Научная статья на тему 'Финансовая безопасность и инновации страхового маркетинга на предприятиях'

Финансовая безопасность и инновации страхового маркетинга на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДЕРРАЙТЕРЫ / АКТУАРИИ / ИННОВАЦИИ / СТРАХОВОЙ МАРКЕТИНГ / КРИЗИС / РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА / СПЕЦДЕПОЗИТАРИИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / UNDERWRITERS / ACTUARIES / INNOVATIONS / INSURANCE MARKETING / CRISIS / RISKS OF SERVICE ENTERPRISES / SPECIAL DEPOSITORIES / FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин В.А., Гончарова Н.Л.

В статье рассматриваются риски, которые целесообразно страховать предприятиям, обосновываются направления использования инноваций в их страховании, утверждается, что финансовая безопасность в условиях кризиса обеспечивается при использовании страхового маркетинга и комплексного страхового продукта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial security and innovation in the enterprise insurance marketing (Russia, St. Petersburg)

The article discusses risks that are worth insuring at enterprises, describe the ways of implementing insurance innovations, and argue that financial security in the context of crisis may be achieved through the use of insurance marketing and complex insurance product

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность и инновации страхового маркетинга на предприятиях»

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

финансовая безопасность и инновации страхового маркетинга на предприятиях

В.А. Бабурин,

руководитель Центра развития научно-педагогических школ Международного банковского института (г. Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы,

baburinva@mail.ru

Н.Л. Гончарова,

доцент кафедры финансов инновационных и производственных систем Политехнического университета Петра Великого (г. Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук bonata1@rambler.ru

В статье рассматриваются риски, которые целесообразно страховать предприятиям, обосновываются направления использования инноваций в их страховании, утверждается, что финансовая безопасность в условиях кризиса обеспечивается при использовании страхового маркетинга и комплексного страхового продукта.

Ключевые слова: андеррайтеры, актуарии, инновации, страховой маркетинг, кризис, риски предприятий сервиса, спецдепозитарии, финансовая безопасность

УДК 336.339.138; 658.56 ББК 65.290-2

В условиях экономического кризиса, низкой цены на энергоресурсы, являющихся основным источником бюджета России, а также экономических санкций со стороны ряда стран, возможный выход из этого трудного положения для предприятий видится в использовании ими инноваций во всех направлениях и видах деятельности, включая страхование [1]. Использование инноваций в этой области возможно при соблюдении условий получения стабильного экономического эффекта и коротких сроков внедрения.

Инновации в страховании связаны с дифференцированным подходом к формированию комплексного страхового продукта, включающего сопутствующие услуги маркетингового и управленческого характера. Эти услуги крайне необходимы предприятиям сервиса, так как последние, в большинстве случаев, не обладают соответствующими кадрами с навыками в области маркетинговой деятельности.

На уровне физического лица, то есть конкретного потребителя страхового продукта это направление инноваций позволяет решить многие сопутствующие проблемы, связанные с возникновением страхового случая. Так, комплексность страховых услуг на уровне физического лица включает в себя решение прямых и косвенных сопутствующих проблем при наступлении страхового случая с гражданами в ДТП: денежное возмещение прямого ущерба от наступления страхового случая; денежное возмещение последствий наступления страхового случая; группа сопутствующих услуг в натуральном выражении, исчерпывающе приводящих к полной ликвидации последствий такого страхового случая.

Комплексный страховой продукт в отношении наступления страхового случая связанного с автотранспортным средством должен включать в себя: денежную компенсацию на случай повреждения автотранспортного средства; подмену на время ремонта на другое транспортное средство; эвакуацию повреждённого транспортного средства; ремонт повреждений, восстановление или замена деталей и узлов автотранспорт-

ного средства; оказание медицинской помощи всем пострадавшим в результате ДТП, по аналогии с услугами в системе добровольного медицинского страхования.

Инновации в страховании предполагают совместную работу маркетологов, андеррайтеров, страховых агентов, актуариев и представителей предприятий сервиса — потенциальных страхователей. Каждый участник данного процесса должен, рассматривая свои профессиональные проблемы, постоянно видеть общий выход на потенциального страхователя — предприятие, предлагая согласованный с ним по всем составляющим расширенный страховой продукт с обеспечением необходимым объёмом страховых резервов.

