Научная статья на тему 'Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области'

Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / МИКРОЗАЙМЫ / ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД / ИННОВАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / FINANCE / INVESTMENT ACTIVITY / SMALL BUSINESS / OWNERSHIP / MICRO-LOANS / A GUARANTEE FUND / INNOVATION AND INDUSTRIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Галина Михайловна, Майоров Александр Алексеевич

В статье показана экономическая история развития предпринимательства в Оренбургской области как самостоятельного сектора экономики, который на данном этапе требует стимулирования развития инновационно-производственной сферы посредством финансового влияния на результаты хозяйствования, расширения инфраструктуры финансового рынка, системы работы с субъектами научного инновационного малого бизнеса, увеличения его доли в региональной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial component of the efficiency of business in the Orenburg region

The paper describes the economic history of entrepreneurship in the Orenburg region as an independent sector of the economy. At the present stage it requires the promotion of the innovation and production sector through the financial effect on the results of management, expansion of financial market infrastructure, a system of work with the subjects of scientific innovation small business and an increase of its share in the regional economy.

Текст научной работы на тему «Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области»

УДК 338(470.56)

ББК 65.290(2Рос-4Кра) З 24

Г.М. Залозная

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и управления Оренбургского государственного аграрного университета, г. Оренбург. Тел.: (3532) 77 00 23, e-mail: zalozn@rambler.ru.

А.А. Майоров

Преподаватель кафедры экономической теории и управления Оренбургского государственного аграрного университета, г. Оренбург. Тел.: (3532) 77 00 23, e-mail: ale5009@yandex.ru.

Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области

(Рецензирована)

Аннотация. В статье показана экономическая история развития предпринимательства в Оренбургской области как самостоятельного сектора экономики, который на данном этапе требует стимулирования развития инновационно-производственной сферы посредством финансового влияния на результаты хозяйствования, расширения инфраструктуры финансового рынка, системы работы с субъектами научного инновационного малого бизнеса, увеличения его доли в региональной экономике.

Ключевые слова: финансы, инвестиционная активность, малое

предпринимательство, формы собственности, микрозаймы, гарантийный фонд,

инновационно-производственная сфера.

G.M. Zaloznaya

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, the Orenburg State Agrarian University, Orenburg. Ph.: (3532) 77 00 23, email: zalozn@rambler.ru.

A.A. Mayorov

Lecturer of the Department of Economic Theory and Management, the Orenburg State Agrarian University, Orenburg. Ph.: (3532) 77 00 23, e-mail: ale5009@yandex.ru.

The financial component of the efficiency of business in the Orenburg region

Abstract. The paper describes the economic history of entrepreneurship in the Orenburg region as an independent sector of the economy. At the present stage it requires the promotion of the innovation and production sector through the financial effect on the results of management, expansion of financial market infrastructure, a system of work with the subjects of scientific innovation small business and an increase of its share in the regional economy.

Keywords: finance, investment activity, small business, ownership, micro-loans, a guarantee fund, innovation and industrial sphere.

Экономика Оренбургской области включена в систему внешних хозяйственных связей страны. География торговых контрактов Оренбургских предприятий охватывает свыше 80 стран. На протяжении десятилетия отмечается рост внешнеторгового оборота. Так, в 2010 -2011гг. по сравнению с 2000 годом он увеличен более чем в 3 раза и превышает 6 млрд. долларов США. Объем внешнеторгового оборота в расчете на одного жителя области составляет свыше 3 тыс. долларов США. В составе экономически активного населения

области 94,7% - лица в трудоспособном возрасте [1].

Финансово-экономический климат Оренбуржья в течение двух с половиной веков, как в государственном, так и в частном секторе постоянно меняется. На начальном этапе советской власти предпринимательство вытеснялось из экономики региона в промышленной и финансовой сфере, оставаясь в сельском хозяйстве, чему способствовало введение продналога вместо продразвёрстки и разрешение на ведение кустарных промыслов.

В сельском хозяйстве создавались коммуны. Увеличивалась доходность крестьянских хозяйств. Но в целом содействие предпринимательству носило декларативный характер. Этому предшествовала перестройка системы финансов и кредита в 1930-1931 годах, когда коренным образом был изменен и упрощен порядок налогообложения, внесены существенные изменения в бюджетную систему, перестроено краткосрочное кредитование, введен новый порядок хозяйственных расчетов и платежей.

