Научная статья на тему 'Финансовая и управленческая бизнес-аналитика в программах высшего образования нового поколения'

Финансовая и управленческая бизнес-аналитика в программах высшего образования нового поколения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МАГИСТРАТУРА / БИЗНЕС-АНАЛИТИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Н.А., Казаков А.Ю.

В статье рассматриваются прикладные и методические вопросы разработки программ финансовой и управленческой бизнес-аналитики в соответствии с требованиями современных стандартов высшего профессионального образования. Обосновываются инновационные аспекты магистерских программ и их компетенции, формирующие важнейшие квалификационные характеристики, необходимые профессии бизнес-аналитика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика в программах высшего образования нового поколения»

9(264) - 2012

Реформа высшего образования

УДК 005.52: 658 (075.8)

ФИНАНСОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ БИЗНЕС-АНАЛИТИКА В ПРОГРАММАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Н. А. КАЗАКОВА,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: axd_audit@mail. ru Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

А. Ю. КАЗАКОВ,

бухгалтер-аналитик E-mail: axd_audit@mail. ru ООО Международный центр «Консалтинг. Тренинг. Коучинг»

В статье рассматриваются прикладные и методические вопросы разработки программ финансовой и управленческой бизнес-аналитики в соответствии с требованиями современных стандартов высшего профессионального образования. Обосновываются инновационные аспекты магистерских программ и их компетенции, формирующие важнейшие квалификационные характеристики, необходимые профессии бизнес-аналитика.

Ключевые слова: инновации, финансовый анализ, стандарт, высшее образование, компетенция, магистратура, бизнес-аналитик.

В эпоху глобальных социально-экономических кризисов, природных катаклизмов, высокой конкуренции и международной интеграции жизненно важной национальной проблемой России является разработка стратегии экономического роста. Основной движущей силой экономического роста в усло-

виях рыночной экономики согласно Й. Шумпетеру выступают радикальные инновации. Ключевым условием инновационного развития страны становится наличие высококвалифицированных кадров, способных воплощать лучшие идеи в практике современных организаций, что в свою очередь требует повышения профессионализма и уровня знаний во всех областях экономики и менеджмента.

В настоящее время в России на рынке труда на фоне постоянного роста вакансий наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что вызвано произошедшими за годы реформ глобальными деформациями профессиональной структуры и низким качеством трудовых ресурсов [3].

Чтобы сократить создавшийся дисбаланс, прежде всего необходимо повысить уровень креативности подготовки современных кадров. Это обеспечивается формированием у них аналитического мышления и разносторонних профессиональных

30

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

компетенций. Поэтому в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения отводится приоритетное место как общетеоретическому, так и научно-практическому освоению дисциплин экономического анализа, включающих финансовую и управленческую бизнес-аналитику.

В России экономический анализ как научный метод исследования хозяйственных процессов зародился еще в петровскую эпоху, получил широкое развитие в ХХ в., но как специальная отрасль экономической науки выделился сравнительно недавно. В вузовские программы нашей страны экономический анализ как самостоятельная дисциплина был введен еще в 1930-е гг., что способствовало формированию и внедрению научно обоснованной методики экономического анализа в практику преподавания и обеспечило выпуск высококвалифицированных специалистов. Как показывает исторический путь, востребованность и развитие экономического анализа всегда были связаны с периодами экономических преобразований: новая экономическая политика, формирование ведомственного учета и контроля, внедрение хозрасчета в 1960-1970-е гг., переход на рыночную экономику в 1990-е гг., выделение бухгалтерского учета из-под контроля системы государственной статистики и переход на международные классификаторы и стандарты (2000-е гг.).

