Научная статья на тему 'Финансирование военной инфраструктуры сша'

Финансирование военной инфраструктуры сша Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ США / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / ВОЕННЫЕ БАЗЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ТРАНСПОРТНОЕ КОМАНДОВАНИЕ США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонов Т.В.

В статье рассмотрен процесс финансирования военных затрат на создание и эксплуатацию объектов военной инфраструктуры США, а также вопросы материально-технического обеспечения армии США. Особое внимание уделено транспортному комплексу военной инфраструктуры, поскольку вся совокупность военных баз США требует огромных объемов перевозок авиационным и морским транспортом. Значительное место отведено вопросам обучения, поддержания здоровья и другим видам обеспечения личного состава вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование военной инфраструктуры сша»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

28 (265) - 2014

УДК 336.717

финансирование

военной инфраструктуры сша

т. в. Спиридонов,

кандидат экономических наук, докторант отдела стратегических исследований E-mail: timur.spiridonov2014@yandex.ru Институт мировой экономики и международных отношений РАН

В статье рассмотрен процесс финансирования военных затрат на создание и эксплуатацию объектов военной инфраструктуры США, а также вопросы материально-технического обеспечения армии США. Особое внимание уделено транспортному комплексу военной инфраструктуры, поскольку вся совокупность военных баз США требует огромных объемов перевозок авиационным и морским транспортом. Значительное место отведено вопросам обучения, поддержания здоровья и другим видам обеспечения личного состава вооруженных сил.

Ключевые слова: министерство обороны США, военная инфраструктура, военные расходы, военные базы, вооруженные силы, транспортное командование США

На создание и эксплуатацию объектов военной инфраструктуры администрация США систематически направляет огромные ресурсы. Масштабы и структура этих затрат постоянно меняются под воздействием изменений в военной стратегии и политике страны, в планах военного строительства, в научно-техническом прогрессе, в роли инфраструктуры в военном деле, в формах и способах вооруженной борьбы. Анализ динамики абсолютных и относительных размеров этих затрат позволил бы глубже раскрыть основные цели и приоритеты создания объектов военной инфраструктуры США [1, 2]. Однако проведение такого анализа связано с немалыми трудностями, обусловленными, во-первых, спецификой военно-бюджетного процесса в этой стране, а во-вторых, тем, что расходы на инфраструктуру проходят по различным статьям бюджета министерства обороны США.

В военно-бюджетном процессе США применяется многоуровневая, разноплановая и весьма дифференцированная структуризация военных затрат. При этом используются три тесно взаимосвязанных типа классификации ассигнований [5-8]:

1) по программному признаку;

2) по ведомственному признаку;

3) по бюджетным статьям.

Программный принцип классификации военных расходов применяется в Пентагоне после принятия в начале 1960-х гг. системы «планирование - программирование - разработка - использование бюджета». В составленном по этому принципу бюджете ассигнования на военную инфраструктуру проходят по нескольким главным программам (табл. 1).

Как видно из табл. 1, за последние десятилетия особенно высокими темпами растут ассигнования на разведку и связь. Так, с 2000 г. они выросли с 46,5 до 100,4 млрд долл. в 2011 г., а их удельный вес в общих ассигнованиях Пентагона поднялся с 11,1 до 13,8%. В ближайшие годы в условиях сокращения общего размера бюджета министерства обороны США, ассигнования на разведку и связь несколько сократятся, но останутся на довольно высоком уровне.

В современных условиях в военном деле особую роль играет информационная инфраструктура, которая открывает новые качественные возможности управления вооруженными силами. Информационные системы создают условия для применения новых способов и форм боевых операций, эффективного использования высокоточного оружия. Информация стала стратегическим ресурсом, она дает власть. Учитывая возрастающее значение

Таблица 1

Структура ассигнований министерству обороны США на главные программы в 1980-2018 гг., млрд долл. в постоянных ценах 2014 г.