В результате проведенной в 1930 году налоговой реформы 56 различных платежей были объединены в налог с оборота, 5 других - в отчисления от прибыли; эти два вида платежей стали главными для государственных предприятий, организаций и для государственного бюджета. Курс был взят на развитие крупных форм производства и на фондовое распределение ресурсов [1, с. 55]. К 1965 году государство значительно повысило роль финансов как рычага централизованного руководства экономикой, что отразилось на предпринимательском секторе зажимом рыночной инициативы и иинициативы легальных предпринимателей.

В целом по стране в семидесятые и до середины восьмидесятых годов прошлого столетия становление и развитие бизнеса в СССР не актуализировалось. Хозяйственный риск в целях извлечения прибыли, который английский экономист А. Смит определял как предпринимательскую деятельность, не приветствовался. Вместе с тем к началу 80 годов ХХ века в Оренбургской области финансовые органы зарегистрировали около 65 тыс. граждан, занимавшихся кустарно-ремесленной деятельностью и частной практикой. Средняя ставка налогообложения частников составляла 25%, что в мировой практике оценивается как незаинтересованность государства поддерживать свободные рыночные отношения и многоуровневую собственность.

Экономика Оренбуржья начала активнее развиваться с началом кооперативного движения и принятием закона «О кооперации в СССР» в 1988 году. В эти годы в связи с проводимыми в стране реформами (начало 90-х годов прошлого века) динамично развивался бизнес. С принятием закона № 88-ФЗ, от14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в число малых предприятий стали входить юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, включая государственную и муниципальную.

Государственное предпринимательство осуществляло экономическую активность от имени государственных органов управления или органов местного самоуправления и отвечало по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности. Частное предпринимательство рассматривалось как форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя [2].

К 1995 году в Оренбургской области насчитывалось 13617 малых предприятий с численностью работников 90866 человек. Доля всех работавших на малых предприятиях составляла 10,1% от общего количества занятых на предприятиях и в организациях области. Характерной особенностью предпринимательства в тот период являлось привлечение работников на условиях совместительства, договоров подряда и других договоров гражданско-правового характера. В 1995 году их численность составляла свыше 32 тыс. человек. Торговля и общественное питание занимали главенствующее положение в сфере малого бизнеса. Этой деятельностью занималось около 70% хозяйствующих субъектов, в этом секторе экономики было занято более половины работников сферы малого бизнеса. Число строительных организаций в общей структуре этой сферы составляло 7,5%,

предприятий, занятых производством промышленной продукции - около 7,0%.

Развитию предпринимательства к середине девяностых годов ХХ века способствовало начавшееся в Оренбургской области с 1992 года разгосударствление, демонополизация экономики, переход к рыночным методам хозяйствования, рыночной инфраструктуре и политике либерализации цен. Из всех рыночных преобразований того времени приватизация являлась главным. В результате разгосударствления собственности частная собственность стала составлять 63,4%, в то время как государственная - 10,7%.

Период региональной приватизации был отмечен тем, что прирост прибыли кооперативов происходил не за счет повышения эффективности производства, а за счет увеличения цен на продукцию и выполненные услуги.

До 1997 года экономическая ситуация в Оренбургской области оставалась относительно стабильной. Однако девальвация отечественной валюты по отношению к доллару в августе 1998 года и последовавший за этим финансово-валютный кризис осложнили финансовое состояние предпринимательства в целом по стране.

Необходимо также отметить, что преобразования финансовой системы в 90-х годах проходили в условиях низкой инвестиционной активности. В период с 2000 по 2004 годы в области наблюдалась тенденция сокращения бизнеса в промышленности на 15,7%, в строительстве - на 10,6%. Развивались малые предприятия транспорта и связи, их число выросло соответственно на 45,5% и 40,9% [3]. В целом к 2004 году стабилизация экономики начала улучшать общую финансовую ситуацию региона.

По данным Министерства финансов Оренбургской области, консолидированный бюджет с 1999 по 2003 год и в 2005 году был дефицитным, а в 2004 году и с 2006 по 2008 год доходы бюджета превышали расходы. В развитии малого бизнеса с 2005 по 2007 год наблюдалась стабильность, которая заметно проявлялась в структуре числа малых предприятий и росте численности работающего в этой сфере населения.

