Научная статья на тему 'Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств'

Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко А.А., Хрусталёв О.Е., Бабкин Г.В.

В статье изложены результаты исследования процессов интеграции и реорганизации современных наукоемких и высокотехнологичных производств, способствующие ускорению темпов инновационного роста российской экономики, особенностей становления отечественного научно-технологического рынка, механизмов государственно-частного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косенко А.А., Хрусталёв О.Е., Бабкин Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая и институциональная консолидация наукоемких и высокотехнологичных производств»

УДК 330.47 004.94

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ НАУКОЕМКИХ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ

ПРОИЗВОДСТВ*

А. А. КОСЕНКО,

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник

E-mail: gelavrinov@yandex. ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России О. Е. ХРУСТАЛЁВ, кандидат экономических наук, научный сотрудник

E-mail: stalev 777@yandex. ru Центральный экономико-математический институт РАН

Г. В. БАБКИН, старший научный сотрудник E-mail: gelavrinov@yandex. ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России

В статье изложены результаты исследования процессов интеграции и реорганизации современных наукоемких и высокотехнологичных производств, способствующие ускорению темпов инновационного роста российской экономики, особенностей становления отечественного научно-технологического рынка, механизмов государственно-частного сотрудничества.

Ключевые слова: наукоемкий и высокотехнологичный комплекс, инновация, интеграционный процесс, государственная корпорация, финансирование, стратегия, развитие, государственно-частное партнерство.

Введение. Создания необходимого инновационного климата в экономике и видах экономической деятельности недостаточно для их инновацион-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект №№ 13-06-00139-а) и гранта Президента РФ ведущим научным школам (№ НШ-3850.2012.10).

ного развития. Как показала мировая практика, необходимо еще создание системообразующих диверсифицированных наукоемких интегрированных структур, ориентированных на выпуск и реализацию высокотехнологичной продукции [1, 2, 4, 11, 18, 24]. Это государственные корпорации, крупные холдинговые компании и концерны различной организационно-правовой формы и формы собственности.

Государственные корпорации в странах с рыночной экономикой — явление не новое. Создаются они для решения крупных экономических задач, требующих слияния капиталов нескольких хозяйствующих субъектов. Во второй половине 2000-х гг. в России в целях консолидации крупных активов в наукоемком секторе экономики, стимулирования его инновационной деятельности и формирования эффективной системы страхования было принято решение о создании государственных корпораций (ГК).

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» в целях содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности была создана ГК «Ростехнологии» (в настоящее время — «Ростех»).

Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» был определен порядок создания второй ГК в составе ОПК.

Впоследствии были созданы ГК и в других секторах экономики страны: «Агентство по страхованию вкладов», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», «Олимпстрой», «Российская корпорация нанотехнологий» и др.

Правовые и институциональные особенности функционирования государственных корпораций. Организационно-правовая форма хозяйствования «государственная корпорация» предусмотрена Федеральным законом от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О некоммерческих организациях». Юридически госкорпорация — вид некоммерческой организации. Поэтому к ней неприменимы нормы о приватизации и банкротстве.

Такая форма хозяйствования обладает рядом преимуществ. Государственные корпорации позволяют объединять ресурсы нескольких предприятий и концентрировать их на жизненно важных для страны направлениях. С помощью крупных ГК легче оказывать влияние на текущее социально-экономическое развитие страны без дополнительной нагрузки и рисков для бюджетной системы по целому ряду направлений (например, ценообразование, кредитование, осуществление определенных инвестиционных проектов и т. п.). Крупная государственная корпорация может извлекать выгоды из своих масштабов, например, широко пользоваться крупными банковскими кредитами.

Главным плюсом ГК является поддержка их со стороны государства. Это наблюдается и в практике развитых стран, когда подобные организации пользуются в кризисных ситуациях льготными кредитами и субсидиями, гарантированными за счет средств федеральных, региональных бюджетов и фондов, а также иными формами государственного содействия.

Для некоторых отраслей промышленности создание крупных государственных корпораций является ответом на усиление конкуренции вследствие вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Создавая государственные корпорации, предполагалось, что они станут одним из факторов развития экономики страны.

