Научная статья на тему 'Финансово-экономические механизмы поддержки массового спорта: отечественный и зарубежный опыт'

Финансово-экономические механизмы поддержки массового спорта: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1263
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / МАССОВЫЙ СПОРТ / FINANCIAL-ECONOMIC MECHANISMS / ECONOMIC GROWTH / SOCIAL RESOURCES / THE PERFORMANCE OF MASS SPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешов С.М.

Важнейшей задачей обеспечения экономического роста Российской Федерации является привлечения социальных ресурсов к развитию человеческого капитала, укреплению социальных связей, поддержка оздоровительных практик среди населения, что в совокупности создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Финансово-экономические механизмы поддержки физкультуры и спорта помогают оптимально расходовать выделяемые государственные средства, поддерживать частную инициативу, поощрять предпринимательскую активность в индустрии спорта и здорового образа жизни. Учет зарубежного опыта в данной сфере позволяет предвидеть и учитывать риски неэффективных трат, которые не обеспечивают результативность усилий по поддержке массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND FINANCIAL MECHANISMS TO SUPPORT MASS SPORT: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The most important task of ensuring economic growth ofthe Russian Federation is to attract social resources to develop human capital, strengthen social ties, support health practices among the population, which together create favourable conditions for economic activities. Economic and financial mechanisms of support ofphysical culture and sports help to optimally use allocated state funds to support private initiative, to encourage entrepreneurial activity in the sports industry and healthy lifestyle. The consideration of the international experience in this field allows us to anticipate and consider the risks of inefficient spending that does not ensure the effectiveness of efforts to support mass sport.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические механизмы поддержки массового спорта: отечественный и зарубежный опыт»

УДК 336.5

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАССОВОГО СПОРТА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Кулешов С.М., к.с.н., заведующий кафедры «Менеджмент», Негосударственной автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт мировых цивилизаций», e-mail: kuleshov.sm@yandex.ru

Важнейшей задачей обеспечения экономического роста Российской Федерации является привлечения социальных ресурсов к развитию человеческого капитала, укреплению социальных связей, поддержка оздоровительных практик среди населения, что в совокупности создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Финансово-экономические механизмы поддержки физкультуры и спорта помогают оптимально расходовать выделяемые государственные средства, поддерживать частную инициативу, поощрять предпринимательскую активность в индустрии спорта и здорового образа жизни. Учет зарубежного опыта в данной сфере позволяет предвидеть и учитывать риски неэффективных трат, которые не обеспечивают результативность усилий по поддержке массового спорта.

Ключевые слова: финансово-экономические механизмы, экономический рост, социальные ресурсы, результативность, массовый спорт.

ECONOMIC AND FINANCIAL MECHANISMS TO SUPPORT MASS SPORT: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Kuleshov S., Ph.D., head of the Management chair, Non-state Autonomous non-commercial organization of higher education «Institute of world

civilizations», e-mail: kuleshov.sm@yandex.ru

The most important task of ensuring economic growth of the Russian Federation is to attract social resources to develop human capital, strengthen social ties, support health practices among the population, which together create favourable conditions for economic activities. Economic and financial mechanisms of support ofphysical culture and sports help to optimally use allocated state funds to support private initiative, to encourage entrepreneurial activity in the sports industry and healthy lifestyle. The consideration of the international experience in this field allows us to anticipate and consider the risks of inefficient spending that does not ensure the effectiveness of efforts to support mass sport.

Keywords: financial-economic mechanisms, economic growth, social resources, the performance of mass sports.

В условиях активной интеграции экономик различных стран в единое общецивилизационное пространство движения товаров и услуг, обмена моделями хозяйствования, социальными практиками важное значение приобретает исследование сходства и различия финансово-экономических механизмов поддержки проектов, предпринимательских и общественных инициатив, инноваций в организации производства, форм предоставления услуг с точки зрения их использования для целей экономического роста в Российской Федерации.