О том, что предпринимательство в Оренбуржье с начала 2007 года стало планомерно развиваться, свидетельствует и увеличение налогов в бюджет. Так в бюджетную систему области в 2008 году поступило со сборов, налогов, и иных обязательных платежей 124417,2 млн. рублей, что больше, чем в 2007 году на 22141,5 млн. рублей (на 21,6%). По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, из общей суммы налогов и сборов 38% поступило в консолидированный бюджет области и 62% - в федеральный бюджет. Распределение предпринимательства в регионе в этот период по видам экономической деятельности служит иллюстрация показателей развития малых предприятий по основным видам деятельности за 2005-2007 годы (табл. 1).

Таблица 1

Показатели развития малых предприятий по основным видам деятельности

за 2005-2007 годы [4]

Показатель 2005 год 2006 год 2007 год

Количество малых предприятий, единиц 8 401 8 977 9 912

в том числе по отраслям:

промышленность 1 374 1 449 1 449

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство 440 500 547

строительство 1 329 1 467 1 531

транспорт и связь 360 331 464

торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги 3 391 3 513 4 061

прочие виды обслуживания населения и предприятий 1 227 1 343 1 476

здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение 244 333 347

образование 36 41 37

Численность занятых на малых предприятиях, человек 109 582 110 954 127 340

в том числе по отраслям:

промышленность 26 419 23 864 23 270

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство 6 041 5 973 6 594

строительство 30 973 30 982 34 124

транспорт и связь 3 027 3 617 5 948

торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги 35 733 37 296 46 799

прочие виды обслуживания населения и предприятий 5 652 6 535 7 546

здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение 1 561 2 442 2 869

образование 176 245 189

Оборот малых предприятий (млн. рублей) 40 926 48 668 76 455

в том числе по отраслям:

промышленность 67 74 8 033 12 716

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство 443 644 1 140

строительство 6 989 9 644 12 343

транспорт и связь 2045 1 094 2 066

торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги 18 992 25 530 43 633

прочие виды обслуживания населения и предприятий 5 465 3 217 3 778

здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение 208 481 743

образование 7 20 33

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (млн. рублей) — 1 074 2 562

в том числе по отраслям:

промышленность — 708 938

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство — 4 29,9

строительство — 33 430

транспорт и связь — 121 156

торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и гостиничные услуги — 55 745

прочие виды обслуживания населения и предприятий — 146 210

здравоохранение, физическая культура, социальное и коммунальное обеспечение — 4 51

образование — — 1

В 1991 году в России была введена строгая регламентация регистрации малого бизнеса, позволявшая проследить всю его деятельность в развитии. Она отменяла действующий до января 1991 года порядок, установленный гражданским кодексом РСФСР от 11 июня 1964 года, когда государственная регистрация малого предприятия в качестве юридического лица не являлась обязательной процедурой. Федеральный Закон № 445-1 от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определял общие правовые и экономические условия создания предприятий, устанавливал организационноправовые формы предприятий и особенности их деятельности, чем упорядочивалось

ускорение процесса государственной регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности. В каждом субъекте федерации был создан Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей [5].

В 2007 году Законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий были изменены.

В Оренбуржье на начало 2008 года насчитывалось 14789 малых предприятий (1887 -малых предприятий и 12902 - микропредприятия, без сельскохозяйственных), что составляло 38,2% от общего количества хозяйствующих субъектов. В сравнении с 1995 годом (13617) рост предприятий малого бизнеса к 2008 году (14789) составил 1172 единицы. Незначительные изменения происходили с численностью занятого в малом бизнесе населения, так в 2008 году региональный малый бизнес насчитывал 131,9 тыс. человек работающих (на условиях первичной и вторичной занятости). Из общего числа работников малых предприятий на постоянной основе работало 121,8 тыс. человек, или 92,3%.

Сопоставление статистических данных позволяет утверждать, что каждый шестой работник списочного состава организаций области был занят в малом бизнесе. В 2008 году оборот малых предприятий составил 104962,1 млн. рублей, или 16,1% общего регионального оборота. При этом почти 65% оборота малых предприятий приходилось на торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В общем обороте организаций доля малых предприятий по этому виду деятельности составила 73%. Несмотря на то, что удельный вес оборота малого бизнеса, осуществляющего строительную деятельность, составил 14,9% от оборота всех малых предприятий, его вклад в общий оборот организаций области по соответствующему виду деятельности был существенным и составлял 44,1% [4].