С конца 1990-х гг. в результате перехода на рыночные принципы функционирования экономики и развития некоммерческого сектора повысились требования к учету, анализу и прогнозированию. Реформирование системы управления хозяйствующими субъектами, переход на международные стандарты в бухгалтерском учете, статистике, аудите, финансовом анализе потребовали новаций и в сфере высшего экономического образования по этим направлениям. Российский бизнес и государственное управление нуждаются в современных кадрах финансовых аналитиков и бизнес-аналитиков, которые бы занимались эффективной аналитической поддержкой важных управленческих решений. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения ставит задачу формирования новых профессиональных компетенций у будущих кадров по направлениям экономики и менеджмента, способных отбирать и консолидировать необходимую информацию, выполнять глубокий комплексный анализ хозяйственной деятельности и на основе этого обосновывать тактические и стратегические действия компании.

Это в свою очередь при современной двухуровневой системе образования требует инновационных программ научной и профессиональной подготовки кадров по актуальным направлениям. Именно они в настоящее время определяют конкурентоспособность вузов в рыночной образовательной среде и способствуют ее становлению в международном научном и образовательном пространстве.

Двухуровневая система подготовки кадров с высшим экономическим образованием предполагает два уровня формирования профессиональных аналитических компетенций. Первый уровень в рамках бакалавриата обеспечивает формирование базовых аналитических компетенций для проведения управленческого и финансового анализа.

При этом необходимо обратить внимание на то, что экономический анализ, преподаваемый для направлений бухгалтерского учета, анализа и аудита, налогов и налогового администрирования, финансов и кредита, государственного управления, маркетинга, должен отличаться наличием профильных аналитических блоков. Так, будущие экономисты-налоговики должны знать специфику организации и проведения анализа деятельности хозяйствующего субъекта в условиях налоговой проверки для получения необходимой аналитической информации, ее оценки для контроля за деятельностью различных субъектов хозяйствования как налогоплательщиков с учетом их специфики и требований международных стандартов. У маркетологов в программе экономического анализа должен быть сделан упор на маркетинговый анализ и его инструментальные средства.

Второй, более высокий, уровень аналитической подготовки кадров реализуется при формировании вузом инновационно направленных магистерских программ финансовой и управленческой бизнес-аналитики, целью которых является овладение методикой и методологией проведения научных исследований по актуальным направлениям экономического анализа, навыками самостоятельной исследовательской работы, микроэкономического и макроэкономического анализа и моделирования с применением современных инструментальных средств, формирование прогнозов развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровнях.

Актуальность дисциплин финансовой бизнес-аналитики связана с тем, что в условиях глобальной интеграции мировых экономик финансовый анализ становится международным языком бизнеса. Он

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

31

превращается в креативный вид управленческой деятельности, является необходимым условием цивилизованных отношений в бизнесе, служит обоснованием принимаемых решений на различных уровнях управления. Способность принимать экономически обоснованные решения очень важна не только для частного бизнеса - предпринимателей, руководителей предприятий и организаций, но и государственных служащих, от которых зависит эффективность использования бюджетных средств. Для того чтобы повысить экономическую устойчивость бизнеса и эффективность управления, необходимо анализировать и оценивать свою работу в перспективе, решать финансовые вопросы и принимать управленческие решения с точки зрения значимости их влияния на возможные изменения в будущем.

В связи с этим для управления современной экономикой как на уровне государства, так и на уровне бизнеса необходимы профессионально компетентные аналитики, имеющие высокий уровень научных знаний и практических навыков в области экономического анализа. Квалифицированный управленческий анализ и оперативная диагностика предпринимательской деятельности должны способствовать разработке эффективной стратегии развития бизнеса, созданию действенных систем

оперативного и стратегического контроллинга. Без применения современных методов бизнес-аналитики невозможно обоснование участия бизнеса в государственных, региональных и муниципальных проектах и целевых программах, а также решать другие важные финансовые проблемы и задачи. В крупных российских и зарубежных компаниях уже существует должность финансового аналитика, даже есть специализированные отделы и департаменты анализа и прогнозирования развития (см. рисунок).

Развивающиеся отрасли оценочной деятельности, новых видов аудита (налогового аудита, аудита-контроллинга), саморегулируемых организаций арбитражных управляющих требуют специфического финансового анализа в соответствии с нормативными документами и международно признаваемыми стандартами. В бизнес-сообществе объективно назрела потребность в новой профессии бизнес-аналитика, важнейшей квалификационной характеристикой которой можно назвать наличие аналитического мышления.