Особый интерес в этом отношении представляют финансовые инструменты обеспечения стабильности и развития социально-экономических отношений в сферах, имеющих интегративный характер, в частности в сфере спорта.

В настоящее время российские массовые спортивные практики обрели черты, сходные для нашего и зарубежных обществ, что внесло в общественное сознание россиян установки на развитие своей принадлежности к международному сообществу. Тем не менее сохраняются существенные различия между российскими и зарубежными массовыми спортивными практиками, что рельефно проявляется в управлении их организацией, в отношениях между гражданами и спортивными институциональными структурами.

Представляется, что это связано с особенностями финансово-экономического обеспечения развития массового спорта, физической культуры и оздоровления в нашей стране и других странах.

К основным финансово-экономическим механизмам поддержки российского спорта относятся [3, статья 38]: а) финансирование спортивных делегаций, спортивных команд; б) финансирование институциональных структур - федерального центра спортивной подготовки, федерального центра подготовки спортивного резерва, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры и спорта; г) выделение средств на проведение научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий; д) выделение президентских стипендий спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд РФ по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралим-пийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр [2]; е) разработка и финансирование программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе строительство и реконструкция объектов спорта; ж) проектное финансирование проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных

мероприятий и спортивных мероприятий; з) адресные финансовые расходы на обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В систему финансово-экономической поддержки массового спорта входят муниципальные ресурсы, выделяемые для подготовки спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов к официальным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях.

Рассмотрим далее практику финансово-экономической поддержки в других странах с точки условий ее применения в российских условиях.

К особенностям китайского подхода к финансовой и организационной поддержке массового спорта относятся: всестороння система государственного контроля, государственные меры содействия в различных формах финансирования, выделение средств на трансформацию спортивных практик;рациональное и прагматичное отношение к использованию больших людских ресурсов, величину населения; аккумулирование гигантских государственных ресурсов;адресное выделение финансовых ресурсов;целенаправленное использование позитивного опыта спортивных систем различных стран;администрирование спортивных программ для концентрации кадровых, финансовых, информационных и организационных ресурсов в интересах поддержки спортивных практик и государственных программ развития спорта;системная, комплексная, административно жестко выстроенная практика тренировки и подготовкикитайских спортсменов;введение в государственное целеполагание поддержки детского, школьного, юношеского и студенческого спорта;хорошо продуманная и четкая система поиска, отбора и спортивной ориентации молодежи;меры научной поддержки спорта, введение в систему подготовки научных технологий, развитие сети антидопинговых лабораторий;разработка и умелое использование сверхсовременного спортивного оборудования в целях тренировки и на соревнованиях;формирование отличающей физической и морально-волевой подготовленности китайских спортсменов;широкое привлечение зарубежных специалистов к развитию китайского спорта и другие [1].

Поддержка китайского спорта осуществляется преимущественно в рамках государственных мероприятий. В Китае создано Центральное управление спорта (бывшая Государственная спортивная комиссия), которое определяет направления развития для всего китайского массового спорта, а также спортивной инфраструктуры. Система финансового администрирования спорта в Китае имеет жесткую вертикаль и реализуется спомощью встроенных

в общую логику спортивной работы администраций провинций и округов Центральное управление спорта руководит спортом высших достижений, тесно сотрудничая со всеми его ключевыми структурами: национальными тренировочными центрами, научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и спортивными школами.

Серьезный вклад в финансирование спорта высших достижений делают также и представители крупного бизнеса. Китайцы уже давно приучили мир к тому, что все, за что они берутся, осуществляется неторопливо, но неотвратимо и результативно. Спорт не составляет исключения, о чем наглядно говорят позиции китайских спортсменов на Олимпийских играх.

В составе Государственного Совета КНР (китайского правительства) действует главное управление по спорту. В 1995 году был принят закон КНР «О физкультуре и спорте» и была утверждена программа всенародного укрепления здоровья, рассчитанная на 15 лет. Программа был направлена на то, чтобы до 60% населения Китая, прежде всего, - дети и молодежь, участвовали в физкультурных мероприятиях и занимались спортом. Ежегодно из госбюджета на спортивные цели выделялось $150-200 млн.