Ряд ГК в ходе их создания приобрели функции по определению государственной политики и нормативному регулированию в сфере своей деятельности, что противоречит законодательству. Так, в Федеральном законе «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» указано, что корпорация принимает нормативные правовые акты, а также осуществляет функции федерального органа исполнительной власти в области защиты государственной тайны. Государственная корпорация «Ростех» в соответствии с утвержденным положением принимает участие в реализации государственной экспортно-импортной политики, государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. В настоящее время в составе корпорации «Ростех» находятся 663 организации, из которых формируется 13 холдингов (8 в ОПК, а 5 — в других секторах), а также выделена 21 организация прямого подчинения [17]. Государственная корпорация «Ростех» имеет активы в таких гигантах, как ОПК «Оборонпром», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», оператора беспроводной связи «Yota» и ОАО «Российская электроника».

Государственная корпорация «Ростех». Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года ГК «Ростех» отводится значительная роль во взаимообмене технологиями и продуктами между гражданским и оборонным секторами, а также в совместной реализации ими исследований. В этих целях создается необходимая корпоративная структура [14].

Государственная корпорация «Ростех» начала масштабную программу по инновационному развитию своих предприятий. Реализация программы запланирована на 2011—2020 гг., а общая сумма денежных инвестиций в инновации составит 1 трлн руб.

Программа включает в себя более тысячи проектов. Согласно плану доля инновационных продуктов, производимых предприятиями ГК «Ростех»,

к 2020 г. должна повыситься от 5 до 15 % в общем объеме продукции корпорации [13].

В первую очередь программа направлена на проведение масштабной технологической модернизации предприятий корпорации и создание современной инновационной инфраструктуры, включая создание инновационного фонда корпорации.

Благодаря программе модернизации корпорация сможет занять на мировом рынке передовые позиции в таких секторах, как электроника, промышленные энергетические установки, биотехнологии, различные виды вооружения, военной и специальной техники, композиционные материалы.

Для того чтобы корпорация стала конкурентоспособной на мировом рынке, необходима не просто модернизация уже имеющихся производственных секторов, но и внедрение и развитие принципиально новых. Программа предусматривает внедрение новых сегментов производства. Так, наряду с радиоэлектроникой, авионикой и авиационным оборудованием, боеприпасами, вертолетами, двигателями и автомобилями, корпорация планирует развивать такие производства, как телекоммуникации, фармацевтика и медицинское оборудование, информационные технологии, биотехнологии, современные материалы, к которым, в первую очередь, относятся композиционные материалы, и ряд других новых направлений. Успешная реализация проектов в этих сферах позволит увеличить долю новых направлений в выручке с 4 % в 2010 г. до 13 % в 2020 г.

В 2009—2010 гг. государственные корпорации подверглись многочисленным финансовым проверкам, делались попытки их преобразования (одна из них закончилась преобразованием в 2011 г. ГК «Роснано» в ОАО «Роснано»). В настоящее время наметилась тенденция дальнейшего разгосударствления экономики и приватизации ключевых государственных активов.

К сожалению, в ходе создания и функционирования госкорпораций возник и ряд негативных моментов, суть которых сводится к ряду факторов.

Во-первых, возникает угроза монополизации, снижается конкуренция на внутреннем рынке, способная вызвать стагнацию самих корпораций.

При появлении монополиста на рынке того или иного вида наукоемкого продукта исчезает конкуренция — фактор развития производства, экономики. Монополист диктует цены на продукцию, в результате стоимость разработки и производства образцов высокотехнологичной продукции повыша-

ется, следовательно, увеличивается объем ассигнований, выделяемых на выполнение, в данном случае, государственного оборонного заказа в целом.

В то же время отсутствие конкуренции влияет на экономику монополиста. Не видя противников на рынке, он постепенно теряет интерес к повышению качества продукции, в результате теряет потребителей (они могут выйти на внешний рынок), начинается стагнация (застой) в производстве. Инструментом борьбы с монополизмом является антимонопольное законодательство.

Во-вторых, государственные корпорации могут свободно распоряжаться своими прибылями, которые не подлежат распределению, а также осуществлять любые действия на фондовом рынке, включая первичные размещения акций (ценных бумаг) — IPO.

Скорее всего это выразится в снижении объемов поступлений в доходную часть бюджета за счет уменьшения налога на прибыль ГК.