Главные Финансовый год

программы 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015* 2016* 2017* 2018*

Стратегические силы 30,2 52,3 32,6 12,5 10,0 11,0 10,6 12,7 13,0 11,4 10,8 12,2 12,2 13,3 13,5

Силы общего назна- 151,4 239,4 201,8 144,5 146,8 240,7 284,4 307,9 271,4 242,9 197,3 204,2 207,7 213,2 213,4

чения

Разведка и связь 25,3 50,9 52,4 45,2 46,5 77,2 97,1 100,4 96,9 90,9 79,7 81,4 80,2 79,4 80,6

Военно-транспор- 6,8 14,1 11,0 16,5 16,7 20,3 21,1 19,5 19,1 17,7 13,2 13,3 15,1 14,7 15,1

тные, воздушные и

морские силы

Национальная гвар- 25,3 32,4 33,9 34,2 34,4 37,5 37,6 46,0 45,8 43,7 42,7 42,3 42,7 43,0 43,1

дия и резерв ВС

НИОКР 30,0 47,1 45,7 38,3 37,2 60,6 57,0 51,9 50,3 47,3 45,4 46,7 44,2 40,6 38,9

Централизованное тыловое снабжение и 41,7 52,0 51,7 27,7 28,3 31,3 33,5 32,0 33,3 30,0 24,1 23,9 23,7 23,4 23,8

материально-техническое обеспечение

Обучение, медици- 92,8 83,6 84,1 77,7 74,4 79,0 76,3 91,5 90,7 87,2 83,9 82,6 81,4 81,2 81,5

на и другие виды обеспечения личного

состава

Административная 7,5 12,8 12,2 11,9 11,9 35,7 98,0 32,2 25,5 37,0 15,7 11,9 12,6 9,7 5,4

деятельность

Помощь другим 1,8 1,7 1,8 1,4 1,4 11,7 17,2 18,8 14,9 10,5 2,3 2,1 2,2 2,0 2,1

странам

Силы специальных - - 5,5 4,9 5,1 7,8 12,8 15,0 15,6 14,4 12,4 12,8 12,6 12,6 12,6

операции

Другие - - - - 0,2 0,3

Итого... 412,8 585,8 532,8 415,6 412,9 613,0 745,9 727,9 676,6 633,1 527,6 533,4 534,6 533,0 530,1

* Прогнозные данные министерства обороны США.

Примечание. Составлено по данным National Defense Budget Estimates for FY 2014. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), May 2013, P. 112-113.

информационного обеспечения вооруженных сил, Пентагон придает приоритетное значение усилению информационной системы, разведке и связи, готовности управленческих кадров от политического до стратегического уровня к организации совместных действий всех родов войск в военных конфликтах любого масштаба.

Существующая информационная инфраструктура ВС США создает условия для разработки систем управления, позволяющих использовать в комплексе как средства отражения удара, находящиеся в составе различных видов и родов войск, так и средства нападения для уничтожения средств поражения противника. По мнению некоторых специалистов, при правильной организации управления развитием вооруженных сил и информационного противоборства на государственном уровне (не ограничиваясь рамками военного ведомства) существует «возможность достижения политических

целей конфликта без применения военного насилия или с привлечением, в крайнем случае, подразделений специального назначения, избирательных высокоточных ударов» [3].

Важное место в структуре ассигнований Пентагона занимают расходы на обучение, медицину и другие виды обеспечения личного состава вооруженных сил.

Значительные финансовые ресурсы Пентагон направляет и на развитие транспортной инфраструктуры (см. табл. 1). Еще в 1987 г. было создано специальное транспортное командование (^ТЯЛ^СОМ) в составе командования воздушных перебросок, командования морских перевозок и командования наземных перевозок.

Учитывая географическое положение страны и отдаленность от нее основных театров военных действий, особое значение США придают развитию авиационного и морского транспорта. Именно пос-

а я

о

г х

о &

И

о

г =

о X

о =

и

щ

ю о

К Л

н «

н и

л

н

I

! ю о с

Й

3 о н и

§ Э

* i

- я

и %

л я о а о ю

0 «

и н и

а

<и н и

1

8

и

О

ч о

И

и «

а

«

а

^

н

В

^

а н

и

о.

*

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

&

о 1 о д я

- а

я и В :=

я г

2° & §

в ■

и

«

о

и

в

о

с?

«-. 2 и

в -

£

£

§ « *.

е а ч

^ а в и

в -

£

£

3

£ & Ч

^ 2 0 и

в

£

«-. 8 и

в -

£

3 « *.

£ & Ч

^ а в и

в

о

£

С?

« - . 2 и

в -

£

£

с?

