населения.

При этом следует четко представлять, что ВТО играет роль инструмента мягкого скрытия национальных рынков и выражает экономические интересы иностранных производителей-монополистов, а следовательно иностранных государств. Что касается АПК, то США и западная Европа на протяжении не одного десятка лет добивались полного самообеспечения своего населения продовольствием. Их политика государственной кредитной поддержки товаропроизводителей была направлена на рост объемов производства основных видов с\х продукции. После обретения производственной независимости к середине 1980-х гг. крен в государственную финасово-кредитную поддержку был изменен и направлен на ограничения объемов производства, усиление поддержки экспорта, развитие инфраструктуры, сельского туризма, а также сельскохозяйственного производства сложных природно-климатических условий. Эти положения, направленные на ограничения примой государственной поддержки с\х, были закреплены в требованиях ВТО. Предусмотренное разграничение мер такой поддержки на зеленную и желтую корзину. Первое предусматривает неограниченную косвенную поддержку сельхозтоваропроизводителей, не влияющую на искажение рыночных отношений.

К мерам зеленой корзины относятся:

1) научно-исследовательское и информационно-консультационное обслуживание, подготовка и повышение квалификации кадров;

2) ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;

3) содействие сбыту сельхозпродукции, структурной перестройке сельскохозяйственного производства;

4) совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений);

5) содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;

6) обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителей, не связанная с видом и объемом производства;

7) страхование доходов, урожая и компенсации ущерба от стихийных бедствий;

8) охрана окружающей среды;

9) программы регионального развития. Объем финансирования субсидий зеленой корзины не лимитирован.

АПК РФ может использовать для государственного финансирования своего развития следующие возможности в

рамках зеленой корзины:

1) финансирование научных исследований в сфере семеноводства, племенного животноводства, технологий возделывания основных видов сельхоз культур с учетом природно-климатических условий регионов РФ и создание на этой основе научно-производственных объединений, осуществляющих внедрение результатов научных исследований непосредственно в сельхозпредприятиях И АПФ;

2) изменить систему организации агропромышленного производства путем создания территориальных (районных, областных, краевых) агропромышленных формирований, осуществляющих производство и переработку основных видов сельхозпродукции;

3) финансирование строительства дорог, мелиоративных сооружений, элеваторов, хладокомбинатов, овоще-фрукто хранилищ, других объектов оптово-розничной торговли, осуществляющих сбыт сельхозпродукции;

4) финансирование материальной базы для создания и содержания стратегических продовольственных запасов, обеспечения потребностей армии, флота, больниц, школ и других бюджетных организаций;

5) финансирование расходов, связанных со страхованием доходов, урожая, а также компенсацией убытков от стихийных бедствий;

6) финансирование программ регионального развития;

7) финансирование приобретения отечественного продовольствия малоимущими слоями населения.

В интересах Российской федерации использовать в максимальной степени требования зеленой корзины и предусмотреть, в частности, отнесение значительной части сельхозугодий Российской федерации к зоне неблагоприятного земледелия не только в рамках региона, но и отдельных его районов. Кроме того, в целях борьбы с безработицей и увеличения занятости, необходимо осуществить меры государственной финансово-кредитной поддержки бывших военнослужащих, решивших заняться сельским хозяйством и организовавшим КФХ и ЛПХ. Нуждается в усилении контроль за качеством продовольствия в Российской федерации, для чего необходима разработка и принятие системы ГОСТов, обязательных к исполнению всеми товаропроизводителями. Следует разработать и реализовать региональные программы поддержки КФХ и ЛПХ. Последние имеют преимущества за счет минимальной капиталоемкости

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

производства, рентабельности продукции и лучшего использования заемных средств (заемщик является непосредственным пользователем кредита).

Желтая корзина предусматривает ограничения мер прямой государственной финансово-кредитной поддержки, напрямую влияющих на производство (субсидии дотации, компенсации и т. п.). Ограничения касаются расходов на следующие цели:

1) на продукцию животноводства и растениеводство, племенное животноводство, реализованные семена, комбикорма;

2) на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов, техники, повышение плодородия почв;

3) на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;

4) на капиталовложения производственного назначения, кроме мелиорации и водного хозяйства;

5) на компенсацию разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию.

Основной мерой, используемой в желтой корзине, является погектарное субсидирование сельхозтоваропроизводителей. При этом отечественные и зарубежные товаропроизводители находятся в неравных условиях. В настоящее время в Целинском районе Ростовской области затраты на 1 га посевов составляют 15,6 тыс. руб., а погектарная государственная финансовая поддержка - 0,2 тыс. руб. (1,6%). В странах ЕС такая поддержка составляет 350 евро, (около 15 тыс. руб.). Объем финансирования субсидий АПК РФ из желтой корзины лимитирован и не может превышать 9 млрд долл. до 2017 г., с 2018 г. - 4,4 млрд.