В-третьих, имущество, переданное в госкорпорацию, перестает быть государственным и становится собственностью корпорации.

На первый взгляд, в этом ничего страшного нет. Государство, являясь единственным учредителем госкорпорации, в любой момент может вернуть имущество обратно. Однако ГК, ставшая собственником переданного ей имущества, может использовать имущественный взнос РФ по своему усмотрению в соответствии с ее уставными целями, что позволяет выводить активы в негосударственную собственность без обеспечения должного контроля за ними со стороны государства.

Таким образом, государство теряет права на собственность имущества, переданного госкорпорации. Происходит так называемая стихийная приватизация (наиболее опасный вид отчуждения государственной собственности), которая в конечном итоге может стать похожей на приватизацию 1990-х гг.

В-четвертых, предприятия, включаемые в госкорпорации, выводятся из-под прямого контроля со стороны государства. Государственные корпорации нельзя банкротить, они отчитываются только перед Правительством РФ один раз в год, причем не обязаны публиковать отчет (остальные органы власти, включая Минюст России и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службы, перед ними бессильны). Без согласия госкорпорации органы государственного управления не могут запрашивать

у нее документы и проверять соответствие деятельности ее целям.

Закрытость госкорпорации от власти и общества таит в себе угрозу роста коррупции и возможность изменения целей их функционирования. Формально контроль за деятельностью госкорпораций возможен через создаваемый государством наблюдательный совет. Однако членами его по совместительству являются высшие государственные чиновники. Проверять госкорпорации может Счетная палата РФ, но ее полномочия по закону ограничены.

Если госкорпорацию нельзя банкротить, то государство вынуждено будет вкладывать средства для ее поддержки из федерального бюджета.

Кроме того, ситуацию усугубляет то, что в большинстве законов, в соответствии с которыми создавались ГК, либо полностью отсутствуют критерии оценки их деятельности, либо критерии не охватывают заявленные цели и не позволяют контролировать степень их достижения. Законодательством не предусмотрены санкции к руководителям госкорпораций за невыполнение заявленных программ. Создание государственных корпораций, распоряжающихся крупными активами, открывает дорогу, как считают специалисты, к неконтролируемой стихийной приватизации.

В связи с этим можно предположить, что будущее именно государственных корпораций, как таковых, является неопределенным. Существует большая вероятность того, что они постепенно будут преобразовываться в корпорации (интегрированные структуры) в форме открытых акционерных обществ, которые в настоящее время успешно функционируют в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).

Интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе. В 1990-е гг. сотни разрозненных оборонных предприятий не могли обеспечить не только развитие ОПК, но и сохранение имеющегося на ту пору его потенциала. Это стало одной из предпосылок создания в составе оборонно-промышленного комплекса системообразующих интегрированных структур (ИС) [8, 9, 20]. Первой такой структурой стала авиационная холдинговая компания ОАО «Компания «Сухой», находящаяся в государственной собственности. Затем было создано ОАО «Концерн ПВО «Алмаз — Антей». В настоящее время сформировался корпоративный облик ОПК. В нем более 50 интегрированных структур, в том числе таких, как ОАО

«Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» и др. На их долю приходится 60 % продукции, выпускаемой ОПК [6]. В дальнейшем в ОПК планируется создать 65 ИС, из которых 34 станут самостоятельными субъектами рынка, а 31 войдет в эти интегрированные структуры на правах дочерних предприятий [16].

Создание интегрированных структур в ОПК является одним из перспективных направлений совершенствования архитектуры управления оборонной промышленностью.

Их задачей является концентрация и эффективное управление потенциалом включенных в состав оборонных предприятий в целях гарантированного обеспечения потребностей национальной обороны в современных средствах вооруженной борьбы, повышения эффективности использования бюджетных средств, развития инновационности и конкурентоспособности оборонных секторов в интересах создания продукции военного, двойного и гражданского назначения [19].

