Научная статья на тему 'Финансовая диагностика инвестиционной привлекательности предприятий Архангельской области'

Финансовая диагностика инвестиционной привлекательности предприятий Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репова М.Л., Вотинова Н.Г., Лобанова Ю.С.

В статье дана оценка финансовой устойчивости организаций Архангельской области с точки зрения возможности реализации государственно-частного партнерства. Сделан вывод о том, что предприятия, формирующие потенциал населенных пунктов области, не могут претендовать на привлечение государственных инвестиций, следовательно, для них должны быть разработаны программы поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Репова М.Л., Вотинова Н.Г., Лобанова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая диагностика инвестиционной привлекательности предприятий Архангельской области»

Инвестиционная политика

2(140) - 2013

УДК 658.012

ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье дана оценка финансовой устойчивости организаций Архангельской области с точки зрения возможности реализации государственно-частного партнерства. Сделан вывод о том, что предприятия, формирующие потенциал населенных пунктов области, не могут претендовать на привлечение государственных инвестиций, следовательно, для них должны быть разработаны программы поддержки.

Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнерство, финансовая диагностика.

Российская Федерация обладает уникальным географическим положением, благодаря которому является одной из ведущих морских держав. Для обеспечения суверенитета страны, поддержания национальных интересов в арктических водах и бесспорного владения богатейшими запасами полезных ископаемых на шельфе арктических морей необходимо проведение активной социально-экономической политики развития арктического региона.

М. Л. РЕПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Е-mail: maryleon@mail. ru

Н. Г. ВОТИНОВА,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Е-mail: nadal@atknet. ru

Ю. С. ЛОБАНОВА,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Е-mail: Ulialobanova@rambler. ru Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

В разработанном Минрегионразвития России проекте «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» проведен SWOT-анализ глобальной конкурентоспособности арктической зоны Российской Федерации, при этом в качестве одной из слабых сторон обозначен «значительный уровень риска для инвесторов». В силу суровых природно-климатических условий, удаленности от крупных промышленных и финансовых центров страны, высокого уровня затрат на осуществление финансово-хозяйственной деятельности инвестиционный потенциал приарктических регионов ограничен. Снизить риски потенциальных инвесторов и повысить их заинтересованность можно на основе софинансирования развития экономически и социально значимых организаций из средств федерального (регионального) бюджета в рамках целевых программ. Кроме того, усилия региональной и федеральной властей должны быть направлены на повышение привлекательности региона путем создания благоприятного инвестиционного климата.

2(140) - 2013

Инвестиционная политика

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Архангельской области с 1998 г. - 3В1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 52-е место по инвестиционному риску и 45-е - по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - управленческий, наибольший - социальный. Наибольший инвестиционный потенциал - природ-но-ресурсный [3].

Архангельская область относится к регионам арктической зоны и располагает значительными неосвоенными запасами природных ресурсов: леса, нефти, газа, бокситов, титановых руд, золота, медно-никелевых и свинцово-марганцевых руд, полиметаллов, марганца, базальта, алмазов. В связи с труднодоступностью, слаборазвитой инфраструктурой и довольно суровым климатом существенно снижается эффективность добычи и использования природных богатств области.

Правительством Архангельской области предпринимаются меры по созданию максимально благоприятного инвестиционного климата для увеличения потока прямых инвестиций в экономику региона.

В первую очередь разработана законодательная база, формирующая основы для привлечения инвестиций [2]:

- закон Архангельской области от 24.06.2009 № 52-4-ОЗ «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области»;

- закон Архангельской области от 24.09.2010 № 188-15-ОЗ «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности»;

- закон Архангельской области от 30.09.2011 № 332-24-ОЗ «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства»;

- постановление правительства Архангельской области от 02.03.2010 № 54-пп «Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области»;

- постановление правительства Архангельской области от 22.11.2011 «Об утверждении положения об инвестиционном фонде Архангельской области».

Наиболее перспективным способом активизации инвестиционной деятельности в регионе может стать финансирование в рамках проектов государственно-частного партнерства.

Для определения хозяйствующих субъектов, в которые целесообразно инвестировать бюджетные средства в рамках программ софинансирования, применяются требования приказа Министерства регионального развития РФ от 17.04.2010 N° 173 «Об утверждении Методики расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» [1].

Информационной базой для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации является бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая не составляет коммерческой тайны и доступна большинству заинтересованных пользователей. Коммерческие организации, имеющие организационно-правовую форму в виде открытого акционерного общества, обязаны публиковать свою отчетность, достоверность которой подтверждается аудиторским заключением. Публичность финансовой отчетности позволяет потенциально оценить возможность и целесообразность инвестирования в деятельность организации.

В соответствии с указанной методикой в качестве абсолютных индикаторов финансовой устойчивости коммерческой организации применяются:

- показатель величины чистых активов;

- показатель прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA).

Показатель EBITDA позволяет определить эффективность деятельности компании независимо от ее задолженности перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления амортизации. Хотя он не является частью стандартов отечественного бухгалтерского учета, однако широко используется в качестве инструмента для анализа компаний.

При положительных значениях величины чистых активов и показателя EBITDA выполняются минимальные условия финансовой устойчивости коммерческой организации.

В качестве относительных показателей финансовой устойчивости используются две группы показателей:

Инвестиционная политика

2(140) - 2013

- показатели, характеризующие способность коммерческой организации отвечать по своим долгосрочным обязательствам;

- показатели эффективности деятельности коммерческой организации.