«-. 2 и

г

3 и И

-

о

и =

=

Б ©

I

и

о

-Э £

о О

I

.£3

и М

I-

■Я

1) £

О 1)

<4 >н

редством авиационных и морских транспортных средств происходит переброска личного состава вооруженных сил и их материально-техническое снабжение на многочисленных американских военных базах за рубежом как в мирное время, так и в период военных операций. Чрезвычайно важное значение Пентагон придает развитию транспортного комплекса для обеспечения высокой мобильности своих вооруженных сил. США стремятся создать все необходимые условия для ведения боевых операций в случае необходимости в любой точке земного шара за короткое время.

В последние годы США серьезно заинтересовались Арктикой. Министр обороны Ч. Хейгел заявил, что она может стать одним из важнейших районов обеспечения национальной безопасности США. Именно поэтому Пентагон намерен интенсифицировать реализацию программ исследований и разработок, направленных на подготовку кораблей флота для действий в арктических условиях. Ранее руководство ВМС намеревалось обеспечить присутствие боевых кораблей в акваториях северных морей к середине 2030-х гг., однако теперь принято решение ускорить этот процесс и завершить его на 10 лет раньше, т.е. к середине 2020-х гг. Специалисты ВМС ведут исследования, направленные на создание технологий по укреплению корпусов некоторых кораблей, чтобы они могли выдерживать давление льдов. Кроме того, рассматривается вопрос расширения инфраструктуры военно-морских баз в Арктике.

В целях анализа масштабов и происходящих сдвигов в структуре расходов на военную инфраструктуру важно проанализировать изменения в военном бюджете, составленном по традиционной бюджетной классификации и утвержденном конгрессом США (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что самой крупной статьей расходов Пентагона являются затраты на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение вооруженных сил, поглощающей примерно 40% всего американского военного бюджета. Быстрому увеличению этих затрат способствовали войны в Ираке и Афганистане: с 161 млрд долл. в 2000 г. до 307 млрд долл. - в 2011 г. По указанной статье также проходят затраты на индивидуальную подготовку и обучение военнослужащих. При этом необходимо учесть, что современные средства и формы ведения вооруженной борьбы требуют все больше времени и расходов, а также создания специальной инфраструктуры для обучения военнослужащих.

По статье «Боевая подготовка и МТО вооруженных сил» проходят и затраты на эксплуатацию и ремонт военной техники, военных объектов и сооружений, а также содержание военных учебных заведений и медицинский учреждений, поддержка государственных резервных арсеналов, судоверфей, военных предприятий, закупка топлива, запасных частей и другие расходы. Постоянное усиление материально-технической оснащенности вооруженных сил США сопровождается увеличением количества современной военной техники и военного имущества, находящегося в распоряжении министерства обороны. Наращивание же военной техники и военного имущества приводит к соответствующему увеличению расходов на материально-техническое обеспечение войск.

Научно-технический прогресс и современные формы и способы ведения войны предъявляют высокие требования к человеческому фактору. Именно поэтому руководство Пентагона существенное внимание уделяет обучению, поддержанию здоровья и другим видам обеспечения личного состава вооруженных сил. Даже в условиях сокращения общего объема военного бюджета эти расходы, как видно из табл. 2, остаются на достаточно высоком уровне, а их удельный вес в военном бюджете растет.

Военно-политическое руководство США считает, что, для того чтобы вооруженные силы могли эффективно выполнять свои функции, личному составу необходимо выплачивать довольствие, которое, учитывая нелегкий и опасный труд военнослужащих, должно быть конкурентоспособным по размеру с заработной платой в гражданском секторе экономики, значительно превышая ее средний размер. В США размер основного оклада военнослужащего устанавливается в зависимости от выслуги лет и ранга, который соответствует во-

инскому званию. Ранги военнослужащих и сетка их должностных окладов приведены в табл. 3.

Как видно из данных табл. 2, по состоянию на 1 января 2011 г. размеры базовых окладов военнослужащих вооруженных сил США находились в следующих пределах:

• рядовые и сержанты - 1 357-7 195 долл.;

• уорент-офицеры - 4 701-8 925 долл.;

• офицеры - 3 502-14 975 долл.

Стремление к тому, чтобы денежное довольствие обеспечивало военнослужащему достаточное положение в обществе, составляет одно из главных направлений социальной политики американского государства. Основной оклад военнослужащего устанавливается в соответствии с законами от 1970 и 1972 гг., которые закрепляют принципы равенства государственных служащих (в число которых, естественно, входят и военнослужащие) с заработной платой занятых в частном секторе экономики и работающих на равноценных должностях. Основной оклад всех категорий военнослужащих, кроме того, практически ежегодно в законодательном порядке увеличивается в соответствии с уровнем инфляции.