В 2008 году малому бизнесу на развитие экономики и социальной сферы области было направлено 3879,9 тыс. рублей инвестиций в основной капитал. При этом отраслевая структура малого бизнеса с 1996 по 2009 годы была несбалансированна.

Наибольшее число субъектов малого бизнеса сосредотачивалось в оптовой и розничной торговле; сферах, осуществляющих ремонт (22,6%), в сельском, лесном хозяйстве (13,4%), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (14,4%). Преобладающей формой собственности являлась частная собственность (75,3%). Коммерческие юридические лица в форме ООО составляли 54,8%.

В 2009 году прирост числа субъектов малого бизнеса в области составил 1440 единиц (2,3 процента к уровню 2008 года); в 2010 году - 1536 единиц (2,4 процента к уровню 2009 года); в 2011 году - 1639 единиц (2,5 процентов к уровню 2010 года соответственно). Развитие предпринимательства в указанный период происходило за счёт расширения доступа к ресурсной поддержке (финансово-кредитной и имущественной), привлечения в малый бизнес дополнительных инвестиций.

На начало 2010 года в Оренбургской области было зарегистрировано в качестве хозяйствующих субъектов 55578 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, прошедших с 1 января 2004 года государственную регистрацию (перерегистрацию) в налоговых органах, из них 2327 - главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Данная статистика свидетельствовала о том, что в Оренбургской области осуществление деятельности без образования юридического лица являлось наиболее популярной формой осуществления предпринимательской деятельности.

На текущий момент в Оренбургской области функционирует около 85 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 15,7 тысяч малых предприятий (из них около 13 тыс. - микропредприятия) и 60 тысяч индивидуальных предпринимателей, в числе которых и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также в области работают около 7 тысяч фермерских хозяйств в форме юридических лиц.

По данным министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, субъектами предпринимательства в 2011 году показаны

следующие результаты:

- доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий и

организаций составляет свыше 40%; оборот малых предприятий (с учётом

микропредприятий) составил более 107 млрд. рублей, что в расчёте на душу населения

составляет чуть более 50% от среднего по стране и является низким показателем для

Приволжского Федерального округа;

- доля оборота малых предприятий (без учёта микропредприятия) в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет около 14%;

- субъектами малого предпринимательства оказано платных услуг населению на сумму 17 млрд. рублей; малый бизнес за последние три года обеспечил от 70% до 72% оборота розничной торговли; более 60% объема работ, выполнено по виду деятельности «строительство»;

В рамках мероприятий областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Оренбургской области на 2009-2011 годы реализован комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства. За получением микрозаймов на начало 2010 года обратилось 1085 субъектов предпринимательства. Сумма кредитования этой сферы составила свыше 23 млрд. рублей (почти 23% от общей суммы выданных кредитов). Общая сумма предоставленных поручительств Гарантийным фондом Оренбургской области составила примерно 164 млн. рублей, это позволило обеспечить кредиты на сумму свыше 303 млн. рублей. Средний размер процентной ставки по кредитам, выданным в 2009-2010 гг., составил 17,5%—18,5% годовых. Структура обеспеченных кредитов по видам деятельности заёмщиков: около 63% - торговая деятельность, 28% - услуги, чуть более 10% -производство. Под залог интеллектуальной собственности малому бизнесу кредиты не выдавались. За счёт полученных кредитов реализованы бизнес-проекты предприятий малого и среднего бизнеса, позволившие сохранить около 20500 рабочих мест и создать более 700 новых.

На областном уровне действует Гарантийный фонд, Фонд содействия развитию инвестиций для субъектов малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого предпринимательства. Функционируют специализированные организации инфраструктуры: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей), информационно-аналитические центры, центры правовой поддержки предпринимательства. Действуют Оренбургский областной бизнес-инкубатор, муниципальный бизнес-инкубатор в г. Орске.

С началом рыночных преобразований российской экономики, провозгласивших равенство всех форм собственности, малый бизнес получил статус полноправного хозяйствующего субъекта экономики и последние 10 лет котируется как самостоятельный сектор экономики, удерживая тенденцию к стабильности в развитии, особенно в сферах, не требующих значительного капитала, наличия дорогостоящего оборудования, привлечения большого числа работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По прогнозам специалистов, расширенное развитие этого сектора экономики в Оренбуржье должно стать основой социальной реструктуризации общества. В этом случае роль предпринимательства в социально-экономическом развитии региона по мере увеличения доли в валовом выпуске, росте числа работодателей и освоения новых инновационных продуктов будет расти. А это значит, что по мере снижения уровня безработицы, подъема производства, упрочения хозяйственных связей, стабильной выплаты заработной платы кризиса социальной сферы удастся избежать.