Оценка способности коммерческой организации отвечать по своим долгосрочным обязательствам осуществляется на основании расчета следующих показателей:

- коэффициента финансовой устойчивости Д1, показывающего доли источников финансирования, которые могут быть использованы длительное время. Рекомендуемое значение данного коэффициента - Д1 > 0,4;

- коэффициента финансовой зависимости Д2, характеризующего долю заемных средств во всей структуре капитала. Значение данного коэффициента должно быть Д2 < 0,8;

- коэффициента инвестирования Д3, показывающего, какая часть долгосрочных источников финансирования была направлена на формирование внеоборотных активов. Рекомендуемое значение данного коэффициента должно быть Д3 < 2, т. е. не менее половины внеоборотных активов должны быть сформированы за счет долгосрочных источников финансирования;

- коэффициента финансирования Д4, характеризующего отношение собственного капитала к заемному. Рекомендуемое значение данного коэффициента должно быть Д4 > 0,25. Данный коэффициент по своей сути дублирует коэффициент финансовой зависимости Д2 и не дает какой-либо дополнительной содержательной информации относительно финансового состояния организации. При оценке финансовой устойчивости коммерческой организации этот показатель целесообразно исключить;

- коэффициента отношения прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) к уплачиваемым процентам Д5, характеризующего способность коммерческой организации отвечать по обязательствам по уплате процентов по кредитам и займам. Рекомендуемое значение данного коэффициента - Д5 > 1;

- коэффициента Д6, рассчитываемого как отношение величины долгосрочных кредитов и займов к величине прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA). Данный показатель харак-

теризует способность коммерческой организации выполнять свои обязательства по долгосрочным кредитам и займам в перспективе, исходя из текущего размера прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Рекомендуемое значение данного коэффициента не установлено. Для оценки эффективности деятельности коммерческой организации рассчитываются следующие коэффициенты, оценка значений которых проводится в динамике:

- коэффициент текущей ликвидности Л1, который отражает, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами. Рекомендуемое значение данного коэффициента - Л1 > 1;

- рентабельность продаж (коммерческая маржа), отражающая долю прибыли в выручке;

- рентабельность активов (экономическая рентабельность), отражающая размер прибыли на 1 руб. стоимости имущества;

- рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность), отражающая эффективность использования коммерческой организацией собственного капитала;

- рентабельность основной деятельности, характеризующая размер прибыли на 1 руб. затрат. Значение коэффициентов, характеризующих

эффективность деятельности коммерческой организации, носит справочный характер.

Для определения потенциальных возможностей коммерческих организаций Архангельской области была проанализирована бухгалтерская финансовая отчетность 52 коммерческих организаций, определяющих экономический и социальный потенциал региона. В качестве информационной базы была использована бухгалтерская финансовая отчетность за 2011 г. [4].

В соответствии с откорректированной методикой были получены следующие результаты:

- по формальным критериям положительной величины чистых активов в течение 20102011 гг. для дальнейшей оценки прошли отбор 50 коммерческих организаций. Исключены были предприятия, занятые лесозаготовками. Однако на протяжении последних лет все организации, занятые лесозаготовками привязаны в технологической цепочке к крупнейшим перерабатывающим предприятиям области, которые сформировали свои сырьевые базы и

7х"

21

2(140) - 2013

Инвестиционная политика

минимально инвестируют средства для поддержания в рабочем состоянии лесозаготовительной техники;

- по формальному критерию положительного финансового результата, в качестве которого в применяемой методике и зарубежной практике выступает EBITDA, были исключены 16 организаций, сферой деятельности которых являются сельское хозяйство и обслуживание сельскохозяйственных предприятий, лесозаготовительное производство.

Таким образом, организации значимые для экономики региона, а подчас являющиеся поселко-образующими, автоматически выпадают из списка претендентов на софинансирование.

Исследуемые коммерческие организации заняты строительством и ремонтом дорог, переработкой различного сырья, производством пищевых продуктов, деревообработкой. Они в соответствии с используемой методикой, по результатам функционирования в 2011 г. могут претендовать на привлечение федеральных или региональных инвестиций.

В настоящее время в Архангельской области уже реализуется ряд приоритетных инвестиционных проектов с привлечением средств министерства регионального развития:

- в промышленном производстве - создание производства древесно-топливных гранул (пеллет) (2012-2013 гг.) и модернизация картонно-бу-мажного производства и производства белых бумаг (2008-2014 гг.);

- в добывающей промышленности - строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения алмазов им. В. Гриба (2012-2015 гг.);

- в агропромышленном комплексе - расширение яичного производства до 580 млн шт. яиц (Вельский район, 2011-2012 гг.);

- в транспортной инфраструктуре - реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (2011-2015 гг.);

- в жилищном строительстве - строительство жилого комплекса «Солнечный» (2006-2014 гг.). В рассмотренной методике речь идет об организациях, которые инициируют привлечение дополнительных инвестиций для реализации проекта. Тем не менее базовые показатели этой методики, которые являются стоп-факторами инвестирования, могут быть применены для выявления потенциально дотационных предприятий. К таким организациям в Архангельской области относятся сельскохозяйственные и большинство лесозаготовительных предприятий, для которых предусмотрены «отраслевые» методы поддержки.

Список литературы

1. Министерство регионального развития РФ -http://www. minregion. ru.

2. Правительство Архангельской области -http://www. dvinaland. ru.

3. Эксперт РА - http://www. raexpert. ru.

4. Эмитенты Архангельской области - http:// www. emitent. arh. ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.