Таким образом, в области регулирования сельскохозяйственного производства основополагающие принципы ВТО предусматривают:

1) уменьшение государственного субсидирования сельского хозяйства;

2) снижение импортных пошлин;

3) отмену квотирования импорта.

Однако это противоречит задачам развития АПК РФ, которые состоят в следующем:

1) рост объема отечественного сельскохозяйственного производства;

2) рост государственной финансово-кредитной поддержки товаропроизводителей;

3) обеспечение продовольственной безопасности РФ;

4) рост конкурентоспособности российского сельского хозяйства;

5) ограничение импорта иностранного продовольствия теми его видами, которые не производятся в Российской федерации;

6) предотвращение ввоза в Российской федерации некачественного, фальсифицированного и генетически-модифицированного продовольствия.

Для решения этих задач следует использовать нетрадиционные подходы и меры, связанные со специфическими условиями развития экономики РФ, экономической политики в отношении отдельных отраслей и населения:

1) арендную форму кредита: для строительства за счет средств государства перерабатывающих предприятий АПК, ввода их в действие с последующей передачей государством в аренду агропромышленным формированиям;

2) государственное финансирование земель непригодных (малопригодных) для ведения сельского хозяйства. Выделить сельхозтоваропроизводителям полагающиеся по условиям членства Российской федерации в ВТО 9 млрд. долл. на погектарной основе на финансирование затрат, связанных с ростом объема производства;

3) при определении принципов государственной финансово-кредитной поддержки Российской федерации следует иметь в виду, что сельское хозяйство Российской федерации СССР и Российской федерации на протяжении более 90 лет фактически являлось донором советской и российской экономики. С 1928 г. по 1953 г. В СССР закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию колхозов и совхозов оставались неизменными. Таким образом, за счет сельского хозяйства была проведена индустриализация страны, ее техническое перевооружение, создание в необходимых объемах вооружений, восстановление после Великой Отечественной войны промышленности, разрушительных сел и городов, обеспечение к середине 1970-х гг. военного паритета с США. В настоящее время в условиях рыночной экономики развитие российского капитализма финансируется в том числе за счет диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Низкие цены на продовольствие позволяют снизить затраты на содержание рабочей силы, а следовательно, ее долю в структуре себестоимости производимой продукции. Вот почему одной из нетрадиционных мер, в обход требований ВТО, является законодательное признание государством внутреннего долга перед российским сельским хозяйством, денежные средства, направляемые на развития АПК, считаются его погашением;

4) необходимо создать общенародный инвестиционный фонд на основе восстановления сбережений населения в Сберегательном банке СССР по состоянию на 20 июля 1991 г. с государственной гарантией сохранности этих средств и последующим финансированием из него развития не только АПК, но и других ключевых отраслей экономики РФ - машиностроение, транспорт и т. п. (Меликов, 2012);

5) необходим переход от выборочного, селекционного к сплошному кредитованию всех категорий хозяйств (крупных, средних и мелких) без дискриминации организационно-правовых форм. Тезис об эффективно-

сти частного предприятия перед государственным является сомнительным по следующим причинам. Во-первых, «кадры решают все», поэтому все зависит от личных качеств собственника предприятия и менеджеров. Во-вторых, о каких преимуществах честного предприятия можно говорить, когда такими предприятиями руководят не их собственники, а наемные менеджеры. В-третьих, важным показателем преимущества того или иного типа предприятия является состояние его основных фондов, технологии производства и качества продукции. За последние 20 лет в РФ возрос износ основных фондов, в том числе приватизированных предприятий, не решены проблемы технического перевооружения и повышения качества продукции;