Вместе с тем следует отметить, что Оренбургская область в оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации не является лидером, демонстрирующим высокие показатели по финансовому, инновационному, производственному, потребительскому фактору инвестиционной оценки, а также по уровню развития предпринимательства.

Несмотря на существенный рост числа субъектов малого бизнеса в последние годы,

область в настоящее время существенно уступает большинству регионов ПФО по комплексу показателей, характеризующих уровень развития показателей МБ [6]. По сравнению с соседними регионами, в Оренбургской области число субъектов малого бизнеса меньше, чем в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Нижегородской и Самарской областях [7] и ближайших агломерациях Урало-Поволжья. Отчасти это объясняется тем, что научные исследования и инновации в регионе на протяжении последних лет отстают в развитии. Нельзя назвать высокой и численность исследователей с учёными степенями, занятыми в Оренбуржье в сфере инновационной деятельности, что не способствует активному росту в регионе предприятий малого бизнеса с интеллектуальной составляющей и в какой-то мере тормозит развитие инновационного сектора. В Оренбургской области на протяжении десятилетий малый бизнес развивается преимущественно в сферах торговли, строительства, связи, транспорта и ряда других отраслей, не относящихся к инновационной деятельности.

В экономических отношениях главным мерилом продолжают оставаться деньги, в то время как мировой бизнес основным потенциалом своего развития рассматривает интеллектуальный капитал и цивилизованный рынок его оборота, действующий на основе отлаженного законодательства и развитой финансовой инфраструктуры. Вызовы современной экономики требуют обеспечить на финансовом рынке доступ малому бизнесу к различным видам финансовых ресурсов.

В 2009-2011 гг. вклад малого бизнеса в доходную часть местных бюджетов Оренбургской области колебался от 40% до 10%, в зависимости от территории. Данная статистика требует анализа и стимулирования развития инновационной сферы малого бизнеса. Этот вектор развития нуждается в поддержке и одновременно развитости инновационной инфраструктуры финансового рынка на региональном и местном уровнях.

В Правительстве области рассчитывают, что в 2012 году Оренбургская область сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело (как минимум 10%), а по уровню роста инновационно-производственной структуры малого бизнеса на 1-2%.

С учётом прогнозов специалистов, основанных на целевых индикаторах развития предпринимательства, определённых Стратегией развития Оренбургской области до 2030 года, в субъекте федерации в ближайшие 20 лет планируется достичь изменения отраслевой структуры и увеличения доли оборота малых предприятий неторгового, созидающего сектора (инновационная деятельность, социальная сфера, услуги, промышленность, ЖКХ, сельское хозяйство) с 36% до 50% от общего объема оборота малых предприятий [8]. Освоение новых инновационных продуктов предполагается в объеме производства 15% к нынешним 0,4%.

Положительным результатом эффективности финансирования малого бизнеса явилось то, что, начиная с 2000 года, число малых предприятий в регионе увеличилось в 2 раза, их оборот вырос в 12 раз. Если в 2001 году в Оренбургской области расходы на малый и средний бизнес составляли 1,7 млн. рублей, то в 2010 это составило 186, 6 млн. рублей.

За 2009 г., 2010 г. и 6 месяцев 2011 г. в сравнении с 2006-2008 гг. финансирование целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса увеличилось почти в два раза с 242,9 до 520 млн. рублей. За 6 предшествующих лет в область дополнительно привлечено более 520 млн. рублей федеральных средств (из них свыше 300 млн. рублей в 2009 году, 65 млн. рублей в 2010 году). На начало 2011 года в области действовало 15,6 тысяч малых предприятий (из них 12,9 тысяч микро-предприятия), оборот малых и средних предприятий составлял около 85 млрд. рублей. Доля оборота малых предприятий (без учёта микропредприятий) в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности превышала 12%.

Малый бизнес Оренбуржья вышел из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. с наименьшими потерями, но возникли проблемы, препятствующие его развитию. Кризис подтвердил, что недостаточность финансовых ресурсов не позволяет повысить инновационную активность региона в сфере малого бизнеса и начать коммерциализацию его

результатов.