Интегрированные структуры ОПК:

- обеспечивают концентрацию и управление совокупным научно-производственным и человеческим потенциалом включенных в их состав предприятий;

- позволяют сохранить и развивать научно-технологическую базу в интересах разработки и производства современных образцов вооружения, военной и специальной техники, формирующих перспективный облик Вооруженных сил РФ, других войск и военных формирований, а также систем, обеспечивающих их боевое применение и обслуживание;

- создают условия для совершенствования управления производственно-хозяйственной деятельностью, в том числе и управления стоимостью продукции (работ, услуг) включенных в состав структуры головных исполнителей и кооперации смежников;

- обеспечивают возможность комплектных поставок в войска систем и комплексов вооружения вместо поставок отдельных образцов;

- способствуют консолидации финансовых ресурсов и их направлению на решение задач инновационного развития;

- формируют организационную основу, обеспечивающую условия закупки образцов вооружения,

военной и специальной техники на всех этапах их жизненного цикла, а также перехода от системы заказов к программам приобретения комплексов оружия;

- создают организационно-экономические основы практической реализации принципов государственно-частного партнерства.

Все это создает предпосылки того, что интегрированные структуры будут все более и более влиять на инновационный климат в стране [22, 24, 25].

Инновационному развитию ОПК и экономики страны будут способствовать:

- создание инновационного сектора в ОПК;

- создание отечественного научно-технологического рынка;

- организация государственно-частного партнерства в области создания высокотехнологичной продукции.

Инновационный сектор ОПК. Для создания новаций военной, гражданской и двойной направленностей за счет внебюджетных источников, а также снижения уровня реального влияния государственных заказчиков на формирование приоритетов развития оборонно-промышленного комплекса, в том числе в части его инновационной деятельности, целесообразно создать в нем инновационный сектор.

Основной принцип, который должен быть реализован при формировании инновационного сектора в ОПК для сокращения технологического отставания продукции военного назначения, заключается в создании условий, при которых все субъекты технического оснащения Вооруженных сил РФ будут заинтересованы в создании недорогих, но эффективных образцов [3].

В рамках создания продукции военного назначения осуществляется разработка прорывных технологий, которые могут стать основой создания гражданской продукции с новыми свойствами.

В свою очередь использование новых технологий, созданных в гражданском секторе российской промышленности, при разработке и производстве современных и перспективных образцов военной продукции позволит повысить окупаемость затрат на разработку таких технологий.

Создание инновационного сектора в оборонно-промышленном комплексе должно предусматривать возможность более широкого технологического взаимообмена между военным и гражданским секторами российской экономики, что можно осуществить

на ранних этапах формирования проектов государственной программы вооружения и федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Кроме того, повышение роли ОПК в инновационном развитии страны обеспечивается за счет:

- перехода от предметной ориентации развития ОПК (под конкретные системы вооружения, которых закупается все меньше и меньше, что провоцирует деградацию оборонных предприятий) к объектной — целенаправленному развитию научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК как основы создания как военной, так и гражданской продукции;

- повышения спроса на высокотехнологичную (инновационную) продукцию отечественного ОПК;

- реализации диффузной модели инновационной деятельности (усиление трансферта технологий при создании военной продукции из гражданской сферы в военную и обратно);

- внедрения государственно-частного партнерства через использование методов индикативного управления (государство определяет цели развития инновационного сектора через значения соответствующих показателей и осуществляет финансирование этого сектора в предусмотренных объемах, а бизнес должен своими ресурсами способствовать достижению этих целей, поскольку в противном случае государство откажется от софи-нансирования развития бизнеса в ОПК);

- выделения в инновационном секторе кластеров с нерыночной основой функционирования, которые будут получать государственное финансирование на создание недорогих, но эффективных образцов военной продукции на основе оптимального сочетания гражданских и военных технологий;

- придания государственным заказчикам функций, стимулирующих их к внедрению результатов НИОКР в гражданский сектор экономики;

- создания организационных и правовых условий для осуществления долевого финансирования оборонных НИОКР, результаты которых могут стать основой создания не только образцов военной продукции, но и конкурентоспособной продукции гражданского назначения;

- оптимизации механизма распределения прав на объекты интеллектуальной собственности.

