Научная статья на тему 'Финансово-экономические аспекты реализации газовых программ северных регионов на примере Республики Саха-Якутия'

Финансово-экономические аспекты реализации газовых программ северных регионов на примере Республики Саха-Якутия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗИФИКАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД / ИНФРАСТРУКТУРА / INSTALLATION OF GAS SERVICE / FINANCING / BUDGET / TAX REMISSIONS / ECONOMIC EFFECT / GAS-MAIN PIPELINE / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухарева Наталья Вячеславовна, Шарф Ирина Валерьевна

Рассмотрены финансовые аспекты реализации программ по обеспечению энергетической безопасности регионов Крайнего Севера на приме ре Республики Саха (Якутия). Показана экономическая эффективность замены привозного топлива на газ, и динамика долевого участия федерального бюджета, бюджета Республики, кредитных организаций и инвестиционных компаний в финансировании проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чухарева Наталья Вячеславовна, Шарф Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF GAS PROJECT IMPLEMENTATION IN THE NORTH AREA IN TERMS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The authors review financial aspects of the energy preparedness project implementation in the far north area in terms of the Republic of Sakha (Yakutia). The article illustrates economic effect of replacement of imported fuel by gas and displays dynamics of the shared funding of the project by the federal budget, republican budged as well as by financial establishments and investment companies.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические аспекты реализации газовых программ северных регионов на примере Республики Саха-Якутия»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Швецов В.И., Визгунов А.Н., Миров И. Б. Базы данных: учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. - 30с.

2. СТО Газпром 5.32-2009. Организация измерений природного газа. М.: ООО «Газпром экспо», 2010.

3. СТО Газпром 5.37-2011. Единые технические требования на оборудование узлов измерения расхода и количества природного газа, применяемых в ОАО «Газпром». М.: ООО «Газпром экспо», 2011.

4. ГОСТ 8.586.2 - 2005. Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Часть 2. Диафрагмы. Технические требования. М.: «Стандартинформ», 2007.

5. Солоницын Ю. А. Microsoft Visio 2007. Создание деловой графики. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2009. - 160 с.

УДК 622.324.012:658(571.56) © Н.В. Чухарева, И.В. Шарф

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗОВЫХ ПРОГРАММ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА-ЯКУТИЯ

Рассмотрены финансовые аспекты реализации программ по обеспечению энергетической безопасности регионов Крайнего Севера на примере Республики Саха (Якутия). Показана экономическая эффективность замены привозного топлива на газ, и динамика долевого участия федерального бюджета, бюджета Республики, кредитных организаций и инвестиционных компаний в финансировании проектов Ключевые слова: газификация, финансирование, бюджет, налоговые льготы, экономическая эффективность, магистральный газопровод, инфраструктура.

Для создания единой устойчивой системы энергообеспечения, отличающейся наличием как централизованных, так и автономных источников энергии, улучшения уровня жизни населения, улучшения экологической обстановки, повышения на-

дежности функционирования газотранспортной системы и энергоснабжения населенных пунктов республики в разное время, начиная с 2002 г. действовали программы по газификации региона. За последний десятилетний период построено более 2000 км газовых сетей, включающих магистральные газопроводы (30 %) газопроводы-отводы (11 %), внутрипоселковые газовые сети, что позволило газифицировать порядка 80 населенных пунктов, включая столицу с пригородной территорией и девять районов Республики. В результате реализации мероприятий программ газификации рост газопотребления с 2002 составил более 300 млн м3 газа.

Положительный экологический эффект не вызывает сомнений. В результате перевода котельных с жидкого и твердого топлива на газ значительно снижены выбросы углекислого газа в атмосферу в следствие сокращения порядка 77 000 т. потребления различных топливных средств (уголь (60 %), нефть (22 %), газовый конденсат (13 %), дрова (4 %), дизтопливо (1 %)).

Рассматривая экономическую целесообразность в современных условиях реализации принятых программ, в частности перевода котельных с угля, нефти и дизельного топлива, хотелось бы отметить ряд моментов. Первое: наибольший экономический эффект наблюдается при замещении нефти и дизельного топлива на газ. Так замена 1 т дизельного топлива формирует порядка 23000 руб. экономии денежных средств, замена 1 т угля - около 1500 руб., замена 1 т нефти — 7000 руб. Во-вторых, на величину получаемой экономии влияет цена на виды топлива. Так в принятых в 2007 г. программах цена на нефть закладывалась в 7200 руб./т, в программах 2010 г. уже 5200 руб./т. При этом цена на газ выросла практически в 1,8 раза (с 1484 руб./тыс.куб.м до 2693 руб./тыс.куб.м). Цена угля остается неизменной в этих программах до 2010 г. В третьих, в затратах отмечается снижение доли фонда оплаты труда вследствие сокращения рабочих мест из-за технологических особенностей газовых котельных. С учетом безработицы (по данным Федеральной службы государственной статистики - около 8 % [7]), это обстоятельство не является фактором, положительно влияющим на социально-экономическую обстановку в регионе. С другой стороны, требуется дополнительный штат обслуживающего персонала после