Основной оклад - это лишь часть денежного довольствия военнослужащего. Другую часть, обычно значительно превышающую первую, составляют компенсационные выплаты. Они включают в себя доплаты за участие в боевых действиях, выходы в море, часы, проведенные в воздухе, дежурство в выходные дни и т.д. Например, солдат ежемесячно получает 200 долл. на питание и компенсацию в размере 250 долл. за разлуку с семьей. Когда американский солдат, сержант или офицер попадает в зону боевых действий, ему немедленно начинают выплачивать особую надбавку в размере 250 долл. Если для участия в боевых действиях военнослужащий вынужден разлучаться со своей семьей, то ему доплачивают дополнительно 100 долл. Еще 3,5 долл. в день доплачивают за то, что военнослужащий находится далеко от дома и вынужден нести дополнительные расходы на свое содержание и терпеть различные неудобства.

Из-за того, что на войне военнослужащим, как правило, некогда и негде тратить деньги, их зарплата перечисляется на особый сберегательный счет. Пока идут боевые действия, на эти деньги начисляются повышенные проценты (в среднем более чем в 5 раз выше, чем на обычном сберегательном вкладе в американском банке). Кроме того, солдаты и сержанты полностью освобождаются от выплаты всех налогов от сумм, полученных во время участия

Таблица 3

Размер ежемесячных окладов военнослужащих США в зависимости от ранга и выслуги лет, долл.

Ранг военнослужащего Продолжительность службы, лет

Менее 2 2 3 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

Офицеры

О-Ю - - - - - - - - - - - 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975

0-9 - - - - - - - - - - - 13 469 13 663 13 944 14 433 14 433 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975 14 975

0-8 9 530 9 842 10 050 10 107 10 366 10 798 10 899 11 308 11 426 11 779 12 291 12 762 13 077 13 077 13 077 13 077 13 404 13 404 13 739 13 739 13 739 13 739

0-7 7919 8 287 8 457 8 592 8 837 9 079 9 359 9 638 9 918 10 798 11 540 11 540 11 540 11 540 11 599 11 599 11 831 11 831 11 831 11 831 11 831 11 831

О-б 5 869 6 448 6 871 6 871 6 897 7 193 7 232 7 232 7 643 8 370 8 796 9 222 9 465 9 711 10 187 10 187 10 391 10 391 10 391 10 391 10 391 10 391

0-5 4 893 5 512 5 893 5 965 6 203 6 346 6 659 6 659 7 186 7 640 7 856 8 070 8313 8 313 8 313 8 313 8 313 8 313 8 313 8313 8313 8 313

0-4 4 221 4 887 5 213 5 286 5 588 5 913 6 317 6 317 6 851 6 976 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049 7 049

О-З 3 711 4 208 4 542 4 951 5 188 5 449 5 617 5 894 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039 6 039

0-2 3 207 3 652 4 207 4 349 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438 4 438

0-1 2 784 2 897 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502 3 502

Офицеры, прослужившие более 4 лет в качестве сержантов или уорэнт-офицеров"

О-ЗЕ - - - 4 951 5 188 5 449 5 617 5 894 6 128 6 262 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444 6 444

0-2Е - - - 4 349 4 438 4 580 4 818 5 002 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140 5 140

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0-1Е - - - 3 205 3 740 3 878 4 020 4 158 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349 4 349

Уорэнт-офицеры

5 - - - - - - - - - - - 6 820 7 167 7 424 7 710 7 710 8 095 8 095 8 500 8 500 8 925 8 925

\У-4 3 836 4 126 4 245 4 361 4 562 4 760 4 961 5 264 5 529 5 781 5 988 6 189 6 485 6 728 7 005 7 005 7 145 7 145 7 145 7 145 7 145 7 145

\¥-3 3 502 3 648 3 798 3 847 4 004 4313 4 635 4 786 4 961 5 142 5 466 5 685 5 816 5 955 6 144 6 144 6 144 6 144 6 144 6 144 6 144 6 144

\¥-2 3 099 3 393 3 483 3 545 3 746 4 059 4213 4 366 4 552 4 698 4 830 4 987 5 091 5 174 5 174 5 174 5 174 5 174 5 174 5 174 5 174 5 174

\¥-1 2 721 3 013 3 092 3 258 3 456 3 745 3 881 4 070 4 256 4 403 4 538 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701 4 701