В 2009-2011 годах региональные меры государственной поддержки осуществлялись в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы». Финансирование мероприятий Программы в 2009 г. составило 226,8 млн. руб., в 2010 г. - 230,3 млн. руб. За 2009-2011гг. региональный малый бизнес получил около 600 микрозаймов на сумму 180 млн. рублей, 99 поручительств на сумму 237,5 млн. рублей. За этот период было одобрено свыше 220 заявок на получение грантов для создания бизнеса на сумму около 39 млн. рублей. Доля субъектов малого бизнеса в общем количестве организаций области в 2010 году увеличилась и составила почти 40% [9]. Программой предусматривались все формы поддержки в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Мы считаем, что в условиях всё возрастающей глобальной конкуренции, обостряющейся в связи с вступлением России в ВТО, основными целями регионального масштаба должны стать увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике Оренбургской области и формирование инновационно-производственной сферы данного сегмента.

Вместе с тем в 2009-2010 году Оренбургская область по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства и по уровню инновационной активности отставала от других областей в ПФО. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, развитие малого бизнеса в 2009 году в области характеризовалось следующими показателями:

- объём оборота предприятий малого бизнеса составил 106067,3 млн руб., в расчёте на душу населения это равно 50,4% от среднего по России, по этому показателю Оренбуржье занимало последнее место в ПФО;

- доля занятых в малом бизнесе в общей среднесписочной численности занятых в области составила 19,5%, что ниже среднего значения по РФ (21,7%);

- количество предприятий в малом бизнесе в области в расчёте на 100 тыс. населения

- 702,1 ед. (по России - свыше 1126 ед.);

- степень участия малого бизнеса в осуществлении инновационной деятельности не обеспечивала потребности региона в инновационном развитии. В этот период область входила в группу регионов со средней инновационной активностью (75-125% от среднего значения по регионам России). В то же время высокая инновационная активность по регионам России составляла 125-200%; низкая 25-75%, отстающие регионы менее 25% [10].

По количеству предприятий малого бизнеса на 100 тыс. жителей область занимала предпоследнее место в ПФО. В регионе наблюдалась неравномерность распределения инновационного потенциала между районами области. Отмечалась существенная диспропорция между наличием субъектов малого бизнеса в г. Оренбурге (5596 субъектов МБ на 100 тыс. чел.) и остальными территориями области (3053 субъектов МБ на 100 тыс. чел.), т.е. в 1,83 раза меньше. Связь между уровнем инновационной активности и уровнем экономического развития территории не анализировалась.

Затраты на инновации в 2005-2011 гг. в Оренбургской области распределялись неравномерно, что влияло на уровень инновационной активности в регионе и определяло степень участия организаций региона в осуществлении инновационной деятельности. Анализ общей схемы расходов свидетельствует, что в Оренбуржье реализуются такие инструменты, как микрокредитование, гарантирование, прямое невозвратное финансирование, субсидирование процентной ставки. Поддержка деятельности субъектов малого бизнеса по охране авторских прав, созданию интеллектуальной собственности, развитию инновационного сегмента остаётся в числе нереализованных инструментов развития. Реестр инновационных компаний малого бизнеса в регионе отсутствует.

В этой части показателен пример 2009 года, когда в Оренбургской области по отраслевой структуре малого бизнеса на долю бытовых услуг приходилось около - 37%

грантов, промышленного производства - 11,7 %, общественного питания - 4,3%, строительную сферу - 7%, инновационные проекты - 2,5%.

Правительству области, инфраструктурным организациям (фондам), Торговопромышленной палате, областному Союзу промышленников и предпринимателей, центрам поддержки необходимо решить задачи развития малого бизнеса и создать реальные возможности обеспечения эффективности социальных и экономических преобразований в регионе. Мы считаем необходимым в этой части:

- разработать условия для увеличения степени участия малого бизнеса в выполнении государственных и муниципальных заказов, сделав обязательным для государственных заказчиков соблюдение квоты для инновационной сферы малого бизнеса;

- привлечь в муниципальные образования предприятия с современными конкурентоспособными технологиями; подготовить в каждом муниципальном образовании перечень инвестиционных площадок и обеспечить доступ к этой информации потенциальных инвесторов;

- разработать совместно с представителями бизнес-сообщества и включить в планы стратегического развития муниципалитетов городов и районов области мероприятия, предусматривающие развитие финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства и инициировать деятельность Гарантийного фонда и Фонда смешанных инвестиций на поддержку именно малых предприятий. Сегодня поддержку и поручительство фондов получают в основном акционерные общества и микропредприятия. Разработать мероприятия для превращения их в действенный инструмент развития инновационной сферы малого бизнеса;

- продолжить развивать внешние контакты субъектов малого бизнеса, как на уровне регионов России, так и с зарубежными странами с целью поиска потенциальных партнёров, обмена опытом, сбытом своей продукции;

- создать систему работы с субъектами научного инновационного малого бизнеса области по включению в финансовый оборот интеллектуального капитала.