В городских микрорайонах, парках, на площадях, газонах, обочинах дорог и в людных местах оборудованы физкультурные площадки с различными тренажерами. Большинство дворцов спорта и спортивных залов в Китае общедоступно. Число стадионов в стране достигает 900 тыс., в среднем на каждые 10 тыс. населения приходится до 7 стадионов.

Большое внимание уделяется школьному и студенческому спорту. Раз в четыре года проводятся Национальные игры средних школ и Национальные игры университетов. Учащиеся, чей уровень физической подготовки отвечает государственным спортивным нормативам, составляют свыше 95%. В КНР также периодически проводятся пять крупных спартакиад: всекитайская спартакиада, спартакиада крестьян, универсиада, паралимпиада и спартакиада традиционных видов спорта нацменьшинств. С учетом национальных традиций (дисциплина, коллективизм) и огромных человеческих ресурсов резерв для высших спортивных достижений в Китае неисчерпаем.

Серьезным ресурсом финансирования физкультуры и спорта в Китае являются спортивные лотереи, 60% дохода от которых направляется на строительство спортивных объектов. В частности, на эти деньги практически во всех крупных и средних городах страны построены центры всенародного укрепления здоровья. При этом правительство следит за тем, чтобы объекты общественной спортивной инфраструктуры создавались по стране равномерно, в том числе - в сравнительно экономически отсталых западных районах КНР.

В 2014 году был принят закон, согласно которому налог на прибыль для крупных корпораций, финансирующих спорт и культуру, снижается с 25% до 15%. А для тех, кто наиболее активно спонсирует спорт и культуру - до 3%. Это простимулировало крупный китайский бизнес к инвестированию в профессиональный спорт, прежде всего - в футбол. Сегодня китайские футбольные клубы скупают мировых звезд за бешеные деньги, а сама Суперлига (высший дивизион китайского чемпионата) выходит на лидирующие позиции в мире. Суммы расходов на подготовку олимпийцев в Китае традиционно не обнародуются. Но судя по результатам выступлений и по тому фактору, что в Китае успешно работают тренеры из разных стран мира, финансирование этого направления более чем достаточное.

Закон, порядок, дисциплина, неисчислимые человеческие ресурсы, щедрые вложения государства и разумное стимулирование частного бизнеса - вот слагаемые впечатляющих успехов китайских спортсменов за последние десятилетия.

Широко известная спортивными достижениями немецкая модель государственной поддержки массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных определяет приоритет в оказании финансовой поддержки общественным спортивным организациям: Немецкому спортивному союзу (ДСБ), а также Национальному олимпийскому комитету в тех случаях, когда осуществляемые ими программы и мероприятия имеют общегосударственное значение и не могут быть претворены в жизнь средствами одной земли (административно - территориальной единицы). К таким мероприятиям, в частности, относятся строительство центров для подготовки спортсменов высшей квалификации, их материальная поддержка, связанная с участием в тренировочных сборах и соревнованиях, обеспечение занятости федеральных тренеров и т.д.Государственные дотации составляют около 80% годового бюджета ДСБ и более 60%

финансовых средств, ежегодно поступающих в распоряжение НОК этой страны.

Интересным является немецкий опыт использования негосударственных источников финансирования спорта. Так, фонд «Помощь немецкому спорту», играющего исключительно важную роль в оказании различных видов помощи элитным спортсменам Германии вот уже на протяжении четверти века. Основная цель этого фонда, созданного в мае 1967г., финансирование спортсменов для подготовки и участия в Олимпийских играх, а также осуществление различных программ помощи спортсменам.Заявки на помощь спортсменам подаются федерациями по видам спорта. Размеры и виды помощи зависят от того, какой вид спорта представляет данный спортсмен, а также от его перспективности. Преимущественное право в получении содействия имеют кандидаты в олимпийскую сборную, члены национальных команд и особо одаренные спортсмены в неолимпийских видах спорта.