Магистральным направлением повышения инновационности российской экономики за счет наработок в ОПК является также создание обособ-

ленной структуры в области заказа и сопровождения наиболее перспективных, высокорискованных исследований и разработок оборонной направленности. Аналогичная структура под названием ДАРПА уже многие годы успешно функционирует в США. В настоящее время подготовлен законопроект «О Фонде перспективных исследований», создаваемом в целях содействия осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства. Его основными функциями могут стать:

1) формирование научных представлений о возможных угрозах, критически значимых для обороны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения;

2) определение основных направлений изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;

3) организация поиска, заказ на разработку, апробация и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения, осуществление финансирования этих мероприятий и проектов;

4) обеспечение доведения идей и решений до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения) полученных при их реализации результатов интеллектуальной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооруженных сил РФ, создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения, (далее — проекты), осуществление их финансирования;

5) распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные Фондом на основании договоров, и обеспечение передачи таких прав в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

6) осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Особенности отечественного научно-технологического рынка. Важнейшим условием внедрения инноваций является трансферт технологий и результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Основные предпосылки, которые дают возможность реализовать экономическую модель повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности в ОПК Российской Федерации путем становления и развития в стране научно-технологического рынка, изложены в работе [7].

На макроэкономическом уровне такие предпосылки обусловлены прежде всего ростом экономической мощи Российской Федерации.

Данные прогноза социально-экономического развития страны на период до 2015 г., судя по финансово-экономическим показателям реализации стратегии развития основных секторов российской экономики, свидетельствуют о том, что сырьевая направленность отечественной экономики в основном сохранится и в перспективе. Однако государство стремится к увеличению вклада в ВВП инновационных факторов, а также ОПК и других высокотехнологичных секторов экономики.

Это свидетельствует еще об одной основной предпосылке, связанной с наличием политической воли руководителей государства на приоритетное развитие промышленного, а не сырьевого сектора российской экономики. При этом предусматривается неуклонное повышение расходов на финансирование науки и опытно-конструкторских работ.

В качестве важной предпосылки на макроэкономическом уровне необходимо рассматривать и проникновение рынка во все сферы отечественной экономики, в том числе в область взаимоотношений системы заказов продукции военного назначения и оборонно-промышленного комплекса. Это дает возможность повысить приоритет экономических аспектов в функционировании федеральных органов исполнительной власти, от которых в той или иной мере зависит процесс создания и функционирования российского научно-технологического рынка.

Необходимо отметить и еще одну предпосылку макроэкономического уровня. Речь идет о том, что отечественная фундаментальная наука сохранила творческий потенциал, о чем свидетельствует ряд открытий мирового уровня. В частности, в Инсти-

туте ядерной физики Сибирского отделения РАН создана цифровая рентгенографическая установка, позволяющая в 50—100 раз снизить дозы облучения пациентов. Благодаря работе Института теоретической и прикладной электродинамики удалось создать новые композитные материалы с уникальными электрофизическими и магнитными свойствами, которые позволяют уменьшить радиолокационную заметность объектов специальной техники, выпускаемых институтом совместно с ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Крупным достижением стала разработка специалистами Института мозга человека РАН методов функционального картирования мозга человека. На основании результатов этих исследований разработаны высокоэффективные способы лечения расстройств речи.

К этому необходимо добавить и предпосылки мезоэкономического уровня.

Одна из них — усиление взаимосвязей программ и планов развития системы вооружения Вооруженных сил РФ, оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. С учетом новых тенденций и направлений технологического развития в мире принята программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011—2020 годы», предусматривающая разработку и освоение базовых и критических промышленных технологий, в том числе ориентированных на создание и производство современных видов вооружения, военной и специальной техники, и предполагающая комплексное решение проблем обновления производственно-технологической базы ОПК.

Известно, что в основе разработок как военного, так и гражданского назначения, как правило, лежат одинаковые технологические разработки. Результаты исследований и практика развитых стран показывают, что до 50—60 % оборонных научных разработок и технологий имеют применимость и высокую потенциальную эффективность при производстве наукоемкой гражданской продукции и продукции двойного применения, а их внедрение в гражданский сектор усиливает конкурентоспособность страны на мировом рынке. За счет этого повышается устойчивость и адаптивность оборонно-промышленного комплекса к внешним изменениям (появление новых угроз, изменение уровней

бюджетного финансирования и т. д.) вследствие диверсификации производства, военно-гражданской интеграции и проведения единой технической и технологической политики.