Практика показывает, что активизация процессов финансирования малого бизнеса, повышающая его эффективность, происходит, как правило, когда данным процессам сопутствует государственная политика, предусматривающая количественное и качественное развитие предприятий малого бизнеса, его инновационного потенциала, регулируемого финансовыми взаимосвязями и госзаказом. Одним из путей решения данной проблемы может стать использование нематериальных активов в хозяйственном обороте региона, что является относительно новым направлением в современной экономике, которое прошли все развитые страны.

При этом программ коммерциализации, финансовых инструментов, способных обеспечивать рыночный оборот научных разработок, удовлетворяющих региональные, российские и международные потребности в технологичном и техническом оборудовании по переработке сельскохозяйственной продукции, обработке почвы, кормлении и выращивании животных, агробиотехнологиях нового поколения (живых систем, биогенной инженерии), охране окружающей среды в Оренбургской области нет. Изучение инновационной деятельности малых предприятий с целью выявления экономической эффективности два последних года не проводится. На 2010-2011 гг. статистика обследования малых предприятий на предмет отнесения их к категории иновационно-активных отсутствует. Интеллектуальная собственность практически не страхуется, не кредитуется, не запускается в коммерческий оборот механизмами залога, мены, купли-продажи, что в итоге снижает наращивание объектов ИС новой формации. Это означает, что на текущий момент развитию высокотехнологичных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, региональная инновационная сфера малого бизнеса в полной мере служить не может.

В то же время региональное внимание к проблемам предпринимательства является одной из основных задач, а региональный ресурс заключается в научном потенциале, который предлагает идеи, создаёт проекты и технологии. Доказательством этому служат

итоги IX международного салона инноваций и инвестиций (2009 Москва), где Оренбургские проекты получили 5 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовые медали, а также 10 дипломов лауреатов салона. В 2010 году по итогам X Московского международного салона инноваций и инвестиций Оренбургским проектам присуждено 6 золотых, 11 серебрянных, 2 бронзовых медали и 10 дипломов лауреатов.

Продолжать развивать инновационные проекты, их внедрение и пара-производство за счёт ФМРМБ в рамках местных фондов и функционирования системы микрофинансирования малого бизнеса в Оренбургской области скорее не удастся, так как основные рамки микрокредитов - 100-600 тыс. рублей и срок погашения не более года.

Развитие малого бизнеса, рассчитанное на вовлечение в финансовый оборот результатов интеллектуальной деятельности, возможно в том числе при наличии долгосрочных займов и финансовых схем, а также принятии регионального закона о микрофинансовой деятельности (который в регионе отсутствует), позволяющего, как и федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предоставлять займы малому бизнесу в размере до 1 млн. рублей.

Потенциал фондов области направлен на оказание помощи акционерным обществам и микропредприятиям. Малый бизнес, создающий интеллектуальную собственность в виде разработок, лишён возможности получить финансовую помощь региональных фондов, поскольку не отвечает требованиям о безубыточности, доходности, ликвидности залогов.

Мы полагаем, что практику, когда в докризисные годы малый бизнес, имеющий трудности доступа к источникам финансирования и внешним финансовым инструментам, вынужденно обходился собственным капиталом, используя при этом для привлечения инвесторов внутренние ресурсы и затрачивая на становление годы. В целях ускоренного его развития и повышения инновационного потенциала, такую практику надо менять.

Анализ региональных бюджетных затрат на исследования и разработки свидетельствует, что в Оренбуржье они ниже, чем в ряде других регионов. Работа по коммерциализации и вовлечению интеллектуальной собственности в рыночный оборот неэффективна, инфраструктуры, позволяющей конвертировать результаты исследований в конечный инновационный продукт, нет. Сложившаяся ситуация не способствует созданию малым бизнесом в регионе инновационных объектов ИС, способных пополнять бюджет региона дополнительными налоговыми поступлениями и доходами, созданными за счёт государственного заказа на средства бюджета. В итоге это тормозит развитие инновационного процесса в малом бизнесе, ведёт к снижению выпуска современной продукции и уменьшению получаемой прибыли, снижает эффективность финансирования.