Весьма характерным для немецкой модели является механизм обеспечения постоянного источника пополнения негосударственных фонда. Им является реализация специальных почтовых марок олимпийской серии, в распространении которых принимают участие самые популярные спортсмены. Эти операции дают фонду ежегодно 50-55% всего объема средств. Отчисления от доходов спортивных лотерей составляют 17-20% бюджета фонда; добровольные пожертвования - 12-15%; ежегодные спортивные балы (проводимые с 1969г.)

- 5-7%; доходы от продажи печатной продукции и выпуска памятных монет, посвященных знаменательным спортивным событиям, и прежде всего Олимпийским играм - 3-5%.Поступления (за исключением тех сумм, из которых формируются резервные средства) распределяются следующим образом: выплаты на дополнительное питание

- до 34%; транспортные расходы - 17-19; расходы, непосредственно связанные с организацией учебно-тренировочного процесса - 16-18; выплата пособий учащимся спортсменам - 10-12; возмещение потерь в заработной плате - 10-11; страхование - 4-6%.

Американская финансово-экономическая концепция поддержки массового спорта весьма специфична. Она может быть интересна, но есть существенные затруднения ее переноса на другую социально-культурную почву модель хозяйствования.

Соединенные Штаты - федеральное государство, где принцип децентрализации реализуется на практике более двухсот лет. В США нет министерства спорта, никто не диктует из Вашингтона, какие объекты строить и какие виды спорта развивать, и никто не распределяет на эти цели бюджетные деньги. Массовый спорт в США - дело местных общин, меценатов, школ и университетов. А спорт высших достижений функционирует как большой бизнес.

Финансово-экономические механизмы поддержки в США культа здорового образа жизни включают создание большого числа объектов спортивной инфраструктуры - от общественных площадок для баскетбола до современных спорткомплексов.

Американская модель поддержки спорта заключается в том, что путь талантливой молодежи в спорт высших достижений начинается в школах, где проявляются спортивные способности, которые потом развиваются в спортивных командах в колледжах и университетах. Практически каждое учебное заведение в США, наиболее престижные непременно имеют спортивные комплексы с бассейном, полями, крытым манежем и т.п.

Американская система поддержки массового спорта имеет четкую организационную инфраструктуру, объединяющие различные уровни спорта, образовательные и спортивные организации. Так, соревнования школьников на всеамериканском уровне курирует Национальная федерация школьных ассоциаций (NFHS), объединяющая свыше 18 тыс. учебных заведений. В свою очередь соревнованиями студентов занимается Национальная атлетическая ассоциация колледжей (NCAA), куда входят свыше 1200 вузов.

Характерно, что 96% заработка NCAA включает в механизмы рефинансирования. Руководство этой организации возвращает часть средств образовательным организациям на возмещение затрат на выплаченные спортивные стипендии, проведение соревнований среди школьников и студентов и т.д. В связи с этим все университетские спортивные затраты являются окупаемыми, а в ряде случаев и являются фактором привлечения дополнительных средств от спонсоров, поддерживающих корпоративную связь с алма-матер выпускниками.

Широко применяется в США механизм поддержки талантливой спортивной молодежи. Многие университеты предоставляют перспективным спортсменам специальные стипендии или предостав-

ляют возможность обучаться бесплатно. На выходе из университета многих молодых спортсменов уже ждут скауты различных профессиональных лиг и клубов. В связи с этим спорт в США традиционно является мощным социальным лифтом, особо привлекательным для молодежи из социально неблагополучной среды и малообеспеченных семей. Примеры звезд спорта вдохновляют новые поколения юных американцев штурмовать спортивные высоты.

Великобритания также широко использует финансово-экономические механизмы содействия спортивной деятельности, разумно сочетающей государственную поддержку массового спорта с крупными приватными вливаниями в спорт высших достижений.