Рядовые и сержанты

Е-9 - - - - - - 4 634 4 739 4 872 5 027 5 184 5 436 5 649 5 873 6215 6215 6 526 6 526 6 852 6 852 7 195 7 195

Е-8 - - - - - 3 794 3 961 4 065 4 190 4 325 4 568 4 691 4 901 5 017 5 304 5 304 5411 5411 5411 5 411 5 411 5411

Е-7 2 637 2 878 2 988 3 135 3 249 3 444 3 554 3 750 3 913 4 024 4 143 4 189 4 342 4 425 4 740 4 740 4 740 4 740 4 740 4 740 4 740 4 740

Е-6 2 281 2 510 2 620 2 728 2 840 3 093 3 192 3 382 3 441 3 483 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533 3 533

Е-5 2 090 2 230 2 337 2 448 2 620 2 800 2 947 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965 2 965

Е-4 1 916 2 014 2 123 2 230 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325 2 325

Е-3 1729 1838 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950 1950

Е-2 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644 1 644

Е-1>4 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467 1 467

Е-1<4 1 357 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

№ та

<<5

о»

ев

Е

О

Н

Е

н

<г &

ьо

оо

13

сь

СП

ьо о

* Уорент-офицер (ууаггспи о^гсег, ИЮ) - группа званий в англоязычных странах, а также в бывших колониях Великобритании. По статусу уорент-офицер занимает промежуточное положение между сержантами и младшими офицерами и является приблизительным аналогом прапорщика в странах бывшего СССР.

Примечание. Составлено автором по данным сайта военных компенсаций по состоянию на 01.01.2011 (См.: http://militarypay.defense.gov/Pay/activedutypay).

в боевых действиях. Офицеры платят налоги, если их совокупный доход превышает 5 532 долл./мес.

По оценкам экспертов, годовой совокупный доход некоторых категорий военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет и более, может достигать более 150 тыс. долл. Для сравнения: годовая зарплата конгрессмена и сенатора составляет 145 100 долл., члена правительства - 160 тыс., вице-президента США - 180 тыс. долл. [4]. Однако повышением материального стимулирования воинского труда система льгот и привилегий для американских военнослужащих не ограничивается.

Американские военные имеют право на бесплатное жилье или же на квартиру, которая освобождается от налогообложения. В США быть военным выгоднее также для получения образования, кредитования и страхования жизни и т.д. По американским законам, предусмотрены значительные льготы для ветеранов вооруженных сил. Если военнослужащий прослужил 20 и более лет, то он получает право на военную пенсию, которая составляет 50-75% от его денежного довольствия в последние несколько лет службы. К числу основных льгот ветеранам относятся профессиональная реабилитация, помощь в получении жилья и образования, помощь в трудоустройстве, медицинское и бытовое обслуживание и т.д.

По статьям «Закупки вооружения» и «НИОКР» значительные средства Пентагон направляет на создание и модернизацию инфраструктуры организаций и фирм, занимающихся выполнением военных НИОКР и производством ВВТ.

Заметная доля расходов на инфраструктуру связана с поддержанием американских военных баз за границей. По данным журнала Foreign Policy Focus от 31 марта 2011 г., только в 2010 г. на строительство и поддержание в операционном состоянии заграничных военных баз министерство обороны США израсходовало 41,6 млрд долл. О масштабах расходов, связанных с функционированием зарубежных военных баз, свидетельствует и то, что в течение 12 лет (с 2001 г.) затраты Пентагона только на выполнение строительных работ частными компаниями составили 385 млрд долл. [10].

Поскольку расходы на различные виды инфраструктуры проходят по различным статьям бюджета министерства обороны, трудно оценить их общую сумму. По данным американских специалистов, эти расходы в 1998 г. составляли примерно 60% бюджета Пентагона [9]. По некоторым оценкам, в последние годы примерно около 40% бюджета

военного ведомства страны связано с созданием и эксплуатацией военной инфраструктуры.

В США первостепенное значение придают совершенствованию финансового контроля за использованием расходов на военную инфраструктуру. Можно сказать, что в этой стране создана строгая система финансового контроля за ходом исполнения принятых военных программ, причем важным принципом построения и функционирования этой системы является сочетание внутри- и вневедомственного контроля, контроля со стороны органов исполнительной власти. Важную роль играет управление министерства обороны по аудиту оборонных подрядов и внутренние аудиторские группы в каждом из видов вооруженных сил. Кроме того, заметное положение занимает контролер министерства обороны и подчиненный ему аппарат.