В Оренбургской области в инновационном сегменте развитие бизнеса происходит медленно из-за отсутствия нужных способов организации финансовых отношений, в частности, структуры, через которую мог бы осуществляться централизованный оборот продуктов ИС и перегруппировываться поток финансовых ресурсов по их созданию. В региональной экономике на ближайшую перспективу малый бизнес планируется сделать доминирующим, наращивая рост предприятий и развивая инновационные сферы, обладающие интеллектуальным капиталом. Для решения этой задачи мы предлагаем освоить потенциал кредитования малого бизнеса, имеющего инновационную для области значимость, создать условия по вовлечению банковского кредитования в перспективный сегмент экономики. Мы считаем, что в рамках финансирования инновационного процесса в МБ региону предстоит: а) содействовать развитию инновационного предпринимательства; б) развивать систему государственной инфраструктуры поддержки; в) совершенствовать нормативно-правовые основы финансирования; создавать новые финансовые технологии и инструменты, способствующие коммерциализации интеллектуальной собственности; г) вводить интеллектуальные результаты деятельности МБ в качестве готовых продуктов в состав имущества с тем, чтобы и бюджет, и бизнес могли получать прибыль от их использования.

Реализация данных резервов даёт основание прогнозировать развитие инновационного процесса в малом бизнесе и его инновационную активность.

Примечания:

1. Социально-экономическое положение Оренбургской области в 2009 г.: справочник. Оренбург, 2009.

2. Оренбургская область: стат. экон. справ. Оренбург, 1935. 51 с.

3. Лапаева М.Г., Лапаев А.П. Экономика Оренбургской области (1743-2004 гг.): учеб. пособие. Оренбург: Газпромпечать, 2007. С. 380-381.

4. Оренбургский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. Оренбург, 2009. 525 с.

5. О Развитии МСП в Оренбургской области на 2009-2011 годы: паспорт программы // Региональное законодательство [сайт]. URL: http://www.regionz.ru/index.php? ds=159648 (дата обращения 17.03.12).

6. Склонюк В.О модернизации системы работы с начинающими предпринимателями и действующими субъектами микробизнеса в Оренбургской области // Финансовоэкономический бюллетень. 2010. № 123. С. 14.

7. Малое и среднее предпринимательство в России, 2009: стат. сб. М.: Госкомстат, 2009. С. 18.

8. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года: утв. постановлением Правительства Оренбургской области № 551-пп от 20.08.2010. См.: Каким быть малому бизнесу региона? // Финансово-экономический бюллетень. 2010. № 119. С. 22-23.

9. По данным Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли области.

10. Анализ инновационной активности в регионах России / О.Н. Греченюк [и др.] // Управление общественными и экономическими системами. 2010. № 2. С. 6-8.

References:

1. Economic and social situation of the Orenburg region in 2009: directory. Orenburg,

2009.

2. Orenburg region: statistical economic directory, Orenburg, 1935. 51 p.

3. Lapayeva M.G., Lapayev A.P. Economy of the Orenburg region (1743-2004): teaching

manual. Orenburg: Gazprompechat, 2007. P. 380-381.

4. Orenburg statistical year-book. 2009: statistical collection. Orenburg. 2009. 525 p.

5. About MSP Development in the Orenburg region for 2009-2011: the program

passport // Regional legislation [site]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=159648 (date of the address 17.03.12).

6. Sklonyuk V. About modernization of system of work with the beginning businessmen and acting subjects of microbusiness in the Orenburg region // Financial and Economic Bulletin.

2010. No. 123. P. 14.

7. Small and mid business in Russia, 2009: statistical collection. M.: Goskomstat, 2009. P.

18.

8. Strategy of development of the Orenburg region till 2020 and for the period till 2030. Approved by Resolution of the Government of the Orenburg region No.551 of 20.08.2010. See: What will small business of the region be? // Financial and Economic Bulletin. 2010. No. 119. P. 22-23.

9. According to data of the Ministry of Economic Development, Industrial Policy and Trade of the Region.

10. The analysis of innovative activity in regions of Russia / O.N. Grechenyuk [etc.] // Management of Public and Economic Systems. 2010. No. 2. P. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.