6) важным направлением усиления роли кредита в развитии АПК является обеспечение доступности и дешевизны банковского кредита. Отечественные предприятия проигрывают конкурентную борьбу иностранным по этому критерию, так как в зарубежных банках процент за кредит ниже примерно на 10-15%. Вот почему считаем необходимым кредитование АПК под 1-2% годовых. Следует отметить, что многие экономисты аргументируют невозможность снижения процентной ставки по кредитам реальному сектору экономики 7-8% уровнем инфляции и соответствующей этому ставке рефинансирования 8,25%. Наши возражения против такой процентной стратегии как важнейшего элементу денежно-кредитной политики сводятся к следующему. Во-первых, инфляция является многофакторным процессом, включающим монетарные и немонетарные факторы, а вклад монетарного фактора в Российской федерации несущественен, локомотивом инфляции в Российской федерации является рост цен и тарифов на товары и услуги государственных монополий (энергоносители, перевозки ЖКХ и т. д.). Во-вторых, низкая рентабельность и убыточность многих предприятий АПК диктует необходимость соответствующего уровня процентных ставок по кредитам, что позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность товаров. В-третьих, использование низкого уровня процентных ставок позволит отказаться от бюджетных расходов государства, связанных с субсидированием процентных ставок для предприятий АПК, фактически являющегося субсидированием доходов коммерческих банков, сэкономить бюджетные средства и направить их в рамках «желтой корзины» по условиям ВТО на субсидирование производства важнейших видов продукции. В-четвертых, при принятии решения следует учитывать, что в ведущих странах мира ставка рефинансирования (в США - до 0,25%) значительно ниже уровня инфляции. В-пятых, западные страны активно осуществляют экспансионистскую денежно-кредитную политику, предоставляют своим экономикам за счет эмиссии объемные, дешевые и длинные кредитные ресурсы в качестве антикризисной меры;

7) необходимо отказаться от действующей системы субсидирования процентных ставок сельхозтоваропроизводителям (которая имеет существенные недостатки, связанные с фактическим субсидированием банков, а не товаропроизводителей, а также со сложным порядком получения этих субсидий заемщиками) и перейти к системе кредитования АПК из средств специального фонда антикризисного льготного кредитования АПК под 1-2% годовых за счет бюджетных источников и государственных резервных фондов. При недостатке денежных средств из указанных выше источников необходимо использовать эмиссионные источники. Применение последних не вызовет, как думают некоторые экономисты, инфляционных последствий. Во-первых, главным источником в Российской федерации является не монетарный фактор, а монопольный рост цен и тарифов. Во-вторых, выдача кредит за счет эмиссионных источников на производственные цели приведет к созданию в сельском хозяйстве через 3-6 месяцев новой товарной массы.

Отсутствие в РФ ресурсной базы для инвестиций объясняется убыточной или низкорентабельной деятельностью большинства предприятий, непроизводительным использованием прибыли предприятий и банков на выплату дивидендов, а не на их капитализацию. Не по назначению используются также амортизационные отчисления, который не идут на простое и расширенное воспроизводство основных фондов, практически проедаются. Важнейшим фактором подрыва ресурсной базы развития экономики РФ являются хищения, принявшие массовый характер. Поэтому восстановление ресурсной базы инвестирования экономики РФ должно предусматривать обязательный возврат виновными похищенного, по принципу «вернул похищенное - свободен», без ограничения срока возврата. Необходимо принять меры, во-первых, к возращению выведенных из РФ капиталов, во-вторых, восстановить как инвестиционные ресурсы экспроприированные трудовые сбережения населения РФ, хранившиеся в Сбербанке СССР (Меликов, 2008). По состоянию на 01.01.1989 г. сбережения в СССР имели 70% семей, на общую сумму 296,7 млрд руб. (196,1 млн вкладов). Из них вклады рабочих - 125,6, служащих - 81,1, колхозников -35,2, пенсионеров и учащихся - 54,2 млрд руб. Тем самым будет восстановлено доверие потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Это особенно актуально в свете последних кипрских событий. В своем заявлении премьер-министр РФ справедливо отметил, что меры кипрских властей и ЕС относительно сбережений россиян в банках Кипра являются дискриминационными, не рыночными, по принципу «грабь награбленное». Однако условия экспроприации кипрских сбережений оказались более гуманными, чем экспроприация носивших трудовой характер вкладов россиян по состоянию на 20 июня 1991 г. Так, в кипрских банках вклады до 100 тыс. евро (свыше 4 млн руб.) обмениваются один к одному, а крупные вклады - с дисконтом от 60% до 80%. По условиям компенсации сбережений населения РФ (исходя из того, что современный рубль равен полкопейки советского времени) вкладчики Сбербанка по истечении 20 лет получили не более 1,5-2% от суммы вклада. Вот почему пострадавшие вкладчики Сбербанка не возражали бы против использования в отношении их сбережений кипрского варианта.