Предприятие-страхователь, в условиях современного кризиса, нуждается в принципиально новом страховом продукте, обладающем рядом мультиатрибутивных свойств. При этом, мультиатрибутивная модель страхового продукта связывает в единое целое потребности страхователей относительно различных атрибутов и свойств страхового продукта.

Необходимо отметить, что решающую роль в разработке инновационной идеи играет работа маркетологов в части систематического изучения не только состояния страхового рынка и перспектив роста спроса на страховые услуги, но и рынка, на котором работают потенциальные предприятия — потребители страховых продуктов [2].

Страховой продукт для предприятий должен обеспечивать удовлетворение его разных потребностей в защите бизнеса, достигая этого различными способами для разных целей. Соответственно и ожидания страхователя, в своей основе однородных продуктов, могут очень сильно различаться в качественном отношении. Поэтому для принятия маркетинговых решений необходимо понимать, какие потребительские свойства страхового продукта являются приоритетными для конкретных отраслевых групп предприятий (торговля, производство товаров народного потребления, автосервис, инфраструктура

© ПСЭ, 2016

101

туризма, ремонт и обслуживание сложно-бытовой техники и т.д.), так как именно на этом понимании можно построить качественную маркетинговую стратегию, дифференцировать и позиционировать страховые продукты [2].Сформулируем этапы формирования нового инновационного страхового продукта для предприятий (схема.1).

На первом этапе рассматриваются следующие приоритеты потребительских свойств страховых продуктов (на примере отраслевой группы предприятий сферы сервиса: страхование риска неправомерных действий третьих лиц в отношении имущества предприятия сервиса и его работников; страхование рисков от возможных перебоев в поставке всех видов энергоресурсов; страхование ключевых рабочих мест и работников, обеспечивающих стабильность и качество предоставляемых услуг; страхование договоров поставки товароматериальных ценностей по количеству, качеству и срокам.

Схема 1. Этапы формирования нового инновационного страхового продукта для предприятий

Для обеспечения надежности нового страхового продукта для предприятий необходимо рассмотреть задачи участников страхового процесса (схема 2)

Эффективность предпринимательской деятельности предприятий и нейтрализация рисков в условиях кризиса — вот приоритет инноваций в страховании. Защита предпринимателей от возможных непредвиденных негативных факторов, мешающих достижению намеченной цели или получения прибыли, также способствует преодолению возможных потерь от стихийных бедствий и защиты от неблагоприятного изменения экономической конъюнктуры.

Страхование создаёт условие для упорядочивания финансовых и юридических основ деятельности предприятия — страхователя, т.к. упущенная выгода в виде недополученной прибыли сокращает возможности увеличения размеров капитала предприятия. Поэтому страхование упущенной выгоды должно являться комплексным страховым продуктом по страхованию следующих возможных причин, вызывающих снижение доходов

Участники страхового процесса Основные задачи

Актуарии оценка рисков; обоснование страховых и пенсионных схем; расчёт тарифов, сумм, размеров обеспечения; расчёты по будущей доходности сделок [3]

Андеррайтеры представители страховщика в гражданском правообороте; участие в переговорах с партнерами страховой организации, направленных на развитие страховых услуг

Маркетологи подготовка принятия решения о цели инноваций, как правило, направленных на: повышение ценности страхового продукта; формирование качественно новых полезностей; привязку страхового продукта к потребностям предприятия-страхователя; минимизацию времени предоставления страховых услуг в страховом продукте; повышение прибыльности страховой организации [2]

Страховые агенты поиск клиентов, нуждающихся в страховой услуге; участие в подготовке инновационного страхового продукта для конкретного потенциального страхователя; участие в заключении страхового договора и его текущее сопровождение

Предприятия (страхователи) предоставляют участникам страхового процесса достоверную информацию о своих кадрах, целях бизнеса, используемой стратегии развития, имущественном положении.

Схема 2. Основные задачи участников страхового процесса, обеспечивающих надежность нового инновационного страхового продукта для предприятий

у предприятий: нарушение производственного процесса, логистических процессов и организации оказания услуг; срыв контрактов со стороны поставщиков и потребителей продукции (услуг) предприятия — страховщика; изменения в налоговом и таможенном законодательстве и других непредвиденных ситуаций.

Наибольшие проблемы при страховании рисков в предпринимательской сфере связаны с определением сроков наступления ущерба и сроков страхования.

Исходя из взаимоисключающих интересов страхователей и страховщиков, стороны должны учитывать эти интересы при согласовании сроков действия договора страхования.