Для успешной реализации конечной образовательной цели аналитических программ методика преподавания экономического анализа, а также ряда аналитических курсов профессионального цикла в программах подготовки бакалавров и магистров в

Экспертные системы и системы принятия решений

Бухгалтерский учет

Системы управления

документами

J 1

1 г

Финансовый и управленческий бизнес-анализ

Система поддержки клиентов

Управление проектами

Интегрированная Корпоративная база данных

Информационная система

Коммуникационные пакеты

Выход на филиалы и внешние организации

Средства распознавания текста

4-►

Средства работы с графическими образами документов

4—►

Средства описания и анализа

Тестовые процессы, электронные таблицы

Машинная графика, интегрированные пакеты

Информационно-справочные системы

Место бизнес-анализа в информационно-аналитической модели управления современной организацией

32

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

стандартах высшего профессионального образования нового поколения должна основываться на принципах системности, последовательности, преемственности, целенаправленности и результативности.

Организационно-методические основы преподавания аналитических дисциплин должны обеспечить выработку общекультурных и профессиональных компетенций, формирующих важнейшие квалификационные характеристики, необходимые современной востребованной профессии бизнес-аналитика: умение мыслить нетрадиционно, обладать коммуникабельностью, предприимчивостью, интуицией. Навыки аналитического мышления проявляются в умении установить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и процессами, выделить причину и следствие, выявить наиболее значимые факторы, количественно оценить их влияние на анализируемый объект, разработать прогнозные модели его развития. В то же время будущий бизнес-аналитик должен понимать, что никакой самый сложный анализ не может гарантировать единственно верного решения. Аналитическое обоснование всегда относительно в принятой системе критериев и в рамках доступной информационной базы. Поэтому самым успешным аналитиком будет не тот, кто применяет много методов анализа, а тот, у кого их достаточно и кто умеет применять аналитический инструментарий осознанно, подвергая сомнениям любые результаты, не делая поспешных выводов.

Содержательное наполнение аналитических дисциплин обязательно должно учитывать уровень предшествующей подготовки студентов (наличие или отсутствие профильного экономического образования, опыта работы вообще и по экономике или осваиваемой специальности, в частности), форму обучения (очная, очно-заочная или дистанционная), а также мотивы и стимулы обучения, направление и профиль подготовки.

Востребованные рыночной экономикой аналитические кадры с наиболее качественно с точки зрения количества часов аналитических дисциплин и курсов профессионального цикла готовятся на бакалавриате по профилю «бухгалтерский учет, анализ и аудит» [2]. При этом базовой дисциплиной профессионального цикла, безусловно, является комплексный анализ хозяйственной деятельности. Однако возможно и разделение его на две самостоятельные дисциплины - управленческий анализ и финансовый анализ, как это сделано в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова.

Управленческий анализ предполагает научно-теоретическую и практическую подготовку будущих экономических кадров к управлению бизнесом на основе использования, как формализованных, так и неформальных методов. Преподавание управленческого анализа должно формировать у студентов отношение к нему как виду креативной управленческой деятельности, функции которого распространяются на все сферы и бизнес-процессы: маркетинг, качество продукции (работ или услуг), ассортиментные программы, инвестиционное развитие компании, совершенствование кадровой политики, производственный потенциал, финансовое состояние и т. д. При этом в программе курса необходимо предусмотреть разнообразные методы и практические разработки, составляющие инструментарий управленческого анализа: маржинальный анализ как инструмент, позволяющий оптимизировать финансовые результаты, ассортимент, определять цены на продукцию (работы, услуги), обосновывать изменение производственной мощности, оценивать эффективность производства, замены оборудования и т. п.; анализ безубыточности как метод оптимизации объемов производства и темпов развития компании; экономический анализ в разработке бизнес-планов как основа достоверности прогнозов экономической устойчивости бизнеса.