Это становится стимулом к интенсификации трансферта технологий из военной сферы в гражданскую и наоборот, что объективно обусловливает развитие научно-технического рынка, поскольку на нем становится больше игроков, обладающих значительными финансовыми ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенной предпосылкой является создание в ОПК крупных системообразующих научно-производственных интегрированных структур.

В результате создания такого типа интегрированных структур принципиально изменилась направленность интеграционных процессов: ранее осуществленная интеграция «вертикального» типа дополнена интеграцией «горизонтального» типа. В результате в рамках одной интегрированной структуры появилась возможность осуществлять выпуск техники всей номенклатуры соответствующего вида, что предполагает более интенсивный технологический обмен между предприятиями, входящими в такую структуру.

Важно также и то, что создание корпораций изначально ориентировано не только на отечественный рынок, но и на мировой. Это даст возможность повысить конкурентоспособность на мировом рынке отечественной техники и, главное, может стать связующим звеном между российским и мировым научно-технологическими рынками, что также станет источником активизации инновационной деятельности ОПК.

Фактически в создаваемых в настоящее время интегрированных структурах реализуются новые принципы управления — управление целеустремленными структурами. Как показано в работе [15], методологической вершиной данного подхода является концепция управления целеустремленными структурами (Business Enterprise Architecture — BEA), утвержденная сенатом и принятая к исполнению в США как составная часть развития федеральной архитектуры управления государством, объединяющая в единую систему управления личным составом, жизненным циклом продукции военного назначения, поставками и услугами, недвижимостью и жизненным циклом оборудования, финансами.

Что касается предпосылок на микроэкономическом уровне, то они связаны с все большим

использованием субъектами данного уровня (интегрированными структурами) в своей деятельности современных организационно-экономических механизмов. Во многом именно это предопределило процессную организацию их деятельности, охватывающую управление всеми аспектами функционирования предприятия.

Процессный подход постепенно заменяет сложившийся структурный подход, основанный на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляются по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т. п.), а их взаимодействие — через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.

С точки зрения инновационной деятельности структурная организация создания инновационной продукции обладает следующими недостатками [5]:

- разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые реализуются различными структурными элементами интегрированной структуры;

- отсутствие цельного описания технологий выполнения работы. В лучшем случае существует только фрагментарная (на уровне структурных элементов), и то невысокая актуальная документи-руемость технологий;

- отсутствие ответственного за конечный результат и контроль за технологией в целом;

- отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей, промежуточных результатов деятельности;

- неэффективность информационной поддержки, обусловленная наличием «лоскутной» автоматизации деятельности отдельных структурных элементов ИС;

- высокие накладные расходы и др.

В отличие от структурного, процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру ИС, а на бизнес-процессы, конечной целью выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей, следовательно, реализация которых приносит дополнительную прибыль.

Благодаря процессному подходу, ИС объективно становится заинтересованной в повышении экономической результативности каждого бизнес-про-

цесса, в том числе и инновационной деятельности. Поскольку инновационная деятельность является основой создания продукции с более высокими конкурентными преимуществами, то она объективно становится заинтересованной в активной деятельности на научно-технологическом рынке. Как покупатель РИД, ИС стремится приобрести те из них, которые предполагает к реализации в продукции (в случае, если РИД по каким-то причинам не будет реализован, то ИС его выставит на продажу). Как продавец РИД, ИС заинтересована в создании таких РИД, которые могут быть проданы по более высокой цене, что является целевой установкой инновационной деятельности.

Благодаря экономическим отношениям, возникающим в процессе функционирования научно-технологического рынка, будут созданы условия для активизации инновационной деятельности, наращивания инновационного потенциала и его реализации в фактор повышения эффективности экономики страны, функционирования отечественной промышленности и оборонно-промышленного комплекса.

Государственно-частное партнерство в области создания высокотехнологичной продукции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это особый вид взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов экономики, направленный на привлечение частных инвестиций в реализацию проектов по созданию высокотехнологичной продукции (ВТП).

При этом государство отвечает за определение целей проекта по созданию ВТП и его стоимостных и качественных параметров, осуществляет общий контроль, а частный партнер принимает на себя оперативную деятельность — планирование, финансирование, производство.

Основной идеей ГЧП является передача рисков тому из партнеров, кто успешнее может с ними справиться. С этой точки зрения ГЧП можно рассматривать как союз государства и бизнеса, основанный на разделении и перераспределении рисков для достижения лучших результатов [7, 10, 12, 21].

