ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ШАГИЕВА Розалина Васильевна
Аннотация: в данной статье рассматривается финансовая деятельность, анализируется ее сущность и содержание. Автор обосновывает, что она представляет собой правовое, а не экономическое явление, в связи с чем особое внимание уделено правовым формам ее осуществеления в современном обществе.
Annotation: the present article introduces the analysis of such notion as financial activity, its nature and substance. The author grounds that it is considered to be the legal, but not the economic phenomenon. This position declared in the article leads to drawing special attention to the legal forms offinancial activity’ realization in contemporary society.
Ключевые слова: финансовая деятельность государства и муниципальных образований, использование финансовых ресурсов, денежные средства, негосударственные денежные фонды, правовые и организационные формы осуществления финансовой деятельности.
Key words: financial activity of state and municipal authorities, utilization offinancial resources, money amounts, private money funds, legal and managerial forms of financial activity ’ realization.
Исходя из концептуального положения об объективной необходимости категорий «финансы» и «финансовая система» в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, автор оценивает их в качестве безусловных предпосылок возникновения и осуществления особого вида человеческой деятельности: действий государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, направленных на создание, распределение и использование различных фондов денежных средств.
Большое теоретическое значение приобретает вопрос о сущности финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований. Следует определить, относится ли финансовая деятельность государства и финансовая деятельность муниципальных образований к «базовым категориям экономической науки» (финансы, финансовая система, финансовая дея-тельность)1 или это правовая категория2.
Представляется, что более обоснованной является позиция авторов, рассматривающих финансовую деятельность государства и финансовую деятельность муниципальных образований в качестве правового явления, определенного объективными условиями развития
человеческого общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.
Е.А. Ровинский в свое время отмечал, что через финансовую деятельность государства отражается (осуществляется) взаимосвязь государства и экономики общества3.
Однако нельзя согласиться с утверждением, что категория «финансовая деятельность государства» не является категорией исключительно финансового права, а выступает обще-
„4
юридической категорией , которая, являясь ключевой категорией науки финансового права, лежит в основе определения предмета финансового права, так как последнее в основном регулирует общественные отношения, возникающие в области финансов.
В условиях товарно-денежных отношений, существующих в обществе, государство не может выполнять свои задачи и функции по управлению обществом и обеспечению его жизнедеятельности, не располагая необходимыми финансовыми (денежными) ресурсами.
Интересное высказывание по этому поводу содержится в статье К.С. Бельского «Государство и налоги (цикл материалов по теории налогового права. Часть 1. Взимание налогов как существенный признак государства)»: «Для того чтобы правящая группа эффективно
1 См.: Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права : сб. науч. тр. М. : МГИМО(У) МИД России, 2004. Вып. 2. С. 12.
2 Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / под ред.
М.В. Карасевой. М. : Норма (Изд. группа Норма-Инфра), 2001. С. 9.
3 См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы советского финансового права. М. : Госюриздат, 1960. С. 6-7.
4 См.: Лисицын Д. А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 11.
использовала государственную власть и служила народу, государство должно иметь собственные материальные средства: собственность в виде недвижимости (административные здания, оборудование), коммуникации (пути сообщения, железнодорожный и автомобильный транспорт); денежные средства, чтобы оплачивать труд государственных служащих, содержать полицейский аппарат и армию». К.С. Бельский отмечает, что исторически у государства на его иждивении часто находилась беднейшая часть населения. Историки (в частности, Тит Ливий) восхищались древнеримским государством, которое... оказывало регулярную денежную помощь солда-там-ветеранам, престарелым гражданам и даже тем гладиаторам, которые по инвалидности и старости не могли развлекать жадных до зрелищ римлян5.
Фонды финансовых (денежных) ресурсов, необходимые государству и муниципальным образованиям для осуществления своих задач и функций, стихийно не создаются. Они образуются в результате планомерных действий органов государства, муниципальных образований, направленных на создание, распределение и использование указанных фондов. Действия органов государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в своей совокупности составляют содержание деятельности государства и муниципальных образований в сфере финансов, при распределении и перераспределении совокупного общественного продукта, в том числе и части национального дохода. Данная форма человеческого воздействия на внешний мир, на общественные отношения в области финансов получила в науке финансового права название «финансовая деятельность государства», «финансовая деятельность муниципальных образований». В законодательстве не содержится легального определения этих понятий. Содержание данных категорий «финансовая деятельность государства и муниципальных образований» раскрывается в науке финансового права.