В стране создана соответствующая управленческая инфраструктура, получающая государственное финансирование в виде правительственного департамента культуры, медиа и спорта. При этом за спорт в департаменте отвечает министр, в чьем ведении также находятся также туризм, а также игорный бизнес и лотереи, что составляет специфику прагматичного английского подхода к поддержке массового спорта.

Достаточно большим является объем расходов на спорт, что определяет широкие возможности реализации спортивных программ. В целом на спортивные цели различными способами в Великобритании в год собирается порядка миллиарда фунтов стерлингов, которые распределяются по девяти округам страны. Далее руководители министерских филиалов, в условиях тесной связи с местными общинными структурами, частными спонсорами и профессиональными спортивными клубами создают спортивную инфраструктуру, осуществляют спортивную пропаганду, в целом создают условия для занятий населения спортом.

Финансово-экономическая поддержка касается прежде всего первичных спортивных инфраструктур. Они позволяют проводить спортивные занятия в школах и университетах. Созданы условия, при которых наиболее талантливые и заинтересованные юные спортсмены попадают в поле зрения профессиональных клубов и федераций. В целях обеспечения финансовых результатов по итогам отбора талантливой спортивной молодежи ведется строгий учет содержания и персонального участия в состязаниях. Так, результаты практически всех соревнований, которые проводятся на различных уровнях - территориальном, межшкольном, межвузовском, вносятся в единую спортивную национальную базу. Сведения этой базы тренеры, специалисты в области спорта выявляют перспективных юношей и девушек. Далее включаются механизмы их адресной поддержки и с одаренными деться начинается системная работа в рамках подготовки к участию в спортивных состязаниях высокого уровня. С 2006 года в Великобритании ежегодно проводятся различные состязания между школьниками на базе средних учебных заведений - школьные игры. В ходе этих соревнований молодые спортсмены проявляют себя в условиях, приближенных к реальным, причем на национальном уровне.

Также Великобритания создает условия для участия граждан в финансировании занятий спортом. Множество британцев занимается в клубах по видам спорта, платя взносы. Причем в таких клубах любители могут тренироваться вместе с олимпийцами. Так, в одном только Лондоне работают порядка 70 легкоатлетических клубов, а во всей стране их - около полутора тысяч.

Популярные в стране виды спорта, к которым относятся футбол, регби, крикет, теннис, бокс, автогонки в силу большой рекламной привлекательности и имиджевой представленности в общественном сознании, опираются преимущественно на механизмы частного финансирования. К ним привлечено внимание СМИ, на них делают ставки рекламодатели и состоятельные потребители спортивных зрелищных услуг. Необходимо заметить, что эффективность этих финансовых механизмов опирается на многократно опробованные маркетинговые технологии, сегментирующие потребителей по полу, возрасту, культурным особенностям, чтоопределяет высокую финансовую отдачу от вложений в спортивную индустрию, а массовому английскому спорту обеспечивает хороший организационный и результатный уровень.

Таком образом, используемые финансово-экономические механизмы поддержки массового спорта в нашей стране привели к тому, что российские коллективные и индивидуальные спортивные акторы ориентированы на мировую интеграцию, на современные формы организации массовых спортивных и оздоровительных мероприятий. Однако, это несет в себе риски некритичного восприятия зарубежного опыта организации массового спорта, вовлечения в экстремальные виды спортивных практик недостаточно подготовленных людей, недостаточного внимания к созданию безопасной спортивной инфраструктуры, что приводит к повышенному травматизму и иным негативным последствиям. В связи с этим интеграция зарубежного опыта финансирования массового спорта должны осуществляться при постоянном научным сопровождении и в соответствии с научными разработками в области экономики, финансов, потребительского поведения.

Литература:

1. Franz, B. (2008). China. In Deutscher Olympischer Sportbund (Hrsg.), XXIXX. Olympische Spiele Peking 2008. Analysen - Bilanzen - Auswirkungen (S. 48-51). Frankfurt am Main: o. V.

2. УказПрезидента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлим-пийских игр».

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.