Для реализации ГЧП с привлечением предприятий ОПК могут быть использованы следующие механизмы привлечения бизнеса:

— внедрение системы долевого финансирования оборонных проектов;

— использование механизмов субсидий по процентным ставкам и государственных гарантий,

предоставляемых организациям ОПК в получении кредитов на приемлемых условиях для исполнения оборонного заказа, а также для проведения диверсификации и модернизации производства;

— разработка и принятие сбалансированных мер налогового стимулирования инновационной деятельности;

— развитие системы лизинга технологического оборудования, а также высокотехнологичной, наукоемкой продукции предприятий ОПК и др.

Государственно-частное партнерство способно повысить эффективность выполнения проектов по созданию высокотехнологичной продукции за счет участия в них частного бизнеса, обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения дополнительных инвестиций, а также дать возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий. Эффективность ГЧП обеспечивается не столько прямым сложением финансовых ресурсов, сколько максимально полным использованием возможностей каждого из участников проекта и совокупным сокращением рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную систему управления проектом по созданию ВТП, а бизнес — определенный набор гарантий и преференций.

Ключевым фактором развития ГЧП является создание мотивации у бизнеса вкладывать средства в проведение исследований и разработок и реализацию проектов по созданию ВТП, а также создание стимулов у государственных заказчиков к поиску путей партнерства с корпоративным сектором экономики.

Для активизации ГЧП в области создания ВТП необходима реализация следующих мероприятий [7]:

1) формирование производственно-технологической инновационной инфраструктуры предприятий малого и среднего бизнеса, взаимодействующих с предприятиями и интегрированными структурами ОПК на основе баланса интересов как в области создания ВТП, так и продукции двойного и гражданского назначения, взаимного трансферта высоких технологий;

2) создание инновационной инфраструктуры ОПК (финансовой, институциональной, образовательной), включающей технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные компании, технико-внедренческие особые экономические зоны, инжиниринговые и проектные фирмы, центры подготовки кадров;

3) расширение взаимодействия предприятий и интегрированных структур ОПК, его ведущих отраслевых научных организаций с вузами, институтами Российской академии наук и венчурными компаниями в целях их привлечения для выполнения поисковых исследований, внедрения передовых технологий, подготовки научных кадров;

4) формирование и развитие механизмов ГЧП для обеспечения эффективного кооперационного сотрудничества организаций ОПК с производственными и инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса;

5) снятие административных барьеров на пути расширения роли заинтересованного в подъеме ОПК бизнеса, за исключением случаев, когда участие частного капитала способно спровоцировать падение уровня обороноспособности и национальной безопасности страны;

6) развитие ГЧП по следующим направлениям:

— разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения внебюджетных средств (субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам, государственные гарантии для реализации программ и проектов по технологической модернизации организаций ОПК в интересах производства приоритетных образцов ВТП и диверсификации производства);

— привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации к осуществлению важнейших бизнес-проектов на основе софинан-сирования с частным бизнесом;

— развитие системы лизинга технологического оборудования, а также высокотехнологичной, наукоемкой продукции организаций ОПК;

— разработка комплекса мер по созданию системы страхования рисков, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, которая должна обеспечивать оптимизацию расходов на страхование путем контроля страховых тарифов.

К изложенному следует добавить, что в 2009 г. было принято решение о том, что ряд компаний с государственным участием должны разрабатывать программы своего инновационного развития на 5—7 лет. Такие программы должны быть утверждены Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям или соответствующими профильными федеральными органами исполнительной власти. Разработанные предприятиями ОПК к настоящему времени программы содержат мероприятия, направленные на разработку и внед-

рение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности. Кроме того, они направлены на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса.