Обучение студентов универсальным подходам к формированию и использованию в аналитической практике информационных систем учетно-отчетных данных, навыкам выбора аналитического инструментария должно способствовать как развитию бизнеса, так и возрождению экономической культуры российских предприятий и организаций. В условиях кризиса экономический анализ должен быть направлен не столько на отражение ошибок, сколько на разработку мер по мобилизации неиспользованных резервов и возможного ресурсного и финансового потенциала. Кроме того, планирование опять превращается в одну из ведущих функций управленческого анализа, появилась потребность в разработке бизнес-планов, бюджетирование становится стратегической технологией развития экономики и бизнеса, создаются информационно-аналитические отделы.

В связи с этим аналитические программы должны включать обучение методам качественного отбора и консолидации аналитической информации, ее оценки для реализации экономической политики предприятий, подготовки и обоснования управленческих решений, прогнозирования и контроля за

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

33

деятельностью хозяйствующего субъекта на разных уровнях управления.

Особое внимание должно уделяться практическому анализу для приобретения умения правильно интерпретировать результаты и их значение для повышения эффективности управления экономикой и конкретным бизнесом. Это может быть реализовано включением в программу спецкурса практического компьютерного анализа «программные средства бизнес-аналитики».

Финансовый анализ необходимо преподавать студентам с учетом целевой и пообъектной специфики. Во-первых, с управленческой стороны финансовый анализ должен давать оценку состоянию и перспективам развития бизнеса с использованием его финансовых показателей и разнообразного официально не регламентируемого методического инструментария, а также не только российских, но и международных требований и подходов. Во-вторых, с позиции внешнего пользователя (аудитора, налогового консультанта, финансового аналитика на рынке ценных бумаг, в органах государственного управления и контроля, банковского служащего, антикризисного управляющего, оценщика) финансовый анализ должен формировать оценку бизнеса, исходя из знания подходов и рекомендаций МСФО, а также требований нормативно-правовых документов, регламентирующих специфические целевые установки анализа и регламентирующие его правила (стандарты оценки, правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, методики оценки состоятельности программ финансового оздоровления предприятий и организаций с учетом специфики их деятельности, критерии оценки вероятности банкротства и т. д.).

Современный бизнес, наука и государственное управление нуждаются в современных кадрах финансовых аналитиков и бизнес-аналитиков, которые бы занимались эффективной аналитической поддержкой важных управленческих и государственных решений. Должность аналитика становится все более престижной в банковском секторе, холдингах, департаментах стратегического развития в правительстве страны и регионов. Финансовый кризис способствовал росту неплатежеспособных предприятий и развитию процессов банкротства. Это в свою очередь потребовало становления профессии антикризисного управляющего, который должен иметь не только опыт и квалификацию менеджера высшего звена, но и финансового аналитика, умеющего оценить ликвидационную

стоимость имущества, возможность восстановления платежеспособности и уплаты долгов, разработать план финансового оздоровления и оценить потенциальную эффективность антикризисных программ. Бизнес, стремящийся к повышению своего имиджа, рыночного статуса, конкурентоспособности, должен иметь в своем штате профессиональных аналитиков. Актуальные направления международных экономических и социальных проектов и программ, финансируемых иностранными инвесторами на территории России, - это прежде всего мониторинг и анализ социально-экономического развития.

Примечательно, что 57 % крупных и средних компаний используют экономический анализ в своей деятельности, 20 % - имеют в своем штате должность аналитика [2].

Таким образом, современная экономика требует фундаментальной профессиональной и научно-теоретической подготовки бизнес-аналитиков. В связи с этим магистерские программы по подготовке аналитических кадров открываются в различных вузах: Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К. А. Тимирязева. Каждая из них имеет свои особенности. Однако большинство программ ориентировано на подготовку системных или информационных аналитиков, чья будущая профессиональная деятельность будет связана с проектированием баз данных, управлением, как правило, сложными интегрированными информационными ресурсами организации, корпоративными информационными системами (ERP) и информационной безопасностью.

В своей статье [1] профессор В. И. Бариленко справедливо замечает, что хотя информационные аналитики весьма востребованы в крупных консалтинговых компаниях, однако сфера бизнес-анализа не ограничивается технологическим и внешним подходом к информационному обеспечению управления бизнесом или анализом финансовой отчетности. Настоящему бизнес-аналитику необходимы глубокие сущностные знания по различным направлениям экономического анализа.

В Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова в 2012 г. открывается магистерская

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

программа «финансовая и управленческая бизнес-аналитика» по направлению «экономика». Она разрабатывалась независимо, но в то же время по своей концепции очень близка к магистерской программе «бизнес-аналитика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Безусловно, программа имеет свои конкурентные преимущества. Ее реализация предполагает профессиональную и кадровую поддержку инновационного, корпоративного бизнеса, государственного управления и российской науки, поэтому ее вполне можно назвать инновационной на российском рынке образовательных услуг.

Она позволит обеспечить научно-теоретическую и практическую подготовку будущих кадров финансовых аналитиков и бизнес-аналитиков к эффективной аналитической поддержке управления бизнесом и государством. Это обеспечит востребованность магистров в крупном и корпоративном бизнесе, государственном управлении, органах налогового и финансового контроля, контрольно-счетных палатах, на рынке ценных бумаг, а также в многочисленных компаниях, оказывающих консалтинговые услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, финансовому анализу, налоговому консультированию, оценке стоимости бизнеса.

Профессиональная и научная подготовка, реализуемая в российских вузах как составная часть подготовки магистров экономики, нуждается в совершенствовании и доведении ее до уровня, принятого в международной практике. Изучение зарубежного опыта показывает, что подготовка магистров в области бизнес-анализа осуществляется в учебных заведениях, имеющих самые высокие мировые и национальные рейтинги: Калифорнийском университете (предусматривает изучение микроэкономики рынков, поведения экономических агентов, оценки эффективности экономической деятельности); Иллинойском университете (направлена на изучение работы с данными, сбор и проверку их качества, методов количественной оценки и проверки гипотез, связанных с планированием исследований в образовательном секторе); Парижской школе экономики и Национальном институте статистики и экономического анализа (подготовка экспертов по организации мониторинга социально-экономических процессов как в развитых, так и в развивающихся странах). Карьерные возможности выпускников этих магистерских программ предусматривают их трудоустройство в национальных администрациях, международных организациях (ОЭСР, ООН, ВТО и др.), агентствах развития (Мировой банк, AFD), не-

правительственных организациях, банках, крупных компаниях. Они могут продолжить образование в докторантуре по экономике.

Наличие степени магистра за рубежом считается необходимым минимальным требованием к образовательному уровню большинства сотрудников в крупном бизнесе, учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и консалтинговых агентствах, а также на руководящих должностях в правительственных организациях.

Для подготовки профессиональных финансовых аналитиков и бизнес-аналитиков для российской экономики требуются не только образовательные новации. Высшее образование должно развиваться в тесном взаимодействии с бизнесом и государственным управлением, знать их потребности и запросы на необходимые профессиональные компетенции выпускников. Для этого бизнес и государственные структуры должны формировать заказы на кадры бизнес-аналитиков, оказывать финансовую, техническую и информационную поддержку магистерских программ; принимать участие в аттестации и независимом аудите образовательных услуг. В свою очередь учебные заведения должны оказывать научное консультирование бизнеса, проводить защиту диссертаций для внедрения их результатов в бизнес, организовывать повышение квалификации работников этих организаций.

Рейтинг учебного заведения в сфере подготовки выпускников, владеющих знаниями в области финансовой и управленческой бизнес-аналитики, его востребованность на рынке инновационных образовательных услуг зависят от формирования имиджа вуза, уровня креативности и качества его образовательных программ, в том числе магистратуры, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также стабильности ведущего кадрового потенциала, оценки вуза в студенческой, преподавательской и бизнес-среде.

Список литературы

1. Бариленко В. И. Подготовка бизнес-аналитиков // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 33.

2. Казакова Н. А. Предпосылки становления новой экономической специальности - аналитика // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7.

3. Казакова Н. А. Финансовый аналитик: есть должность, нет диплома // BuhStyle (БухСтиль) . 2008. Май.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.