К факторам, учитывающим интересы страхователей и страховщиков при заключении комплексных страховых продуктов по безопасности бизнеса можно отнести: научно-обоснованные актуарные расчёты; результаты анализа отечественной и зарубежной практики окупаемости инвестиций в различных сферах производственной и коммерческой деятельности; технико-экономический и правовой анализ; экономическую оценку заключаемых договоров; подготовку потенциальными страхователями бизнес-планов и технико-экономических обоснований.

Страхование предпринимательских и коммерческих рисков в условиях требований рынка по максимальному использованию инноваций в процессе производства услуг и обслуживания, требуют определения их основных видов. К основным рискам, входящим в перечень комплексного страхования в инновационном предпринимательстве можно отнести:

— ошибки в выборе инновации; недостаточность уровня финансового обеспечения;

— сбои в снабжении ресурсами и реализации услуг;

— срывы хозяйственных договоров (контрактов);

— возникновение дополнительных непредвиденных затрат и снижение доходов;

— усиление конкуренции, обуславливающее необходимость снижения отпускной цены при реализации услуг;

— недостаточную квалификацию работников предприятия-страхователя;

— несвоевременное решение вопросов обеспечения прав собственности на инновационный проект и т.п.

С целью снижения уровня указанных выше рисков, страховщик должен проводить самостоятельные исследования по всем их направлениям.

Наличие страхового покрытия у поставщиков товаров и услуг снижает риск и для предприятия-потребителя, и для предприятия-поставщика. Вместе с тем, важно знать возможные маркетинговые риски, которые могут привести не просто к потере выручки, но и к прямому банкротству предприятия (табл. 1).

Финансовая безопасность предприятия во многом зависит от использования страховщиком инновационных подходов, которые смогут обеспечить их защиту от финансовых рисков (табл. 2). Учёт этих рисков способствует созданию стабильности в работе всех структур предприятия, т.к. финансы — это кровеносные сосуды производственного процесса и процесса обслуживания потребителей услуг.

Финансовый риск отсутствия средств у предприятия-страхователя бывает вызван тем, что он не смог привлечь инвесторов из-за недостаточно обоснованных расчетов эффективности вложений. В результате, убедить потенциальных инвесторов не удаётся. Наличие страхового покрытия инвестиционной активности страхователя позволит решить проблему, используя рекомендации страховщика, являющегося опытной финансовой организацией и обладающей собственными финансовыми резервами. Использование разных методов финансирования (например: самофинансирования и смешанного финансирования) позволяет снизить уровень рисков.

1 02

Таблица 2

Таблица 1

Маркетинговые риски предприятия-страхователя*

№ п.п. Виды рисков Характеристика рисков страхователя Роль страховщика в снижении вероятности наступления страхового случая

1 2 3 4

1 Ошибки в выборе инновации необоснованное определение краткосрочных и долгосрочных приоритетов страхователем экспертиза качества определённых страхователем приоритетов

выработка ошибочной маркетинговой стратегии и приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей страхователя выявление страховщиком истинных её целей у страхователя на основе независимой маркетинговой экспертизы

2 Риски в снабжении ресурсами, требующими для своего производства подготовки инновационного характера поиск поставщиков с инновационным характером мышления является риском в создании ресурсов (технических средств, сырья, материалов) инновационного характера; невыполнение поставщиками своих обязательств по срокам и качеству поставляемых ресурсов всех видов страховое покрытие поставщиков снижает риск задержек и для предприятия, а на полученные средства от страховщика можно получить ресурс вовремя, с нужным качеством, но за большую цену, что не снизит значительно ожидаемый экономический эффект от инновации

3 Риски при реализации продукции и услуг недостаточная сегментация рынка, которая характерна для внедрения новых товаров и услуг не только высокого качества, но и высокой отпускной цены из-за высоких первоначальных затрат. В результате сужается сегмент потребителей, что оказывает существенное влияние на объемы реализации этих новых изделий независимая экспертиза страховщиком качества сегментации, проведённая страхователем

4 Риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка и стратегии продаж новшества - целевого сегмента рынка, из-за: недостаточно стабильного спроса на новшество; когда потребность в новшестве недостаточно сформировалась; потребность в новшестве оценена неверно; потребность в новшестве в данном сегменте ограничена, и т. п.; - стратегии продаж новшества из-за: неудачного выбора логистических и торговых посредников, а также системы продвижения нового товара к потребителю

* Составлено авторами

Финансовые риски предприятия-страхователя*

№ п.п. Виды рисков Характеристика рисков страхователя Роль страховщика в снижении вероятности наступления страхового случая

1 2 3 4

1 Риск отсутствия средств недостаточно обоснована эффективность вложений, что не убедило потенциальных инвесторов Предложения и участие страховщика в использовании страхователем разных методов финансирования, снижающих уровень риска.