Заключение. Государственные корпорации, интегрированные структуры наукоемкого и высокотехнологичного секторов российской промышленности являются основой инновационного развития отечественной экономики, так как именно здесь органично сочетаются следующие характерные черты инновационности:

- развитие государственно-частного партнерства через использование методов индикативного управления (государство определяет цели развития инновационной деятельности в интересах реализации государственных и федеральных программ через значения соответствующих показателей и осуществляет финансирование этого сектора в предусмотренных этими программами объемах, а бизнес должен своими ресурсами способствовать достижению этих целей, поскольку в противном случае государство откажется от софинансирования развития бизнеса в наукоемких и высокотехнологичных производствах);

- придание государственным заказчикам функций, стимулирующих их к внедрению результатов НИОКР в различные секторы экономики;

- создание организационных, экономических и правовых условий для осуществления долевого финансирования наукоемких инновационно ориентированных НИОКР, результаты которых могут стать основой для создания конкурентоспособной продукции различного назначения;

- стимулирование коммерциализации новых перспективных технологий, для чего производителям должно быть предоставлено право на формирование инновационных проектов на основе результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения фундаментальных НИОКР;

- оптимизация механизма распределения прав на объекты интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Авдонин Б. Н., Хрусталёв Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.

2. БендиковМ. А., ХрусталёвЕ. Ю. Интеграция как фактор роста инновационного и инвестицион-

ного потенциала российской промышленности // Консультант директора. 2007. № 1.

3. Буренок В. М., Косенко А. А., Лавринов Г. А. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методические аспекты. М.: Граница, 2008.

4. Буренок В. М., Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

5. ИвлевВ., Попова Т. Процессная организация деятельности предприятия. URL: http://www. akdi. ru/avt-upr/UPR/ivlev2.htm.

6. Крамник И. Способы ликвидировать отставание // Эксперт. 2012. № 1.

7. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г. В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012.

8. Лавринов Г. А., Хрусталёв О. Е. Метод формирования интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Прикладная эконометрика. 2008. № 1.

9. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Формирование интегрированных структур в военно-промышленном комплексе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.

10. Ларин С. Н., Хрусталёв Е. Ю. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34.

11. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Организационно-экономические механизмы реализации планов и программ развития наукоемких сфер деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1.

12. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономические механизмы согласования корпоративных интересов субъектов интегрированных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.

13. Оборонно-промышленный комплекс государств — членов ОДКБ. Межгосударственный справочник. М.: ОДКБ, 2011.

14. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

15. Пискунов А. А. Будущее — за целеустремленными структурами // Национальная оборона. 2006. № 5.

16. Российский военно-промышленный комплекс. Дайджест материалов прессы. № 13 (2—6 апреля 2012 г.). М.: ИА ТС ВПК, 2012.

17. Ростех передает активы // Военно-промышленный курьер. 2013.№ 10.

18. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8.

19. Хрусталёв Е. Ю. Военно-гражданская интеграция в сфере распространения технологий и изделий двойного применения // Вооружение. Политика. Конверсия. 2012. № 5.

20. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Интеграционная стратегия институционального развития наукоемкого производственного комплекса / матер. V Международной научной конференции «Инновационное развитие и экономический рост». М.: РУДН, 2011.

21. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.

22. Хрусталёв О. Е. Алгоритм отбора наукоемких предприятий в интегрированные комплексы // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2007. Т. 14 Вып. 2.

23. Хрусталёв О. Е. Механизмы и методы интеграции наукоемких производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25.

24. Хрусталёв О. Е. Формирование интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 1.

25. Хрусталёв О. Е. Формирование основы интегрированной производственной структуры // Экономическая наука современной России. 2008. Экспресс-выпуск № 1.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В БАНКЕ-2013

«Как построить долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами МСБ? Кредитование и дополнительные источники доходов. Новые возможности»

Национальная практическая конференция Москва, 20-21 июня 2013 г. Holiday Inn Lesnaya

При поддержке

Участие в конференции позволит Вам:

УЗНАТЬ, какие источники доходов МСБ станут для банков основным драйвером роста

УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ профессиональное видение, сравнив стратегии развития и конкурентные преимущества крупных и средних, универсальных и специализированных банков

ЩШ ••

ОЗНАКОМИТЬСЯ с новыми инициативами государства, которые поддержат развитие кредитования МСБ в России

ОБСУДИТЬ успешные кейсы, которые демонстрируют, как российским банкам увеличить доходность работы с клиентами МСБ

vf@gfposta.com Тел.: +7 (495) 973-27-48

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! www.globalforumfactory.ru/MCB3

Для получения специальных условий укажите промо-код FINANCE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.