Анализируя имеющуюся литературу, посвященную данной проблеме, следует отметить, что большинство определений финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований не
5 Право и государство: теория и практика // Науч.-практ. и ин-форм.-аналит. ежемесяч. журн. 2007. N° 8(32). С. 96.
содержат принципиальных различий. Так, например, Н.И. Химичева отмечает, что финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социальноэкономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами дея-
6
тельности государственных органов .
По мнению О.Н. Горбуновой, финансовая деятельность государства - деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития7.
М.В. Карасева пишет: «Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач»8.
A.Э. Лоскутов правильно отмечает, что финансовая деятельность осуществляется посредством использования финансовой системы
9
государства .
B.Н. Ульянова определяет финансовую деятельность государства и муниципальных образований как «непрерывную реализацию органами власти их функций по формированию и распределению (перераспределению) финансовых ресурсов посредством денежных фондов для обеспечения ими публичных функций».
Исследуя данную проблему, И.В. Рукавишникова подчеркивала, что «регулирование и управление публичными финансовыми ресурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период»10. Определяя финансовую деятельность государства (муниципальных об-
6 Финансовое право : учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2003. С. 85.
7 Финансовое право : учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2000. С. 16.
8 Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть : учеб. М. : Юристъ, 1999. С. 14.
9 См.: Лоскутов АЭ. Распределение налоговых доходов между государственными и местными бюджетами: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 3.
10 Финансовое право : учеб. пособие / отв. ред. И.В. Рукавишни-
кова. М. : Норма, 2007. С. 17.
разований) как деятельность по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач, И.В. Рукавишникова совершенно справедливо отмечала, что финансовая деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется в соответствии с финансовой политикой госу-дарства11, при этом используя определение политики как системы целей и концептуальных идей, сформулированное представителями науки теории государства и права12.
Важно при определении финансовой деятельности государства не забывать о ее главной цели. В данном аспекте необходимо привести высказывание Н.А. Саттаровой, которая отмечала, что «конечной целью финансовой деятельности Российского государства является покрытие затрат на социально-заказные программы»13.
Подробный анализ существующих в литературе точек зрения ученых по вопросу финансовой деятельности государства провел А.И. Худяков, который обоснованно отмечает, что понятие финансовой деятельности государства было сформулировано в рамках юридической науки. Однако А.И. Худяков категорически возражает против взглядов тех ученых, которые полагают, что объектом финансовой деятельности государства могут выступать и негосударственные денежные фонды.
«Если же посмотреть учебную литературу по финансовому праву, - пишет А.И. Худяков, - то нетрудно заметить, что в ней в качестве объекта финансово-правового регулирования рассматриваются все виды денежных фондов, как государственные, так и негосударственные. Что же касается практики правового регулирования, то она также стоит на этой позиции. Фактически это означает, что денежные фонды негосударственных организаций, опосредуемые категорией "частные финансы”, выступают объектом финансового права наравне с государственными денежными фондами, которые выражают государственные финансы». И далее А.И. Худяков отмечает, что «...сфера финансовой деятельно-
11 Финансовое право : учеб. пособие / отв. ред. И.В. Рукавишникова. М. : Норма, 2007. С. 18.
12 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 215.
13 См.: Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве : мо-ногр. М. : Юрлитинформ, 2006. С. 75.
сти государства должна быть ограничена государственными денежными фондами»14.
Включение негосударственных денежных фондов в объекты финансовой деятельности государства не означает, по нашему мнению, установления единого правового режима для государственных и негосударственных денежных фондов. Мы отмечали, что государство и муниципальные образования, осуществляя финансовую деятельность, определяют, предусматривают «правила игры» в сфере финансов как для субъектов, действующих на праве государственной или муниципальной собственности, так и для субъектов, функционирующих на праве частной собственности, при этом, подчеркивая, что более «жесткие» правила устанавливаются для первой группы субъектов15.