опора на финансирование только по одному методу

использование налоговых схем, снижающих налоговую нагрузку правовая экспертиза налоговых схем страховщиком

2 Риск лояльности работников стабильность доходов и достойный их уровень у работников в условиях нестабильной экономики страхование семей и доходов работодателем

3 Страховой риск риск надёжности страховщика перестрахование страховых договоров с предприятиями, контроль спецдепозитариев[4]

* Составлено авторами

Использование страхователем налоговых схем, снижающих налоговую нагрузку, может оказаться недостаточным, однако независимая экспертиза страховщиком правовой надёжности используемых страхователем налоговых схем снизит этот риск.

Серьёзным риском для любого предприятия, имеющего постоянное влияние потребителей на психологическую устойчивость работников, является их лояльность в отношении к месту своей работы и его бизнесу. И здесь предприятию важно иметь финансовые средства на обеспечение работников стабильным и достойным уровнем доходов, что достаточно сложно в условиях нестабильности. Семейное страхование работников страхователя и их доходов за счёт работодателя может выступать гарантией обеспечения лояльности работников к бизнесу предприятия.

Существенным финансовым риском является страховой риск, связанный с надёжностью страховщика. Здесь обязательно должны быть соблюдены требования по перестрахованию договоров страхования и ежедневного контроля страховщика со стороны спецдепозитария [4].

Управленческие риски у предприятий, особенно при внедрении инноваций, требуют постоянного контроля степени надёжности партнёров по инновационному бизнесу и объективного независимого анализа степени соответствия состава

персонала страхователя задачам инновационного бизнеса участвующего в реализации инновационной стратегии.

К управленческим рискам необходимо отнести и защищённость коммерческой тайны страхователя, и надежность партнёров. В последнем случае комплексное страхование их бизнеса, наряду с бизнесом самого страхователя, снизит риски практически до ноля. Страховые организации через свои независимые от страхователя источники могут проверить возможные риски в управлении инновациями.

На деятельность любой предпринимательской структуры оказывают существенное влияние риски кредитного и политического характера.

Политические риски по договорам с иностранными поставщиками и потребителями связаны с изменением политической ситуации, с созданием условий форс-мажора (запреты, санкции, ограничения) и должны оговариваться в двухсторонних договорах, а страховщики должны проводить их экспертизу, после чего страховать сделки.

Инновационная активность и риски являются взаимозависимыми факторами. Избежать риски полностью нельзя, но снизить уровень этих рисков можно за счёт гибкости в системе построения страховых программ и подборе оптимальных условий для каждого страхователя, использования методов психологии управления.

Страховые организации, прямо заинтересованные в снижении рисков застрахованных предприятий могут, используя принципы страхового маркетинга, помочь последним с независимыми маркетинговыми исследованиями на пессимистическом уровне, что позволит более взвешенно спрогнозировать степень успешности нововведения при выходе на рынок услуг с новым продуктом [2].

Осуществление страхователем финансово-хозяйственных операций при участии страховой организации помогает оптимизировать налогообложение.

Наличие системы налогового страхования позволяет страховым организациям осуществлять финансирование деятельности застрахованных предприятий за счет временно свободных средств страховых фондов этих страховых организаций.

Инвестиционная составляющая, используемая страховыми организациями в размещении части средств страховых фондов в деятельности предприятий-страхователей, находящихся под их налоговым и финансово-хозяйственным контролем, возможна за счёт соблюдения принципа строгого целевого формирования и использования средств основной части страхового фонда, на основе законодательных и инструктивных документов, осуществления финансового страхового контроля правильности проведения страховых операций со стороны ЦБ РФ в лице спецдепозитариев.

Все эти маркетинговые, управленческие и организационные меры страхователей, при активном участии страховых организаций являются основой создания условий финансово-экономической безопасности предприятий, без которой практически невозможно решить ни одну из задач, которые стоят перед ними.