Другое направление формирования инвестиционной ресурсной базы связанно с привлечением капиталов 140 миллиардеров РФ для их инвестирования в развитии экономики страны путем создания Инвестиционного Банка Российских Миллиардеров (ИБРМ).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

В целях обеспечения стабильного сельскохозяйственного производства в сложных природно-климатических условиях РФ (засухи, наводнения) необходимо перейти от добровольного к обязательному страхованию всех категорий сельхозтоваропроизводителей с предоставлением страхового кредита. Одной из нетрадиционных форм государственной финасово-кредитной поддержки, в обход требований ВТО, является списание государством кредитов на рост объема производства, выданных хозяйствам, которую можно рассматривать как форму дотации. Для усиления контроля за качеством продовольствия в сыром и приработанном виде необходимо введение обязательного указания состава продукта, наличия в нем ГМО, консервантов и т. д. В целях усиления контроля за ценообразованием, борьбы с перекупщиками необходимо информировать потребителей о плановой себестоимости и оптовой цене продукта. Эти меры повысят конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и минимизирует риски членства в ВТО.

Получение кредитов многими хозяйствами практически невозможно, так как рентабельность АПК в целом составляет 5%, многие предприятия являются низкорентабельными, убыточными, находящимися в предбанкротном и банкротном состоянии. В связи с этим целесообразно разделить всех заемщиков АПК на 5 групп, предусмотрев 5 вариантов их кредитования: антибанкротное, антикризисное, оздоравливающее, стандартное и развивающее. Для первых трех заемщиков следует ввести условную кредитоспособность, ограниченный режим использования ссуд и жесткий контроль со стороны кредитора.

ЛИТЕРАТУРА

Белокрылова О.С., Белокрылов К.А. (2012). Особенности экономического развития аграрной сферы России в условиях членства в ВТО // Экономика России и Европы в Эпоху глобализации. Издательство ЮФУ.

Белокрылова О.С. (2012). Членство России в ВТО: Риски и возможности для Российских производителей. ЮФУ.

Белокрылова О.С. (2012). Условия вступления в ВТО для нашей страны одни из лучших. Доступно на: www.161bank.ru.

Крылатых Э. (2012). Продовольственная безопасность и присоединение России к ВТО // Журнал Современная Европа. Институт Европы Российской Академии Наук. № 4.

Меликов Ю.И. (2005). Воздействие функционального потенциала кредита на развитие АПК // Вестник РГЭУ (РИНХ). C. 44.

Меликов Ю.И. (2012). Об усилении роли государственной финансово-кредитной поддержки реального сектора экономики // Мировая и Российская экономика: рыночное и государственное регулирование как факторы устойчивого развития. Финансовый Университет. М., C. 97-102.

Меликов Ю.И. (2008). Условия укрепления рубля // Российский рубль перспективы превращения в мировую валюту. Институт Европы РАН, М., C. 72-80.

Поролло Е.В., Казаков В.В. (2009). Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие // Вестник Томского Государственного Университета № 319. C. 154.

Эксперт: Доля теневой экономики в России составляет 25-30% (2009). Доступно на: http//vz.ru/

news/200912/28/362795/html (дата доступа: 28.12.).

Фундаментальное наследие Сергея Степашина (2013) // Аргументы недели, № 39(381), четверг, 10 октября.

REFERENCES

Belokrilov O.S., Belokrilova K.A. (2012). Features of economic development of the agrarian sector in the Russian WTO membership. Economy of Russia and Europe in the Age of Globalization. Publisher SFU. (In Russian.)

Belokrilova K.A. (2012). Russia's WTO membership: Risks and Opportunities for Russian producers. SFU. (In Rus-

sian.)

Belokrilova K.A. (2012). Conditions for entry into the WTO for our country one of the best. Available at: www.161bank. ru. (In Russian.)

Krilatih E. (2012). Food security and Russia's accession to the WTO. Journal of Modern Europe. Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. № 4. (In Russian.)

Melikov Y.I. (2005). Impact of functional capacity credit for the development of agriculture. Herald RGSU (RINH). P. 44. (In Russian.)

Melikov Y.I. (2012). About the interfication of the role of the financial and credit support of the real economy: market and state regulation as the factor of the stable development. P. 97-102. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Melikov Y.I. (2008). The terms of the strengthening of the rouble. Russian rouble: prospects of becoming a world currency. Institute of Europe. RSA. M. P. 72-80. (In Russian.)

Porollo E.V., Kazakov V.V. (2009). Tax policy and its impact on the social development, of the VESTNIC of Tomsk State University, № 319. P. 154. (In Russian.)

Expert: share of shadow economy in Russia is 25-30%/. Available at: http / / vz.ru/news/200912/28/362795/html (Date of access: 28.12.2009). (In Russian.)

Fundamental heritage Stepashin (2013). Arguments week, № 39 (381), Thursday, 10 October. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.