Среди вспомогательных органов конгресса, непосредственно участвующих в процессе надзора за правильным расходованием военных ассигнований, серьезное и независимое место занимает главное контрольно-финансовое управление, которое на постоянной основе занимается контролем за расходованием денежных средств, выделяемых конгрессом.

Список литературы

1. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Методологические основы и специфика военно-экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 7. С. 2-11.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Роль и значимость экономического анализа в управлении современным военным строительством // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 2-13.

3. Золотарев П.С. «Пушки и масло» // Независимое военное обозрение. 2013. № 22.

4. Сидоров В. Как поддерживают офицеров и военных пенсионеров в США и РФ // Военно-промышленный курьер. 2007. № 50.

5. Финансирование военных приготовлений основных стран мира. М.: ИМЭМО РАН, 2012, 137 с.

6. Хрусталёв Е.Ю. Геополитические и экономические основы военной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 28. С. 2-15.

7. Хрусталёв Е.Ю. Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 2-11.

8. Хрусталёв Е.Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // На- 61

циональные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 8. С. 2-15.

9. Garamone J. Reform Initiative: Reorienting Way DoD Does Business // American Forces Press Service. 1999. March. P. 2.

10. Vine D. Contractors Raked in $385 Billion on Overseas Bases in 12 years. URL: http://motherjones.com/ politics/2013/05/contractors-385-billion-military-bases.

National interests: priorities and security Foreign experience

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

FINANCING OF THE USA MILITARY INFRASTRUCTURE

Timur V. SPIRIDONOV

Abstract

The article considers the process of financing the military costs of the establishment and operation of the U.S. military infrastructure, as well as the logistics of the U.S. Army. The paper pays a particular attention to the transport complex of the military infrastructure, since all of the U.S. military bases require huge amounts of air and sea transport. The author is thoroughly considering the matters on training, health and other types of provision for the personnel of the Armed Forces.

Keywords: U.S. Department of Defense, military infrastructure, military expenditures, military bases, Armed Forces, U.S. Transportation Command

References

1. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Metodologicheskie osnovy i spetsifika voenno-ekonomicheskogo analiza [Methodological bases and the specifics of a military-economic analysis]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory andpractice, 2014, no. 7, pp. 2-11.

2. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Rol' i znachimost' ekonomicheskogo analiza v upravlenii sovremennym voennym stroitel'stvom [The role and relevance of the economic analysis in the management of modern military construction]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2014, no. 4, pp. 2-13.

3. Zolotarev P.S. "Pushki i maslo" ["Guns and butter"]. Nezavisimoe voennoe obozrenie - Independent military review, 2013, no. 22.

4. Sidorov V. Kak podderzhivayut ofitserov i voen-nykh pensionerov v SShA i RF [The support of the officers and retired military personnel in the United States and the Russian Federation]. Voenno-promyshlennyi kur 'er -Military-industrial courier, 2007, no. 50.

5. Finansirovanie voennykh prigotovlenii osnovnykh stran mira [Financing the military preparations of the major countries of the world]. Moscow, IMEMO Publ., 2012, 137 p.

6. Khrustalev E.Yu. Geopoliticheskie i ekonomichesk-ie osnovy voennoi bezopasnosti [The geopolitical and economic foundations of military security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2013, no. 28, pp. 2-15.

7. Khrustalev E.Yu. Global'noe voennoe protivostoy-anie i metodologiya otsenki oboronosposobnosti Rossii [Global military confrontation and the evaluation methodology of Russia's defense capability]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2013, no. 9, pp. 2-11.

8. Khrustalev E.Yu. Ekonomicheskii analiz i metod-ologiya izmereniya natsional'nogo oboronnogo potent-siala Rossii i vedushchikh gosudarstv mira [The economic analysis and methodology for measuring the national defense potential of Russia and the leading countries of the world]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2012, no. 8, pp. 2-15.

9. Garamone J. Reform Initiative: Reorienting Way DoD Does Business. American Forces Press Service, 1999, March, p. 2.

10. Vine D. Contractors Raked in $385 Billion on Overseas Bases in 12 years. Available at: http://moth-erjones.com/politics/2013/05/contractors-385-billion-military-bases.

Timur V. SPIRIDONOV

Institute of World Economy and International Relations, RAS, Moscow, Russian Federation timur.spiridonov2014@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.