Отсутствие страхового надзора часто вызывает нехватку денежных средств на расчётном счёте предприятий, приводит к задержкам всех видов платежей, включая первоочередные, которые связаны с заработной платой работников, налогами и перечислениями в государственные социальные фонды. Это, в конечном счёте, приводит не только к плохому психологическому климату в коллективах предприятий, но и прямым забастовкам, задержкам в формировании бюджетов всех уровней и т.п.

Финансовая безопасность охватывает разные стороны хозяйственной жизни предприятия с позиций функционирования в государстве финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем регулирования экономики в рамках возможности предприятий как оказать влияние, так и гибко подстроиться к ним (см. табл. 3).

Таблица 3

Подсистемы обеспечения финансовой безопасности предприятия* [5; 6]

К факторам, оказывающим существенное влияние на финансовую безопасность предприятия относятся: малая доля внешних заимствований; внутренняя и внешняя финансово-кредитная политика государства, обеспечивающая возможность получения кредитов под проценты, сравнимые с процентами банков развитых стран, в т.ч. на длительные сроки [7]; наличие льгот на период внедрения инноваций; социально-политический и правовой климат в стране, способствующий созданию условий лояльного отношения к бизнесу; чётко регламентированные и на длительный срок неизменные правила функционирования финансовой сферы; страховая защита предприятия-страхователя; финансовый суверенитет страны, низкий уровень зависимости национальной финансовой системы от влияния международных финансово-кредитных организаций, членом которых страна не является; участие страховых организаций России в единой мировой системе страховых организаций [6].

Однако абсолютно нивелировать финансовые риски предприятия невозможно, так как велико влияние внутренних и внешних факторов. И здесь, в первую очередь, важно учитывать те факторы, на которые предприятие может оказать существенное влияние, либо их учитывать в своей деятельности, т.е. на безопасность внутренней финансовой сферы предприятия: строгое соблюдение правовых норм; уровень проработанности и обеспечения подзаконными актами; совершенство организационной и институциональной базы; политическая стабильность; уровень рисков рыночной конъюнктуры; масштабы теневой экономики; уровень коррупции в регионе и государстве; динамика платёжеспособности населения; колебания курсов валют.

Финансовая безопасность предприятия, участвующего в работе на фондовом рынке заключается в оптимизации вложений и степени ликвидности приобретённых ценных бумаг, их структуры по доле государственных и корпоративных.

Подсистемы Основные задачи

Бюджетная при финансировании предприятия из бюджетов всех уровней: государства, региона, муниципалитета и иного территориального местного уровня управления

Налоговая своевременное выполнение обязательств по перечислению налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды

Долговая безопасность наличие быстрореализуемых активов с минимизацией объёмов платежей краткосрочного характера

Финансовая безопасность банковской системы страхование средств предприятия, находящихся на банковских счетах

Валютная страхование сделок в иностранной валюте

Денежно-кредитная заключение кредитных договоров на выгодных условиях для предприятия

Инвестиционная качество инвестиционных ресурсов, стабильность и рост фондового рынка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страховая возможность перестрахования страховых договоров предприятия и контроль спецдепозитариев за страхователем [3]

* Составлено авторами 1 04

1 уровень 2 уровень 3 уровень

1. Наличие достаточных страховых резервов у страховщиков

2. Распространение действия спецдепозитариев по оперативному контролю деятельности страховщиков [5] ежедневный контроль за соответствием состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, требованиям действующего законодательства

своевременное уведомление органа страхового надзора в лице ЦБ РФ о выявленных нарушениях

хранение и учет ценных бумаг, в которые размещены средства страховых резервов и собственные средства (капитал) страховщика

ежедневный контроль:

за соблюдением страховщиками ограничений на размещение средств страховых резервов и собственных средств (капитала)

требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика

правил размещения средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика (которые установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и нормативными актами органа страхового надзора)

3. Функции учетных подразделений страховщика в области финансовых вложений

4. Маркетинговые исследования трендов развития потребностей страхового рынка [2]

Схема 3. Условия стабильности и финансовой безопасности страхового рынка

Составлено авторами

Основные условия обеспечения финансовой безопасности предприятия (страхователя), в том числе занимающегося инновационной деятельностью, включают в себя: строгое соблюдение правовых норм; уровень проработанности и обеспечения подзаконными актами; совершенство организационной и институциональной базы; политическая стабильность; уровень рисков рыночной конъюнктуры; масштабы теневой экономики; уровень коррупции в регионе и государстве; динамика платёжеспособности населения; колебания курсов валют.

