Научная статья на тему 'Финансирование независимых телепроектов средствами краудфандинга (опыт народной поддержки программы «Экспедиция ТВ-2»)'

Финансирование независимых телепроектов средствами краудфандинга (опыт народной поддержки программы «Экспедиция ТВ-2») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
294
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ТЕЛЕПРОЕКТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МОНЕТИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКИХ УСЛУГ / CROWDFUNDING / TV PROJECT / FINANCING / MONETIZATION JOURNALIST''S SERVICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается один из новых способов монетизации журналистских услуг по производству контента краудфандинг, в основе которого лежит коллективная благотворительная акция. В процессе этой акции люди перечисляют деньги в поддержку того или иного проекта. Данный феномен почти не изучен, встречаются лишь единичные публикации на тему краудфандинга. В статье на примере успешно реализованного проекта программы «Экспедиция ТВ-2» дается попытка анализа механизма работы краудфан-динга для дальнейшего его совершенствования и понимания этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing independent TV projects by resources of crowdfunding (experience people''s support of program «Expedition TV-2»)

The article considers one of new methods monetization journalist's services on production content crowdfunding, which is based on collective charitable action. During this action people transfer money in support of one or another project. This phenomenon barely studied, found only single publications about crowdfunding. In the article on example successful realized project of program «Expedition TV-2» given attempt analysis of mechanism of the crowdfunding for further it perfection and understanding of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Финансирование независимых телепроектов средствами краудфандинга (опыт народной поддержки программы «Экспедиция ТВ-2»)»

Раздел VIII. Молодые учёные: первые исследовательские опыты

189

мендательном письме для конкурса, который проводит Департамент по молодежной политике, на поддержку молодежных социальных проектов, он написал: «Проект станет своеобразным откликом на потребности современного общества и представит собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей среди томской молодёжи посредством музыкальной культуры. Особенно актуально это для нашего региона, так как Томск — это студенческий город. Здесь находятся 6 университетов, и каждый пятый житель этого города — студент. Поэтому НПТТО «Чеховские Пятницы», одна из целей которых — развитие культурно-творческой инициативы населения города Томска, организуют систему поддержки томских талантов, имея в своем составе известных творческих людей и хороших специалистов. Проект телевизионного вокального конкурса

«Поёшь в дУшЕ?!» представленный молодым автором, сможет стать основой для привлечения новых талантов к участию в общественной и культурной жизни города: в мероприятиях, конкурсах, фестивалях и концертах».

Литература

1. Щербинин А.И. Традиции, образы, ценности как стратегический ресурс университетского города, проект «Императорский университет» // Традиционные христианские ценности и современный мир: Материалы XXIII духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Томск, 2014. С. 49-51.

2. Глазычев В.Л. Городская среда. Технологии развития: настольная книга / Введение: культурный потенциал города. Издательство «Ладья», 1995 [Электронный ресурс], URL: http://www.glazychev. ru/books/gorodskaya_sreda/gs_kult_potencial.htm

УДК 316.77

Ю. С. Кузнецова

Томский государственный университет

ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ТЕЛЕПРОЕКТОВ СРЕДСТВАМИ КРАУДФАНДИНГА (ОПЫТ НАРОДНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ЭКСПЕДИЦИЯ ТВ-2»)

В статье рассматривается один из новых способов монетизации журналистских услуг по производству контента — краудфандинг, в основе которого лежит коллективная благотворительная акция. В процессе этой акции люди перечисляют деньги в поддержку того или иного проекта. Данный феномен почти не изучен, встречаются лишь единичные публикации на тему краудфандинга. В статье на примере успешно реализованного проекта программы «Экспедиция ТВ-2» дается попытка анализа механизма работы краудфан-динга для дальнейшего его совершенствования и понимания этого феномена.

Ключевые слова: краудфандинг, телепроект, финансирование, монетизация журналистских услуг.

The article considers one of new methods monetization journalist's services on production content — crowdfunding, which is based on collective charitable action. During this action people transfer money in support of one or another project. This phenomenon barely studied, found only single publications about crowdfunding. In the article on example successful realized project of program «Expedition TV-2» given attempt analysis of mechanism of the crowdfunding for further it perfection and understanding of this phenomenon.

Keywords: crowdfunding, TV project, financing, monetization journalist's services.

С ПЕРЕХОДОМ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ на мультимедийные интернет-платформы актуализируется проблема монетизации журналистских услуг по производству контента. Одним из таких новых способов сбора средств на покрытие производственных расходов становится краудфандинг — коллективная благотворительная акция, в ходе которой люди перечисляют свои деньги на поддержку того или иного проекта, персоны или организации. Краудфандинг почти совсем не изучен, можно найти только единичные публикации об этом способе финансирования [1]. Для совершенствования механизмов краудфандинга необходимо анализировать «истории успеха» — те проекты, которым удалось собрать финансовые средства для жизни. Одним из таких успешных проектов стала программа «Экспедиция ТВ-2».