А.И. Худяков определяет финансовую деятельность государства следующим образом: «Это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и обеспечению ее надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов» 16.
Особая позиция данного ученого выражается не только в отрицании возможности необоснованного, по его мнению, расширения сферы финансовой деятельности государства за счет включения в нее объектов негосударственных фондов денежных средств, но и в том, что А. И. Худяков вводит новый элемент в понятие финансовой деятельности государства - «создание денежной инфраструктуры страны», а также несколько изменяет «триаду» (образование, распределение, использование), применяемую авторами при характеристике финансовой деятельности государства, отражая организационный признак в использовании государственных денежных фондов. По нашему мнению, с одной стороны, неудачно применено слово «инфраструктура» при характеристике финансовой деятельности государства, обусловленной объективными потребностями развития общества, а с другой - организационный признак присущ всей финансовой деятельности государства, а не только использованию государственных денежных фондов.
14 Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. 2001. С. 16-17.
15 См.: Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М. : Юриспруденция, 2006. С. 29.
16 Худяков А.И. Указ. соч. С. 19.
Кроме того, поскольку совокупный общественный продукт общества и часть его - национальный доход - распределяется и перераспределяется в денежной форме, поэтому возникновение денежной системы так же обусловлено объективной необходимостью, как и сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
А.И. Худяков также предлагает «несколько сузить понятие финансовой деятельности государства за счет исключения из ее состава действий, связанных с использованием денежных средств...»17.
Аналогичной точки зрения придерживается и Д.А. Лисицын, считая, что отношения по использованию денежных фондов предметом финансового права не выступают18.
Нам представляется, что слово «использование», широко применяемое в науке финансового права для характеристики финансовой деятельности государства, вполне отвечает сущности отношений, возникающих при ее осуществлении, и не выражает собой отношения обмена, то есть товарно-денежные отношения по схеме Т-Д или Д-Т. «Использовать» означает воспользоваться (пользоваться) чем-нибудь, употребить с пользой19. Не в этом ли заключается, например, стадия исполнения бюджета, когда в соответствии с законом денежные средства направляются главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям и получателям для их дальнейшего употребления с пользой, то есть в соответствии с финансовым планом. Слово «использовать», по нашему мнению, более объемное по содержанию, чем слово «расходовать». Расходовать означает тратить, употреблять на что-нибудь20. В основе слова «использовать» лежит правомочие, предоставленное кем-то для осуществления определенного им результативного действия. Слово «расходовать» - узкое по содержанию слово, предполагающее совершение конкретного действия. Вот почему, на наш взгляд, вполне уместно употреблять слово «использование» при характеристике финансовой деятельности, а слово «расходовать» применимо для гражданского оборота.
Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государст-
17 Худяков А.И. Основы теории финансового права. М., 1995. С. 33.
18 См.: Лисицын Д.А. Указ. соч. С. 11.
19 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1989. С. 256.
20 Там же. С. 666.
венной деятельности, направленной на совершение организационных и иных действий органов государства, как правило, в правовой форме, в процессе распределения внутреннего валового продукта и части национального дохода общества путем образования, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для обеспечения финансовыми ресурсами функционирования органов государства всех трех ветвей власти, осуществления мероприятий по внутренней безопасности и обороне страны, для выполнения национальных программ социально-экономического
и культурного развития и удовлетворения иных потребителей общества. Органы местного самоуправления также осуществляют финансовую деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения решения вопросов местного значения.
Финансовая деятельность государства в науке финансового права рассматривается как особый вид государственной деятельности потому, что этот вид деятельности осуществляют органы государства всех трех ветвей -законодательной, исполнительной и судебной - в пределах имеющейся у них компетенции. Финансовая деятельность государства в первую очередь направлена на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, фондов государственных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий, и других организаций, функционирующих на праве государственной собственности).
Однако, по нашему мнению, финансовая деятельность государства, его органов охватывает своим воздействием также и процесс создания, распределения и в определенной части использования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на праве частной собственности. Публичный характер данного вида государственной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов, функционирующих на праве частной собственности, проявляется, в первую очередь, в установлении определенных условий участия всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности в создании цен-
трализованных государственных фондов денежных средств. Это положение, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения государственного финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов по созданию, распределению и использованию ими соответствующих фондов денежных средств.
Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующего органа государства.
Возникновение и осуществление финансовой деятельности обусловлены наличием товарно-денежного обращения в стране, необходимостью создания различных фондов денежных средств для финансового обеспечения соответствующих потребностей государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Итак, финансовая деятельность - это особый вид человеческих действий, имеющий различную степень обобщенности и выражающийся в разных формах: в действиях государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, действующих на основе различных форм собственности, обусловленных наличием в обществе товарно-денежных отношений и направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств.
Понятие «финансовая деятельность» следует подразделять на финансовую деятельность государства, финансовую деятельность муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на различных формах собственности (частная финансовая деятельность).
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это действия их органов, направленные на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций. Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в действиях соответствующих субъектов, направленных на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимость
которых обусловлена наличием товарноденежных отношений в обществе и при отсутствии которых немыслимо осуществление хозяйственной или какого-либо иного вида деятельности.
В науке финансового права, как правило, изучается финансовая деятельность государства и муниципальных образований. И хотя представляется необходимым рассматривать финансовую деятельность государства и финансовую деятельность муниципальных образований в качестве важнейших видов финансовой деятельности, но они не единственные. Государственному, в том числе правовому регулированию, подлежит финансовая деятельность всех хозяйствующих субъектов (в том числе в определенной степени и действия граждан), а не только финансовая деятельность государства и финансовая деятельность муниципальных образований. При этом бесспорна ведущая роль финансовой деятельности государства, обеспечивающая финансовыми ресурсами жизнедеятельность всего общества в целом.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в различных формах, как в правовых, так и в неправовых. Правовые формы выражаются в принятии различных нормативных правовых актов органами государства и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, которые содержат общее правило поведения, а также издание индивидуальных финансово-правовых актов и их практическую реализацию. Большое значение имеет принятие и выполнение финансовоплановых актов (федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетных смет бюджетных учреждений, бизнес-плана и т.д.). Неправовые формы финансовой деятельности, как отмечается в литературе, - это «различные практические действия, юридического значения не имеющие, но способствующие принятию таких актов или применению правовых норм. Это инструктирование, проведение совещаний, заседаний, разъяснение финансового законодательства и т.д.»21. Как в правовой, так и в неправовой форме могут осуществляться организационные действия по созданию, распределению (перераспределению) и использованию фондов денежных средств.
21 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева. М. : Норма, 2005. С. 104.
На существование данного различия обращали внимание еще государствоведы в начале ХХ в. Так, в частности, теоретики французского административного права различали две формы государственной деятельности: государство как принудительная повелевающая сила (в данном случае деятельность государства выражается в обязательных предписаниях для подданных власти); государство как представитель общественных интересов (здесь его деятельность выражается не в предписаниях подданным, а в организации и осуществлении государственных мероприятий)22.
В настоящее время эту проблему чаще всего рассматривают в связи с исследованием правовых форм деятельности государства (или правовых способов государственного воздействия на общественные отношения). Обычно правовые формы деятельности государства сравниваются с фактической деятельностью государства, не влекущей правовых последствий (организационно-массовая, культурно-и политико-воспитательная, учетно-статистическая и др.). Действительно, хотя правотворчество, правоприменение и другие виды юридической деятельности связаны с фактическим разрешением специфических, относительно самостоятельных и разноплановых задач, имеющих общегосударственное значение, тем не менее, каждая из них регламентируется различными по своей специфике блоками материальных и процедурно-процессуальных норм и сопровождается (завершается) различными правовыми последствиями. Вне этих видов собственно юридической деятельности любая иная деятельность государства, заканчивающая фактическим проведением в жизнь текущих и других законов во всех сферах общественной жизни общества, не может претендовать на чисто юридическую форму, хотя она в решающих чертах и основывается на действующем праве. Такая организационная деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически обязательных актов. Обусловлено это тем, что государство не в состоянии учесть во всех деталях постоянные изменения в динамично развивающемся обществе, закрепить их в системе права, да и не все они требуют скрупулезной юридической регламентации. Если признать, что государство функционирует только в рамках позитивного
права, то придется допустить, что отсутствие юридического установления в какой-либо сфере жизни неминуемо повлечет бездействие государства в тех случаях, когда возникшая ситуация не вписывается в ранее изданный правовой акт. «У государственного органа, - замечал еще И. Сабо, - всегда остается сфера ”свободной” деятельности, определяемой
принципом целесообразности, который иногда закрепляется в правовой форме. Конечно, такая "свободная” деятельность не свободна в том смысле, что детерминирована как неправовыми факторами, так и общей правовой регламентацией порядка деятельности государственных органов»23.
Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако (и это принципиально) правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего, управленческой, деятельности. В то же время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически. В литературе называют следующие направления организационной (фактической) деятельности государства: культурно-массовая, технически-исполнительная, организационно-экономическая деятельность и вооруженная защита страны. Помимо собственно организационной деятельности к неправовым формам относят осуществление материально-технических операций, таких как: подготовка материалов для издания юридических актов, составления справок, отчетов, ведение делопроизводства и т. д.
Осуществление организационных действий - это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы государственных органов. Организационные действия могут быть направлены как внутрь аппарата государства, так и вовне его - в отношении негосударственных формирований и граждан.
В науке административного права к таковым относят также инспектирование, инструктирование, разъяснение содержания и целей
22 См.: Леруа М. Эволюция государственной власти
(синдикаты чиновников) : пер. с фр. СПб., 1907. С. 47.
23 Сабо И. Основы теории права : пер. с венг. М., 1974. С. 118.
законов, проведение совещаний, рассылку информационных материалов, оказание практической помощи на месте и т.п. Все эти действия, в силу их разнообразия и неповторимости, не оформляются позитивным правом. Однако реализация их находится в непосредственной связи с основными видами собственно юридической деятельности. Неслучайно полагают, что это различие носит чисто условный характер24.
В целом непосредственные организационные действия могут выражаться:
1) в инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций;
2) их инструктировании;
3) разъяснении содержания целей законодательных и иных юридических актов;
4) привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата.
Например, обеспечение правильного сочетания единоначалия и коллегиальности, подготовка и проведение заседаний и совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распространение положительного опыта и т.п. Все возрастающую роль играют изучение и учет общественного мнения в работе государственного аппарата. Применительно к негосударственным формированиям и гражданам можно говорить о различных формах привлечения общественных и самодеятельных организаций и граждан к работе государственных органов, об организационно-массовой работе последних и т.п.25
Думается, что исследовательская практика разграничения собственно юридической и организационной (фактической) деятельности государства является в целом полезной. Тем не менее, используемые термины «правовые формы» и «неправовые (фактические, организационные) формы» деятельности государства всегда представлялись не совсем точными и требовали дополнительных разъяснений. Скажем, к примеру, о том, что правотворчество может осуществляться не только государственными органами, но и народом или органами местного самоуправления, или о том, что организационные мероприятия во многом влияют на правовую реальность и, в конечном счете, юридически опосредованы и т.д. Разумеется, никаких непреодолимых препятствий между ними нет и быть не может. Так называемая фактическая деятельность государства протекает при строжайшем соблюдении зако-нов26. Если же использовать в качестве научного инструментария категорию «юридическая деятельность», выделяя условно в ее содержании две разновидности - «собственноюридическую» и «организационно-юридическую», то указанные этимологические и содержательные проблемы в большей степени снимаются27, тем более, что в юридической литературе уже давно утверждалось, что организационная (неправовая) форма государственной деятельности не представляет собой специфической самостоятельной формы в отличие от правовой. Всякая деятельность государства протекает в рамках правовых предписаний, и вследствие этого нет необходимости обосновывать неправовую форму государственной деятельности28.
24 См.: Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности / отв. ред. И.А. Галаган. Воронеж, 1990. С. 45.
25 См. об этом: Теория права и государства : учеб / под ред.
В.В. Лазарева. М., 1996. С. 342-343.
26 См.: Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Саратов, 1982. С. 186.
27 См.: Шагиев Б.В. Юридическая деятельность. М., 2001.
С. 14-18.
28 Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 117.