запуска системы трубопроводного транспорта газа, что является положительной динамикой в развитии инфраструктуры Республики. В четвертых, существует длительность сроков окупаемости затрат. Это связано с высокой капиталоемкостью проектов по строительству магистральных трубопроводов в отдаленные населенные пункты и невысокой платежеспособностью населения, что является важным сдерживающим фактором в подведении трубопроводных отводов к частному сектору и, как следствие, несмотря на короткие сроки навигации, затраты на транспортировку и сложности в финансово-организационном механизме обеспечения поставок топливно-энергетических ресурсов сохраняются ранее потребляемые источники тепловой энергии (уголь и дизельное топливо).

С учетом существующего дефицита многих бюджетов субъектов РФ, в том числе и Республики Саха-Якутия и недостста-точности средств в федеральном бюджете для субсидирования данных программ представляется интересным анализ финансовых потоков для осуществления проектов.

Так за период с 2002 по 2010 гг., в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами газификации на выполнение программных мероприятий, было предусмотрено около 21 млрд рублей, в т.ч. большая доля финансирования (около 50 %) определялась из внебюджетных средств, в то время как из федерального бюджета было выделено около 16 %. Остальное финансирование проводилось за счет местного бюджета Республики.

Анализ механизма финансирования в течение 2002-2010 г. показывает высокую долю привлеченных средств из федерально -го бюджета, инвестиционных компаний, кредитных ресурсов (74 %) и незначительную долю бюджета Республики (26 %), что объясняется, прежде всего существующим дефицитом регионального бюджета на протяжении многих лет и высокой финансовой зависимостью бюджета (доля межбюджетных трансфертов составляет порядка 50 %). Причем с 2007 года, наблюдается активизация привлечения к проектам средств ИК.

В период с 2012 г. по 2016 г. согласно [8] планируется ассигнования на финансирования газовых проектов из средств бюджета Республики в объеме 2.. .2,5 млрд руб. в год.

В тоже время наблюдается уход денежных средств в виде налога на добычу полезных ископаемых в вышестоящий федеральный бюджет, а также недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты муниципальных образований и Республики из-за слабого развития перерабатывающих отраслей. С учетом того, что экономика Республики имеет ярко выраженную сырьевую направленность (70,4 % промышленного производства составляет добыча полезных ископаемых, из которых более половины приходится на добычу алмазов) уходящие в федеральный бюджет денежные потоки существенны. Поэтому своевременная реализация принятых газовых программ невозможна без привлечения собственных средств компаний (ОАО) и кредитных ресурсов. Таким образом, финансирование программы газификации осуществляется из нескольких источников: федерального и республиканского бюджетов, кредитных средств и средств инвестиционных компаний (ИК).

Другим негативно влияющим фактором формирования доходов экономических субъектов, участвующих в реализации программы, является налоговая политика в отношении ОАО «Газпром», которая предполагает усиление налоговой нагрузки, что неизбежно влечет за собой рост стоимости газа для потребителей. Так НДПИ при добыче газа выше в 2013 г. в 3,96 раза по сравнению с 2010 г. В 2014 г. он будет составлять 700 руб. за 1000 м3, а в 2015 г. - 788 руб. за 1000 м3.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что существующий механизм финансирования проектов по газификации региона является целесообразным в сложившися условиях в долгосрочной перспективе. При этом необходимо отметить, что в данных условиях сохранения значимости автономных энергосистем важным является действенная система финансовых инструментов, стимулирующая использование альтернативных источников энергии в автономных энергоисточниках, что требует разработки и принятия новых нормативно-правовых актов, формирующих организационно-экономический и финансово-налоговый механизм стимулирования и контроля инновационного развития энергообеспечения для регионов с особенными природно-климатическими условиями (Крайний Север).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energystrategy.ru (дата обращения: 20.08.2013).

2. Борталевич С.И. Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4. - С. 249-252.

3. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М. и др. Энергетическая безопасность России. Новосибирск: Наука, 1998. - 302 с.

4. Гафуров А.Р. Сущность категории «энергетическая безопасность» и ее место в общей структуре безопасности. Вестник МГТУ, 2010. - т.13. - с.178-182.

5. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. М.: Экономика, 2001.- 476с.

6. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 967 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/yakut (дата обращения: 25.08.2013).

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http:// http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 21.03.2013).

8. Правительство Якутии примет новую программу газификации Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http:// sakha.gov.ru/node/43882 (дата обращения: 28.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.