Программа «Экспедиция ТВ-2» была создана в 2003 году двумя журналистами томской независимой телекомпании «ТВ-2» Алексеем Багаевым и Денисом Бевзом. За время существования передачи было совершено более 40 экспедиций в труднодоступные и удаленные от цивилизации районы Западной и

190

Журналистский ежегодник

Восточной Сибири, Центра льной Азии и Дальнего Востока. Участники «Экспедиции» плавали по Обь-Енисейскому каналу, спускались в алтайские пещеры, изучали в скитах жизнь староверов. Результатом этих путешествий становились циклы телевизионных репортажей — «Дневники экспедиций ТВ-2» и документальные фильмы. В 2009 г. один из этих фильмов «История вечной мерзлоты», посвященный трассе 503, стал номинантом национальной телевизионной премии ТЭФИ [2].

Своеобразие «Экспедиции ТВ-2» — экстремальность условий работы и эксклюзивность собранного материала. При подготовке маршрута обычно ведется работа с документами Государственных архивов, а авторы включают в фильмы примеры путешествий знаменитых сибирских исследователей — Г. Потанина, В. Сапожникова, В. Обручева. Каждая из экспедиций вызывала широкий резонанс у зрителей: многие звонили и писали авторам, делясь впечатлениями. «Экспедиция ТВ-2» выходила в эфир не только в Томске, но и в других регионах (более 20 телеканалов в своё время договаривались с авторами о разовых показах), также фильмы А. Багаева и Д. Бевза можно увидеть в сети Интернет [3].

После закрытия телекомпании ТВ-2 участники «Экспедиций» решили собрать деньги на продолжение проекта через крупнейшую российскую краудфан-динговую платформу «Планета.ру». Была рассчитана сметная стоимость проекта (580.000 рублей) и определен срок сбора средств — 30 дней. Кампания по сбору средств освещалась в СМИ холдинга «Томская медиа группа»: на сайте агентства новостей «ТВ-2», в эфире радиостанций «Европа плюс», «Русское радио», «Ретро ФМ», «Радио Шансон». Через несколько дней после старта о кампании по сбору средств стали рассказывать на площадках разных социальных сетей: «ВКонтакте», «РасеЬоок» и т.д.

Проект-менеджер Елена Стурова разослала обращение о финансовой помощи известным медийным персонам: политикам, артистам, писателям и спортсменам (Сергей Станкевич, Лев Новоженов, Яна Поплавская, Ксения Ларина, Юлия Меньшова и др.), однако большинство писем было проигнорировано получателями, а сделанные репосты двух десятков «звезд» не принесли результата: денег на проект поступало очень мало. Не получилось победить в конкурсе краудфандинговых проектов портала «Медуза». Тогда Елена решила привлечь к кампании одного из создателей программы Алексея Багаева, очень авторитетного журналиста в Томске и за его пределами. Через ту же социальную сеть «РасеЬоок» Алексей рассказал о кампании и о проекте своим подписчикам, репостами его записей тут же делились единомышленники.

Деньги постепенно стали поступать на счет проекта. Поступления увеличились после выхода в эфир программы «Человек из телевизора» на радио «Эхо Москвы». Ведущие программы К. Ларина и И. Петровская 1 апреля 2015 г. рассказали о кампании по сбору средств на проект «Экспедиции»: «Обратите внимание на передачу „Экспедиция", краудфандинг объявлен, сбор денег. Пожалуйста, приглашаем тех, кто хочет поучаствовать. Сделайте это, и будет вам памятник» [4].

Анализируя опыт народной поддержки «Экспедиций ТВ-2» и других независимых телепроектов, можно сделать несколько выводов и обобщений. Во-первых, обращение к широкой общественности за финансовой помощью должно звучать от первого лица, автора проекта, а не от доверенных лиц. Во-вторых, обращение должно быть эмоциональным, так как краудфандинг — особенный способ финансирования проекта, рассчитанный, прежде всего, на всплеск эмоций и на спонтанную реакцию неравнодушного человека. И третье соображение касается сроков кампании. Рассчитывать на многомесячные акции не приходится, так как люди за такой срок переключаются на другие проблемы и призывы, забывая первоначальный импульс. Или ваше обращение сработает в первый же месяц, или вы не соберете нужной суммы вообще. Способы вовлечения читателя в коммуникацию по поводу краудфандинга и сам механизм народной поддержки нуждаются в подробном изучении и в научном обосновании по результатам анализа большого массива проектов.

Литература

1. Кашапов, Радиф. Сеть в помощь! Что такое краудфандинг и каковы его перспективы в России. Частный корреспондент (4 апреля 2011). http://www.chaskor.ru/article/set_v_pomoshch_22881

2. О проекте «Экспедиция ТВ-2» http://www.tv2.tomsk.ru/tv2/projects/ ekspeditsiya-tv2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.