Все вышеназванные аспекты финансовой безопасности предприятия могут играть второстепенную роль в случае, если большинство из них будет охвачено страхованием от этих рисков.

Безусловно, что трата значительных финансовых ресурсов на страховые премии страховым организациям возможна только при стабильности и финансовой безопасности самого страхового рынка (см. схему 3).

К объектам страхован ия, повы шающи м уровень финансовой безопасности предприятия можно отнести: средства предприятия, находящиеся на банковских счетах; сделки в российской

и иностранной валюте; перестрахование страховых договоров предприятия; налоговое страхование; вклады доверенных лиц в пользу предприятия; ключевые работники предприятия и члены их семей; ключевые рабочие места предприятия.

Использованию системы комплексного инновационного страхования предприятий способствует тот факт, что в России с 2015 года Банком России проводится: системный анализ активов страховщиков, что говорит о появлении в России дополнительного уровня контроля со стороны спецдепозитариев, наравне с актуариями [3]. Это делает страховой сегмент ещё более прозрачным, а страховой рынок более цивилизованным и доступным для широкого круга потенциальных страхователей.

Всё это поможет, с одной стороны, страховым организациям более продуманно относится к формированию своих резервов как к залогу надёжности в их работе, а предприятиям, с другой стороны, уменьшить риски, связанные с кризисными явлениями в экономике. Предлагаемый страховой продукт для предприятий должен обеспечивать удовлетворение разных потребностей в защите бизнеса, достигая этого различными способами в условиях кризиса.

Литература

1. Ахметова М.И., Дубровская Ю.В. Взаимодействие субъектов инновационной инфраструктуры как фактор управления процессами дивергенции региональных социально-экономических систем //Экономика и предпринимательство. — 2015. — №10 (ч.2).

2. Бабурин В.А., Гончарова Н.Л. Финансовый кризис и маркетинговые стратегии в страховании. В сб. Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики: Материалы Междунар.науч.-практ.конф. 10-12.09.2915 г. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. — С. 208-216.

3. Жилкина М. Актуарии как прогрессоры российского страхования/Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). http://www.insur-info.ru/interviews/1033/ 08.08.2015 г.

4. Печенкина Е.Е. Организация взаимодействия спецдепозитариев и страховщиков — выход на финишную прямую. 18 мая 2015 г. http://www.insur-info.ru/comments/1021/

5. Хлутков А.Д. Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности России: Автореферат докт. дис. — СПбГЭиФ, 2012. — С.3.

6. Родионов Д.Г., Дегтярева В.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности северо-западного федерального округа, вызванные миграцией населения //Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 1(46). — С. 104-113.

7. Люкевич И.Н. О причинах международного движения капиталов // Экономическая наука: теория, методология, направления развития: Тезисы докл. и выступлений Всерос. науч. конф. / С.-Петерб. государственный ун-т, Экономический факультет. — СПб., 1998. Ч.2. — С.54-55.

транспортная цепь как категория логистики мультимодальных грузоперевозок

И.В. Першин,

соискатель кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета

comilog@yandex.ru

В статье представлен научный прецедент по обоснованию понятия «транспортная цепь» как категория транспортной логистики. Введены принципы структурного проектирования транспортных цепей. Определены функции транспортного узла, обеспечивающего цепную организацию мультимодальных грузоперевозок.

Ключевые слова: транспортная цепь, грузовой поток, грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, маршрутизация грузоперевозок, мультимодальная грузоперевозка, единая технология перевозки грузов, звенность транспортной цепи, транспортный узел

УДК 368

Формирование цепей мотивируется «цепной реакцией самоорганизации межфирменных хозяйственных связей» [13, с. 266], следствием которых становится развитие потоковых процессов. В логистике цепь определяется чаще всего как совокупность звеньев-участников движения логистического потока.

Анализ специальной литературы [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 22] позволяет заключить, что в трактовках понятия применяется субъектный подход — цепь как некоторый фиксированный состав участников движения потока. Это явствует из определения, которое авторы работы «Корпоративная логистика» под общей и научной редакцией В.И. Сергеева [7] приводят

как «одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов»: «Цепь поставок—три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» [7, с. 89]*. При этом авторы отмечают, что в такой линейной упорядоченности присутствует определенная логика, поскольку

* Здесь и далее приводятся выделения текста авторов цитируемых литературных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.